«Теджас» примут на вооружение в 2014-м

Программа легкого боевого самолета (ЛБС) LCA отстает от первоначальных планов на 15 лет. Тем не менее, по словам министра обороны Индии Араккапарамбила Энтони, она завершится в конце 2013 – начале 2014 года.

Создание собственного ЛБС ведется в Индии, несмотря на пока еще весьма сомнительный опыт в развитии собственных систем вооружений. «Наш опыт показывает, что зарубежные компании неохотно расстаются с критическими технологиями, – отметил министр обороны. – Имеются задержки с поставкой необходимых запасных частей. Существует непомерный рост цен. Обслуживание техники также показывает, что мы не можем быть постоянно зависимыми от иностранного оборудования и платформ, на которых оно устанавливается».

«Теджас» примут на вооружение в 2014-м



Представители индийской корпорации «ХАЛ», которая изготавливает ЛБС, сообщили, что могут выпускать четыре самолета в год, однако через 12 месяцев после достижения начальной боеготовности темп выпуска самолетов может увеличиться до восьми единиц. «ХАЛ также планирует увеличить темп выпуска ЛБС до 16 единиц в течение трех лет после достижения начальной боеготовности, основываясь на тех твердых заказах, которые будут получены на его производство», – отметил представитель корпорации.

ВВС Индии уже законтрактовали 40 самолетов «Теджас» в варианте Mk 1, в то время как запрос на вариант Mk 2 составляет 83 единицы. Однако ВВС намерены приобрести 124 ЛБС в варианте Mk 2, первый из которых ожидают получить в 2017–2018 годах.

«Теджас» Mk 1 достиг начальной оперативной готовности в начале 2011 года перед проведением салона «Аэро Индия» в Бангалоре. Но постоянные проблемы, которые сопровождают эту программу, задержали достижение самолетом полной боевой готовности. В 2013-м Индия завершила оформление сделки на поставку 99 двигателей F414 производства «Дженерал электрик», которыми будет оснащаться существенно модернизированный вариант «Теджас» Mk 2. На Mk 1 используется менее мощный F404. Организация оборонных исследований Индии DRDO отказалась от планов оснащения самолетов «Теджас» двигателем GTX-35VS «Кавери» собственной разработки. «Двигатель «Кавери» не станут устанавливать на самолеты LCA, передаваемые видам вооруженных сил Индии», – заявил г-н Субраманим, руководитель управления авиационных разработок ADA (Aeronautical Development Agency), которое отвечает за проектирование ЛБС «Теджас». В то же время намечено провести летные испытания и сертификацию этого двигателя, добавил он. Согласно планам 140 самолетов LCA модификаций Mk 1 и Mk 2, которые, вероятно, примут на вооружение ВВС Индии в течение следующего десятилетия, будут оснащены американскими двигателями «Дженерал электрик» F404-GE-IN20 и F414-GE-INS5 соответственно.

По заявлениям официальных лиц DRDO, двигатель «Кавери» развернут на разрабатываемых специалистами ADA ударных беспилотных летательных аппаратах (БЛА) USAV. Эти БЛА, которые станут применять в качестве беспилотных бомбардировщиков, не только легче самолетов LCA, но и выполняют менее резкие маневры, чем «Теджас». В результате БЛА USAV не будет требовать повышенной тяги силовой установки по сравнению с боевым самолетом. Организация DRDO также рассматривает сотрудничество с зарубежными производителями авиационных двигателей, чтобы довести двигатель «Кавери» до уровня тяги перспективного среднего боевого самолета пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft), который планируется спроектировать и построить в Индии в течение двух-трех десятилетий. Как отмечают эксперты, хотя «Кавери» разрабатывается Бангалорским центром по исследованию газотурбинных двигателей GTRE с 1989 года по программе стоимостью 18,92 миллиарда индийских рупий (344 миллиона долларов), этот двигатель еще далек от готовности. После нескольких лет переговоров с французской компанией «Снекма» по созданию с GTRE совместного предприятия этот план был закрыт в середине 2009-го. В то же время DRDO и Министерство обороны продолжают настаивать на том, что «Кавери» будет в определенных случаях заменять двигатели «Дженерал электрик» на ЛБС «Теджас». Однако эти заявления не были подтверждены низкими характеристиками опытного образца двигателя «Кавери» во время летных испытаний в 2010–2011 годах на борту летающей лаборатории Ил-76 в Летно-исследовательском институте имени Громова в подмосковном Жуковском. В ходе этих испытаний «Кавери» развивал тягу на нефорсированном режиме для обеспечения крейсерского полета в пределах 49,2 кН и тягу на форсированном режиме, которая необходима на режиме взлета и боевого маневрирования, только в пределах 70,4 кН. Эти характеристики, к сожалению, не соответствуют установленным техническим заданиям на разработку «Кавери», которые составляют 51 кН и 81 кН соответственно.

Не добившись существенного прогресса в создании «Кавери», Индия оформила сделку по поставке для ЛБС «Теджас» 99 двигателей F414 производства «Дженерал электрик». По информации индийских СМИ, стоимость подписанного соглашения с «Дженерал электрик» – 30 миллиардов рупий (560 миллионов долларов). Этими двигателями будут оснащаться только самолеты «Теджас» Mk 2 ВВС Индии, хотя некоторые силовые установки могут также использоваться на морском варианте, разрабатываемом для ВМС.

Морской «Теджас» планируется передать флоту в 2015 году. Этот самолет спроектирован управлением авиационных разработок ADA и государственной корпорацией «ХАЛ», предназначен для базирования на авианосце проекта 71, имеющем трамплин для взлета и аэрофинишеры для посадки этого самолета. Машина имеет определенные отличия в конструкции и посадочном шасси по сравнению с вариантом самолета для ВВС, поскольку будет испытывать большие нагрузки при посадке. ВМС Индии уже заказали шесть «оморяченных» ЛБС, каждый из которых стоит 30 миллионов долларов. Создание авианосца индийской разработки проекта 71 также задерживается. Если ранее его планировалось принять на вооружение в 2015-м, то теперь этот срок перенесен на 2018 год.
Автор: Николай Новичков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. одинокий 14 августа 2013 10:18
    ответ индии на китайско-пакистанский ЛБС ЖФ-17ГРОМ.время покажет какой из них лучше
  2. Canep 14 августа 2013 10:19
    Интересно сами сделали или срисовали у кого то?
    1. Милафон 14 августа 2013 18:07
      Формирование облика самолёта велось с привлечением фирмы "Дассо"Была выбрана схема бесхвостка хорошо отработаная на истрибителях "Мираж". Движки также с французами-фирма "СНЕКМА".
      Милафон
  3. ПВОшник 14 августа 2013 10:21
    Вот и Индия решила создавать свои самолеты,правда при этом двигатели выбирают иностранные,а не наши.Интересно,а с планером они отказались от российских технологий? Неужели наши индусам не помогают.
    ПВОшник
  4. Одиссей 14 августа 2013 10:59
    Цитата: ПВОшник
    Вот и Индия решила создавать свои самолеты,правда при этом двигатели выбирают иностранные,а не наши.

    Первый военный самолет Индия создала аж в 60-е. Правда с помощью немцев.Назывался Марутом.А бодяга с Теджасом тянется еще с 80-х.
    Цитата: ПВОшник
    .Интересно,а с планером они отказались от российских технологий? Неужели наши индусам не помогают.

    Движок американский,с планером помогали французы-если присмотреться можно увидеть "миражообразные" черты.
  5. Одиссей 14 августа 2013 11:06
    Вообще,конечно,Индийцы молодцы,что создают свое.Ясно,что Теджас будет менять Миг-21.Но все же очень трудно понять зачем им 7 типов истребителей и истребителей-бомбардировщиков от 3 разных производителей включая 4 типа истребителей господства в воздухе.
  6. avt 14 августа 2013 11:20
    Цитата: Одиссей
    Вообще,конечно,Индийцы молодцы,что создают свое.Ясно,что Теджас будет менять Миг-21.Но все же очень трудно понять зачем им 7 типов истребителей и истребителей-бомбардировщиков от 3 разных производителей включая 4 типа истребителей господства в воздухе.

    Ну не знаю . Конечно похвально что хотят иметь свой авиапром ,да только как то у них коряво получается ,вот немцы им первый реактивный, Марут кажется ,делали и как то потом сами они ну не очень преуспели .Гонору много ,а вот приличных аэропланов не видать . Вот как то не внушает мне этот новый ,походу такая же история как с собственным танком . Ну а разнотипье - да ,просто зоопарк какой то под соусом независимости от одного поставщика .
    avt
  7. kagorta 14 августа 2013 11:28
    В планере сразу видно, что "папа"-Мираж.
  8. bask 14 августа 2013 11:29
    Цитата: avt
    . Вот как то не внушает мне этот новый ,походу такая же история как с собственным танком

    avt с самолётом индусы может и не преуспеют.
    Но танк, Арджун Мк.2 получился на уровне.
    bask
    1. avt 14 августа 2013 17:43
      Цитата: bask
      Но танк, Арджун Мк.2 получился на уровне.

      Вот сравнить бы ,хотя бы на полигоне погонять вместе с Т-90.
      avt
    2. svp67 15 августа 2013 00:25
      Цитата: bask
      Но танк, Арджун Мк.2 получился на уровне.

      Это ж через сколько леи и зим, и еще не факт,так как данный танк еще фактически только испытывается...
  9. Одиссей 14 августа 2013 11:39
    Цитата: avt
    Вот как то не внушает мне этот новый ,походу такая же история как с собственным танком

    Пока непонятно.Посмотрим.Но задержка в создании программы на 15 (!!!) лет уже вызывает опасения...
    Цитата: avt
    Ну а разнотипье - да ,просто зоопарк какой то под соусом независимости от одного поставщика .

    Независимость- дело хорошее,но не до такой же степени. Ведь самолеты нужно ремонтировать,обслуживать,сводить в единую орг.структуру,пытаться наладить взаимодействие в случае начала военных действий и.т.д. Не говоря о том,что это очень дорогие "игрушки",а в Индии почти полмиллиарда человек за чертой бедности...
  10. olegff68 14 августа 2013 11:39
    Цитата: ПВОшник
    Неужели наши индусам не помогают.

    Да уж на вряд ли - с дальнейшим планируемым развитием ,Теджас становится прямым конкурентом МИГ 29К и призван в будущем заменить их на Индийских авианосцах , что нам разумеется не на руку. Пусть сами мучаются ,как со своим Аржуном ,а пока мучаются покупают наше .
  11. fluke 14 августа 2013 12:06
    На мой взгляд, в нынешних условиях - простой легкий самолет однодвигательный с средними характристиками нужен и России. Так, сказать, самолет мирного времени и операций низкой и средней интенсивности. Скажем, своя разработка на подобии Гриппена, который может выполнять полный спектр задач МФИ, стоит недорого и легок в обслуживании, но естественно уступает более сложным современным товарищам.
    Есть дорогостоящий тяжелый МФИ для завоевания господства в воздухе, преодоления ПВО, боевых действий с современным противнином и так далее. Например тот же ПАК-ФА или Су-35.
    А есть легкий, дешевый, простой в обслуживании и пилотировании самолет с ширкоим набором усредненных возможностей. На нем и налет можно выдавать и в учениях использовать, в контр-террористических операциях, против стран, подобных Грузии и так далее.
    А то у нас получается, есть Миги 29ой серии различные, которые номинально легкими считаются, но они ведь не так уж и просты и требуют серьезного обслуживания.
    fluke
  12. Алексей Приказчиков 14 августа 2013 12:16
    Нам тоже нужна своя легкая фронтовая платформа. Пак фа база для куда более тяжелых машин и легким его можно сделать только по примеру ф 35 то есть по сути кастрировать, но тут 2 момента. Во первых это дешево ибо унификация и все такое плюс обучить проще, но характеристики могут оставлять много лучшего это во втором случае. По этому считаю что создавать надо отдельную платформу, но с высоким уровнем унификации с машинами на платформе т 50.
    Алексей Приказчиков
  13. duke 14 августа 2013 12:41
    какой -то непонятный и уродливый самолет, купили бы лучше лицензию на як-130 или в конце концов на шведский Гриппен, а уж на их базе пытались бы сделать что-то свое. Ну не можешь... не пугай рыбу...
    duke
  14. ayyildiz 14 августа 2013 12:42
    АРХАНГЕЛЬСК, 14 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Владимир Ануфриев/. Российские специалисты не пострадали при катастрофе дизель-электрической подводной лодки /ДЭПЛ/ военно-морских сил Индии "Синдуракшак" в порту города Мумбаи. Об этом сообщила сегодня ИТАР-ТАСС пресс-секретарь оборонной судоверфи "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске, где модернизировалась подлодка, Надежда Щербинина.

    "Все семь российских специалистов - пятеро представителей "Звездочки" и двое с предприятий- контрагентов, которые обслуживали подлодку, - живы и здоровы, - сказала Щербинина. - В момент аварии, а это произошло ночью, они были в гостинице

    На северодвинском предприятии сегодня пройдет срочное совещание, посвященное трагедии в Мумбаи. "Со своей стороны "Звездочка" готова оказать полное содействие в расследовании и установлении причин ЧП", - отметила представитель судоверфи
  15. Удав КАА 14 августа 2013 13:13
    Цитата: ayyildiz
    катастрофа дизель-электрической подводной лодки /ДЭПЛ/ военно-морских сил Индии "Синдуракшак" в порту города Мумбаи.

    Индусы ранее отмечали безупречное состояние корабля, о чем свидетельствует акт гос приемки ПЛ, а во-вторых, ее переход без замечаний в Мумбаи.
    Завтра -- национальный праздник Индии. Велика вероятность диверсии террористов. Но окончательные выводы будут сделаны после подъема и обследования корабля. Наша гарантийная команда цела, и слава Богу. А индийским морякам мои искренние соболезнования.
  16. individ 14 августа 2013 16:20
    Как-то невольно слежу за соревновательным развитием ВПК Китая и Индии.
    На лицо факт стремления Индийских вооруженных сил к созданию отечественных образцов ВПК. Или закупок на стороне не особо новых,но стабильных проверенных изделий.
    Китай же массово копирует любую технику не чураясь контрафакта и выдавая её за свои разработки где имеет много "провалов".
    Интересна логистика способов и методов пополнения вооружений.
    Что более надежно технически, а, что более дешево затратно?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня