Т-60 вернулся в строй

14
Два года назад части бронемашины подняли со дна реки.

Т-60 вернулся в строй



Восстановленный танк Т-60 пополнил коллекцию боевой техники музея-заповедника «Сталинградская битва». Уникальную реликвию два года восстанавливали на заводе спецмашиностроения. Коллектив предприятия реконструировал двигатель танка, ходовую часть. Специально для ремонта Т-60 заводчане установили специальные леса, соорудили платформу особой формы и даже гусеницы собрали по-своему. Сделали разовую заготовку и вручную отлили каждый сантиметр.

Специалисты говорят, что танк воссоздавали по техническим документам, которые удалось отыскать в архивах завода. К слову, именно на Сталинградской судоверфи, наследником которой стал Волгоградский завод спецмашиностроения, выпускались бронекорпуса танков Т-60 во время Великой Отечественной войны.

- Машина полностью исправна, танк на ходу и может принимать участие в реконструкциях, которые проводятся в рамках работы Российского военно-исторического общества, - рассказали ИД «Все для Вас» в пресс-службе музея-заповедника. - К нам Т-60 доставили на КамАЗе, но с грузовика танк, которым управлял специалист завода, съехал самостоятельно.

У Т-60, занявшего почетное место у главного входа в музей-панораму «Сталинградская битва», нелегкая судьба. Его части были подняты поисковиками весной 2011 года со дна реки Доброй в Суровикинском районе. Тогда посмотреть на операцию собрался едва ли не весь хутор Киселев. Люди рассказывали, что, прежде чем затонуть в местной речушке, танк годы стоял на берегу.

- Я помню, как несколько лет после войны этот танк стоял брошенный, и мы, дети, ныряли с него в реку, - рассказывает жительница хутора Киселев Любовь Фролова. - Потом он затонул. А старожилы говорят, что даже видели как его подбили. Башню снесло, но экипаж успел выпрыгнуть из горящей машины.

- К сожалению, история экипажа танка нам пока не известна, работа по восстановлению имен героев-танкистов еще предстоит научным сотрудникам музея, - сказал директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин.

Восстановленный Т-60 - единственный танк из дошедших до наших дней подобных бронемашин, действительно принимавший участие в Сталинградской битве. Разработан он в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Астрова. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года. Всего было выпущено 5920 таких танков. Вскоре после окончания войны бронемашина была снята с вооружения.

Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовались как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. Известно, что советские танкисты из-за легкой брони и вооружения не слишком жаловали Т-60, называя его «БМ-2» - «братская могила на двоих». А немецкие войска прозвали Т-60 «неистребимой саранчой».

По некоторым данным, в мире сохранилось только шесть подобных танков, они находятся в музеях России и Финляндии.

История создания и боевого применения этой машины широко и общеизвестна. Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 гг. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии.
Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Более того, коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска относительно несложного по конструкции танка Т-40. Производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу
Поэтому главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счёт отказа от возможности движения на плаву (в начале войны Т-40 практически не применялись в таком качестве) были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. Изначально вооружение осталось прежним по сравнению с Т-40 — один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК и один 7,62-мм пулемёт ДТ. После согласования с представителем военной приёмки В. П. Окуневым, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о её выпуске на заводе № 37 вместо Т-50.

В дальнейшей истории создания Т-60 мнения экспертов расходятся.
Существует два варианта изложения событий, один канонический, изложенный в статьях Е. И. Прочко и И. Г. Желтова с соавторами, а второй выдвинут известным российским историком М. Н. Свириным.

Согласно каноническому варианту, построенный первый опытный образец нового танка под заводским обозначением 0-60 уже на следующий день был продемонстрирован народному комиссару танковой промышленности В. А. Малышеву и он был прототипом серийных Т-60. М. Н. Свирин на основании анализа документов Народного комиссариата танковой промышленности утверждает, что обозначение «Т-60» было изначально присвоено прототипу сухопутного варианта танка Т-40 под заводским индексом 0-30, серийная версия которого сейчас известна как Т-40С или Т-30. Соответственно этому предположению, именно сухопутная версия Т-40 с усиленным бронированием была показана В. А. Малышеву; а та машина, которая сейчас известна как Т-60, была разработана позже. Как следствие, время от начала работ по Т-60 (вначале «сухопутный» 0-30 и лишь потом «пониженный корпус» 0-60) до постройки прототипа 0-60 было больше двух недель. Однако эти две недели, широко упоминающиеся в публикациях, имеют своим первоисточником мемуары Н. А. Астрова и вполне могут относиться к завершающей фазе разработок, когда 0-30 был запущен в серию и конструкторы трудились только над «пониженным корпусом».

Если не считать этой неясности с типом показанного В. А. Малышеву опытного образца, в дальнейшем упомянутые выше авторы сходятся в описании событий. В. А. Малышев предложил перевооружить машину авиационной 20-мм автоматической пушкой ШВАК. Он организовал встречу Н. А. Астрова с конструкторами авиационного вооружения из ОКБ-15 и ОКБ-16 для проработки вопроса установки пушки ШВАК в танк. Интересным фактом в мемуарах конструктора является замечание о том, что ему пришлось уговаривать конструктора авиационного вооружения Шпитального, «человека довольно вельможного», чтобы разработать танковый вариант авиапушки ШВАК.
Так или иначе, в результате совместных действий был создан танковый вариант этого орудия. Его установили на второй опытный образец танка 0-60, который был показан Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину на испытаниях. В кратчайшие сроки они были завершены и постановлением Государственного Комитета Обороны танк был принят на вооружение под индексом Т-60. Заводам №№ 37, 264 (Красноармейский судостроительный в г. Сарепта), Горьковскому Автомобильному (ГАЗ) и Харьковскому Тракторному (ХТЗ) было предписано изготовить 10000 танков типа Т-60. Для ознакомления с конструкцией танка завод № 37 выпустил предсерийные образцы Т-60 для ГАЗ и ХТЗ.
Впоследствии 20-мм пушка ещё конструктивно дорабатывалась до декабря 1941 года включительно, когда её официально приняли на вооружение под обозначением ТНШ (или ТНШ-1 — Танковая Нудельмана-Шпитального).
Однако для развёртывания массового производства новых танков не было достаточного количества конструкторских чертежей и документации. Эти материалы были подготовлены в сентябре—октябре 1941 года коллективом завода № 37 уже под немецкими бомбардировками Москвы и на пороге эвакуации. Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров лично перегнал опытный Т-60 из Москвы в Горький (это было зачтено как ходовые испытания танка) и в середине октября туда же был доставлен комплект конструкторской и технологической документации. Конструкторы ГАЗа во главе с А. М. Кригером (также А. Я. Фрейдлин, С. А. Батанов, К. М. Чивкунов) провели большую работу по дальнейшему упрощению конструкции танка Т-60 и её адаптации к производственным возможностям ГАЗа. В ноябре 1941 года первые серийные горьковские «шестидесятки» были поставлены в войска. Именно конструкторы ГАЗа разработали эффективный предпусковый подогреватель двигателя, который стал неотъемлемой чертой всех дальнейших машин конструкции Н. А. Астрова. Сам главный конструктор с октября 1941 года работал над дальнейшим усовершенствованием боевых возможностей лёгкого танка. Эти работы в декабре 1941 года завершились созданием лёгкого танка Т-70, который использовал достаточно много узлов и агрегатов от только что освоенной в производстве «шестидесятки»
С запуском в серию дальнейшее развитие Т-60 было продолжено, поскольку его бронирование и вооружение уже не отвечали требованиям времени. Толщину брони лобовых плит с наименьшими углами наклона и передних скуловых граней башни, наиболее подверженных вражескому огню, увеличили с 25 до 35 мм. По предложению НИИ-48, на лобовой части корпуса и башни Т-60 позднего выпуска стали устанавливаться броневые экраны толщиной 10 мм. Экранировка выполнялась таким образом, чтобы между экраном и бронекорпусом существовал воздушный промежуток, то есть Т-60 становился танком с разнесённым бронированием. Такая конфигурация защитных элементов позволяла более эффективно противостоять бронебойным снарядам — экран разрушал наконечник снаряда и уменьшал его нормализацию, а основная броня задерживала снаряд или его осколки. Это усовершенствование было с удовлетворением встречено в войсках на фронте. С вооружением дела обстояли не так успешно — на опытных танках Т-60 испытывались различные более мощные орудия по сравнению со штатной ТНШ, но ни одно из них не было принято к серийному выпуску. После появления нового лёгкого танка Т-70 эти работы продолжились уже применительно к нему, а акценты в усовершенствовании Т-60 сместились в сторону создания на его базе самоходных артиллерийских и зенитных установок
После разработки лёгкого танка Т-60 московский завод № 37 выпустил 20 машин этого типа, после чего в ноябре 1941 года началась его эвакуация в Свердловск. Бронекорпуса Т-60 для завода № 37 в Москве производил Коломенский машиностроительный завод имени Куйбышева. В октябре 1941 года его цеха, занимавшиеся выпуском бронекорпусов для Т-60, были эвакуированы в Киров на площадку Кировского машиностроительного завода Народного комиссариата путей сообщения имени 1 Мая. На базе этих двух предприятий был создан новый завод № 38, который в январе 1942 года построил свои первые танки Т-60 по чертежам завода № 37. Красноармейский судостроительный завод (№ 264) в г. Сарепта под Сталинградом также наладил выпуск лёгких танков Т-60. Самое большое количество лёгких танков Т-60 в 1941—1942 гг. построил ГАЗ. В качестве смежников в технологическом процессе изготовления бронекорпусов и башен Т-60 участвовали Подольский и Ижорский заводы (для московского завода № 37), Выксунский завод (для ГАЗа), Новокраматорский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный и Мариупольский металлургический имени Ильича (для ХТЗ). 20-мм пушки поступали с Ковровского завода № 2, Тульского оружейного завода № 535, Медногорского завода № 314 и Куйбышевского завода № 525. Траки изготавливались на Сталинградском тракторном заводе имени Дзержинского
Боевое применение
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии
Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву, кончая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Особенно была велика роль Т-60 при обороне Москвы — вследствие катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов уровень выпуска средних и тяжёлых танков резко упал, не покрывая даже самой минимальной потребности РККА в этих боевых машинах. Как результат, они замещались более лёгкими «шестидесятками». В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной Площади прошло 48 взятых из резерва Т-60. После парада они были сразу направлены на фронт. 13 декабря 1941 года, уже после начала контрнаступления советских войск, первые выпущенные в Горьком Т-60 приняли участие в боях под Москвой
В ходе кампании 1942 года Т-60 использовались на всех фронтах, начиная от блокадного Ленинграда и кончая потерянным Крымом. В блокадный Ленинград «шестидесятки» доставлялись речным путём, замаскированными на баржах с углём, которые не вызывали у господствовавшей в воздухе немецкой авиации особого интереса. Таким образом незаметно для противника было осуществлено перемещение 61-й танковой бригады. Т-60 активно применялись во время всех фаз Сталинградского сражения и его трагической для РККА прелюдии — Харьковской операции на Барвенковском выступе. Потери были высоки, так как к тому моменту немецкие противотанковые орудия, танки и САУ намного превосходили по классу Т-60. Вполне естественно, что советские танкисты из-за лёгкой брони и вооружения не слишком жаловали Т-60, называя его БМ-2 — «братская могила на двоих» (впрочем, «братскими могилами» называют все танки).
С другой стороны, к Т-60 практически не было эксплуатационных претензий, что было более чем частым явлением применительно к Т-34 и КВ-1. Были и танкисты, которым Т-60 нравился — например «шестидесятки» 91-й танковой бригады носили такие названия, как «Грозный», «Орёл», «Смелый». Уже к концу 1942 года Т-60 стали постепенно убирать с передовой по мере насыщения войск Т-34, выпуск которых многократно возрос, и новой более боеспособной моделью лёгкого танка Т-70. В свою очередь немецкие войска также оценили если не качество, то количество Т-60 и прозвали их «саранчой»
Т-60 продолжали активно использоваться в течение следующего 1943 года. «Звёздным часом» «шестидесятки» стал прорыв блокады Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. Тогда в бой пошла упоминавшаяся выше 61-ая танковая бригада вместе с 86-ым и 118-ым отдельными танковыми батальонами. Эти части действовали в первом эшелоне 67-й армии и за первый день, форсировав Неву, они захватили плацдарм глубиной 2—3 км. При этом использовались только лёгкие танки, поскольку именно они обладали самым необходимым преимуществом в тот момент — низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило советским машинам пройти Неву по льду без подготовки. Средние и тяжёлые танки сумели вступить в бой только на следующий день, когда инженерно-сапёрные части подготовили усиливающий настил для их перехода через Неву. Танки 61-ой бригады первыми соединились с частями Волховского фронта и за этот успех она получила звание гвардейской. О недостатках и достоинствах Т-60, а также мужестве его экипажа в составе командира лейтенанта Д. И. Осатюка и механика-водителя старшины И. М. Макаренкова в ходе этих боёв свидетельствует следующий фрагмент из книги «Танкисты в сражении за Ленинград»

Вырвавшись вперёд, на рассвете 18 января у Рабочего поселка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, — бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: «Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!»

Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вёл по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.

«Теперь, Ванюша, вперёд!» — приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину — танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.

«Молодец!- крикнул лейтенант — Теперь действуй!». Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнём и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Всё было кончено. Подошли свои.

За этот бой экипаж в полном составе был удостоен почётных званий Героя Советского Союза. Стоит заметить, что лёгкий танк Т-60 №164 Т-60 Д. И. Осатюка, одним из первых пробившийся на Большую Землю, пережил войну и с марта 1947 года экспонировался в Музее обороны Ленинграда. Однако после ликвидации музея этот танк бесследно исчез.
Вообще же Волховский и в особенности Ленинградский фронты сохраняли большое количество старых машин в своих рядах вплоть до 1944 года включительно. В операции по окончательному снятию блокады Ленинграда участвовали БТ-7, Т-38 и единичные Т-28, КВ-1 первых выпусков и большое количество Т-60, которые на других фронтах уже не были танками первой линии и выполняли другие функции. Например, почти четверть (21 из 88) танков 1-й танковой бригады Ленинградского фронта были именно «шестидесятки».
Участвовали Т-60 и в Курской битве. Так, в составе 1 танковой армии имелось 18 танков этого типа, в составе 86 танковой бригады (Воронежский фронт, 38 армия) — 15 танков.

Начиная с конца 1942 года в войска стало поступать всё больше и больше новых танков Т-34 и Т-70. Как следствие, более слабые Т-60 стали переводить на самую разнообразную работу: сопровождение и охранение войск на марше, разведка боем, уничтожение бандитов и диверсантов в тылу. Они использовались в качестве командирских машин частей самоходной артиллерии, оснащённых самоходками СУ-76 и как учебные танки в тылу. Также «шестидесятки» применялись как артиллерийские тягачи для противотанковых пушек ЗиС-2 и дивизионных ЗиС-3. В этом качестве уцелевшие Т-60 прослужили до конца Великой Отечественной войны и приняли участие в разгроме Квантунской Армии имперской Японии в августе 1945 года. Вскоре после окончания Второй Мировой войны Т-60 были сняты с вооружения РККА и отправлены в металлолом. Все ныне существующие музейные Т-60 (за исключением прототипа в Кубинке) были найдены подбитыми на поле боя.
Как исключительный можно отметить факт командования подразделением танков Т-60 Ириной Николаевной Левченко. После своего ранения медсестра Левченко по собственному желанию поступила в танковое училище и вновь вернулась на фронт, где прошла боевой путь от командира «шестидесятки» до командира подразделения этих танков. Войну Ирина Николаевна закончила в звании гвардии подполковника, была награждена тремя орденами Красной Звезды, десятью медалями, именным оружием от министра обороны Болгарии. В послевоенное время она была удостоена звания Героя Советского Союза и медали Флоренс Найтингейл от Международного комитета Красного Креста.
В других армиях
Лёгкие танки Т-60 состояли на вооружении Войска Польского. В 1945 году за ним числилось три танка этого типа.
Гораздо большее число «шестидесяток» в качестве военных трофеев служило в Вермахте. В отличие от часто ломавшихся Т-34 (и тем более КВ-1) выпуска 1941—42 гг. с дизельными двигателями, надёжный бензиновый Т-60 с его достаточно широко распространёнными автомобильными узлами и агрегатами (немалое количество грузовиков производства ГАЗ эксплуатировалось на захваченных немцами территориях) вполне удовлетворял Вермахт в качестве быстроходного бронированного тягача противотанковых пушек. Иногда у захваченных «шестидесяток», используемых в качестве тягачей, немцы снимали башню. Некоторое количество трофейных Т-60 было передано Румынии, где их шасси использовались для создания САУ TACAM

небольшая фотогалерея танка от автора


Общее впечатление неплохое, танк действительно восстановлен до ходового состояния, всё портят как обычно некоторые детали.




при восстановлении башни понятно что никто не стал восстанавливать вооружение, но почему макет ТНШ и её бронировки никто не удосужился выполнить в требуемом масштабе? А спаренный ДТ отсутствует даже в виде макета.


В башне восстановлены даже триплексы смотровых приборов, но при этом сама башня наглухо приварена к корпусу. Поленились восстанавливать погон? Или боятся что народ свернёт башню на экспозиции?




Кормовые жалюзи пришлось закрыть куском жести (хорошо хоть крашеной... ) А то ведь потопчут танчик... Дикий у нас всё таки народ...


Ходовая восстановлена очень неплохо, правда мне начисто непонятно зачем надо было гусеничные траки варить из "кроя". Литейки не нашлось?


Ну и ваш покорный слуга собственно рядом с БМ-2.

Использованы материалы сайтов:
http://news.vdv-s.ru
http://www.dogswar.ru
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    12 августа 2013 08:27
    Кто знает свою историю,тот знает будущее.
    1. +5
      12 августа 2013 09:42
      Цитата: Автор Даос
      Ну и ваш покорный слуга


      Спасибо автору за труд. Хорошо и интересно написано
  2. Леха с ЗАТУЛИНКИ
    +6
    12 августа 2013 08:36
    Да глядя на эту технику чувствуешь запах истории.
    Еще немало техники лежит в болотах и лесах иногда их находят и восстанавливают-хорошее дело.
    1. +3
      12 августа 2013 08:56
      Огромное спасибо поисковикам,ведь сколько имён вернули.
  3. +4
    12 августа 2013 09:10
    В виде дополнения. Шасси этого танка использовали для монтажа РСЗО БМ-8-24

    Этот танк, реально летал
  4. +3
    12 августа 2013 09:10
    Эх ребятки, на чем только в бой не ходили( Как на таком танке с тройками и четверками биться?( Только после введения подкалиберных снарядов, в борт да почти в упор... А ведь по документам танком числился, вот и шел он на танки...
    1. +5
      12 августа 2013 09:27
      ну зачем вы так?вполне приличная боевая машина своих времен.ну а то что его использовали не совсем по назначению,в этом нет вины Т-60.он вполне мог боротся на равне с двойкой,таких у немчуры было в достаточном количестве
    2. +1
      12 августа 2013 11:01
      Цитата: scorpido
      Эх ребятки, на чем только в бой не ходили( Как на таком танке с тройками и четверками биться?( Только после введения подкалиберных снарядов, в борт да почти в упор... А ведь по документам танком числился, вот и шел он на танки...

      Тяжкая судьба "шестидесятки" не в том, что ему против "троек" и "четверок" ходить пришлось. Слава советскому солдату, оных (последних) на период конец 41 - начало 42-го савсем мало было на фронте.
      Зато в обороне у немцев более семидесяти штук Pak-36/37 на КАЖДУЮ пехотную дивизию Вермахта. Да плюс скорострельные Флаки 20 мм. И то и другое для Т-60 фатально на дистанции 300-500 метров.
    3. +1
      12 августа 2013 17:02
      Ну справедливости ради стоит отметить что в задачи этой машины в общем то не входила борьба с бронетехникой противника. Это разведывательно-дозорный танк, маленький, подвижный, малошумный. Хорошее средство непосредственной поддержки пехоты. Ему бы пушечку на ВЯ23 заменить и дать возможность ведения зенитного огня... Цены бы не было как танку "боевого охранения" ...
  5. +2
    12 августа 2013 09:42
    В 1942 когда заводы производившие Т-34 были на "колесах", "шестидесятки" вынесли на своих гусеницах этот тяжелый и страшный период войны....Вечная память танкистам!
  6. 0
    12 августа 2013 09:54
    Ох...и сколько всего ещё пакоится в нашей земле...
  7. AK-47
    +1
    12 августа 2013 11:34
    По вооружению и подвижности танк Т-60 был близок к немецкому Pz-II, широко применявшемуся в начале войны, несколько превосходя его по бронезащите, запасу хода и проходимости по слабым грунтам. Броня Т-60 обеспечивала защиту танка на дистанции до 500 м от 7,92-мм и 14,5-мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных пушек, а так же 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941-42 годах в вермахте.
  8. +4
    12 августа 2013 17:08
    Ну и анекдот немножко в тему: bully

    Законы Мерфи для Панцерваффе
    1. Если Вы попали в Панцерваффе по призыву – Вы смертник.
    2. Если Вы добровольно пошли в училище Панцерваффе – Вы не только смертник, но и кретин.
    3. Если в училище тебя обучают воевать на "Пантере", воевать будешь на Pz-III.
    4. Если ты мехвод и изучаешь ходовую часть Pz-III и Pz-IV, твоим первым танком на фронте будет "Тигр".
    4/а Вопрос "Но почему катки в четыре ряда?" на фронте не обсуждается. Так надо.
    5. Если ты наводчик и осваиваешь 37-мм орудие Pz-III, то первым танком противника с которым ты встретишься на Восточном фронте будет КВ-2. Или КВ-1, если очень повезет.
    6. Если ты учишься на командира, на фронте тебя посадят на трофейный БТ-7, а дальше выкручивайся как знаешь.
    7. Если ты учишься на командира, и на фронте тебя посадили на трофейный Т-34, ты становишься объектом всеобщей зависти. Однако тебе придется сбросить 20 кг. веса, чтобы поместиться в командирском кресле и пролезть в люк. Т-34 сделан для монголов, а не для германцев.
    8. Если ты узнал, что тебя распределили на 35 (t) или 38 (t), уладь дела с завещанием у адвоката, попрощайся с семьей и напиши в Прагу группенфюреру Р. Гейдриху письмо с просьбой перевешать как можно больше чехов. Это хорошее утешение.
    9. Если ты узнал, что тебя распределили в тяжелый батальон истребителей танков на "Фердинанда", обязательно возьми в экипаж электрика. Машину следует держать как можно дальше от русских пунктов приема цветных металлов. Эта мафия почище, чем у Муссолини.
    10. "Тигр" - это вундерфаффе. И "Пантера" это вундерваффе. Но пьяные русские танкисты на ИСУ-152 этого не знают и поэтому лупят со всей дури. Нет ничего страшнее пьяного русского, а ИСУ-152 – отстой, созданный тупыми азиатами.
    11. Иногда русские воюют на американском "Генерале Ли". Если у русских нет чувства юмора, это их проблемы.
    12. Экспериментально доказано, что один снаряд "Тигра" пробивает броню семи "Генералов Ли", выстроенных в ряд, и застревает в восьмом. Таким образом новая инструкция ОКВ/ОКХ категорически запрещает экипажам немецких танков смеяться во время боя.
    13. Если "Тигр" застревает в грязи, ты всегда можешь снять по четыре внешних катка с каждого борта, чтобы облегчить танк. Катков останется только сорок шесть, но и этого должно хватить.
    14. Самый страшный русский танк – это Т-70. Их много и они шныряют. Если один "Тигр" встретился с сотней Т-70, рекомендуется отступить под прикрытие пехоты и артиллерии, в противном случае завалят массой.
  9. 0
    19 сентября 2019 10:50
    Хорошая история.