Москва действует в противовес НАТО ('Asia Times online ', Китай (Гонконг))

Москва действует в противовес НАТО ('Asia Times online ', Китай (Гонконг))Многие, вероятно, не знают, что ключевая фраза бывшего президента США Рональда Рейгана «доверяй, но проверяй» на самом деле — просто перевод русской пословицы doveryai, no proveryai (в тексте латинскими буквами — прим. пер.). Спустя два десятилетия после окончания эры холодной войны Москва желает вернуть противоречивую фразу из американского репертуара и приложить её к российской «перезагрузке» отношений с США.

Удар, полученный президентом США Бараком Обамой на промежуточных выборах в конгресс, разоблачения Викиликс планов НАТО по защите от «возможной российской агрессии», объявление о решении США разместить воздушные подразделения на базе Ласк в Польше, воинственная речь сенатора Джона МакКейна, поставившего под вопрос всю доктрину, лежащую в основе «перезагрузки» с Россией, — всё это вызвало в Москве чувство беспокойства.

Неудивительно, что сигнал прошлой недели, направленный в субботу с саммита ОДКБ в Москве, состоял в том, что Москва желает усиливать свой собственный альянс в качестве «ключевого элемента обеспечения безопасности на постсоветском пространстве», а его престиж должен глобально возрасти.


Промежуточные выборы в США оставляют Россию, как и многие другие страны, в недоумении: не слишком ли большие надежды они возлагают на способность Обамы осуществить «перезагрузку». Речь МакКейна в Школе международных исследований Джона Хопкинса в прошлую пятницу была сигналом о том, что перезагрузка, вероятнее всего, налетит на жёсткую оппозицию конгресса, в котором доминируют республиканцы.

МакКейн поставил под вопрос необходимость перезагрузки в тот момент, когда «Россия становится всё менее и менее способной быть глобальной, великой державой наравне с США; когда американские и российские интересы в основном расходятся; когда они не имеют общих ценностей; когда российская политическая система "безответственная и хищническая" проводится "квази-преступным правящим синдикатом", который "крадёт, лжёт и убивает собственных граждан фактически безнаказанно"».

Ссылаясь на продолжающиеся разногласия с Россией по поводу ПРО в Европе, на российское подавляющее превосходство в тактическом ядерном оружии и различные подходы к открытым энергетическим рынкам, МакКейн призвал администрацию Обамы быть «более напористой ради наших интересов и ценностей» и присоединить Россию к ВТО с его приверженностью к верховенству закона.

Намеренное дружелюбие прошлого месяца на саммите НАТО в Лиссабоне может быть каким угодно, но останется не растраченным. В то же время разоблачения Викиликс поставили под вопрос искренность НАТО в отношении «перезагрузки» с Россией. Из дипломатических сообщений США ясно, что НАТО вынашивало планы о защите балтийских стран от возможной российской военной агрессии, а госсекретарь Хиллари Клинтон пожелала сохранить эти планы в тайне от Москвы.

Москва заявляет, что эти планы были одобрены на лиссабонском саммите, хотя альянс заявил, что ищет «истинного стратегического партнёрства» с Россией, основанного на общих интересах безопасности и необходимости обращения к «общим, совместно определённым вызовам».

Москва раздражена. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: «С одной стороны НАТО... ведёт с нами переговоры по важным документам, нацеленным на партнёрство, а с другой стороны принимает за нашей спиной решения о необходимости обороны от нас... Мы поставили эти вопросы и ожидаем получить ответы. Я полагаю, мы имеем на это право».

Одновременно, после переговоров в Вашингтоне в среду между Обамой и прибывшим президентом Польши Брониславом Коморовски, две страны заявили об усилении своих оборонных связей в духе Соглашения 2008 г. о стратегическом сотрудничестве между США и Польшей, которое включает сотрудничество воздушных сил и размещение воздушных подразделений США в Польше.

Москва заявляет: «Кажется, что мы являемся свидетелями старого рефлекса НАТО, воплощённому в укреплении мощи в ущерб безопасности других стран, — тем более странному после положительного результата саммита Совета Россия — НАТО и заявлений альянса о том, что Россия не считается противником..., мы (Россия) вынуждены учитывать планы США — Польши при воплощении наших собственных программ построения вооружённых сил и работы с нашими союзниками».

Таким образом, саммит ОДКБ в Москве в субботу происходил на сложном политическом фоне. Первоначально повестка дня была сфокусирована на улучшении механизма отклика альянса на кризисы «в целях усиления потенциала ОДКБ для противодействия угрозам безопасности и вызовам».

Говоря проще, ОДКБ фактически предотвратил вмешательство Узбекистана в кризис в Киргизии в июне, а неформальный саммит в Ярославле в августе предоставил полномочия в изменении статуса ОДКБ «ради усиления эффективности.. в области немедленного реагирования». Интересен успех Москвы, уговорившей Ташкент согласиться на изменение статуса ОДКБ, а узбекский президент Ислам Каримов в субботу присутствовал на встрече.

Саммит поддержал Декларацию о сотрудничестве на международной арене. Москва явно заинтересована в усилении роли ОДКБ на международном уровне в противовес НАТОвской самообороне, провозглашённой на лиссабонском саммите в качестве единственной глобальной организации безопасности. Также было принято решение о коллективных миротворческих силах и об обязательствах «вне региона» по образу и подобию тех, что у НАТО есть в Афганистане.

Таким образом, страны-члены ОДКБ выразили волю не только выполнять миротворческие задачи, но и «предоставлять на определённых условиях эти миротворческие силы для операций, проводимых по решению Совета Безопасности ООН». Московский саммит подчеркнул «сотрудничество во внешней политике» членов ОДКБ, подобно системе НАТО.

Очевидно, что ОДКБ учло результаты саммита НАТО в Лиссабоне. Участие Узбекистана в саммите усиливает хватку Москвы. Проявляется отчётливое похолодание в отношениях Узбекистана и США. Клинтон во время визита в Ташкент 2 декабря публично упрекала узбекское правительство. Она заявила, что в области прав человека Узбекистан должен «перевести слова в дела».

Обращаясь к группе руководителей неправительственных организаций в Ташкенте, Клинтон заявила: «Я посоветовала ему (Каримову) продемонстрировать свою приверженность рядом шагов для обеспечения истинной защиты прав и фундаментальных свобод в этой стране». Клинтон раскрыла, что она подняла вопросы ограничения религиозных свобод, пыток и детского труда в Узбекистане. «Мы подняли эти вопросы... и будем продолжать работу по улучшению прав человека в Узбекистане, как составную часть расширения наших двусторонних отношений».

У Вашингтона есть причины быть недовольным Ташкентом. Каримов объединился с Россией для нейтрализаций действий США в попытке возложить на Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе обеспечение безопасности в Центральной Азии, и что ещё более важно - Ташкент открыто стал критиковать военную стратегию США в Афганистане.

На саммите ОДКБ в Астане 1 декабря (где Каримов отсутствовал) министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов осуждал ОБСЕ и её структуры за «провал попытки играть позитивную роль в предотвращении и нейтрализации кровавых событий» в Киргизии в июне. Это было обвинением попытки Вашингтона втащить ОБСЕ в Киргизию в качестве замены ОДКБ в регионе.

Ещё более направленной была критика Норовым стратегии Обамы. «Становится всё очевиднее, что нет никакого военного решения афганской проблемы, а стратегия соглашательства, избранная силами коалиции, не приводит к ожидаемым результатам».

Норов вновь повторил предложение Ташкента найти альтернативное решение мирного урегулирования в Афганистане путём многосторонних переговоров под эгидой ООН. Он заявил: «Суть узбекской инициативы основана на признании того, что внутренние дела Афганистана должны решаться афганским народом с помощью государств, чьи интересы безопасности включают окончание войны и продвижение стабильности в Афганистане». Он подчеркнул, что переговоры надо проводить «со всеми основными противоборствующими сторонами».

В сумме на саммите ОДКБ проявилось следующее: во-первых, существует невысказанное, но лежащее в самой основе подозрение Москвы относительно намерений НАТО. Это опасение осуществляется в виде новой решимости выстроить ОДКБ в качестве противовеса, который бросит вызов претензиям НАТО позиционироваться на пост-советском пространстве и его заявлениям о своей исключительности, как глобальной организации безопасности.

Во-вторых, государства Центральной Азии глубоко озабочены ухудшением ситуации в Афганистане и провалом военной стратегии США. Они рассматривают Москву в качестве гаранта региональной безопасности. Это проявляется в готовности укрепить силы быстрого реагирования ОДКБ и упростить процесс принятия решений внутри альянса, чтобы соответствовать кризисным или непредвиденным ситуациям.

В-третьих, намерения США в Афганистане далеки от прозрачности, а на кону стоит открытый вопрос об окончании американского военного присутствия. Картина остаётся туманной и в том, что касается точной ситуации, развивающейся на афганской границе с Таджикистаном. Действительно, разведка США имеет тайные связи с центрально-азиатскими повстанцами, действующими в Афганистане, и страны Центральной Азии весьма осторожны в отношении демократических проектов США в регионе.

В-четвертых, московский саммит уделил много внимания деятельности ОДКБ в области усиления законности, безопасности границ и военной политики. Готовность ОДКБ играть свою роль в Афганистане, в сценарии после 2014 г. - очевидна. На будущей неделе афганский президент Хамид Карзай посетит Москву. ОДКБ движется и в направлении выстраивания связей с Пакистаном ради противодействия наркотрафику.

И наконец, московский саммит сконцентрировался на усиление роли ОДКБ во внешней политике. Это проявилось при попытках США углубить различия внутри Центральной Азии и играть роль дипломатического нарушителя ради свёртывания возглавляемого Москвой процесса интеграции региона. Если страны-членов ОДКБ хотят проводить миротворческие операции в мировых горячих точках, то для них стала необходимой координация своей внешней политики. ОДКБ копирует поведение НАТО.

В сумме Россия верит в необходимость «перезагрузки» отношений с НАТО, но стремится «проверить» его искренность. Как заявил Лавров, «возникают серьёзные вопросы» из-за противоречивых тенденций в позиционировании НАТО по отношению к России. Москва решила поддерживать ОДКБ в качестве эффективного альянса-противовеса, просто на случай торжества в Вашингтоне способов мышления МакКейна.
Автор: Посол М.К. Бхадракумар был дипломатом индийского министерства внешних отношений. Его назначения включали Советский Союз, Южную Корею, Шри-Ланку, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию.
Первоисточник: http://www.atimes.com/atimes/Central_Asia/LL14Ag01.html" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.atimes.com/atimes/Central_Asia/LL14Ag01.html
Перевод: http://inoforum.ru rel="nofollow">http://inoforum.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня