Т-60 вернулся в строй

Два года назад части бронемашины подняли со дна реки.

Т-60 вернулся в строй

Т-60 вернулся в строй


Восстановленный танк Т-60 пополнил коллекцию боевой техники музея-заповедника «Сталинградская битва». Уникальную реликвию два года восстанавливали на заводе спецмашиностроения. Коллектив предприятия реконструировал двигатель танка, ходовую часть. Специально для ремонта Т-60 заводчане установили специальные леса, соорудили платформу особой формы и даже гусеницы собрали по-своему. Сделали разовую заготовку и вручную отлили каждый сантиметр.

Специалисты говорят, что танк воссоздавали по техническим документам, которые удалось отыскать в архивах завода. К слову, именно на Сталинградской судоверфи, наследником которой стал Волгоградский завод спецмашиностроения, выпускались бронекорпуса танков Т-60 во время Великой Отечественной войны.

- Машина полностью исправна, танк на ходу и может принимать участие в реконструкциях, которые проводятся в рамках работы Российского военно-исторического общества, - рассказали ИД «Все для Вас» в пресс-службе музея-заповедника. - К нам Т-60 доставили на КамАЗе, но с грузовика танк, которым управлял специалист завода, съехал самостоятельно.

У Т-60, занявшего почетное место у главного входа в музей-панораму «Сталинградская битва», нелегкая судьба. Его части были подняты поисковиками весной 2011 года со дна реки Доброй в Суровикинском районе. Тогда посмотреть на операцию собрался едва ли не весь хутор Киселев. Люди рассказывали, что, прежде чем затонуть в местной речушке, танк годы стоял на берегу.

- Я помню, как несколько лет после войны этот танк стоял брошенный, и мы, дети, ныряли с него в реку, - рассказывает жительница хутора Киселев Любовь Фролова. - Потом он затонул. А старожилы говорят, что даже видели как его подбили. Башню снесло, но экипаж успел выпрыгнуть из горящей машины.

- К сожалению, история экипажа танка нам пока не известна, работа по восстановлению имен героев-танкистов еще предстоит научным сотрудникам музея, - сказал директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин.

Восстановленный Т-60 - единственный танк из дошедших до наших дней подобных бронемашин, действительно принимавший участие в Сталинградской битве. Разработан он в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Астрова. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года. Всего было выпущено 5920 таких танков. Вскоре после окончания войны бронемашина была снята с вооружения.

Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовались как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. Известно, что советские танкисты из-за легкой брони и вооружения не слишком жаловали Т-60, называя его «БМ-2» - «братская могила на двоих». А немецкие войска прозвали Т-60 «неистребимой саранчой».

По некоторым данным, в мире сохранилось только шесть подобных танков, они находятся в музеях России и Финляндии.

История создания и боевого применения этой машины широко и общеизвестна. Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 гг. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии.
Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Более того, коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска относительно несложного по конструкции танка Т-40. Производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу
Поэтому главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счёт отказа от возможности движения на плаву (в начале войны Т-40 практически не применялись в таком качестве) были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. Изначально вооружение осталось прежним по сравнению с Т-40 — один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК и один 7,62-мм пулемёт ДТ. После согласования с представителем военной приёмки В. П. Окуневым, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о её выпуске на заводе № 37 вместо Т-50.

В дальнейшей истории создания Т-60 мнения экспертов расходятся.
Существует два варианта изложения событий, один канонический, изложенный в статьях Е. И. Прочко и И. Г. Желтова с соавторами, а второй выдвинут известным российским историком М. Н. Свириным.

Согласно каноническому варианту, построенный первый опытный образец нового танка под заводским обозначением 0-60 уже на следующий день был продемонстрирован народному комиссару танковой промышленности В. А. Малышеву и он был прототипом серийных Т-60. М. Н. Свирин на основании анализа документов Народного комиссариата танковой промышленности утверждает, что обозначение «Т-60» было изначально присвоено прототипу сухопутного варианта танка Т-40 под заводским индексом 0-30, серийная версия которого сейчас известна как Т-40С или Т-30. Соответственно этому предположению, именно сухопутная версия Т-40 с усиленным бронированием была показана В. А. Малышеву; а та машина, которая сейчас известна как Т-60, была разработана позже. Как следствие, время от начала работ по Т-60 (вначале «сухопутный» 0-30 и лишь потом «пониженный корпус» 0-60) до постройки прототипа 0-60 было больше двух недель. Однако эти две недели, широко упоминающиеся в публикациях, имеют своим первоисточником мемуары Н. А. Астрова и вполне могут относиться к завершающей фазе разработок, когда 0-30 был запущен в серию и конструкторы трудились только над «пониженным корпусом».

Если не считать этой неясности с типом показанного В. А. Малышеву опытного образца, в дальнейшем упомянутые выше авторы сходятся в описании событий. В. А. Малышев предложил перевооружить машину авиационной 20-мм автоматической пушкой ШВАК. Он организовал встречу Н. А. Астрова с конструкторами авиационного вооружения из ОКБ-15 и ОКБ-16 для проработки вопроса установки пушки ШВАК в танк. Интересным фактом в мемуарах конструктора является замечание о том, что ему пришлось уговаривать конструктора авиационного вооружения Шпитального, «человека довольно вельможного», чтобы разработать танковый вариант авиапушки ШВАК.
Так или иначе, в результате совместных действий был создан танковый вариант этого орудия. Его установили на второй опытный образец танка 0-60, который был показан Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину на испытаниях. В кратчайшие сроки они были завершены и постановлением Государственного Комитета Обороны танк был принят на вооружение под индексом Т-60. Заводам №№ 37, 264 (Красноармейский судостроительный в г. Сарепта), Горьковскому Автомобильному (ГАЗ) и Харьковскому Тракторному (ХТЗ) было предписано изготовить 10000 танков типа Т-60. Для ознакомления с конструкцией танка завод № 37 выпустил предсерийные образцы Т-60 для ГАЗ и ХТЗ.
Впоследствии 20-мм пушка ещё конструктивно дорабатывалась до декабря 1941 года включительно, когда её официально приняли на вооружение под обозначением ТНШ (или ТНШ-1 — Танковая Нудельмана-Шпитального).
Однако для развёртывания массового производства новых танков не было достаточного количества конструкторских чертежей и документации. Эти материалы были подготовлены в сентябре—октябре 1941 года коллективом завода № 37 уже под немецкими бомбардировками Москвы и на пороге эвакуации. Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров лично перегнал опытный Т-60 из Москвы в Горький (это было зачтено как ходовые испытания танка) и в середине октября туда же был доставлен комплект конструкторской и технологической документации. Конструкторы ГАЗа во главе с А. М. Кригером (также А. Я. Фрейдлин, С. А. Батанов, К. М. Чивкунов) провели большую работу по дальнейшему упрощению конструкции танка Т-60 и её адаптации к производственным возможностям ГАЗа. В ноябре 1941 года первые серийные горьковские «шестидесятки» были поставлены в войска. Именно конструкторы ГАЗа разработали эффективный предпусковый подогреватель двигателя, который стал неотъемлемой чертой всех дальнейших машин конструкции Н. А. Астрова. Сам главный конструктор с октября 1941 года работал над дальнейшим усовершенствованием боевых возможностей лёгкого танка. Эти работы в декабре 1941 года завершились созданием лёгкого танка Т-70, который использовал достаточно много узлов и агрегатов от только что освоенной в производстве «шестидесятки»
С запуском в серию дальнейшее развитие Т-60 было продолжено, поскольку его бронирование и вооружение уже не отвечали требованиям времени. Толщину брони лобовых плит с наименьшими углами наклона и передних скуловых граней башни, наиболее подверженных вражескому огню, увеличили с 25 до 35 мм. По предложению НИИ-48, на лобовой части корпуса и башни Т-60 позднего выпуска стали устанавливаться броневые экраны толщиной 10 мм. Экранировка выполнялась таким образом, чтобы между экраном и бронекорпусом существовал воздушный промежуток, то есть Т-60 становился танком с разнесённым бронированием. Такая конфигурация защитных элементов позволяла более эффективно противостоять бронебойным снарядам — экран разрушал наконечник снаряда и уменьшал его нормализацию, а основная броня задерживала снаряд или его осколки. Это усовершенствование было с удовлетворением встречено в войсках на фронте. С вооружением дела обстояли не так успешно — на опытных танках Т-60 испытывались различные более мощные орудия по сравнению со штатной ТНШ, но ни одно из них не было принято к серийному выпуску. После появления нового лёгкого танка Т-70 эти работы продолжились уже применительно к нему, а акценты в усовершенствовании Т-60 сместились в сторону создания на его базе самоходных артиллерийских и зенитных установок
После разработки лёгкого танка Т-60 московский завод № 37 выпустил 20 машин этого типа, после чего в ноябре 1941 года началась его эвакуация в Свердловск. Бронекорпуса Т-60 для завода № 37 в Москве производил Коломенский машиностроительный завод имени Куйбышева. В октябре 1941 года его цеха, занимавшиеся выпуском бронекорпусов для Т-60, были эвакуированы в Киров на площадку Кировского машиностроительного завода Народного комиссариата путей сообщения имени 1 Мая. На базе этих двух предприятий был создан новый завод № 38, который в январе 1942 года построил свои первые танки Т-60 по чертежам завода № 37. Красноармейский судостроительный завод (№ 264) в г. Сарепта под Сталинградом также наладил выпуск лёгких танков Т-60. Самое большое количество лёгких танков Т-60 в 1941—1942 гг. построил ГАЗ. В качестве смежников в технологическом процессе изготовления бронекорпусов и башен Т-60 участвовали Подольский и Ижорский заводы (для московского завода № 37), Выксунский завод (для ГАЗа), Новокраматорский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный и Мариупольский металлургический имени Ильича (для ХТЗ). 20-мм пушки поступали с Ковровского завода № 2, Тульского оружейного завода № 535, Медногорского завода № 314 и Куйбышевского завода № 525. Траки изготавливались на Сталинградском тракторном заводе имени Дзержинского
Боевое применение
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии
Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву, кончая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Особенно была велика роль Т-60 при обороне Москвы — вследствие катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов уровень выпуска средних и тяжёлых танков резко упал, не покрывая даже самой минимальной потребности РККА в этих боевых машинах. Как результат, они замещались более лёгкими «шестидесятками». В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной Площади прошло 48 взятых из резерва Т-60. После парада они были сразу направлены на фронт. 13 декабря 1941 года, уже после начала контрнаступления советских войск, первые выпущенные в Горьком Т-60 приняли участие в боях под Москвой
В ходе кампании 1942 года Т-60 использовались на всех фронтах, начиная от блокадного Ленинграда и кончая потерянным Крымом. В блокадный Ленинград «шестидесятки» доставлялись речным путём, замаскированными на баржах с углём, которые не вызывали у господствовавшей в воздухе немецкой авиации особого интереса. Таким образом незаметно для противника было осуществлено перемещение 61-й танковой бригады. Т-60 активно применялись во время всех фаз Сталинградского сражения и его трагической для РККА прелюдии — Харьковской операции на Барвенковском выступе. Потери были высоки, так как к тому моменту немецкие противотанковые орудия, танки и САУ намного превосходили по классу Т-60. Вполне естественно, что советские танкисты из-за лёгкой брони и вооружения не слишком жаловали Т-60, называя его БМ-2 — «братская могила на двоих» (впрочем, «братскими могилами» называют все танки).
С другой стороны, к Т-60 практически не было эксплуатационных претензий, что было более чем частым явлением применительно к Т-34 и КВ-1. Были и танкисты, которым Т-60 нравился — например «шестидесятки» 91-й танковой бригады носили такие названия, как «Грозный», «Орёл», «Смелый». Уже к концу 1942 года Т-60 стали постепенно убирать с передовой по мере насыщения войск Т-34, выпуск которых многократно возрос, и новой более боеспособной моделью лёгкого танка Т-70. В свою очередь немецкие войска также оценили если не качество, то количество Т-60 и прозвали их «саранчой»
Т-60 продолжали активно использоваться в течение следующего 1943 года. «Звёздным часом» «шестидесятки» стал прорыв блокады Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. Тогда в бой пошла упоминавшаяся выше 61-ая танковая бригада вместе с 86-ым и 118-ым отдельными танковыми батальонами. Эти части действовали в первом эшелоне 67-й армии и за первый день, форсировав Неву, они захватили плацдарм глубиной 2—3 км. При этом использовались только лёгкие танки, поскольку именно они обладали самым необходимым преимуществом в тот момент — низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило советским машинам пройти Неву по льду без подготовки. Средние и тяжёлые танки сумели вступить в бой только на следующий день, когда инженерно-сапёрные части подготовили усиливающий настил для их перехода через Неву. Танки 61-ой бригады первыми соединились с частями Волховского фронта и за этот успех она получила звание гвардейской. О недостатках и достоинствах Т-60, а также мужестве его экипажа в составе командира лейтенанта Д. И. Осатюка и механика-водителя старшины И. М. Макаренкова в ходе этих боёв свидетельствует следующий фрагмент из книги «Танкисты в сражении за Ленинград»

Вырвавшись вперёд, на рассвете 18 января у Рабочего поселка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, — бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: «Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!»

Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вёл по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.

«Теперь, Ванюша, вперёд!» — приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину — танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.

«Молодец!- крикнул лейтенант — Теперь действуй!». Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнём и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Всё было кончено. Подошли свои.

За этот бой экипаж в полном составе был удостоен почётных званий Героя Советского Союза. Стоит заметить, что лёгкий танк Т-60 №164 Т-60 Д. И. Осатюка, одним из первых пробившийся на Большую Землю, пережил войну и с марта 1947 года экспонировался в Музее обороны Ленинграда. Однако после ликвидации музея этот танк бесследно исчез.
Вообще же Волховский и в особенности Ленинградский фронты сохраняли большое количество старых машин в своих рядах вплоть до 1944 года включительно. В операции по окончательному снятию блокады Ленинграда участвовали БТ-7, Т-38 и единичные Т-28, КВ-1 первых выпусков и большое количество Т-60, которые на других фронтах уже не были танками первой линии и выполняли другие функции. Например, почти четверть (21 из 88) танков 1-й танковой бригады Ленинградского фронта были именно «шестидесятки».
Участвовали Т-60 и в Курской битве. Так, в составе 1 танковой армии имелось 18 танков этого типа, в составе 86 танковой бригады (Воронежский фронт, 38 армия) — 15 танков.

Начиная с конца 1942 года в войска стало поступать всё больше и больше новых танков Т-34 и Т-70. Как следствие, более слабые Т-60 стали переводить на самую разнообразную работу: сопровождение и охранение войск на марше, разведка боем, уничтожение бандитов и диверсантов в тылу. Они использовались в качестве командирских машин частей самоходной артиллерии, оснащённых самоходками СУ-76 и как учебные танки в тылу. Также «шестидесятки» применялись как артиллерийские тягачи для противотанковых пушек ЗиС-2 и дивизионных ЗиС-3. В этом качестве уцелевшие Т-60 прослужили до конца Великой Отечественной войны и приняли участие в разгроме Квантунской Армии имперской Японии в августе 1945 года. Вскоре после окончания Второй Мировой войны Т-60 были сняты с вооружения РККА и отправлены в металлолом. Все ныне существующие музейные Т-60 (за исключением прототипа в Кубинке) были найдены подбитыми на поле боя.
Как исключительный можно отметить факт командования подразделением танков Т-60 Ириной Николаевной Левченко. После своего ранения медсестра Левченко по собственному желанию поступила в танковое училище и вновь вернулась на фронт, где прошла боевой путь от командира «шестидесятки» до командира подразделения этих танков. Войну Ирина Николаевна закончила в звании гвардии подполковника, была награждена тремя орденами Красной Звезды, десятью медалями, именным оружием от министра обороны Болгарии. В послевоенное время она была удостоена звания Героя Советского Союза и медали Флоренс Найтингейл от Международного комитета Красного Креста.
В других армиях
Лёгкие танки Т-60 состояли на вооружении Войска Польского. В 1945 году за ним числилось три танка этого типа.
Гораздо большее число «шестидесяток» в качестве военных трофеев служило в Вермахте. В отличие от часто ломавшихся Т-34 (и тем более КВ-1) выпуска 1941—42 гг. с дизельными двигателями, надёжный бензиновый Т-60 с его достаточно широко распространёнными автомобильными узлами и агрегатами (немалое количество грузовиков производства ГАЗ эксплуатировалось на захваченных немцами территориях) вполне удовлетворял Вермахт в качестве быстроходного бронированного тягача противотанковых пушек. Иногда у захваченных «шестидесяток», используемых в качестве тягачей, немцы снимали башню. Некоторое количество трофейных Т-60 было передано Румынии, где их шасси использовались для создания САУ TACAM

небольшая фотогалерея танка от автора

Т-60 вернулся в строй
Общее впечатление неплохое, танк действительно восстановлен до ходового состояния, всё портят как обычно некоторые детали.

Т-60 вернулся в строй

Т-60 вернулся в строй
при восстановлении башни понятно что никто не стал восстанавливать вооружение, но почему макет ТНШ и её бронировки никто не удосужился выполнить в требуемом масштабе? А спаренный ДТ отсутствует даже в виде макета.

Т-60 вернулся в строй
В башне восстановлены даже триплексы смотровых приборов, но при этом сама башня наглухо приварена к корпусу. Поленились восстанавливать погон? Или боятся что народ свернёт башню на экспозиции?

Т-60 вернулся в строй

Т-60 вернулся в строй
Кормовые жалюзи пришлось закрыть куском жести (хорошо хоть крашеной... ) А то ведь потопчут танчик... Дикий у нас всё таки народ...

Т-60 вернулся в строй
Ходовая восстановлена очень неплохо, правда мне начисто непонятно зачем надо было гусеничные траки варить из "кроя". Литейки не нашлось?

Т-60 вернулся в строй

Ну и ваш покорный слуга собственно рядом с БМ-2.

Использованы материалы сайтов:
http://news.vdv-s.ru
http://www.dogswar.ru
Автор: Даос


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Эдуард72 12 августа 2013 08:27
    Кто знает свою историю,тот знает будущее.
    1. Vadivak 12 августа 2013 09:42
      Цитата: Автор Даос
      Ну и ваш покорный слуга


      Спасибо автору за труд. Хорошо и интересно написано
  2. Леха с ЗАТУЛИНКИ 12 августа 2013 08:36
    Да глядя на эту технику чувствуешь запах истории.
    Еще немало техники лежит в болотах и лесах иногда их находят и восстанавливают-хорошее дело.
    Леха с ЗАТУЛИНКИ
    1. Эдуард72 12 августа 2013 08:56
      Огромное спасибо поисковикам,ведь сколько имён вернули.
  3. perepilka 12 августа 2013 09:10
    В виде дополнения. Шасси этого танка использовали для монтажа РСЗО БМ-8-24

    Этот танк, реально летал
  4. scorpido 12 августа 2013 09:10
    Эх ребятки, на чем только в бой не ходили( Как на таком танке с тройками и четверками биться?( Только после введения подкалиберных снарядов, в борт да почти в упор... А ведь по документам танком числился, вот и шел он на танки...
    1. одинокий 12 августа 2013 09:27
      ну зачем вы так?вполне приличная боевая машина своих времен.ну а то что его использовали не совсем по назначению,в этом нет вины Т-60.он вполне мог боротся на равне с двойкой,таких у немчуры было в достаточном количестве
    2. BigRiver 12 августа 2013 11:01
      Цитата: scorpido
      Эх ребятки, на чем только в бой не ходили( Как на таком танке с тройками и четверками биться?( Только после введения подкалиберных снарядов, в борт да почти в упор... А ведь по документам танком числился, вот и шел он на танки...

      Тяжкая судьба "шестидесятки" не в том, что ему против "троек" и "четверок" ходить пришлось. Слава советскому солдату, оных (последних) на период конец 41 - начало 42-го савсем мало было на фронте.
      Зато в обороне у немцев более семидесяти штук Pak-36/37 на КАЖДУЮ пехотную дивизию Вермахта. Да плюс скорострельные Флаки 20 мм. И то и другое для Т-60 фатально на дистанции 300-500 метров.
    3. Даос 12 августа 2013 17:02
      Ну справедливости ради стоит отметить что в задачи этой машины в общем то не входила борьба с бронетехникой противника. Это разведывательно-дозорный танк, маленький, подвижный, малошумный. Хорошее средство непосредственной поддержки пехоты. Ему бы пушечку на ВЯ23 заменить и дать возможность ведения зенитного огня... Цены бы не было как танку "боевого охранения" ...
  5. сергей72 12 августа 2013 09:42
    В 1942 когда заводы производившие Т-34 были на "колесах", "шестидесятки" вынесли на своих гусеницах этот тяжелый и страшный период войны....Вечная память танкистам!
  6. il grand casino 12 августа 2013 09:54
    Ох...и сколько всего ещё пакоится в нашей земле...
  7. AK-47 12 августа 2013 11:34
    По вооружению и подвижности танк Т-60 был близок к немецкому Pz-II, широко применявшемуся в начале войны, несколько превосходя его по бронезащите, запасу хода и проходимости по слабым грунтам. Броня Т-60 обеспечивала защиту танка на дистанции до 500 м от 7,92-мм и 14,5-мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных пушек, а так же 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941-42 годах в вермахте.
    AK-47
  8. Даос 12 августа 2013 17:08
    Ну и анекдот немножко в тему: bully

    Законы Мерфи для Панцерваффе
    1. Если Вы попали в Панцерваффе по призыву – Вы смертник.
    2. Если Вы добровольно пошли в училище Панцерваффе – Вы не только смертник, но и кретин.
    3. Если в училище тебя обучают воевать на "Пантере", воевать будешь на Pz-III.
    4. Если ты мехвод и изучаешь ходовую часть Pz-III и Pz-IV, твоим первым танком на фронте будет "Тигр".
    4/а Вопрос "Но почему катки в четыре ряда?" на фронте не обсуждается. Так надо.
    5. Если ты наводчик и осваиваешь 37-мм орудие Pz-III, то первым танком противника с которым ты встретишься на Восточном фронте будет КВ-2. Или КВ-1, если очень повезет.
    6. Если ты учишься на командира, на фронте тебя посадят на трофейный БТ-7, а дальше выкручивайся как знаешь.
    7. Если ты учишься на командира, и на фронте тебя посадили на трофейный Т-34, ты становишься объектом всеобщей зависти. Однако тебе придется сбросить 20 кг. веса, чтобы поместиться в командирском кресле и пролезть в люк. Т-34 сделан для монголов, а не для германцев.
    8. Если ты узнал, что тебя распределили на 35 (t) или 38 (t), уладь дела с завещанием у адвоката, попрощайся с семьей и напиши в Прагу группенфюреру Р. Гейдриху письмо с просьбой перевешать как можно больше чехов. Это хорошее утешение.
    9. Если ты узнал, что тебя распределили в тяжелый батальон истребителей танков на "Фердинанда", обязательно возьми в экипаж электрика. Машину следует держать как можно дальше от русских пунктов приема цветных металлов. Эта мафия почище, чем у Муссолини.
    10. "Тигр" - это вундерфаффе. И "Пантера" это вундерваффе. Но пьяные русские танкисты на ИСУ-152 этого не знают и поэтому лупят со всей дури. Нет ничего страшнее пьяного русского, а ИСУ-152 – отстой, созданный тупыми азиатами.
    11. Иногда русские воюют на американском "Генерале Ли". Если у русских нет чувства юмора, это их проблемы.
    12. Экспериментально доказано, что один снаряд "Тигра" пробивает броню семи "Генералов Ли", выстроенных в ряд, и застревает в восьмом. Таким образом новая инструкция ОКВ/ОКХ категорически запрещает экипажам немецких танков смеяться во время боя.
    13. Если "Тигр" застревает в грязи, ты всегда можешь снять по четыре внешних катка с каждого борта, чтобы облегчить танк. Катков останется только сорок шесть, но и этого должно хватить.
    14. Самый страшный русский танк – это Т-70. Их много и они шныряют. Если один "Тигр" встретился с сотней Т-70, рекомендуется отступить под прикрытие пехоты и артиллерии, в противном случае завалят массой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня