«Бора» в море

«Бора» в море12 мая ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» Черноморского флота вернулся из Стамбула, где представлял российский Военно-морской флот. Это был первый выход корабля в дальнюю морскую зону в его истории.

В юбилейный для всего флота год ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) «Бора» переживает момент становления как основная боевая единица 41-й ордена Нахимова I степени Севастопольской бригады ракетных катеров. 5 февраля этого года корабль сдал курсовую задачу К-1. Спустя неделю на нём прошло учение для командиров всех кораблей флота, на котором были показаны методики отработки базовых элементов курсовой задачи. Именно тогда на примере «Боры» командующий Черноморским флотом вице адмирал Александр Федотенков показывал, как должны содержаться боевые посты, жилые помещения, командные пункты, машинные отделения. Сегодня корабль полностью загружен боезапасом, укомплектован личным составом.

27 апреля 2013 года экипаж «Боры» запомнит особенно. В тот день курс корабля пролегал на морской полигон в районе Каламитского залива, где экипажам предстояло принять участие в зачётно-тактическом учении с выполнением ракетных стрельб на приз главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации.


На ракетном корабле был развёрнут пункт управления флота. Военному катамарану предстояло выполнить функцию корабля наблюдения. С ходового мостика ход учения оценивали главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, а также начальник штаба Черноморского флота – первый заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Александр Носатов, заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Валерий Куликов.

– Накануне зачётно-тактического учения, – рассказывает командир РКВП «Бора» капитан 3 ранга Артём Андреенко, – силами экипажей малых ракетных кораблей и ракетных катеров была проведена тактическая часть с выполнением учебного встречного боя с условными пусками ракет. Нам поставлена задача обеспечить безопасность в районе стрельб и управление всеми силами, закрывающими район и выполняющими совместную стрельбу крылатыми ракетами по поражению отряда боевых кораблей условного противника.

В 11 часов РКВП «Бора» со скоростью хода 23 узла заходит в морской полигон, малые ракетные корабли и ракетные катера уже заняли исходные точки маневрирования. Глубина закрытия района составляет порядка 120–150 километров. Всё готово для проведения зачётно-тактического учения.

«Бора» в море

Ровно в полдень из пусковых установок ракетных катеров одна за другой яркими вспышками срываются противокорабельные ракеты. Их ударная сила способна не только уничтожить корабли среднего класса, но и потопить крейсер. Ещё раз убеждаемся в том, что в руках черноморцев достаточно мощное и грозное оружие! Вслед за ними огневую эстафету подхватывают МРК «Штиль» и «Мираж». К мишеням выпущенные из их пусковых установок устремляются противокорабельные ракеты.

После обследования мишеней авиацией флота и доклада о точном попадании всех ракет в цель главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал Виктор Чирков во время сеанса связи поблагодарил моряков-катерников за успешное выполнение боевых упражнений.

Спустя несколько дней после учений РКВП «Бора» совершил переход из Севастополя в турецкий порт Стамбул.

Визит российского ракетного корабля в Турцию был приурочен к международной выставке оборонной промышленности «АЙДЕФ-2013», которая проходила с 7 по 10 мая. Решение направить ракетный корабль типа «Бора» в Стамбул с неофициальным визитом было принято министерством обороны России.

Корабль Черноморского флота впервые с момента подъёма на нём Военно-морского флага посетил иностранный порт. В период стоянки в турецком порту командир российского корабля капитан 3 ранга Артём Андреенко нанёс протокольный визит генеральному консулу Российской Федерации в Стамбуле, а сотрудники российского генконсульства и члены их семей смогли осмотреть российский корабль. И им, честно говоря, было чему подивиться: подобных кораблей на воздушной подушке нет в составе ни одного военно-морского флота мира.

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» - первый корабль серии проекта 1239. 9 февраля 1990 года на ракетном корабле был поднят Военно-морской флаг.

- Ваш корабль считается на флоте одним из самых молодых. Насколько он после 20-летнего срока службы соответствует современным требованиям? - интересуюсь у Артёма Андреевича.

- Справедливости ради надо сказать, что сейчас флоту необходимы многоцелевые корабли. Мы чисто ракетный корабль, и наше вооружение несравнимо с новейшими корветами. Тем не менее я считаю, что РКВП «Бора» по своему ударному ракетному вооружению вполне отвечает современным требованиям и представляет серьёзную угрозу для кораблей противника. Сегодня в России всего два корабля подобного класса. И оба на Черноморском флоте: «Бора» и «Самум», пришедший с Балтики в 2002 году. Наш корабль имеет очень сложную главную энергетическую установку, множество режимов движения, нелёгок в навигационном управлении, что требует высокой квалификации от командиров боевых частей, - прокомментировал он.

- Раз ваш корабль на воздушной подушке, значит, он и задачи выполняет особенные? – спрашиваю у Андреенко.

- Воздушная подушка даёт нам только скорость, позволяющую быстро развернуться в район выполнения задач, нанести ракетный удар и быстро выйти из боя. Максимальная скорость «Боры» - 52 узла (примерно 100 км в час). В соединении мы самый быстроходный корабль. Но мы можем ходить как на воздушной подушке, так и без неё, используя водоизмещающие режимы движения.

Основным предназначением корабля является: уничтожение надводных боевых кораблей и транспорта противника в прибрежных районах и в открытом море; обеспечение прикрытия конвоев и десантных отрядов; ведение борьбы с быстроходными катерами и кораблями противника; ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил.

За свою историю корабль выполнил более 100 ракетных и артиллерийских стрельб. Неоднократно завоёвывал призы по видам подготовки и объявлялся лучшим кораблём в соединении. В 2009 году принял участие в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях «Кавказ-2009» под руководством главнокомандующего ВМФ, - ответил Артём Андреевич.

- Как часто вашему кораблю требуется проведение ремонта для поддержания необходимого технического состояния?

- Корабль систематически проходит плановые ремонты. Сегодня гособоронзаказ вполне позволяет поддерживать техническую готовность нашего корабля. В октябре 2012 года после очередного ремонта мы в кратчайший срок прошли ходовые испытания. Вопросов к судоремонтникам у нас нет. Хотя учить корабль и экипаж снова ходить в море после ремонта – задача архисложная.

- Меняется сегодня система боевой подготовки личного состава?

- Что касается матросов, приходящих к нам из учебных частей, то хотелось бы, чтобы их подготовка была более качественной. В основном они приходят «натасканными» теоретически: кораблей, вооружение и военную технику в глаза не видели. Хорошо, что у нас остались опытные старшины и мичманы, которые их быстро обучают. Есть опытные контрактники, которые назначаются на ответственные должности. Если говорить в целом о системе подготовки, то я считаю, что сегодня неоправданно больше внимания уделяется физической подготовке, чем боевой.

По словам Андреенко, лейтенанты сегодня на флот приходят очень подготовленные. Так, полтора года назад вступил на борт РКВП «Бора» выпускник Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова лейтенант Сергей Гусев. Сегодня он командир зенитной ракетной батареи ЗРК «ОСА-МА2».

- На здании учебного корпуса нашего института есть плакат со словами вице-адмирала Степана Макарова «Помни войну», - вспоминает молодой офицер. – Сегодня много говорят о возрождении российского Военно-морского флота, но я уверен в том, что в основу всех преобразований необходимо взять именно это высказывание. Главное ведь заключается не только в количестве кораблей и качестве вооружения, но и в боевой выучке военных моряков, которая достигается практикой, ежедневными тренировками. Офицеры в своей службе должны, безусловно, опираться на опыт предыдущих поколений, изучать не только положительные примеры, но и анализировать ошибки и просчёты.

Примером для Гусева может стать командир «Боры» капитан 3 ранга Артём Андреенко, который после окончания Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова начал службу тоже командиром зенитной ракетной батареи на этом же корабле. Отец Артёма тоже служил на «Боре», причём в самое сложное для Черноморского флота время – в начале 1990-х годов. Старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Андрей Андреенко был участником ввода в строй РКВП «Бора», завершил службу старшим помощником оперативного дежурного Черноморского флота.

- Наверное, отец помогал вашему становлению? – спрашиваю Андреенко.

- Это не в правилах нашей семьи. Наоборот, на моём выпуске в училище отец пожелал: «Чтобы тебе было тяжело: трудности закаляют».

Младшему Андреенко действительно бывало нелегко и во время первых ракетных стрельб корабля, и во время реабилитационного периода после выхода его из ремонта, и во время армейской реформы, и в период первого международного похода. Но всегда всё «было по-честному» - как воспитал отец. На таких офицерах, как Андреенко и Гусев, и держится сегодня Черноморский флот. И пусть им будет «тяжело», ведь «Бора» по-гречески – мощный порыв ветра, приносящий обновление.
Первоисточник: http://www.redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. luta 16 мая 2013 10:44
    супер))))))))
    luta
    1. ShturmKGB 16 мая 2013 11:05
      Вопрос знатокам темы, а сейчас "Бору" выпускают? И есть ли заказ у минобороны РФ?
      1. Bronis 16 мая 2013 13:07
        Нет, не производят. И не планируют. Только "Бора" и "Самум". Разговоры в начали 2000-х ходили, что стоит запустить 1239 хотя бы для экспорта, но дальше не пошло. "Бору" в Зеленодольске строили. Сейчас там "Буяны" делают. Буян-М - тоже МРК. Вероятно, он - единственная альтернатива. Не столь впечатляющ, но дешевле и проще в ЭУ. В то же время, ПВО у 1239 несколько лучше (несколько больше боезапас и дальность ЗУР).
      2. No_more 16 мая 2013 13:10
        Я не знаток, но могу сказать, что корабль не выпускают больше. Да и вряд ли в том же виде будут выпускать, т.к. довольно сложен он. Дело в том, что у него аж 4 двигательных установки и движителей сложна система, которая требует очень специфичной подготовки команды под это уникальный корабль. К тому же экономичность и запас хода большой доступен только в режимах при которых этот корабль не имеет скоростных преимуществ. Да эти решения позволили добиться отличных результатов, но уж слишком сложны.
        Сейчас есть более простые решения и схемы для того, чтоб получить быстроходный корабль таким водоизмещением. Но этот отнюдь не умоляет заслуг конструктора, который сумел отстоять в самом начале 90х этот корабль.
        No_more
  2. tronin.maxim 16 мая 2013 10:46
    Классный корабль Бора! Мало того что он хорошо вооружен так он еще и гоняет как спорт кар( ну по морскин меркам)! Еще бы штук 10 мадернезированых и спецназ морской готов , так сказать топить всякую нечесть без шума и пыли! laughing
    1. astra 16 мая 2013 11:21
      Верно. Суда на воздушной подушки нам крайне необходимы так как в связи с нашими бескрайними просторами и невсегда хорошими дорогами. Ещё бы экронопланы бы нам побольше )))
  3. Apollon 16 мая 2013 10:50
    неповторимый и уникальный корабль good
    1. Аристарх 16 мая 2013 11:13
      Спасибо за такой видеоматериал, нашему флоту такие корабли необходимы. А конструктор заслуживает самых лучших похвал, здоровья ему, творческих успехов и реализации в делах кораблестроения!
    2. морпрепод 16 мая 2013 12:47
      Разрешите, добавить лирику для ролика:
      " ...В этом крике - жажда бури!
      Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
      Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем
      и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей..."
      (М.Горький)
  4. ВохаАхов 16 мая 2013 11:13
    Цитата: ShturmKGB
    Вопрос знатокам темы, а сейчас "Бору" выпускают? И есть ли заказ у минобороны РФ?

    Проект 1239 состоит из двух кораблей - "Бора" и "Самум". Продолжения пока не предвидется. Хотя не мешало бы эти корабли модернуть. Так и хочется увидеть на этих кораблях современные и эффективные средства ПВО.
  5. pakfa-t-50 16 мая 2013 11:33
    ЕЛЬЦИН ПАРОЗИТ ВСЁ СТРАНУ РАЗВОЛИЛ
    pakfa-t-50
  6. Scoun 16 мая 2013 11:38
    Максимальная скорость «Боры» - 52 узла

    Блин.. ажно в пузе "щикотно" стало... (типа как с высоты в яму ууух. ))))
  7. Vtel 16 мая 2013 11:47
    В целом неплохо летает и ужалить могет больно еще.
    ТТД:
    Водоизмещение: 1050 т.
    Размеры: длина - 65,6 м, ширина - 17,2 м, осадка - 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)
    Скорость хода максимальная: 55 узлов
    Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах
    Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)
    Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР "Москит" (8 ракет 3М80), 1x2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет), 1 76-мм артустановка АК-176, 2x6 30-мм артустановки АК-630
    Экипаж: 68 чел.

    ТТХ Противокорабельных ракет комплекса П-270 "Москит"
    Ракета ЗМ-80Э ЗМ-80МВЭ
    Длина,м 9,385 9,745
    Диаметр корпуса, м 0,76 0,76
    Стартовая масса, кг 3950 4150-4500
    Максимальная скорость, М 2,8 2,8
    Крейсерская скорость, М 2,35 2,35
    Дальность пуска, км 90 120
    Масса БЧ, кг 300 320
    БСУ ИНС + радиовысотомер + активно-пассивная РЛГСН
    Vtel
  8. individ 16 мая 2013 11:51
    Учитывая, что 20лет эксплуатации боевого корабля РКВП"Бора" - поражает его скорость. Подобных кораблей на воздушной подушке нет в составе ни одного военно-морского флота мира.

    При водоизмещении 1050тонн скорость 100км/час.
    1. Tektor 16 мая 2013 12:33
      Просто в пространство между корпусами нагнетается воздух - он поднимается из воды по мере нарастания скорости. При выходе из воды - его очень трудно поразить торпедой. Да и не всякая торпеда его догонит...
  9. иваныч47 16 мая 2013 12:10
    На Западе, до сих пор не могут создать что-то подобное! Гордость за российских конструкторов! Гордость за российский Флот!
  10. k220150 16 мая 2013 12:57
    Был такой человек - Ростислав Евгеньевич Алексеев "Морской дракон",признанный гений, отец кораблей на воздушной подушке. Поклонимся его памяти.
    k220150
    1. Капитан Врунгель 16 мая 2013 13:17
      И судов на подводных крыльях. КОРАБЛЕЙ С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМИ СИЛАМИ ПОДДЕРЖАНИЯ. Его СПК типа "Комета" по сегодняшний день бороздят Средиземку. В Феодиссии на заводе стоит новый СПК. До 5 баллов на крыле. В зависимости от вооружения, может быть ракетным, противолодочным, сторожевым пограничным. Но ни Украине, ни России не интересен.
      Лучше отечественных СПК, особенно в соотношении мощность-водоизмешение , нет.
      Такие корабли прибрежной зоны нужны. А если надо, то выскочить могут по-дальше и больно укусить.
      Капитан Врунгель
  11. Havoc 16 мая 2013 13:23
    Бора и Самум, по заявлению Турков практически свели на нет превосходство Турецкого флота в Чёрном море, вот что нужно на Каспии и хотя бы ещё парочку на ЧФ. Корабль супер, а вот теперь догадайтесь почему похоронили этот проект, ведь как писали выше ни у одной страны нет таких кораблей. Скорость и огневая мощь, да к нашим границам и близко подойти боялись бы. И ещё, не одной поломки за всё время эксплуатации.
  12. smershspy 16 мая 2013 15:09
    Господа! Да! Нет слов! У нас как всегда могут делать, но денег как всегда не хватает и воруют больше - все на показуху! Очень жаль, что ВМФ опять страдает от произвола и головотяпства чиновников! Когда же наша страна начнет уважать себя и не будет превращаться в "пьяницу", а станет морской державой, которую будут уважать во всем мире! Хватит плодить и содержать чиновников, надо дело делать - развиваться и модернизироваться, а не вести разговоры на эту тему, "переливать из пустого в порожние.." Честь имею! Слава ВМФ!
    smershspy
  13. Garrin 16 мая 2013 15:25
    Именно тогда на примере «Боры» командующий Черноморским флотом вице адмирал Александр Федотенков показывал, как должны содержаться боевые посты, жилые помещения, командные пункты, машинные отделения.

    А как же. Это самое главное. Жалко мне того командира.
  14. Басарев 5 февраля 2014 22:40
    Такой замечательный корабль эта Бора!По-хорошему,в составе ВМФ России должны быть сотни, если не тысячи таких кораблей.Только так научим западную нечисть уважать Россию.
  15. игог 3 июля 2014 10:30
    прикольный корабль

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня