Не вернулась на базу

Не вернулась на базуВ северо-западной части Чёрного моря украинские и российские специалисты готовятся к операции по подъёму подводной лодки Щ-216, погибшей в феврале 1944 года

В Крыму, как уже сообщала «Красная звезда», стартовала масштабная подводная поисковая экспедиция неподалёку от мыса Тарханкут.

Там, в северо-западной части Чёрного моря, в 20 километрах от мыса, этим летом специалистами украинского Черноморского центра подводных исследований была обнаружена лежащая на дне советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка Щ-216, входившая в состав советского Черноморского флота. Она принимала участие в боевых операциях Великой Отечественной войны и не вернулась на базу в феврале 1944 года.


Не вернулась на базуРешениями командующих ВМС Украины и Черноморского флота России создан совместный судоподъёмный отряд. С украинской стороны к работам привлечены морское водолазное судно «Почаев» с подводным обитаемым аппаратом «Риф» и рейдовое буксирное судно «Кременец» с группой водолазов на борту, с российской стороны – специализированные суда ЧФ, взаимодействующие с опытным судном Главного управления глубоководных исследований Минобороны России «Селигер».

На первом этапе решается задача обследования района и подводной лодки. Первый вывод специалистов: подводники «Щуки» геройски погибли в бою. В радиусе 100–120 м от лодки локаторами обнаружены воронки от взрывов глубинных бомб. В связи с этим появились опасения, что некоторые немецкие глубинные бомбы могли не взорваться. Но они не подтвердились: после гидроакустического поиска взрывоопасных предметов не обнаружено.

Два водолаза в подводном аппарате «Риф» на несколько часов спустились на глубину 52 метра, чтобы со всех сторон обследовать корпус «Щуки». За 69 лет лодку частично заилило, её корпус на 80 процентов облеплен старыми сетками и тралами рыболовецких сейнеров. В кормовой части более чем на 5 метров отсутствует лёгкий корпус.

Руководитель объединённого отряда двух флотов Сергей Воронов (он возглавляет Черноморский центр подводных исследований) сделал не слишком утешительный вывод: в день гибели немецкая глубинная бомба изрядно искромсала советскую подводную лодку. «Повреждения во втором отсеке серьёзнее, чем мы думали. Взрывом сильно повреждены как второй, так и первый отсеки», - сообщил он.

Однако в большинстве отсеков (видимо, в пяти), закрытых герметично друг от друга, воды нет, и есть основания полагать, что в них всё осталось так, как было в момент гибели лодки 69 лет назад. «Полагаем, что отсеки до сих пор герметичны, а значит, в них всё сохранилось таким, каким было 69 лет назад, - заявил Сергей Воронов. - Мы надеемся найти останки подводников, провести эксгумацию и перезахоронить героев...»

Пока преждевременно делать какие-либо выводы, ведь обследование только начато. Лишь после обстоятельных исследований руководство экспедиции будет принимать решение о целесообразности и порядке подъёма легендарной «Щуки». Одна из самых серьёзных проблем – наличие торпед на борту субмарины.

* * *

Не вернулась на базуО подлодке Щ-216 и её экипаже исследователям известно уже достаточно много. Она относилась к средним подводным лодкам проекта «Щ» - «Щука». Субмарины этого типа строились в СССР в 1930–1940-x годах. В Великой Отечественной войне приняли участие 44, из них 31 погибла (70 процентов).

«Щуки» строились несколькими сериями. В серию X-бис вошли одиннадцать лодок, из них две были построены уже после войны. Из девяти лодок военной поры четыре (Щ-135, Щ-136, Щ-137, Щ-138) оказались в составе Тихоокеанского флота, четыре (Щ-405, Щ-406, Щ-407, Щ-408) – Балтийского флота, и лишь одна, Щ-216, воевала на Чёрном море.

На Балтийском флоте погибли три из четырёх лодок (Щ-405, Щ-406, Щ-408). На ТОФ была потеряна одна лодка. 18 июля 1942 года на подводной лодке Щ-138, стоявшей у пирса в Николаевске-на-Амуре, по неизвестной причине взорвались торпеды.

Не вернулась на базуОсновные тактико-технические данные «Щук»: длина – 57 метров, предельная глубина погружения – 90 метров, скорость надводная - до 14 узлов, подводная - 8,5 узла, автономность плавания - 20 суток (10.000 км), автономность плавания под водой - 185 км, экипаж – 41 человек. Субмарина этого типа имела четыре носовых торпедных аппарата и два кормовых, боекомплект 533-мм торпед – 10 штук.

Лодка Щ-216 была заложена 23 июля 1939 года на Судостроительном заводе имени 61 коммунара (завод № 200) в Николаеве и спущена на воду 30 мая 1940 года. Уже после начала Великой Отечественной войны, 17 августа 1941 года, её включили в состав Черноморского флота.

Она участвовала в Великой Отечественной войне, выполнила четырнадцать боевых походов, в которых провела 299 суток, и один транспортный поход в Севастополь. Боевые походы складывались по-разному, экипажу удалось совершить пять торпедных атак. Достоверно известно, что удачными оказались две.

Не вернулась на базу10 октября 1942 года подводники трёхторпедным залпом потопили румынский транспорт «Карпати» (Carpati) с грузом военного снаряжения и каменного угля; 6 августа 1943 года опять трёхторпедным залпом поразили немецкий танкер «Фируз» (Firuz) с грузом газойля (смесь жидких углеводородов. – Ред.). Но танкер, хотя и получил серьёзные повреждения, не затонул.

Долгое время её судьба была окончательно неясна. Предположительно 17 февраля 1944 года она была потоплена немецким противолодочным кораблём UJ 106. Все находившиеся на борту субмарины подводники погибли.

У подлодки сменились три командира. Первым был И.И. Касьяненко (2 ноября 1939 г. - 21 ноября 1940 г.), вторым - А.В. Девятко (21 ноября 1940 г. - 1 февраля 1941 г.), последним – капитан 3 ранга Г.Е. Карбовский.

Не вернулась на базуГригорий Евстафьевич Карбовский родился 17 ноября 1903 года под Сочи в деревне Нижне-Раздольная, член ВКП(б) с 1927 года. В РККА - с 1925 года, в ВМФ – с 1933-го. Образование: специальные курсы командного состава военно-морских сил РККА (1935 г.), учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова (1938 г.). Службу начинал с самых низов: каптенармус, командир отделения, помощник командира роты по политчасти, политрук роты (1927–1933 гг.). Окончив военно-морские курсы, был назначен на Черноморский флот на подлодку Щ-205 командиром БЧ-3 (август 1935 г. - декабрь 1936 г.), затем он - флагманский минёр дивизиона подлодок ЧФ (декабрь 1936 г. – февраль 1938 г.), помощник командира Щ-205 (март – сентябрь 1938 г.). Затем командовал лодкой Щ-211, с февраля 1941-го - командир Щ-216. В 1943 году был награждён орденом Красного Знамени.

Из наградного листа

Заслуга капитана 3 ранга тов. Карбовского перед Родиной в том, что, находясь в очередном боевом походе у берегов противника, заметил 3 вспомогательных корабля противника, стоящих у самого порта в охранении катеров и миноносца. Подход к порту был затруднён малыми глубинами и узким фарватером. Решив не выпустить врага, преодолел все трудности и метким залпом утопил все три корабля. Умело маневрируя, избежал преследования. Через несколько дней ночью обнаружил транспорт противника в охранении катеров - смело вышел в атаку и торпедным залпом утопил его. От бомбёжки катеров уклонился и избежал повреждений.

Всего за этот период было утоплено 4 корабля противника общим водоизмещением 13.000 тонн.
20 ноября 1942 года.

Не вернулась на базуНадо отметить, что предшественник Карбовского на Щ-216 капитан-лейтенант Девятко Александр Данилович тоже вошёл в историю подводного флота. Начало Великой Отечественной войны он встретил, командуя Щ-211. Субмарина под командованием Девятко совершила 4 боевых похода и 4 раза атаковала противника. 15 августа 1941 года она потопила румынский транспорт «Пелес», открыв боевой счёт черноморских подводников, а 29 сентября 1941 года - итальянский танкер «Суперга». В ноябре 1941-го Девятко погиб вместе со всем экипажем южнее болгарского порта Варна. Лодку нашли в 2000 году, но точная причина гибели корабля остаётся неизвестной...

* * *

Из истории Щ-216

7-й боевой поход (21 сутки). 27 сентября 1942 года в 20.55 лодка вышла из Батуми на позицию в район мыса Олинька (побережье Румынии). 1 октября в 6.00 прибыла на позицию.

10 октября обнаружила конвой в составе транспорта и двух немецких тральщиков. В 22.44 с дистанции 6 кабельтовых (1 кабельтов равен 1/10 морской мили; это 185,2 метра) из надводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту. Через 1 минуту наблюдались попадание торпеды и гибель транспорта. Тральщики безуспешно атаковали лодку, сбросив 6 глубинных бомб. 18 октября в 00.00 прибыла в Батуми.

Не вернулась на базу12-й боевой поход (25 суток). 16 июля 1943 года в 20.30 вышла из Батуми на позицию в район Босфора. 20 июля в 4.00 прибыла на позицию. Утром 21 июля обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за профилактического бомбометания кораблей охранения. Днём 29 июля обнаружила другой конвой, но не смогла атаковать из-за поворота эсминца из состава охранения на субмарину.

6 августа обнаружила конвой в составе транспорта и танкера в охранении 2 эскадренных миноносцев и нескольких сторожевых катеров. В 14.29 лодка произвела с дистанции 14 кабельтовых из подводного положения 3-торпедный залп. Через 2 минуты услышан глухой взрыв. В результате атаки попаданием торпеды в носовую часть повреждён германский танкер «Фируз». Румынский эскадренный миноносец атаковал лодку, сбросив 37 глубинных бомб. В результате близких взрывов получили повреждения электроизмерительные приборы, арматура воздухопровода системы ВВД (воздуха высокого давления. – Ред.), глушитель дизеля.

Карбовский сумел увести субмарину на мелководье - к турецкому берегу. Неисправность пришлось устранять извне. Добровольцы - Василий Широков и Иван Бурчак - покинули лодку и стали чинить винт. При этом они знали, что при появлении кораблей противника субмарина немедленно уйдёт на погружение и морякам придётся рассчитывать только на чудо.
Моряки справились с ремонтом, но неожиданно появился вражеский самолёт, который сбросил бомбу, упавшую в нескольких метрах от левого борта Щ-216. Бурчак и Широков были контужены. Опасаясь повторной атаки, командир приказал начать срочное погружение. Лодка всплыла через 40 минут. Широков был без сознания, поддерживающий его Бурчак держался из последних сил. Моряков подняли на борт. 10 августа в 8.30 лодка прибыла в Батуми.

По возвращении в базу Василий Широков попал в госпиталь. Там он узнал, что за проявленный героизм представлен к награде - ордену Красной Звезды. Но, как часто бывало в военное время, наградные документы где-то затерялись.

14-й боевой поход (11 суток). 6 февраля 1944 года в 19.45 Щ-216 вышла из Батуми на позицию в район северо-западнее мыса Тарханкут (полуостров Крым). Утром 9 февраля прибыла на позицию. 10 февраля обнаружила конвой в составе двух транспортов в охранении двух сторожевых катеров (больших охотников). В 2.50 выпустила из надводного положения 4 торпеды веером, оснащённые неконтактными взрывателями. Они взорвались, не дойдя 100 метров до немецкого большого охотника UJ 106.

Не вернулась на базуВ дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану её возвращение ожидалось 4 марта. По мнению военно-морских специалистов, наиболее вероятными являются следующие причины трагедии. Первая: противолодочное минное поле, скрытно выставленное немцами 9 февраля в 4,5–5,5 мили юго-западнее мыса Тарханкут.

Вторая: атака кораблей противника. По немецким данным, утром 17 февраля большие охотники UJ 103 и UJ 106 искали отставшую от конвоя быстроходную десантную баржу, когда внезапно увидели торпедный след. Корабли сумели уклониться от торпеды и начали гидроакустический поиск, ими было сброшено на предполагаемую цель несколько десятков глубинных бомб. Вскоре на поверхности моря появилось большое масляное пятно, всплыли деревянные обломки, пустые сигаретные пачки, обрывки одежды и книги.

17 февраля в 11.15 лодка Щ-209, находившаяся на соседней позиции (в 18 милях западнее мыса Тарханкут), зафиксировала отдалённые взрывы 34 глубинных бомб…

О ходе подготовки к подъёму лодки «Красная звезда» продолжит рассказывать.
Автор: Евгений Подзоров
Первоисточник: http://www.redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. vlad_pr 3 сентября 2013 08:51
    Светлая память погибшим.
  2. albanech 3 сентября 2013 11:33
    Слава героям! Был в Крыму и не знал об этом! Спасибо автору!
    albanech
  3. Святославович 3 сентября 2013 11:38
    Люди в море по древнему поверию не причисляются к миру жывых, они находятся между жизнью и смертью. Подводники вообще по сути скорее мертвы чем живы. Героизм этих людей бесспорен, а результативность вызывает восхищение. Вечная память.
    Святославович
  4. Вадим2013 3 сентября 2013 12:06
    Светлая память погибшим подводникам. Мужественные люди подводники, у них мало бывает шансов выжить после атаки под водой. Желаю успеха в подъёме Щ-216.
  5. вася 3 сентября 2013 12:15
    Ком. ЧФ Октябрский, да и ВСЕ Командование НКВМФ начудило во время войны. В результате большинство судов погибло на СВОИХ минах. НК топило СВОИ ПЛ. ЧФ вел себя пассивно, что при отступлении в 1941, что при наступлении в 1944. БФ, немногим лучше, что вполне объясняется объективными факторами.
    Сдача Севастополя и Гибель Приморской армии целиком на руководстве ЧФ и командовании непосредственно армией.
    Армейцы хотели и хотят все свалить на Мехлиса, но он по прибытии только начал наводить порядок среди бардака.
    Виноват во всем опять Сталин. Ставка, не смотря на близость вражеских войск к Москве, не уделяла внимание Крыму.
    1. Kosatka 3 сентября 2013 13:01
      У НАС всегда найдётся виновный. Ребята подводники нашедшие свой покой на дне моря, как многие и многие другие павшие известные и неизвестные, на берегу, в воздухе и море. Выполняли свой воинский ДОЛГ. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ и СЛАВА СОВЕТСКИМ ВОЙНАМ ПОБЕДИТЕЛЯМ.

      Лодку поднимут со дна и скорей всего передадут музею ВМС Украины.(Во всяком случае в Севастопольской прессе проскакивало,и на уровне госадминистрации.) А вот что дальше сделает с ней ПРОДАЖНАЯ власть Украины , ответить очень сложно. Могут пустить на металл (в угоду фашиствующим тварям, и западу), могут втихоря спустить в не бытиё этот проект (что не раз они делали). Здесь очевидно, надо что бы РФ взяла на себя подъём ПЛ, её реставрацию , захоронение останков моряков в Новороссийске. (К сожалению Севастополь считают Русским городом, сами Севастопольцы, Крымчани и мизерная часть населения Украины и России.)
      Kosatka
      1. PKKA_BEPMAXT 23 сентября 2013 00:25
        Про Украину чушь несёш!
        PKKA_BEPMAXT
  6. Algor73 3 сентября 2013 12:21
    Как бы там не было, но лодку поднять нужно. Это же память, нужно отдать должное погибшим. Теперь уже не важно кто виноват, в лодке погибли простые солдаты-моряки, которые защищали свою Родину, выполняли приказ
    Algor73
    1. Argon 3 сентября 2013 15:04
      Сердцем разделяю мнение о подъеме лодки,захоронении героев,однако умом-с инженерной точки зрения подъем такого объекта довольно рискованная процедура и не сомненно черезвычайно затратная.Да и глубина-более 50м не шуточная,и пусть у читателей не возникают иллюзии ничего сухого там нет и уже давно,дело в том ,что лодка сама по себе являясь довольно сложным инженерным сооружением,не является полностью герметичной изначально.Множество подвижных элементов,разного рода устройств,выходят сквозь прочный корпус наружу имея свои уплотнения которые требуют ухода,прибавте сотни кабелей.Да еще после бомбежки когда общая прочность корпуса нарушенна,тут надо крепко подумать.
      1. Misantrop 23 сентября 2013 00:52
        Цитата: Argon
        ,тут надо крепко подумать.
        Думать нужно всегда, желательно - до того, как браться за дело. Кроме всего прочего, этот подъем послужит и неплохой практикой для спасательных служб флота. Тем более, что живых там нет и торопиться, спасая жизни погибающих в залитых отсеках, не нужно. Чтобы потом, как в прошлый раз, не выяснилось вдруг, что спасать НЕКОМУ и НЕЧЕМ. А обратный отсчет уже пошел...
        Misantrop
        1. stasdolgov 23 сентября 2013 01:02
          Если бы вы запланировали подъём лодки (полуразрушенной), то стали бы вырывать из неё пушку с фрагментом палубы и ещё шестнадцать "фрагментов" (как сказали в новостях) от рубки и корпуса? Кстати на берегу пушка уже без куска палубы лежала.
  7. ivanovbg 3 сентября 2013 14:13
    11 августа 1941 г. на Щ-211 кап. Александр Девятко доставил к болгарскому берегу 14 болгарских коммунистов - активисты Коминтерна, которые оглавили антифашистское сопротивление в разных областях Болгарии. Щ-211 потопила нескольких крупных судов противника возле болгарского побережья. Подорвалась на мине возле м. Шабла в ноябре 1941. Место гибели подтвердено в 2002 г.
  8. tank 34 3 сентября 2013 15:47
    Лодку необходимо поднимать. Это закроет еще один пробел. Лодка должна стать музеем. Интересно, а когда будет раскрыта тайна Инкермановских штолен.
    tank 34
  9. denson06 3 сентября 2013 16:12
    Светлая память Героям-подводникам!!! hi
  10. Kosatka 3 сентября 2013 16:44
    15 сентября стартует второй этап технического обследования затонувшей советской подводной лодки Щ-216, обнаруженной в районе мыса Тарханкут. Участники операции надеются поднять на поверхность некоторые артефакты.
    Планируется, что второй этап продлится порядка 2 недель. Он организован с целью детального изучения технического состояния судна, проверки наличия торпедного и артиллерийского боезапаса.
    «По результатам этого этапа будет принято окончательное решение о возможности подъема подводной лодки. Учитывая, что это военное судно, на его борту могут быть взрывоопасные боеприпасы. Наша главная задача – обеспечить безопасную работу моряков и ученых», – отметил Могилев.
    При благоприятных погодных условиях с места крушения подлодки планируется поднять уникальные артефакты. В частности, хорошо сохранившиеся фрагменты корпуса и боевой рубки, два орудия, винты. Артефакты планируют передать в лабораторию реставрации и музеефикации Черноморского центра подводных исследований.
    Исследователи также очистят корпус субмарины от рыболовецких тралов, стальных и капроновых тросов и определят возможность проникновения в безопасные отсеки подводной лодки.
    Второй этап, как и первый, планируется осуществить при поддержке специалистов и судов Черноморского флота России.

    Kosatka
  11. biglow 3 сентября 2013 16:47
    может не стоит лодку трогать. Оставить ее как братскую могилу ...Главное что нашли место гибели .
    biglow
    1. алекс 241 3 сентября 2013 16:51
      Любая подводная лодка,гибель которой признана государством,уже является воинским захоронением.Именно из за того что гибель К-129 не была признана СССР,позволило американцам поднять носовые отсеки,печально известная операция "Дженифер"
      алекс 241
      1. sub307 3 сентября 2013 23:33
        Те же мысли посетили. "Лучше" могилы для могилы всё равно не придумать. И практика отработана - точка на карте. Главное, не без вести пропавшие.
  12. Fuzeler 3 сентября 2013 23:13
    Сколько им было, нашим подводникам? Командиру, наверное, максимум 34, замполиту столько же, командирам БЧ лет по 30-32, командирам группы максимум лет по 28, а уж матросам и старшинам.........
    ЭТО НАШИ ЛЮДИ.
  13. stasdolgov 3 сентября 2013 23:37
    О каком подъёме может идти речь?! Раздувают очередную сенсацию. выбьют денег, освоят бюджет и "с удивлением" обнаружат на лодке торпеды. После этого поднимут орудие и сделают на берегу мемориал. Всё! Ну невозможно сохранить (вначале подняв без разрушений) железо, пролежавшее на дне 70 лет! Точней можно, но бюджета Украины не хватит! И Сергей Воронов (обнаруживший лолку) не дилетант и сё это прекрасно понимает. Ему нужно ПиаРить свой Департамент подводного наследия Украины. На дне сейчас столько кораблей времён войны лежит http://www.neptun-pro.ru/Objekty.html , что если по каждому делать дешёвые сенсации бумаги не хватит. А увековечивать память погибших можно и без подъёма братских могил на поверхность (тем-более, что в Чёрном море останков моряков уже не сохранится). Поверьте старому поисковику подводнику.
  14. Sayapo 4 сентября 2013 03:53
    stasdolgov Зря вы так драматизируйте.
    Да без условно подъем подводной лодки это очень трудная и ресурсоемкая задача, но с другой стороны это опыт для подводников и престиж для всей страны. А то что бюджет распилят то это понятно(
    Хотя это может быть и общий проект как России так и Украины.
    В общем поживем - увидим, пускай еще обследуют ее лучше.
    Но все равно новость хорошая Т.к. еще 1 лодка и еще 50 человек найдены. минус еще одно темное пятно в нашей истории.
  15. stasdolgov 4 сентября 2013 07:20
    На сегодняшний день известно местоположение нескольких "щук", в пределах все того же Черного моря: Щ-204, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213. А Щ-209 совсем недавно была разрезана "на иголки" в Очакове. Она была целёхонькая и для памятника очень даже подходила!

    Ещё следует рассмотреть юридический аспект этого вопроса.
    Щ-216 принадлежала к ВМФ СССР. Правопреемником СССР является РФ, которая выступила с соответствующим заявлением. Украина себя в качестве преемника СССР никогда не позиционировала, наоборот заявляла, что являлась полигоном для советских экспериментов по голодомору и т.д. Так что претендовать на Щ-216 как на свое воинское захоронение у Украины нет никаких юридических прав.

    И ещё. Украина. не уведомив (вначале так и было и МО РФ само сделало запрос после сюжета по НТВ) российскую сторону начала обследование и более того начала РЕШАТЬ судьбу лодки! Она находится на расстоянии 22 миль от берега, т.е. далеко за пределами 12-мильной зоны украинских тервод. На сегодняшний день получено указание начальника Генштаба ВС РФ о создании рабочей группы по Щ-216. Экспедиция "Коммуны" если и будет, то не с целью поднятия ПЛ для нужд украинских музейщиков, а для обследования остова ПЛ и проведения положенных в таком случае церемоний на воинском захоронении, находящемся под юрисдикцией РФ.
    Так-что звиняйте панове!
  16. pinecone 5 сентября 2013 20:49
    Уточнение. Торпедированый подводной лодкой Щ-216 6 августа 1943г. бывший французский танкер Firuz получил у немцев наименование Friederike.
    pinecone

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня