Александр Привалов: Образование погибло

69
Александр Привалов: Образование погиблоАлександр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», давно и пристально следит за судьбой отечественного образования. «Вы хотите поговорить о школе? Уныние — вот, как описывается школа сегодня!», — это первая реакция Привалова на нашу просьбу об интервью.

Эксперт рассказал сайту «Православие и Мир», кому и зачем понадобилось убивать школьное образование, как спасти то немногое, что от него пока еще осталось, и кому это делать.

Нарушение принципа

Во всем, что делается в правительстве с образованием, нарушен главный принцип. Он таков: в школе, в школьных делах понимает ровно один человек — учитель. Тот, кто не ходит в класс — причем не иногда, в качестве свадебного генерала — а каждый день или хоть несколько раз в неделю, тот вообще, по-хорошему, должен бы молчать об этих делах. Молчать и вежливо слушать, что добрый учитель скажет. Но сделано ровно наоборот. Единственным, кто не получил никакого голоса в ходе бесконечной реформы образования, оказался учитель. Собственно, этого достаточно, это приговор.

Лет примерно пятнадцать назад захотелось мне для журнала «Эксперт» поговорить на гуманитарные темы с тогда еще живым академиком Александром Михайловичем Панченко. Звоню ему, он подходит к телефону, и я представляюсь и говорю: «Скажите, Александр Михайлович, что с нами происходит?» Если вы хотя бы раз видели его по телевизору, то помните его великолепный могучий бас. И вот он говорит мне по телефону: «Ну что, — своим могучим басом, растягивая слова. — Мы — гибнем». Мне это запомнилось на всю жизнь. Запомнилось в первую очередь потому, что он оказался прав.

В случае с образованием — мы можем констатировать, что оно погибло. Образование как единая система, на мой взгляд, находится за точкой невозврата. И восстановить его, пожалуй, уже нельзя. Если когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки, образование придется делать заново.

Дело в том, что если смотреть на образование — прежде всего школьное — оказывается, что это такая двойственная вещь. Выполняет она две ключевые функции. С одной стороны, образование — это система социализации конкретного индивидуума. Ходит в школу маленький человек. Его там через какие-то шестеренки пропускают, он выходит индивидуумом, социализированным именно в этом обществе — готовым для жизни, дальнейшего продвижения именно в нем.

С другой стороны, система образования — это, конечно, нациеобразующая институция. Знаменитая фраза Бисмарка о том, что битву при Садовой выиграл школьный учитель, об этом и сказана. Без прусской школы не было бы прусской армии, не было бы прусского государства: прусская школа сделала нацию, которая оказалась способна на такие-то деяния. Такой вот штуки, как школа, которая была бы готова воспроизводить нацию, в России больше нет.

Прелести экономии

У меня нет ощущения, что школы не стало случайно. У меня есть ощущение, что она была сознательно реформирована таким образом, что в итоге оказалась разрушенной. Потому что, когда идет броуновское движение — чисто случайное, что в голову взбредет, то мы и воротим,-то исходя из простых соображений теории вероятности, должно быть что-то на пользу, а что-то во вред. Но здесь, в образовательной реформе, если и есть какие-то плюсы, то их надо очень специально искать. И я их, честно говоря, не вижу.

Я бы рад был присоединиться к модным сегодня конспирологам и сказать, что реформа — это заговор мировой буржуазии или еще чей-то. Но самое плохое в том, что и этого я сказать не могу. Потому что даже и заговора там не видно. Единственное, что прослеживается в этом бесконечном реформировании (вообще, это совесть надо иметь: более десяти лет непрерывно реформируют; лучше бы уж взяли и убили сразу!) — так вот, единственный замысел, который прослеживается с начала до конца — это замысел экономии.

Правительство рассматривает образование как затратную сферу. Оно не рассматривает образование как сферу производительную, даже больше — как единственную производительную сферу, безусловно необходимую стране — ведь без нее никакие другие производительные сферы не могут существовать. Но для правительства затраты на образование суть всего лишь затраты. Для него это исключительно потеря денег.

Поэтому перед теми орлами, которые завоевали монополию на распоряжение этой сферой, перед нашими дорогими реформаторами образования поставлена была, насколько я понимаю, такая задача: значит, ребята, денег на это образование идет немерено, а на самом деле никому оно так уж особенно и не нужно. Поэтому сделайте, пожалуйста, так, чтобы все было прилично — чтобы было как у людей, чтобы с современными словами, что вот образование на грани фантастики, по последнему слову науки двадцать первого века — но при этом, чтобы было подешевле.

И они взяли под козырек: «Не вопрос! Сделаем так, что будет и дешево, и двадцать первый век!» Причем, заметьте, что очень важно — под это дело реформаторы получили совсем неплохие деньги. Наше государство, которое не видит особой пользы в образовании, тем не менее, несколько лет подряд повышало на него ассигнования. Предполагалось примерно следующее: мы вам сейчас даем деньги, и вы на эти деньги, будьте добры, обеспечьте дальнейшую «эффективность». Или, говоря простым бухгалтерским языком, сделайте так, чтобы потом денег на вас шло поменьше. Собственно, именно это и было сделано.

Денег будет поменьше. Траты федерального бюджета на образование будут уменьшаться с каждым годом довольно быстро — они уже уменьшаются. Нам говорят, это потому, что были приняты перемены в бюджетном кодексе и прочих такого рода законоположениях, которые огромную часть затрат на общее образование переносят на регионы. На бумаге, несомненно, так оно и есть.

На бумаге получается, что затраты на образование федерального центра плюс затраты регионов, плюс все остальное,-то есть то, что тратят на эти цели бизнес, частные лица, не важно, все вместе, — общие затраты на образование будут расти. Но регионы справедливо замечают, что денег у них нет. Не только на образование — вообще нет. Поэтому уже с этого года, а с будущего тем более, каждый губернатор будет ежедневно ломать голову над тем, что ему недофинансировать. Строительство дорог? Биржу труда? Ему недофинансировать программу отопления бедных районов, программу газификации или ему недофинансировать образование?

Выбор этот смертелен. Ничего нельзя недофинансировать, а денег-то нет. Поэтому когда нам рассказывают, что совокупные затраты на образование будут расти, нам просто врут. Не добросовестно заблуждаются, а именно врут. Потому что реформаторы лучше меня знают, как обстоят дела с финансами в регионах.

Плоскость и герметичность

Почему надо было делать образование дешевле? На мой взгляд, мысль за этим может стоять следующая. Собрались эти люди в своем кругу, посмотрели друг другу в глаза и честно признали: страна деградирует. За девяностые годы отмерли десятки отраслей промышленности, еще десятки отмирают прямо сейчас. Страна сжимается, хозяйство страны уплощается. Есть исключения, конечно. Но если говорить в целом, то количество отраслей, подотраслей, ещё живых направлений научных исследований всё время уменьшается. А, значит, уменьшается и количество знаний, необходимое для функционирования этого механизма.

И вот эти люди спросили себя: кого же мы будем обманывать, продолжая из последних сил поддерживать систему, которая обучает основам ядерной физики каждую шпану? Мы зачем это делаем, мы кого надуваем? Тогда ещё не было «арабской весны», но и до всякого Туниса нетрудно было догадаться, что если готовить прорву излишне хорошо образованных молодых людей, то эти молодые люди, выйдя из учебных заведений, поймут, что заниматься им в своей стране абсолютно нечем. И тогда они устроят какую-нибудь революцию. «Хотим ли мы этого?», — спросили себя. «Наверное, не хотим». А что надо делать? Раз уплощение страны остановить мы не можем и не умеем, значит, систему образования надо привести в соответствие с реальностью.

С этой линией мысли можно не соглашаться — я, например, не совсем с ней согласен. Но нельзя отрицать, что в ней есть логика. Но даже если так, все равно, с образованием можно было обойтись мягче. Можно было сесть и подумать: как на уменьшающиеся средства сделать систему образования, которая будет, тем не менее, сохранять возможности восстановления? Сохранять возможности восстановления самодостаточности страны.

Понятно, что в современном мире полной самодостаточности нет ни у кого. Все друг от друга зависят, все что-то такое друг у друга покупают, друг другу делегируют. Но если страна не сохраняет какого-то куска, в котором она сама себе хозяйка, у нее безнадежное положение. Либо мы сохраняем возможность какие-то куски делать самим, а какие-то куски в будущем, может быть, присоединить к этому-либо мы деградируем. Причем, если в системе образования деградируем быстрее, чем в других сферах, то всё. Вопрос снят. В ближайшие четыре-пять тысяч лет ничего тут не будет.

Надо было бы созвать умных людей, сесть и придумать что-то менее катастрофическое. Но именно этого и не произошло. Было сделано прямо обратное. Была создана феноменально герметическая система принятия решений в образовании.

Наверное, даже решения о размещении стратегических ядерных сил принимаются менее секретно, чем все эти годы принимались решения по реформе образования. Каждый раз, когда призывали общественность поучаствовать в обсуждении, это делали исключительно издевательски. Блестящим примером этому является большой закон об образовании, который приняли в декабре.

С одной стороны, он висел на сайтах, специально подготовленных для обсуждения, для принятия замечаний от граждан. Висел он там чуть не два года — столько не надо, это безумие. Потому что все, кто имел что сказать, сказали за первые же недели. Но как было организовано это обсуждение? Во-первых, сделали так, что люди, оставляя замечания, не имели возможности посмотреть, что уже было сказано. Поэтому не было возможности создать общественное давление в конкретных точках. Во-вторых, итоги обсуждения подводили сами авторы законопроекта. Какие они хотели замечания принять, такие и приняли. Какие не хотели — те и опустили. И главное, возразить было нечего. «Ребята! — могли спросить авторы закона. — Мы же вынесли проект на всенародное обсуждение? Вынесли. Вы обсуждали? Обсуждали. Чего вы еще хотите?»

В итоге получилось плохо. Действительно, удалось создать все основы для удешевления школы. Но, повторяю, я считаю эту задачу ложной. Мне очень нравится любимая фраза моего постоянного собеседника Евгения Александровича Ямбурга, известного не только в Москве школьного директора: «Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах». Для меня это очевидно. Для Ямбурга очевидно. Для любого человека на улице это очевидно. Для реформаторов — нет.

Стандарты и гарантии

Итак, создано базовое условие — решено экономить на школах. Что дальше? По Конституции Российской Федерации всеобщее среднее образование в нашей стране — бесплатное. Но Конституция — это обобщающий документ. В нем не сказано, что конкретно называется средним образованием, бесплатность чего гарантирована. И в результате гигантских усилий в этой самой герметической кабинке, где делается реформа, принимаются новые государственные стандарты школьного образования. И в них, по сути, не сказано ничего.

Говорят они только, что выпускник, допустим, старших классов должен иметь такие-то и такие-то компетенции. Причем, прописаны они с большим запасом. К примеру, выпускнику средней школы после прослушивания курса словесности полагается иметь лингвистическое чутье, редакторские навыки, еще какие-то навыки… Да, таких людей нельзя в редакциях московских журналов найти! А этого якобы требуют от каждого выпускника каждого класса каждой школы. Хитрость тут в том, что требования максимально неконкретны.

Если бы в стандарте было сказано, что выпускник школы, прослушав курс, например, географии, должен знать основные объекты Северного морского пути, уметь объяснять его экономическое, политическое, военное значение — это было бы проверяемо. Но когда стандарт говорит, что человек после курса географии должен уметь географически мыслить — что я смогу проверить? Должен он знать Северный морской путь или не должен? Не написано. Должен уметь показать его на карте? Не сказано.

Стало совершенно неизвестно — с того момента, как стандарты приняли — что на самом деле гарантирует государство, гарантируя дитю бесплатное среднее образование? Что хочет, то и гарантирует. Что даст, за то и спасибо.

Учитель, чиновник и педагогические измерения

Руководство страны говорит: надо повышать статус учителя. Это значит, что надо повышать ему заработную плату. Но основная-то идея — экономить на всем. Значит, что надо сделать? Правильно! Сократить количество учителей.

Сначала происходит простая подтасовка. Вместо того чтобы говорить о величине учительской ставки, говорят о его зарплате. Никто не спрашивает, сколько учителю нужно ставок взять на грудь, чтобы хотя бы штаны носить целые иногда. Ему говорят: будет тебе зарплата как средняя по региону, но уж ты будь добр, уж ты давай… По «дорожной карте» развития образования, которая опубликована в начале текущего года, — собственно, она опубликована 30 декабря, под елку, а прочли ее в начале января — прямо написано: насколько будет уменьшаться количество учителей, насколько будет увеличиваться средняя нагрузка на оставшегося учителя.

Если бы у реформаторов была цель — экономить сегодня, но дать школе шанс восстановиться в будущем, они сохранили бы очаги «живых» школ, где действуют заслуженные педагоги, и не мешали им. Еще князь Кропоткин разумно замечал: люди лучше учреждений. Система образования в Российской Федерации, на мой взгляд, очень нехороша, но в ней по-прежнему очень хороши отдельные люди. И, в принципе, можно было бы им дать шевелиться — что, собственно, и было в девяностых.

Девяностые годы для образования были, с одной стороны, временем страшным, потому что денег вообще не было. Но с другой стороны — они остались временем, которое многие вспоминают с восторгом, потому что людей не трогали. Да, денег практически не платили, но и не мешали. Педагоги могли делать то, что умели. Многие блестящие до сих пор сохранившиеся школы — они оттуда, из девяностых. Когда людям, у которых загорелись глаза, никто не мешал. Они работали. Они что-то сочиняли. С кем-то советовались. Делали. А теперь этого не получится, потому что очень расплодилась образовательная ветка вертикали власти.

Этих чинуш образовательных очень много. По-моему, уже если не больше, чем самих учителей, то сравнимое количество. И им надо все время доказывать, что они недаром едят свой хлеб. И вот они приходят в школы и натурально мешают учителям жить. «А вот покажите нам план уроков, который вы разработали в августе». «А почему у вас написано, что на уроке 42 в марте вы будете говорить о том то, а вы об этом не говорили, а говорили на уроке 41?». «А не угодно ли вам выйти вон и больше ни в какой школе никогда не работать?»

Это все горькое безумие, но оно объяснимо. Эти чиновники — видимо, часто глядя в зеркало — никому не верят. Никому. А верят они исключительно в то, что сами называют «педагогическими измерениями». Вот недавно было двадцать лет Высшей школы экономики. Это основной идеологический центр всей реформы образования. И в парадном интервью ректор этой школы Ярослав Иванович Кузьминов вторым по важности достижением возглавляемого им университета назвал развитие этих самых педагогических измерений. Что это такое? На мой взгляд, их суть объясняется очень просто. Педагогические измерения — это искусство судить о качестве образования, не глядя ни на ученика, ни на учителя, а глядя исключительно в бумажки.

Чиновники не верят людям. Ну как это я спрошу у тебя, хорошая ли школа в соседнем квартале? Кто ты такой? Кто я такой? Я себе тоже не верю. Поэтому давайте-ка мы создадим такую кучу бумажек, чтобы по ним о качестве школы в соседнем квартале можно было бы судить, якобы, бесстрастно и объективно. И эта гора бумаг в школе растет с каждым годом. И уже давно перестала быть шуткой фраза, что школа — это то место, где дети мешают учителям заполнять бумажки для департамента образования.

Конечно, чиновники были всегда — не менее наглые и не более грамотные. Большевистские чиновники первых лет революции — это та еще песня, и царскую систему образования они тоже тогда развалили. Но есть одно «но»: в царской России хоть и было по тем временам очень неплохое образование, но оно было, по сути, элитарно. В его рамках обучалось даже не пятьдесят, а от силы процентов пятнадцать-двадцать юношества. То есть, по сравнению с советской системой всеобщего образования, остатки которой гибнут сейчас, охват был намного меньше.

Задачи на усложнение

При всех ее минусах советская школа была действующей системой, которая обеспечивала некий базовый уровень образования практически всем. Разумеется, ближе к концу Советского Союза, эта система уже сильно проскальзывала. Но, тем не менее, большую часть населения она пропускала через свои шестеренки, и из этого много чего следовало.

Например, следовало что люди — наши, советские поколения — имеют общий канон. В нас вдолбили немалую сумму общих знаний. У нас есть общие цитаты из Грибоедова и Островского, общее знание о «Войне и мире». В современной школе от этого канона остаётся всё меньше. Ей вообще сегодня несопоставимо труднее, чем было школе в советские времена. Задачи, которые стоят перед ней, все более и более отличаются от советских задач в сторону усложнения.

Первое — сами дети. Материал, который поступает в школу сегодня, эти детишки, более нездоровые. У них масса врожденных хворей, самым разным образом ограничивающих их возможности.

Второе — неимоверно выросло, по сравнению с советскими временами, и продолжает расти социальное расслоение. Для школы это бич. Одно дело, устоявшаяся схема, когда в Вест Энде Лондона живут люди одного социального слоя, а в Ист Энде — люди другого слоя. В современной Москве этого нет. Социальные расслоения проходят через большинство школьных классов, и это каторжное усложнение работы учителя. Затем, катастрофически быстро меняется национальный состав. Во многих школах той же самой Москвы большинство детей, приходящих в первый класс, плохо или совсем не говорят по-русски.

ЕГЭ кардинально изменил подход к школьному образованию. Он сделал школьное образование плоским. Детей все последние годы не учат, а натаскивают на бессмысленное дело. Ну, бессмысленный этот тест! Он, может быть, и хорош сам по себе: когда дитё прилежно учится, оно между делом заполнит любую такую бумажку, поставит в ней галочки и даже не вспомнит о ней назавтра. А когда вся учеба сводится к заполнению этой бумажки, то очень быстро выясняется: никаких содержательных разговоров с ребенком никто вести уже не успевает, да и не хочет.

Когда детей учат ставить галочки, это катастрофа. Потому что главная функция школы состоит совсем в другом — в том, чтобы привить ребенку способность к обучаемости. А дети, которые сегодня выходят из большинства школ, в дальнейшем не обучаемы. Это по-человечески потерянные люди, их безумно жалко. Вот для чего классическая гимназия в царской России с упорством, многим кажущимся диким, продолжала заставлять детей учить не только латынь, но и древнегреческий. Потому что школе остро необходима заведомо трудная работа. Человек с блестящими природными способностями прочел учебник по физике и запомнил — учить его не надо. Но древнегреческий надо учить при любых способностях. Более того: чем выше твои способности, тем труднее заставить себя сидеть ровно и работать.

И когда нам сегодня говорят, что школа должна учить, исходя из интересов детей, что нельзя давать те же домашние задания детям — я не против. Но тогда скажите об этом открыто, вслух: ребята, школа — это такое место вроде камеры хранения. Вы туда сдаете дитё утром. Оно не бегает по улицам, не нюхает клей в подвалах, не нападает с ножиком на себе подобных. Оно сидит тихо до вечера. И все. И больше ни о чем нас не спрашивайте. Если вы ничего другого не умеете, скажите это вслух. И, может быть, вас скорее на ваших постах сменят.

Эти задачи усложняются волнообразно, а свободы рук и финансовых возможностей для их разрешения становится все меньше. Это очень и очень скверно. Что я должен сказать всякому нормальному человеку? Всякому нормальному человеку я должен сказать старую максиму: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Живые люди сами по себе, без государства, не могут спасти единую систему образования. Но они могут и должны спасать отдельные школы, в которые ходят их дети.

Путь спасения

Как родителям спасти школу? Есть некие формальные основания. Дело в том, что в школах существуют так называемые попечительские советы — они имеют некоторые полномочия, а если не имеют, то могут их захватывать. Приходите в ту школу, куда ходят ваши дети, куда должны пойти ваши дети, разговаривайте с учителем, разговаривайте с директором. Они живые люди, они любят, когда с ними нормально общаются, а не взаимно орут. Спросите, чем помочь. Им очень надо помогать. Причем, часто помогать надо вовсе не только и не всегда обязательно деньгами. Есть масса иных способов.

Можете что-то детишкам рассказать как специалист — расскажите. Можете привести того, кто может рассказать — приведите. Можете своими связями «покрышевать» их от департамента образования — сделайте это. Если вы нашли для своих детей школу, которая в принципе вас устраивает — делайте для нее все, что можете.

Перед заключительными этапами реформы, я буквально каждую неделю разговаривал о ней с самыми разными людьми. И они все давали мне одну и ту же оценку. По оценке специалистов, на конец нулевых годов школой в России была каждая седьмая. Или каждая шестая, седьмая, восьмая. Эта цифра зависела от оптимизма говорящего, но все они выделяли какую-то долю школ, где действительно учили. И образование детей во все большей степени становится ответственностью родителей.

Домашняя школа — подполье. Платная школа — неизбежность

Роль домашнего образования сегодня получается гипертрофированной, а это нехорошо. Оно имеет свои плюсы, конечно, но в целом его популярность — от несчастья. Что-то дурное должно случиться со страной, чтобы домашнее образование стало массовым.

Все последние годы лучшие московские учителя норовили отползти от школы. Они брали минимальные нагрузки и уходили в репетиторство, где за один день зарабатывали больше, чем за месяц школьной работы. И те родители, кто все-таки хотел учить своих детей, а не натаскивать их на ЕГЭ, тоже поневоле перемещались к репетиторам.

Но, увы, родители тоже разные. Сказать, что они все одинаково понимают ценность образования для своих детей, значило бы сильно приукрасить действительность. Не морочьте ребенку голову, не надо нагружать его домашними заданиями. Держите его, чтобы он сидел тихо в классе, а потом дайте ему аттестат и отстаньте навсегда — к сожалению, так думают очень многие взрослые. И поэтому я — сторонник сбора всех сил, какие есть. Сторонник того, чтобы родители, которые действительно хотят для своих детей образования, не уходили в домашнее подполье, а объединяли усилия вокруг уцелевших школ. Это надо делать. Школы умрут без вас, а вы без них, так что это обоюдный интерес.

Надо отдавать себе отчет, что среднее образование будет все больше становиться платным — это неизбежно. Не надо по этому поводу слишком уж печалиться. Помните? Еще в советское время говорили: «Кто лечится даром — тот даром лечится». Или: «Кто учится даром — тот даром учится». Нужно создавать цивилизованные инструменты для работы в новых условиях. Нужны образовательные кредиты, нужны меценаты, нужны фонды поддержки талантливых детей.

В общем, нужны вещи негосударственные, но способные смягчать пробелы в государственной политике. Смягчать не фронтально, а именно по конкретным направлениям, для конкретного способного ребенка, в конкретном квартале, где набралось два десятка не просто умных, а активных умных отцов и матерей, которые сбились в кучу и держат на плаву местную школу.

В 1981 году мне довелось съездить в Польшу. Там тогда был страшный кризис; в Варшаве было два предмета в свободной продаже: из непродовольственных товаров — цветы, из продовольственных — уксус. И поляки рассказали мне чудесный анекдот: «Какой выход из создавшегося положения? Выходов два — один более вероятный, другой менее вероятный. Более вероятный заключается в том, что с неба спустятся ангелы и все нам устроят. Менее вероятный — что мы сами что-нибудь сделаем». Этот анекдот — про нашу сегодняшнюю школу и про нас.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +31
    22 октября 2013 07:53
    «Кто учится даром — тот даром учится»
    Сомнительно, мы учились в советской школе меньше по времени, а сейчас учеба начинается с детсада, а знали больше, так что платное образование в школе это вообще нонсенс, за деньги поставят какие угодно оценки, это новый канал коррупции, надо отходить от болонского процесса, ЕГЭ, и брать модель советской школы
    1. +23
      22 октября 2013 08:23
      Цитата: saag
      Сомнительно, мы учились в советской школе меньше по времени, а сейчас учеба начинается с детсада, а знали больше

      Согласен.

      У племянника в 3-м классе уже в некоторых задачах есть варианты ответов!
      Я аж похудел когда увидел. Сестра просила, позанимайся с ним. Вижу размышлять над решением у него получается с трудом. Все пытается угадать. Спрашиваю, как вам учительница объясняла? Толком ответить ничего не может. sad
      И так же по английскому и информатике. Да! У них есть "Информатика в картинках"! Сестра при словах "Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм" падает в обморок. Родителям даже памятку написали. Вот хожу пытаюсь заниматься с ним.

      З.Ы. Задача по мат. учебник 3-й класс. (не дословно)
      "На вход машины поступает два числа, где выполняется действие (следует задача), что машина выдаст на выходе"
      Как вам это для понимания 3-классника!?
      1. +20
        22 октября 2013 09:19
        Образование это фундамент страны! Уберите фундамент и?... Если честно я это наблюдаю лет пять. Я учился в девяностые и мои знания не сопоставимы со знаниями, ну например отца (отличника советской школы), но базу мне все-таки дали и я более-менее успешно восполняю пробелы (в том числе и на этом сайте), ибо есть БАЗА на которой эти пробелы восполняются. Нынешние выпускники, при всем том что от природы не глупые базы не имеют, в головах каша, от их мыслей, ну например по истории, поднимаются волосы дыбом и хочется не слышать всего этого(особенно рассуждений и выводов). Начинаешь потихоньку объяснять что да как, вроде слушает, но РЕБЯТА - это завод, работать когда будем? Если честно давно пора бить полундру, но все "тихо" и "хорошо". Через 2 - 3 года работать на заводе будет не кому!!! Уже не кому, за счет пенсионеров живем! Хочется взять топор и рассказать все это сами знаете кому, хотя можно его же айфоном по тыкве постучать...
        1. +15
          22 октября 2013 09:54
          Цитата: klimpopov
          хотя можно его же айфоном по тыкве постучать...

          Боюсь что ответ будет таким:"О! Айфон! Там есть блюпуп и вифи"

          Цитата: klimpopov
          ибо есть БАЗА на которой эти пробелы восполняются

          + Я бы добавил умение анализировать. Раньше учили "думать", а не заучивать.
          Нам в школе физик давал задачи из вступительных ХАИ, МАИ. И с улыбкой на лице говорил: "Решайте" smile
          1. Gari
            +3
            22 октября 2013 14:20
            Цитата: loft79
            + Я бы добавил умение анализировать. Раньше учили "думать", а не заучивать.

            Вот все верно учили думать , анализировать как я благодарен учителям географии , истории- моего любимого предмета, Русской литературы перечитал наверное все вообще всей Советской школе .
        2. +7
          22 октября 2013 12:34
          . Через 2 - 3 года работать на заводе будет не кому!!! Уже не кому, за счет пенсионеров живем! yes истинная правда,пенсионеров умоляем не уходить и не умирать,нормального токаря или фрезеровщика вообще не найти! у нас директор даже сам привозил из дому спеца и увозил после работы,все условия -только сделай дорогой! ситуация вообще не смешная,а нам Рогозин напевает про новейшие разработки...делать то скоро кто будет ? китайцев звать ?
          1. +1
            22 октября 2013 16:29
            Все чаще умоляем не умирать а потерпеть. Но перспективы то не видно...
      2. +14
        22 октября 2013 09:35
        Старшая дочь учится в 7-м классе. Учится хорошо. Если есть проблемные моменты, то с ней жена занимается. Если что-то сложное, то меня привлекают. Недавно привлекли к домашнему заданию по физике. ))))))
        Я частично в осадок выпал...Задача заключалась в том, что бы назвать физические процессы:
        УЗБЕКСКАЯ ПОСЛОВИЦА "Волка НОС кормит" ...какой физический процесс? ))))))
        Я начал толкать что-то из аэродинамики, но не проходили они ещё аэродинамику...
        по теме урока напрашивалась диффузия...(если только соплей, а остальное чистая физиология с химией, анатомией или ещё с хрен знает чем, но не физика)
        я ребёнку объяснил что к чему...мои призывы сходить в школу и самому поинтересоваться правильным ответом жена отвергла)))))
        уже молчу про наличие и содержание узбекской пословицы ))))) дабы не разжигать...)))))
        И таких перлов в учебниках на каждом шагу...уже седьмой год в недоумении...то ли ещё будет, скоо мелкая в школу пойдёт.
        Благо старые советские учебники остались, по ним будем физику с математикой изучать.
        1. +9
          22 октября 2013 09:51
          Вот вот у меня тоже учебники еще с 50 - х по физике и математике. Прихожу к выводу что своих детей будем учить сами. Если что бабушка с дедушкой помогут, чего сам не осилю. Плюс есть преподаватели старой школы (еще живы, даст Бог им долгой жизни), на современную школу надежды нет...
          1. pahom54
            +4
            22 октября 2013 12:07
            У меня у самого эти учебники сохранились, в частности, Киселев, так с внучкой занимаюсь потихоньку...
            И базу знаний нужно как-то самим выстраивать своим внукам и детям, пока еще своя советская база сохранилась...
            Правильно кто-то вверху сказал: в советской школе учили ДУМАТЬ!!! То же самое было и в советской высшей школе. Тот багаж, который получил при учебе в ВУЗе, до сих пор помогает мне по жизни. А с многими современными знатоками с дипломами о высшем образовании разговариваешь, как с инопланетянином...
          2. 0
            22 октября 2013 19:09
            Учебники 50-х это самое то. Страна после войны и за парту надо было посадить людей разных возрастов. Учебник должен быть написан без лабуды. Просто и понятно. Любой процесс можно объяснить доходчиво. А не то, что потом пошло, я уже не говорю о современной редакции. Муть.
    2. +2
      22 октября 2013 11:07
      вообще болонский процесс зачем он России? Нам "реформировали" образование, причем главной озвученной целью, является признание российского образования за рубежом, откинем сказки про студентов которые должны приезжать в Россию толпами за образованием, одни трудности в предварительном изучении русского языка, ставят этому солидный барьер, ну и в сухом остатке признания российского образования за рубежом, облегчение эмиграции наших детей, естественно уже получивших образование, те интеллектуальное ограбление России.
      1. serg_uhp
        +3
        22 октября 2013 12:55
        Болонская система образования - это когда болонка умнее хозяина...
    3. +2
      22 октября 2013 14:11
      друзья , помогите , Может быть не в тему, но запил , , Посоветуйтей . Кто Чем Богат В Смысле опыта.
      1. +1
        22 октября 2013 14:16
        Цитата: arkady149
        но запил , , Посоветуйтей . Кто Чем Богат В Смысле опыта.

        первый день пьёшь до изумления.второй день начинаешь похмеляться с утра,к вечеру опять очень тёпленький. третий день с утра сто грамм и бутылочку пивка,в обед горячего жидкого и грамм 200. вечером перед сном можно пару пива. на четвёртый день утром как огурчик(не в смысле,что зелёный и в пупырышку) drinks
      2. +1
        22 октября 2013 14:24
        Что в Вашем понимании "запил"?
        "Для одних я алкаш конченный для других трезвенник несусветный"
      3. Gari
        +1
        22 октября 2013 14:27
        Цитата: arkady149
        друзья , помогите , Может быть не в тему, но запил , , Посоветуйтей . Кто Чем Богат В Смысле опыта.

        Уважаемый я люблю выпить с друзьями и очень даже хорошо так посидеть ,но только раз в недельку, ну может два,но не больше .Потом на выпивку смотреть не могу.
        Пока сам себе не поможет никто не поможет,постарайся настроится ,не знаю держись но не пей - если ты мужик значить можешь бросить.
      4. serge
        +2
        22 октября 2013 15:41
        Из запоя нельзя выходить резко - можно получить белую горячку. Любой запой рано или поздно кончается сам. Начало запоя может спровоцировать приём большой дозы крепкого спиртного - 350-400 грамм. С пара бутылок пива запой не начнётся. Если запойное пьянство сформировалось - это на всю оставшуюся жизнь. Нужно или бросать пить или хотя бы полностью исключить приём любого крепкого спиртного.
        1. Gari
          0
          22 октября 2013 16:03
          Цитата: serge
          Начало запоя может спровоцировать приём большой дозы крепкого спиртного - 350-400 грамм.

          Не хвалюсь ,но садимся пить то пьем не бутылку, а по бутылке на брата, как минимум,в принципе как вечер удастся ну и как же без пива,а сколько его пьем кто считает главное,чтоб весело было,чтоб компания была хорошая . Ведь не только пьем,а говорим и между делом пьем.
          Вообщем гулять так гулять, могу нормально так посидеть, раньше бывало почаще ,сейчас уже раз в неделю, ну максимум два , все таки уже немножко постарел,но следующий день ни ни .
    4. +3
      22 октября 2013 14:13
      Не статья а крик души! Готов подписаться под каждым словом. Мне кажется, что положение с образованием является отображением всего происходящего в стране. Дилетанты пытаются самоутвердиться и показать свою необходимость проводя реформы ради реформ. Вопрос профессиональной пригодности для занимаемых чиновниками должностей сегодня не ставится совсем. Отсюда и Сердюков на посту МО , и ДАМ на посту примьера и пр., пр., пр.
      А платное образование в некоторых западных странах, на которые так любят равняться наши реформаторы, часто расценивается , как более слабое. Считается , что дети посещающие платные школы не способны самостоятельно усваивать программу по тем или иным причинам ( например из за необходимости подтягивать язык преподавания) и требуют повышенной опеки.
      Теперешнее правительство в принципе не рассматривает консерватизм , как здоровую государственную политику. Почему то превалирует мнение , что до недавнего прошлого страной управляли сплошные кретины за которыми все необходимо переделывать.
      Печально это!
      1. 0
        22 октября 2013 19:29
        всему что знаю ,обязан советской системе образования.это факт.против этого не попреш.совесть не позволит.
  2. +6
    22 октября 2013 08:12
    наверное умный мужик,этот Привалов...но вывод идиотский.если государству выгодно иметь стадо баранов-оно(государство) и занимается селекцией.при чём тут меценаты?
  3. Валерий Неонов
    +9
    22 октября 2013 08:18
    ...кому и зачем понадобилось убивать школьное образование, как спасти то немногое, что от него пока еще осталось, и кому это делать.Как обыватель среднестатистический:
    -понадобилось англосаксам,чтобы "убить" Россию;
    -правительство в отставку всенепременно с тюремными сроками;
    -только Президенту совместно с ФСБ,набраться решимости и...см.пункт №2.
    hi
    1. Новая Русь
      +1
      22 октября 2013 10:44
      "понадобилось англосаксам,чтобы "убить" Россию;" Потрясающе! Как зовут главного англосакса который это проводит и снял взыскание с Ливанова?)

      "только Президенту совместно с ФСБ,набраться решимости" И сдать подельников?) Его ж братва уважать перестанет!
    2. +3
      22 октября 2013 12:39
      это как же сами себя то они посадят?это ж какая революционная сознательность должна проснуться! lol
    3. +1
      22 октября 2013 12:58
      Цитата: Валерий Неонов
      ...кому и зачем понадобилось убивать школьное образование, как спасти то немногое, что от него пока еще осталось, и кому это делать.Как обыватель среднестатистический:
      -понадобилось англосаксам,чтобы "убить" Россию;
      -правительство в отставку всенепременно с тюремными сроками;
      -только Президенту совместно с ФСБ,набраться решимости и...см.пункт №2.
      hi

      Так кто согласен с п. № 2 возмите и проголосуйте. Египет чудил и то 20 млн. подписей собрали, а мы в коментариях кричим, а появилась хоть чья-то инициатива и то всего лишь 2 млн. подписей http://www.opentown.org/news/20362/
  4. +22
    22 октября 2013 08:21
    hi
    Тупым быдлом управлять легче. К чему и стремятся прозападные либерасты. Им не нужен умный народ, а то вопросы еще задавать начнут умные, а они отвечать не привыкли, привыкли только карманы набивать. fool
    1. +10
      22 октября 2013 09:34
      Цитата: major071
      К чему и стремятся прозападные либерасты.

      это которые гаранты конституции - назначишие Ливанова,Фурсенко,и др либероидов?
  5. +8
    22 октября 2013 08:47
    И опять по тем же граблям... У России две беды:дураки и дороги,но теперь к ним добавилась третья-дураки у руководства народным образованием!Только враги стканы и народа могли придумать такую реформу,при которой у руководства образованием оказались непрофессионалы,а проще говоря дураки (безпринципные менеджеры),готовые за тридцать серебренников погубить свою страну и народ.
  6. +11
    22 октября 2013 08:49
    Основная причина постоянного реформирования - это само реформирование. Потому что при нем очень удобно списывать десятки миллионов, причем никакой суд никогда не поймает воров. На что ушли деньги? На реформы? Кто потратил деньги? Я! А кто определит, это реформы или кража? Я определю, согласно должности...
    Посылка о том, что верхушка хочет съэкономить ложная. Денег у страны завались, вот чего море того море. Гораздо перспективнее идея, что нужно ограничить количество "умняка". То есть людей, которых подняли выше их способностей. Если с молочных когтей обучать тигренка разным цирковым трюкам, его мозг будет развит гораздо больше, чем у обычного таежного тигра. Поможет ли это ему в тайге? Нет, не поможет. Скорее всего он умрет. А если не умрет, то окажет разрушительное действие на тигриную популяцию.
    В советской школе был момент, который в конце концов и привел нас туда, где мы как раз сейчас и процветаем... Знания - это сила. Высказывание мощное, но намеренно неполное. Неизмеримо большая сила - умение распорядиться знаниями... Поэтому обучение тяжелым и сложным вещам - награда. Приз, привилегия, нечто, чего нужно добиться и нужно прикладывать серьезные усилия, чтобы это удержать. А советская школа давала, точнее изо всех сил пыталась давать образование всем. И большинство яростно отплевывалось...
    Люди стали воспринимать образование как нечто, что им обязаны дать... а они не обязаны получать. Паразиты в квадрате. Мало того, что большая часть класса не учится сама, так еще и мешает тем, кто желает учиться. Что само по себе наносит огромный ущерб обучению лучших.
    Десятилетия реформ уничтожили советскую школу. А реформы все так же нужны...
  7. +5
    22 октября 2013 09:09
    Проблема школьной реформы как и всех других реформ в том, что ее осуществляют в лучшем случае теоретики, а как правило делетанты.
    1. +13
      22 октября 2013 09:33
      В основном предатели! Остальное вторично...
  8. v.lyamkin
    +8
    22 октября 2013 09:09
    Далек от современной школы, в семье никто не учится. Но в статье все очень похоже на правду. Спасибо автору.
    1. +3
      22 октября 2013 09:34
      В статье описана современная ситуация. Я именно это наблюдаю.
      1. +1
        22 октября 2013 13:05
        нужно срочно что-то делать. надо возвращать советскую систему образования, а то будет поздно. у меня мама учитель - давно на пенсии, так не дают отдыхать- все время просят бывшие ученики позаниматься уже с их детьми, так как в школе их ничему толком не учат.
        двоюродная сестра учитель. так вот она упрямо защищает егэ и эти долбанные реформы. потеряем учителей ведь скоро. пожилые уйдут, а молодёжь другого не знает.
        1. +1
          22 октября 2013 13:45
          Эта ситуация везде. Уходят люди жившие и работавшие в СССР, смены им толком нету.
          По поводу ЕГЭ, а чем мотивирует Ваша сестра?
          Просто когда я в живую начинаю спорить о ЕГЭ мне толком ответить ни кто ничего не может, только общие фразы.
          1. +1
            22 октября 2013 15:25
            По поводу ЕГЭ, а чем мотивирует Ваша сестра?

            теми же фразами, что и фурсенки с ливановыми. про то как любой выпускник с колхозу поступит в МГУ, и без всякой коррупции и нервотрёпки на выпускных и вступительных экзаменах.
            а мне вот повезло laughing именно наш год с 4-го класса ежегодно сдавал экзамены.если мы в 5-м классе то в 4-м уже отменили, а в 6-м еще не приняли. и так год за годом. и ничего- привыкли.
            1. +2
              22 октября 2013 16:21
              А Ваша сестра в курсе какая ситуация сложилась с ЕГ на СК? Когда из - за того что в ВУЗы набраны "отличники" из республик и квота закрыта, ребенок не смог поступить? Это так один из примеров. Она действительно верит во всю эту чушь фурсенковскую? Правда не хочу обидеть, но вот у меня такое мнение складывается что Ваша сестра только что после пед. института.
              Да и вообще мне все это интересно в разрезе конечного результата а именно человека который приходит после ВУЗа, а еще лучше в процессе обучения в нем, в какую - либо сферу деятельности и начинает работать. Так вот точно скажу, что выпускники, или нет, не так, абитуриенты и студенты обучающиеся по болонской системе не конкуренты студентам, ну или молодежи обучавшейся "традиционно". Может где-то не корректно но это то что я вижу.
  9. +4
    22 октября 2013 09:11
    Проблема школьной реформы, как в принципе и других наших реформ том, что ее осуществляют в лучем случае теоретики, а как правила дилетанты.1. МВД, 2.ВС и т.д.
  10. +15
    22 октября 2013 09:18
    Фурсенко (С 9 марта 2004 — министр образования и науки Российской Федерации в Правительстве М. Е. Фрадкова.
    24 сентября 2007 сохранил свой пост в Правительстве В. А. Зубкова.
    С 12 мая 2008 — вновь министр образования и науки в правительстве В. В. Путина. С 11 января 2010 года — член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции): "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других."

    Дальше будем обсуждать? )))))
    Гвозди им уродам пора в голову забивать...живым...(я не призываю/разжигаю - я своё мнение высказываю)
    1. Новая Русь
      +3
      22 октября 2013 10:50
      А при чём тут Путин?) это агенты ГосДепа в правительстве) yes
      1. +5
        22 октября 2013 11:25
        А-а-а-а!!!! )))))))))))))) laughing
        У контрразведчика в правительстве агенты ГосДепа!!!!
        Так он ещё и контрразведчик никудышный?!!!!))))))) wassat
        1. +3
          22 октября 2013 11:49
          Цитата: Goodmen
          А-а-а-а!!!! )))))))))))))) У контрразведчика в правительстве агенты ГосДепа!!!!Так он ещё и контрразведчик никудышный?!!!!)))))))

          агентурная шушера не всегда должна знать своего резидента... winked
  11. +3
    22 октября 2013 09:19
    Знание-Сила,лиши людей знания и лишишь их силы,люди превратятся в тупое стадо покорное воле хозяина.Это наверное голубая мечта нашей власти.
  12. +5
    22 октября 2013 09:55
    Я тенденцию заметил - вместо того, что бы нормально объяснить почему, что 3+5=8, в извращённой форме параллельно пытаются развить нестандартное мышление.
    Нестандартное мышление, логика - дело хорошее, но может нужно их отдельным предметом выделить, а не запихивать во все остальные (касается математики, физики и пр. тех. предметов.)?
    но этого делать не будут, т.к. данные гибриды являются хорошей ширмой для электората...ширмой за которой скрывается отсутствие глубины изучения предметов...ИМХО
    если что, я в физмате при МИФИ учился, есть с чем сравнить...)))))
    1. +4
      22 октября 2013 11:17
      а я еще обратил внимание, заучивание абсолютно ненужных сведений, вместо изучения процессов и технологий, зачем по химии зубрить название "двухлор-какую-то соль черт знает чего", есть химическая формула, есть зонная теория, знать надо валентность и молекулярные веса, а память развивать, пожалуйста зубрите слова на уроках иностранного языка, и память развивается и знание слов - один из китов владения языком. кстати была такая школа ЗФТШ.
    2. 0
      22 октября 2013 13:03
      +++ совершенно согласен, вместо того чтобы доступно объяснить сколько будет дважды два, сознательно стремятся запутать. Почему бы не ввести отдельно предметы на сообразительность.
  13. Сапог под ковром
    +3
    22 октября 2013 10:26
    Образование требует модернизации! Глубочайшей и не той, что продавливают наши чиновники! Я отучился в техническом ВУЗе и не могу сказать, что рад этому, потому что материальная база, которую даёт университет устарела и зависла ещё в советских реалиях. Сейчас рынок труда оснащен другими условиями, требующие других знаний. Сейчас отучиться в университете (не говорю о передовых московских ВУЗах, потому что не знаю что там и как), это просто показать будущему работодателю, что ты смышленый человек, который способен разобраться в той или иной наукоёмкой сфере деятельности. Конечно в военных учебных заведениях ещё учат, потому что там сохранились моральные устои, где люди более менее добросовестно относятся к качеству образования.
  14. 3935333
    +6
    22 октября 2013 10:42
    не нужна нашему образованию никакая модернизация, Советская школа и образование ,вообще институт образования , наша фундаментальная наука - это лучшая в мире модель образовательного процесса начиная с детского сада заканчивая курсами переподготовки и аттестации на производстве! нужно просто немного вписать эту модель в нынешние реалии (как это сделали англо-саксы, и др. страны "партнеры"). Мы скоро потеряем основное - Интеллектуальную и научную ЭЛИТУ России. Останутся одни выскочки с "Красными" дипломами западных экономических образовательных учереждений, так сказать МАГИСТРЫ и Светила у которых родители состоят в Финансовой Элите нашей родины. Зачем нам, стране из которой делают БАНАНОВУЮ Республику - Научная Элита! нашим "друзьям она не нужна..... "друзьям" нужны послушные, смотрящие "телешоу", жрущие тупые рабы!
  15. grafrozow
    +4
    22 октября 2013 10:42
    При всех ее минусах советская школа была действующей системой, которая обеспечивала некий базовый уровень образования практически всем.
    Так и учителя были другими,и профессия- учитель была престижной,а сейчас? Развалили все на хрен,скоро и учителей с Азии работать позовут,тогда вообще будет полный 3,14..Ц.
  16. -1
    22 октября 2013 10:43
    тут про произведение Толстого упоминали. Ответьте честно. Вы читали войну и мир в школе? Вы помните сколько страниц надо было прочитать до следующего урока? Я могу с 99-и процентной уверенностью сказать что пацаны не читали. Не читали как двоечники так и отличники.
    1. +6
      22 октября 2013 11:28
      Цитата: МойВрач
      Вы читали войну и мир в школе?... Я могу с 99-и процентной уверенностью сказать что пацаны не читали. Не читали как двоечники так и отличники.

      сегодня проблема в том, что "Войну и мир" не только пацаны не читали, но и сами "учителя"...
  17. +6
    22 октября 2013 10:46
    Цитата: klimpopov
    Вот вот у меня тоже учебники еще с 50 - х по физике и математике.

    У меня дома где-то есть задачник по тригонометрии 1911(вроде) года издания. Для гимназий. Мама дорогая!! Сейчас бы это назвали задачами повышенной сложности. Современным школьникам эти задачи решить нереально. А тесты окончательно вгонят образование в гроб. И ещё. На самом деле главная составляющая образования-это самообразование! Преподаватель лишь показывает направление и помогает при изучении материала. Школа прежде всего должна воспитывать в учащихся стремление к образованию. Чему тесты уж ни как не способствуют.
    1. +3
      22 октября 2013 11:15
      Естественно! Я тоже об этом. Просто назвал это БАЗОЙ на которую и накладывается все последующее полученное в ходе так называемого самообразования.Если человек имеет представление о той или иной области, то он без труда восполнит недостающие знания. Опять же зубрить НЕ НУЖНО все подряд, есть справочники Интернет и так далее, но вот что бы знать как найти нужную информацию нужно комплексное понимание, это справедливо для всех наук. Мое мнение.
      У меня дома где-то есть задачник по тригонометрии 1911

      Если не затруднит с удовольствием бы пару сканов посмотрел.
      1. +2
        22 октября 2013 11:28
        Цитата: klimpopov
        Если не затруднит с удовольствием бы пару сканов посмотрел.

        Постараюсь найти.
    2. +3
      22 октября 2013 11:17
      Привет, Юрий!
      Многие мои учители старались не только дать мне знания, причем в понятной форме, но и учили думать. Благодарен многим за это.
      Сейчас учатся два внука - так плакать, материться и драться хочется! Нормально учат лишь платно и в кружках.
      1. +5
        22 октября 2013 11:27
        Здравствуй Саша! Мой завкафедрой (кстати ученик Н.Н.Боголюбова)говорил:"Мы вам не знания даём! Мы вам даём алгоритм получения знаний!". Тысячу раз убедился в его правоте, т.к. в жизни много чем пришлось позаниматься. Если есть желание, время и литература, то можно разобраться в любой области знаний. Ну если не на высоком профессиональном уровне, то на начальном профессиональном уж точно.
  18. +6
    22 октября 2013 11:05
    Большинство на сайте считает, что образованием десятилетие командуют почти вредители.
    Большинство на сайте считают, что экономикой десятилетие командуют почти вредители.
    А самое интересное, что большинство на сайте считает, что ВВП никакого отношения к провалам в образовании и экономике не имеет.
    1. +4
      22 октября 2013 11:20
      Цитата: Мой адрес
      ...образованием командуют почти вредители...
      ...экономикой командуют почти вредители...
      ...ВВП никакого отношения к провалам в образовании и экономике не имеет.

      ...скорее всего... "почти" не имеет laughing
  19. +7
    22 октября 2013 11:15
    Зачем учиться в школе?Зачем напрягать голову?Отсидел все эти годы.После окончания купили родители ЕГЭ,и иди учиться дальше,куда угодно,опять же за деньги.Все покупается,все продается.Опять же отсидел,к примеру в медуниверситете,получите пожалуйста диплом,вот вы уже и доктор.А что там дальше видно будет.Подумаешь кого то перелечил,кого то наоборот недолечил,кто то из за этого умер,делов то ,одним больше,одним меньше.Страшные времена настали друзья мои.
  20. -2
    22 октября 2013 11:37
    Вынужден минусануть материал. Объясню почему.
    1. Излишне сгущаются краски.
    2. Двое маленьких племянников жены учатся в начальных классах и все мы наслышаны о ходе их учебы.
    Так вот, программа обучения чрезвычайно насыщенная и сложная! Я бы не сказал, что уровень школьного образования низок! Нет! Знаю ситуацию и по старшим классам - очень многие помимо школы посещают множество доп. занятий с репетиторами. Т.е. кто хочет - дает очень хорошее образование детям и сегодня!
    У многих знакомых детей переманивают в США, чего я категорически против, но это говорит о ценности наших специалистов. И в ВУЗах на очных отделениях высокий уровень образования! Я сам всю жизнь в этой сфере и кое-что знаю. Учился я и в техникуме в Самаре - тоже только похвалы преподавателям! Когда один препод меня немного тиранил по "Эл.машинам", то сказал мне: я хочу Человека из тебя сделать... Так что, не нужно излишне тоже нагнетать на наше образование.
    1. +1
      22 октября 2013 11:56
      Ключевая фраза "кто хочет"...
      По советской системе ЛЮБОЙ отучившийся худо - бедно поступал в ПТУ и потом шел работать. Те кто хотел большего (а главное мог) шел в институт, то есть был комплексный подход к образованию от дет сада до аспирантуры. Сейчас этого нет.
      Программа может быть любой сложности, вопрос в ее актуальности и усваиваемости, можно в первом классе и квантовую механику начинать учить (утрирую конечно) толк будет?
      То что США и запад переманивает талантливых и образованных не новость, согласитесь таланты и желающие учиться есть всегда, вот они(запады) и вывозят их что бы поставить себе на службу. Опять же своя страна им предложить ничего не может.
      Естественно что дать образование можно и самому при желании. Потом вырастут дети детей которые учились по новой системе, потом дети тех детей, понимаете к чему я?...
      1. 0
        22 октября 2013 12:32
        Не думаю, что по данной теме можно тут так просто всерьез рассуждать, а не достаточно абстрактно. И заметьте, тут акцент на школьном образовании!
        Вы выходите сильно за этот акцент. Тогда я бы также мог привести аргумент как и Вы, что разоравана связь производства и образования и пр. Но, это слишком обширная тема...
        1. 0
          22 октября 2013 12:43
          Да но ведь школа это база, которая не может быть в отрыве от всего образования, В остальном согласен, обширная тема.
  21. Сапог под ковром
    +1
    22 октября 2013 11:55
    Цитата: 3935333
    нужно просто немного вписать эту модель в нынешние реалии (как это сделали англо-саксы, и др. страны "партнеры").

    Сударь, вы сказали что модернизация ненужна, а в данной цитате вы сами себе противоречите. Все привыкли петь, что мы всё теряем, мы везде отстаём, на масонов гнать вообще превыше всего. Я не спорю, так всё и происходит, но что от этого толку? Поверьте, никто не станет возвращать фундаментальность бывшего советского государства, потому что это не выгодно тем, кто сидит в чиновничьих креслах, т.к. нужно вкладывать деньги. В ваших словах слово "немного" совсем не укладывается для развития современной модели сегодняшнего успешного образования. Вы просто рассекаете воздух своей шашкой, не более ...
  22. AlexCPP
    0
    22 октября 2013 12:13
    Не знаю статья не совсем полная. Тут проблема рассматриваться с точки зрения именно гуманитарных наук(которые простите за резкость высказывания не могу рассматривать как науки,а лишь говорю как вероятностные учения где правды или факта не найдешь). Так вот я сам выпускник НГУ мехмат там же закончил аспирантуру. С точки зрения точных и наук естествознания у нас пока что очень не плохо учат(особенно с учётом того что например во многих Европейских странах уже давно не изучают геометрию Евклида в школах). И математику с физикой дети знают достаточно хорошо можно сказать что лучше сверстников из Европы. А если вам моих слов не достаточно то множите посмотреть статистику по международным олимпиадам по математике и физике среди школьников. Проблема у нас не в высшем и школьном образовании. А именно становлении или приобретение статуса молодого учёного после завершении высшего обравнивания.Так же жизнь молодого учёного не совсем сахар. При мне несколько очень талантливых людей эмигрировали за границу чтоб продвигать свои идеи и их науку к сожалению.
    1. Штатский
      0
      22 октября 2013 21:23
      У моего брата красный диплом МИФИ (в Ниццу сейчас летит, олигарх). Крестник учится в Бауманке ...
      Вы на самом деле считаете, что такие результаты, это заслуга общеобразовательной программы, школы ???
  23. pahom54
    +3
    22 октября 2013 12:17
    Статья умная и полезная...
    Однако автор говорит несколько однобоко об экономической стороне реформ в образовании. Что-то здесь немного не клеится с точки зрения экономической теории.
    Чем богато государство? В первую очередь экономическим ресурсами. Однако одной из составляющих экономических ресурсов являются человеческие ресурсы, а в них получение качественного общего и профессионального образования является важнейшим фактором. И этого недопонимать те, кто якобы за стаканом чая решили удешевить получение образования в России, не могли не понимать.
    Получается вывод, как всегда, один: враги, враги, всюду враги. Подтверждением "вражеских" выпадов против нашего образования является то, что дети практически всех чиновников учатся за рубежом.
    Кстати, то, что наши ВУЗы в каком-то рейтинге который год не входят то в первую сотку, то в первую двухсотку, - это, считаю, чисто политическая брехня. то есть игра в политику, перенесенная на псевдонаучную сферу. Такие люди, как ректор МГУ Садовничий, и многие другие ректоры, преподаватели высшей школы, сумели сохранить и кадры, и уровень образования в сегодняшние дни.
    Только что вот будет через 5 - 7 - 10 лет??? В ВУЗы придут тупые выпускники среднеобразовательных школ, а преподавать им будут такие-же тупые педагоги???
    Так что вот это реформаторство в образовании опять таки можно определить как государственная измена...
  24. +5
    22 октября 2013 12:34
    Господа! В Российской Империи было блестящее образование, и многие достижения СССР обязаны ему. В Советском Союзе удалось многое сохранить от старой системы просвещения, несмотря на попытки сломать её, например, в 1920-е годы /*бригадные методы* обучения, одна оценка на всех и прочие *инновации*/. Всплеск творчества действительно был и в начале 1990-х годов: мне с соратниками, например, удалось возродить первый в стране Кадетский Корпус в Новосибирске... Сейчас же идёт УБИЙСТВО просвещения, причём изощрённое, и автор статьи чётко показывает это: уничтожается суть образования и воспитания, а вместо этого воцаряются бумажные отчёты в неимоверных количествах, ЕГЭ и пресловутые *педагогические измерения*. А не они должны быть главным: УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК - вот основа школы, которую надо спасать! Это не голословный призыв - тружусь в народном просвещении /которое надо именовать теперь отвратительно: *образовательными услугами*!/ 44-й год и хочу успеть ещё что-то сделать...
    1. Egor.nic
      +2
      22 октября 2013 14:56
      Вы абсолютно правы! И очень жаль, что такие как Вы - рядовые учителя и преподаватели - являются заложниками этой сумасшедшей министерской машины и бессильны исправить это. Если народ не прекратит сам такой крестовый поход против него.
      Пожалуй единственное, что можно еще сделать, так это сохранить то, что сохранилось от разбившегося целого - тех умных и прекрасных педагогов с большим опытом и знаниями, которые в индивидуальном порядке смогут передавать свои знания тем, кто в них истинно нуждается и кто став впоследствии новыми побегами, сможет возродить все сызнова в России.
      Жму руку и с глубоким уважением!
  25. waisson
    0
    22 октября 2013 12:36
    загубили позор а когдато веть оно было кузницой ума в мире и здесь не обошлось без амеров
  26. +6
    22 октября 2013 13:31
    ОБРАЗОВАНИЕ ПОГИБЛО!!!
    Ай-я-яй, кто бы мог подумать. Типа - не ждали, не гадали, а отворяй ворота? Ну наивняк, чистейшей воды. Ведь это НЫНЕШНЯЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА - превратить население в неграмотных и тупых. Такими легче управлять. Вот дали тебе возможность иметь крышу над головой, выпить и закусить, огород и машину, ну и сиди у телевизора и не рыпайся. Мы сами всё тут с корешами порешаем. Нам альтернативы нет. Мы за границей академии позаканчивали, мы теперь шибко умные и дети наши выдающиеся. Будут после нас вами рулить. Ну, типа, Россию с колен поднимать (из ямы вытаскивать).
    Подождите немного, то ли ещё будет.... Оптимизма точно поубавится.
    1. +6
      23 октября 2013 06:14
      "Дети-наше будущее".
      У государства, которое об этом не помнит нет будущего !
  27. +2
    22 октября 2013 14:17
    Зачем рабам образование? Рабам трубы достаточно минимальных знаний. В этой стране думающие не нужны - будуть думать, захотят истинной свободы.
  28. sem.sorok
    +2
    22 октября 2013 14:32
    Цитата: saag
    «Кто учится даром — тот даром учится»
    Сомнительно, мы учились в советской школе меньше по времени, а сейчас учеба начинается с детсада, а знали больше, так что платное образование в школе это вообще нонсенс, за деньги поставят какие угодно оценки, это новый канал коррупции, надо отходить от болонского процесса, ЕГЭ, и брать модель советской школы


    Соглашусь. Супруга работает преподавателем в колледже. И признает что с каждым годом приходят все более тупые и тупые студенты. Не знающие даже аксиом типа теоремы пифагора. Да и собственные ощущения от общения с подрастающим поколением - выпускники школ, абитуриенты, студенты первых трех курсов - это печаль. Угробили систему образования которая развивала кругозор, а не утыкала человека в одну какую-то область. Систему в которой все-таки был и индивидуальный подход к ученикам. Эх блин, чего уж говорить
  29. Egor.nic
    +4
    22 октября 2013 14:41
    Автор глубоко не прав. Предлагая свою точку зрения, он фактически уходит в сторону от сути. Экономическая сторона это только прикрытие для достижения цели - полного и тотального разрушения образования в России, как в прочем медицины, науки, культуры и т.д. Что за этим последует - а последует деградация общества. Необразованным, полуграмотным обществом легче управлять, через ТВ, интернет и разных чудовещателей. И этот процесс уже давно активно ведется. Посмотрите внимательно, что вещают ваши телеприемники, что и кем выкладывается и пропагандируется в интернете, кто призывает на болотных и прочих площадях и улицах....
    Государство, где народ образованный, умный и культурный победить невозможно. Но страна, где народ разобщен и превратился в тупое управляемое стадо, разрушается сама по себе, достаточно прийти и взять, что нужно. Тем, кто изучал историю известны такие примеры.
    Будущее страны, как и образование, медицина, наука, культура, промышленность, сельское хозяйство зависят от тех, кто живет в стране, а не от тех министерских работников и низших чиновников, которые разрушают все это, кто намерено, а кто по глупости.
  30. +2
    22 октября 2013 15:01
    Подорвать саму основу государства Российского - вот главная задача масонов. Перспектива на будущее. Справиться с поколением соображающим по шаблонам куда проще чем с думающей нацией. Ну а "наше" правительство охотно им помогает. Вернее отрабатывает свои дивиденты.
  31. AlexCPP
    +1
    22 октября 2013 15:18
    Цитата: sem.sorok

    Не знающие даже аксиом типа теоремы пифагора.

    Извините конечно но аксиомы это аксиомы это факт не требующий доказательства в частности вся геометрия Евклида строиться на 5 аксиомах. Говоря грубо аксиомы должны обладать свойством полноты,непротиворечивы и единственности . Хотя это не для всех аксиом подходит например аксиоматики Колмогорова. А теоремы это факт который требует доказательств. Которые доказываются в том числе и благодаря леммам. А теперь про уровень не знаю но сейчас именно среди школьников не всех конечно но пошла мода учится и с кем я общался они читают, решают и т.д.. И в общем в системы образования пошел перекос сейчас каждый хочет получить высшее образование что не есть хорошо. Многие идут учиться просто ради протирания 4-5 лет штанов. Но при этом надо чётко понимать что стране нужны и рабочие руки которых и у нас с этим большой дефицит.
  32. 0
    22 октября 2013 15:58
    зрите именно в корень!
    Цитата: nov_tech.vrn
    вообще болонский процесс зачем он России? Нам "реформировали" образование, причем главной озвученной целью, является признание российского образования за рубежом, откинем сказки про студентов которые должны приезжать в Россию толпами за образованием, одни трудности в предварительном изучении русского языка, ставят этому солидный барьер, ну и в сухом остатке признания российского образования за рубежом, облегчение эмиграции наших детей, естественно уже получивших образование, те интеллектуальное ограбление России.
  33. 0
    22 октября 2013 19:39
    Реформа образование это обычный пример - хотели как лучше, а получилось как всегда! Стандарты образования и дифференциальный подход к обучению детей разных способностей это безусловно прогресс. Однако на самом деле в течение последних 2-х лет детей только и делают что натаскиваю на тесты ЕГЭ, превращая их в компьютерные зомби. А ведь это период, когда раскрываются способности и творческие способности подростков, когда в них нужно вкладывать морально-этические основы. Вместо этого учитель вынужден доводить до автоматизма решение тестов, от которых зависит статус школы и будущее молодых людей.
    Кроме того, достаточно много молодых людей, у которых при очень высоких способностях к физике и математики, очень низкие способности в гуманитарных дисциплинах либо наоборот. Как им быть? В советское время у них был шанс, приемная комиссия как правило учитывала не только оценки, но и личные способности и характеристики ученика. А с сейчас учиться в ВУЗах основном средняя посредственность, желающая получить не знания и умения, а корочку диплома. Реальные знания приходят только с опытом работы в организациях. Но по специальности идут работать менее 50% выпускников ВУЗов. Спрашивается кого и для чего мы учим?
  34. Штатский
    0
    22 октября 2013 20:39
    "единственный замысел, который прослеживается с начала до конца — это замысел экономии."
    Экономического управления, я бы сказал. Американское "мееенеджмент": поставить цели, под цели разработать критерии, мониторить и по результатам замеров распределять финансы. На выходе получим продукт. На самом деле никакой не продукт, а "правильно" выверенную отчётность - "мееенеджеры" не только те, кто с дипломами, с сертификатами курсов и не только в Америке. Очевидец и участник и внедрения всех этих ЕГЭ и ГИА, профильных центров и проектной деятельности. Того, что было на входе, и того, что после четырёхлетнего перерыва в педагогической работе увидел сейчас. Культурный шок !!! На самом деле погибли !!! Просто, до оторопи !!!
  35. Штатский
    +1
    22 октября 2013 21:09
    «Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах» ...
    Так. Но ещё и появление новых около-тюремных условий в школах. Про пенитенциарные учреждения ничего сказать не могу, а вот специфические изменения в школах очевидны уже давно. Не стало, например, учителей и оборудования для труда для мальчиков. Не стало дежурных. Отменили НВП, позакрывали тиры и позапирали даже воздушные ружья. Директор школы завучу воздушку пострелять не даёт. Человеку, который ещё школьником вырыл с военруком в этой школе тир, и ... арсенал малокалиберных ружей, воздушек, победы на соревнованиях, пять выпускников класса боевые офицеры)... Зато в каждой школе охранники, системы видеонаблюдения. Детей уже во всех школах города во время перемен из школы не выпускают, а продвижение детей в раздевалку и из неё напоминает кормёжку в концлагере (ну, как же, самое святое - собственность).
    И во время обычного своего школьного проживания ругаются ребятишки матом (караул !!! новая напасть !!!), зато на ЕГЭ "шмон" и изъятие сотовых телефонов (при колоссальных иных нарушениях).
  36. Штатский
    0
    22 октября 2013 21:44
    "Говорят они только, что выпускник, допустим, старших классов должен иметь такие-то и такие-то компетенции"
    Не "такие-то и такие-то", а на уровне сформированности учебных действий. Федеральный государственный стандарт. Новая детская неожиданность - ФГОСы (с корабля на бал, у меня за прошлый год по ним 120 часов курсов). Так вот, на курсах мало что понял, а книжки со стандартами купил - ахнул. Они там понаписали, что ученик должен на выходе из 9-го класса иметь в плане сформированности. С одной стороны, поубирали эти знания, умения, навыки (ЗУНы) и убрали ненужную тафтологию: Ученик должен не делать то-то и то-то, а, караул, УМЕТЬ ИЛИ ЗНАТЬ, КАК УМЕТЬ ДЕЛАТЬ !!! Но, с другой стороны, что они сделали ??? Отменили всю педагогическую и психологическую науку !!! Результаты для 9-го класса прописаны, а что нужно получить в 5-м, 6-м, 7-м, 8-м классах - нет. А завучи говорят - всё, ФГОСы, учебно-методический комплекс, учителя корректируйте. А у меня 33 часа в неделю уроков и почти 300 детей без домашников !!! А издателям учебников и программ пофиг !!! Они за свою зарплату несколько слов в своих программах и учебниках поменяют (в одном классе 4 варианта разного одно и того же учебника по обществознанию; Боголюбов - он, не математики, лоббировали ЕГЭ !!! Как акцизную марку глобус, символизирующий ФГОС на новые учебники и методички пришлёпали. На пустом месте учителю трудности создали !!! И не только учителю. У нас же в политике мееенеджеры !!! Бизнес простаивает !!! Школа должна обеспечивать детей новыми учебниками ценой в 400 руб. !!!).
    То есть делали делали своветскую и российскую систему образования. А теперь "делаешь", это означает что ??? Ломаешь ???
  37. Штатский
    0
    22 октября 2013 22:20
    Задачи на усложнение...
    К перечисленному следует добавить ещё и сводный, синергетический, результат. Учителя убрали из управления школьной жизнью сверху. У учителя уменьшаются возможности управления содержательной учебной деятельностью на уроке. Проблемы с содержанием, проходил "по полной программе" в прошлом году. Ты им про понимание, а они ... Посылают открытым текстом, потом массово списывают ГИА и оказывается правы. (Одна девочка из прошлого 9-го класса до сих пор подходит: "Вот, Вы говорили ..." Она, когда задумывалась над тестом, писала хуже, чем наугад, меньшие 20% ответов правильные, а на экзамене на 100 баллов списала). Так вот, это место (управление) незанятым не бывает. Например, сцепились с футбольными фанатами дворовая группа, объединились по интересу "кто круче националист", и ничего вы с этим тандемом не сделаете - сорвут урок. Либо берёшь ещё детёнышами, и дрессируешь, либо у подростков больше всех влияет на учебную деятельность имбицил или социопат - на них равняешься, чтобы не дай Бог, не сорвались. И здесь трудно что-то сделать... По крайней мере мне. Весь в обструкции, 7 уроков с незнакомыми и дикими для тебя - работа на выгорание, на износ, и фитнес не помогает... И когда ещё станешь своим. Ничего не изменится, управление в ряде школ возьмут социопаты - вот мой прогноз.
  38. Штатский
    0
    22 октября 2013 22:56
    «Какой выход из создавшегося положения? Выходов два — один более вероятный, другой менее вероятный. Более вероятный заключается в том, что с неба спустятся ангелы и все нам устроят. Менее вероятный — что мы сами что-нибудь сделаем».
    В Лондоне у коллег зарплата в 15 раз больше моей, они бастуют (а некоторые мои ученики в том числе в Лондоне в колледжах и университетах учились - и совсем не факт, что и деньги на их образование на самом деле не мои). Я не в смысле "бастовать", "бунтовщиков" и хулиганов, дадут дубинку, сам пойду колотить. Я в смысле оказания правильного силового воздействия, потому, что иначе нынешние не поймут. Из арсенала прошлого года: Пусть эти души финансируют, они это любят !!! Оставляйте на второй год !!! Они, второгодники, (и этого раньше как раз не наблюдал)в новых условиях совершенно другие, более присмиревшие и тихие. А ещё крайне важно таким образом разрушать в классах антирабочие группировки. А то, что директору бантики посшибают, так это его проблемы. Сами были директорами. Если ты прав, ничего они там особо, кроме минимизации зарплаты (а она и так такая) не сделают. (Рекламу зимних шин подкинут, но подбросить наркотики или реальное ДТП, это вряд ли).