Битва трёх императоров

5 970 30
Битва трёх императоров
Лейб-гвардии Конный полк захватывает орла 4-го линейного полка, картина Б. Виллевальде


Предыстория


Наполеон готовил армию для вторжения в Англию, сосредоточив войска на французском побережье Ла-Манша, в Булони. Британцы смогли бросить против Франции Австрийскую и Русскую империи. Австрийцы жаждали реванша за тяжелое поражение в войне Второй коалиции (1798 – 1802 гг.), когда империи Габсбургов пришлось сделать большие уступки французам в Германии и Италии.



Русских в войну втянул молодой и тщеславный император Александр Павлович, плюс умелая политика Лондона, который использовал континентальные державы как своё «пушечное мясо» в борьбе с Францией за гегемонию в Европе и мире. Свою роль сыграло и высшее российское общество, больше ориентированное на большую политику в Европе и особенно в германском мире, чем на внутренние дела и национальные интересы (Русская кровь за спасение «туманного Альбиона»).

Союзники собрали огромные силы: около 500 тыс. солдат, которые должны были наступать от Северной Германии до Италии. Британия финансировала союзников и господствовала на море, утопив франко-испанский флот у мыса Трафальгар.

Спесивые австрийцы, переоценивая свои силы и считая, что Бонапарт не успеет отреагировать на их действия, начали наступления до прибытия русской армии под началом Кутузова. Они жестоко просчитались. Наполеон совершил хорошо организованный марш-бросок, перебросив Великую армию (так он назвал армию, предназначенную для вторжения в Англию) из Северной Франции в Германию. Австрийское командование не смогло адекватно отреагировать. Это привело к Ульмской катастрофе в октябре 1805 г. Австрия потеряла ударную армию, а Бонапарт перехватил инициативу в войне.

Кутузов в ходе удивительного 400-километрового Ульмско-Ольмюцкого марш-броска спас армию, хотя австрийское верховное командование и пыталось её «похоронить», пытаясь закрыть русскими войсками столицу. Тем временем Бонапарт занял Вену. Он неоднократно пытался уничтожить русские войска, но Кутузов и Багратион сорвали его планы (Шёнграбенское сражение. Погибнуть, но спасти армию).

Кутузов в ноябре 1805 г. соединился с русскими и австрийскими подкреплениями. Русский император Александр I и австрийский император Франц II прибыли к армии.


Недооценка противника


Бонапарту нужна была новая решительная победа над союзниками. Время играло против него. К русским шли подкрепления, на подходе была австрийская армия, которая была переброшена из Италии. Пруссия ещё колебалась, но могла в любой момент выступить на стороне Австрии и России. В Берлине преобладала партия войны, и пруссаки не желали усиления Франции в Германии. Поэтому Наполеон умело провоцировал союзников на сражение (Как Наполеон переиграл императоров Александра и Франца).

Хитроумный Кутузов легко разгадал замыслы великого француза. Он предлагал тянуть время, отходить, растягивая коммуникации противника, соединиться с подкреплениями (русский полководец реализовал этот план в ходе кампании 1812 года), а затем уже ударить. Также в войну могла вступить прусская армия, создавая угрозу на фланге противника.

Однако австрийский двор, недовольный «трусливой» стратегией Кутузова, требовал дать сражение. Австрийцы ничем не рисковали – основной удар принимали русские войска, а австрияки уже были готовы заключить сепаратный мир за спиной у русских. Царь Александр, желавший полководческой славы, и практически вся его свита, уверенная в превосходстве «непобедимой» русской армии, также желали сражения.

Уверенность Александра подкреплялась численным превосходством союзных войск. Союзная армия насчитывала около 85 тыс. человек при около 280 орудиях (60 тыс. русских и 25 тыс. австрийцев). Силы противника недооценивали, считали, что у корсиканца не более 40 – 50 тыс. солдат и он опасается сражения. На деле французов было более 73 тыс. человек.


Разгром


План сражения разработал австрийский генерал Вейротер. Он предложил обойти неприятеля левым крылом (три колонны), где была сосредоточена половина союзных сил. В центре стояли две колонны Коловрата и Милорадовича под общим командованием Кутузова. За ними — гвардейский резерв великого князя Константина Павловича. На правом фланге были колонны Багратиона и Лихтенштейна (австрийская).

В итоге союзники думали наступать, считая, что более численно слабые французские войска будут держать оборону. Кутузов был против этого плана, но его не послушали.

В результате союзное наступление провалилось. Сильное левое крыло союзников под началом Буксгевдена (29 батальонов пехоты и 22 эскадрона кавалерии) наступало в трёх колоннах Дохтурова, Ланжерона и Пржибышевского, увязло в жестоком бою с французами, которые меньшими силами остановили натиск противника. В дальнейшем Буксгевден действовал пассивно: продолжал возиться у третьестепенного пункта битвы, пока противник прорывался в центре, запоздал с отходом, что привело к тяжелым потерям.


Наполеон награждает солдата медалью за храбрость, проявленную в битве при Аустерлице. Британский художник Ричард Кейтон Вудвилл-младший

Тем временем Бонапарт, разгадав планы противника и используя благоприятный момент, ударил главными силами (до 50 тыс. солдат) в центре на Праценские высоты. Малочисленный центр русской армии, а затем и резерв (гвардия) отчаянно дрались, но не могли сдержать натиск таких же по качеству превосходных, но более многочисленных французских полков. Французы в жестоком бою смогли прорвать оборону русских и ударили в тыл левого крыла. Союзные войска были охвачены с трёх сторон и в итоге в беспорядке стали отступать.

Разыгралась страшная трагедия. Русские полки были прижаты к полузамерзшим Зачанским прудам. Целые полки были буквально расстреляны отлично организованной Бонапартом французской артиллерией или утонули, когда лёд рухнул. Другие части вынуждены были сдаться в плен. В частности, не смогла прорваться и после отчаянного сопротивления, сковавшего французов и давшего двум другим колоннам уйти, сдалась колонна Пржибышевского. Русского генерала польского происхождения после плена отдали под суд и разжаловали в рядовые.

Правое крыло русских войск под началом Багратиона выстояло, но это уже ничего не значило. Союзным войскам пришлось отходить по всему фронту.

Героизм русских солдат и офицеров в этот раз не смог исправить ошибки верховного командования. Так, русские кавалергарды полегли почти полностью в схватке с французскими конными гренадёрами. Французские полководцы были удивлены героизмом и храбростью русских войск и бездарностью командования, погубившего такие великолепные полки.


Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем. Художник Николай Самокиш

Блестящие свиты императоров Александра и Франца, так жаждавшие победы и славы, бежали. Русский историк Евгений Тарле, написавший одну из лучших монографий по истории Наполеона, отмечал:

Император Франц и Александр бежали с поля битвы еще задолго до окончательной катастрофы. Их свита бежала врассыпную, бросив обоих монархов по дороге, и монархи тоже убежали с поля сражения и быстро разлучились друг с другом, унесенные лошадьми в разные стороны. Короткий зимний день склонялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв самообладание. Его быстрое бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена.

Союзники потеряли в сражении по разным оценкам 27 – 35 тыс. человек, из них пленными 11 – 20 тыс. Русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский считал, что союзники потеряли 27 тыс. человек, причём большая часть, 21 тысяча, — русские. Был потерян почти весь артиллерийский парк – около 200 орудий, весь огромный обоз со всеми запасами. Французские потери – 9 – 10 тыс. человек.


Ф. Жерар. Наполеон при Аустерлице.

Поражение в войне


Это был решительный разгром. Это было одно из выдающихся сражений, которое провёл Наполеон. Война была проиграна.

Естественно, что Пруссия отказалась вступать в войну. Бонапарт на правах триумфатора заставил Пруссию заключить союз с Францией, подарив Берлину Ганновер.

Союзное верховное командование было деморализовано. Австрийский император заявил, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, хотя у Австрии ещё были силы, чтобы продолжать войну. 26 декабря 1805 г. Австрийская империя заключила в Пресбурге мир, уступив Бонапарту, как королю Италии, Венецию, Истрию (без Триеста), Далмацию, признала все свои потери в Италии.

Вена делала территориальные уступки в пользу Баварии, Вюртемберга. Император Франц II признал за князьями Баварии и Вюртемберга титулы королей, что вывело их из-под власти институтов Священной Римской империи. Эти германские земли становились сателлитами Бонапарта. Это был конец господства Габсбургов в священной Римской империи (германском мире), которую Наполеон распустил в 1806 году и заменил Рейнским союзом, подконтрольным ему.

Также австрийцы платили большую контрибуцию. Франция снова озолотилась в ходе войны.

Россия осталась на континенте в одиночестве. Начались переговоры о мире, но они не привели к успеху. В 1806 году началась война Четвёртой коалиции, в которой Австрию сменила Пруссия, недовольная усилением Франции в германском мире.


Встреча Наполеона и Франца II после Аустерлицкого сражения. Художник Антуан-Жан Гро (
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    Вчера, 06:57
    Всегда злило, что из-за ошибок группы лицсвои гибнут простые люди. Видимо никогда не закончится это......
    1. +4
      Вчера, 10:42
      -Британцы смогли бросить против Франции Австрийскую и Русскую империи.
      Александр,ПЛЮС-лучше,точнее не скажешь.
      ГЛАВНАЯ ошибка-подчинение Кутузова Францу.
  2. -2
    Вчера, 08:22
    Битва трёх императоров
    была проиграна, но Битва народов была выиграна.

    Обидный проигрыш, шансы были на победу и избежать ОВ, но увы..
    ...
    1. -2
      Вчера, 09:49
      Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…

      Цитата: Ольгович
      была проиграна, но Битва народов была выиграна.

      Вот о нашей победе и писать надо!

      О проигранных битвах упоминать можно, но вскользь, не концентрируя на этом внимание. Кому надо углубиться, тот для удовлетворения собственного любопытства найдёт время.

      Кстати. Помните под каким флагом наш государь в Париж входил? Что-то он на триколор ну совсем не похож, да и в войсках его не видно...
      1. -1
        Вчера, 10:33
        Цитата: Boris55
        Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…

        Цитата: Ольгович
        была проиграна, но Битва народов была выиграна.

        Вот о нашей победе и писать надо!

        О проигранных битвах упоминать можно, но вскользь, не концентрируя на этом внимание. Кому надо углубиться, тот для удовлетворения собственного любопытства найдёт время.

        Кстати. Помните под каким флагом наш государь в Париж входил? Что-то он на триколор ну совсем не похож, да и в войсках его не видно...

        Ну так то сейчас в нашей стране не Монархия. И надеюсь не будет.

        Лондон (Карфаген) должен быть разрушен. PROXOR
    2. -1
      Вчера, 09:54
      Цитата: Ольгович
      Битва трёх императоров
      была проиграна, но Битва народов была выиграна.

      Обидный проигрыш, шансы были на победу и избежать ОВ, но увы..
      ...

      Шансов не было, как и под Бородино. Наполеон был гением тактики.
      1. 0
        Вчера, 09:59
        Суть Русской цивилизации есть большевизм.

        Цитата: Panin (michman)
        Наполеон был гением тактики.

        О даааа. С ним, по количеству убиенных им сограждан (2/3 мужского населения Франции), может сравниться разве что только Зеленский...

        Кто там у вас ещё из проигравших в гении записан: Карл12, лже Дмитрий, Гитлер?
        1. -1
          Вчера, 10:01
          Цитата: Boris55
          Суть Русской цивилизации есть большевизм.

          Цитата: Panin (michman)
          Наполеон был гением тактики.

          О даааа. С ним, по количеству убиенных им сограждан (2/3 мужского населения Франции), может сравниться разве что только Зеленский...

          Кто там у вас ещё из проигравших в гении записан: Карл12, лже Дмитрий, Гитлер?

          Можно из победивших записать.
          27 млн
          1. +6
            Вчера, 10:07
            Большевизм – есть суть Русской цивилизации.

            Цитата: Panin (michman)
            Можно из победивших записать. 27 млн

            Мы это помним и очень да же хорошо помним!

            Военные потери РККА составили ~ 7 миллионов человек, что сравнимо с потерями одного вермахта, без учёта остальных войск участвующих в агрессии против нас.

            Откуда взялись оставшиеся 20? Это убиенные захватчиками мирные граждане - дети, старики женщины. Посмотрите, что современные фашисты творили на Курской земле и что они творят в районе проведения СВО - то же самое...
            1. -3
              Вчера, 10:49
              По другим данным потери ркка составили 13-15 млн.
              Наполеон не мог потерять 2/3 мужского населения в принципе. Ибо потери тогда были несравнимы с последующими периодами и Франция не смогла бы воспроизвестись. Потери в одной битве редко превышали 30-50тыс человек
              1. +4
                Вчера, 11:10
                Уважаемые коллеги, напоминаю, что после наполеоновских войн численность населения Франции так и не смогла восстановиться на протяжении всего 19 века. Убытки населения Франция смогла восполнить только в 20 веке.
              2. 0
                Вчера, 11:53
                Цитата: Panin (michman)
                Наполеон не мог потерять 2/3 мужского населения

                безвозвратные потери французов около миллиона человек из 28 млн насеелния, еще болные и калеки..
                Огромная цифра.
                1. 0
                  Вчера, 12:14
                  Цитата: Ольгович
                  Цитата: Panin (michman)
                  Наполеон не мог потерять 2/3 мужского населения

                  безвозвратные потери французов около миллиона человек из 28 млн насеелния, еще болные и калеки..
                  Огромная цифра.

                  Но никак не 2/3
                  1. -2
                    Вчера, 12:24
                    Цитата: Panin (michman)
                    Но никак не 2/3

                    нет, конечно, но самые лучшие
      2. +3
        Вчера, 15:48
        В принципе, Аустерлиц можно было как минимум не проиграть. И тот же Кутузов понимал, что для этого с Праценских высот спускаться не надо. Нерешительный же результат сражения для Наполеона крайне неприятен. В принципе, Михайло Илларионович понял как с ним надо воевать, и если бы был наделен полномочиями реального, а не номинального командующего - все бы в 1805 году и закончилось. Не блестяще, без супермясорубок, но достаточно эффективно.
  3. +7
    Вчера, 11:36
    Дело не только в полководческих талантах Наполеона.
    Наша историография всегда стыдливо умалчивала тот факт, русская, австрийская, прусская армии того времени были армиями, по сути, еще феодального типа - дисциплина держалась на шпицпрутенах, солдат-бывших крепостных прогоняли сквозь строй и забивали палками до смерти.

    Генералы - сплошь князья и графья, аристократы, "их высокоблагородия" т.е. по сути те же господа-крепостники, которые крепостными и командовали. Пороли их, как у себя в имениях...

    Армия Наполеона - армия принципиально нового типа, сформированная на опыте и принципах ведения революционных воен Великой французской революции. Старая гвардия, по сути, почти вся оттуда...
    Крепостное право давно отменено. Телесные наказания запрещены в принципе. Судят солдат не "отцы-командиры" с палкой-погонялом в руке, а суд из заслуженных авторитетных солдат-ветеранов либо традиционный военно-полевой суд.
    Могут и расстрелять, но не бить!

    Маршалы Франции - начинали простыми солдатами, многие выходцы из простого народа, отец Нея - бондарь, бочки делал. Папаша Мюрата - трактирщик. Бернадот - сын адвоката, не дворянин. Бессьер - сын обычного хирурга. И т.д. и т.п. Все участники революционных воен, там начинали... Все они стали князьями и графами по воле Наполеона исключительно за военные успехи.

    Из-за истощения людского ресурса Франции Буонапарте был вынужден все больше разбавлять свою некогда Великую армию всяким иностранным европейским сбродом, которого интересовали только грабежи или месть за национальное унижение, либо и то, и другое неразрывно вместе, типа поляков Понятовского.
    Все это самым катастрофическим для Наполеона образом проявилось в Москве...

    Внизу:
    1) отступление Великой армии из Москвы
    2) современная икона Кутузов и царь Александр, 1812
    1. 0
      Вчера, 11:49
      Цитата: Тимофей Чарута
      Генералы - сплошь князья и графья, аристократы, "их высокоблагородия" т.е. по сути те же господа-крепостники, которые крепостными и командовали. Пороли их, как у себя в имениях...

      И еще легенду создали про партизанское движение. Крестьяне просто боролись с фуражирами и мародерами за свое добро, а не за царя и прочих. Если бы они знали одну из целей Наполеона упразднить крепостное право еще неизвестно на чью сторону они бы встали
      1. +1
        Вчера, 12:09

        Великой ее и называли из-за количества. А по факту ни одна страна не могла выставить в одиночку больше 300 тыс солдат.бюджет бы не потянул и ввп упало бы
      2. +6
        Вчера, 12:13
        Цитата: Konnick
        Цитата: Тимофей Чарута
        Генералы - сплошь князья и графья, аристократы, "их высокоблагородия" т.е. по сути те же господа-крепостники, которые крепостными и командовали. Пороли их, как у себя в имениях...

        И еще легенду создали про партизанское движение. Крестьяне просто боролись с фуражирами и мародерами за свое добро, а не за царя и прочих. Если бы они знали одну из целей Наполеона упразднить крепостное право еще неизвестно на чью сторону они бы встали

        Вы серьезно недооцениваете патриотичность народа. Поддержали бы крестьяне Гитлера, если бы он пообещал колхозы распустить, всем землю раздать и поить баварским пивом?
        1. +1
          Вчера, 12:22
          Цитата: Panin (michman)
          Вы серьезно недооцениваете патриотичность народа. Поддержали бы крестьяне Гитлера, если бы он пообещал колхозы распустить, всем землю раздать и поить баварским пивом?

          На окраине поддержали....ни один хутор не сожгли в отличии от Белоруссии. И с радостью ехали в фатерлянд....шалавы. Почитайте у Гудериана как немцы потеряли окраину
      3. +3
        Вчера, 12:41
        Вот с упразднением крепостного права Наполеоном в России - вопрос.
        Да, везде, куда приходила французская армия - отменялись феодальные повинности, вводился Гражданский Кодекс Наполеона - кодекс рыночной экономики для свободных людей, не для крепостников и их крепостных...
        Но, иногда не учитывалась местная национальная специфика. В Испании отменили инквизицию, ввели цивилизованный европейский суд, отменили феодальные пережитки, начали ущемлять церковников и монастыри - в результате получили масштабную партизанскую войну, всенародное восстание против оккупационных властей в Мадриде. Видимо испанским мужикам очень нравилась инквизиция с ее пытками и поборы своих церковников. Почему-то вспомнился Афган и наше участие в этой авантюре, мы им на шару больницы, школы и трактора, продовольствие, они нам - душманов...

        Я согласен, что отмена крепостного права с возможностью "все поделить" в имениях бывших господ, получить долгожданную землю и на этой основе договориться о нормальном снабжении Великой армии - могла повлиять на партизан России даже во главе с бравым гусарствующим помещиком Денисом Давыдовым. Однако, на самом деле, все это могло и закончиться Бог знает чем, может как в Испании...

        Тем более, что на самом деле, Наполеон и после начала войны 1812 года все время пытался договориться с Александром по хорошему, посылал через Кутузова переговорщиков типа генерала Лористона. Понятно, что отмена крепостного права - не лучшее начало для таких переговоров с царем-крепостником...

        Внизу:
        1) Переговорщик от Наполеона генерал Лористон просит Кутузова пропустить его в С.Петербург к царю Александру, война только начинается...
        2) Ни одно доброе дело безнаказанным не останется - восстание (поножовщина) в Мадриде против французов с их реформами в 1808 году
        1. +1
          Вчера, 13:02
          Цитата: Тимофей Чарута
          в результате получили масштабную партизанскую войну, всенародное восстание против оккупационных властей в Мадриде.

          Просто наполеоновская армия была на "самоокупаемости", т.е. снабжалась из местных ресурсов, фуражиры проводили жесткую продразверстку, тем самым настраивали местное население против. А все эти герильи от лукавого, т.е. от священослужителей
        2. +1
          Вчера, 19:56
          А по мне Наполеон обычный вор-фальшивомонетчик(прямо про него сказано:"на словах он Лев Толстой,а на деле x..й простой".Насколько я помню, вначале крестьяне охотно продавали всё фуражирам армии Наполеона,пока не поняли,что их попросту кидают, отдавая за продукты фальшивые деньги.Вот с этого и началась партизанская война.Вот как можно придти в чужую страну с лозунгом о свободе народа и тут же этот народ начать грабить отдавая за товар,этому народу фальшивые деньги?
    2. -1
      Вчера, 12:38
      Цитата: Тимофей Чарута
      Наша историография всегда стыдливо умалчивала тот факт, русская, австрийская, прусская армии того времени были армиями, по сути, еще феодального типа - дисциплина держалась на шпицпрутенах, солдат-бывших крепостных прогоняли сквозь строй и забивали палками до смерти.

      наоборот, подчеркивала это.

      Но русская крепостная армия уничтожила армию свободных революционеров и среди русских командиров князей -блестящие полководцы
      Цитата: Тимофей Чарута
      , типа поляков Понятовского

      прекрасно воевали до конца наполеона
      1. +3
        Вчера, 12:44
        И не менее прекрасно в России грабили, особенно храмы, насиловали, убивали мирное население... Ясновельможные - всегда такими были...
        1. +1
          Вчера, 12:46
          Цитата: Тимофей Чарута
          И не менее прекрасно в России грабили, особенно храмы, насиловали, убивали мирное население... Ясновельможные - всегда такими были.

          об этом и спору нет...
    3. 0
      Вчера, 16:11
      ".. русская, австрийская, прусская армии того времени были армиями, армиями, по сути, еще феодального типа - дисциплина держалась на шпицпрутенах, солдат-бывших крепостных прогоняли сквозь строй и забивали палками до смерти."

      регулярная армия на государственном снабжении не может быть армией феодального типа. Кстати, само наличие института охватывающей всю армию воинской дисциплины признак как раз не феодальной армии. А уж особенности системы наказаний - дело второстепенное.
      т.е. по сути те же господа-крепостники, которые крепостными и командовали. Пороли их, как у себя в имениях...

      Помещиками являлось (по крайней мере, на 1812 г.) менее 10% офицерского корпуса русской армии. Да и титулованного дворянства тоже сравнительно немного среди армейцев. Телесные наказания, как и любые другие наказания, применялись в соответствии с нормативными актами - типа Артикула Воинского. К 1812 был принят ряд новых уставов и положений, вроде такого:
      https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_2105688/?ysclid=miol97n7uw319126877
      Судят солдат не "отцы-командиры" с палкой-погонялом в руке,

      вы полагаете, что в русской или австрийской армии отсутствовали полевые суды?
  4. +3
    Вчера, 13:24
    Цитата: Ольгович
    Но русская крепостная армия уничтожила армию свободных революционеров и среди русских командиров князей -блестящие полководцы


    "Русская крепостная армия" уничтожала "свободных революционеров" не одна, а еще целых два года пришлось этим с переменным успехом заниматься в компании других "крепостных" армий - Австрии, Пруссии, потом подоспели свободные шведы.

    Но уже в 1813 сначала под Лютценом и Бауценом, потом под Дрезденом всех их Наполеон опять меньшей численностью благополучно разгромил.
    Кстати, дальновидный Кутузов незадолго до смерти все это предвидел и предлагал остановиться на рубежах России, в Европу не идти...

    Только в октября 1813 союзники собрали огромную армию более чем в 300 тыс. штыков (спешно подходило подкрепление еще 100 тыс.) против 210 тыс. у французов, 1400 орудий союзников против 700 у Наполеона. Кстати, командовал всей союзной армией австрийский, не русский, фельдмаршал Шварценберг

    В ходе трехдневного сражения под Лейпцигом союзники Наполеона наконец доконали и ему пришлось отступить.
    Потом уже во Франции в 1814 году он умудрился одержать еще несколько побед (Шампобер, Монмираль, Шато-Тьерри, Вошан и др.), сражаясь против 500 тыс. войск союзников, из которых русская "крепостная" армия имела только 175 тыс.
    Наполеон между реками Сеной и Обом располагал около 74 тыс. солдат при 350 орудиях. С такими силами он успешно сдерживал союзные армии,численность которых по оценкам превышала 150 тысяч солдат.

    Но в итоге Наполеон искусно маневрируя по Франции, путая в разы превосходящие силы союзников, перемудрил и запутался сам. Союзники и русская армия в т.ч. триумфально вошли в Париж, Буонапартий отрекся от престола, а русские казаки во всю любезничали с парижанками и поили лошадей из Сены...
    1. 0
      Вчера, 16:21
      "Русская крепостная армия" уничтожала "свободных революционеров" не одна, а еще целых два года пришлось этим с переменным успехом заниматься в компании других "крепостных" армий - Австрии, Пруссии, потом подоспели свободные шведы.

      На начало кампании 1813 французы, мягко говоря, были не в одиночестве, те же саксонцы до Лейпцига были с ними. "Крепостная" армия Пруссии после реформ Шарнхорста? бгг..
      Кстати, наказание шпицрутенами в классическом виде первыми ввели как раз шведы, из практики которых и Петр почерпнул.
      Но уже в 1813 сначала под Лютценом и Бауценом, потом под Дрезденом всех их Наполеон опять меньшей численностью благополучно разгромил.

      Во всех перечисленных сражениях у Наполеона было численное превосходство над союзниками раза в полтора примерно. И итоги сражений были не особо благополучными - огромные потери французов. а результат посредственный (кроме Дрездена, пожалуй).
      А потом Кульм, Денневиц, Гросс Берен, Кацбах... и огромное количество французских войск, запертых по германским крепостям, что и аукнулось Наполеону под Лейпцигом.
      Потом уже во Франции в 1814 году он умудрился одержать еще несколько побед

      Да, сражаясь против второстепенной армии Блюхера, создавая локальное превосходство. А союзники тем временем взяли Париж. Все, финита.
    2. 0
      Вчера, 19:19
      Цитата: Тимофей Чарута
      "Русская крепостная армия" уничтожала "свободных революционеров" не одна

      абсолютно одна уничтожиаа великую армию в России и выступила в 1813 тоже одна, победы принесли ей союзника Пруссию
      Цитата: Тимофей Чарута
      Но уже в 1813 сначала под Лютценом и Бауценом, потом под Дрезденом всех их Наполеон опять меньшей численностью благополучно разгромил

      А сколько битв он проиграл и сдал крепостей-на порядк больше
      Цитата: Тимофей Чарута
      Наполеон между реками Сеной и Обом располагал около 74 тыс. солдат при 350 орудиях. С такими силами он успешно сдерживал союзные армии,численность которых по оценкам превышала 150 тысяч солдат.

      и..сдал Париж.