Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31



- Ну и как впечатления?


- Запомнились огромные усилия на ручке управления - с непривычки заболели руки, особенно при полной заправке топливом. Чрезвычайно прожорливый пепелац. Неуклюж на средних высотах. Когда разгоняется в стратосфере до 1,8М – оживает. На посадке лучше любого, на чем мне доводилось летать, только к скорости надо приспособиться. В общем, крепкий самолет 4-го поколения.

- Смог бы вести на нем бой?

- В качестве дальнего высотного перехватчика. Запросто.

- А выйти на МиГ-31 против «Рэптора»?

- Чистое самоубийство.

- Логично. Слишком разные самолеты для разных задач…

- Как раз наоборот – задача у них одна: «вымести» вражескую авиацию с небес, прикрыть группу самолетов или воздушное пространство в заданном квадрате. Все они чистокровные Истребители. Самолеты для завоевания превосходства в воздухе. Никто не запрещает пилоту «Рэптора» стрелять в МиГ-31, а МиГу сбивать «Рэптор» или любой другой самолет противника. Другое дело, что «Иглам» и «Рэпторам» по плечу любая задача Истребителя, в то время как узкоспециализированный 31-ый не способен повторить многое из того, что умеет «Рэптор» или тот же отечественный Су-27…

- Ты просто неисправимый пессимист. Сочетание скоростных и высотных характеристик МиГ-31 уникальны, и на сегодняшний день не имеют аналогов среди современных истребителей.

- Скорость… То что 31-ый может разгоняться до 3000 км/ч не дает ему ровно никаких преимуществ в схватке с «Рэптором» или F-15C. Там влияют совсем другие факторы.

- Сомневаешься в возможностях РЛС «Заслон»?

- Понимаешь, тут какая фишка: воздушный бой – не рыцарский турнир. Встали по углам, взмахнули копьями, понеслись навстречу друг другу… Нет! Реальный воздушный бой – это групповая схватка. Я не буду одинок, но и с той стороны тоже наверняка будут несколько групп –истребительные звенья, ударные машины, АВАКС… Скажи, что значит мой «Заслон» против 9-метрового радиолокатора «Сентри»? У него на борту по 15-20 операторов и офицеров связи, а много ли «наоперирует» мой единственный штурман-оператор в задней кабине?




Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

На борту модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У

- Пессимист ты, однозначно. Ведь в бою ты тоже не один - на вооружении ВВС России стоят аналогичные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 , к 2016 году обещают А-100 «Премьер» с активной ФАР.

- Да. Но в чем тогда смысл МиГ-31 с его супер-РЛС?

- Ну как… больше видишь, больше знаешь, сможешь раньше обнаружить противника.

- Какое это имеет значение, когда рядом есть самолет ДРЛОиУ?

- Представь, что связь с А-50 прервалась… помехи, сбой ПО на его борту или что-то в этом роде. А у тебя – раз! и собственный мощный радар, видит цели за 300 км!

- Если рядом не будет своего АВАКСА, а у противника он будет – нам гарантированный конец. «Заслон» здесь не панацея. Считай, разница в мощности и чувствительности РЛС (взгляни еще раз на МиГ и А-50), многократно большие возможности по классификации и селекции целей и наведению на них других истребителей, наконец, у АВАКСА всеракурсный обзор и сопровождение по азимуту, в отличие от РЛС «Заслон», которая видит цели в секторе 90° (прим. всего сектор обзора составляет 160°. Угол обзора 90° +/- отклонение ФАР на 35° в каждую сторону). Сектор сопровождения еще уже - 70°.

- Послушай, я встречал в интернете такие цифры. Модернизированный МиГ-31БМ, оснащенный радаром, близким по своим возможностям РЛС «Заслон-М» (созданный в 1980-х «Заслон-М» в серию не пошел), способен обнаружить цель с ЭПР 19 кв. метров на дальности в 320 км. Круто?! Кстати, что представляет собой цель с ЭПР 19 квадратных метров?

- Штурмовик А-10 «Тандерболт». Многое зависит от ракурса и наличия вооружения на внешней подвеске.

Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) – определяет свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Зависит от размеров и конфигурации цели, свойств ее материала, длины и поляризации волны РЛС, и направления облучения. Повышенное значение ЭПР означает большую радиолокационную заметность объекта, снижение ЭПР затрудняет обнаружение.

- Выходит, что у 31-го огромное преимущество – он не только способен засекать цели на дальности в три сотни километров, но и атаковать их ракетами Р-37. Ни у кого в мире нет ничего подобного!


МиГ-31 со снятым носовым обтекателем на зарубежном авиасалоне.
Публику немало удивил радар "Заслон" с фазированной антенной решеткой.




- Если опустить тему наличия Р-37 и опыта их применения в строевых частях, то получается примерно следующее: при облучении с передней полусферы МиГ-31 имеет ЭПР в пределах 20...25 кв. метров. F-15С с подвешенными ракетами имеет ЭПР в пределах 10 кв. метров. Даже с учетом определенного преимущества «Заслона» перед зарубежными радарами AN/APG-63 (V) 1,2,3 – кто сможет раньше обнаружить противника?

- Почему у 31-го такая огромная ЭПР? Слышал, что у самолетов семейства Су-27 минимальная ЭПР в пределах 5 кв. метров, на новых модификациях Су-30 и Су-35 она снижена до 4 кв. метров.



- Во-первых, сам планер МиГ-31 – там 25% подъемной силы обеспечивается только за счет формы фюзеляжа. Огромные воздухозаборники, компрессоры двигателей. Представляешь, как все это «светится» при облучении спереди? Опять же, аэродинамические гребни, выдвижная топливозаправочная штанга, пилоны, ракеты на внешней подвеске – я уже не говорю о 4-метровых «бревнах» Р-37 массой 600 кг. Наконец, качество сборки и подгонки деталей фонаря и обшивки – в те годы, когда создавался 31-ый, это казалось несущественным.

- Невероятно. 5-кратная разница по сравнению с «сушками»!

- Не забывай, те цифры, которые ты привел по Су-27 относятся к его минимальной ЭПР – без подвесок, при облучении строго в «анфас». С гроздьями ракет под крылом и при ракурсе 3/4 значения ЭПР Су-27, Су-35 и F-15C вполне могут вырасти до 15 кв. метров – именно эта цифра фигурирует в расчетах отечественных ВВС. В любом случае, это гораздо ниже, чем у 31-го.


Су-35

- Хочешь сказать, МиГ-31 и F-15C заметят друг друга на одинаковом расстоянии?

- Именно. И не факт, что 31-ый сможет воспользоваться своим преимуществом в виде супер-ракет Р-37.

- Как насчет других зарубежных истребителей?

- В случае с компактным F-16 все гораздо сложнее – значение его минимальной ЭПР оценивается в 3 кв. метра. Даже с учетом подвесок, оно вряд ли будет больше 5. В теории «Заслон» должен обнаружить подобную цель с дистанции 120-180 км – зависит от конкретной конфигурации цели, помех и энергетического потенциала приемо-передающего тракта. Но ты не забывай, что обнаружение, уверенный захват и сопровождение, необходимое для наведения ракет – разные вещи. Как бы ни случилось так, что охотник превратился в дичь – высока вероятность, что F-16 выпустит AIM-120 раньше, чем его сможет заметить МиГ-31. Особенно при наличии внешнего целеуказания с АВАКСа.

- Здоровенный АВАКС нужно «валить» первым. У него, наверное, ЭПР, как у Б-52 – больше 100 кв. метров!

- Легко сказать. АВАКС не ходит в первой линии – он барражирует далеко позади, зачастую вообще не вторгается в зону боевых действий.

- Мне кажется, МиГ в любом случае должен иметь тактическое преимущество благодаря своей высокой скорости и высоте полета. Считай, рули американской ракеты AIM-120С обрезаны для размещения во внутренних отсеках F-22 – в разряженной атмосфере на высоте 17-20 км они станут неэффективны. МиГ сможет сравнительно легко оторваться.

- Это с одной стороны. С другой – законы аэродинамики справедливы для всех. 31-й также имеет ограничение на маневры в стратосфере.

- Сможешь вспомнить, какова максимальная допустимая перегрузка на больших высотах?

- Это забыть невозможно. 3,3G. При высоте полета 17 км и скорости 2,2М.



- Понятно. Ты не в курсе, какое значение ЭПР у «Рэптора» или F-35? В интернете встречались цифры от 0,0001 до 0,3 кв. метров. Какая из них ближе к реальной?

- Точно никто не знает. Скорее всего, сотые доли кв. метра с передней полусферы.

- Да, чисто внешне «Рэптор» должен иметь ЭПР ниже, чем у любого из самолетов четвертого поколения. «Сплющенная» форма фюзеляжа, параллельность граней и кромок, V-образное вертикальное оперение, беспереплетный фонарь, внутренняя подвеска вооружения, серые гладкие поверхности, без обтекателей радиотехнических устройств, щелей, заклепок и др. радиоконтрастных элементов…

- Я потому и говорю – в случае «Рэптора», фокус с ракетой Р-37, бьющей на 300 км, не пройдет – «Стервятника» просто не удастся обнаружить на таком расстоянии.

- А вообще удастся?

- Мы никогда не отрабатывали перехват подобных целей. Единственное, что знаю – уверенный захват и сопровождение низколетящей крылатой ракеты, подобной «Томагавку», с ЭПР 1 кв. метр осуществляется на дальности 20-30 км. Но учти, что эти данные справедливы лишь при обнаружении целей на фоне земной поверхности.

- На фоне земли видно лучше?

- Наоборот. «Заслон» гораздо лучше видит объекты на средних и больших высотах.

- Понятно. Т.е. ты хочешь сказать, что…

- Что в реальных условиях любой из отечественных и зарубежных истребителей-перехватчиков поколения 4/4+ обладает сходными возможностями для ведения воздушного боя на дальних и средних дистанциях. При этом тот же Су-27 имеет преимущество над МиГ-31 за счет своей меньшей заметности и высоким шансам на победу в ближнем бою.

- А вообще концепция применения Миг-31 предусматривает участие в «собачьих свалках»? У него же имеется встроенная 23 мм пушка.

- Имеешь в виду ближний маневренный бой? Нет, ведь считается, что это не его задача. Весьма сомнительное решение.

- Почему?

- Потому что групповая схватка обычно переходит в ближний бой. Считай, обнаружили друг друга с дистанции 100-200 км, обменялись ракетами, притом, что вероятность поражения цели Р-33 в полигонных условиях оценивается в 0,7. Скорость сближения – 2-3 тысячи км/час. Если противники не отвернут – через пару минут они встретятся лицом к лицу. Что ждет в этом случае 31-ый, думаю, пояснять не требуется.

- Не требуется. Но неужели такой вариант не учли создатели МиГ-31?

- Ты же понимаешь, 31-й создавался в 1970-х годах для совершенно иных задач. Истребление армад бомбардировщиков-ракетоносцев в небе над Арктикой, противодействие высотным разведчикам SR-71 «Черный дрозд», уничтожение разведывательных аэростатов… В наши дни таких угроз больше нет – SR-71 списали 20 лет назад, аэростаты стали неакутальны – достаточно открыть карту Google Maps. Кстати пушка у 31-го как раз была предназначена для расстрела воздушных шаров-зондов, а не для стрельбы по вражеским истребителям. Единственный раз практическая стрельба из неё отрабатывалась в Громово в 1988 году. Сейчас эксплуатация пушки на 31-ом запрещена.

- Скажи прямо – МиГ-31 устарел?

- Ну, зачем так сразу. Просто узкоспециализированный истребитель-перехватчик. В определенном смысле, самолет выдающийся - 20 лет назад вообще не имел аналогов в мире по возможностям своего БРЭО…

- Как насчет F-14 «Томкэт» с палубной пропиской?

- Похож, но далеко не аналог. Американский прехватчик заметно уступал МиГу по своим ЛТХ. С появлением модификации МиГ-31Б и ракет Р-37 янки также лишились преимущества в бою на больших дистанциях.

- Последний «Томкэт» списали в 2006 году.

- Да. Необходимость в «Томкэтах» отпала. Я же говорю – и МиГ-31, и «Томкэт» создавались в совсем иных условиях: обмен ракетным ударами на больших дистанциях, перехват сверхзвуковых целей в стратосфере, гонки на предельных скоростях и высотах. При их создании не придавалось значения специализированным самолетам ДРЛО. Ракетная эйфория (привет F-4 «Фантом»!), пренебрежение маневренностью – это же не «фронтовой» истребитель, а перехватчик: стоял на вооружении войск ПВО, этакий летающий ЗРК. Совершенно иные тактики и концепции ведения воздушного боя, справедливые для времен Холодной войны. Но кому это нужно теперь, когда ставка делается на универсальность, малозаметность, сверхманевренность, а функции ДРЛОиУ переданы специализированным самолетам на базе Боингов и Ил-76. Попытайся выставить 31-ый на экспорт – никто не возьмёт даже даром. Не потому что самолет в чем-то плох, а потому что те же Индия или Малайзия просто не имеют подобных угроз, под которые «заточен» МиГ-31. К тому же он довольно прожорлив и дорог в эксплуатации.

- Тогда в чем смысл наличия МиГ-31 с составе ВВС России? По словам представителей Минобороны модернизированные МиГ-31БМ будут эксплуатировать аж до 2028 года.

- Смысл прост: их нечем заменить. 31-ые составляют треть парка истребителей-перехватчиков ВВС, и если их списать мы вообще останемся с голым небом.

- Выходит, списывать их пока преждевременно… Возможно положение исправит масштабная модернизация имеющегося парка?

- Так оно и есть – идет постепенная модернизация парка по проекту МиГ-31БМ. Самолет станет более универсальным, получит возможность применять высокоточное оружие и атаковать наземные цели.

- Как насчет применения МиГ-31 в качестве «охотника за радарами»? Высокая скорость и высота полета делают его неуязвимым для большинства устаревших ЗРК средней дальности. (прим. это не относится к С-300 и «Пэтриот»)

- В том числе.


МиГ-31БМ. Кабина пилота.



МиГ-31БМ. Кабина штурмана


- «Стеклянная» кабина?

- Да, теперь у пилота появился индикатор тактической обстановки – если раньше он чувствовал себя извозчиком для штурмана, то теперь будет в курсе всех событий. ИЛС заменил прежний ППИ. Модернизированы РЛС «Заслон» и бортовая электроника, теперь МиГ сможет одновременно сопровождать до 10 целей и атаковать шесть наиболее приоритетных.

- И много таких в строю?

- На сегодняшний день пара десятков, общий план предусматривает модернизацию 60 машин.

- Значит, живем!

- Помаленьку. Ну, давай: За то, чтоб количество взлетов равнялось количеству посадок!



Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

258 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти