Трофейная бронетанковая техника вермахта. Италия

23
После падения осенью 1943 года фашистского режима в Италии большая часть итальянских боевых машин, а также предприятия, их производящие, попали к немцам. Несмотря на устарелость итальянской бронетехники и ее невысокие тактико-технические характеристики, немцы активно использовали ее в боевых действиях в Италии и на Балканах.

Так, например, немцы не побрезговали даже танкетками L3. После капитуляции Италии часть этих машин досталась югославским партизанам, часть хорватским войскам и германскому Вермахту, который использовал их для антипартизанских операций в Югославии. Более того, по заказу германских властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались танковые группы RSI (Итальянской фашистской республики Сало) «Леончелло» и «Леонесса».

Достались немцам и легкие танки L6/40. Они поступили на вооружение Вермахта под индексом Pz Kpfw L6(i) и использовались в танковом батальоне горнострелковой дивизии СС «Принц Евгений» в Югославии, а также в 336-й пехотной и 26-й танковой дивизиях в Италии и Словакии.

Немецкий военнослужащий позирует на фоне танкеток L3. 1943 год


По германскому заказу в течение 1944 года было изготовлено еще 17 танков этого типа.

Что касается итальянских средних танков, то в сентябре 1943 года к германским войскам попало 22 танка М13/40, 1 — М14/41 и 16 командирских машин. Вермахту досталось и 92 танка М15/42. Еще 41 командирский танк на базе М15/42 был достроен по немецкому заказу под наименованием Pz. Bef. Wg. М42 (i).

Танки, находившиеся на Балканах, немцы включили в состав бронетанкового батальона дивизии СС «Принц Евгений», а захваченные в Италии — в 26-ю танковую и 22-ю кавалерийскую дивизии СС «Мария Терезия». Танки М15/42 поступили только в два последних соединения, первое из которых сражалось в Италии, Австрии и Словакии, а второе вступило в бой против Красной Армии в Вене в апреле 1945 года. Несколько машин М15/42 использовалось немцами на советско-германском фронте в боях за Будапешт в январе 1945 года.


Итальянские танки М15/42 использовались в составе 7-й дивизии СС «Принц Евгений» против партизан на Балканах и в Северной Италии




Итальянское самоходное орудие Semovente da 75/18. Судя по характерной форме шлемов на головах членов ее экипажа, эта машина принадлежит к составу немецкой парашютно-танковой дивизии «Герман Геринг». Италия, 1944 год


Самоходное орудие Semovente da 75/34. Производство этой самоходки началось в конце апреля 1943 года, и в итальянскую армию она попасть не успела. Основным получателем этих небольших и довольно удачных боевых машин стал гитлеровский Вермахт




К моменту капитуляции Италии был построен всего один прототип новейшего итальянского среднего танка Р40. В ожидании их массового производства, в августе — сентябре 1943 года итальянцы сформировали два батальона тяжелых танков (по итальянской классификации эта машина считалась тяжелой), которые, не получив материальной части, вскоре были расформированы. Под немецким контролем в 1943 году было заказано 150 танков Р40. В 1944 году танками этого типа были укомплектованы четыре танковых артиллерийских полка, по 36 боевых машин в каждом. По причине нехватки двигателей еще 38 танков Р40 использовали в качестве неподвижных огневых точек.

Не менее активно эксплуатировались немцами и итальянские штурмовые орудия Semovente. Из последних 178 штук были вооружены 75-мм пушкой с длиной ствола в 18 калибров, а остальные — в 34 калибра. Кроме того, в немецкие части поступило 40 штурмовых орудий М43 с 75-мм пушкой с длиной ствола 40 калибров и 117 105-мм самоходных гаубиц на шасси танка М15/42. Большая часть этой техники пополнила немецкую 26-ю танковую и 336-ю пехотную дивизии.

Как и в случае с танками, производство САУ продолжалось под немецким контролем. В течение 1944 года по германскому заказу фирма Fiat-Ansaldo изготовила 55 САУ М42 75/18, 80 САУ М42 75/34, а также 91 Semovente М43 105/25, 29 М43 75/34 и 11 М43 75/46, которыми укомплектовали немецкие танковые и самоходно-артиллерийские части, воевавшие в Италии, и части RSI.

После капитуляции Италии немцам достались 37 бронеавтомобилей АВ 40/41 (Panzerspahwagen АВ41 201 (i), а затем по германскому заказу было изготовлено еще 102 броневика: 23 АВ 41, остальные — АВ 41/43 или АВ 43. Эту технику распределили между Германией и ее союзниками: Венгрией (15 машин), Румынией (8 машин для разведро-ты 1-й танковой дивизии «Великая Румыния») и частями RSI «Леончел-ло» и «Леонесса».

Эшелон с принятыми Вермахтом новенькими итальянскими бронеавтомобилями Autoblinda АВ 41


Итальянский бронеавтомобиль Autoblinda АВ 41, эксплуатирующийся в одной из частей Вермахта. Восточный фронт, 1944 год
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 мая 2013 08:32
    Вот и немцы приняли итальянские бронеавтомобили Autoblinda АВ 41, и чем всё это кончилось laughing
    1. spd2001
      +3
      30 мая 2013 13:23
      Призадуматься кое кому нужно-а нужен ли российской армии IVECO ? bully
  2. RoadRunner
    +2
    30 мая 2013 08:50
    Спасибо за продолжение,автору +
  3. avt
    +1
    30 мая 2013 09:15
    Очередной плюс good Первое фото - ну точно как друг в Сербии был laughing Там эти танкетки трофейные тоже стоят . Не только немцы пользовали .
  4. spd2001
    +4
    30 мая 2013 09:25
    Поучительно. Как им не хватало техники в 1943-1944 г.г. Плюсую.Но не думаю , что данную статью можно напрямую отнести к трофеям Вермахта. Подобные фразы: "Более того, по заказу германских властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались танковые группы RSI (Итальянской фашистской республики Сало) «Леончелло» и «Леонесса»"и "По германскому заказу в течение 1944 года было изготовлено еще 17 танков этого типа" , никак не указывают на "трофейный характер" этой техники. Материал интересный настолько, насколько интересна итальянская бронетехника.
    1. 0
      30 мая 2013 20:10
      После капитуляции Италии немцы взяли под контроль немалую часть страны и захватили ряд заводов и часть техники - почему ее нельзя отнести к категории "трофеи"?
      1. spd2001
        0
        30 мая 2013 21:33
        Почему нельзя? Можно , но с натяжкой. Так и Чехию можно подтянуть (правда не было боевых действий). Но то , что уже производилось по заказу, уже не может быть трофеем.
        Интересно про это будет?
  5. +3
    30 мая 2013 10:11
    У итальянцев как всегда особый подход к дизайну машин...
    1. 0
      30 мая 2013 20:11
      Р40 был не самым плохим танком (правда, единственным хорошим итальянским танком). Итальянские САУ так же ценились немцами, еще по кампании в Африке.
  6. +1
    30 мая 2013 11:41
    Бронеавтомобильчики у Итальянцев неплохие были,ну земовенте еще ну а танки,я даже не знаю что сказать про эти танки.
    1. +1
      30 мая 2013 20:13
      "еще ну а танки,я даже не знаю что сказать про эти танки." - кроме Р40 и САУ танков, которые соответствовали бы требованиям второй половины (в принципе и первой тоже) ВМВ у итальянцев не было.
  7. +3
    30 мая 2013 13:04
    На всём, что выходит из под пера М.Барятинского лежит печать таланта. Вот дал Бог талант - ПИСАТЬ! Речь даже не о данной статье (как обычно познавательной и хорошо иллюстрированной),а обо всём творчестве. Как увижу в магазине его книги - покупаю не задумываясь. Правда несколько одинаковых купил. Склероз однако...
    1. Емеля
      +1
      30 мая 2013 22:46
      То, что фактическим материалом владеет, и нередко верные выводы делает, не спорю. Но в последнее время, как и М. Коломиец, выдаёт тонюсенькие книжечки (продающиеся втридорога), с более чем нераскрытыми темами, написанными явно наспех. Видел в книжном его книгу о Т-34, стоит более 1000 руб. - ничего нового, и так известные факты, фотки, которые каждый может нагуглить, на обложке надпись "с 3D моделью" - внутри же не слишком качественные рисунки, один из которых из книги Ю. Шмелёва "История танка", увидевшей свет аж в 1997 г.
      1. 0
        31 мая 2013 07:02
        Бог отвёл-не видел.
  8. Dima190579
    +1
    30 мая 2013 13:41
    Я когда модели из пластмассы собирал Semovente da 75/18. Не знал что их и немцы использовали.
    1. spd2001
      +3
      30 мая 2013 13:57
      Вот интересно, а если бы знал, то как бы собрал? wink Шучу конечно, но в настоящее время существует очень много специфической литературы в печатном виде и в Интернете, кто интересуется, не даст соврать. Другое дело, что молодежь (не вся конечно, но большинство) читать не любит, не приучена и т.п., легче спросить (воспитываю такового))). А еще, не в каждом населенном пункте РФ можно купить такую литературу, не говорю уже о библиотеках. И такие статьи дают возможность тем , кто хотя-бы интересуется , хотя-бы в общих чертах узнавать.
      1. Dima190579
        +1
        30 мая 2013 17:04
        Мне тогда было 15 лет и был на дворе 1994 год тогда интернета не было.
        1. avt
          +2
          30 мая 2013 18:44
          Цитата: Dima190579
          Мне тогда было 15 лет и был на дворе 1994 год тогда интернета не было.

          Нуу, это уже расцвет стендового моделизма ! И литература пошла ,Свирин где то в это время первую свою брошюру по любимому панцервагену третьему сделал и напечатал .Вот когда в советское время фроговские модели появились ,вот это да ,тут в каждую загогулину на размытых фотографиях вглядывались laughing А уж как еще в более ранние времена народ из чешских Авиа Мессершмиты выпиливал ,да недостающие детали из эбоксидки и хрен знает чего отливал laughing То тут целый сериал можно снять .А итальянец походу ,,Звезды" был ? smile
          1. +1
            30 мая 2013 20:13
            Да помню с сыном мудрили,из спарки Авии Вf-109G-6 выклеевали,"погиб" нимчура при переезде,с фонарем самый геморой был,помогла отечественная фотопленка "Свема".Но самые незабываемые впечатления это "вакушки".
            1. 3дюйма.
              +1
              30 мая 2013 21:11
              из вакушек мне очень ки 27 понравился.лепота была.
          2. spd2001
            +1
            30 мая 2013 21:40
            Это точно. good Прочитал Ваш пост, и вспомнилось, как из линейки выпиливал стабилизаторы на чешскую модель спортивного самолета (уже не помню как называется). Были времена wink
  9. bublic82009
    0
    30 мая 2013 20:20
    зачем итальянскую технику загнали в этот раздел? Италия это же союзник был германии?
  10. pinecone
    +2
    30 мая 2013 20:40
    К автору. Большое спасибо за материал.
    Два замечания:
    1. RSI это аббревиатура от Repubblica Sociale Italiana,то есть Итальянская Социальная Республика, правительство которой размещалось в небольшом городке Сало (ударение на втором слоге). Слово "фашистская" в названии отсуствует.
    2.В подписи к одной из фотографий говорится о военнослужащих дивизии Герман Геринг, хотя это вовсе не факт т.к. в 1944г.на территории Италии кроме указанного соединения сражались 1-я и 4-я парашютные дивизии 1-го парашютного корпуса, личный состав которого получал такие же облегченные каски.
  11. +3
    19 августа 2013 14:41
    Прекрасная статья, только не понял, сколько штурмовых орудий Semovente всего досталось немцам?
  12. +3
    19 августа 2013 14:49
    Прекрасная статья, только не понял, сколько штурмовых орудияй Semovente всего досталось немцам?