Истребители ПАК ФА получат систему с нашлемным дисплеем

Истребители ПАК ФА получат систему с нашлемным дисплеемНаучно-производственное предприятие «Звезда» занимается созданием шлема летчика истребителя Т-50 (ПАК ФА) с системой отображения информации на стекле. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков. По его словам, новый шлем разрабатывается на базе защитного шлема ЗШ-10.

«Каска с точки зрения подвески и удобства регулировкиотработана, необходимо интегрировать систему нашлемного отображения информации. Такую систему делает Рязанский приборный завод. Опытные образцы к нам уже поступили», ─ отметил Поздняков, добавив, что «Звезда» проведет эргономическую оценку шлема, испытания на центрифуге и в аэродинамической трубе. Вся система в сборе будет передана на летные испытания в 2014 году.

Ранее сообщалось, что концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) покажет на авиасалоне МАКС-2013 систему индикации целеуказания для истребителя Т-50. Эта нашлемная система отображения информации с доработанным алгоритмом обработки изображений позволит пилотам боевых самолетов видеть цели в любых погодных условиях днем и ночью. Подробности о перспективной системе пока неизвестны.
Первоисточник: http://lenta.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 53
  1. ivshubarin 26 августа 2013 14:58
    Ждём Т-50 в ВВС России
    1. ShturmKGB 26 августа 2013 14:59
      Главное, что бы на надежности не сказалось, от помех защищенной была система...
      1. андрей юрьевич 27 августа 2013 03:36
        «Звезда» проведет эргономическую оценку шлема, испытания на центрифуге и в аэродинамической трубе. Вся система в сборе будет передана на летные испытания в 2014 году. wink в аэротрубе то зачем ? без фонаря гонять будут ? winked
    2. сибирский немец 26 августа 2013 20:32
      это точно хорошая новость ведь у амеров как то сообщали проблемы с созданием шлема для 35го
  2. Комментарий был удален.
  3. Гражданский 26 августа 2013 15:01
    ЗШ 10 .... другой раскраски
  4. a52333 26 августа 2013 15:02
    Давайте, ребятки, шлифуйте, полируйте ПАК ФА. Ждем в строю. Надеюсь выйдет без нареканий и детских болезней.
    1. avt 26 августа 2013 15:16
      Цитата: a52333
      Надеюсь выйдет без нареканий и детских болезней.

      request Так не бывает ,обязательно чего нибудь вылезет ,желательно пораньше и без трагических последствий .
      avt
      1. Семен Семеныч 27 августа 2013 02:13
        ...и желательно ,,детские"...
  5. Ежак 26 августа 2013 15:06
    Очень интересно! Значит не вмерла ще електроніка в России. Приятная, радующая новость
    1. APASUS 26 августа 2013 19:20
      Цитата: Ежак
      Очень интересно! Значит не вмерла ще електроніка в России. Приятная, радующая новость

      У нас на промзоне соседи торгуют сборочными линиями Micronic Mydata AB,рентгенами, камеры для пропайки ,антистатические столы и все что касается электронных составляющих.Продукция у них дорогая,но не лежит на складе.Ребята говорят много заказов из Сибири.
      Думаю возрождается потихоньку.
    2. Avenger711 27 августа 2013 02:20
      Тот же F-22 использует микросхемы с техпроцессом 1000-1500 нм. Для военных целей имеющихся возможностей России хватает с головой. Сейчас есть оборудование для 90 нм, хотя там 180 вполне достаточно. Вопрос больше в специальных микросхемах в военном исполнении.
      Avenger711
  6. serge-68-68 26 августа 2013 15:10
    "Не вмерла ще" российская разведка. Приятная и радующая новость.
    serge-68-68
    1. Ежак 26 августа 2013 15:45
      Цитата: serge-68-68
      "Не вмерла ще" российская разведка.

      От того, что разведка принесла некоторые картинки ядрёной бонбочки, нужна была ещё и голова, даже несколько, чтобы воплотить их в жизнеспособное устройство. Так и здесь. Если просто предположить, что спёрнули шлем у амеров, ещё нужно в схемах\программах разобраться и соединить с тем, чего, уверен спёрнуть разведка не смогла. Дабы все оно заработало! recourse recourse soldier
    2. ATATA 26 августа 2013 16:43
      Цитата: serge-68-68
      "Не вмерла ще" российская разведка. Приятная и радующая новость.

      Подобный шлем, у нас был еще на Миг29, когда американцам, это только во сне снилось.
      1. андрей юрьевич 27 августа 2013 03:39
        а на "акуле"нет?
  7. Vtel 26 августа 2013 15:25
    "В состав прицельного комплекса входит квантово-оптическая локационная станция (КОЛС-ХХ) предназначенная для параллельного с БРЛС решения задач ближнего боя и определения дальности до наземных (надводных) целей, работающая совместно с нашлемным визирным устройством (НВУ) на которое (вне боя) может также выводиться любая доступная информация от экрана или дисплеев, в том числе и видеокамер, при этом экран НВУ теряет прозрачность."
    А потом и на гражданке внедрит - быстро окупится у водителей, Человек с белой палочкой не уйдет с экрана.
    Vtel
  8. donavi49 26 августа 2013 15:55
    Кстати, прошла репетиция МАКС-2013 сегодня. Групповой пилотаж три Т-50 был, сейчас китайцы летают.
    1. RETX 26 августа 2013 16:58
      Красота! А мне больше это фото понравилось feel
      PS а гед в большем разрешении увидеть можно?)
      1. donavi49 26 августа 2013 17:08
        3 Т-50 пока нигде, вечером выложат, наиболее качественные спотеры с оперативным обновлением:
        http://fotografersha.livejournal.com
        http://michaeldec.livejournal.com/
  9. Кибальчиш 26 августа 2013 16:05
    Американцы, если не ошибаюсь, отказались от этой системе на ф-35. Говорят, пилоту в любом случае нужен обзор, а такой шлем только мешает.
    1. Макс Отто 26 августа 2013 16:41
      Ну даже если так, то это не значит, что от неё нужно отказаться, может у амеров просто путно не получилось сделать.
    2. Bort Radist 26 августа 2013 17:46
      Цитата: Кибальчиш
      такой шлем только мешает.

      Плохому лётчику, всегда шлем, нового поколения, мешает. lol
    3. Scoun 26 августа 2013 19:11
      Цитата: Кибальчиш
      отказались от этой системе на ф-35. Говорят, пилоту в любом случае нужен обзор,

      )))) может и отказались.. но и без шлема в кабине Фу-35 отвратительный обзор.. и это уже в общем признанный факт ))))
      В F-35 реализована концепция кругового обзора - изображение на нашлемный дисплей пилота передается с шести инфракрасных камер, расположенных по периметру истребителя

      иии
      Согласно информации, изложенной в докладе, у Ф-35 самый плохой обзор из кабины пилота среди всех самолетов, стоящих на вооружении ВВС США. Создатели истребителя заявляли, что инновационный дисплейный шлем позволит пилоту "видеть через кабину". Но реальные полеты ясно продемонстрировали, что без обычного обзора обойтись невозможно, а он у нового истребителя слишком мал.
    4. poquello 26 августа 2013 21:39
      Цитата: Кибальчиш
      Американцы, если не ошибаюсь, отказались от этой системе на ф-35. Говорят, пилоту в любом случае нужен обзор, а такой шлем только мешает.


      Дык оно вроде для обзора и сделано

      «Мы на МАКСе будем показывать две новые разработки, которые еще нигде не были представлены. Это нашлемная система индикации целеуказания для боевых вертолетов и ПАК ФА. Мы сделали к ней новый алгоритм обработки изображений, который позволяет видеть цели в любых погодных условиях днем или ночью» -заместитель гендиректора концерна по стратегическому планированию и выполнению ГОЗ Андрей Тюлин.
  10. стер 26 августа 2013 16:22
    Российские авиаконструкторы активно работают над разработкой истребителей шестого поколения, которые будут беспилотными, сообщил в понедельник бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Петр Дейнекин.

    Это последние новости, взяты с сайта http://vz.ru/ - Взгляд. Так что каким будет Т-50 и будет ли вообще - еще неизвестно.
    1. poquello 26 августа 2013 21:44
      Цитата: стер
      Российские авиаконструкторы активно работают над разработкой истребителей шестого поколения, которые будут беспилотными, сообщил в понедельник бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Петр Дейнекин.

      Это последние новости, взяты с сайта http://vz.ru/ - Взгляд. Так что каким будет Т-50 и будет ли вообще - еще неизвестно.


      Там не в тему но ещё интересная новость - китайцы спутник с болдой запустили, амеры бесятся,
  11. dizelniy 26 августа 2013 16:31
    Чем меньше у пилота истребителя будет вес на голове, чем меньших размеров будет шлем, чем меньше информации перед глазами, тем успешнее будет бой. Невидимость, прибамбасы разные на голове это для Голливуда и удорожания, а для боя это только замедляет реакцию.
    dizelniy
    1. Орда 26 августа 2013 17:26
      Цитата: dizelniy
      Чем меньше у пилота истребителя будет вес на голове, чем меньших размеров будет шлем, чем меньше информации перед глазами, тем успешнее будет бой.


      это в пределах прямой видимости днём 5км т.е. время реакции лётчика от 30-15с ,а ночью? хорошо если радар заранее ,за минуту предупредит,а если не предупредит? мало ли что ,если ракетка "воздух-воздух" -это "длинная рука",то оптические станции,да ещё инфракрасные-это уже не только "орлиный глаз",а пожалуй ещё и "СОВИНЫЙ ГЛАЗ" smile
      Орда
      1. Bort Radist 26 августа 2013 17:50
        Цитата: Орда
        то в пределах прямой видимости днём 5км т.е. время реакции лётчика от 30-15с ,а ночью? хорошо если радар заранее ,за минуту предупредит,а если не предупредит? мало ли что ,если ракетка "воздух-воздух" -это "длинная рука",то оптические станции,да ещё инфракрасные-это уже не только "орлиный глаз",а пожалуй ещё и "СОВИНЫЙ ГЛАЗ"

        Я тоже так, считаю, да придётся привыкать, но перспективы, видимость "глазами" в различных диапазонах, на дальности запредельной ....
      2. Argon 26 августа 2013 18:32
        В корне не согласен с dizeniy,очевидно человек не понимает о чем говорит,с конца 80х всеми признанно,что возможности машины в бою превышают возможности человека,однако вопрос принятия решения лежит именно на нем,для принятия оптимального решения нужен"массив"информации,а вы любезный,предлагаете лишить пилота возможности ее получать.При том,что наставления практически всех ввс мира рекомендуют вести бой на средней дистанции с устоявшейся перегрузкой от 5 до 7G.Временная потеря зрения для пилота нормальное явление,восстанавливается оно от"носа"в перспективу,для каждого человека время востановления индивидуально(разница до 2х сек!)и в большой степени это вопрос усталости.Не надо быть гением для понимания того что пилот имеющий шлем-индикатор быстрее "включится" в работу нежели тот который будет"фокусироваться"на показаниях ИЛС.Кстати на снимке в статье шлем системы "Щель"УМ(во всяком случае очень на нее похож)признанной неудачной именно по массогабаритным параметрам еще в конце 90х.
        1. viktorR 26 августа 2013 18:55
          На ИЛС не надо фокусироваться он прямо перед глазами и картинка на нем фокусируется в бесконечность, так что тоже ничего не надо фокусировать просто посмотреть вперед, как собственно и с подобным шлемом. Важна именно масса шлема, что бы перегрузка не доконала, тут я согласен. Шлем удобен тем что при верчении головой по сторонам видишь информацию с приборов, но опять таки тут свои проблемы, если это информация пилотажная то очень легко запутаться так как положение головы, самолета и горизонта будет разное.
      3. dizelniy 26 августа 2013 18:53
        Цитата: Орда
        это в пределах прямой видимости днём 5км т.е. время реакции лётчика от 30-15с ,а ночью? хорошо если радар заранее ,за минуту предупредит,а если не предупредит? мало ли что ,если ракетка "воздух-воздух" -это "длинная рука",то оптические станции,да ещё инфракрасные-это уже не только "орлиный глаз",а пожалуй ещё и "СОВИНЫЙ

        Хотелось бы услышать как смотреть на приборы в кабине с вашим замечательным глазом, а у истребителя прицел всегда включён на излучение, индикация на лобовом стекле, а при маневрировании каждый грам на голове лишний, за исключением мозгов.
        dizelniy
        1. Орда 26 августа 2013 20:05
          Цитата: dizelniy
          Хотелось бы услышать как смотреть на приборы в кабине с вашим замечательным глазом, а у истребителя прицел всегда включён на излучение, индикация на лобовом стекле, а при маневрировании каждый грам на голове лишний, за исключением мозгов.


          только практика,только отзывы с мест лётчиков дадут ответы на ВСЕ вопросы.Но что то мне подсказывает, что на вопрос об индикации приборов на стекле шлема будет решён положительно. what
          Орда
    2. андрей юрьевич 27 августа 2013 03:44
      winked
      Цитата: dizelniy
      Чем меньше у пилота истребителя будет вес на голове, чем меньших размеров будет шлем, чем меньше информации перед глазами, тем успешнее будет бой. Невидимость, прибамбасы разные на голове это для Голливуда и удорожания, а для боя это только замедляет реакцию.

      как невидимость замедляет реакцию ? belay
  12. Artillerist 26 августа 2013 16:45
    Цитата: donavi49
    Кстати, прошла репетиция МАКС-2013 сегодня. Групповой пилотаж три Т-50 был, сейчас китайцы летают.



    http://www.zavtra.com.ua/news/guns/291523/
    1. donavi49 26 августа 2013 16:51
      И? Это в тот же день уже опровергли, как официально, так и косвенно. Посмотрите репортажи от 22 числа:
      http://fotografersha.livejournal.com/425851.html

      Тут, видно, как Т-50 054 летает. Про Су-35С, это вообще хохма laughing . Он 22 числа целый день летал, 4 зачетных полета на Макс (половину Богдан), и Богдан крутил пилотаж отдельно для китайцев, а затем показывал борт.

      И вообще, первоисточник МК и известная афторша Божева.

      Вот вам фотка "сломанного" Т-50 с открытой цифровой подписью.
  13. KBPC50 26 августа 2013 17:22
    И к шлему еще добавить костюмчик высотно-антиперегрузка (анти-G), вот было бы супер.
    1. viktorR 26 августа 2013 18:59
      Они уже давно есть, называются ППК. Для пака там тоже что то клепают новое, быстродействующее
  14. Орда 26 августа 2013 17:30
    Вся система в сборе будет передана на летные испытания в 2014 году.


    значит в этом году лётчики будут без шлемов летать
    http://topwar.ru/31643-vvs-rf-poluchat-pervyy-istrebitel-pyatogo-pokoleniya-t-50
    -v-etom-godu.html#comment-id-1387093
    Орда
  15. Жека 26 августа 2013 17:37
    Хотелось что бы и МиГ удивил нас лёгким истребителем 5-го поколения.
    Жека
    1. Wiruz 26 августа 2013 20:08
      Так было дело! МиГ-1.44 МФИ назывался вроде. Их семь единиц собрали, они и полетать успели довольно неплохо, но потом проект закрыли отдав предпочтение проекту Су-37.
  16. михаил3 26 августа 2013 18:08
    Насколько помню, мы изобрели эту штуку. Только дорабатывать не стали, полезность ее тогда была сомнительна, электроника не тянула. Ну а сейчас про "работающую разведку" повеселило. Какой огромный надо бюджет, чтобы очки дополненной реальности у гугля заказать? Ой страшна...
    Сейчас проблемы с электроникой нет (благо свою делаем), можно работать. Только не надо бы их уж слишком в систему интегрировать! Чтобы можно было скинуть забрало на затылок и по старинке... очень уж легко ломаются эти вещи, как их ни делай.
  17. darksoul 26 августа 2013 18:27
    Вот это да...., все таки есть порох в пороховницах, конструкторы молодцы
  18. Moskva-7 26 августа 2013 20:45
    Цитата: APASUS
    Думаю возрождается потихоньку.


    Проблема в области микроэлектронной базы для оборонки том, что возрождают часто то, что снято с производства 20 лет назад. И делают это не от злого умысла, а потому, что по другому никак.
    Moskva-7
    1. APASUS 27 августа 2013 19:57
      Цитата: Moskva-7
      Проблема в области микроэлектронной базы для оборонки том, что возрождают часто то, что снято с производства 20 лет назад. И делают это не от злого умысла, а потому, что по другому никак.

      Могу утверждать что Mydata производит суперсовременное оборудование и произвести его адаптацию для линии производящей электронику 20 летней давности невозможно.Слишком громадный пробел
  19. sergey158-29 26 августа 2013 20:56
    Все логично, самолёту новому поколению нужны новые:
    - противоперегрузочный костюм и кислородная система;
    - системы связи, позиционирования и РЭБ;
    - нашлемная системой;
    - авионика;
    - ракеты...
  20. dizelniy 26 августа 2013 21:14
    Цитата: Argon

    Argon


    Сегодня, 18:32

    ↑ ↓


    В корне не согласен с dizeniy,очевидно человек не понимает о чем говорит,с конца 80х всеми признанно,что возможности машины в бою превышают возможности человека,однако вопрос принятия решения лежит именно на нем,для принятия

    Двадцать лет отлетал в истребительной авиации, полковник, кандидат военных наук, на воздушный бой летал с Т.А. Апакидзе, в том числе, имею реальное маневрирование с Ф-14 над Японским морем, крайний тип МиГ-29.
    dizelniy
    1. Argon 27 августа 2013 01:09
      А Я ПАПА РИМСКИЙ-ДАЖЕ не интересно вас тут таких столько!!!,что заканчивали?
  21. AK-47 26 августа 2013 21:17
    Кстати, такой шлем с большим успехом можно использовать в танке или БТРе.
    AK-47
  22. dizelniy 26 августа 2013 21:23
    Цитата: Argon
    оптимального решения нужен"массив"информации,а вы любезный,предлагаете лишить пилота возможности ее получать.При том,что наставления практически всех ввс мира рекомендуют вести бой на средней дистанции с устоявшейся перегрузкой от 5 до 7G.Временная потеря зрения для пилота нормальное явление,восстанавливается оно от"носа"в перспективу,для каждого человека

    Очень приятно иметь дело с эрудированным человеком, но есть ещё БВБ, и вести его нужно на тех режимах где твой самолёт имеет преимущество, а это малые скорости и обзор обеспечивается когда лётчик поворачивая голову может расположить свой глаз как можно ближе к остеклению фонаря, что даёт возможность смотреть в заднюю полусферу. ВБ в реальной жизни сильно отличается от компьютерного.
    dizelniy
    1. Argon 27 августа 2013 01:34
      А в связи с этим,как вы с глазом расположенным как можно ближе к остеклению фонаря следили за углом атаки\текущей перегрузкой,и наверное перегрузки в БВБ несколько больше чем при бое на средних,особенно на первом расхождении?Кстати а какая оптимальная скорость боевого маневрирования для МиГ-29 с учетом сохранения динамики и управляемости?Я имею в виду скорость БВБ.
  23. voliador 26 августа 2013 22:20
    В любом случае подобные разработки это новые идеи, новые технологии и разработки - в общем то, что называется техническим прогрессом. Так что такие темы нужно реализовывать.
  24. RossMK 26 августа 2013 23:13
    Главное, чтоб все вышло качественно и надежно, а то как бы пилот не "ослеп" в случае поломки шлема.
  25. Алексей М 26 августа 2013 23:36
    У Зорича прикольное приспасоба в книгах описана парсер звалась.Парсер брал на себя основные функции управления самолётом,а в экстренных случаях полностью перехватывал управление.Так вот что то похожее хотят в т-50 внедрить.
  26. Sirs 27 августа 2013 02:51
    Что-то мне кажется это франзуская разработка (основа) (могу ошибаться).
  27. mirag2 27 августа 2013 07:59
    Не важно,кто,что изобрел!А важно кому ты за это заплатил-у кого ты это купил.Пока так сопли пускать будем,так и будем сидеть на нефти с голой жопой все бабки дяде отдавать и скулить-а это ведь мы изобрели-на тебе за это денег-сколько говоришь?1000?на 1000?а за это?200?на 200,не дай 2 штуки-на тебе 400.
    Вот ЭТО важно.
  28. Konsmo 27 августа 2013 13:59
    Все это чушь собачья и погоня за звездными войнами.
    Когда они доизобретут этот шлем за наши налоги.
    Летчики скажут да пошли вы на....сами воюйте, изобретатели.
    Шлем с индикацией это тупиковая ветвь отображения информации. Амеры вляпались, а мы весело по их стопам.
    Я на пол шишечки, winked занимался системами отображения информации, экранами и проекционными системами, а также видео, включая ик подсветку.
    Против.
    1.Две или больше(шлем +приборы+возможно стекло кабины) поверхности для отображения информации.
    Пилоту придется постоянно фокусировать зрение на разных поверхностях, разноудаленных.
    Одна находится буквально на носу,другие метр и более(сколько там точно до приборов и лобового.)
    Через несколько минут глаза устанут(не более 10 минут)Летчик будет в прострации.Через год или ранее он угробит зрение.
    Проведите эксперимент дома перед компьютером.Смотрите на монитор и переводите взгляд на окно,если оно за монитором (яркая поверхность имитирующее небо),потом вниз в пол(темная область приборов)
    И так хотя бы 15-20 раз в минуту.
    2.Поворачивая голову летчик якобы следит за целью и сопровождает обьекты.
    Для человека комфортно когда изображение находится ниже уровня глаз,он не напрягается (почему говорят что телевизор всегда должен стоят ниже.Человек, мышцы шеи в идеальном положение.
    Постоянно крутить, извиняюсь, башкой с отягощением это упражнение для борцов,(стоять на мосту и держать соперника на себе,что бы шею не сломали, smile в детстве вольной занимался.)Но это 5-10 минут
    Но не все же время полета.
    Головные боли обеспечены.
    3.Опять же одна информация заслоняет другую.На шлеме информация о цели расстояние,прицел,на приборах о вашем самолете возможно критическая информация,в другом месте выбор ракет нужных и так далее.
    4.Говорят также о выводе на шлем нескольких камер наблюдения.Сколько?
    А то получится как с охранниками когда перед лицом несколько экранов и за ними надо наблюдать.И это демонстрируют когда приходит начальство.
    В реальности человек не может длительное время смотреть несколько мониторов-это сказки.Очень быстро наступает усталость.Даже 2-3 окна видео параллельно, это приличная нагрузка, а если рядом еще выводится критическая информация?
    Короче побалуются годика 3-4-6, грохнут насколько лярдов. И скажут фокус не вышел.
    Говорили же,уже давно, что наши вертолетчики отказываются работать со шлемами, поскольку гробят зрение да и нагрузка очень большая, и вон из профессии.
    Наши думали что это касается приборов и систем. Нет.
    Это касается физиологии человека.
    Но если деньги освоить нужно то правильным путем идут. am
    Konsmo
    1. dizelniy 27 августа 2013 14:29
      Поддерживаю и присоединяюсь, ещё раз хочу сказать, что ВБ в воздухе сильно отличается от компьютерного. Информация должна подаваться так что бы не блокировать другие источники, вертеть головой при перегрузке 6-7 утяжелённой на 2 кг сил хватит на пару маневров. Голову в бою приходится задирать к "верху" при глубоком вираже и тяжёлый шлем поворачивается на голове закрывая поле зрения, был случай, но обошлось.
      dizelniy
      1. adept666 13 мая 2014 08:27
        Ну, а кто мешает не дублировать информацию, а дополнять, либо при включении нашлемной системы, переводить информацию на ИЛС в отображение другого режима, т.е. информация будет не дублироваться, а расширяться с учётом эргономических особенностей физиологии человека. Плюс нашлемная система теоретически(при условии возможностей оружия и бортовых прицельно-навигационных комплексов) может расширить зону захвата цели в ближнем манёвренном бою, так как ИЛС имеет ограниченный сектор обзора.
  29. леликас 27 августа 2013 14:00
    Цитата: viktorR
    то очень легко запутаться так как положение головы, самолета и горизонта будет разное.

    А что помешает написать софтинку что-бы при повороте головы горизонт смещался к противоположному краю ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня