Military Review

Multifunctional radar "Don-2H"

13
A few dozen kilometers to the northeast of Moscow is a unique object. It has the shape of a truncated tetrahedral pyramid with a base width of about 130 meters and a height of the order of 35 meters. On each side of this structure there are characteristic panels of round and square shape that can prompt the knowledgeable person what is hidden under them. Behind the four round panels are four active phased antenna arrays with a diameter of 18 meters, and behind square ones there are anti-missile control antennas measuring around 10 x10 meters. The object itself is a multipurpose radar station Don-2Н and is designed to monitor the space environment over Russia and neighboring countries, as well as to detect and ensure the destruction of detected ballistic missiles.





In fact, the Don-2H radar is the central element of the Moscow anti-missile defense system. The capabilities of the station allow not only to detect potentially dangerous objects at altitudes up to 40 thousand kilometers, but also to provide anti-missile guidance. The station is equipped with four phased antenna arrays at once, due to which it can monitor the entire surrounding space and provide data on the detected targets.

History The “Don-2H” radar began as early as 1963, when the Moscow Radiotechnical Institute of the USSR Academy of Sciences (now OJSC RTI named after Academician A.L. Mints) was given the task to create a new target detection system for a promising anti-missile defense system. Originally intended to create a radar operating in the decimeter range. However, a few months after the start of work, the institute staff came to the conclusion that the characteristics of such a system were insufficient. The decimeter station could not ensure sufficient accuracy of target detection, which in a real situation could have fatal consequences. Therefore, at the beginning of the next 1964, RTI started developing a new centimeter console. With the help of this equipment, it was planned to give the new station acceptable characteristics, as well as ensure comparative simplicity and ease of operation, since the attachment had to work as part of a system built with extensive use of available technologies and developments.

However, in this case, the new proposal was considered unpromising. It was necessary to make a completely new radar station with a good foundation for the future. In this regard, the remainder of 1964 and the whole of the following year, the staff of the Radio Engineering Institute spent on the creation of five different options for a promising station. But the third time the project did not give any practically applicable results. All five options had their problems and were not recommended for further work. Analysis of the work done and the technical proposals put forward led to the appearance of another version of the appearance of the promising radar. A little later, it was this version that became the basis for the future Don-2Н station.




In the first months of 1966, employees of the RTI began working on the Don project, during which it was planned to create at once two radars operating in different bands. The decimeter system was supposed to be made in the ground and ship variants, which would allow not only to monitor outer space from its own territory, but also to monitor the positional areas of the enemy’s missiles with the help of radar ships off its shores. The centimeter station, in turn, was made exclusively in the ground version. In its tasks they proposed to include not only the detection of enemy missiles, but also the guidance of interceptor missiles. According to the first versions of the project, the centimeter radar was supposed to "look through" a sector wide in 90 °. Thus, to ensure a circular view, it was required to simultaneously build four identical stations at once.

By the time of completion of the draft design of the centimeter station "Don", all work on the second system of the decimeter range was stopped. The level of development of radio electronics allowed to connect in a single ground station all the necessary developments and ensure compliance with the requirements. Starting from 1968, employees of the RTI developed equipment designed to work only in the centimeter range. As for the other frequencies, meter waves were chosen for the early warning stations for a rocket attack.

In 1969, the Radiotechnical Institute was commissioned to start the development of the “Don-N” advance project, in which it was necessary to use the existing groundwork from previous programs in the field of radar stations. In this case, the requirements of the customer in the face of the Ministry of Defense were quite large. The fact is that the given characteristics of the range and altitude of the accompanying targets turned out to be too large for the electronics available at that time. In the late sixties, even the newest electronic equipment could not reliably track and accompany complex ballistic targets at distances of about two thousand kilometers.

To perform the tasks we had to carry out a number of serious studies and tests. At the same time, a proposal appeared to partially simplify the missile defense system, dividing it into two echelons and equipping it with two types of missiles. In this case, the construction of a single radar with an integrated system for targeting two types of missiles looked comfortable and optimal from an economic point of view. It took some time to determine the final appearance of the future radar station and only in the middle of 1972, the full implementation of the Don-N project began.

To fulfill the required characteristics, it was proposed to equip the prospective radar station with a new computing complex, the development of which started simultaneously with the commencement of the full-fledged design of Dona-N. Soon, the multifunctional radar acquired most of the features that have survived to the present. In particular, RTI engineers decided on an exemplary building structure: a truncated pyramid with fixed phased antenna arrays on each of the four faces and separate square antennas for controlling missiles. The correct calculation of the position of the antennas made it possible to provide a complete overview of the entire upper hemisphere: the “field of vision” of the station was limited only to the topography of the surrounding terrain and the characteristics of radio signal propagation.



In the future, the project was improved and certain adjustments were made to it. First of all, innovations related to equipment for signal processing. Thus, the Elbrus-2 supercomputer was created for operation as part of the radar. However, even with the most sophisticated electronic equipment, the computer complex of the station was reduced only to a size of more than a thousand cabinets. To cool such a quantity of electronics, a special system with water pipes and heat exchangers had to be provided for in the project. The total length of all pipes exceeded several hundred kilometers. The connection of all elements of radar equipment required about 20 thousand kilometers of cables.

In 1978, the project, by which time it had changed its name to Don-2H, reached the construction stage of the workstation. It is worth noting that at about the same time, a similar complex was built at the Sary-Shagan test site, but it differed from Moscow in size by the equipment used and, as a result, by its capabilities. In about ten years of construction and installation, builders installed more than 30 thousand tons of metal structures, poured over 50 thousand tons of concrete, and laid a huge amount of cables, pipes, etc. From 1980, the installation of electronic equipment went on until the 87 year.

Only a quarter of a century after the beginning of the creation, the new multifunctional radar station Don-2Н took to combat duty. In 1989, the complex began to monitor objects in outer space. According to open data, the radar is able to detect the target at altitudes up to 40 thousand kilometers. The target detection range of the type of intercontinental missile head is about 3700 km. Radar radio transmitters are capable of delivering a pulsed signal power up to 250 MW. Phased antenna arrays and a computer complex provide the definition of the angular coordinates of the target with an accuracy of about angular seconds around 25-35. Range accuracy is about 10 meters. According to various data, the Don-2Н station can accompany up to hundreds of objects and direct up to several dozen antimissiles on them. One shift of station operators consists of one hundred people.

During the first years of operation, the “Don-2Н” radar did not disclose its characteristics, as well as the very fact of existence. However, already in 1992, Russia and the United States agreed to jointly carry out a program, the purpose of which was to determine the possibility of detecting and tracking small objects in Earth orbit. The program was called ODERACS (Orbital DEbris RAdar Calibration Spheres - “Orbital balls for calibrating radar tracking space debris”).

The first experiment under the program (ODERACS-1) was planned for the winter of the year 1992, but did not take place for technical reasons. Only two years later, the American shuttle Discovery during the experiment ODERACS-1R threw six metal balls into space. The balls remained in orbit for several months and at that time they were followed by American radars and the Russian Don-2H radar. It is noteworthy that the balls of the size 15 and 10 centimeters (two balls of each size) were able to notice and track all the stations that participated in the experiment. Two five-centimeter balls were only able to be spotted by Russian servicemen. In the next ODERACS-2 experiment, the Discovery shuttle threw three balls and three dipole reflectors. The results of the experiment, with the exception of some nuances, were similar. Radar "Don-2H" could find the balls of the smallest size at distances up to two thousand kilometers.

Unfortunately, the overwhelming majority of information about the capabilities and service of the multifunctional radar station Don-2Н remains classified. Therefore, the available information about the complex is often scarce and fragmentary. However, some conclusions can be drawn from the available data. Information about the possibility of simultaneous tracking of hundreds of targets indicates that one radar is capable of detecting a limited nuclear attack on a covered area. After detection, the station independently guides missiles at targets, and, according to various data, can issue commands to 25-30 immediately. Due to the lack of accurate data on the status of the missile component, it is difficult to talk about the potential capabilities of the entire missile defense system in Moscow. Thus, at present, the potential of the Don-2Н radar can not be fully utilized due to the lack of a sufficient number of missiles. However, this is only an assumption, as accurate data on the state of the entire Moscow anti-missile defense remain secret.


On the materials of the sites:
http://rtisystems.ru/
http://arms-expo.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://popmech.ru/
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. smart ass
    smart ass 11 June 2013 08: 12
    +4
    Such a microwave is normal)
    1. papik09
      papik09 12 June 2013 03: 14
      +2
      Would not advise getting into her beam laughing
  2. Tarpon
    Tarpon 11 June 2013 08: 52
    +7
    Here about the Don-2N multifunctional radar station, we can safely say that it has no analogues in the world!
    1. lx
      lx 11 June 2013 10: 09
      +1
      Do not doubt
      http://en.wikipedia.org/wiki/PAVE_PAWS
  3. Xmypp
    Xmypp 11 June 2013 10: 46
    +1
    They knew how to build unique objects during the USSR.
    And now they are proud of the "rook". Shame and disgrace.
    1. Denis
      Denis 13 June 2013 03: 58
      +1
      Quote: Xmypp
      Shame and disgrace
      Moreover, they also lament
      Unfortunately, the vast majority of information about the capabilities and service of the Don-2N multifunctional radar station remains classified.
      We must rejoice that there is still something to keep secret, which means a threat to potential friends
  4. Xmypp
    Xmypp 11 June 2013 10: 47
    -1
    They knew how to build unique objects during the USSR.
    And now they are proud of the "rook". Shame and disgrace.
  5. Vladimirets
    Vladimirets 11 June 2013 10: 57
    10
    "The overwhelming majority of information about the capabilities and service of the Don-2N multifunctional radar remains classified."

    And it pleases.
    1. gribnik777
      gribnik777 11 June 2013 11: 56
      +2
      Of course it pleases. And the less information, the better.
      Having detailed data on the parameters of the radar, you are more likely to go unnoticed.
    2. Dimy4
      Dimy4 13 June 2013 00: 01
      0
      That's it, and not unfortunately, but fortunately!
  6. nersmail
    nersmail 11 June 2013 18: 54
    +2
    I wonder if a new radar will be developed for the A-235 missile defense system? or just upgrade Don?
  7. Rats
    Rats 12 June 2013 15: 19
    +1
    The main thing is that this "brick" is covered from cruise missiles, otherwise a pair of tomahawks will arrive at an ultra-low altitude, and we will become like newborn kittens - blind and helpless.
  8. raddy13
    raddy13 13 June 2013 17: 12
    0
    I sat under this "pyramid" at the command post of the missile defense division for 13 years))), climbed up and down!

Многофункциональная РЛС «Дон-2Н»

В нескольких десятках километров к северо-востоку от Москвы располагается уникальный объект. Он имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды с шириной основания около 130 метров и высотой порядка 35 метров. На каждой грани этого сооружения имеются характерные панели круглой и квадратной формы, способные подсказать знающему человеку, что скрывается под ними. За четырьмя круглыми панелями находятся четыре активные фазированные антенные решетки диаметром по 18 метров, за квадратными – антенны управления противоракетами размером около 10х10 метров. Сам же объект является многофункциональной радиолокационной станцией «Дон-2Н» и предназначен для контроля за космическим пространством над Россией и соседними странами, а также для обнаружения и обеспечения уничтожения обнаруженных баллистических ракет.

Многофункциональная РЛС «Дон-2Н»

Многофункциональная РЛС «Дон-2Н»


Фактически РЛС «Дон-2Н» Является центральным элементом системы противоракетной обороны Москвы. Возможности станции позволяют не только производить обнаружение потенциально опасных объектов на высотах до 40 тыс. километров, но и обеспечивать наведение противоракет. Станция оснащена сразу четырьмя фазированными антенными решетками, благодаря чему может наблюдать за всем окружающим пространством и выдавать данные по обнаруженным целям.


История РЛС «Дон-2Н» началась еще в 1963 году, когда московский Радиотехнический институт Академии наук СССР (ныне ОАО «РТИ им. Академика А.Л. Минца») получил задание создать новую систему обнаружения целей для перспективного комплекса противоракетной обороны. Первоначально предполагалось создать радиолокационную станцию, работающую в дециметровом диапазоне. Однако через несколько месяцев после начала работ сотрудники института пришли к выводу о недостаточных характеристиках такой системы. Дециметровая станция не могла обеспечить достаточную точность обнаружения целей, что в реальной обстановке могло иметь фатальные последствия. Поэтому уже в начале следующего 1964 года РТИ занялся разработкой новой сантиметровой приставки. При помощи этого оборудования планировалось дать новой станции приемлемые характеристики, а также обеспечить сравнительную простоту и удобство эксплуатации, поскольку приставка должна была работать в составе системы, построенной с широким использованием имеющихся технологий и наработок.

Однако и в этом случае новое предложение посчитали бесперспективным. Требовалось сделать совершенно новую радиолокационную станцию с хорошим заделом на будущее. В связи с этим остаток 1964-го и весь следующий год сотрудники Радиотехнического института потратили на создание пяти разных вариантов перспективной станции. Но и в третий раз проект не дал никаких практически применимых результатов. Все пять вариантов имели свои проблемы и не были рекомендованы для продолжения работ. Анализ проделанных работ и выдвинутых технических предложений привел к появлению еще одной версии облика перспективной РЛС. Немного позже именно эта версия стала основой для будущей станции «Дон-2Н».

Многофункциональная РЛС «Дон-2Н»
Многофункциональная РЛС «Дон-2Н»


В первых месяцах 1966 года сотрудники РТИ начали работу над проектом «Дон», в ходе которого планировалось создать сразу два радиолокатора, работающих в разных диапазонах. Дециметровую систему предполагалось сделать в наземном и корабельном вариантах, что позволило бы не только вести наблюдение за космическим пространством с собственной территории, но следить за позиционными районами ракет противника при помощи кораблей с РЛС, находящимися у его берегов. Сантиметровая станция, в свою очередь, делалась исключительно в наземном варианте. В ее задачи предложили включить не только обнаружение ракет противника, но и наведение ракет-перехватчиков. Согласно первым версиям проекта, сантиметровая РЛС должна была «просматривать» сектор шириной в 90°. Таким образом, для обеспечения кругового обзора требовалось одновременно построить сразу четыре одинаковые станции.

К моменту завершения эскизного проекта сантиметровой станции «Дон», все работы по второй системе дециметрового диапазона были прекращены. Уровень развития радиоэлектроники позволял соединить в одной наземной станции все необходимые наработки и обеспечить выполнение требований. Начиная с 1968 года, сотрудники РТИ разрабатывали аппаратуру, предназначенную для работы только в сантиметровом диапазоне. Что касается других частот, то для станций раннего предупреждения о ракетном нападении избрали метровые волны.

В 1969 году Радиотехническому институту поручили начать разработку аванпроекта «Дон-Н», в котором необходимо было использовать уже имеющиеся наработки по предыдущим программам в области радиолокационных станций. При этом требования заказчика в лице министерства обороны были достаточно велики. Дело в том, что заданные характеристики дальности и высоты полета сопровождаемых целей оказались слишком большими для имевшейся на тот момент электроники. В конце шестидесятых годов даже самое новое радиоэлектронное оборудование не могло надежно отслеживать и сопровождать сложные баллистические цели на дальностях около двух тысяч километров.

Для выполнения поставленных задач пришлось провести ряд серьезных исследований и испытаний. В это же время появилось предложение частично упростить систему противоракетной обороны, разделив ее на два эшелона и оснастив двумя типами ракет. В таком случае строительство одного радиолокатора с интегрированной системой для наведения двух типов ракет, выглядело удобным и оптимальным с экономической точки зрения. На определение окончательного облика будущей РЛС пришлось потратить еще некоторое время и только в середине 1972 года началась полноценная реализация проекта «Дон-Н».

Для выполнения требуемых характеристик перспективную радиолокационную станцию предлагалось оснастить новым вычислительным комплексом, разработка которого стартовала одновременно с началом полноценного проектирования «Дона-Н». Вскоре многофункциональный радиолокатор приобрел большинство черт, сохранившихся до настоящего времени. В частности, инженеры РТИ определились с примерной конструкцией здания: усеченная пирамида с неподвижными фазированными антенными решетками на каждой из четырех граней и отдельными квадратными антеннами для управления ракетами. Правильный расчет положения антенн позволил обеспечить полный обзор всей верхней полусферы: «поле зрение» станции ограничивалось лишь рельефом окружающей местности и особенностями распространения радиосигнала.

Многофункциональная РЛС «Дон-2Н»


В дальнейшем проект совершенствовался и в него вносились определенные коррективы. Прежде всего нововведения касались оборудования для обработки сигналов. Так, для эксплуатации в составе РЛС был создан суперкомпьютер «Эльбрус-2». Однако даже с самым совершенным электронным оборудованием вычислительный комплекс станции удалось уменьшить лишь до размера в тысячу с лишним шкафов. Для охлаждения такого количества электроники в проекте пришлось предусмотреть специальную систему с водяными трубами и теплообменниками. Общая протяженность всех труб превысила несколько сотен километров. На соединение всех элементов оборудования РЛС требовалось порядка 20 тыс. километров кабелей.

В 1978 году проект, к этому времени сменивший название на «Дон-2Н», дошел до стадии строительства рабочей станции. Стоит отметить, примерно в это же время аналогичный комплекс построили на полигоне Сары-Шаган, но он отличался от подмосковного размерами, используемой аппаратурой и, как следствие, возможностями. Примерно за десять лет строительства и монтажа оборудования строители установили более 30 тыс. тонн металлических конструкций, залили свыше 50 тыс. тонн бетона и проложили колоссальное количество кабелей, труб и т.п. С 1980 года на объекте шел монтаж радиоэлектронного оборудования, продолжавшийся до 87-го года.

Лишь через четверть века после начала создания новая многофункциональная радиолокационная станция «Дон-2Н» заступила на боевое дежурство. В 1989 году комплекс начал следить за объектами в космическом пространстве. Согласно открытым данным, РЛС способна обнаружить цель на высоте до 40 тыс. километров. Дальность обнаружения цели типа головная часть межконтинентальной ракеты – около 3700 км. Радиопередатчики РЛС способны выдавать импульсную мощность сигнала до 250 МВт. Фазированные антенные решетки и вычислительный комплекс обеспечивают определение угловых координат цели с точностью около 25-35 угловых секунд. Точность определения дальности – порядка 10 метров. Согласно различным данным, станция «Дон-2Н» может сопровождать до сотни объектов и наводить на них до нескольких десятков противоракет. Одна смена операторов станции состоит из ста человек.

В течение первых лет работы РЛС «Дон-2Н» ее характеристики, равно как и сам факт существования, не оглашались. Однако уже в 1992 году Россия и США договорились о совместном проведении программы, целью которой было определение возможности обнаружения и сопровождения малоразмерных объектов, находящихся на орбите Земли. Программа получила название ODERACS (Orbital DEbris RAdar Calibration Spheres – «Орбитальные шары для калибровки РЛС, отслеживающих космический мусор»).

Первый эксперимент в рамках программы (ODERACS-1) планировался на зиму 1992 года, но не состоялся по техническим причинам. Лишь через два года американский шаттл Discovery в ходе эксперимента ODERACS-1R выбросил в космос шесть металлических шаров. Шары в течение нескольких месяцев оставались на орбите и в это время за ними следили американские радары и российская РЛС «Дон-2Н». Примечательно, что шары размером 15 и 10 сантиметров (по два шара каждого размера) смогли заметить и отследить все станции, участвовавшие в эксперименте. Два пятисантиметровых шарика удалось засечь только российским военнослужащим. В ходе следующего эксперимента ODERACS-2 шаттл «Дискавери» выбросил три шара и три дипольных отражателя. Результаты эксперимента, за исключением некоторых нюансов, оказались аналогичными. Радиолокатор «Дон-2Н» мог находить шары самого малого размера на расстояниях до двух тысяч километров.

К сожалению, подавляющее большинство информации о возможностях и службе многофункциональной радиолокационной станции «Дон-2Н» остается засекреченным. Поэтому имеющиеся сведения о комплексе зачастую скудны и носят отрывочный характер. Тем не менее, и из имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Информация о возможности одновременного сопровождения сотни целей говорит о том, что одна РЛС способна обнаружить ограниченный ядерный удар по прикрываемой зоне. После обнаружения станция самостоятельно наводит ракеты на цели, причем, по разным данным, может выдавать команды сразу 25-30 ракетам. Ввиду отсутствия точных данных о состоянии ракетного компонента трудно говорить о потенциальных возможностях всей системы ПРО Москвы. Таким образом, в настоящее время потенциал РЛС «Дон-2Н» может использоваться не в полной мере по причине отсутствия достаточного количества ракет. Однако это лишь предположение, поскольку точные данные о состоянии всей противоракетной обороны Москвы остаются секретными.


По материалам сайтов:
http://rtisystems.ru/
http://arms-expo.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://popmech.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Умник 11 июня 2013 08:12
    Нормальная такая микроволновка)
    1. papik09 12 июня 2013 03:14
      Не советовал бы попасть в ее луч laughing
  2. Tarpon 11 июня 2013 08:52
    Вот про многофункциональную радиолокационную станцию «Дон-2Н» можно смело сказать, что не имеет аналогов в мире!
    1. lx 11 июня 2013 10:09
      Не сомневайтесь
      http://en.wikipedia.org/wiki/PAVE_PAWS
      lx
  3. Xmypp 11 июня 2013 10:46
    Вот умели во время СССР строить уникальные объекты.
    А нынче гордятся «граченком». Стыд и срам.
    Xmypp
    1. Денис 13 июня 2013 03:58
      Цитата: Xmypp
      Стыд и срам
      Мало того ещё и причитают
      К сожалению, подавляющее большинство информации о возможностях и службе многофункциональной радиолокационной станции «Дон-2Н» остается засекреченным
      Радоваться надо,что есть ещё что засекречивать,значит угрозу вероятным друзьям представляет
  4. Xmypp 11 июня 2013 10:47
    Вот умели во время СССР строить уникальные объекты.
    А нынче гордятся «граченком». Стыд и срам.
    Xmypp
  5. Владимирец 11 июня 2013 10:57
    "подавляющее большинство информации о возможностях и службе многофункциональной радиолокационной станции «Дон-2Н» остается засекреченным."

    И это радует.
    1. gribnik777 11 июня 2013 11:56
      Конечно радует. И чем меньше информации, тем лучше.
      Имея подробные данные о параметрах РЛС, имеешь больше шансов остаться незамеченным.
      gribnik777
    2. Dimy4 13 июня 2013 00:01
      Вот именно и не к сожалению, а к счастью!
  6. nersmail 11 июня 2013 18:54
    Интересно, будет ли разработана новая РЛС, для системы ПРО А-235 самолёт-М? или просто модернизируют Дон?
  7. Крыс 12 июня 2013 15:19
    Главное, чтобы этот "кирпичик" был прикрыт от крылатых ракет, а то прилетит на сверхмалой высоте пара томагавков, и станем мы как новорожденные котята - слепые и беспомощные.
  8. raddy13 13 июня 2013 17:12
    Я ПРОсидел под этой "пирамидкой" на КП дивизии ПРО 13 лет))), излазил вдоль и поперёк!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня