Валерий Чкалов

Прошло уже более 70 лет с момента гибели знаменитого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова, но его личность навсегда оставила след в истории отечественной авиации, а обстоятельства смерти вызывают споры и по сей день. В 2004 году в поволжском городке Чкаловск с особой торжественностью отмечали 100-летний юбилей летчика. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшом местечке Василево в Нижегородской губернии, позднее слобода получила статус города и имя своего знаменитого жителя.

Летчик или артист?

В тот момент, когда мальчику стукнуло 12 лет, отец послал сына на учебу в Череповец в ремесленное училище. Но уже по прошествии одного года Валерий вернулся обратно на родину и устроился на работу кочегаром. Спустя еще 2 года Валерий Чкалов был зачислен в 4-й военный авиационный парк учеником слесаря, здесь же он пополнил ряды красноармейцев. В 1921 году за свою отличную службу молодого Валерия отправили в Егорьевскую теоретическую школу авиации. Здесь Чкалов осваивает не только навыки управления самолетами, но и принимает самое активное участи в работе местного драматического кружка, часто, играя главные роли в студенческих спектаклях.


В 1923 году Валерий Чкалов направляется в Борисоглебскую школу летчиков, откуда уже в октябре за выдающиеся показатели в подготовке был переведен в Московскую Авиационную школу высшего пилотажа. Интересен один из фактов его биографии этого периода. В 1924 году Чкалов участвовал в церемонии похорон Владимира Ленина, стоя в карауле у гроба вождя мирового пролетариата.

Говорят, что Чкалов трижды оказывался за решеткой и всегда ему помогали высокие покровители. Так первый его тюремный опыт относится е февралю 1929 года, когда летчик провел в одиночной камере 16 суток за свой пролет под Троицким мостом. Во время пролета самолет задел провода и был поврежден. Помог вызволить его из тюрьмы тогдашний начальник ВВС Петр Баранов, который напрямую обратился к председателю ВЦИК Михаилу Калинину, а тот напрямую к Сталину. Говорят, что именно по инициативе последнего Валерия Чкалова в 1933 году перевели летчиком-испытателем в Авиапром, а позднее в 1936 году именно Сталин назначил его командиром в рекордном по дальности беспосадочном перелете Москва - Петропавловск-Камчатский. Тот полет летчик совершил на самолете АТ-25 вместе с Байдуковым и штурманом Беляковым. Экипаж самолета за 56 часов преодолел расстояние в 9374 километра.
Валерий Чкалов

Уже через год после рекордного перелета Валерий Чкалов улучшил свой рекорд, перелетев из СССР в США. С 18 по 20 июня 1937 года экипаж под руководством Чкалова за 63 часа 16 минут сумел преодолеть 11 340 километров. После этого Чкалов стал кумиром не только Сталина и советского народа, но и всех остальных жителей мира, а звезды мирового кинематографа не стеснялись брать у него автографы. Во время своего возвращения из Америки на пароходе «Нормандия» Валерий Чкалов познакомился с американской актрисой Марлен Дитрих, которая на словах выразила ему свое восхищение его перелетом и, не отличаясь от других американских знаменитостей, взяла у него автограф.

Нелепая случайность или чей-то план?

Считается, что Поликарпов очень торопился сдать свой истребитель И-180 – который стал бы первым отечественным самолетом с водяным охлаждением. Наверное, все рассчитывали получить премии за перевыполнение плана работ по времени, но на деле все вышло иначе.

Официальное донесение: «15 декабря 1938 г. при попытке посадить экспериментальный образец И-180 на подмосковном аэродроме разбился летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов». Потом говорили, что по факту данного инцидента было арестовано почти 60 человек, большая часть из которых больше никогда не вышла на свободу. По заключению комиссии, которая была создана после гибели Валерия Чкалова, самолет И-180 к тому моменту был не доработан и испытания его должны были идти на земле, а никак не в воздухе. Чкалов поднял экспериментальную машину в воздух с законтренными намертво шасси. Этот не могло не повлиять на аэродинамические качества истребителя, в том числе и поэтому летчик не смог дотянуть до взлетно-посадочной полосы. Да и сама погода в тот день совсем не располагала к полетам на «необкатанной» машине: с ночи термометра воздуха держалась на отметке в -25 градусов. Погода была совсем не подходящей для полетов, но у Валерия Чкалова в тот день было наверняка хорошее настроение. Сразу же после окончания полетов он вместе со своими друзьями готовился отправиться на охоту. По рассказам очевидцев, Чкалов взлетел, сделал несколько кругов возле аэродрома, погонял истребитель на разных режимах и начал снижение. Он направил истребитель на посадку, сбросил обороты двигателя и стал планировать на взлетную полосу, рассчитывая, посадить истребитель в режиме вынужденной посадки. Когда летчик-испытатель понял, что ему не хватает места для планирования и И-180 просто не дотянет до взлетно-посадочной полосы, Чкалов решает прибавить оборотов двигателю, но мотор его подводит, не слушается, начинает чихать, отказываясь выходить на требуемые обороты.
Валерий Чкалов
Истребитель И-180

Уже позже правительственная комиссия установила, что одним из факторов катастрофы стал тот факт, что Валерий Чкалов, осуществляя планирование на аэродром, сбросил обороты двигателя, не закрыв при этом заслонку воздухозаборника водяного охлаждения, что привело к чрезмерному охлаждению двигателя истребителя, а в дальнейшем привело к трагедии. По словам очевидцев, Чкалов боролся за каждый сантиметр, пытаясь спасти экспериментальную машину. Ему удалось дотянуть до аэродрома и даже выйти на его территорию, при этом Чкалов не увидел завьюженный фонарный столб и заметенный под сугробом штабель из досок. После страшного столкновения с препятствием – по одной из версий – Валерия Чкалова выкинуло из самолета, после чего, пролетев несколько десятков метров в воздухе над свалкой металлолома, летчик-испытатель рухнул не то на ржавый уголок, не то на обрезок трубы, который пробил летчику грудь насквозь. По другой версии валявшаяся на свалке ржавая труба сначала пробила бронированный фонарь кабины, а затем просто пригвоздила Чкалова к сиденью. По разным данным, Чкалов после аварии жил еще от 40 минут до 2-х часов. Нет сомнения в том, что прославленный летчик умирал мучительно и долго.

По одной из версий считается, что Чкалов должен был погибнуть на охоте от обратного выстрела своего же ружья. После гибели стало известно, что накануне рокового вылета, неизвестный человек принес в дом летчика пачку патронов, которая позже перешла родственнику жены. Когда тот отправился с ними на охоту и попытался использовать, он заметил, что все они дают осечки, а через 4-5 секунд самопроизвольно стреляют. Секрет патронов был прост, в них были установлены замедлители. После выстрела Чкалов, видя, то, что происходит осечка, переломил бы ружье, и в это момент измененный патрон выстрелил бы ему дробью в лицо, нанеся прославленному летчику смертельную рану. Кому выгодна была смерть героя совершенно неясно. Как впрочем, непонятно и то, что уже на следующий день после аварии один из ведущих инженеров истребителя И-180 был выброшен с движущейся электрички и погиб, а арестованный по этому делу начальник главка авиапромышленности Беляйкин, отсидев пять лет своего тюремного заключения, был убит уже на следующий же день после того, как вышел на свободу. А во время проведения массовых арестов в Авиапроме был арестован некто В. Чкалов, который позднее был расстрелян. И кто может сказать наверняка, возможно прославленный летчик, так никогда и не садился в неподготовленный к испытаниям И-180, и его просто напросто застрелили еще на аэродроме вместе с механиком, обставив все позднее под авиакатастрофу.
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

 
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня