Military Review

German projects convertoplanov VC 400 and VC 500

5
The sixties of the last century are deservedly considered the era of helicopters. At this time, the helicopter industry clearly demonstrated its effectiveness and therefore acquired particular importance in the eyes of the military and air carriers. The designers of the leading countries were engaged in the creation of new models of helicopters, as well as the study of alternative schemes using rotors. So, immediately in several countries there were projects convertoplanes of various systems. Aircraft designers worked on projects with a variety of engine and propeller arrangements and explored new promising auxiliary systems.


Among other topics convertible was engaged in the German company Vereinigten Flugtechnischen Werken (VFW) from the city of Bremen. In the 1963 year, after several theoretical studies, VFW launched a full-scale design of a convertoplan intended for carrying passengers and cargo. It was assumed that in the coming years, the new aircraft would be of interest to the military and civilian companies. The proposed appearance of the convertoplane theoretically allowed it to take off and land vertically, and in flight to accelerate to speeds inaccessible to helicopters. Such a combination of flight characteristics, typical of tiltrographs, was to be the main advantage of the VC 400 project.



In the course of the design, the convertiplane VC 400 underwent some changes, but ultimately received the following look. The fuselage had a close to cylindrical section, and resembled the corresponding unit of the near and medium-range aircraft. Inside the fuselage was supposed to place the cargo compartment almost 12 length, 2,3 width and 2 height meters. At the top of the fuselage on the VC 400 were attached two wings with turboprop engines located on them. Above the fuselage tail, a large area keel was designed to provide travel stability when flying at high speeds. To move on the ground, the aircraft was equipped with a four-bearing chassis: two racks with small wheels under the front wing and two with larger wheels under the rear one.

A characteristic feature of the VC 400 project was the design of the wings with engine nacelles. The new convertiplane was made according to a scheme that in the foreign classification is called tiltwing ("rotary wing"). This means that when converting a convertible from one flight mode to another, the nacelles must rotate together with the wing on which they are installed. The axis of rotation of the wings was approximately in the middle of their profile. At the same time, to ensure proper balancing in horizontal flight, the wings had a different size. Thus, the front wing engine nacelles served as its ending, and the rear had approximately twice the scope: it was proposed to install consoles on the outside of the engine nacelles. The rear wing of the project was equipped with advanced mechanization for more convenient control during horizontal flight.

German projects convertoplanov VC 400 and VC 500


The power unit of the convertible VC 400 was to consist of four horsepower turboprop engines with a power of about 4800-4850. Together with specially designed propellers with a diameter of about seven meters, such motors could provide the aircraft with good performance. According to calculations, the tilt-turn in a configuration for horizontal flight could accelerate to 710-720 kilometers per hour and fly a distance of up to a thousand kilometers, which corresponded to the characteristics of a considerable number of aircraft of that time. The power of the four proposed engines would be enough not only for high speed, but also for good cargo capabilities. With a total take-off weight of up to 22-25, tons of VC 400 could lift up to six tons of cargo, i.e. 58-60 passengers or about a hundred soldiers with weapons. Also considered the possibility of transporting light armored vehicles that fit into the dimensions of the cargo compartment.

By 1967, the VFW company completed the purging of several models of the future convertoplane and finally determined its appearance. During tests in wind tunnels, we managed to correct some shortcomings of the initial version of the project. In addition, it was the blow-downs that made it possible to optimize the design of propellers, which were supposed to work equally efficiently both in take-off, landing or hovering mode, and during horizontal flight. At the beginning of 1968, the project was completed and VFW staff began to prepare for the assembly of the first prototype.

However, in the end, managed to collect only a few layouts. The main problem of the VC 400 project lay in its high cost. Due to the technical complexity of the machine created, the cost of building a prototype was too high for VFW. She could not independently pay for the assembly of a prototype, so she had to turn to the military department for support. The German Defense Ministry became interested in developing, but still could not find funds to support the continuation of work. Even the completed project required a fairly large investment. There is information about unsuccessful attempts to attract foreign partners to the continuation of the program.



Ultimately, due to the inability to continue work, the VC 400 project was abandoned. Construction of the prototype has not begun. The know-how gained in creating the VC 400 was later used in the VC 500 project. The new convertiplane was a larger rotary-winged vehicle with the corresponding characteristics: take-off weight of about 45 tons and payload in the form of 110-120 passengers with luggage. Thanks to more powerful turboprop engines, the VC 500 tiltrotor could accelerate to a speed of at least 730-740 km / h.

It is not hard to guess that due to financial problems with the VC 400 project, the new VC 500 machine remained on paper. The VFW company has conducted several studies concerning the aerodynamics of a larger tilting convertiplane, but that’s the end of all the work. VC 400 and VC 500 remained the largest projects of convertiplanes with four engines. In the future, the main work in this area concerned only two-engine machines. Such aircraft turned out to be less technically sophisticated and more convenient to operate. However, they still have not managed to take away a significant share of traffic from helicopters or airplanes.


On the materials of the sites:
http://aviastar.org/
http://flightglobal.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
Author:
Photos used:
http://raigap.livejournal.com
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. AK-47
    AK-47 23 May 2013 11: 06 New
    +1
    It looks impressive, but you don’t have to be “seven spans in the forehead” to predict the failure of this commercial project.
  2. USNik
    USNik 23 May 2013 12: 46 New
    +1
    Four engines, a rotary wing with nacelles, 740 km \ h? Son is a fantasy (s).
  3. Thomas A. Anderson
    Thomas A. Anderson 23 May 2013 17: 29 New
    +1
    For that time, cool) And now, in general, much cooler can be done)
  4. WIN969
    WIN969 24 May 2013 18: 15 New
    0
    As always, someone invented, and assigned the Yankees!
    1. Windbreak
      Windbreak 25 May 2013 22: 52 New
      0
      The XC-142 made its first flight in 1964, and there were earlier American aircraft

Немецкие проекты конвертопланов VC 400 и VC 500

Шестидесятые годы прошлого века заслуженно считаются эпохой вертолетов. В это время вертолетостроительная отрасль наглядно показала свою эффективность и поэтому приобрела особое значение в глазах военных и авиаперевозчиков. Конструкторы ведущих стран занимались созданием новых моделей вертолетов, а также исследованием альтернативных схем с использованием несущих винтов. Так, сразу в нескольких странах появились проекты конвертопланов различных систем. Авиаконструкторы работали над проектами с самым разным расположением двигателей и винтов и исследовали новые перспективные вспомогательные системы.

Среди прочих тематикой конвертопланов занималась немецкая фирма Vereinigten Flugtechnischen Werken (VFW) из города Бремен. В 1963 году, после нескольких теоретических исследований VFW развернула полномасштабное проектирование конвертоплана, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов. Предполагалось, что в ближайшие годы новый летательный аппарат заинтересует военное ведомство и гражданские компании. Предложенный облик конвертоплана теоретически позволял ему взлетать и садиться вертикально, а в полете разгоняться до недоступных для вертолетов скоростей. Такое сочетание летных характеристик, свойственное конвертопланам, должно было стать основным плюсом проекта VC 400.

Немецкие проекты конвертопланов VC 400 и VC 500Немецкие проекты конвертопланов VC 400 и VC 500



В ходе проектирования конвертоплан VC 400 претерпел некоторые изменения, но в конечном итоге получил следующий облик. Фюзеляж имел близкое к цилиндрическому сечение, и напоминал соответствующий агрегат ближнее- и среднемагистральных самолетов. Внутри фюзеляжа предполагалось разместить грузоотсек длиной почти 12, шириной 2,3 и высотой 2 метра. В верхней части фюзеляжа на VC 400 крепились два крыла с расположенными на них турбовинтовыми двигателями. Над хвостом фюзеляжа предусмотрели киль большой площади, призванный обеспечивать путевую устойчивость при полете на высоких скоростях. Для перемещения по земле летательный аппарат снабдили четырехопорным шасси: две стойки с небольшими колесами под передним крылом и две с колесами большего диаметра под задним.

Характерной чертой проекта VC 400 стала конструкция крыльев с мотогондолами. Новый конвертоплан сделали по схеме, которая в зарубежной классификации носит название tiltwing («поворотное крыло»). Это значит, что при переходе конвертоплана с одного режима полета на другой мотогондолы должны поворачиваться вместе с крылом, на котором они установлены. Ось поворота крыльев находилась примерно в середине их профиля. При этом для обеспечения правильной балансировки в горизонтальном полете крылья имели разный размер. Так, мотогондолы переднего крыла служили его законцовками, а заднее имело примерно вдвое больший размах: на внешней стороне мотогондол предлагалось установить консоли. Заднее крыло по проекту оснащалось развитой механизацией для более удобного управления при горизонтальном полете.

Немецкие проекты конвертопланов VC 400 и VC 500


Силовая установка конвертоплана VC 400 должна была состоять из четырех турбовинтовых двигателей мощностью около 4800-4850 лошадиных сил. Вместе со специально разработанными винтами диаметром около семи метров такие моторы могли обеспечить летательному аппарату хорошие характеристики. Согласно расчетам, конвертоплан в конфигурации для горизонтального полета мог бы разгоняться до 710-720 километров в час и летать на расстояние до тысячи километров, что соответствовало характеристикам немалого количества самолетов того времени. Мощности четырех предлагавшихся двигателей хватило бы не только на высокую скорость, но и на неплохие грузовые возможности. При полном взлетном весе до 22-25 тонн VC 400 мог бы поднимать до шести тонн груза, т.е. 58-60 пассажиров или около сотни солдат с оружием. Также рассматривалась возможность перевозки легкой бронетехники, вписывавшейся в габариты грузового отсека.

К 1967 году компания VFW завершила продувки нескольких моделей будущего конвертоплана и окончательно определила его облик. В ходе испытаний в аэродинамических трубах удалось исправить некоторые недочеты изначального варианта проекта. Кроме того, именно продувки позволили оптимизировать конструкцию воздушных винтов, которые должны были одинаково эффективно работать как в режиме взлета, посадки или висения, так и во время горизонтального полета. В начале 1968 года проект был завершен и сотрудники VFW начали готовиться к сборке первого прототипа.

Однако в итоге удалось собрать лишь несколько макетов. Основная проблема проекта VC 400 крылась в его высокой стоимости. Ввиду технической сложности созданной машины стоимость постройки прототипа была слишком большой для фирмы VFW. Она не могла самостоятельно оплатить сборку опытного образца, поэтому пришлось обращаться за поддержкой к военному ведомству. Минобороны ФРГ заинтересовалось разработкой, но все же не смогло изыскать средства на поддержку продолжения работ. Даже завершенный проект требовал достаточно больших вложений. Имеется информация о безуспешных попытках привлечь к продолжению программы зарубежных партнеров.

Немецкие проекты конвертопланов VC 400 и VC 500


В конечном итоге, из-за невозможности продолжить работы, проект VC 400 был свернут. Строительство прототипа так и не началось. Ноу-хау, полученные при создании VC 400, чуть позже были использованы в проекте VC 500. Новый конвертоплан представлял собой более крупную винтокрылую машину с соответствующими характеристиками: взлетный вес около 45 тонн и полезная нагрузка в виде 110-120 пассажиров с багажом. Благодаря более мощным турбовинтовым двигателям конвертоплан VC 500 мог бы разгоняться до скорости не менее 730-740 км/ч.

Нетрудно догадаться, что из-за финансовых проблем с проектом VC 400 новая машина VC 500 так и остался на бумаге. Компания VFW провела несколько исследований, касавшихся аэродинамики более крупного тилтвинг-конвертоплана, но на этом все работы закончились. VC 400 и VC 500 остались самыми крупными проектами конвертопланов с четырьмя двигателями. В дальнейшем основные работы в этой области касались лишь двухмоторных машин. Такие летательные аппараты оказались менее сложными в техническом плане и более удобными для эксплуатации. Однако и им до сих пор не удалось отобрать у вертолетов или самолетов заметную долю перевозок.


По материалам сайтов:
http://aviastar.org/
http://flightglobal.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: http://raigap.livejournal.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. AK-47 23 мая 2013 11:06
    Выглядит впечатляюще, однако не надо быть «семь пядей во лбу», что бы предсказать провал этого коммерческого проекта.
    AK-47
  2. USNik 23 мая 2013 12:46
    Четыре двигателя, поворотное крыло с мотогондолами, 740 км\ч? Сынок это фантастика (с).
    USNik
  3. Thomas A.Anderson 23 мая 2013 17:29
    Для того времени круто) А сейчас вообще намного круче можно сделать)
    Thomas A.Anderson
  4. WIN969 24 мая 2013 18:15
    Как всегда, кто то изобрел, а присвоили янки!
    1. Бурелом 25 мая 2013 22:52
      XC-142 совершил первый полет в 1964 году.А были и более ранние американские аппараты
      Бурелом

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня