Брестская крепость на колёсах

Брестская крепость на колёсахБронепоезда - артефакты не только Гражданской и Великой Отечественной войн. «Бронированные крепости» принимали участие в недавних событиях на Северном Кавказе. И даже сегодня несколько «бронемонстров», которые в официальных документах обозначаются как спецпоезда, всё ещё в строю - в составе воинских частей Железнодорожных войск, дислоцированных в Южном военном округе. Сегодня один из бронепоездов - спецпоезд «Терек» - стоит «на запасном пути» в Волгоградской области.

- Когда я первый раз сказал родителям по телефону, что буду служить на бронепоезде, они решили, что я шучу, - признаётся корреспонденту «Красной звезды» заместитель командира зенитно-пулемётного взвода 1-го бронепоезда восстановительного железнодорожного батальона сержант Руслан Гуманик. - Ведь я окончил учебный центр войсковой ПВО.

Схожая ситуация и с другими военнослужащими, которым выпало служить в этом подразделении восстановительного железнодорожного батальона 37-й железнодорожной бригады ЮВО (командир батальона - подполковник Алексей Шефель). Служить на бронепоезде - романтично и ответственно, ведь эта «крепость на колёсах» - подразделение постоянной готовности. Его командир капитан Денис Дьяконов - не даёт расслабляться своим подчинённым, поэтому в ходе контрольных занятий за зимний период обучения личный состав бронепоезда уверенно сдал все воинские дисциплины.


Для каждого из военнослужащих по призыву бронепоезд - это их Брестская крепость на колёсах. Уже вскоре многим из них придёт пора прощаться с армией, и они от души постарались, чтобы их «дембельский аккорд» прозвучал как можно убедительней. На полигоне военные железнодорожники успешно поражали мишени из зенитных установок, автоматических гранатомётов АГС-17 «Пламя», пулемётов (в том числе тяжёлых «Утёсов»), автоматов и снайперских винтовок - одним словом, из всего имеющегося в арсенале военнослужащих бронепоезда вооружения.

Брестская крепость на колёсахБыли времена, когда бронепоезда вели реальный бой. Об этом может рассказать заместитель командира восстановительного железнодорожного батальона по работе с личным составом майор Равиль Мингалеев - кавалер медали Суворова. После окончания Военно-транспортного университета в 2000 году он - лейтенант железнодорожных войск - отправился в Северо-Кавказский регион. Как говорится - с корабля на бал. После того как вооружённые переносными зенитно-ракетными комплексами боевики сбили несколько армейских вертолётов, было принято решение перевозки личного состава осуществлять по земле. Но не воинскими колоннами, которые тоже регулярно подвергались нападениям, а бронепоездами. В Чечню были доставлены четыре «бронекрепости»: «Амур», «Байкал», «Терек» и «Дон». Задачи, правда, перед их личным составом стояли разные. К примеру, спецпоезд «Дон» привлекался для восстановления и строительства инженерных сооружений (в первую очередь мостов). А на «Амур», который следовал по маршруту от Моздока до Ханкалы и обратно, была возложена задача перевозки личного состава. Для сопровождения выделялся один из его коллег - «Байкал» или «Терек». Именно он медленно шёл впереди «пассажирского» или «грузового» бронепоезда, обеспечивая одновременно инженерную разведку и при необходимости разминирование путей и оборону двигающейся по «железке» кавалькады...

В Чечне офицеру Мингалееву довелось прослужить около трёх лет. Было за это время многое. И обстрелы бронепоездов, и обнаруженные сапёрами на пути следования фугасы и мины, и уничтоженные по наводке военных контрразведчиков боеприпасы и вооружение у мест запланированных нападений на бронированный состав. Если для нейтрализации радиоуправляемых фугасов использовалось специальное электронное оборудование - «глушилки», то управляемые по проводам «ловушки» могли обнаружить только сапёры. Боевики ухищрялись устанавливать между рельсами мощные боеприпасы. Одна из таких «закладок» была приведена в действие в мае 2004-го неподалёку от Гудермеса в тот момент, когда по железнодорожной магистрали следовал бронепоезд. В тот раз погиб контрактник-зенитчик. Сегодня, когда по опоясывающим Чеченскую Республику восстановленным железнодорожным веткам мирно следуют поезда и электрички, необходимость в бронепоездах отпала. Они ушли в свои пункты постоянной дислокации.

Впрочем, как поётся в песне, «если завтра война, если завтра в поход», военные железнодорожники не подведут. Ведь военнослужащих Железнодорожных войск привлекали и для решения других важных и ответственных задач. Когда по просьбе руководства Абхазии было решено восстановить железнодорожное сообщение между Сухумом и Очамчиром, в республику прибыл и один из бронепоездов - спецпоезд «Терек». Только он мог справиться с поставленными задачами. Железнодорожный путь, который предстояло отремонтировать (правильнее сказать, построить вновь), представлял убогое зрелище: между шпалами росли деревья и кустарники в человеческий рост, а рельсы разъезжались под колёсами железнодорожного состава. Бронепоезд прибыл в Абхазию раньше других железнодорожных подразделений. Потому его личному составу предстояло первыми обживать место дислокации, находившееся на станции Дранда (кстати, в переводе с абхазского - «Святое место»). И хотя это была не Чечня образца 2002—2004 годов, диверсий и провокаций можно было ожидать со стороны грузинских спецслужб. Саакашвили с завидной регулярностью требовал выведения железнодорожных подразделений России с территории «суверенной Грузии». Его пугали российские военные. Особенно военнослужащие спецпоезда «Терек». Хотя последние выполняли исключительно мирные задачи. Представители ЖДВ тоже были начеку. И несмотря на то, что обошлось без ЧП, работа сапёрам находилась. Однажды под полотном была обнаружена огромная противотанковая мина. Лежала она здесь ещё с времён абхазо-грузинской войны. Много довелось работать военнослужащим всех без исключения подразделений. Многие из них были поощрены командованием за самоотверженный труд.

Тепловозы всегда должны быть «под парами». Ведь машины задействуются не только для передвижения бронепоезда. Они выполняют и другие задачи. И в первую очередь вместе с другими подразделениями бригады в ходе ежегодных тактико-специальных учений. Вот и во время стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2012», где на этапе специального учения МТО военные железнодорожники успешно выполнили несколько десятков разноплановых задач.

Среди отмеченных командованием после учения военнослужащих был младший сержант Сергей Рубчаков. Вместе с сослуживцами он умело провёл обслуживание установленных на бронепоезде зенитных установок.

- До армии я не знал не только о том, что сегодня на вооружении всё ещё стоят бронепоезда, но даже что такое Железнодорожные войска. Когда в Ковровской «учебке» нам объявили, что мы будем служить в подразделении ЖДВ, то сначала даже огорчился. Я, специалист ПВО, направляюсь в какой-то железнодорожный «стройбат». А вот сейчас, перед «дембелем», даже горжусь, что так сложилась моя армейская судьба, - откровенничает Сергей.

...На бронированных стенках и бортах специальных платформ и вагонов бронепоезда множество отметин от пуль и осколков. Они украшают «Терек», словно боевые награды, привезённые из Чечни. Это напоминание молодым военным железнодорожникам о том, что их служба и опасна, и трудна, и важна. Их бронепоезд «стоит на запасном пути». Но если Родина скажет «Надо», то они тотчас же ответят «Есть!»
Автор: Юрий Бородин
Первоисточник: http://www.redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. йцукен 25 мая 2013 08:33
    "Ведь военнослужащих Железнодорожных войск привлекали и для решения других важных и ответственных задач" - в советское время желдорвойска построили львиную долю железных дорог)))
    1. bask 25 мая 2013 09:02
      Бронепоезда сыграли свою не малую роль,при транспортировки грузов,пассажирского транспорта.В 1-ю и 2-ю чеченские войны.
      ЮАР. железнодорожный МРАП.

      Бронепоезд,,Терек,,.
      bask
      1. 755962 25 мая 2013 23:16
        Мне
        по душе вот этот бронепоезд.. wink

        Боевой железнодорожный комплекс (БЖРК) "Молодец"
        755962
        1. Argon 26 мая 2013 22:16
          Ну согласитесь это как бы другая тема wink
      2. Gladiatir-Zlo 31 мая 2013 22:06
        Ого, вот и свиделись, во время моей срочной службы, как строили такой поезд, пригнали откуда то. Сам живой свидетель, с чего все начиналось. Это первоначально были, платформы для зенитного оружия, и бронетеплушки, с постами наблюдения. уже потом, стали наращивать борта, устанавливать иное оружие. Тогда 99, экипаж был сформирован из срочников нашего железнодорожного полка. Тогда вся наша рота охраны написала рапорта уйти на поезд стрелками. Уже осенью 99, видел этот поезд по тв, ребята на нем ушли воевать.
        Gladiatir-Zlo
  2. Explorar 25 мая 2013 11:20
    Хороши стальные монстры.
    Правда, нужны ли? В современных условиях они крайне уязвимы от авиации противника.
    Explorar
    1. Setrac 25 мая 2013 14:14
      Цитата: Explorar
      Хороши стальные монстры.
      Правда, нужны ли? В современных условиях они крайне уязвимы от авиации противника.

      Это вы зря, устойчивость спец поездов очень высока. Ведь что такое железнодорожная платформа - кусок железа, у неё нету двигателя, нету топливного бака, и множественные побития не выводят её из строя.
      1. Абаканец 25 мая 2013 21:03
        Уязвимость достаточно высока,повреждение рельс, и поезд летит под откос.
        Абаканец
  3. кобальт 25 мая 2013 12:25
    Все делается под определенные задачи. Бронепоездам не ставится задача с авиацией бороться. Их предназначение - контроль над ж\д коммуникациями и их охрана. Есть их у нас несколько штук и хорошо. Вот понадобились и сразу сгодились. И в будущем еще не раз сгодятся.
  4. ВохаАхов 25 мая 2013 14:08
    Невольно вспомнишь давно забытые слова:"Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути".
  5. негоро 25 мая 2013 14:16
    Обалдеть,думал фантастика.
    негоро
  6. Наводлом 25 мая 2013 14:50
    Спасибо за статью. Мой минус за название.
  7. МАГ 25 мая 2013 16:36
    Видел в Ханкале потом с его экипажем подрались из-за дров))) Мы победили)))))
  8. bublic82009 25 мая 2013 19:13
    ни че и на железке нужны бранированные монстры
    bublic82009
  9. omsbon 25 мая 2013 21:03
    В далеком детстве смотрел фильм с таким названием "Крепость на колесах", о бронепоезде. Понравился!
  10. alex67 25 мая 2013 21:46
    ВПОЛНЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ОРУЖИЕ В ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЕ И СРЕДСТВО ДОСТАВКИ
    ГРУЗОВ И ВОЙСК hi
  11. MuxaHuk 25 мая 2013 22:25
    первый раз такое вижу)))
    при правильном применении вещь очень даже нужная и полезная
    MuxaHuk
  12. Marek Rozny 25 мая 2013 23:42
    ого! не знал, что они еще используются! спасибо за статью!
    Marek Rozny
  13. malikszh 26 мая 2013 09:45
    сперва их ликвидировали потом восстановили для чеченской войны. теперь надо сохранит как воинский часть.
    malikszh
    1. Емеля 26 мая 2013 16:07
      В дореволюционной армии экипажи бронепоездов имели петличные знаки в виде перекрещенных топора и якоря - можно возродить. Бронепоезда тогда обозначались аббревиатурой "БеПо", тоже можно использовать...
      Емеля
  14. diversant2013 26 мая 2013 21:14
    Спасибо за статью, как подметили при правильном использовании вещь!!!
    diversant2013
  15. baku1999 26 мая 2013 23:00
    СЛАВА ЖДВ !!!!!!!!!!!!!!!!!
  16. Argon 26 мая 2013 23:15
    Первый раз в жизни увидел бронепоезд году в 78ом под Читой,такой шорох поднялся-"Танки везут"-глянул засомнивался,всего 6 танков но "гарнитуры" многовато для простой перевозки.А в 96г жизнь свела с человеком,служившем на них.По его словам в состав бронепоезда входили:2-3тепловоза,4-6 танкодесантных платформ(танки были "главным калибром"причем как стоя на платформе,так и имея возможность"спешиваться"для нанесения контр удара),командный модуль(вагон),1модуль мастерская,1-2 бытовых модуля,модуль ПВО(Стрела-10),иногда 1-2 модуля РЗСО.Бронирование:тепловозы,командный модуль на уровне БМП-2,все остальное БТР,динамическая защита не предусматривалась.Зато каждый модуль имел защиту от ОМП.Каждый модуль имел амбразуры и1-2башни от БТР.Вот так было,а то о чем прочел,напоминает результат почесываний после того как жаренный петух в попу клюнул.К автору никаких претензий и статье плюс,но просто ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО.
  17. cpk72 26 мая 2013 23:21

    Небольшой фильм про историю бронепоездов
    cpk72

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня