Проект принципиально новой ракеты Hoplite был представлен в Ле-Бурже

Крупнейший европейский производитель боевых ракет всех видов компания MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia) представила на юбилейном авиасалоне в Ле-Бурже свою программу Concept Visions, которая предусматривает создание ракетного оружия, которое можно отнести к принципиально новому типу. Компания MBDA была основана в декабре 2001 году путем объединения Aerospatiale-Matra Missiles (структура EADS), Finmeccanica и Matra BAe Dynamics. В 2003 году в компании трудилось более 10 тысяч сотрудников, а в 2005 году ее годовой оборот превышал 3 млрд. евро. Данная компания производит широкую номенклатуру ракетного вооружения: ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», «земля-воздух», противокорабельные и противотанковые ракеты.

Проект Hoplite нацелен на решение основных проблем, которыми обладают современные ракеты класса «поверхность-поверхность». Речь идет о необходимости очистки окружающего воздушного пространства непосредственно в зоне удара от своих летательных аппаратов и часто подводящей под монастырь, практически рабской зависимости от GPS (для стран Запада), принципиально не достаточно сильной в плане сигнала и к тому же достаточно легко забиваемой современными средствами РЭБ.


В наши дни ракеты класса «поверхность-поверхность» запускаются главным образом вертикально вверх, что выводит их в воздушное пространство, которое часто уже занято своими же летательными аппаратами – а здесь и до случайного столкновения не так уж и далеко. Можно, конечно, постараться очистить небо перед ударом, но в этом случае наземные войска потеряют поддержку с воздуха. Не слишком ли это большая цена за возможность единовременного ракетного удара?

Проект принципиально новой ракеты Hoplite был представлен в Ле-Бурже

Для того чтобы избежать этого, ракеты проекта Hoplite собираются снабдить развитыми аэродинамическими поверхностями, обладающими изменяемой площадью и комбинацией твердотопливного ракетного двигателя с турбиной и компрессором, которые позволят управляемой ракете очень быстро изменять направление полета практически сразу же после старта, оставаясь на высоте не выше 1 километра, которая обычно используется в основном вертолетами, а не самолетами.

Для того чтобы расстаться с тяжелой GPS-зависимостью, которая оказалась достаточно неудобной при использовании ракет в горных районах и кажущейся еще более неудобной в случае боевых действий с армией мало-мальски вооруженной средствами РЭБ, управляемая ракета будет хранить в своей памяти данные о местности по маршруту движения (наподобие карты автонавигатора) и сверяться с маршрутом, интерпретируя рельеф при помощи системы лазерного слежения за ландшафтом. Фактически речь идет о разновидности лидара (активного дальномера оптического диапазона), степень сложности исполнения которого, пока что детально не обозначается.

Модификация ракеты Hoplite-S будет полагаться на лидар, используемый для обнаружения цели и при этом находится в режиме односторонней связи для получения инструкций об атаке цели (если за время совершения полета цель переместится или будет уничтожена другими огневыми средствами). В то же время модификация Hoplite-L применяет несколько более сложную комбинацию лидара и компьютера, способного детализировать характер местности и самостоятельно обозначать на ней искомые цели, которые затем передаются по двусторонним каналам связи ракетам типа Hoplite-S.


Фактически перед нами предстает некий флот ракет-беспилотников, которые в идеале способны к самостоятельному целеуказанию и последующему уничтожению целей без использования GPS. По сути, сама ракета технически станет существенно ближе к беспилотным летательным аппаратам с традиционными двигателями. При сгорании ракетное топливо своими газами будет вращать турбину, тем самым приводя в движение компрессор, который забирает забортный воздух, обеспечивая ракете возможность передвижения в пространстве на более низких скоростях, вплоть до 0,6 Маха. Естественно, если потребуется прорыв системы ПВО неприятеля и быстрый удар, управляемая ракета всегда сможет выполнять маневры на скоростях полета в 3 и более Маха. При этом развернуть ракету можно будет из специальных модульных контейнерных блоков, размещенных хоть на передовой военной базе, хоть на корабле. При дальности действия в 140–160 километров ракеты Hoplite получат возможность воздействовать на вражескую артиллерию или его наземные части без риска получения удара в ответ.

Пока что перед нами предстает только концепт, который в будущем может не стать настоящей боевой системой, но примечателен уже сам факт данной разработки. Если первая реакция на эту разработку неизбежно выглядит как «для чего все это, если уже есть БПЛА?», то в дальнейшем, бесспорно, появляется мысль о том, что перехватываемость ракет и БПЛА в условиях ведения войны против развитого противника неизбежно будет различной: современные БПЛА, что ударные, что разведывательные, по скорости редко могут превзойти бомбардировщики времен Второй мировой войны, и армия, обладающая собственной мощной ПВО (и, в отличие от российских ВС в Грузии в 2008 году, готовая к ее интенсивному применению), вполне способна поражать такие цели пачками. Одновременно с этим максимальная скорость ракет даже с использованием такого несколько необычного двигателя сделает решение подобной задачи значительно более трудной.

Стоит отметить, что европейский производитель управляемых ракет вполне может воплотить свои планы в жизнь. Об этом свидетельствуют все реализованные ранее проекты компании. Не так давно компания MBDA начала производство для Великобритании новых барражирующих боеприпасов под названием Fire Shadow. По словам Стива Уэйди, являющегося представителем компании MBDA в Великобритании, испытательные запуски «зависающей» ракеты полностью завершены. При этом ракета Fire Shadow успешно поразила несколько движущихся и стационарных целей. Как сообщалось ранее, ракета Fire Shadow была запущена в серийное производство в 2012 году, данная ракета создавалась по заказу английских военных.

Fire Shadow

По словам Стива Уэйди, столь сложный в исполнении боеприпас был создан компанией MBDA в тесном сотрудничестве с Министерством обороны Великобритании. Реализовать проект удалось за сравнительно небольшой период времени. Первая информация о начале работ по созданию «зависающей» ракеты появилась в 2007 году в рамках программы Team Complex Weapons.

Сообщается, что управляемая ракета Fire Shadow весит не более 200 кг., обладает крейсерской скоростью – 270-550 км/ч., радиус действия ракеты составляет до 100 км. Барражирующий снаряд может подниматься на высоту до 4600 метров и парить над районом боевых действий в течение 6 часов. Во время полета ракета передает свои координаты и визуальные данные на пульт оператора. Как отмечается, «зависающая» ракета в состоянии эффективно использоваться в связке с ударными вертолетами и современными БПЛА.

Барражирующие ракеты, наподобие Fire Shadow, значительно повышают мобильность и огневую мощь сухопутных войск. У них появляется реальная возможность вклинивания небольших подразделений в оборону противника прямо с ходу, не дожидаясь развертывания собственных артиллерийских частей и воздушной поддержки. Насыщение поля боя барражирующими управляемыми ракетами дает возможность оперативно бороться с бронетехникой и различными укреплениями противника, а также вести быстрые наступательные операции, деморализующее противника.

Источники информации:

-http://compulenta.computerra.ru/tehnika/weapons/10007444
-http://rnd.cnews.ru/news/line/index_science.shtml?2012/03/26/482775
-http://ru.wikipedia.org
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти