Military Review

How to use chemical weapons

21
Chemical weapon (CW) possesses large enough history. For the first time it was used in the defense of Sevastopol in the XIX century. Then the British used special bombs, which the Russian soldiers called sufficiently capacious - “stinking”. However, the widespread use of chemical weapons occurred during the First World War. Sometimes it is even called the "war of the chemists." At the same time, of the large states, Russia began to produce CW last, only after it suffered losses from it. For example, during the famous defense of the Osovets fortress, which went down in history as the “attack of the dead”. During the storming of the fortress, the Germans used a blast gas mustard gas.


After the end of World War I, CW was banned. However, it is widely used Spain in Morocco, Japan against China and Italy in Ethiopia. In World War II, chemical weapons were not used, but it was during these years that new models of chemical weapons of the second generation were created in Germany — nerve-paralytic — sarin, soman, herd. All of them were a priority of fascist Germany. However, during the war Hitler did not dare to use chemical weapons, the Fuhrer was not sure how Stalin could answer this.

But already in the second half of the last century, the title of champion in the development and use of chemical weapons passed to the United States. During the Vietnam War, Americans sprayed millions of tons of poison in the air under the designation Agent Orange, which still infect large areas of the country, and children are born with congenital mutations. The Americans used XO in Iraq, during the storming of Fallujah, they used white phosphorus, which is prohibited by international conventions. White phosphorus is a substance that, when exposed to open skin, causes burns to the bones. Upon receipt of such burns a person dies a painful death. At the same time, if with normal burns with 15% damage to the surface of the human body it is quite possible to save, then with damage with white phosphorus - no.

How to use chemical weapons

Later, White House officials lied about not using white phosphorus in the attack on Fallujah. However, under the weight of evidence, they still had to admit this fact. As a result, after a few years they even apologized, but only for deception, and not for the use of prohibited chemicals. At present, Russia, as a member of the Convention on the Prohibition of CW, continues to eliminate even the Soviet arsenals of chemical weapons. The elimination process continues in the United States. The elimination of chemical weapons is a very complex process that requires great precaution.

The problem of the disposal of chemical weapons has acquired great importance in the framework of the agreement between Russia and the United States on the elimination of chemical weapons in Syria. Countries will control this process together. At the same time, it is planned to destroy the Syrian chemical weapons already in 2014. However, there are still questions about how much money and how it will happen. Russian Foreign Minister Sergey Lavrov spoke well at the expense of money for recycling: "If there is a group of countries willing to spend money on war, then there will surely be those who will be willing to pay for a peaceful resolution of the conflict."

The main methods of disposal of chemical weapons

The significance and importance of the problem of the disposal of chemical weapons attract the attention of many specialists working in various fields of science, which is expressed in a large number of methods for the destruction of chemical weapons. At the same time, experts identify 3 of the main groups of utilization methods: thermal, chemical and biological.


1. Chemical methods of utilization of CW are based on their reactions with various chemical reagents, as a result of which non-toxic products are formed. For example, alkaline hydrolysis. The hydrolysis of XO in special aqueous solutions of alkalis proceeds with the formation of methyl alkylphosphoric acid salt, which is not a toxic compound. Since hydrolysis proceeds rather slowly in a weakly alkaline and neutral medium, this method can only be used for detoxifying toxic substances in the laboratory.

Oxidative chlorination. In this method, chlorine, sodium and calcium hypochlorite, and hydrogen peroxide are used as an oxidizing agent. Due to the high reactivity of these substances, the decomposition of chemical substances may be accompanied by an explosion, therefore, these reactions with toxic substances can be carried out in suspensions or aqueous solutions. Direct chlorination of VX type substance solutions is also possible. The completeness of the destruction of agents with this method is 99,99%.

Alcoholysis can also be used. This method of CW recycling is based on the interaction of chemical agents with various alcohols and their derivatives. For the disposal of chemical weapons are most suitable monoethanol.

2. Thermal methods of utilization of CW imply the use of thermal effects on toxic substances. Such methods can be applied, both with preliminary demilitarization of chemical ammunition, and without it. The process of burning chemical agents in a special mixture with heavy liquid fuel is today one of the easiest ways to dispose of chemical weapons. Studies conducted in laboratory conditions clearly demonstrate that the process of combusting XO involves a very high degree of their destruction, as well as a very high efficiency of absorption of toxic waste gases.


The thermal method also involves the utilization of CW in the molten salt. With this method, the OM to be disposed of is burned in the melt of a mixture of alkali metal salts. The laboratory facility, which is designed to incinerate chemical weapons in molten salts, includes the 4 element: a furnace, a combustion chamber, a combat material supply system and an exhaust gas monitoring system. The mixture of chemical agents with compressed air enters the bottom of the combustion chamber through an aluminum pipe, where the chemical reaction of the chemical agents takes place with the molten salts. Completeness of destruction of agents with this method is 99,99%.

The thermal destruction of chemical weapons in ammunition consists in decomposing chemical agents in a confined space without access to oxygen. Thermal destruction can be used to destroy chemical agents directly in ammunition, which have a significant margin of safety in relation to internal pressure. When chemical munitions are heated to high 150˚C temperatures, the internal pressure increases significantly as a result of the thermal expansion of the chemicals.

Upon further heating of the ammunition to temperatures above 200˚С, the internal pressure in them reaches the limit values ​​and depressurization of the ammunition case is carried out, which is accompanied by the release of gaseous products ranging from 30% to 40% of the initial volume of the substance. The resulting gaseous products are used for further thermal decomposition, which is carried out on a catalyst heated to 500 доC, after which the gases are fed to an alkaline scrubber. The further process of heating the ammunition casing ensures their complete neutralization. Depending on the duration and rate of heating, the degree of destruction of chemically hazardous substances from 90% to 99% can be achieved.

3. Biological method of disposal of chemical weapons. Abroad, an assessment was made of the possibility of using microorganisms for the disposal of toxic substances. In 1946, a special enzyme was even discovered, which was designated as DFF (diisopropyl fluorophosphate). Given the availability of industrial production, the direction using biological methods can be considered promising.


Comparative methodology shows that each method has its own advantages and disadvantages. For example, methods for the destruction of chemical waste using dilute alkalis, gaseous chlorine are associated with the release of a large volume of wastewater and corrosive media, which, in turn, leads to a significant increase in financial costs. These methods are not recommended for large-scale disposal.

Along with this, the method of direct combustion of organic substances has several advantages. This is the shortest way to dispose of chemical waste with a minimum amount of waste. However, the burning of chemicals is accompanied by the formation of vapors and aerosols, in case of accidents at the facility, the release of these substances into the atmosphere is possible. In addition, the combustion process is accompanied by such undesirable factors as work on contaminated equipment and the supply of CW to the furnace by a pump under pressure.

The safest disposal method is thermal decomposition directly in the munitions themselves, without prior demilitarization. But this method can be used only with small ammunition, the mass of toxic substances in which does not exceed 10 kg. The method of burning chemical weapons with alkali metal salts is rather complicated in terms of apparatus, and the biological method, although promising, is not well understood.

Recycling process in Russia

Russia received about 40 thousand tons of chemical weapons stockpiles from the USSR (in the USA 31,5 thousand tons), most of the Soviet chemical weapons were represented by the following substances: mustard gas, lewisite, a mixture of lewisite-mustard (HL), Soman, Zarin and VX. Russia, as a signatory to the Convention on the Elimination of Chemical Weapons, is actively destroying it. By 2013, it was possible to eliminate about 70% of the entire Russian CW.


For these purposes, special enterprises were built in our country: Gorny village (Saratov region, recycling completed in 7 year), Kambarka city (Udmurt Republic, recycling completed in 2012 year), Kez village (Udmurt Republic, under construction), village Maradykovo (Kirov Oblast, valid from 2012 of the year), Shchuchye (Kurgan Oblast, effective from 2006 of the year), Leonidovka village (Penza Oblast, valid from 2009 of the year), Pochep (Bryansk Oblast, valid from 2008 of the year).

Currently, Europe’s largest chemical liquidation plant operates in the Bryansk city of Pochepe. The plant operates around the clock. Day and night, 3 fully automatic lines produce, in technical terms, “discharging ammunition” of various calibers. Everyone who goes to his shop, puts on a special hermetic suits. These suits are absolutely safe, but you can stay in the workshops of the workers in no more than 4 hours.

Sergei Uvarov, who is the head of the special ammunition storage department, says that depending on the caliber, the bombs store up to 270 kg. chemical reagents, in order to dispose of such an ammunition, it takes 5 minutes. The main profile of the enterprise in Pochep is recycling aviation bombs loaded with Soman, Sarin and VX. All these substances are the strongest toxins that can block the impulses of the human nervous system and lead to complete muscle paralysis and respiratory arrest. For this reason, the entire ammunition disposal process takes place inside fully sealed automated stations. People are only engaged in monitoring their work.

First, the ammunition goes through a weighing procedure, after which it is sent to a sealed chamber, in which an operation is performed on puncturing the hull and removing the OM from it. In the event of a possible leak (for the whole time there was not one), on the territory of the enterprise constant monitoring of dozens of different parameters is carried out, and the personnel working here are undergoing special training. However, before people get into the danger zone, the PW will be neutralized.


From the central control station, automated control over the course of CW destruction is conducted. Here are the workstations of operators. After the poisonous substance was neutralized with the help of special reagents, and the shells of ammunition went to the kiln, the resulting low-toxic mass is fed to the final stage of thermal neutralization.

In huge furnaces, with the help of burning natural gas, a temperature of the order of 1200 degrees is maintained. Under the influence of such a temperature, the incoming masses are decomposed into sludge and flue gases. Russia is ready to use its experience in destroying chemical agents in Syria today. At the enterprise in Pochep, they are assured that they are able to dispose of the Syrian chemical weapons in any conditions. The experience gained here makes it possible to adjust the process of CW destruction in a matter of days. At the same time, if there is a political solution, it will be possible to eliminate Syrian chemical weapons stocks at Russian sites.

The complete elimination of the Russian chemical weapons arsenal should end in 2015, in the year of the centennial of the world's first large-scale combat use of chemical weapons. After that, the company will be redeveloped for civilian use. As a result, practically nothing will remind him of his past, and only a white substance, similar to chalk, will remain from the chemical agent. The entire process of processing highly toxic poisons into this substance safe for people takes 3 hours.

Information sources:
-http: //www.vesti.ru/doc.html? id = 1130018
-http: //www.techros.ru/text/2745
-http: //lenta.ru/news/2013/01/31/chemistry
-http: //ru.wikipedia.org
Author:
21 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Apollo
    Apollo 23 September 2013 08: 58
    +5
    stock footage in the topic
  2. Agent 008
    Agent 008 23 September 2013 10: 49
    +5
    Special respect for these guys in chemical protection suits ... Thank you so much for doing such a dangerous and necessary job!
  3. Asan Ata
    Asan Ata 23 September 2013 10: 55
    +1
    Thanks for the good coverage of the topic. I wonder how the rate of destruction of Russian stockpiles of OM is correlated with the rate of destruction of US and other (NATO) stockpiles of OM And would it be more correct to build a plant directly in Syria than to bring this dregs to Russia?
  4. 31231
    31231 23 September 2013 11: 04
    0
    I read the article and you can go to serve in the Russian Chemistry Base. Thanks to the author.
  5. chunga-changa
    chunga-changa 23 September 2013 11: 18
    +2
    The question is well opened, thanks for the article.
  6. Geisenberg
    Geisenberg 23 September 2013 13: 34
    0
    Pochep, I was born there :-) ... there are no words to convey what a beautiful place it is. Uniquely beautiful ...
  7. Ivanovich47
    Ivanovich47 23 September 2013 14: 28
    0
    Responsible and dangerous work - destruction of chemical weapons. The Americans also "distinguished themselves" here, using XO against Iraq. But the loudest shouted about the use of chemical weapons by the Syrians. The highest hypocrisy. But we are already used to it. Judging by the article, Russia has vast experience in the destruction of chemical weapons. Therefore, with sufficient funding (by the international community), Russian factories can destroy the Syrian "chemistry".
    1. clidon
      clidon 23 September 2013 17: 59
      0
      The Americans did not use CW against Iraq.
      1. Firstvanguard
        Firstvanguard 24 September 2013 07: 18
        +2
        Tell it to the people of Fallujah.
      2. Firstvanguard
        Firstvanguard 24 September 2013 08: 02
        0

        Maybe they will tell you something interesting.
        1. clidon
          clidon 24 September 2013 15: 58
          +2
          Is this how a person looks after using chemical weapons? And what kind of XO was used in Fallujah? Is phosphorus white? Which has absolutely nothing to do with XO?
          1. Firstvanguard
            Firstvanguard 25 September 2013 06: 13
            -1
            He probably refers to hygiene products ..
            1. clidon
              clidon 25 September 2013 15: 46
              +3
              No, it refers to incendiary weapons, which we also use wherever we wish. I repeat the question where is XO?
  8. Kuzkin Batyan
    Kuzkin Batyan 23 September 2013 15: 08
    0
    We get rid of chemical weapons, but what about bacteriological weapons? It seems that I heard that he was fucked up in Russia, and they advanced to the first place in the production of such weapons. And still it is not known how they euthanized people and terrorists in the north ost.
    1. clidon
      clidon 23 September 2013 18: 06
      0
      Russia signed a convention banning the development, production and stockpiling of bacteriological (biological) and toxin weapons and on their destruction in 1972. Only the development of methods to counter this weapon is permitted.
  9. slacker
    slacker 23 September 2013 16: 08
    0
    US President George W. Bush must appear before the International Tribunal for war crimes, in particular for the use of chemical weapons by the Americans in Iraq.
    1. clidon
      clidon 23 September 2013 18: 08
      0
      There were no cases of the use of chemical warfare by the Americans. They themselves (and the Iraqis, but who worried in the 90s) suffered from microdoses of toxic substances after the coalition bombed Saddam's chemical arsenals. However, cases of intentional use of chemical weapons by Iraqis have not been recorded.
      1. Firstvanguard
        Firstvanguard 24 September 2013 07: 22
        0
        Yes, yes, it's just just an allergy to the tyranny of the dictatorial regime in the population escalated.
        1. clidon
          clidon 24 September 2013 16: 01
          0
          Do not jerk, but rather read something on the topic.
  10. CHIM SMOKE
    CHIM SMOKE 23 September 2013 16: 34
    +2
    And how long has IPRIT become gas? The poisonous substance IPRIT is a liquid of dark yellow, brown color, with a characteristic smell of garlic, sometimes fish. The article verbatim the story from the video report below, and it accurately says and says that the Germans used chlorine in a mixture with bromine !!! The mustard gas becomes gaseous only upon evaporation from the underlying surface. Wikipedia and the Internet to help you!
    Thanks to the specialist soldiers of the RHB Defense Forces! RHB Defense Forces
  11. s9883300
    s9883300 23 September 2013 17: 16
    -1
    Quote: Kuzkin Batyan
    And still it is not known how they euthanized people and terrorists in the north ost.

    it's all chemistry and not bacteriological (biological) weapons.
    Quote: 31231
    I read the article and you can go to serve in the Russian Chemistry Base. Thanks to the author.

    yeah, it’s so cool there, you don’t get out of the OZK and gas mask at any time of the year
    1. SHILO
      SHILO 23 September 2013 21: 51
      +2
      s9883300
      Quote: 31231
      I read the article and you can go to serve in the Russian Chemistry Base. Thanks to the author.

      yeah, it’s so cool there, you don’t get out of the OZK and gas mask at any time of the year


      Yes Seryozhenka is not lordly this is OZK’s business. Go to the kitchen - mommy pretzels will give out a sweet one - my yachting one, and then to the office a warm, air-conditioned, banging around with the same kids about an iPhone - a Schmeitphone! No.

Как утилизируется химическое оружие

Химическое оружие (ХО) обладает достаточно большой историей. Впервые оно было применено еще при обороне Севастополя в XIX веке. Тогда англичане использовали особые бомбы, которые русские солдаты прозвали достаточно ёмко – «вонючими». Однако широкое применение химического оружия произошло во время Первой мировой войны. Иногда ее даже называют «войной химиков». При этом из крупных государств Россия стала производить ХО последней, лишь после того, как понесла от него потери. К примеру, во время знаменитой обороны крепости Осовец, вошедшей в историю «атакой мертвецов». При штурме крепости немцы использовали кожно-нарывной газ иприт.

После окончания Первой мировой войны ХО было запрещено. Однако его достаточно широко использовала Испания в Марокко, Япония против Китая и Италия в Эфиопии. Во Второй мировой войне химическое оружие не применялось, но именно в эти годы в Германии были созданы образцы ХО нового уже второго поколения – нервнопаралитические – зарин, зоман, табун. Все они были приоритетом фашистской Германии. Однако Гитлер в ходе войны все-таки не решился использовать химическое оружие, фюрер не был уверен в том, чем на это сможет ответить Сталин.

Зато уже во второй половине прошлого века звание чемпиона по разработкам и использованию химического оружия перешло к США. Во время войны во Вьетнаме американцы распылили в воздухе миллионы тонн яда под обозначением Agent Orange, которым до сих пор заражены большие территории страны, а дети рождаются с врожденными мутациями. Использовали американцы ХО и в Ираке, во время штурма Эль-Фаллуджи они применяли белый фосфор, который запрещен международными конвенциями. Белый фосфор представляет собой вещество, которое попадая на открытые участки кожи, вызывает ожоги до костей. При получении таких ожогов человек погибает мучительной смертью. При этом, если при обычных ожогах при 15% поражении поверхности тела человека вполне можно спасти, то при поражении белым фосфором – нет.


Как утилизируется химическое оружие

Позже официальные представители Белого дома врали о том, что не использовали при штурме Эль-Фаллуджи белый фосфор. Однако под грузом доказательств им все же пришлось признать данный факт. В итоге через несколько лет они даже извинились, но только за обман, а не за использование запрещенных химических веществ. В настоящее время Россия как член Конвенции о запрете ХО продолжает ликвидировать еще советские арсеналы химоружия. Процесс ликвидации продолжается и в США. Ликвидация химического оружия – это очень сложный процесс, который требует большой предосторожности.

Проблема утилизации ХО приобрела большое значение в рамках договоренности России и США по ликвидации химического оружия Сирии. Страны будут контролировать данный процесс совместно. При этом уничтожить сирийское химоружие планируется уже в 2014 году. Однако до сих пор существуют вопросы, на какие деньги и как это будет происходить. На счет денежных средств на утилизацию хорошо высказался глава МИД России Сергей Лавров: «Если нашлась группа стран, готовых тратить деньги на войну, то, наверняка, найдутся и такие, кто будет готов заплатить за мирное разрешение конфликта».

Основные методы утилизации химического оружия

Значение и важность проблемы утилизации ХО привлекают внимание многих специалистов, работающих в различных областях науки, что выражается в большом количестве методик по уничтожению химического оружия. При этом специалисты выделяют 3 основных группы методов утилизации: термические, химические и биологические.

Как утилизируется химическое оружие

1. Химические методы утилизации ХО основаны на реакциях их с различными химическими реагентами, в результате которых образуются нетоксичные продукты. К примеру, щелочной гидролиз. Гидролиз ХО в специальных водных растворах щелочей протекает с образованием соли метилалкилфосфорной кислоты, которая не является токсичным соединением. Так как в слабощелочной и нейтральной среде гидролиз протекает достаточно медленно, данный способ можно применять только для детоксикации отравляющих веществ в лабораторных условиях.

Окислительное хлорирование. При данном методе в роли окислителя применяют хлор, гипохлорит натрия и кальция, пероксид водорода. Из-за высокой реакционной способности данных веществ, разложение химических веществ может сопровождаться взрывом, поэтому данные реакции с отравляющими веществами можно проводить в суспензиях или водных растворах. Также возможно прямое хлорирование растворов веществ типа VХ. Полнота уничтожения ОВ составляет при этом методе 99,99%.

Также может применяться алкоголиз. Данный метод утилизации ХО основывается на взаимодействии ОВ с различными спиртами и их производными. Для утилизации химического оружия больше всего подходят моноэтанолы.

2. Термические методы утилизации ХО предполагают использование теплового воздействия на отравляющие вещества. Такие методы могут применяться, как с предварительным расснаряжением химических боеприпасов, так и без него. Процесс сжигания ОВ в специальной смеси с тяжелым жидким топливом – это на сегодняшний день один из самых простых способов утилизации химического оружия. Проведенные в лабораторных условиях исследования наглядно демонстрируют, что процесс сжигания ХО предполагает очень высокую степень их разрушения, а также очень высокую эффективность поглощения отходящих токсичных газов.

Как утилизируется химическое оружие

Термический метод также предполагает утилизацию ХО в расплаве солей. При таком методе ОВ, подлежащее утилизации, сжигаются в расплаве смеси солей щелочных металлов. Лабораторная установка, которая предназначена для сжигания химического оружия в расплаве солей, включает в себя 4 элемента: печь, камеру сгорания, систему подачи боевого вещества и систему контроля отходящих газов. Смесь ОВ вместе со сжатым воздухом поступает на дно камеры сгорания по алюминиевой трубе, где происходит реакция взаимодействия ОВ с расплавленными солями. Полнота уничтожения ОВ при этом методе составляет 99,99%.

Термическое уничтожение химического оружия в боеприпасах заключается в разложении ОВ в замкнутом пространстве без доступа к нему кислорода. Термодеструкция может использоваться для уничтожения ОВ прямо в боеприпасах, которые обладают существенным запасом прочности по отношению к внутреннему давлению. При нагревании химических боеприпасов до высоких температур 150˚С в них значительно увеличивается внутреннее давление в результате термического расширения химических веществ.

При дальнейшем нагревании боеприпасов до температур выше 200˚С внутреннее давление в них достигает предельных значений и осуществляется разгерметизация корпуса боеприпасов, которая сопровождается выбросом газообразных продуктов, составляющих от 30% до 40% от исходного объема вещества. При этом образовавшиеся газообразные продукты используются для дальнейшего термического разложения, которое осуществляется на нагретом до 500˚С катализаторе, после чего газы поступают на щелочной скруббер. Дальнейший процесс нагревания корпуса боеприпасов обеспечивает их полное обезвреживание. В зависимости от длительности и скорости нагревания можно достичь степени уничтожения химически опасных веществ от 90% до 99%.

3. Биологический метод утилизации химоружия. За границей осуществлялась оценка возможности применения микроорганизмов для утилизации токсичных веществ. В 1946 году даже был обнаружен особый фермент, который получил обозначение ДФФ (диизопропилфторфосфат). Учитывая доступность промышленного производства, направление с использованием биологических методов можно считать перспективным.

Как утилизируется химическое оружие

Сравнительная методика показывает, что каждый из методов имеет как свои плюсы, так и недостатки. Так, например, методы уничтожения ХО с помощью разбавленных щелочей, газообразного хлора сопряжены с выделением большого объема сточных вод и коррозионных сред, что, в свою очередь, ведет к существенному росту финансовых затрат. Данные методы не рекомендуются для масштабной утилизации.

Наряду с этим метод прямого сжигания ОВ обладает рядом преимуществ. Это самый короткий путь утилизации ХО с минимальным объемом отходов. Однако сжигание химических веществ сопровождается образованием паров и аэрозолей, в случае аварий на объекте возможен выброс данных веществ в атмосферу. Помимо этого процесс сжигания сопровождается таким нежелательными факторами, как работа на зараженном оборудовании и подача ХО в печь насосом под давлением.

Самым безопасным методом утилизации является термическое разложение непосредственно в самих боеприпасах, без их предварительного расснаряжения. Но данный метод можно использовать лишь с небольшими боеприпасами, масса отравляющих веществ в которых не превышает 10 кг. Метод сжигания химического оружия с помощью солей щелочных металлов довольно сложен в аппаратном отношении, а биологический метод, хотя и перспективен, но недостаточно изучен.

Процесс утилизации в России

России от СССР досталось порядка 40 тысяч тонн запасов химического оружия (в США – 31,5 тысяч тонн), большая часть советского ХО была представлена следующими веществами: иприт, люизит, смесь люизит-иприт (HL), Зоман, Зарин и VX. Россия как страна, подписавшая конвенцию о ликвидации химического оружия, активно его уничтожает. К 2013 году удалось ликвидировать около 70% всего российского ХО.

Как утилизируется химическое оружие

Для этих целей в нашей стране было построено 7 особых предприятий: поселок Горный (Саратовская область, утилизация закончена в 2012 году), город Камбарка (Удмуртская Республика, утилизация закончена в 2012 году), поселок Кез (Удмуртская Республика, в процессе строительства), поселок Марадыково (Кировская область, действует с 2006 года), город Щучье (Курганская область, действует с 2009 года), село Леонидовка (Пензенская область, действует с 2008 года), город Почеп (Брянская область, действует с 2008 года).

В настоящее время крупнейший в Европе завод по ликвидации ХО работает в брянском городе Почепе. Завод функционирует круглые сутки. Днем и ночью 3 полностью автоматических линии производят, если говорить техническим языком, «расснаряжение боеприпасов» различных калибров. Каждый, кто отправляется в его цеха, надевает на себя особые герметичные костюмы. Данные костюмы абсолютно безопасны, но находиться в них в рабочих цехах можно не более 4-х часов.

Сергей Уваров, являющийся начальником отдела хранения спецбоеприпасов, рассказывает, что в зависимости от калибра в бомбах хранится до 270 кг. химических реагентов, для того чтобы утилизировать такой боеприпас тратится 5 минут. Основной профиль предприятия в Почепе – это утилизация авиационных бомб, снаряженных зоманом, зарином и веществом VX. Все эти вещества – это сильнейшие токсины, которые в состоянии заблокировать импульсы нервной системы человека и привести к полному параличу мышц и остановке дыхания. По этой причине весь процесс утилизации боеприпасов протекает внутри полностью герметичных автоматизированных станций. Люди лишь занимаются контролем их работы.

Сначала боеприпасы проходят процедуру взвешивания, после чего отправляются в герметичную камеру, в которой происходит операция по проколу корпуса и извлечению из него ОВ. На случай возникновения возможных утечек (за все время работы не было ни одной) на территории предприятия осуществляется постоянный мониторинг по десяткам различных параметров, а работающий здесь личный состав, проходит спецподготовку. Однако перед тем как в опасную зону попадают люди, ОВ нейтрализуют.

Как утилизируется химическое оружие

Из центрального пункта управления ведется автоматизированный контроль за ходом уничтожения ХО. Тут находятся рабочие станции операторов. После того как отравляющее вещество было нейтрализовано с помощью особых реагентов, а оболочки боеприпасов отправились в печи обжига, полученная малотоксичная масса подается на заключительную стадию термического обезвреживания.

В огромных печах при помощи горения природного газа поддерживается температура порядка 1200 градусов. Под воздействием такой температуры осуществляется разложение поступивших масс на шлам и дымовые газы. Свой опыт по уничтожению ОВ Россия сегодня готова использовать и в Сирии. На предприятии в Почепе уверяют, что в состоянии провести утилизацию сирийского ХО в любых условиях. Накопленный здесь опыт позволяет наладить процесс уничтожения ХО за считанные сутки. При этом при наличии политического решения, ликвидировать сирийские запасы химического оружия можно будет и на российских объектах.

Полная ликвидация российского арсенала химического оружия должна закончиться в 2015 году, в год столетия первого в мире масштабного боевого использования ХО. После этого предприятие будет перепрофилировано для использования в гражданских целях. В итоге о его прошлом не будет напоминать практически ничего, а от ОВ останется только белая субстанция, похожая на мел. Весь процесс по переработке очень токсичных ядов в эту безопасную для людей субстанцию занимает 3 часа.

Источники информации:
-http://www.vesti.ru/doc.html?id=1130018
-http://www.techros.ru/text/2745
-http://lenta.ru/news/2013/01/31/chemistry
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. Apollon 23 сентября 2013 08:58
    видеоматериал в тему
  2. агент 008 23 сентября 2013 10:49
    Особое Уважение вызывают эти парни в костюмах химзащиты... Большое им спасибо за то, что выполняют такую опасную и нужную работу!
  3. Асан Ата 23 сентября 2013 10:55
    Спасибо за хорошее освещение темы. Интересно, как темпы уничтожения российских запасов ОВ коррелирует с темпами уничтожения американских и прочих (НАТО) запасов ОВ? И ведь правильнее было бы построить завод прямо на территории Сирии, чем везти эту муть в Россию?
    Асан Ата
  4. 31231 23 сентября 2013 11:04
    Прочел статью и можно идти служит в РХБЗ. Спасибо автору.
  5. chunga-changa 23 сентября 2013 11:18
    Отлично раскрыт вопрос, спасибо за статью.
  6. Geisenberg 23 сентября 2013 13:34
    Почеп, я там родился :-) ... нет слов чтоб передать какое это красивое место. Уникально красивое...
  7. иваныч47 23 сентября 2013 14:28
    Ответственная и опасная работа - уничтожение химического оружия. Американцы и тут "отличились", применили ХО против Ирака. А ведь громче всех кричали о применении ХО сирийцами. Лицемерие высочайшее. Но мы уже привыкли к этому. Судя по статье, Россия имеет огромный опыт уничтожения химического оружия. Поэтому, при достаточном финансировании (международным сообществом) российские заводы могут уничтожить сирийскую "химию".
    1. clidon 23 сентября 2013 17:59
      Американцы не применяли ХО против Ирака.
      1. Firstvanguard 24 сентября 2013 07:18
        Расскажи это жителям Фаллуджи.
      2. Firstvanguard 24 сентября 2013 08:02

        Может они тебе что-нибудь интересное расскажут
        1. clidon 24 сентября 2013 15:58
          Это вот так человек выглядит после применения химического оружия? И какое же ХО было применено в Фаллудже? Уж не белый ли фосфор? Который к ХО никакого отношения ровным счётом не имеет?
          1. Firstvanguard 25 сентября 2013 06:13
            Наверно он относится к средствам гигиены..
            1. clidon 25 сентября 2013 15:46
              Нет, он относится к зажигательному оружию, которое мы так же применяем там где пожелаем. Я повторю вопрос где тут ХО?
  8. Кузькин Батяня 23 сентября 2013 15:08
    От химического то оружия избавляемся, а как насчет бактериалогического? Вроде слышал что в России его дохрена, и в производстве такого оружия на первое место продвинулись. Да и до сих пор неизвестно чем усыпляли людей и терросристов в норд осте.
    Кузькин Батяня
    1. clidon 23 сентября 2013 18:06
      Россия подписала конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении в 1972м году. Разрешается лишь разработка методов по противодействию этому оружию.
  9. бездельник 23 сентября 2013 16:08
    Б-й президент США Дж.Буш-мл. должен предстать перед Международным трибуналом за совершение военных преступлений, в частности за применение американцами химического оружия в Ираке.
    бездельник
    1. clidon 23 сентября 2013 18:08
      Случаев применения боевого химического оружия американцами не было. Вот сами они (и иракцы, но кого это в 90-е волновало) страдали от микродоз отравляющих веществ после того как коалицией были разбомблены химические арсеналы Саддама. Однако случаев намеренного применения иракцами ХО так же не зафиксировано.
      1. Firstvanguard 24 сентября 2013 07:22
        Да-да, это просто просто аллергия на тиранию диктаторского режима у населения обострилась.
        1. clidon 24 сентября 2013 16:01
          Не ёрничайте, а лучше почитайте что нибудь на тему.
  10. ХИМ-ДЫМ 23 сентября 2013 16:34
    И давно ли ИПРИТ стал газом? Боевое отравляющее вещество ИПРИТ жидкость темно-желтого, коричневого цвета, с характерным запахом чеснока, иногда рыбы. В статье слово в слово рассказ из видеорепортажа указанного ниже, а в нем точно сказано и написано что немцы применили хлор в смеси с бромом!!! Иприт переходит в газообразное состояние только при испарении с подлежащей поверхности. ВИКИПЕДИЯ и ИНТЕРНЕТ Вам в помощь!
    Спасибо воинам-специалистам войск РХБ защиты! Войскам РХБ защиты СЛАВА!
    ХИМ-ДЫМ
  11. s9883300 23 сентября 2013 17:16
    Цитата: Кузькин Батяня
    Да и до сих пор неизвестно чем усыпляли людей и терросристов в норд осте.

    это все она химия и а не бактериологическое (биологическое) оружие.
    Цитата: 31231
    Прочел статью и можно идти служит в РХБЗ. Спасибо автору.

    ага там так прикольно, не вылазиеш из ОЗК и противогаза в любое время года
    1. SHILO 23 сентября 2013 21:51
      s9883300
      Цитата: 31231
      Прочел статью и можно идти служит в РХБЗ. Спасибо автору.

      ага там так прикольно, не вылазиеш из ОЗК и противогаза в любое время года


      Да Серёженька не барское это дело ОЗК. Сходи на кухоньку - маменька кренделёчек сладенький выдаст - яхонтовый мой, а потом в офис тепленький, кондеционированный трепаться с такими же деточками об айфон - шмайтфон! no

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня