Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

О том, почему Як-130 не нужна броня, может ли самолет быть умнее летчика и зачем России нужна новая пилотажная группа, накануне открытия МАКС в Жуковском рассказал флагман группы летчиков-испытателей ОКБ имени Яковлева, герой России Роман Таскаев.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Роман Таскаев


Авиакосмический салон МАКС, который открылся сегодня в подмосковном Жуковском, это не только место для показа новейшей авиатехники, но и место встреч самых известных летчиков со всего мира. Российские асы являются общепризнанными мастерами высшего пилотажа, им есть, что показать публике и чем поделиться с молодыми, начинающими "летунами".


Накануне открытия авиасалона флагман группы летчиков-испытателей ОКБ имени Яковлева, герой России Роман Таскаев рассказал корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной о том, почему Як-130 не нужна броня, может ли самолет быть умнее летчика и зачем России нужна новая пилотажная группа.

— Роман Петрович, вы испытываете Як-130 уже 15 лет, но до перехода в ОКБ Яковлева впервые поднимали в небо его основного соперника – МиГ-АТ. Как все начиналось?

— В 1992 году был объявлен конкурс на создание учебных самолетов, и в 1996-м выбранные самолеты Як-130 и МиГ-АТ были построены практически в одно время. Финансирование этих программ не осуществлялось, и оба самолета были как чертополох в поле. Государство в это время стремительно разваливалось вместе с авиационной промышленностью, и этим самолетам не уделялось должного внимания вплоть до 2002 года. В тот период самолет МиГ-АТ имел поддержку со стороны Франции, а Як-130 отрабатывался с итальянцами.

От ОКБ Яковлева в 1998 году поступило предложение заняться испытаниями Як-130, и сложилась такая обстановка, что я был вынужден его принять. В 2002-м был проведен заключительный этап конкурса. К нашей радости, ВВС выбрало Як-130.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Як-130 в новой-старой ливрее фирмы Яковлева


— Доработки самолета все еще идут?

— Для того чтобы улучшить его боевые качества, принято решение о модернизации самолета и установке дополнительного оборудования, например, лазерного дальномера, который позволит более точно наносить удары по наземным целям. Также идет развитие элементной базы и программного обеспечения. Мы улучшаем и аэродинамику — как раз те недостатки пытаемся исправить, которые выявились в ходе испытаний и опытной эксплуатации. В частности, установка на самолете дополнительных топливных баков даёт увеличение дальности и продолжительность полета, которая пока составляет три часа.

— А можно ли его еще больше вооружить?

— Больше оружия взять мы все равно не сможем без увеличения размеров самолета. Бронирование негативно повлияет на скорость и маневренность. Хотя есть такое требование для легкого ударного самолета, который летает над полем боя, но от серьезных снарядов и ракет броня не спасает.

Дополнительные качества Як-130 получает за счет своего "интеллекта". Наша задача – противостоять системам наведения, чтобы он не был сбит противником. Для этого существуют разные системы: инфракрасные "ловушки", помехи радиолокационным средствам наведения, дипольные отражатели, которые срывают наведение. Есть активные средства помех, которые уже отработаны и могли бы использоваться на основе новейших цифровых технологий — активное подавление средств наведения.

Ведётся работа и над тем, как повысить тяговооруженность самолета. Есть проработки по увеличению тяги двигателя. А если установить форсаж, то мы бы вообще стали как МиГ-29. Но есть важный нюанс — любое нововведение должно быть сертифицировано, проверено в ходе летных испытаний.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Як-130 в новой-старой ливрее фирмы Яковлева


— На Ле Бурже в этом году много говорилось о том, что Як-130 имеет большой потенциал. Чем все-таки он хорош?

— На мой взгляд, этот самолет должен быть долгожителем и по части обучения, и боевого применения. У него ресурс 30 лет, 10 тысяч летных часов. Облик самолета реализован исходя из последних достижений фундаментальной науки. Это аэродинамика — интегральная схема. Основная же составляющая его интеллекта — вычислительная техника. Особое слово хочу сказать о людях, занимающихся разработкой программного обеспечения, установленного в системе управления самолета. Под руководством Павла Москалёва существует группа, которая родилась в ОКБ Сухого и занимается этими алгоритмами. Они помогли нам получить те пилотажные характеристики, которые мы будем демонстрировать на МАКСе. Эти алгоритмы можно дальше развивать, и мы как раз этим занимаемся — по освоению больших углов атаки сейчас приближаемся к самолету пятого поколения.

Маленький самолет сделать всегда гораздо сложнее, потому что к нему требования такие же, как и большому, только в него запихнуть всё желаемое оборудование практически невозможно, ведь места-то мало! Чтобы все "рассовать" — большое искусство нужно. Приходится рассчитывать на реализацию идей с помощью инженерного интеллекта.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Як-130 в новой-старой ливрее фирмы Яковлева


— Неужели такой "умный" самолет покорится молодым неопытным летчикам, которые будут на нем учиться?

— Даже предполетная подготовка, когда человек уже сидит в кресле пилота, идет в диалоговом режиме с самолетом. Раньше сидишь и как молитву читаешь — ничего ли не забыл. А сейчас сам самолет напоминает тебе обо всем. Для курсантов, я считаю, это очень важно.

Мы гордимся созданием системы безопасности, которая позволит предотвратить ошибочные действия летчика. Алгоритмы системы управления при угрозе столкновения с поверхностью отключают летчика от управления самолётом и выводят его в горизонтальный полёт. Этот алгоритм уже заложен в самолет, но мы еще не завершили его испытания.

— Получается, что сегодня Як-130 – это, по сути, единственный современный учебный самолет для ВВС?

— Идут разговоры о том, что для отбора кандидатов и первоначального обучения лётчиков нужен маленький легкий самолет, меньше и дешевле Як-130. ОКБ предложило Як-152. Сейчас совместно с заказчиком (ВВС РФ) мы отрабатываем технические требования к этому самолету. Возможно, будет принято решение, что будем его строить для отбора и первоначальной подготовки летчиков. Он будет поршневой, но это даст экономию средств на производство и эксплуатацию. Размеры у него будут как у Як-52, но в нем будут учтены новые технологии и требования, чтобы была преемственность для перехода на Як-130.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Як-130 в новой-старой ливрее фирмы Яковлева


— Сильно ли будет изменен Як-130 для пилотажной группы?

— Он будет иметь улучшенную аэродинамику. Кое-какие конструктивные вещи в нем уже сделаны. Второе — увеличение дальности полета. Мы предусмотрели у него не два дополнительных топливных бака, а четыре. Поскольку самолет пилотажный, предусмотрена система дымогенерирования — будут цветные дымы. Конкретно на той машине, которая выступает, мы испытания этой системы не провели, и на МАКСе Як-130 "дымить" не будет. Но мы рассчитываем, что за ближайшие полтора года такие испытания проведем. Реализация дымов позволит сделать пилотаж зрелищным.

По требованию летчиков ВВС на нем установлено радиотехническое оборудование, которое позволяет летать как по России, так и за рубежом и заходить на посадку в иностранных аэропортах. Дополнительно установлена вторая радиостанция, поскольку надо вести радиообмен в группе. Будут установлены огни строя, которые позволяют совершать полет в темное время суток.

Поскольку эти самолеты не предполагается использовать в бою, то, скорее всего, алгоритмы боевого применения будут убраны и вместо них будут внедрены алгоритмы, которые позволят летчику более точно и качественно решать навигационные задачи.
Предполагается, что пилотажная группа должна иметь 10–12 самолётов.

— В чем будет изюминка пилотажной группы на маленьких учебно-боевых самолетах? Ведь публика избалована "Стрижами", "Витязями", "Соколами России".
— По характеристикам у нас самолеты похожи на МиГи. Изюминка в том, что, наверное, у Яков все-таки ресурс побольше, и они смогут работать гораздо дольше, чем Су-27 и МиГ-29. На тех самолетах, к сожалению, заканчивается ресурс.
Безусловно, Як-130 в эксплуатации гораздо дешевле, даже керосина он тратит в два раза меньше по сравнению с МиГ-29. И стоимости несоизмеримы. Хотя зрелищности от пилотажа можно достигнуть высокой. Комфортность пилотирования хорошая, ребята смогут летать не хуже, чем на больших истребителях, а дальше все будет зависеть уже от их фантазии — что они придумают и предложат зрителю.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Тренировка экипажей к международному авиасалону МАКС-2013


— Какие страны интересуются Яком?

— Интерес проявляют страны, традиционно взаимодействующие с Россией по поставкам вооружений. Это Венесуэла, Никарагуа, Бангладеш, Индия. Интересуется Белоруссия, Украина — на нынешнем МАКСе у нас предполагается показ самолета украинской стороне. Мы уже летали с представителями стран Средней Азии. В принципе, у Иркутского авиационного завода есть возможность обеспечить поставки интересующимся сторонам. Мы ожидаем, что будут заключены контракты на поставку.
В 2011 году мы провели обучение алжирских летчиков, и 16 самолетов Як-130 ушли в Алжир. Там, конечно, не без вопросов, но в целом они очень успешно осваивают эти машины.

Практически все инозаказчики интересуются функциями боевого применения, и учебные свойства этого самолета их интересуют меньше. В наших же ВВС пока к боевым возможностям Як-130 относятся прохладно, воспринимая его исключительно как учебный самолет. Наверное, это обоснованно, потому что тот парк учебных самолетов, который сейчас есть, себя исчерпал, и учить сейчас практически не на чем. Л-39, которые существуют в строю, устарели, да и запасных частей нет.

— Вы испытывали более десятка новых самолетов МиГ, летали практически на всех "микояновских" машинах. В одном из интервью вы как-то сказали, что все самолеты летают одинаково…

— И все-таки все они разные. Например, Як-130 и МиГ-АТ — один с прямым крылом, второй — со стреловидным. Вот и характеристики разные. В случае же с Су и МиГом разница начинается с постановки задач. Если взять МиГ-29 и Су-27, то требования к ним были абсолютно разными. Для микояновской фирмы была поставлена задача сделать самолет, который мог бы находиться на переднем краю и вступать в бой сразу, без ограничений. А для Сухого — сделать истребитель-перехватчик, который мог бы долго барражировать, далеко летать, носить больший груз. Хотя современная аэродинамика приводит нас к примерно похожему внешнему облику.

Еще одна задача МиГа — самолеты для высоких сверхзвуковых скоростей — МиГ-25 и МиГ-31. Там очень серьезные технологические решения были, которые позволяли самолетам использовать большие числа М (число Маха – скорость звука – ред.). Это особое требование к конструкции. Мне сейчас больно видеть, что в этом направлении мы начинаем терять опыт. Я боюсь, что технологии, отработанные в те годы, могут пропасть.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Тренировка экипажей к международному авиасалону МАКС-2013


— Какое будущее ждет нашу авиацию?

— Дорога в будущее лежит через освоение того, что мы еще не прошли. Американцы, к сожалению, давно сделали F-22 и уже прекратили его производство, потому что это очень дорогие самолеты. Но они этот опыт приобрели, а у нас его нет. И нам надо освоить технологии незаметности, сверхманевренности. Т-50 нужен для получения опыта, но это дорогой самолет, и много их не сделают.

Военная авиация сейчас движется в сторону беспилотных аппаратов. Но, к сожалению, беспилотник ограничен заложенными в него алгоритмами, а бывают нелогичные ситуации, в которых правильное решение способен принять только человек. Я думаю, человек останется в авиации. Но в области использования гиперзвука, возможности перехвата быстро летящих целей должен быть серьезный прорыв. Дальше — совершенствование систем наведения, разработка новых видов авиационного вооружения, повышение точности его применения, возможностей обнаружения, дальности полетов.

— Что ощущает летчик-испытатель во время перегрузок?

— Определенную тяжесть ощущает. Необходимо напрягаться, ведь кровь от головы отливает. Противоперегрузочные костюмы надеваем, группировка помогает, применяем физические приемы. Есть специальные способы дыхания.

Без противоперегрузочного костюма, который обжимает ноги и брюшную полость, можно терпеть перегрузки до 5 единиц (g). Потому что в противном случае наступает кислородное голодание головного мозга — кровь не поступает, и сначала теряется зрение (в глазах темнеет), а потом и сознание человек теряет. Такие случаи бывали, у меня тоже. На испытаниях мы много чего терпели. Да и в курсантские времена бывало — перетянул ручку управления — и раз, померкло. Самое опасное, что в эти моменты самолет остается неконтролируемым. Надо как можно скорее аккуратненько сбросить перегрузку и восстановить контроль.

— На одном из самолетов вы достигли мирового рекорда по высоте полета?

— Да, на МиГ-29. Абсолютный рекорд Александр Федотов установил на МиГ-25 – более 36 километров, сейчас и самолетов таких нет, и никто на такие высоты не летает. Это просто для изучения самолета, его возможностей очень интересно. Я тогда 27,5 километров набрал.

— Вы катапультировались два раза и аварийные самолеты сажали. Страшно было?

— Когда занимаешься делом, надо работать, а бояться некогда. Во время одного из полетов на МиГ-АТ у самолета отломался руль высоты, управлять было нечем. Из штопора я вышел, топливо выработал, центровка выровнялась, тогда он хоть с перегрузки сошел. А так все время перегрузка была три единицы, я 20 минут с ней сидел и не знал, что делать. Лететь невозможно, но и прыгать неохота. Сел…

Были аварийные посадки — на МиГ-31, например. В двигателе подшипник опоры развалился в воздухе. Разные дефекты бывают. Это как раз новый двигатель был, проходил испытания. Руководитель полетов рекомендовал прыгать, но мы дошли на последнем ведре керосина. Топлива не осталось, потому что был разбит насос, и топливо все утекло. Сели, и течь керосина прекратилась на полосе.

Летчик-испытатель: Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом

Роман Таскаев


— Как ваша семья относится к вашей профессии, образу жизни?

— Когда я служил в полку, вроде все было нормально — ребенок родился, жили спокойно. А когда сюда приехали, в Жуковский, был как раз такой период, когда случилось несколько катастроф подряд. Жена заволновалась, отговаривала работать. Но потом привыкла. Перестала спрашивать, почему я не звоню. Я объяснил, что она в любом случае узнает первой – если что.

Так, по существу, и было: когда мы с Федотовым в 1983 году катапультировались, то еще только с деревьев слезали, а к ней уже подруги пошли докладывать. Хорошо их по дороге перехватил мой товарищ, Сергей Тресвятский, и говорит: "Зайдите, девочки, на минутку, я вам все расскажу". Они зашли в квартиру, а он их на ключ запер и ушел. Выпустил только тогда, когда нас живых и здоровых привезли.

У меня две дочери. Внук и внучка. Есть надежда на внука, он этой осенью во второй класс пойдет. Может быть, его авиация увлечёт, но пока не знаю.
Первоисточник: http://ria.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. AVV 30 августа 2013 16:09
    Герои России в небе наша гордость!!!
    AVV
    1. tronin.maxim 30 августа 2013 18:44
      А как летают! good
    2. бывалый 30 августа 2013 18:44
      Статья по большей части рекламная, но чем интеллекту мешает броня я так и не понял recourse И потом мне кажется тут нужно говорить не о интеллекте самолета, а о уме и мастерстве пилота...
      1. S-200 30 августа 2013 19:09
        Если бы он на "небронированном" сам на боевую штурмовку летал,и, тогда бы я ему всё одно не поверил...
        Всё же из бронекабины у пилота есть больше шансов катапультироваться, чем из дюралевого решета нафаршированным осколками БЧ ЗУР . Фирмач-РЕКЛАМЩИК этот Герой ...
        S-200
        1. aviator_ИАС 30 августа 2013 20:27
          Цитата: S-200
          Если бы он на "небронированном" сам на боевую штурмовку летал,и, тогда бы я ему всё одно не поверил...
          Всё же из бронекабины у пилота есть больше шансов катапультироваться, чем из дюралевого решета нафаршированным осколками БЧ ЗУР . Фирмач-РЕКЛАМЩИК этот Герой ...


          Ну зачем лепить ярлыки на уважаемого человека! Абсолютно верно Роман Петрович всё обрисовал. Какую броню лепить на легкий УБС?! Он на то и легкий. По серьезному, боевое использование таких самолетов возможно только в разных Папуасиях, и против еще более отсталых папуасий. Ведь написано же:

          В наших же ВВС пока к боевым возможностям Як-130 относятся прохладно, воспринимая его исключительно как учебный самолет.


          На то и разные задачи у разных классов ЛА. Любая универсальность - как правило в ущерб специальным задачам. Навесь на Як броню, и получим - посредственный штурмовик и посредственный УТС. На такие компромиссы идут как правило небогатые страны из экономии. А про "дюралевое решето" и ЗУР вообще чушь. Тогда все самолёты должны быть как Су-25? Который несмотря на броню всё равно сбивается
      2. Наган 30 августа 2013 19:23
        Цитата: бывалый
        чем интеллекту мешает броня я так и не понял
        Интеллекту не мешает, а вот полезной нагрузке - очень даже. Что пользы от летающего танка, который по цели только одну маааленькую бомбочку скинул, типа как птичка покакала? Тем более от ЗУР, даже "иглы" не говоря о чем посерьезнее, никакая броня не защитит.
        1. S-200 30 августа 2013 19:32
          Цитата: Наган
          тем более от ЗУР, даже "иглы" не говоря о чем посерьезнее, никакая броня не защитит.

          Мне до сих пор казалось, что бронекабина современных штурмовиков надёжно защищает экипаж от поражения ПЗРК..
          Пауэрса ракетой С-75 сбили а в ней БЧ весом 113-118кг ВВ и осколки - шарикоподшипники 8000шт.
          Як-130 вдруг стал "штурмовиком" ...это только для ВВС бедных стран и против мирных жителей ...
          S-200
      3. С_мирнов 31 августа 2013 00:26
        Цитата: бывалый
        но чем интеллекту мешает броня я так и не понял

        Это же элементарно, влиянием силы тяжести! Движки то ограничены по мощности.
        Цитата: бывалый
        И потом мне кажется тут нужно говорить не о интеллекте самолета, а о уме и мастерстве пилота...

        Беда в том, что об этом нужно не только говорить, для этого нужно найти деньги на обучение пилота, моторесурс самолета, деньги на ГСМ, а еще деньги на обеспечение семьи пилота, содержание учебного центра и преподавателей. А еще надо найти деньги на "достойный" образ жизни олигархов, яхты, недвижимость, футбольные клубы, мерседесы чиновников, мечеть Кадырова, Олимпиаду, переименование милиции в полицию и т.д.
        А денег на все не хватает!
        С_мирнов
  2. одинокий 30 августа 2013 18:35
    Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом



    what если честно одно другому не мешает
    1. русс69 30 августа 2013 18:44
      Цитата: одинокий
      Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом



      what если честно одно другому не мешает

      Для штурмовиков, то и другое даже необходимо.
      1. aviator_ИАС 30 августа 2013 20:32
        Цитата: русс69
        Цитата: одинокий
        Як-130 должен побеждать не броней, а интеллектом



        what если честно одно другому не мешает

        Для штурмовиков, то и другое даже необходимо.


        Неужели все забыли как выглядит штурмовик?
    2. Женя 30 августа 2013 19:05
      одинокий Як-130 в первую очередь тренировочный самолет, там броня не нужна по определению, там нужны "мозги самолета".
      1. бывалый 30 августа 2013 19:35
        Цитата: Женя
        Як-130 в первую очередь тренировочный самолет,

        Вообщето он учебно-боевой, а это уже обязывает hi
        Цитата: Женя
        там броня не нужна по определению, там нужны "мозги самолета".

        Броня лишней не бывает
        1. S-200 30 августа 2013 19:45
          Цитата: бывалый
          Вообщето он учебно-боевой

          и это говорит только о том , что он предназначен для выполнения учебно-боевых упражнений на полигонах... а НЕ наземную штурмовку целей с преодолением войсковой ПВО...
          ещё немного и "яковлевцы" его суборбитальным модулем назовут !... wassat
          S-200
        2. aviator_ИАС 2 сентября 2013 08:57
          Цитата: бывалый
          Броня лишней не бывает


          Еще как бывает! В современном самолете каждый килограмм на счету. И конструкторы ломают головы чтобы уменьшить вес конструкции. П.О. Сухой даже премировал конструкторов за разумное облегчение конструкции.

          Стратегов типа Ту-160 тоже предлагаете бронировать? А если забронировать МиГ-29? Сможет ли он также кувыркаться? И какой от него будет толк как от истребителя. fool
  3. Rash 30 августа 2013 18:51
    Цитата: одинокий
    Бронирование негативно повлияет на скорость и маневренность. Хотя есть такое требование для легкого ударного самолета, который летает над полем боя, но от серьезных снарядов и ракет броня не спасает.

    Ну а от крупнокалиберного пулемета броня тоже не спасет?
    1. Shturmovik 31 августа 2013 19:54
      броня Су-25 по бортам выдерживает!
  4. Индеец Джо 30 августа 2013 18:59
    Многие российские самолёты лучшие в мире.
    Очень хотелось бы, чтобы то же самое можно было бы сказать об их электронной начинке!
    Индеец Джо
  5. сашка 30 августа 2013 19:04
    полтора года на "узнавание". Дымить будет или нет...Ну ещё НИОКР ..Прелелестно..Я так пишу не оттого что я злой и коварный. Просто люди не думают ЧТО говорят. для как их там называется (егэшников) вопрос наповал..Но ведь глупо звучит..
    сашка
  6. Mole 30 августа 2013 19:08
    Когда занимаешься делом, надо работать, а бояться некогда.

    Правильные слова!
  7. МИХАН 30 августа 2013 19:10
    Дополнительные качества Як-130 получает за счет своего "интеллекта". Наша задача – противостоять системам наведения, чтобы он не был сбит противником. Для этого существуют разные системы: инфракрасные "ловушки", помехи радиолокационным средствам наведения, дипольные отражатели, которые срывают наведение. Есть активные средства помех, которые уже отработаны и могли бы использоваться на основе новейших цифровых технологий — активное подавление средств наведения.
    Это самое главное !! Юркий маневренный..Даже если одну умную ракетку подвесить..с толковым пилотом..эффект будет..( я все про Сирию ..) Им поставили вроде Яки..
  8. gerafak 30 августа 2013 19:16
    Як-130 создавался исходя из требований создания учебного самолета. С этой задачей успешно справились. Вот никак не могу понять, зачем этот изначально все-таки учебный самолет притянув за уши пытаются сделать боевым? В Российских ВВС нет ниши для этого самолета, существуют специализированные истребители, штурмовики, фронтовые бомбардировщики. Лучше побольше строить их, пусть они чуть дороже и керосина поболее кушают.
    Вариант же "все в одном" неплох в качестве экспортного для небогатых стран, которым дорого покупать по отдельности боевые самолеты и учебные.
  9. сашка 30 августа 2013 19:18
    С таким умным лицом нести "чушь"..Было сказано что всё уже сделано..Покупай как горячие пирожки..Всё готово. Сколько надо? Оказалось как обычно пустая болтовня..Недоделали , проведём , испытытаем.Когда нибудь , может быть , если денег дадут..Изо дня в день одно и тоже..Смешно и грустно.
    сашка
    1. Apollon 30 августа 2013 19:30
      видео в тему


  10. Lone gunman 30 августа 2013 19:45
    классная машина,так держать Як -учебный самолёт есть, будет и лёгкий штурмовик!
  11. tilovaykrisa 30 августа 2013 19:55
    Объясните мне профану зачем кроме обучения пилотов нужен як130? каково его возможное боевое применение?
  12. МИХАН 30 августа 2013 19:59
    Цитата: gerafak
    Як-130 создавался исходя из требований создания учебного самолета. С этой задачей успешно справились. Вот никак не могу понять, зачем этот изначально все-таки учебный самолет притянув за уши пытаются сделать боевым? В Российских ВВС нет ниши для этого самолета, существуют специализированные истребители, штурмовики, фронтовые бомбардировщики. Лучше побольше строить их, пусть они чуть дороже и керосина поболее кушают.
    Вариант же "все в одном" неплох в качестве экспортного для небогатых стран, которым дорого покупать по отдельности боевые самолеты и учебные.

    Яки отличные самолеты и создают их не зря..я так считаю
    1. gerafak 30 августа 2013 21:26
      Яки - отличные самолеты, согласен
      Як-130 - отличный учебно-тренировочный самолет, не спорю.
      Просто каждая техника должна использоваться по назначению и все
  13. donavi49 30 августа 2013 19:59
    О чем речь? Як-130 это учебно-боевой. Боевой постольку, поскольку, вон в Сирии с Л-39, еще менее боевых успешно действуют.

    Вешать серьезную броню на него не выйдет. Таскаев говорит про ум верно. С хорошим БКО (Талисман+Витебск) он сможет эффективно работать скажем управляемым вооружением (2-4 корректируемые бомбы или ракеты). От одиночных пусков уйти сможет. При этом, такая работа будет в разы дешевле чем привлечение Су-34 для нас к примеру. Разумеется колоть свежее ПВО или штурмовать прикрытые ПВО СВ МД колоны НУРСами и чугунием он не сможет, с нужной эффективностью, но для этого ничего лучше Су-25 не придумали.

    Какие преимущества у Як-130? Отличный, нет великолепный обзор с балкона, современная авионика, отменная управляемость, дешевый летный час. Если поставить нормальную оптику или контейнер, то будет вполне себе антипапуасный самолет, но все ориентированный на управляемое оружие.

    Ну, а насчет брони и штурмовиков, вы посмотрите что предлагают! Рысачек в варианте - СМЕРТЬ ВСЕМУ!
  14. МИХАН 30 августа 2013 20:10
    Что то все на Як-130 взъелись...Я так понимаю прекратить производств..?? Он в своем классе на уровне ..И как боевой может быть неплохо использован..
  15. starhina01 30 августа 2013 21:08
    В БОЮ НАДО ПОБЕЖДАТЬ НЕ СИЛОЙ А УМЕНИЕМ soldier
  16. Кибальчиш 30 августа 2013 21:09
    Як и в жёлтой окраске хорош.
    1. Бурелом 1 сентября 2013 12:45
      Вообще-то он здесь без окраски
      Бурелом
  17. Сочи 30 августа 2013 21:59
    Хорошее интервью, просто и буднично о работе на острие ножа... Вот такие и заслуживают УВАЖЕНИЕ!!! это и есть НАША ЭЛИТА!!!
    1. sub307 30 августа 2013 22:33
      Профессионал, он и есть ПРОФЕССИОНАЛ.
  18. greka 31 августа 2013 00:45
    Здравствуйте. А мне вот интересно почему все говорят и спорят по поводу его применения в качестве штурмовика?? Ну ладно штурмовик не выйдет, а ИСТРЕБИТЕЛЬ? Он и делался как имитация истребителей!! Почему не поставить форсажные камеры, убрать одного человека и расчистить место под радар и т.д. и мне кажется, при его весе и мощных двигателях мог бы выйти быстрый, недорогой и маневренный истребитель которому не нужно бронирование!
  19. rpek32 31 августа 2013 01:10
    Нелепая попытка прорекламировать отрицательное свойство самолета сделав его положительным?
  20. an_ursus 31 августа 2013 06:39
    Так, по существу, и было: когда мы с Федотовым в 1983 году катапультировались, то еще только с деревьев слезали, а к ней уже подруги пошли докладывать. Хорошо их по дороге перехватил мой товарищ,
    Будни испытателей... hi
  21. К-36 31 августа 2013 07:21
    Цитата: greka
    Здравствуйте. А мне вот интересно почему все говорят и спорят по поводу его применения в качестве штурмовика?? Ну ладно штурмовик не выйдет, а ИСТРЕБИТЕЛЬ? Он и делался как имитация истребителей!! Почему не поставить форсажные камеры, убрать одного человека и расчистить место под радар и т.д. и мне кажется, при его весе и мощных двигателях мог бы выйти быстрый, недорогой и маневренный истребитель которому не нужно бронирование!

    Ну что-то Вы всё в кучу намешали. Во-первых Як-130 Никогда не делался как имитатор истребителя. Это ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ самолётом делались разные ( три в одном ) : и под истребитель, и под бомбёр, и под штурмовик. Всё зависит от реакции рулевых поверхностей на отклонение ручки ( и педалей ). Во-вторых : истребитель из него можно кое-как изваять. Только для какой страны? В наших ВВС уже есть и Су-27, и МиГ-29 ( а тут ещё и МиГ-35 с Су-30 и Су-35 ). Реальное место для Як-130 в наших ВВС - в военных лётных училищах на крайних курсах обучения.А для первоначальной лётной подготовки он : 1. дороговат; 2. избыточен по функциям. Поэтому ВВС пришло к выводу, что на первых курсах лётных училищ нужен другой самолёт : 1. дешёвый для производства и в эксплуатации; 2. более лёгкий и неприхотливый ( чтоб мог садиться на ГВВП ). Посему глаз положили на Як-152 ( двухместный поршневой ). Как то так.
  22. К-36 31 августа 2013 07:43
    Цитата: rpek32
    Нелепая попытка прорекламировать отрицательное свойство самолета сделав его положительным?

    Ну это смотря какими интересами Вы руководствуетесь. Роман Петрович является шеф-пилотом фирмы Як. Для того, чтобы фирма имела возможность развиваться , ей нужны деньги ( то есть продаваемость самолётов). Опять же - рабочие места с нормальной зарплатой. Вот, кстати,в Сирию намеревались продать более полусотни самолётов, но поставка переносится из-за финансовых трудностей Сирии. А так-то этот самолёт нужно ставить в штат каждой авиачасти ВВС. Во-первых собьёт кризисный дефицит "спарок", во-вторых очень реально удешевит ввод в строй молодых лейтенантов из училищ ( ставишь нужную программу /бомбёр, ястребок, штурмовик/ и вперёд!). Дёшево и сердито. Как-то так.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня