Новый китайский учебный самолёт поднялся в воздух

5 091 15
Новый китайский учебный самолёт поднялся в воздух

Китайский авиапром продолжает расширять линейку военных самолетов, приступив к испытаниям новой учебно-тренировочной машины, предназначенной для обучения пилотов малозаметных истребителей.

Судя по изображениям, опубликованным в сети, новый УТС впервые поднялся в воздух, вероятно, 28 октября. Это двухмоторный реактивный самолёт с тандемной кабиной. В отличие от западных моделей, таких как Leonardo M-346, он имеет двухкилевое оперение, аналогичное самолёту T-7 от Boeing. Сообщается, что разработка УТС ведётся на предприятии Hongdu Aviation Industry Group (HAIG) в Наньчане, которое ранее уже сконструировало несколько учебных машин, включая модели JL-8 и JL-10. Официальное обозначение нового УТС неизвестно, неформально он называется JL-XX.



JL-10, имеющий экспортное обозначение Hongdu L-15, похож на итальянский УБС M-346 и российский Як-130 – ранее Пекин получил от Москвы часть технологий по этой машине.


JL-XX, вероятно, также будет использоваться как лёгкий боевой самолёт. На это указывают узлы подвески на законцовках крыла и серый обтекатель, под которым размещён радар. Самолёт оснащён двумя двигателями от компании Minshan, которые имеют цифровое управление и тягу от 39 до 49 кН. Более подробная информация неизвестна. Ожидается, что новая учебная машина в конечном итоге заменит JL-9, который был разработан на базе J-7 (МиГ-21) и отличается полностью переработанной носовой частью.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 ноября 2025 05:58
    Молодцы китайцы!
    Больше и добавить нечего.
    Всем хорошего дня!
  2. +1
    3 ноября 2025 06:02
    Двухдвигательный УТС - это перебор!
    1. +2
      3 ноября 2025 09:21
      Як-130 тоже двухдвигательный.
  3. 0
    3 ноября 2025 08:40
    Чем же он похож?
    на итальянский УБС M-346 и российский Як-130
  4. +4
    3 ноября 2025 09:41
    Китайцы повторяют американский учебный Boeing T-7A Red Hawk, только с двумя двигателями.
  5. -2
    3 ноября 2025 10:49
    Интересно китайцы до сих пор пытаются безуспешно копировать ТРДДФ России и США или продолжают покупать их так как на сегоднгя единственные две страны в мире кто может с нуля производить ТРДДФ это Россия и США все...остальные не могут...никто....вот вам и признак сверхдержавы. И все эти смешные заявления Китая о истребителе 5-го ...и 6-го..да хоть 10-го поколения обнуляются только одним простым вопросом...- А двигатель (ТРДДФ) чей? российский или американский...или их жалкие временные копии - подделки у которых в разы ниже качество прочность и выносливость из за чего их потом и бракуют.
    1. -2
      3 ноября 2025 11:39
      Ну, можно и так себя успокоить. Только вот на
      J-20 cтоит уже двигатель, WS-15, разработанный в Дяляньском технологическом университете. Причём там же вроде как ведутся работы уже по двигателями для самолётов следующего поколения.
      1. +1
        3 ноября 2025 15:48
        во-первых этот двигатель еще не принят на вооружение не производится серийно и не до конца прошел испытания (данных по нему вообще мало и в основном нет) . во-вторых предыдущий двтигатель WS-10 имеет межремонтный период 500 часов (аналог российского АЛ-31-Ф1) тогда как российский устанавливаемый на Су-35С АЛ-41-Ф1 имеет межремонтный ресурс 4000 часов ...опять таки данные по новому последнему АЛ-51-Ф1 для Су-57 вообще 8000 часов . Так что как я и писал изначально все упирается в ресурс \ надежность и прочность конструкции и их суперматериалы. Заявлять китайцы могут все что угодно но пока этого двигателя на самолетах нет и тем более нет наработанных безаварийных часов ...нет ничего ни статистики ни данных эксплуатации уже на серийных истребителях..в отличие от росийских.
        1. -1
          3 ноября 2025 18:08
          Ну, WS-15,прошел все испытания в 2023 году. А в 2024 уже появился J20A, c этим двигателем. Пустить их в серию за китайцами не заржавеет. Посмотрите сколько Су-57 стоит на вооружении ВВС России и сколько китайцы настрогали J-20. В КНР уже собираются начать производство J-35 и подходят к концу разработки стелс бомбардировщика. Я как то побывал на выставке автомобилей и глядя на разнообразие китайских моделей думал, что они не скоро появятся на дорогах, а сегодня не удивлюсь если их скоро станет больше чем европейцев. Российских моделей на выставке не было, ни одной.
        2. +4
          3 ноября 2025 22:04
          Цитата: Lako
          на
          J-20 cтоит уже двигатель, WS-15, разработанный в Дяляньском технологическом университете.

          Разработан на основе русского Р-279В-300 , выкупленного во второй половине 90-х прямо с выставки (проходила в Белоруссии) . Вот с тех пор они над ним и работают , стараясь получить заявленные для него характеристики (тяга на форсаже 18 500 кг.с. , безфорсажный максимум 13 000 кг.с.) . Судя по последним данным вроде-бы удалось им получить ресурс достаточный для запуска в серию (не менее 500 моточасов) , но есть некоторые сомнения удалось ли получить заявленную максимальную тягу , ибо проскакивало что тягу снизили для получения приемлемого ресурса . Ну да раз ставят на своих "Драконов" , значит уверены что летать на нём можно .
          Цитата: Лимрак
          данные по новому последнему АЛ-51-Ф1 для Су-57 вообще 8000 часов .

          А откуда такие фантастические данные ? Дело в том , что у АЛ-51Ф-1 просто рекордная , запредельная удельная мощность , очень высокие температуры на лопатках турбины , так что добиться приемлемого ресурса на нём тоже долго не могли , оттого и работы так долго тянулись . Так что в такие невероятные цифры ресурса извините , не верится . Может конечно и от режимов работы зависеть , но это слишком даже для американских двигателей прежнего поколения . Буду рад ошибиться , но скорей всего теперешний ресурс двигателя в два , а то и три раза меньше . И это тоже будут ОЧЕНЬ хорошие цифры для двигателя такой тяги и такой удельной мощности . Ибо работает он на закритических температурах . Это видно даже по цвету его факела (не голубой , а красный) . Так что если реальный ресурс этого двигателя от 2 500 до 4 000 моточасов , это уже очень , ОЧЕНЬ хорошо . Ну и максимальную тягу на форсаже ему всё же немного понизили от прежде заявленной , не 18 000 , а 17 500 кг.с. Хотя изначально на стенде он выдал аж 19 500 кг.с.
          Но АЛ-51Ф-1 , это реально прорыв в мировом двигателестроении . Имея тягу всего на 1 - 1,5 т.с. ниже чем двигатель "Лайтинга" он почти в полтора раза легче (порядка 1300 кг.) .
          А у китайцев с двигателями пока серьёзные проблемы продолжаются - даже двигатели 4-го поколения они пока с приемлемым ресурсом делать не могут . Но они очень стараются .
    2. +1
      3 ноября 2025 22:59
      на сегоднгя единственные две страны в мире кто может с нуля производить ТРДДФ это Россия и США


      🤣🤣🤣 А ещё Франция, британский Ролс Ройс, немецкая МТУ. Способны ещё итальянцы и японцы, но предпочитают совместное производство, например движок еврофайтера. Ну и конечно, наша любимая Украина! Именно она поставляла в КИТАЙ двигатели для L-15,- модифицированный двигатель изначально разработанный для Як-130, только с форсажной камерой, и тягой... 4200 Кгс! Походу именно его китайцы и скопировали, или купили лицензию втихаря
      1. -1
        3 ноября 2025 23:28
        не путай ТРД с ТРДДФ то есть простые бесфорсажные ТРД с двигателями для истребителей - ТРДДФ форсажные двухконтруные...это две большие разницы.
        1. 0
          4 ноября 2025 11:51
          не путай ТРД с ТРДДФ


          АИ-222-25Ф это ТРД? Или вы имели ввиду Снекма М53 с Мираж -2000? М88 с Рафаля? EJ-200 с еврофайтера? Ваш уровень знаний не для данной полемики. Даже Википедия (!!!), способна вам помочь, но вы похоже не читатель,- вы писатель 🤣
  6. -1
    3 ноября 2025 12:34
    В отличие от западных моделей, таких как Leonardo M-346, он имеет двухкилевое оперение, аналогичное самолёту T-7 от Boeing.

    Судя по фото, он ещё и двухдвигательный.
    Насколько оправдано на учебном самолёте два двигателя?
    Стоимость лётного часа как бы тоже не в двое увеличивается, следовательно удорожается подготовка лётчиков.
    А если их нужно готовить много и очень много? what
    1. +1
      3 ноября 2025 14:42
      Як-130 тоже двухдвигательный