Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Заслуженный пилот о крушении Ми-8: машина надежная, но важен уход

Заслуженный пилот о крушении Ми-8: машина надежная, но важен уход

Вертолет Ми-8 и его модификации Ми-8Т и Ми-8МТВ является одной из немногих машин, за которые "России не стыдно", считает летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. Однако, по его словам, есть несколько серьезных причин, не зависящих от конструкции вертолета, которые делают его уязвимым и могут привести к аварийной ситуации.

На этой неделе катастрофу под Саратовом потерпел Ми-8 Сызранского военного летного училища, выполнявший плановый учебный полет. Из трех членов экипажа погиб бортинженер, командир и курсант остались живы.

Внимание к деталям


Ми-8Т является очень надежной машиной, работающей на Северном и Южном полюсах земли, в африканских пустынях и в горах, заявил Базыкин. По его словам, перепады температуры и высокая влажность при должной эксплуатации никак не отражаются на качестве и безопасности работы вертолета.

Однако грамотная эксплуатация подразумевает несколько последовательных пунктов, и начинается все с предполетного осмотра на предмет течи. Уже на этой стадии эксплуатанты техники часто пренебрегают железными правилами, отметил собеседник агентства.

"Перед каждым вылетом мы открываем все створки, все агрегаты вертолета и проверяем их. Любое пятно или капля масла — повод для серьезного осмотра механизмов машины. Необходимо сразу же разобраться — откуда течет, с редуктора или двигателя; проверить трубки высокого или низкого давления, разобраться и не выпускать машину в полет до полного устранения течи", — сказал Базыкин.

Предел работы

Лопасти вертолета Ми-8 и его несущий винт — очень прочные и сильные, однако существует предел их выработки, после которого лопасти необходимо менять или продлевать их срок службы, при этом беря на себя ответственность за дальнейшую эксплуатацию.

"У лопасти предел — 2 тысячи часов работы. Заменить ее стоит 4-5 миллионов рублей, продлить срок эксплуатации — около 700 тысяч рублей. Конечно, соблазн продлить работу лопасти без замены очень велик, что и делают многие эксплуатирующие организации. Сначала продлевают на 250 часов, потом еще и еще. С этого начинаются различные проблемы", — отметил Базыкин.

Продлевать работу лопастей можно только один раз, не более, убежден собеседник агентства. При этом ответственность за проведение таких технических операций должна быть очень строгой. Между тем, продлением ресурса вертолетов занимается не только завод-изготовитель, но и различные профильные научные институты — таким образом, получается совершенно не выстроенная "цепочка контролеров, которые едут не продлять срок службы машины, а заработать деньги".

Разбор полетов

Ремонт вертолетов — отдельная ситуация, подчеркнул эксперт. Фактически, винтокрылую машину обязаны разобрать на части и отправить основные узлы — двигатель, редуктор, планер и трансмиссию — на заводы-изготовители. В 1990-е годы агрегаты часто не доходили до заводов, и бумаги о произведенном ремонте попросту фальсифицировали, возвращая части вертолета на сборку, сказал эксперт.

"Бывает так, что после ремонта вертолет возвращается в еще худшем состоянии, чем был. В любом случае, постоянное продление его срока службы — не выход", — добавил Базыкин.

Срок службы Ми-8 — 35-40 лет. Раньше обязательный ремонт надо было проходить каждые пять лет по достижении наработки основных узлов 1,5 тысяч часов. Сейчас — раз в восемь лет при наработке 2,5 тысяч часов, сообщил собеседник агентства.

Если говорить о "человеческом факторе" при управлении Ми-8, то здесь сказывается все та же неприхотливость вертолета, подчеркнул Базыкин. Ми-8, по его словам, "очень многое прощает пилоту" — в том числе резкие рывки, дерганье, словом, неумелый пилотаж.

"Если говорить о катастрофе в Саратовской области, то вряд ли ее причиной мог стать человеческий фактор. Если кресло второго пилота занимает курсант, то летчик-инструктор ведет себя вдвойне осторожно и не ослабляет внимание — как раз потому, чтобы не упустить аварийную ситуацию", — сказал Базыкин.

У военных эксплуатация Ми-8 происходит точно так же, как и в гражданских организациях, подчеркнул он. Разница только в документах, которые заполняют летчики, а пилотирование и, главное, техническое обслуживание производятся по единым принципам.

Расследование причин катастрофы Ми-8 в Саратовской области продолжается. Как ранее сообщали российские СМИ, причиной падения вертолета мог стать обрыв рычага управления лопастью. Близкий к расследованию источник сообщил РИА Новости, что, скорее всего, эта поломка не позволила бы спастись ни одному члену экипажа, и выразил сомнение, что это стало причиной крушения.
Первоисточник: http://ria.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Aleks тв 4 июня 2013 19:07
    "Пчелка" отличная и надежная рабочая машина. На то она и "пчелка".
    Уважение от сухопутчика.

    Соболезнования семье бортинженера, к такому не привыкнуть.
    1. Vadivak 4 июня 2013 19:36
      Цитата: ///
      Уже на этой стадии эксплуатанты техники часто пренебрегают железными правилами,


      То-то у финнов ни один Ми-8 не упал, там техники не пренебрегают
    2. Joker 4 июня 2013 21:47
      Скажем так это прописные истины, немецкие автомобили тоже очень надежные, но стоит кинуть их на зиму на улице, то можно готовится к весенним поломкам. Всему нужен уход. Надежная это значит при должном обслуживании вертолет никогда не подведет.
  2. Шалтай 4 июня 2013 19:07
    Еще раз спасибо конструкторам и экипажам этой машины .
  3. zart_arn 4 июня 2013 19:10
    Прав автор, тут проблема не в конструкции и пилотах, а в надорвавшемся от непосильного труда российском железе, которое нужно восстанавливать в нашем царстве-государстве ПОВСЕМЕСТНО.
  4. omsbon 4 июня 2013 19:14
    "цепочка контролеров, которые едут не продлять срок службы машины, а заработать деньги".

    Когда главным становится зарабатывание денег, безопасность людей уходит на второй план. Систему надо менять!
    1. igor67 4 июня 2013 19:55
      Цитата: omsbon
      "цепочка контролеров, которые едут не продлять срок службы машины, а заработать деньги".

      Когда главным становится зарабатывание денег, безопасность людей уходит на второй план. Систему надо менять!

      Может не систему, а как раз отношение человека к своей работе,мы получали троса упраления для ми 8, их перед постановкой на изделие проверяют на разрыв, не помню уже какой момент разрыва, но помню, что тросы рвались от не большого натяжения и это при том что на нем стояло клеймо изготовителя о проверке, к чему веду вот на нашем АРЗ проверяют может где то нет, так как после распада Союза ремонтными работами авиатехники занялись все кому не лень
  5. Макаров 4 июня 2013 19:34
    Вы бы вмдели глаза технаря со взлетки и его возмущение когда с двигла после часа работы сливали масло и меняли на свежее...вот тогда я впервые услышал после какого состояния (желеобразной мазуты) сливают масло на аэродромах....
  6. PValery53 4 июня 2013 20:27
    Когда замена масла или запчастей важнее человеческих жизней, тогда надо виноватых приглашать на аутодафе. Глядишь, впоследствии поможет(в следующей жизни)
  7. stranik72 4 июня 2013 20:30
    Важен уход, кто бы был против. У нас в стране, каторстрофически наплевательское отношение к профессионалам и к своему собственному профессионализму. Ну какой Разработчик будет продлевать ресурс если у него нет заключений по иытаниям на этот ресурс. Разработчик "хитрит" он знает, что ресурс лопастей по условиям усталостной прочности (с запасом) 3000 часов, вот он смело их и продлевает, чётко зная, что при надлежащем уходе они свои 3000 часов, отработают, то что он за эту 1000 часов получает деньги, а как и чем может зарабатывать Разработчик, во всём мире НИОКР ведётся за счёт государство, есть и спонсорские программы и частный капитал, у нас это всё вместе взятое составляет мизер и не позволяет отрасли шагать вперёд, мы уже сегодня отстаём, пока не намного, но с каждым годом, этот разрыв увеличивается, у нас проблемы с двигателями, традиционными материалами и композитами, авионикой и т.п, все всё знают, но верят Вертолётам России, которые занимаются пиаром своей никудышной деятельности, забывая, что новое рождается на конструкторском столе, а не в бугалтерии. Пока конструктор, техни будут зарабатывать меньше чем секретарша в вертолётах России мы лчшими не станем.
    stranik72
  8. waisson 4 июня 2013 20:33
    по поводу катастрофы в Саратовской облости у нас батальон ВДВ стоял посаседству мы совершали прыжки с табуреток как мы называли МИ -8 .так курсантская практика была я думаю у них сильная они часами стояли на одном месте прежде чем пойти в свободный полет офицерский состав преподователей бывшие вояки асы.но зато под дембель какие выкрутасы они крутили ребята готовились воевать. машина надежная проверенная -но оказалось request кто виноват но могу сразу сказать только не пилот -пилоты асы
    waisson
  9. Apollon 4 июня 2013 20:53
    монолог МИ-8

  10. Matt Eversmann 4 июня 2013 21:26
    Ми-8 (он же Hip), несмотря на то, что принят на вооружение в 1965 году, по-прежнему является одним из лучших многоцелевых вертолетов в мире. Не зря он эксплуатируется более, чем в 50 странах мира. Но для того чтобы техника работала, как часы, нужен должный уход. А у нас в этом, как правило, никто не заинтересован. Пока летает - все в порядке, ну а если разбился - судьба такая. Недавняя катастрофа Ми-8 это подтвердила в очередной раз. Очень хочется верить, что обслуживание техники в ближайшем будущем будет поставлено на должный уровень. Соболезнования семье бортинженера.
    Matt Eversmann
  11. sub307 4 июня 2013 23:16
    О том, что машина отличная как говориться и "базару нет", эксплуатируется в более 50-ти государствах, включая США. То, что подходы к эксплуатации и ремонтам имеют нюансы от государства к государству тоже очевидно.
    А вот довелось мне поработать, несмотря на то, что сам подводник, в качестве мастера ОТК на одном авиаремонтном предприятии, как раз специализирующимся на ремонте вертолётов МИ-8 всех модификаций, ну и КА-31(27). Недолго поработал, нашёл другую, ближе к "своей" специфике. Но за то время, что там исполнял обязанности, успел кое-что понять. А понять, то, что , мягко говоря, неаутентичные комплектующие узлов, агрегатов - в процессе ремонта УСТАНАВЛИВАЮТСЯ!
  12. Кэптен45 5 июня 2013 00:04
    Труженик!На работу,с работы, как такси.Лишь бы погода была лётная!
  13. Комментарий был удален.
  14. ЁЖАС 5 июня 2013 06:17
    Техника как женщина- любит уход, заботу и ласку!!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня