Дальний беспилотный разведчик RQ-4 Global Hawk

25

Программа создания БПЛА RQ-4 Global Hawk стартовала в мае 1995 года, когда победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+ был объявлен проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов.
Новый беспилотник в числе прочего рассматривался как замена дальнего высотного разведчика Lockheed U-2 который эксплуатировался с 1956 года.

Фирма Teledyne Ryan уже имела опыт проектирования беспилотников. Созданные этой фирмой дальние высотные разведывательные AQM-34 Firebee хорошо зарекомендовали во Вьетнаме, было построено несколько сотен этих дронов.
В 1999 году фирма была поглощена Northrop Grumman и стала её структурным подразделением.



RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна.

Дальний беспилотный разведчик RQ-4 Global Hawk


Это позволило создать тонкое лёгкое и прочное крыло большого удлинения. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров.
V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов. Размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина — 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров.
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», Global Hawk может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно.

Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года, с авиабазы ВВС США Edwards.
В первом полёте была достигнута высота 9750 метров, при скорости 280 км/ч. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 0,5 метра.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk на авиабазе Edwards


Первые 7 построенных аппаратов создавались в рамках программы "Демонстрации передовых технологий" (ACTD), и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk осуществлялось параллельно с непрекращающейся доработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА первой серийной модификации Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.
Далее в рамках модели RQ-4В появились:
Block 20 — на нём увеличены грузоподъемность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль.
Block 30 — доработанный вариант, официально принят на вооружение ВВС США в августе 2011 года.
Block 40 — совершивший первый полёт 16 ноября 2009 года. Основным отличием от предыдущих модификаций Block 20/30 является мультиплатформенный радар MP-RTIP.
Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$). К настоящему времени собраны около 40 беспилотников всех модификаций.

БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon, он предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме, съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Используя «эффект Доплера» радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м). Электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел ). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.

Global Hawk и его блок ЭО/ИК датчиков


Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Комбинированная дневная /ночная инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи SATCOM, диаметр антенны 1.22 метра. По радиоканалу диапазона UHF в пределах прямой видимости, можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. Пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Global Hawk интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Он подключен к системам: Объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и Глобальная система командования и управления (GCCS). Полученные изображения могут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА используются для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач.
БПЛА без применения стелс-технологий должен иметь достаточно высокую выживаемость. Для обеспечения этого Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и станциями постановки помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может в среднем совершить более чем 200 боевых вылетов, если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий).

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.



БПЛА RQ-4 Global Hawk использовались в ходе боевых операций в Афганистане, Ираке и Ливии. Скорей всего они будут применены в ходе операции против Сирии.
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.


Спутниковый снимок Google Earth: Global Hawk и самолёты разведчики U-2 на авиабазе Baele

На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.

Кроме военных разведывательных задач RQ-4 Global Hawk активно используется для мониторинга окружающей среды в научных целях.
Несколько машин используются НАСА в Дрейденском научном центре для исследовательских высотных полётов. БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан.



В августе, сентябре 2010 года один из аппаратов участвовал в программе НАСА "Возникновение и быстрое усиление" (Genesis and Rapid Intensification Program), в рамках исследований атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазона, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд.
Беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.

При ликвидации последствий стихийных бедствий совершались полёты над территорией США для оценки ущерба от урагана Ike и Калифорнийских пожаров.


Фотография пожаров, сделанная " Глобал Хоук " ВМС США в Северной Калифорнии, 2008 году.


Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.
Германия для замены устаревшего патрульного самолёта Breguet Atlantic выбрала RQ-4B , окрестив его Euro Hawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях.



Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Канада планирует заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Для работы в Арктике, в условиях экстремально низких температур специалистами Northrop Grumman создана модификация Polar Hawk.

Кроме того ведутся переговоры о поставках с Австралией, Испанией и Японией. Потенциальным покупателем является также Индия.

По материалам:
http://www.northropgrumman.com/capabilities/globalhawk/Pages/default.aspx
http://warinform.ru/News-view-354.html
http://airspot.ru/catalogue/item/ryan-rq-4-global-hawk
http://tech-life.org/arms/86-rq-4-global-hawk
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    9 сентября 2013 08:52
    Да-а-а...Очень полезный аппарат...И такие возможности дает.При глобальном сборе естественно нужен инструмент воздействия.Можно сделать вывод о том,когда американцы задумали собирать информацию из сотовой сети, интернета...
    Наши военные имеют уникальную возможность миновать многие месяцы разработок,проб и ошибок-и сразу воспользоваться мировым опытом,анализируя его и выбирая лучшее...
    1. S-200
      -1
      9 сентября 2013 11:21
      Цитата: mirag2
      Наши военные имеют уникальную возможность миновать многие месяцы разработок,проб и ошибок-и сразу воспользоваться мировым опытом,анализируя его и выбирая лучшее...

      на платформе Т-50 тоже неплохой боевой БПЛА получится.
  2. Асан Ата
    -15
    9 сентября 2013 09:20
    Хорошая цель для 200-го за 100 млн. долларов.
    1. +7
      9 сентября 2013 10:14
      Как отмечается в статье, каждый полёт RQ-4 Global Hawk тщательно планируется. А скрытно перебазировать полустационарный ЗРК С-200 достаточно проблематично. Кроме того, на беспилотнике имеется неплохой комплекс РЭБ.
      1. S-200
        +3
        9 сентября 2013 11:45
        Так-то воздушные цели, в-начале, пытаются перехватить ИА....
        И дальность, и высота перехвата ИА поболее многих ЗРВ-шных комплексов..
        Пока как-то "не принято" ЗРК гоняться за воздушными целями на колёсах (гусеницах)... wassat
        Если цель входит в зону поражения группировки ЗРК, то исходя из параметров её движения (полёта) происходит её целераспределение тем видам ЗРК, которые способны её обстрелять...
        Имея заявленный потолок - 19000 м ,невысокую скорость полёта, программируемый маршрут, слабо-манёвренную траекторию полёта БПЛА RQ-4 Global Hawk могут обстрелять,начиная, от С-125"Печора" и "Бук" последних модификац., С-300, С-200, и заканчивая С-350"Витязь", С-400...
      2. beard999
        0
        9 сентября 2013 18:05
        Цитата: Bongo
        на беспилотнике имеется неплохой комплекс РЭБ

        Вообще то, этот «неплохой комплекс РЭБ» состоит всего лишь из системы AN/ALR-89RWR которая имеет датчики лазерного и радиолокационного облучения, а так же может комплектоваться устройством выброса пассивных ловушек. Собственно вот и весь «РЭБ». Буксируемый ПП AN/ALE-50 на RQ-4 так и не внедрили. По любому, все это не является сколь-нибудь надежной защитой от ЗРС средней и большой дальности, и тем более от боевой авиации. Кроме того, при ведение разведки с помощью SAR/MTI сам RQ-4 «светится» как рождественская елка - идеальная цель для наземных станций РТР и РЭБ (например 1РЛ257 «Красуха-4»). Так что кроме «тщательного планирования» полетного задания, никакой другой надежной защиты у RQ-4 нет. Т.е. по сути, «Global Hawk» может вести разведку только там, где более-менее серьезное ПВО и боевая авиация, у противника напрочь отсутствуют.
        1. +5
          10 сентября 2013 04:28
          Имеющихся средств вполне достаточно для противодействия комплексов первого поколения.Тем более, что значительная их часть уничтожена или выведена из строя. А у более современных из имеющихся, недостаточные хорактеристики по дальности и высотности.RQ-4 конечно «светится», но не в диапазоне средств обнаружения и наведения. Или вы возьмётесь утверждать обратное ?
          Давайте исходить из того, что есть у Сирии.1РЛ257 «Красуха-4» там имеется ?
          В любом случае,у «Global Hawk» возможности выживания по меньшей мере не хуже, чем у разведывательного Lockheed U-2 для замены которого он предназначен.
  3. sven27
    +5
    9 сентября 2013 09:37
    И выглядит очень круто!
    1. +3
      9 сентября 2013 10:02
      Да Птичка и правда симпотичная))
  4. +9
    9 сентября 2013 10:07
    Время огромных неповоротливых армий уходит.....сейчас идет тенденция в сторону мобильных, отлично оснашенных и подготовленных подразделений, способных выполнять боевые задачи в любой точке мира с коротким периодом развертования. Для таких подразделений БПЛА вещь необходимая
    1. sven27
      0
      9 сентября 2013 10:35
      Сделайте как-нибудь картинку кликабельной, а то ничего не видно)
      1. Комментарий был удален.
  5. +1
    9 сентября 2013 11:45
    А еще была RQ-3 DarkStar, интересно не продали технологии?
  6. +5
    9 сентября 2013 15:49
    "Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна."...если не ошибаюсь... даже для своих Дримов все это заказывается в России. Возьмем за основу М-55 ("ГЕОФИЗИКА")... переработаем... конечно не то же но приблизительно удаленное получим с ходу.
    1. +4
      9 сентября 2013 16:35
      Дело не толко в планере, но и в начинке.
      По поводу заказов коплектующих в России для производства RQ-4 Global Hawk можно поподробней ?
      1. Kir
        +1
        10 сентября 2013 18:36
        Поподробней можно взгляните кто является "законодателем мод" на рынке Углеволокон -Россия и это ещё со времён СССР так, тут главное политика они втихую покупают особо не афишируя, а наши прости господи с чуть-ли не поросячим визгом орут о закупке западенских технологий вчерашнего если только не позавчерашнего дня, и ещё часто закардонники просят не клеймить изделия ( из опыта на часовом знаю) и не афишировать сделки да и к тому-же в отличии от наших берут лучшее.

        Кстати сказать если по уму то обрушить птичек можно не поставляя материалы, ну конечно при наличии политической воли одних и патриотизма других.
  7. +7
    9 сентября 2013 16:39
    Обидно, что советские ВВС в 70-80 е годы по беспилотникам могли супостатам хорошую фору дать. А в смурные времена здорово отстали. Вот этот аппарат я видел в авиамузее в Киеве как память о тех временах stop
  8. -4
    9 сентября 2013 18:45
    Заинтересованность в приобретении Global Hawk выразили некоторые союзники США.


    Какие-ж наивные ети германцы и прочие союзники США. Сегодня янки плодали им беспилотную игрышку за уйму денет, а завтра перехватят управление аппарата и вернут его к себе. Пусть доверчивые союзники потом ищут ветра в поле.
    1. +4
      9 сентября 2013 20:37
      Если такое и произойдет,то скорее с беспилотниками,закупленными нами в Израиле.
    2. Валентин
      +4
      9 сентября 2013 20:39
      Судя по всему,они купили только планер. Начинка там немецкая EADS
    3. -1
      9 сентября 2013 21:59
      Кидалово приветствуется только в России.
  9. de Bouillon
    +2
    9 сентября 2013 21:24
    Цитата: S-200
    Так-то воздушные цели, в-начале, пытаются перехватить ИА....
    И дальность, и высота перехвата ИА поболее многих ЗРВ-шных комплексов..
    Пока как-то "не принято" ЗРК гоняться за воздушными целями на колёсах (гусеницах)... wassat
    Если цель входит в зону поражения группировки ЗРК, то исходя из параметров её движения (полёта) происходит её целераспределение тем видам ЗРК, которые способны её обстрелять...
    Имея заявленный потолок - 19000 м ,невысокую скорость полёта, программируемый маршрут, слабо-манёвренную траекторию полёта БПЛА RQ-4 Global Hawk могут обстрелять,начиная, от С-125"Печора" и "Бук" последних модификац., С-300, С-200, и заканчивая С-350"Витязь", С-400...



    что что?? вы с чего взяли, что в нынешнее время высотные разведчики летают над местом разведки??

    Global Hawk может находится на удалении до 200км!! Так, что все эти ваши системы не идеальный вариант. Даже С-300ПМУ1 гарантий не даст, что может достать данный БПЛА
  10. +2
    9 сентября 2013 23:40
    ну я слышал что ,в России тоже велись работы по разработке БЛПА.пустили на это 5 миллиардов,потом дела резко свернули и купили лизенцию на впуск израильских "скайлайк"
    1. 0
      22 сентября 2013 10:15
      Цитата: одинокий
      ну я слышал что ,в России тоже велись работы по разработке БЛПА.пустили на это 5 миллиардов,потом дела резко свернули и купили лизенцию на впуск израильских "скайлайк"

      Ага, велись, при Сердюкове. На это дело могли и 10 миллиардов выделить, с таким же успехом. К примеру, в самом конце года дать, а через месяц забрать как не освоенные (как уже делалось).
  11. +2
    9 сентября 2013 23:43
    Цитата: Витольд
    Кидалово приветствуется только в России.


    Да, да! Мы верим тебе, Каа!
  12. -3
    9 сентября 2013 23:48
    Цитата: de Bouillon
    Даже С-300ПМУ1 гарантий не даст, что может достать данный БПЛА


    Нафиг боеприпасы тратить. Покрасуется одна машинка,он и за 200 км охотно в штопор войдёт прямо над местом, где летал. Не надо и обломки будет убирать
  13. Комментарий был удален.
  14. samolet il-76
    0
    12 декабря 2013 12:31
    У России есть тоже БПЛА. Например Т23Э.
  15. +4
    2 апреля 2014 14:34
    Ну да, есть. Сравнил орла с мухой. smile
  16. -1
    16 ноября 2014 14:36
    Похоже пригодился этот аппарат на Украине. Для наводки на малазийский Боинг.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»