Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

ВМФ: отставание от Запада в водолазном деле преодолимо

ВМФ: отставание от Запада в водолазном деле преодолимо

Трагедия атомной подлодки "Курск", которая произошла почти 13 лет назад, выявила огромную проблему — отсутствие у Военно-морского флота России современных средств спасения экипажей подводных лодок, водолазных комплексов и глубоководных аппаратов. Сразу после трагедии командование ВМФ при поддержке правительства страны приняло решение закупить новейшее водолазное оборудование за рубежом, в том числе комплекс "Пантера+", необитаемые глубоководные аппараты "Тайгер" и "Веном". Тогда же была начата разработка современных отечественных средств спасения подводников.

Сегодня по заказу ВМФ России создаются конкурентоспособные обитаемые глубоководные аппараты и спасательные суда типа "Игорь Белоусов". Российские корабли подводные лодки возвращаются в Мировой океан, и ВМФ России необходимо иметь в составе современные аварийно-спасательные силы.

Накануне профессионального праздника – Дня водолаза — который отмечается в России 5 мая, специальный корреспондент РИА Новости Анна Юдина встретилась с главным военным водолазом России, начальником Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ, капитаном первого ранга Дамиром Шайхутдиновым. Он рассказал о том, где сегодня готовят военных водолазов, на какие глубины они погружаются и какие глубоководные аппараты и роботы они могут сегодня использовать для спасения аварийных субмарин.


- На каком этапе находится сейчас модернизация аварийно-спасательных сил ВМФ, в какие сроки она должна быть завершена? Как повлияет на этот процесс Концепция поисково-спасательного обеспечения, которая сейчас прорабатывается в Генштабе?

— Вы абсолютно правы, в настоящее время Главным командованием ВМФ совместно с ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" разработана концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Данная Концепция одобрена министром обороны и в настоящее время проходит согласование с центральными органами военного управления Минобороны России.

Концепция предусматривает развитие системы управления, в том числе внедрение автоматизированных систем, строительство новых спасательных судов, перспективных средств оказания помощи аварийным кораблям, включая водолазное снаряжение, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, а также развитие системы подготовки спасателей и водолазов ВМФ.

В настоящее время мы находимся на этапе строительства судового состава, модернизации существующих образцов поисково-спасательной техники за счет внедрения достижений отечественной науки и лучшего мирового опыта. Я думаю, что этот процесс должен быть постоянным. Флот не стоит на месте, мы будем постоянно осваивать новые методы спасения и повышать эффективность нашей работы.

- Какие новые комплексы, костюмы, обитаемые и необитаемые аппараты для работы водолазов поступают на флот? Каких разработок больше – нашего или зарубежного производства?

— Существуют направления развития спасательных технологий, где мы находимся на уровне мировых стандартов, а кое-где отстаем. В настоящее время обитаемые подводные аппараты отечественных разработок не отстают, а по некоторым параметрам и опережают зарубежные аналоги. В этом году мы начнем испытание новейшего спасательного подводного аппарата "Бестер-1" (конструкторское бюро-проектант ОАО "ЦКБ "Лазурит", завод-строитель ОАО "Адмиралтейские верфи"), по своим характеристикам превосходящего зарубежные аналоги и обладающего способностью работать с водолазами.

А вот что касается глубоководных водолазных комплексов, приходится использовать зарубежные, более технологичные образцы. Речь идет о строительстве нового спасательного судна "Игорь Белоусов" с глубоководным водолазным комплексом фирмы "DIVEX". Но это не значит, что это направление будет полностью зависеть от иностранцев. На базе полученного иностранного оборудования мы планируем создавать отечественные комплексы. Так быстрее и дешевле. В качестве примера могу привести водолазное снаряжение СВУ-5 отечественного производства, не уступающее мировым образцам, которое в настоящее время поступает на флот. При его создании использовался опыт эксплуатации иностранных образцов.

В этом процессе есть трудности, самое главное, чтобы процесс создания новых образцов водолазной техники и оборудования был более динамичен. Нам нельзя терять время.

- Когда ожидается поступление на флота новых мобильных тренажеров типа "Каспиец", имитирующих отсек подлодки или корабля, в которых водолазы могут отрабатывать навыки работы в "полевых" условиях? Будут ли созданы на флотах специализированные бассейны для боевых пловцов?

— Поставляемые в Военно-морской флот учебно-тренировочные комплексы "Каспий" предназначены для подготовки по борьбе за живучесть и спасательной подготовки экипажей кораблей и подводных лодок.

В настоящее время осуществляется закупка и поставка многофункционального учебно-тренировочного комплекса контейнерного исполнения производства ОАО "НПП "Радуга". Этот комплекс позволяет проводить подготовку водолазов, в том числе и для частей специального назначения, а также готовить водолазов различных квалификаций: взрывников, сварщиков и др. Такими комплексами постепенно будут снабжены все подразделения специального назначения.

Однако хотел бы отметить, что на тренажерах можно отработать первичные навыки выполнения водолазных работ. Ничто не заменит отработки водолазов в море. С этой целью мы проводим ежегодные учения по оказанию помощи аварийной подводной лодке на флотах. Так, в период с 15 по 18 апреля сего года такое учение было проведено на Северном флоте, где в реальных сложных условиях Северного моря была проведена спасательная операция по оказанию помощи экипажу "аварийной" подводной лодки.

- Будут ли строиться аварийно-спасательные суда для ВМФ России, помимо судов проекта 21300 ("Игорь Белоусов"), и если да, то какого класса?

— Помимо спасательного судна «Игорь Белоусов», в конце 2013 года планируется поступление спасательного буксирного судна "Виктор Конецкий" (Ярославский судостроительный завод) для Балтийской флота, спасательного буксирного судна "СБ-45" (Астраханский судостроительный завод) для Каспийской флотилии, четырех катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения ("Нижегородский теплоход") для Черноморского флота и четырех перспективных катеров аварийно-спасательного обеспечения (ОАО "КАМПО") для Балтийского флота. Также в 2014 году планируется строительство спасательных буксиров для Северного флота (судостроительный завод "Пелла").

Помимо строительства новых, продолжается модернизация спасательных подводных аппаратов типа "Приз" (конструкторское бюро-проектант ОАО "ЦКБ "Лазурит"). Прошли модернизацию спасательные подводные аппараты "АС-26" и "АС-30". В настоящее на Канонерском судоремонтном заводе (Санкт-Петербург) завершается модернизация спасательного подводного аппарата "АС-30". В ближайшее время запланирована модернизация спасательных подводных аппаратов "АС-34" и "АС-36".

- Насколько активно будет внедряться робототехника в спасательные средства нового поколения? О каких ее разновидностях может идти речь, если мы говорим об аварийно-спасательных силах флота?

— Мы считаем это очень перспективным направлением. У нас уже есть опыт эксплуатации такой техники. Во многих случаях она значительно облегчает работу водолазов, делает ее более безопасной. На больших глубинах работают только роботы. Сейчас водолаз в глубоководном снаряжении может опускаться на глубину до 200 метров, а робототехника может работать на километровой глубине. В качестве основных направлений можно назвать создание автономных поисковых глубоководных комплексов, дальнейшее развитие так называемых привязных подводных роботов как водолазной поддержки, так и способных выполнять сложные работы под водой на больших глубинах, создание роботизированных систем управления обитаемыми аппаратами.

Появление на флоте судов с системой динамического позиционирования обеспечит прорыв в использовании робототехники в спасательном деле.

- Сколько всего в российском ВМФ водолазных школ, будут ли все они подчинены водолазному центру, который к 2016 году будет создан на базе 40-го НИИ в Ломоносове?

— В настоящее время в Военно-морском флоте функционирует одна школа подготовки водолазов в Севастополе. Как я уже говорил, концепция развития системы ПСО ВМФ предусматривает дальнейшее развитие системы подготовки спасателей и водолазов. Создание единого учебного центра подготовки спасателей и водолазов Военно-морского флота одобрено министром обороны. Этот Центр объединит в себе все уровни водолазов для частей специального назначения и аварийно-спасательных формирований, включая их переподготовку.

В составе данного Центра планируется создание современного учебно-тренировочного комплекса "Акванавт" для подготовки водолазов-глубоководников, спасательной подготовки подводников. Создание данного комплекса позволит осуществлять дальнейшее развитие отечественной технологии проведения глубоководных водолазных спусков.

- Известно, что на Черноморский флот все водолазное снаряжение и все новинки аварийно-спасательного оборудования поступают со значительным отставанием. С чем это связано – особенностями отношений с украинской стороной или чисто объективными причинами?

— Это совершенно не соответствует действительности. Последние три года, учитывая активизацию действий сил Черноморского флота, а также подготовку к Олимпиаде в Сочи 2014 года, снабжение частей Черноморского флота современными образцами водолазной техники является приоритетным. Если и бывают трудности, то они носят только организационный характер и решаются.

- И все-таки насколько конкурентоспособна отечественная водолазная техника по сравнению с зарубежными образцами? Нет ли отставания от зарубежных стран с точки зрения технической оснащенности и обучения водолазов, особенно глубоководников?

— В 80-е годы система подготовки водолазов, поступавшая на флот водолазная техника, научные достижения (освоили погружение на 500 м) ничем не уступали зарубежным достижениям.

Однако по известным причинам развитие водолазного дела в 90-е годы значительно замедлилось. На уровень технических средств, используемых в водолазном деле, в значительной степени повлияло общее отставание в технологиях.
В настоящее время для ликвидации некоторого отставания нами выбран прагматичный подход, где необходимо производятся закупки иностранного оборудования, которое должно обеспечить развитие отечественных технологий в водолазном деле. Я думаю, это позволит в скором будущем достигнуть хороших результатов.

- Будут ли военные водолазы участвовать в подъеме затопленной в Карском море АПЛ К-27 и затонувшей в Баренцевом море АПЛ К-159? Если да, то составлен ли план конкретных работ, каковы их сроки?

— Насколько мне известно, прорабатывается возможность подъема и варианты подъема этих подводных лодок. Это довольно сложная работа.

Активное участие в разработке технологий подъема принимает научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" (г. Ломоносов). Я думаю, что проведение данных операций в случае принятия таких решений без участия военных водолазов не обойдется.
Первоисточник: http://ria.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Rus2012 5 мая 2013 10:16
    Ко всем создаваемым спасательным судам и средствам ПРОН, к месту бы были и Бе-200 для экстренной доставки первичных средств и сил к терпящим бедствие! А ещё лучше А-40/42...
    1. Николай С. 5 мая 2013 10:36
      Люди работают. Живенько так всё рассказано. Новых успехов.
      1. svp67 5 мая 2013 10:50
        Цитата: Николай С.
        юди работают. Живенько так всё рассказано. Новых успехов.
        Это говорит о том, что этим делом занимаются не чинуши, а люди преданные делу и специалисты. Большой им удачи и что бы все у них получилось,а так же что бы количество спусков равнялось количеству штатных подъемов.
    2. svp67 5 мая 2013 10:47
      Цитата: Rus2012
      Ко всем создаваемым спасательным судам и средствам ПРОН, к месту бы были и Бе-200 для экстренной доставки первичных средств и сил к терпящим бедствие! А ещё лучше А-40/42...
      А может какой либо из экранопланов?У них и грузоподъемность и мореходность повыше...
      1. krokodil25 5 мая 2013 11:18
        Цитата: svp67
        А может какой либо из экранопланов?

        Вот что нужно возрождать по моему мнению когда то мы были впереди планеты всей
        1. svp67 5 мая 2013 11:39
          Цитата: krokodil25
          Вот что нужно возрождать по моему мнению когда то мы были впереди планеты всей

          не плохо было бы иметь хотя бы такие
        2. gispanec 5 мая 2013 17:56
          Цитата: krokodil25
          Вот что нужно возрождать по моему мнению когда то мы были впереди планеты всей

          Дык стоит в готовности 90% экраноплан для МЧС РФ или для спас ВМФ РФ, видел своими глазами этого монстра с 9-и этажный дом....спросил, "а что не достраиваем?" получил ответ директора завода - "Шойгу отказался от проекта"(год был 2008). Так там все заточено под спасателя и морги и хирургия и барокамера и ещё всякой нужной фигни, которую мой мозг не мог запомнить. Спросил его реальные возможности и ...забыл зачем приходил на завод.....что хотел там...всё время перед глазами стоял этот чудо-мега-вундер-супер-фантастик экраноплан!!! С праздником всех водолазов, дайверов,фридайверов и нас)) подвохов!!!
    3. самоход 5 мая 2013 10:56
      Цитата: Rus2012
      Ко всем создаваемым спасательным судам и средствам ПРОН, к месту бы были и Бе-200 для экстренной доставки первичных средств и сил к терпящим бедствие! А ещё лучше А-40/42...

      было бы желание и воля руководства страны... а люди у нас все еще кремень!
      1. С_мирнов 5 мая 2013 11:36
        Пока в дееспособном состоянии люди окончившие советские институты,все еще можно поправить. Пока еще есть кому менеджеров на конструкторов переучивать! Но время уходит.
        С_мирнов
    4. starshina78 5 мая 2013 14:56
      Странно слышать об отставание и отсутствие спасательных кораблей и средств на флотах , про водолазов . Когда случилась авария с " Курском " , то многие служившие ранее на флоте , задавались вопросами : " А где же наши спасательные суда , где водолазы ? " Ведь на всех флотах и флотилиях всегда существовали ОтДАССы ( Отдельный Дивизион Аварийно - Спасательной Службы ). Куда они делись ? У нас на Камчатке в составе ОтДАССА были СС- 38 , СС- 83 ( "горбатый ", так его называли ) , не считая спасательных буксиров и спасательных несамоходных барж .Получается , что их посписывали в силу возраста и износа , а взамен ничего не построили . Это корабли , а водолазы как же ? Матросы срочники запросто ходили на 120 метров , а уж сверхсрочники и глубже . Они куда делись ? Или все развалили , ничего не создав ? Сейчас сложно наверстать упущенное время , опять мы в роли догоняющих .
      1. НИКТО КРОМЕ НАС 5 мая 2013 20:35
        Курск это отдельная история там в силу нам не ведомых обстоятельств спасти никого не пытались ,ждали когда задохнутся ,что бы не было свидетелей предательства властей.......
        НИКТО КРОМЕ НАС
  2. SEM 5 мая 2013 10:23
    ВСЕ это правильно но после всеобщего развала спецов неосталось практически,оборудование то закупить можно только опыта его использования мало либо вообще нет... На подготовку и обучение тоже нужно время и оборудованые базы .отсюда и отстование ,а в остальном я думаю назад пути нет нужно справляться!!!
    SEM
    1. негоро 5 мая 2013 15:09
      На счёт закупки практического оборудования случай из служебной практики:Профильному Российскому заводу было предложено построить глубоководный спускаемый аппарат(которые они выпускали лет 20 назад),ответ:не можем-нет специалистов.Закуплен забугорный аналог,при практической эксплуатации происходит обрыв оптоволоконного кабеля,для ремонта вызывается спец из Европы,случай не гарантийный,ремонт платный + оплата командировки спеца,ремонт занял около часа простой около месяца.Коментарии излишни....
      негоро
      1. SEM 5 мая 2013 18:56
        Во, во об этом и речь что тот потенциал интелектуальный(люди)которые что -то могли бы сделать вот их и не осталось практически совсем вот это и страшней всего............Тут непрокатит вариант-типа а ушел нового молодого возьмём спецы так просто неродятся их выращивают годами + опыт где его взять...........
        SEM
  3. Army1 5 мая 2013 10:24
    Российские корабли подводные лодки возвращаются в Мировой океан, и ВМФ России необходимо иметь в составе современные аварийно-спасательные силы, которые надеюсь не понадобятся использовать по назначению.
  4. 120352 5 мая 2013 10:30
    Любое отставание, в принципе, преодолимо. Есть несколько стратегий преодоления отставаний, но самое эффективное - лишить соперника возможности развиваться. Они остановятся - мы догоним и перегоним. Но для начала их надо, всё-таки, остановить. Это возможно, если использовать средства информационных технологий. Залезть к ним в сети и всю значимую научную информацию привести в состояние хаоса, предварительно сперев у них то, что может быть нам полезно. Хакеры! Вперёд!!!
    120352
    1. Army1 5 мая 2013 11:13
      Да это верно, думаю на вооружение ГРУ они стоят, Хакеры, да и овских сотрудников вербуют, кто не хочет заработать, а предатели есть везде. Главная задача это полностью перейти на собственную элементную базу, работы над этим ведутся, и всю будет отлично.
    2. Пупырчатый 5 мая 2013 18:05
      Гениально. Да Вам памятник надо ставить. Из золота. А мужики и не знали, что делать-то надо
  5. С_мирнов 5 мая 2013 10:31
    "Трагедия атомной подлодки "Курск", которая произошла почти 13 лет назад, выявила огромную проблему — отсутствие у Военно-морского флота России современных средств спасения экипажей подводных лодок" - по моему эта трагедия выявила, что во главе страны стоят трусливые руководители, для которых жизни моряков стоят меньше, чем хорошие отношения с США.
    А отставание в водолазном деле мы конечно способны преодолеть, не впервой и не такие отставания преодолевали. Только для этого нужно грамотное и эффективное управление страной и экономикой. Сейчас его нет. Даже скоростные поезда у Сименс закупаем и стыдливо переименовываем на Сокол.
    С_мирнов
    1. SEM 5 мая 2013 10:35
      Будем надеятся и стремится к лучшим переменам так как хуже уже быть неможет .ВПЕРЕД РОССИЯ!!! и С ПРАЗДНИКОМ ПРАВОСЛАВНЫЕ!!! ХРИТОС ВОСКРЕС!!!
      SEM
  6. ВохаАхов 5 мая 2013 10:51
    Военных водолазов с наступающим праздником!! Чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий.
    1. С_мирнов 5 мая 2013 11:31
      Сегодня день шифровальщиков, Всех шифровальщиков с праздником!
      С_мирнов
      1. Мельчаков 5 мая 2013 14:24
        Цитата: С_мирнов
        Всех шифровальщиков с праздником!

        Ну и это тоже можно.
        Мельчаков
    2. yurypetrunin 6 мая 2013 08:02
      Все так, только наоборот:-Чтобы количество всплытий равнялось числу погружений! Юрий Петрунин, Полярный, Гатчина.
      yurypetrunin
  7. k220150 5 мая 2013 10:55
    Водолазы-подводники это смелые ребята, круче шахтеров, УВАЖАЕМ! С праздником! Чтобы число подъёмов равнялось числу погружений!
    k220150
  8. v53993 5 мая 2013 11:38
    Занимался плаванием 10 лет, мастер спорта СССР. Утоплю любого америкоса, появившегося в пределах досягаемости.
    1. Heccrbq 5 мая 2013 12:58
      v53993 спасибо ,порадовали от души! drinks
      Heccrbq
    2. gispanec 5 мая 2013 18:06
      Цитата: v53993
      Утоплю любого америкоса, появившегося в пределах досягаемости.

      +100%.....попрошу огласить расценки.....))....
    3. НИКТО КРОМЕ НАС 5 мая 2013 20:37
      Много утопили ? Или задницу от клавы лень оторвать.....
      НИКТО КРОМЕ НАС
  9. Naval 5 мая 2013 13:03
    Поздравляю научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" (г. Ломоносов), с Вашим профессиональным праздником. Желаю Вам новых разработок и достижений в Вашем нелегком труде. УРА!
  10. Vtel 5 мая 2013 14:34
    "Курск" дело мутное. Но спасательные подводные аппараты нужны как воздух, при большом колличестве АПЛ и ДПЛ. Наши моряки должны иметь надежду на спасение, а не сотрясение воздуха в кабинетах.
    Vtel
  11. fedor 5 мая 2013 15:26
    Дамир Шайхутдинов как всегда врет, не краснея. Он никогда не был создателем и только разрушал ВМФ. Знаю его со старших лейтенантов, на пару с командиром 315 Дивизиона кораблей охраны водного района Баскиным в г. Очаков они уничтожили и распродали десятки корабли дивизиона в период с 1993 по 1997 год при поддержке московских чиновников, следующим этапом его деятельности было уничтожение спасатеьных судов 37 бригады спасательных судов в Севастополе, когда по его личному указанию были списаны и раззорены наиболее новые боеготовые водолазные суда и катера и оставлены в составе БГ старые и до предела изношенные. Этот человек, имея влиятельных родственников и связи в Москве, способен только разрушать, если только что-то и будет создано, то вопреки его воле. За всю свою службу он ни разу не руководил сколько-нибудь серьезными спасательными действиями, говорить красиво он умеет, чем и "подкупает" начальников и подчиненных фразами из учебников по управлению силами и наставлений, но когда доходит до принятия решений "сдувается" как проколотый воздушный шарик.
    fedor
  12. Sergeyvb 5 мая 2013 17:38
    Если продавал, разрушал не им созданное, думал прежде всего о своем кармане, то тогда ещё та т.варь!!! Куда великие начальники смотрят....или сами такие....
  13. varov14 5 мая 2013 19:05
    Интересно, а военные с гражданскими сталкиваются. Как в промышленности, на морских платформах по бурению водолазное оборудование применяется? Не получается-ли что либо те, либо другие изобретают велосипед, в нашей стране все возможно. Извините за невежество.
  14. Комментарий был удален.
  15. yurypetrunin 5 мая 2013 22:50
    Если снова можно будет заваривать АСБ, чтоб в море не оторвало, если никто за эти "усовершенствования" посажен не будет, - все описанное впрок подводникам не пойдет. Придется снова обращаться к норвежцам, чтоб ключ изготовили и аварийный люк открыли, как на Курске.
    Против полос металла, которым АСБ приваривались к корпусу в мое время(так было и на Курске?), и лома - нет приема!
    Юрий Петрунин. Полярный, Гатчина
    yurypetrunin
  16. kursk-pravda 9 мая 2013 02:59
    сайт: "Водолазные технологии с НЕОГРАНИЧЕННОЙ глубиной погружения": http://deepdivertech.narod.ru/indexru.html - эта технология могла быть создана ещё в 80-тые - 90-тые годы (уровень развития машиностроения в СССР позволял это сделать уже тогда). И тогда бы не пришлось закупать у иностранцев 8 жестких скафандров ( т.к. это музейный хлам), всякие «Пантеры» и «Веномы».
    kursk-pravda

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня