Як-130 стал лучшим учебно-боевым самолетом на «Ле-Бурже» благодаря интегрированному комплексу авионики КРЭТ

3


На международном аэрокосмическом салоне «Ле-Бурже-2013» Як-130 был признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники. Новейший интегрированный полностью цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), разработанный и произведенный предприятиями Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех, позволяет Як-130 имитировать информационно-управляющее поле кабин, основные летные характеристики и применение боевых систем новейших истребителей четвертого и пятого поколений.

Двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 предназначен для обучения, повышения квалификации и поддержания летных навыков пилотов для истребителей четвертого и пятого поколений. Для Як-130 предприятиями КРЭТ были разработаны, произведены и интегрированы в единый цифровой комплекс авионики передовые системы навигационного, пилотажного и боевого БРЭО. Таким образом, Як-130 стал первым российским самолетом, не имеющим на борту аналоговых приборов.

Интегрированный комплекс бортового оборудования, созданный, входящим в КРЭТ, Опытно-конструкторским бюро «Электроавтоматика» имеет открытую архитектуру, что облегчает его модификацию за счет установки нового оборудования и внедрения дополнительных программно-функциональных модулей. В отличие от учебно-боевых самолетов прежних поколений Як-130 не имеет в составе БРЭО электромеханических приборов. На нем реализована концепция так называемой «стеклянной кабины», которая дает возможность моделировать информационно-управляющие поля кабин боевых самолетов различных типов. В составе этого комплекса – многофункциональные пульты, комплексные системы управления, интеллектуальные жидкокристаллические и коллиматорные индикаторы.

Полностью электродистанционная цифровая комплексная система управления, созданная одним из ведущих научных центров КРЭТ, Московским институтом электромеханики и автоматики, выполняет функции систем автоматического управления и обеспечения безопасности полета. Предусмотренный системой режим программирования, дает возможность изменять пилотажные и динамические характеристики Як-130 для имитации летных характеристик практически любого современного боевого самолета.

Бортовая система имитации режимов боевого применения, интегрированная с комплексом управления оружием СУО-130, разработанным курским предприятием КРЭТ «Авиаавтоматика», позволяет при обучении пилотов исключить необходимость использования реальных бомб и ракет, сохраняя при этом реалистичность отображения событий боевого задания. В Курске произведена также аварийно-эксплуатационная система сбора и регистрации полетной информации.

Реализованная в комплексе БРЭО современная система встроенного контроля и сигнализации облегчает эксплуатацию и техобслуживание самолета, отображая все необходимые данные о состоянии двигателя и агрегатов, выводя предупреждения и рекомендации на индикаторы. Установленная на борту Як-130 система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-130, которую разработало и изготовило Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, также входящее в КРЭТ, отвечает за сбор и отображение информации о состоянии всех систем БРЭО, датчиков и исполнительных устройств самолета.

Универсальные летно-технические характеристики Як-130, достигнутые в том числе, благодаря реализованным в авионике самолета передовым современным решениям, делают эту машину лучшим в мире учебно-тренировочным комплексом для освоения новейших истребителей российского производства.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    3 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. waisson
      +3
      22 июня 2013 05:27
      хорошая новость хоть в чем то мы ПЕРВЫЕ! good soldier
      1. патрон
        +11
        22 июня 2013 07:29
        Хороший видеоматериал об этом самолёте
        1. +11
          22 июня 2013 08:31
          А мне почему то на память пришла история, как возмущались, что Россию "допустили" до участия салона в то время, как она помогает Асаду...
          Зато, что видим сейчас?
          Организаторы авиакосмического салона в Ле Бурже обратились с просьбой к России увеличить количество демонстрационных полетов Су-35С до пяти, сообщил в пятницу высокопоставленный представитель российской делегации.

          «Французская сторона, с учетом того, что в последний день работы салона ожидается прибытие на выставку до 100 тыс. посетителей, попросила россиян организовать дополнительное выступление летчика-испытателя компании «Сухой» Героя России Сергея Богдана на Су-35С в воскресенье», - сообщил член российской делегации.

          И представители РФ после консультаций с Москвой уже предварительно дали согласие на увеличение числа полетов, передает РИА «Новости».


          Вот этим можно гордиться, это показатель классности пилота и оценка самолета good
          1. 0
            23 июня 2013 20:16
            Нет тут нужно задуматься,добра ли хотят нам французы. Мож они надеются чтоб он шлепнется?
        2. Levinson 1st
          +3
          22 июня 2013 14:06
          Красивый самолёт! Мне нравится!
      2. 0
        22 июня 2013 09:04
        Цитата: waisson
        хорошая новость хоть в чем то мы ПЕРВЫЕ!

        Ну как бы гордиться можно, но меру надо знать... Перечитайте внимательно
        Универсальные летно-технические характеристики Як-130, достигнутые в том числе, благодаря реализованным в авионике самолета передовым современным решениям, делают эту машину лучшим в мире учебно-тренировочным комплексом для освоения новейших истребителей российского производства.

        Так что самолет хороший, а не из серии "не имеющий аналогов" hi
      3. stranik72
        +1
        22 июня 2013 09:46
        НЕ ПЕРВЫЕ, и об этом необходимо просто знать и говорить инженерная мысль наша, производство наше, на импортном оборудовании, вся элементная база забугорная и это проблема №1 и сейчас в канун этой трагичной для всего СССР даты, просто нужно понимать, что в случае времени Ч нам всем будет Бресткая крепость, в том числе и по этой причине, "ослепнут" комплексы ПВО, прицельные и навигационные системы, в том числе могут возникнут проблемы и с управлением нашими СЯС там тоже электроника и прцессоры. Нашей власти уже пора не говорить о этой проблеме, а о ней в кулуарах говорят, а действовать, и чтобы лет за 10 не ликвидировать отставание, а хотя бы наладить производство своей элементной базы, нам нужны влажения по затратам больше чем на Сочинскую олимпиаду. А кричать "браво и бросать чепчики", это для пипла, он как известно всё "схавает".
        1. Konsmo
          +2
          22 июня 2013 10:46
          Проблема не такая большая.Во всем мире идет специализация.Корейцы лучше всех память делают и LCD панели.Американцы и Канадцы процессоры.
          Если кричать что все что на импортном оборудование сделано, то вообще делать ни стоит.
          Наши купили лицензию на 155 серию Микросхем у Техас инструментс в начале 80-х годов, и очень неплохо использовали эту универсальную серию не смотря на социализм.
          У нас станок стоял токарный немецкий 30 годов на нем детали точили длинной несколько метров,причем и для мавзолея Ленина.Это штучное производство и изобретать такие себе дороже.Его включали несколько раз в год.Лазерная резка металла купленная в середине 80 у немцев же работала еще 3-4 года назад.Сейчас не знаю.
          А микросхемы ну купите у Кореи или Тайваня, Малазии и так далее.
        2. vaf
          vaf
          +1
          22 июня 2013 14:09
          Цитата: stranik72
          вся элементная база забугорная и это проблема №1


          Только +! drinks

          И за что,позвольте поинтересоваться,уважаемые форумчане,Вы столько минусов понавтыкали Страннику72? По незнанию, по вредности или...просто так, что не fellow ,как все,про неимеющие аналогов и тому подобное???

          А кто -нибудь задавался вопросом почему на ШОУ выставили древнейший экземпляр Ка-52-го,под №63,который практически..пустой



          и не имеет ничего общего с серийными машинами,которые идут к нам?



          Или никто ничего не заметил,а может сделали вид..что всё нормально?

          И какие "успехи" могут быть у Ка-52,после такого .."показа"? request
          1. Орда
            0
            22 июня 2013 15:53
            А кто -нибудь задавался вопросом почему на ШОУ выставили древнейший экземпляр Ка-52-го,под №63,который практически..пустой


            Сергей приветствую!
            и почему же выставили именно этот? Видимо ради самого показа, пустой и летает хорошо и пыль в глаза пускает?
            1. vaf
              vaf
              0
              22 июня 2013 21:12
              Цитата: Орда
              и почему же выставили именно этот?


              Приветствую,+! drinks Отписал в личку bully wink
              1. 0
                22 июня 2013 23:37
                Цитата: vaf
                Отписал в личку


                А это уже нечестно. Я понимаю - военная тайна, и все такое, но наличие управляемого вооружения на демонстрационном экземпляре и его отсутствие на серийных тайной не является.
                Или что погрустней? belay
    2. waisson
      +2
      22 июня 2013 05:31
      Тактико-технические характеристики:
      Экипаж......................................... 2 чел.
      Скорость, км/ч
      максимальная на высоте до 10 км ............. 1 000
      максимальная на высоте до 3 км .............. 1 050
      крейсерская.................................. 960
      Практический потолок, м ....................... 12 500
      Дальность, км
      перегоночная................................. 2 000
      Масса, кг
      нормальная взлетная.......................... 6 000
      максимальная взлетная........................ 8 500
      Максимальная боевая нагрузка, кг .............. 2 000
      Длина разбега, м .............................. 380
      Длина пробега, м .............................. 670
      Габариты самолета, м
      размах крыла ................................ 10,64
      длина ....................................... 11,9
      высота ...................................... 4,7
      Силовая установка
      ТРДД ДВ-2С, кгс.............................. 2 по 2200
      На семи внешних узлах могут подвешиваться пушечные установки, управляемые ракеты, корректируемые и обычные бомбы. Высокая эффективность применения Як-130 обусловлена следующими показателями:
      уникальными для учебного самолета маневренными качествами, позволяющими реализовать перегрузку установившегося виража более 5 на высоте 4500 м и скорости 700 км/ч, а радиус неустановившегося виража — не более 200 м;
      способностью выполнять маневры и сохранять устойчивость и управляемость при углах атаки до 35° что позволяет обучать нестандартным маневрам, характерным для истребителей четвертого и пятого поколений;
      возможностью имитации поведения в воздухе самолетов с различными степенью статической устойчивости и динамическими характеристиками;
      активной системой безопасности полета;
      возможностью базирования как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м;
      возможностью использования самолета в качестве наземного тренажера;
      возможностью имитации на борту работы системы управления оружием и прицельно-навигационных комплексов современных самолетов с управлением поведением цели с места инструктора;
      имитацией применения оружия без его реального использования; :-
      системой многопараметрического объективного контроля за действиями курсанта;
      высоким уровнем эксплуатационной технологии.
      1. 0
        22 июня 2013 09:01
        " Силовая установка
        ТРДД ДВ-2С, кгс.............................. 2 по 2200" belay
        Ещё сегодня утром были АИ-222-25.... smile
    3. +4
      22 июня 2013 07:14
      Отличная машина уже в Борисоглебске, в Сирию отправлять не надо, туда СУ-25.
    4. +3
      22 июня 2013 08:58
      У меня есть свой, сугубо личный повод порадоваться этой новости. В детстве, когда увлёкся авиацией, самолёты Як1,3,9 и Як-2 были самыми любимыми! Як-3 даже был в виде модели, потрясающе качественно сделанной!! Опять же "Цель жизни" - очень популярная в народе книга была в те времена. По-этому очень рад, что марка "Як" живёт! А то уж забывать начали!
    5. +1
      22 июня 2013 09:03
      Цитата: бывалый
      А мне почему то на память пришла история, как возмущались, что Россию "допустили" до участия салона в то время, как она помогает Асаду...

      А, что были подобные вопли? Вот ведь политические проститутки...
    6. Орда
      +1
      22 июня 2013 09:04
      хоть бы знал ,что пишет, датчики то всегда АНАЛОГОВЫЕ.
      интересно, а что конкуренты итальянцы АЭРОМАКИ ,китайско-украинский со своим L-15 не проставлялись на этом Лебурже?
      1. +1
        22 июня 2013 09:43
        Цитата: Орда
        датчики то всегда АНАЛОГОВЫЕ.

        Точно! Я сразу то и не обратил внимание! А то интересно было бы: цифровой закон Паскаля или Бернулли.
        1. Комментарий был удален.
        2. Орда
          +1
          22 июня 2013 10:57
          Цитата: пенсионер
          Точно! Я сразу то и не обратил внимание! А то интересно было бы: цифровой закон Паскаля или Бернулли.


          для измерения скорости самолёта придуман довольно сложный механизм измерений ДАВЛЕНИЙ статичесого,динамического.Всё это многократно калибровано и процессы происходящие в этих манометрических коробках конечно непрерывные т.е. аналоговые.

          Схема работы трубки Прандтля (ПВД)скоростиметр самолётный


          Скоростемер на принципах эффекта Доплера наверно на военных самолётах применять нельзя т.к. имеет в конструкции приёмо-пердатчик и может выдавать присутствие самолёта.
          1. +1
            22 июня 2013 13:56
            Спасибо! Я в свое время ради интереса изучал авиационные агрегаты. автопилот на Ил-4 меня просто убил помню своей сложностью и остроумностью. Но вроде как за основу английский там был взят. Не уверен особо - столько лет прошло...
    7. 0
      22 июня 2013 09:21
      И по логике вещей - следует информация о закупке для нужд ВВС России 50-60 машин.
      Нет не следует.Пока она не станет самой распространенной в нашей стране - покупать её за рубежом скорее всего не станут.
    8. -1
      22 июня 2013 09:28
      В Сирии он хорошо поработает!! маленький верткий идеальный охотник на малой территорией за всякой нечистью..!!
      1. stranik72
        +4
        22 июня 2013 09:49
        Для этих целей очень дорог, там СУ-25 с избытком хватит.
    9. +1
      22 июня 2013 09:46
      Цитата: Орда
      хоть бы знал ,что пишет, датчики то всегда АНАЛОГОВЫЕ.
      интересно, а что конкуренты итальянцы АЭРОМАКИ ,китайско-украинский со своим L-15 не проставлялись на этом Лебурже?

      Отчасти вы правы, но если датчик имеет в своем составе АЦП, микроконтроллер и т.д, информация выводится в цифровом виде, то такой датчик, как правило, цифровым называют.
    10. -1
      22 июня 2013 10:58
      Цитата: stranik72
      Для этих целей очень дорог, там СУ-25 с избытком хватит.

      Дело не в цене..Как говорили раньше "Мы за ценой не постоим.." Скоро и по круче будут поставки..не все сразу...
    11. duke
      0
      28 июня 2013 12:31
      кто из спецов подскажет, почему на базе Як-130 нельзя сделать легкий истребитель? Двигатели для полетов на сверхзвуке -есть, афар понимаю -тоже, конечно нужны доработки по усилению планера, но не думаю это будет слишком дорого, ремонтная база имеется. Дело в том, что МиГ-35 весит уже более 23 тонн и легким его нельзя назвать даже с натяжкой, а ниша тяжелых истребителей занята великолепными Су...Базы кроме Як-130, для этой цели у нас пока -нет, если китайцы сумели на базе МиГ-21, создать новый FC-1, то у нас то их просто списали и никто этим не занимался. Создавать же с нуля реально легкий ястребок -дорого. Для такой страны нужно много легких и недорогих истребителей, так вместо одного МиГ-35 можно купить 3 Як-130. Зачем из него делать штурмовик, когда есть бронированный Су-25/39, а вот истребитель, ну хорошо, истребитель -штурмовик - был бы не плох. Или же все таки его планер не подходит для этих целей? А так рынок для него был бы огромный, многие страны с удовольствием бы купили такую птичку за 15 то миллионов, вместо 50-70 или 100 (МиГ 35, Су 30)...пож. подскажите...

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»