Шойгу признал отсталость российских роботов

Шойгу признал отсталость российских роботовБеспилотные летательные аппараты, наземные роботизированные комплексы и автономные необитаемые подводные аппараты российской разработки по своим тактико-техническим характеристикам уступают зарубежным аналогам. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил министр обороны России Сергей Шойгу. При этом он отметил, что подобная техника уже успешно применяется «другими силовыми министерствами и ведомствами».

По словам министра обороны, сроки реализации различных проектов нередко нарушаются, происходит снижение качества поставляемой продукции военного назначения. «Это связано с технологической отсталостью предприятий, слабой организацией выполнения государственных контрактов, недостатком квалифицированного персонала», ─ пояснил Шойгу. Разработка перспективных роботизированных систем для Министерства обороны ведется в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы.

Ранее вице-премьер России Дмитрий Рогозин рассказал, что российские предприятия занимаются разработкой специальных роботов, которые будут заниматься эвакуацией раненых военнослужащих и гражданских с места теракта, а также ликвидацией террористов. Такие системы смогут «видеть» террористов через различные препятствия и поражать на большой дальности. По словам Рогозина, высокоточные системы при поражении террористов не будут причинять сопутствующего ущерба заложникам.


В настоящее время в интересах Министерства обороны России ведется создание двух беспилотников: ударного и разведывательного массой до пяти тонн и до тонны соответственно. Работы производят компании «Сокол» и «Транзас». Кроме того, создать тяжелый ударный беспилотный аппарат договорились компании «МиГ» и «Сухой».
Первоисточник: http://lenta.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 63
  1. Warrawar 3 июня 2013 14:15
    Нужно начинать разработку собственных БПЛА и других роботизированных аппаратов, пусть даже они будут какое то время отставать от зарубежных аналогов. Иначе так и будем плестись с отстающими.
    Warrawar
    1. afire 3 июня 2013 14:24
      Цитата: Warrawar
      Нужно начинать разработку собственных БПЛА...


      В настоящее время в интересах Министерства обороны России ведется создание двух беспилотников: ударного и разведывательного массой до пяти тонн и до тонны соответственно.
  2. JonnyT 3 июня 2013 14:15
    ну еще бы! Штаты например уже в 80 стали активно работать в этом направлении и вкладывать огромные деньги. А наши не спешили.
    1. svp67 3 июня 2013 14:30
      Цитата: JonnyT
      А наши не спешили.

      Наши БПЛА бороздили небо еще с 60-х годов до развала СССР, но вот почему данной тематике в нынешней России долгое время не придавали должного внимания - вот вопрос?
      1. аксакал 3 июня 2013 15:30
        Цитата: svp67
        Наши БПЛА бороздили небо еще с 60-х годов до развала СССР, но вот почему данной тематике в нынешней России долгое время не придавали должного внимания - вот вопрос?

        - Амеры очень сильны в самой организации работ по какой-нибудь тематике. Поясню для примера как раз на этом САБЖе. В области теоретического и математического моделирования интеллекта роботов и шире, в области искусственного интеллекта вообще (глубокой обработки информации с элементами искусственного интеллекта, если хотите) Россия не отстает и даже местами опережает мировой уровень. Теоретические и математические модели Российского института математических проблем биологии, Института системных исследований РАН, Института теоретической физики РАН в Н. Новгороде просто супер!
        В части же самой робототехники, в части практических работ у России есть только три предприятия - Питерский какой-то завод роботехнических систем, завод Андроидных систем (если не ошибаюсь в Ростове) и еще одно предприятие. И все. Причем роботы там - прошлый век. Что говорить, если по заданию казахстанских заказчиков питерцы проектировали и предложили вот такой отстой: там нужно было автономному роботу на высоту 1 метр поднимать груз 5 кг. Так питерцы предложили станину 80 кг! Ну потому что вылет "руки" - 1метр + 5 кг груза и т.д., для усточивости робота нужна станина такой массы! Плюс мощный электропривод! Это же позапрошлый век! На западе давно уже адаптивные алгоритмы применяют, робот играет вылетом своего манипулятора и своим центром тяжести, ему такая станина и близко не нужна!
        И самое интересное - ведь начни в таком вот положении, как сейчас, масса разрозненных НИИ и заводов, каждый из которых в чем-то силен, а в чем-то совсем слаб, вливать бабло в роботехнику - они начнут драться между собой за их освоение, типа "только мы сможем создать за ткое бабло!", в итоге выиграет самый пробивной (или самый щедрый?) директор, но при этом директор самого беспонтового в научно-техническом потенциале предприятия. И воз останется там же, только деньги и время потеряете, как было с первыми разработками российских БПЛА - какое-то предприятие мучало-мучало НИОКР, в итоге съели кучу бабла, а выхлоп был нулевым. Пришлось их посылать подальше, а заказы распределять между Транзасом, Соколом и РСК МиГ.
        Тупо нужно консолидировать все работающие в области искусственного интеллекта и робототехники в одну структуру, назначать главой новой структуры ученого в этой области (не ниже академика) и ставить перед новой структурой сверхзадачу. Можно создать две такие суперструктуры - пусть конкурируют. Можно одну - но тогда подробно расписать персональную ответственность на всех участках новой суперструктуры по типу "провалил работу - враг народа!"
        Тогда есть шанс очень быстро догнать запад,да даже перегнать, ибо в теоретических разработах Россия даже в чем-то впереди.
        1. Petrix 3 июня 2013 16:58
          Цитата: аксакал
          Тупо нужно консолидировать все работающие в области искусственного интеллекта и робототехники в одну структуру, назначать главой новой структуры ученого в этой области (не ниже академика) и ставить перед новой структурой сверхзадачу. Можно создать две такие суперструктуры - пусть конкурируют. Можно одну - но тогда подробно расписать персональную ответственность на всех участках новой суперструктуры по типу "провалил работу - враг народа!"

          Такая организация работ тоже является "станиной в 80кг", но только в управленческой конструкции.
          Посмотрите на тех же американцев. На начальных этапах там устраиваются конкурсы для любителей и университетов. С минимальным бюджетом создаваемых моделей. Потом на развитие призёров выделяются деньги.
          Поэтому нужно сначала выделить небольшую сумму и раздать поровну всем конкурсантам. А приз - это крупный заказ, с предоставлением современной производственной площадки.
          1. Sergey_K 3 июня 2013 17:23
            А воровать то где?? А на "суперструктурах" знаете как можно ручки погреть...
          2. аксакал 3 июня 2013 20:48
            Цитата: Petrix
            Такая организация работ тоже является "станиной в 80кг", но только в управленческой конструкции
            - хорошая аналогия smile То, о чем вы говорите - так амеры пытаются втянуть частного инвестора в освоение космоса (конкурс на лучшую ракету), так же ДАРПА пыталась решить проблему робота-водителя (конкурс, чей робот-автомобиль доедет до финиша в небольшом городе, специально отстроенном для этого, приз - всего лим долларей, но за этот пустяковый приз всерьез дерутся Стенфорд, Массчусетс, Йель, Корнелль, Беркли и прочая туфта), абсолютно так же они пытаются решить проблему искусственных мышц на электроактивных полимерах ЭАП (какая искусственная рука в армрестлинге победит 17-летнюю девчушку весом 45 кг, приз - тоже пустяковый, дерутся те же универы).
            Ну во первых, пока прорыва я не видел во всех трех сферах, такого прорыва, что бы сразу уже в коммерческое (ну или в широкое) применение. По космосу какое-то подобие космического полета на высоту 100 км осуществили. С девочкой рука борется уже полминуты (первые и секунды не держали), а роботы-водители могут ездить только в безлюдных городах. А соревнования проводятся уже лет по пятнадцать каждый laughing Все-таки "тяжеловесная" структура - это "тяжеловесная" структура. Такая "тяжеловесная" структура под руководством Королева по настоящему освоила космос за 50 лет до того, как "легковесная" осуществила псевдополет в этот космос. Мне не кажется это серьезным и эффективным решением.
            Кроме того, что бы это работало как в Штатах, нужно, что бы в России появился рынок инноваций. Что бы эти инновации покупались как товар на любом этапе своего рождения - как на этапе рождения в виде чертежа и математической модели, как этапе опытных изделий, так и на этапе уже развитого производства. Причем количество участников рынка должно превышать некий критический уровень (т.н. высокая ликвидность рынка). Ничего этого в России нет и не наблюдается, увы. Но есть опыт осуществления прорывов именно через создание таких вот консолидированных мощных структур.
            Вот например, выше (или ниже) обсуждали гиростабилизаторы. Почему голливудщики считают лучшими российских конструкторов гиростабизированных платформ (камеры в динамических съемках стабилизировать) из Бауманки, а российские конструкторы БПЛА и слыхом о них не слыхивали и покупают заморские аналоги. Странно все это, если не смешно.
        2. evg5835 3 июня 2013 18:13
          Если честно меня улыбнуло по-поводу станины 80 кг. В чём Запад далеко обогнал нас, так это в технологиях компактности и миниатюризации, причём эти технологии развились у них именно в гражданской сфере. Увеличить количество узлов и деталей, уменьшить их в размерах и повысить точность их изготовления - это совершенно иной технологический уклад. Чтобы решить такую задачу, необходимо, в первую очередь, консолидировать нашу промышленность, заставить достигать её общих целей. На данный же момент 80% руковоства наших заводов - некомпетентные семейные подряды (свои да наши) присосавшиеся к кормушкам. У них в голове одни прожекты и никакой реальности. Куда им решать такие глобальные задачи) Давно пора порядок наводить. Жаль что в России не 37 год. Сразу начнём догонять. Тем более в промышленность вливаются гигантские средства.
          evg5835
        3. poquello 4 июня 2013 00:01
          Я бы дальше пошел, если уж о оборонке говорим.
          Создать неравномерные ходинги, взяв за верхушку успешные оборонные предприятия. Слабых не перепрофилируя присоединять на правах цехов, чтобы менеджеры головного могли снимать нерадивого директора росчерком пера. Ввести статью "ущерб обороноспособности страны", по ней обязать владельцев проблемных и уходящих от оборонки заводов продавать активы. Ну и элементную базу надо вытягивать параллельно ведя свои разработки и воруя, копируя чужие. Фирмы которые все будут слизывать создавать в других, но дружественных странах.
      2. Альджавад 3 июня 2013 21:09
        то денег не было, то "врагов".
      3. Альджавад 3 июня 2013 21:28
        то денег не было, то "врагов".
    2. rolik 3 июня 2013 19:02
      Цитата: JonnyT
      Штаты например уже в 80 стали активно работать в этом направлении

      СССР была первой страной которая создала БПЛА и даже нашла им пременение. Возьмите наш " Рейс" КБ им. Туполева.Комплекс тактической воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) Ту-143 многоразового использования был создан по заказу ВВС СССР в соответствии с Постановлением СМ СССР №670-241 от 30.08.1968 г. Основной разработчик комплекса - ОКБ А.Н.Туполева, главный конструктор Г.М.Гофбауэр (с начала 90 гг. Л.Т.Куликов). При проектировании ВР-3 был использован накопленный ОКБ и смежных организациями опыт, полученный в ходе предыдущих работ. Согласно Постановления, комплекс должен быть предъявлен на испытания в 1970 г. (с оборудованием фоторазведки) и в 1972 г. (вариант с телевизионным оборудованием).
      Среди важнейших требований к комплексу были автономность, мобильность, многократность использования, способность выполнять полеты в диапазоне 50-5000 м, в т.ч. и над горными районами. Особое внимание было уделено вопросу обеспечению минимальных значений ЭПР для БПЛА и пилотажно-навигационному комплексу, который должен был обеспечивать достаточно точный выход самолета-разведчика в район разведки и на площадку посадки размером 500-500 м после выполнения задания. Малое время на подготовку и старт самолета-разведчика потребовал создания двигателя с высокой степенью надежности.В начале декабря 1970 г. состоялся первый полёт БПЛА, который зачастую называют беспилотный самолет разведчик (БСР), а в 1972 г. начались совместные государственные испытания, успешно запершиеся в 1976 г. В 1973 году была выпущена опытная партия из 10 самолётов и в том же году началось серийное (по одним данным в Кумертау, по другим в Воронеже) производство комплекса. В 1982 г. комплекс «Рейс» принят на вооружение Советской Армии. До завершения серийного производства (в 1989 г., по некоторым данным в Воронеже) было выпущено около 950 разведывательных БПЛА Ту-143.
      Вот Вам и "отставание", стоять не надо было в 90-х годах, и при меченном. При желании нагоним очень быстро. Забыл еще про Скат упомянуть.
      rolik
      1. Рустайгер 3 июня 2013 22:09
        Цитата: rolik
        СССР была первой страной которая создала БПЛА и даже нашла им пременение. Возьмите наш " Рейс" КБ им. Туполева.

        По моему дилетантскому мнению, вот эта картинка очень точно отражает состояние российской робототехники. Когда-то было; было большое, мощное, но надёжное; сейчас где-то валяется на потеху местной ребятни можно и реанимировать, только кому этот "антиквариат" нужен. . .
        Приходится догонять, разрабатывать "с нуля", покупать непонятно что, непонятно у кого. То-ли у потенциальных союзников, а скорее всего у потенциальных врагов.
        А иначе никак . . .
        Рустайгер
    3. Альджавад 3 июня 2013 21:07
      Туполев с 50-х строил ДПЛА. и они стояли на вооружении. Перестроиться не(-смогли/-успели/-захотели). Да и в советской стратегии места для роботов не было. Потом вообще "врагов не было"- конверсия. А потом выяснилось, что этим должны заниматься не "самолётчики, а "компьюторщики". Вот и результат.
    4. v53993 3 июня 2013 21:27
      БПЛА в боевых условиях против пилотируемого истребителя и современных средств ПВО бесперспективен.
      1. Sergey_K 3 июня 2013 21:40
        Смелое заявление. Уж не с помощью ли БПЛА, как одного из элементов, НАТО прорывало ПВО Югославии?
        1. v53993 3 июня 2013 22:01
          Вы бы еще с Ливией сравнили. Такое впечатление, что ваше знание о системах воздушно-космической обороны осталось на уровне рогатки.
        2. Blackgrifon 3 июня 2013 22:22
          "Смелое заявление. Уж не с помощью ли БПЛА, как одного из элементов, НАТО прорывало ПВО Югославии?" - ПВО Югославии было подавлено не БПЛА, а ракетами и системами РЭБ. Только после этого наносились удары по военной и гражданской инфраструктурам.
          1. Лопатов 3 июня 2013 22:36
            Будут подавлять нормальное ПВО- будут и беспилотники применять. Вплоть до обычных летающих мишеней в качестве ложных целей.
      2. Blackgrifon 3 июня 2013 22:21
        "БПЛА в боевых условиях против пилотируемого истребителя и современных средств ПВО бесперспективен." - для воздушного боя не эффективен, для разведки на дивизионном уровне так же неэффективен (система РЭБ), но на батальонном и ротном уровне - это большая помощь - ближняя разведка и огневая мощь.
        1. Лопатов 3 июня 2013 22:37
          РЭБ тоже не всесильна. И её элементы тоже уязвимы.
    5. Warrawar 4 июня 2013 08:25
      Цитата: JonnyT
      ну еще бы! Штаты например уже в 80 стали активно работать в этом направлении и вкладывать огромные деньги. А наши не спешили.

      На самом деле у нас эту тему тоже начали осваивать в 70-80х, просто потом произошли всем известные события и всё разработки были отложены на 20 лет.
      Warrawar
  3. Sergey_K 3 июня 2013 14:21
    В союзе над беспилотниками тоже работали. А сейчас кто будет работать? За какие шиши? Все разворовывается еще на этапе подготовки(см. Сколково). Нужны люди, где их взять? А самое главное, чем заманить??
    Беспилотный аппарат это чрезвычайно наукоемкая еденица. Все что есть сейчас - это наработки СССР.

    Производства миниатюрных гироскопов нет.
    Производства тонких транзисторов нет.
    Собственных архитектур ЦП общего назначения нет.
    Собственной ОС нет.
    Научной школы\Центра нет.
    Детских кружков по этой тематике нет(да и по другим тоже)
    Разработок по передаче данных данных нет.
    Статей в научных журналах по этой тематике нет.

    Мне сейчас скажут что есть, но, как всегда, все строго засекречено.
    1. afire 3 июня 2013 14:25
      люди есть и деньги есть, а вот тех, кто мог бы соединить эти две вещи воедино - нету. Кругом воры
      1. Альджавад 3 июня 2013 21:16
        2(!!!) потерянных поколения. Где брать кадры?
    2. Wedmak 3 июня 2013 14:52
      Ну, вы не совсем правы.

      Производства миниатюрных гироскопов нет.

      http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/v-rossii-proizoshel-dolgozhdannyi-proryv
      -v-proizvodstve-giroskopov-novogo-pokoleniya
      Производства тонких транзисторов нет.

      Какие такие тонкие транзисторы?
      http://www.mikron.sitronics.ru/ смотрим про производство российских микросхем
      Собственных архитектур ЦП общего назначения нет.

      http://4pda.ru/?p=49294 курим, вдумываемся...
      Собственной ОС нет.

      Для обычных потребителей действительно нет(а надо? все на винде сидят, гики на линухе), для военных нужд - есть.
      Научной школы\Центра нет.

      Есть. Тот же Микрон ведет разработки по проектированию чипов, разработки ПО и прочее.
      Детских кружков по этой тематике нет(да и по другим тоже)

      Вот тут да, как-то не слышал о таком.
      Разработок по передаче данных данных нет.

      Эт тоже туго. Но в военной сфере испытывается сейчас свои каналы передачи данных.
      Статей в научных журналах по этой тематике нет.

      Хм, по какой именно тематике? Беспилотники или разработка чипов?
      1. Sergey_K 3 июня 2013 15:53
        Вы сами то читали? Человек называет механический килограммовый гироскоп прорывом. х.м. неплохо. А дальше в статье описывается принцип работы твердотельных гироскопов и что амеры их использовали в программе Аполлон и т.д. Это раз. А во вторых, ну ка найди мне на сайте какой-нибудь конторы наши гироскопы в продаже? И цену, а я найду японские или китайские не по кило весом. Вы бы еще из V2 гироскоп показали.

        Микрухи, тут спорить не стану. 90НМ которые, может быть когда-нибудь освоят, вполне хватит для армии. Но, денег на них не заработать. Производство априори убыточно. Уж лучше разрабатывать дизайн у нас, а производить в китае...

        Не стыдно? Это чудище которое собирается вручную, жрет как паровоз и стоит как феррари выдаете за ЦП общего назначения? Ах извините, это ж система на чипе...

        Для военных нужд нет. Ибо у меня был проект и там в московском штабе чего-то стояли паленые виндовзы. ВКС связь Tandberg(ныне Cisco). СПД Хуавей. Шифрование по ГОСТУ, тут без вопросов. Почему-то китай не задается вопросом "А надо?".

        По тематике передачи данных, помехозащите и конечно, микроэлектронике.

        Я не говорю что "просради все полимеры", но такими темпами... Сколько вы даете лет до первой войны где беспилотники будут основной и серьезной силой? Я лет 10 даю. Дальше война как в фантастических романах. У кого лучше программисты - тот и победил.
        А вы про загнивающий запад, про гомиков переживаете. Я бы за другое переживал.
        1. Wedmak 3 июня 2013 16:06
          А вы про загнивающий запад, про гомиков переживаете.

          Я за этих людей не переживаю, мне чихать на них. Но я переживаю за свою страну, и если говорят что у нас чего-то нет, а оно на самом деле есть, то вот тут я готов спорить.
          Ниже вам собственно ответили.
          1. Sergey_K 3 июня 2013 16:14
            Ну раз все есть, то где результат? Кроме этого: http://www.yapfiles.ru/show/294125/8bd4ce7dc08e852b36eb7da3b4895d6a.flv.html?aut
            oplay=1

            Давайте без шапкозакидательства. А то раз все есть, то может сядем и расслабимся?
            1. Wedmak 3 июня 2013 16:34
              А то раз все есть, то может сядем и расслабимся?

              А кто говорил, что то, что есть, нас устраивает? Просто между "ничего нет", "есть" и "у нас это лучше", есть определенная разница.
              Так что расслабляться рановато.
        2. аксакал 3 июня 2013 21:37
          Цитата: Sergey_K
          Человек называет механический килограммовый гироскоп прорывом. х.м. неплохо. А дальше в статье описывается принцип работы твердотельных гироскопов и что амеры их использовали в программе Аполлон и т.д. Это раз. А во вторых, ну ка найди мне на сайте какой-нибудь конторы наши гироскопы в продаже? И цену, а я найду японские или китайские не по кило весом. Вы бы еще из V2 гироскоп показали.

          - что-то странно, как-то читал, что в Голливуде лучшими и наиболее компактными и продвинутыми гиростабизаторами считают русские гиростабизиторы. Даже показывали такое российское изделие - мчится по кочкам автомобиль-"герой", рядом мчится так же по кочкам джип-мерс, на крыше Мерса - огромный манипулятор с закрепленной в конце манипулятора камерой. Так вот, камера стабизирована российскими очень маленькими (как часы наручные) гиростабилизаторами, джип мчится по почкам, а камера даже не дрогнет. Нет пророка в своем отечестве, знайте своих героев. Кстати, баллистические ракеты тоже не летают без компактных гиростабизаторов. Может, в России не прозводят специальных гиростабизаторов именно для БПЛА, так это исправляется в 5 сек, лишь вообще гиростабизаторы умели производить.
        3. v53993 3 июня 2013 22:12
          90НМ которые, может быть когда-нибудь освоят, вполне хватит для армии. Но, денег на них не заработать. Производство априори убыточно. Уж лучше разрабатывать дизайн у нас, а производить в китае...

          Как же Вы далеки от реальности. Хотя, я даже рад этому. Продать не сможете.
      2. afire 3 июня 2013 22:45
        Разработок по передаче данных данных нет.

        -есть и очень успешные, PLC для гражданских нужд
        http://www.mzep.ru/askue.html
    3. DmitriRazumov 3 июня 2013 15:13
      Цитата: Sergey_K
      Собственной ОС нет.
      Научной школы\Центра нет.

      Со многим можно согласится, но...
      В МО давно есть стандарт на собственную ОС и это не Win. Собственно все разработки секретной техники ведутся с помощью именно этой ОС. Конечно можно говорить и сравнивать сколько угодно с США и др. Но этот общесистемный софт работает и развивается, а также активно используется для реализации секретных проектов для нужд МО. В частности все военные разработки бортов и ЦУ КА для космоса проводятся с использованием только этой ОС.
      В Коломне создан центр испытаний и боевого применения БПЛА. Там проходят испытание и изучаются многие иностранные и российские образцы. Руководители набирают грамотных выпускников военных академий и т.д. В общем тема не оставлена без внимания...
      DmitriRazumov
    4. аксакал 3 июня 2013 15:35
      Цитата: Sergey_K
      Статей в научных журналах по этой тематике нет.

      - по тематике именно элементов искусственного интеллекта статей валом, но вы их прочиать не сможете - нужна очень высокая математическая подготовка. Выше я запостил, какие НИИ занимаются работами в области ИИ (САБЖ ведь не столько о БПЛА, берется вопрос шире - о роботах вообще, а роботы предполгют некоторую или большую автономию в работе, связанную с распознаванием и принятием решения). Вы несколько не втеме, когда печатаете:
      Цитата: Sergey_K
      Статей в научных журналах по этой тематике нет.

      В части передачи данных - при чем тут элементы ИИ и роботы? Это из другой оперы вообще, это из связи. Смежники просто.
    5. DEfindER 3 июня 2013 15:37
      Цитата: Sergey_K
      Производства миниатюрных гироскопов нет.
      Производства тонких транзисторов нет.
      Собственных архитектур ЦП общего назначения нет.
      Собственной ОС нет.

      На счёт этого вы погорячились, есть у нас хороший проц Эльбрус, и операционка к нему, правда он немного отстаёт от современных западных, из-за облома с продажей АМД, но шансы догнать западников есть, в крайнем случае их спецов к себе заманить на работу..
      1. Sergey_K 3 июня 2013 16:05
        Ненадо про Эльбрус. Хотите почитать, почитайте на IXBT. "Переманить спецов" - это не крайний случай, а первостепенная задача. Хоть бы своих переманить обратно.

        Я к чему это все. К тому, что то, что сейчас происходит не нормально. И таким способом работы ничего не получится путного. Нужно привлекать детей, дети, единственные кто смогут переломить ситуацию. 14 летний пацан через 10 лет это сильный инженер! 10 лет в масштабах государства - пустяк.
        1. DEfindER 3 июня 2013 18:34
          Цитата: Sergey_K
          Ненадо про Эльбрус. Хотите почитать, почитайте на IXBT. "Переманить спецов" - это не крайний случай, а первостепенная задача. Хоть бы своих переманить обратно.

          Ну как раз из прочитанного видно, что Эльбрус обладает огромным потенциалом, и при уменьшении размеров микроэлементов до уровня современных западных аналогов, он многократно их превзойдёт за счёт продвинутой логики. Проблема только в том что мы не можем сделать транзистор ещё меньше, а следовательно не можем поднять его частоту выше 300 Мгц, хотя даже на этой частоте он сравним с 2ГГц по производительности.
          Соглашусь с вами в том что переманивать желательно своих, т.к. тут надо своим путём идти а не копировать запад.
          1. Sergey_K 3 июня 2013 20:50
            К сожалению, это невозможно. И производительность измеряется не в гигагерцах.
            1. DEfindER 4 июня 2013 09:29
              Цитата: Sergey_K
              К сожалению, это невозможно.

              Согласен, догнать их своими силами не возможно, сколько они вбухивают в развитие электроники и сколько мы, да ещё и воруют у нас.. Надо с американцами договариваться о продаже АМД или другой микроэлектронной компании.
              Цитата: Sergey_K
              И производительность измеряется не в гигагерцах.

              Вы о чём? Я вас не понял. Почитайте на википедии, там есть результаты тестов процессора Эльбрус частотой 300Мгц, по производительности он сравним с Пентиумом4 2ГГц.
    6. v53993 3 июня 2013 22:07
      А Вы сами-то есть?
    7. poquello 4 июня 2013 00:20
      Цитата: Sergey_K


      Собственной ОС нет.

      Мне сейчас скажут что есть, но, как всегда, все строго засекречено.


      Еще скажите на Windows все летаем.
      1. Sergey_K 4 июня 2013 00:21
        Думайте перед тем как пукать.
        1. poquello 4 июня 2013 19:50
          В общем Вам уже без меня всё рассказали, если конечно немного читатель, кроме как писатель.Вы о таком понятии как низкоуровневые операционные системы и не слышали наверное.
    8. rolik 4 июня 2013 01:04
      Цитата: Sergey_K
      Все что есть сейчас - это наработки СССР.

      Попробую ответить по пунктам.
      1 - НПО измерительной техники, разработка систем управления и гироскопических приборов на основе волоконно-оптических гироскопов.
      2 - Завод «Микрон», транзистор не собирают из «готовых» материалов, а выращивают послойно. Называется это изделие туннельный транзистор.
      3 - Разработкой микропроцессоров в России занимается ЗАО «МЦСТ». «Ангстрем» является сегодня одним из крупнейших мировых поставщиков микросхем управления для светодиодов (LED–драйверов и контроллеров). В каждом шестом мобильном телефоне в мире есть микросхемы, произведенные на «Ангстреме».ОАО «Мультиклет» обладает патентом на собственную, принципиально новую мультиклеточную процессорную архитектуру. Ее отличие от традиционной ядерной состоит в том, что она работает не с отдельными командами, а с «предложениями», состоящими из команд. При этом операции внутри предложений проводятся без привлечения памяти, что обеспечивает в 4-5 раз более высокую производительность по удельным показателям по сравнению с аналогами наряду со значительным снижением энергопотребления.ЗАО "ПКК Миландр" – 32-разрядный RISC микроконтроллер (процессор) на архитектуре ядре ARM Cortex-M3:
      4 - "ВНИИНС" разработало три операционные системы: МСВС (Мобильная Система Вооруженных Сил), ОМОНИМ и ОЛИВИЯ.. Исходя из требований ВС, акцент в ОС сделан как на защите от несанкционированного доступа, так и на отсутствии недекларированных возможностей.
      5 - На оборудовании Российского производства поставлен мировой рекорд дальности передачи данных по оптоволокну. Российская компания T8 объявила об установлении мирового рекорда по дальности передачи данных по оптоволокну: сигнал со скоростью 100 Гбит/с был передан на линии длинной 500 км в однопролетной линии. Разработка соответствующего решения велась более 4 лет. «Радиозавод им. А.С. Попова» разработало новое технологическое решение — цифровую вещательную транспортную среду Digital Broadcasting Transport System (DBTS).Система модуляции DBTS по ряду параметров превосходит международный стандарт спутникового вещания DVBS и способна полностью заменить спутниковую группировку. При разработке DBTS учтены основные недостатки Многоканальной Многоточечной Распределительной системы (MMDS). В частности, DBTS позволяет передавать в четыре раза больше ТВ-каналов, а зона покрытия увеличивается в три раза по сравнению с системой MMDS. Безусловным преимуществом новой цифровой системы вещания DBTS является её высокая помехозащищенность.
      Статей в журналах и на страницах интернета достаточно, тут и рефераты. и научные работы.
      Так же имеются детские радио и авиамодельные кружки.
      rolik
  4. Warrawar 3 июня 2013 15:04
    Всё у нас есть, просто нужно работать несколько лет в этом направлении и будут беспилотники не хуже чем у осталных.
    Warrawar
    1. saturn.mmm 3 июня 2013 15:14
      Цитата: Warrawar
      просто нужно работать несколько лет

      Я бы сказал, просто надо работать.
    2. Альджавад 3 июня 2013 21:25
      Почемуто вдруг подумалось: Боже! Дай нам несколько лет!
      1. afire 4 июня 2013 23:17
        Цитата: Альджавад
        Почемуто вдруг подумалось: Боже! Дай нам несколько лет!

        да он бы рад laughing , только вот политическая ситуация не способствует.... no
  5. обыватель 3 июня 2013 15:12
    Цитата: svp67
    но вот почему данной тематике в нынешней России долгое время не придавали должного внимания - вот вопрос?

    Да потому-что наши власть имущие двадцать лет делили наследство Советского Союза. Не до того было. Сейчас поняли, что может придти дядя из-за бугра, и лишить всех благ жизни пинком под зад, вот и вспомнили об армии.
  6. рыболов 3 июня 2013 15:34
    Чтобы в России создавать роботов... Для начало надо весь управленческий аппарат чистить от шоблы которая там за 23 года накопилась
    рыболов
  7. Vtel 3 июня 2013 16:03
    Такое ощущение шо наши роботы могут без современной электронной начинки обходится, то бишь одним ломом. Пока у нас развитием микро-нано-осколко электроникой руководят "истинные" патриоты России - Чубзайцы и Векселя, можно клепать роботов под упралением Айфончиков и стильно и модно, только энтих роботов самих тошнить начнет от такой начинки. Правда не все так плохо и надо отдать должное - программеры у нас Да!
    Vtel
    1. Sergey_K 3 июня 2013 16:23
      Ну вон люди мне говорят что у нас все есть. Просто не заметно. Про Эльбрус ручной работы вещают который собран на оборудовании IBM и AMD. Забыли правда что человек стоявший у истоков этого Эльбруса сейчас в Intel работает. Все, цикл замкнулся.
      1. poquello 4 июня 2013 00:27
        Про эльбрус не скажу. Единые Системы на к155 были.
  8. Рассвет 3 июня 2013 16:25
    Самое печальное, что нету людей, способных мыслить на будущие 50 лет в перёд и осуществлять задуманное, таких, как Королёв и т.д, слишком много уехало талантливой молодёжи, а уровень обучения начиная с садиков и кончая академиями упал на порядок.
    Читая и смотря новости складывается впечатление, что оставшиеся со времён СССР управленцы и генконструкторы, заняты дележом оставшихся мощностей и оставшихся со времён СССР разработок, а также распилом государственных субсидий. Нету людей для рывка вперёд, и это показывает прежде всего отсутствие желания у руководства Страны создавать, что либо, они стали чистыми потребителями.
    Рассвет
    1. Petrix 3 июня 2013 17:09
      Цитата: Рассвет
      Нету людей для рывка вперёд, и это показывает прежде всего отсутствие желания у руководства Страны создавать, что либо, они стали чистыми потребителями.

      Что по вашему главный стимул к прогрессу. Как ни печально - война. Всё у нас будет, но пока "жареный петух не клюнет..." Сейчас все кругом зашевелились.
    2. poquello 4 июня 2013 00:41
      Цитата: Рассвет
      уровень обучения начиная с садиков и кончая академиями упал на порядок


      нам его помогли уронить
  9. edw 3 июня 2013 16:57
    Я бы не сказал, что для страны, производящей самолеты и космические аппараты сделать беспилотник так уж проблемно (именно управляемый а не с ии). И не надо паникерства.

    В его разработке нет ничего фундаментально нового, всё те же законы аэродинамики, радиосвязи, телеметрия, навигация, шифрование данных. Это не гонки в изобретении ЯО.
    Скорости низкие - гиперзвук пока не нужен (хотя вполне реализуем)реактивные двигатели не понадобятся, контроллеры управления/мониторинга сейчас универсальные есть, программируются под любые устройства и непонятно каких там чипов не хватает кому. С радиосвязью и шифрованием канала однозначно не скажу: для гражданских БПЛА всё есть, а вот обеспечение устойчивой обратной связи при работе средств РЭБ сильно посложнее. Еще по материалам корпуса ряд вопросов поменьше (желательно применение сверхлегких материалов, как минимум- углепластики).

    Однократно собрать нечто летающее с видеокамерой и студенты и любители-авиамоделисты в одиночку смогут. А вот поставить производство на конвейер, предварительно разработав всю документацию (а до этого еще и проведя всевозможные испытания и доработки) это уже годы волокиты и бюрократии в условиях невоенного времени.

    Хотя, как вариант, с ударными БПЛА, можно вообще пойти своим путем - ставить блоки управления ударными БПЛА в имеющиеся самолеты.
    На радаре конечно, будет заметнее, ну так и сравнительно небольшие БПЛА для новых радаров хорошо видны, а вот боекомплект и скорость отличаются в разы.
    edw
    1. evg5835 3 июня 2013 18:35
      Беспилотник ещё должен быть дешёвым! Сила беспилотников в их массовости. В этом как раз вся загвоздка)
      evg5835
      1. edw 3 июня 2013 21:48
        А я то думал что "фишка" БПЛА в сохранении жизни своих бойцов
        и снижении затрат времени и средств на их обучение,
        а дешевым... даже не знаю. Да ни одна технологически продвинутая вещь не будет дешевой пока её массовое производство не наладят. (амеры то восьмую тысячу бпла скоро выпустят - ясен пень, что нашли варианты снижения стоимости и обкатали технологию).

        (щас минусов накидают за такие сравнения, чуждые западному образу мышления, но, всё же, продолжу свои доводы)
        А надо ли ударным БПЛА сутками в воздухе висеть? для чего?
        Самолет то будет выгоднее: по полезной нагрузке раз в 8-10 (1 тонна против 8 тонн) при взлетной массе - 10 тонн против 40, по скорости 650-800 км/ч против 1900 км/ч...
        Вобщем я думаю так: если цель одиночная то можно одной ракетой земля-земля обойтись и не городить огород с БПЛА, если целей много то как ударный беспилотник по боевым качествам подойдет полноценный самолет с ДУ.

        А вот разведывательные беспилотники - тут да, дешевость и массовость приветствуется. Импортное двигло и системы наблюдения на первых порах вполне допустимы, передача данных - в разработке насколько я знаю.


        Кстати для всёпросральщиков: наработки по БПЛА есть и немало, ничего не мешает продолжить- Ту-121 «С», Ту-123 («Ястреб-1», ДБР-1), Ту-139 («Ястреб-2», ДБР-2), Ту-141 («Стриж», ВР-2), Ту-143 («Рейс», ВР-3), Ту-243 («Рейс-Д», ВР-3Д), Ту-300 «Коршун», и это не считая кучи гражданских разработок.
        http://paralay.com/s62/500.jpg
        http://paralay.com/bpla.html
        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-300

        да, я вполне серьёзно подхожу (последние 7 лет в основном и занимаюсь всякими ду, передачей данных и шифрованиями, так что это косвенно моя тематика).
        edw
    2. аксакал 3 июня 2013 21:26
      Цитата: edw
      Я бы не сказал, что для страны, производящей самолеты и космические аппараты сделать беспилотник так уж проблемно (именно управляемый а не с ии). И не надо паникерства.

      - чуть посерьезней, уважаемый, подходить к этому нужно. Давайте разберем гипотетически БПЛА по винтикам, хотя я его вживую в глаза не видел, просто на основе логики. Начнем.
      1. Планер. Ну в этом Россия точно не отстает. Обладая самой большой в Европе трубой для продувки моделей в ЦАГИ, россияне точно умеют создавать планеры на мировом уровне. Может, где-то в материалах - композитах для планера немного отстают, но это отставание не фатально.
      2. Двигатель. Ну в двиглах Россия никогда не блистала, увы, особенно в ДВС. В лучшем случае середнячок. Когда в 50 годах прошлого века создавалась знаменитая "Победа", в которой почти 3-х литровый двигун развивал мощность всего 75 лошадок и жрал при этом больше 15 литров топлива, в Германии Элвис Пресли уже купил себе Мерса-кабриолета с двухлитровым ДВС, развивающим мощность 240 (!) л.с. и расходом в те же 15 литров. Для БПЛА нужен максимально компактный по габаритам и по весу, достаточно мощный и высокоэкономичный ДВС. БПЛА должен уметь сутками висеть над землей. Здесь России придется пользоваться импортными ДВС - своих нет, базы для их создания да и предпосылок создания НЕТ!
      3. Гиростабизаторы - в Бауманке их делать умеют, что бы там ни говорили, отставания тут нет.
      4. Приборы обнаружения и наблюдения. Опять - тут все и так известно. Нет оптики, аналогичной по качеству той цейсовской оптике. Нет тепловизиров и ПЗС-матриц, сравнимых по качеству с лучшими западными образцами. Мы уже видели "картинки" с амерского "Апача" и с наших тепловизоров. Увы.
      5. собранную картинку нужно передавать - это беспроводная передача данных. Увы, и здесь есть отставание. То же самое касается помехозащищенности.
      6. Сама интеллектуализация борта. СССР был первенцем в БПЛА, автоматическая посадка была освоена впервые именно СССР ("Буран"). Но с тех пор мировая наука шагнула далеко вперед, у амеров БПЛА уже на качающуюся палубу с ограниченными размерами ВПП (авианосец) садятся, у россиян БПЛА небольших размеров все еще на парашюте спускаются.
      Вот примерно вот так!
      1. sergey261180 3 июня 2013 22:03
        Двигатель от подержанной японской машины взять, компьютер интел 6-ядерный забабашить, переферические устройства подключить через USB, камеру наблюдения содрать с системы видеонаблюдения супермаркета, целеуказатель из лазерной указки сделать, связь 3G-модем, операционку винду пиратку крякнутую поставить + антивирус касперского. Планер придется клеить из стеклопластика. Програмное обеспечение переделать немного из DCS LockOn Су-25, Чёрная акула или А10-С и ВУАЛЯ! Самый дешевый беспилотник будет и летать не хуже предатора. fellow
        sergey261180
        1. edw 3 июня 2013 22:14
          очень китайский подход, но тоже имеет право на жизнь laughing
          edw
          1. sergey261180 3 июня 2013 22:20
            А и надо по китайски. Я больше чем уверен они так их и лепят. А то "у нас свой особенный путь...". Видим куда уже завели нас "Сусанины"
            sergey261180
        2. аксакал 3 июня 2013 22:58
          Цитата: sergey261180
          Двигатель от подержанной японской машины взять, компьютер интел 6-ядерный забабашить, переферические устройства подключить через USB, камеру наблюдения содрать с системы видеонаблюдения супермаркета, целеуказатель из лазерной указки сделать, связь 3G-модем, операционку винду пиратку крякнутую поставить + антивирус касперского. Планер придется клеить из стеклопластика. Програмное обеспечение переделать немного из DCS LockOn Су-25, Чёрная акула или А10-С и ВУАЛЯ! Самый дешевый беспилотник будет и летать не хуже предатора

          - картинка будет сильно дрожать - тряска палнера от работы двигла + какая-то турбулентность воздуха. Проходили уже - ничего не разглядишь без хорошего гиростабилизатора. Камера очень плохого разрешения - тоже толку будет маловато. Запускать придется с катапульты или на автотяге, садить на парашюте. Япское двигло от авто тоже не очень подходит - недостаточно компактно. В автодвигле больше упор делается на крутящий момент, а чем больше его делать - тем больше двигатель по размерам и массе. Пример - камазовский двигун всего 210 л.с., у Субару Импрезы - 2.5 литровый аж 300 л.с. Но Импрезовский не поставишь на Камаз - крутящий момент не подходит. Для вращения винта на БПЛА массой в тонну-две так же нужно примерно 300 л.с., но он будет соотноситься к субаровскому по размерам и весу так же, как сам субаровский двигатель соотносится к камазовскому двигателю. Крутящий момент для вращения пропеллера не нужен большой, не нужно там 250 Н*м, нужно гораздо меньше, но зато скорость вращения должно быть намного больше. Автодвигло развивает максимум 6000 об/мин, это уже "красная зона", а нужно раза в два-три больше.
          В общем, не тема. Нужно в России создавать специальную компанию по компактным авиадвигателям.У украинцев есть подразделение в "мотор Сич", почему россиянам нельзя создать?
          1. sergey261180 4 июня 2013 12:14
            Вот например ТТХ одного из предатеров:

            Размах крыла, м: 14,84
            Длина самолета, м: 8,23
            Высота, м: 2,21
            Масса, кг
            пустого: 512
            максимальная взлетная: 1020

            Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL
            Мощность, л.с.: 105
            Максимальная скорость, км/ч: 217
            Крейсерская скорость, км/ч: 110—130
            Дальность полета, км: 740
            Продолжительность полета, ч
            нормальная более: 20
            максимальная: 40
            Практический потолок, м: 7920

            Движок мощностью всего 105 л/с. Ну это максимут 1,5 литра + турбина, так как на высоте без неё никуда. Весить он будет килограмм 100 если всё лишнее удалить. Насчет 6000 оборотов/мин ну это Вы загнули! При такой частоте лопасти винта будут молоть впустую со сверхзвуковой скоростью. Наоборот как бы не пришлось понижающий редуктор ставить. 3-4 тысячи оборотов самое то. Как будет садиться это зависит от програмного обеспечения, то есть от мозгов конструкторов. Камеру можно и подороже, например у меня фотоаппарат за 3000 руб. имеет разрешение 12 мегапикселей на дюйм. При том он может распознавать лицо. Ничто не мешает его на танк перепрограмировать. Будет в автоматическом режиме атаковать бронетехнику.
            sergey261180
      2. Blackgrifon 3 июня 2013 22:30
        Цитата: аксакал
        5. собранную картинку нужно передавать - это беспроводная передача данных. Увы, и здесь есть отставание. То же самое касается помехозащищенности.


        Согласен со всеми доводами, кроме 5. - в СМИ была информация, что боевики в Ираке-Афганистане смогли взломать каналы связи между БПЛА США и центром управления. А вот другая новость - о том как в Иране кажется смогли посадить американский БПЛА.
        НИ ОДИН современный БПЛА не способен в настоящее время действовать в условиях массовой РЭБ (будем надеется, что в будущем тоже). Если уж боевики в Ираке и Афганистане ломают каналы связи, то чему удивляться, что при профессиональном подходе БПЛА из боевой единицы становится боевым трофеем.
        1. аксакал 3 июня 2013 22:44
          Цитата: Blackgrifon
          Согласен со всеми доводами, кроме 5. - в СМИ была информация, что боевики в Ираке-Афганистане смогли взломать каналы связи между БПЛА США и центром управления. А вот другая новость - о том как в Иране кажется смогли посадить американский БПЛА.

          Есть такие факты и согласен. НО! Но ведь четкая картинка и весит мегабайты, а ее передать нужно в режиме реального времени. К сожалению, у россиян и этого пока нету. Картинку туда-сюда передают и сейчас, есть такие БПЛА у россиян, но ведь для реальных боевых действий, для того, что бы разглядеть замаскировавшегося врага, нужна картинка высокой четкости, а это много пиксел. Передать такое и обработать с нужной скоростью - упирается в мощность процессора, а этот процессор помимо мощности еще должен быть компактным... По пятому пункту примерно так, ИМХО,
          1. evg5835 4 июня 2013 08:54
            Моё Вам глубокое уважение Аксакал) Сразу виден специалист.
            evg5835
  10. Летучий Голландец 3 июня 2013 17:00
    Даешь ОБЧР для охраны границ России!
    Летучий Голландец
  11. Army1 3 июня 2013 17:29
    Нужна просто поддержка государства и тщательный контроль за средствами.
  12. МИХАН 3 июня 2013 17:58
    Цитата: Warrawar
    Нужно начинать разработку собственных БПЛА и других роботизированных аппаратов, пусть даже они будут какое то время отставать от зарубежных аналогов. Иначе так и будем плестись с отстающими.

    Согласен! но дешевели средства перехвата управления..(это идеальный вариант) либо просто сигналы глушить (падают)..и потом перепрограммировать
    1. Army1 3 июня 2013 18:13
      И то, и другое
  13. эд1968 3 июня 2013 18:13
    одно из решении проблемы привлечь специалистов из азии например японии обеспечить их хорошей зароботной платой условиями для труда лабораториями и будет вам много роботов заодно они смогут обучать талантливых молодых росийских ребят
    эд1968
  14. satelite 3 июня 2013 18:25
    Всему своё время,раз люди начинают осозновать что без этих разработок никуда,то появятся и беспилотники и операционки и своя электроника которой будем гордиться НО те кто должен сейчас побеждать на олимпиадах как в спорте так и в науке кто пьёт на лавочках кто мереется у кого машина богаче да больше кто прозебая жизнь работает в комеррческ структурах
    satelite
  15. Тамбовские мы... 3 июня 2013 18:37
    Роботы военные конечно нужны, НО! Возможно это новый посыл Запада на гонку вооружения? У них самих нету боевых роботов. Есть беспилотники, они и у нас есть, но это не роботы. Как в кино американском про терминатора - нету таких роботов, и пока не предвидется. Может они и будут когда, но сейчас их нет и в ближайшей перспективе не будет.
    Тамбовские мы...
  16. Genady1976 3 июня 2013 19:01
    В СССР по Луне роботы ползали
    Genady1976
    1. Тамбовские мы... 3 июня 2013 19:11
      Так они не военные - исследовательские.
      Тамбовские мы...
      1. Genady1976 3 июня 2013 19:30
        а разница в чём
        Genady1976
  17. Шалтай 3 июня 2013 19:07
    Еще стремно то , что не мало ребят отучившихся в советских и российских вузах сейчас вовсю работают в штатах в сфере военных технологий .
    Тем же беспилотникам программы пишут .
  18. individ 3 июня 2013 19:18
    Начинать надо было давно разработки по робототехнике и его практическому внедрению - велись, наработки имеются.
    Верю, что связка Шойгу-Рогозин поднимут оборону России на должный уровень.
    1. satelite 3 июня 2013 19:45
      Больше не на кого надеяться,профессиональных управленцев нема
      satelite
    2. Genady1976 3 июня 2013 19:51
      А чё начинать не надо было прекращать
      В СССР разработка дронов началась практически одновременно с США. Впрочем, иногда конструкторы не подозревали, что создают БПЛА. Например, Ту-123 «в девичестве» был ядерной сверхзвуковой крылатой ракетой среднего радиуса действия. Эти ракеты не выдержали конкуренции с бурно развивавшимися баллистическими, и на их основе был создан сверхзвуковой беспилотник для комплекса «Ястреб». Впоследствии в КБ Туполева разработали беспилотные разведчики Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». В то время в СССР куда лучше оценили перспективы беспилотной авиации, чем в США: например, производство комплекса «Рейс» приобрело впечатляющие масштабы — в 1972—1989 годах было выпущено 950 машин. Для сравнения: в 2002 году США имели всего 200 беспилотников. СССР оказался и первым, занявшимся разработкой многоразовых ударных БПЛА (программа «Коршун»).
      Genady1976
  19. Genady1976 3 июня 2013 19:42
    Общий уровень советских «безлюдных» технологий был весьма наглядно продемонстрирован в 1988 году, когда космический челнок «Буран» совершил полёт в полностью автоматическом режиме.
    Genady1976
  20. МИХАН 3 июня 2013 19:48
    Наше будущее как и в любой нации в молодежи (поколение одно 90-е) мы потеряли.(если честно).сейчас "горох" бегает..подростки смотрю опять к турникам подходят..в футбол играют..Душа радуется глядя на них ..беременных много с колясками..Россия живет!!!
    1. Genady1976 3 июня 2013 19:54
      Цитата: МИХАН
      Наше будущее как и в любой нации в молодежи (поколение одно 90-е) мы потеряли.(если честно).сейчас "горох" бегает..подростки смотрю опять к турникам подходят..в футбол играют..Душа радуется глядя на них ..беременных много с колясками..Россия живет!!!

      Слава России yes УРА
      Genady1976
    2. perepilka 3 июня 2013 20:27
      Цитата: МИХАН
      .беременных много с колясками.

      Ещё сколяской и уже опять?!! Ни фига себе good
      1. Genady1976 3 июня 2013 21:36
        а чё удивляться материнский капитал smile
        Genady1976
  21. spirit 3 июня 2013 21:38
    у нас в МО от КА50 шарахались.1 пилот,вот это диво!!слишком сложно понимаешь.а теперь шарахаются что отстаём.Все смеются над Раптором, что золотой. Я посмотрю сколько наши беспилотник будут стоить! !с учётом всех этих денег которые вбухали во все эти откатные псевд о- компании wink
  22. сашка 4 июня 2013 06:13
    Надо-же признал.. А до этого непонятно было.Пока на китайских чипах будем сидеть , толку не будет. Это и ежу понятно.Нужно было стать министром что-бы начать "думать"? Тогда чем занимается "гарант"?,и по совместительству Верховный Главнокомандующий ? Обеспечивает стабильность качания нефти и газа ?
    сашка
  23. nod739 4 июня 2013 11:49
    кадры решают все (с)

    если в теории, мат. моделировании мы еще чтото значим и числимся в передовиках, за счет мозгов отточенных советской школой, то элементную базу нужно развивать стремительными шагами, это архиважная (с) вещь - локоматив для многих производств
  24. Yeraz 9 июня 2013 21:52
    Мда,а до этого их считали современными что ли))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня