О каюте 1-го класса

О каюте 1-го класса30 октября - День моряка-надводника

- Лорд Фишер в период Первой мировой войны говорил, что Британский королевский флот всегда путешествует первым классом. Нам бы хотелось, чтобы мы могли сказать то же самое и о российском военном флоте наших дней, - эта мысль, высказанная контр-адмиралом в отставке Владимиром Верегиным в ходе «круглого стола» «Быт моряка: как улучшить жизнь на корабле?», собравшего профессионалов судостроительной отрасли и ВМФ, представителей науки, определила основное направление дискуссии.

В самом деле, корабли нашего Военно-морского флота по вооружению, энергооснащённости и наукоёмкости всегда были сопоставимы с самыми совершенными зарубежными аналогами, иногда даже превосходя их. А вот в отношении удобств размещения экипажей, даже командного состава наших кораблей, они явно уступали по всем параметрам не только Британскому королевскому флоту, но и многим другим, как западным, так и восточным флотам.


Россия стала 30-м государством, ратифицировавшим новую международную Конвенцию «О труде в морском судоходстве», которая 20 августа нынешнего года вступила в силу. В ней прописаны правила защиты прав моряков и обеспечения условий их работы и службы. Один из руководящих разделов документа - «Жилые помещения и условия для отдыха» - предусматривает даже введение норм по дизайну и конструкции, вентиляции, отоплению, освещению, оснащению мебелью спальных помещений, кают.

Самое время проверить нашу готовность соответствовать международным стандартам. Как степень этой готовности и векторы её развития видятся проектировщикам, судостроителям, самим морякам? Об этом и шёл разговор в рамках этого злободневного и предметного разговора профессионалов.
Начальник Управления ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова» капитан 1 ранга Сергей СОЛОВЬЁВ:

О каюте 1-го класса- Нами пройден достаточно большой путь в решении обсуждаемой проблемы, внесены существенные изменения и в конструкцию, и в состав оборудования тех помещений, о которых мы говорим: кубрики, каюты, санузлы, камбузы... Движение в сторону улучшения бытоустройства началось. Но все результаты - пока только на бумаге. Непосредственно в металле мы имеем лишь две опытные каюты на корвете, которые делались без участия проектантов, к сожалению. И есть первый опыт отдельных помещений по корвету, заводской номер 1004, где ООО «Морские комплексные системы» выполняет работы. И это пока только первый шаг.

Если говорить в целом о проектировании кораблей для ВМФ, то такая тенденция есть: на кораблях Северного и Зеленодольского бюро, на кораблях ЦМКБ «Алмаз» уже внедряются новые стандарты обитаемости. Они касаются не только кубриков и кают, но и постов управления кораблём.

Все мы живем в каких-то условиях дома, работаем в определённых помещениях, и в этих направлениях есть определённые мировые стандарты и современные тенденции. Всё в мире меняется. Эти мировые тенденции должны находить отражение не только на земле, но и на кораблях, чтобы люди, которые, как говорят моряки, служат «на железе», находились в комфортных условиях, и эти условия помогали бы максимально хорошо исполнять им их обязанности.

Директор компании по оборудованию корабельных помещений ООО «Морские комплексные системы» Михаил МОЦАК:

О каюте 1-го класса- К сожалению, конструкторская мысль при создании кораблей прежде всего направлена на то, чтобы корабль был функционален по предназначению и имел привлекательный внешний вид, а внутреннее пространство не стало предметом первоочередной заботы. И мало кто видит, в каких условиях живут там люди. А между тем на надводных кораблях они живут постоянно, а на подводных лодках - в период нахождения в море.

Первая попытка переосмыслить дизайн корабельных помещений в нашей стране была сделана совсем недавно - в 2011 году. Над ней работал Роман Троценко, бывший президент Объединённой судостроительной корпорации. Именно он провёл открытый конкурс на создание внутреннего вида корвета. Корвет, как известно, малотоннажный корабль, и на нём трудно создать комфортные условия обитаемости для личного состава. Там даже кубрики не имеют правильной геометрической формы, удобной для обустройства, в них сложно вписать стандартную мебель.

Условия жизни моряков на судах и кораблях военного флота остались практически неизменными за последние 50 лет. Тяготы и лишения службы на военном корабле - это реальные тяготы и лишения. Их невозможно компенсировать ни наградами, ни добавками к отпуску, ни премиальными. Здоровье утрачивается один раз и не подлежит восстановлению. Поэтому сейчас на передний план должны выходить не только боеготовность, но и бытоустройство экипажей. Конечно, создать абсолютно комфортные условия и одновременно обеспечить боевое предназначение корабля очень трудно. Чем-то приходится жертвовать. Но нужно хотя бы подтянуть уровень комфортности нахождения личного состава на судах и кораблях Военно-морского флота до нормальных человеческих норм.

Кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательского отдела ВУНЦ «Военно-медицинская академия» подполковник медицинской службы Виталий ФИЛЮШИН:

О каюте 1-го класса- В силу своего предназначения наш Военно-морской флот всегда отдавал предпочтение вооружению, механизмам, живучести корабля, а люди были чуть ли не на последнем месте. Ситуация сейчас меняется. И конструкторы, и командный состав обращают внимание на условия существования экипажа -офицеров и матросов, но пока, полагаю, в недостаточной мере.

Когда я в своё время исполнял обязанности заместителя начальника медслужбы Балтийского флота, мы отправляли корабли в Аденский залив. Один из них был достаточно старым, 1990-х годов постройки. В составе экипажа служил доктором мусульманин. Я в разговоре с ним перед отправкой спросил: «Как же ты будешь там питаться, ведь в рационе из мясного есть только свинина?» Он сказал: «Я буду есть кашу». Но, вернувшись из того похода, признался, что ел всё! Так что условия обитания на корабле меняют и психику, и даже религиозные убеждения. Самое холодное помещение на корабле, как мне рассказали после того похода, было в медицинском пункте и в гальюне: +50 градусов. И туда все приходили охладиться. Случались психологические срывы. Потому что невыносимые условия службы, жара, периодические поломки оборудования, в открытом море - всё это накладывает отпечаток на психологию и здоровье людей.

Бывший начальник штаба Кольской флотилии разнородных сил СФ контр-адмирал в отставке Владимир ВЕРЕГИН:

О каюте 1-го класса- Принцип нашего флота был всегда таким: «Человек стерпит всё. Стерпит ли металл?» Орудие, торпедный аппарат должны быть всегда готовы к применению. И никто не обращал внимание на готовность моряка. А ведь было время, когда на флоте служили по 4 года. Сейчас служат всего 1 год. Современные моряки приходят на флот не из шикарных квартир, но вполне нормальных. И если не создавать комфортные условия для матросов, они не успеют адаптироваться и нормально служить.

После училища имени М.В. Фрунзе я начинал службу в гидрографии на достаточно комфортных «белых пароходах». Затем попал на проект 30-бис с открытым мостиком, в Североморске. Корабль был старше меня и состоял только из металла. В дальнейшем я служил на плавбазе, на эсминцах, БПК, потом на ракетном крейсере «Маршал Устинов». И везде условия жизни экипажа были далеки от комфортных. Считаю: прежде чем что-то построить, надо осмыслить, что ты строишь. Надо пожить на этом судне или корабле, чтобы уяснить, что такое «минимум комфортности», и как этот минимум довести до условий нормальной жизнедеятельности.

Научный сотрудник Управления ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова» Игорь КРАВЧЕНКО:

О каюте 1-го класса- Новые каюты, которые сейчас разрабатываются и устанавливаются, к примеру, компанией «МКС», вроде бы должны быть такими же, как на гражданских судах. Но у военных свои задачи. И даже если мы не ведём боевых действий, то должны быть всегда к ним готовы. Поэтому корабль в плане обитаемости должен быть построен из негорючих или хотя бы трудногорючих материалов. К слову, это условие никогда в российском судостроении не выполнялось. Впрочем, как и у некоторых зарубежных коллег. Вспомним хотя бы боевые действия за Фолклендские острова, когда у англичан вышел из строя фрегат из-за того, что произошло сильное задымление помещений от горящего линолеума. У нас до сих пор применяются такие же линолеумы, хотя все наши регламентирующие документы говорят о том, что подобные палубные покрытия применять нельзя.

Сейчас используются два вида английского линолеума, причем не самого лучшего качества, которые завалялись на иностранных складах. И при их применении нарушаются нормы. Например, допускаются нарушения даже по толщине линолеума: могут постелить толщиной в 1 мм, вместо 3-х мм. Причём фиксируют его на горючий клей, который разрабатывался ещё в 1970-х годах. Поэтому сейчас, когда применяются новые материалы при обустройстве, мы требуем, чтобы они по составу были негорючие или трудногорючие, медленно распространяли пламя по поверхности и имели бы малую дымообразующую способность. К сожалению, это не всегда получается, но мы последовательны в этом направлении.

Начальник отдела по освидетельствованию судовых норм судоходства Управления морских систем менеджмента Российского морского регистра судоходства (РМРС) Павел ЗЕМЛЯНСКИЙ:

О каюте 1-го класса- На старых судах, которые строились как морские, все нормы международных конвенций, санитарные правила соблюдались на приличном уровне. Условия для проживания были вполне допустимыми. В настоящее время не так много строится новых судов, и проявилась тенденция заказчика отходить от международных норм. Это вызвано тем, что был ослаблен контроль над соблюдением существующих требований. На мой взгляд, заказчики и судовладельцы должны быть заинтересованы в том, чтобы суда и корабли были эргономичными, а помещения на них были достаточно комфортными. Моряки сегодня - это операторы. И должны не только работать, но и полноценно отдыхать: и телевизор смотреть в свободное время, и общаться с семьей. Для судов, работающих в тропиках, необходимы кондиционеры. Кстати, военный флот сейчас испытывает недостаток в моряках контрактной службы. И если бы помещения на кораблях были более комфортными и отвечали требованиям времени, думаю, эта проблема решалась бы успешнее.

Научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения заслуженный конструктор РФ Виктор ИВАНОВ:

О каюте 1-го класса- Я тоже помню времена, когда матросы служили по 3-4 года, а для офицеров корабль вообще был жилым домом. Мы, как проектанты, старались даже в жёстких условиях советского времени, когда обитаемости уделялось не очень большое внимание, разнообразить и улучшить комфорт на кораблях. Должен сказать, что и сегодня не всё у нас плохо. Например, корабли 2-го поколения, о которых упоминал контр-адмирал Верегин, с открытыми мостиками, пользовались большим успехом у зарубежных заказчиков.
Благодаря мудрости руководителей проектных организаций потенциал сохранен. Но хочу заметить: какие бы прекрасные корабли мы не проектировали и строили, пока не будет организовано на должном уровне базовое береговое обеспечение, сдвига не произойдет. Мы можем внедрить на суда современное камбузное оборудование, пароконвектоматы, линии раздачи и многое другое, но на берегу это пока зачастую не поддержано.

Есть у нас и руководящий документ об архитектуре судов, кораблей, где прописаны функциональные эргономические требования, общие тактико-технические требования по медицине. Этими документами руководствуемся до сих пор, и они обеспечивают такие условия, чтобы моряк пришёл и выслужил положенное, и ушёл здоровым человеком. В течение последних трёх лет заметна динамика в этом вопросе: пошло проектирование, строительство, модернизация кораблей. В Северодвинске раз в два года проводится конференция по обитаемости, и на ней сами проектанты, судостроительные заводы и заказчики поднимают эти вопросы. Промышленность, чтобы выжить и развиваться, проявляет активную инициативу. Я счастлив, что на моих глазах Военно-морской флот начинает возрождаться, и я в какой-то мере немножко к этому причастен.
Автор: Гульнара Шаразыкова
Первоисточник: http://www.redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. AK-47 2 ноября 2013 10:03
    Я счастлив, что на моих глазах Военно-морской флот начинает возрождаться ... Научный сотрудник НИИ кораблестроения и вооружения заслуженный конструктор РФ Виктор ИВАНОВ

    Хорошо, что есть такие люди, которые участвуют в его возрождении, побольше бы их и побыстрей.
    AK-47
    1. pocc 3 ноября 2013 18:53
      Хорошо что пошло движение главное чтоб какие нибудь сердюковы не начали этим заниматься
      pocc
  2. DDHAL 2 ноября 2013 11:02
    Очень сложная тема затронута косвенно.
    Если "именем сената и народа Рима", то видим, что империя канула в лету.
    Если переставить и, в первую очередь - именем народа, то шансы есть, что наше государство начнет думать об улучшении условий для титульного населения, пока оно таковым является.
    "выпьем за хороших людей - нас так мало осталось!"
    DDHAL
    1. НЕМО 3 ноября 2013 18:30
      Цитата: DDHAL
      Очень сложная тема затронута косвенно.

      Удобства во дворе
      Обратите внимание: когда рассказывают о каком-нибудь чудо-корабле, то вначале приводят количество пушек, их калибр, толщину брони и т.д., и уж потом, между делом, да и то редко — об условиях жизни экипажа. А между тем, сие не совсем верно, ибо именно экипаж эксплуатирует все это многообразие вооружения. Поэтому, чтобы избежать этой ошибки, обратим особое внимание на условия обитаемости экипажа.
      Рекомендую, подробности на http://www.skoda-club.org.ua/forum/showthread.php?tid=38066
  3. ОДОНушка 2 ноября 2013 11:03
    После прочтения названия почему-то сразу Сердюков с его мебелью вспомнился.
    ОДОНушка
  4. Волхов 2 ноября 2013 12:59
    Кстати, военный флот сейчас испытывает недостаток в моряках контрактной службы. И если бы помещения на кораблях были более комфортными и отвечали требованиям времени, думаю, эта проблема решалась бы успешнее.

    Сейчас моряки не хотят тонуть и всё равно в какой каюте.
    Техническая отсталость превратила флот в мишени, а её корни - национальная групповщина в КБ и государстве.
    Волхов
  5. леликас 2 ноября 2013 14:49
    На флот идут служить не ради каюты первого класса,хотя никто в здравом уме не откажется от улучшения условий обитаемости.
    Крайне наивно предпологать , что развалив системы подготовки и комплектования кадров, все исправят новые каюты.
    Да и на старых кораблях их будет очень тяжело" углУбить расширить".
    1. ka5280 2 ноября 2013 16:55
      Если не секрет, каков оклад у офицера служашего на корабле,к примеру командира БЧ 5 ?
      ka5280
  6. баклан 2 ноября 2013 15:15
    Самое холодное помещение на корабле, как мне рассказали после того похода, было в медицинском пункте и в гальюне: +50 градусов.

    Стыдно просто. negative Понятно,что обеспечить просторные и комфортные каюты на корабле нет возможности. Ну уж элементарное кондиционирование воздуха вполне можно предусмотреть.Какой отдых и сон в свободное время от вахты, если в каюте выше 50 градусов! Учитывая качку судна, замкнутое пространство, жёсткий режим службы на корабле условия становятся просто невыносимыми. Уже хорошо,что хотя бы говорить об этом начали.
    1. pahom54 3 ноября 2013 11:14
      Эта проблема злободневна не только для моряков... В свое время при постановке на боевое дежурство БЖРК (боевого железнодорожного ракетного комплекса)военные медики в открытую заявляли о том, что условия жизнедеятельности и эргономика в них хуже, чем на дизельных подводных лодках постройки 50-х годов, однако никто их не послушал. Да и в стационарных командных пунктах РВСН также условия были... ну, скажем так, терпимыми... Вдобавок можно говорить и об экипажах самолетов дальней авиации - летать то они летали, и подолгу, да ведь живые люди ими управляли...
      В общем, хорошо то, что хотя бы сейчас об этих вопросах начали задумываться.
      Ну а если честно говорить, то как раз тот факт, что наши люди в таких условиях могли плавать, летать, нести боевое дежурство, говорит о том, что они без презиков и туалетной бумаги в сухпае, без кондишнов и меблировок даже в палатках, в отличие от бравых вояк стойко и мужественно преодолевали все тяготы и лишения воинской службы,и, собственно, вот это преодоление неустроенности в мирное время помогало им преодолевать трудности в боевых условиях.
      От того, что на корабле даже матросов поселят в каюты 1 класса, его боеготовность не повысится...
      pahom54
  7. Argon 2 ноября 2013 15:15
    Откровенно говоря не слышал о международной конвенции"О труде в морском судоходстве"знаю о конвенциях"О дипломировании моряков и правилах несеня вахты","О защите человеческой жизни на море".Но если и ратифицировала россия такую конвенцию,она не должна охватывать корабли и может относится только к судам.В целом считаю тему поднятую в статье чрезвычайно актуальной,к сожалению пока кроме трепотни не чего конкретного.
    1. ka5280 2 ноября 2013 16:50
      Конвенцыя МЛС 2006 охватывает аспекты сертефикации моряков, условий труда, размешения на борту, питания и условий отдыха.
      ka5280
  8. ka5280 2 ноября 2013 16:48
    На танкере в 35 000 ДВТ каюта у офицеров от 12 до 25 кв.м.
    ka5280
  9. Spstas1 2 ноября 2013 17:40
    Радует сам факт обсуждения данного вопроса. Вопрос о приличных условиях быта всегда стоял довольно остро в СА (например отсутствие туалета на первых самолётах ДРЛО А-50). Да и в Российской Армии думаю своей остроты не потерял ...
    Spstas1
  10. kirpich 2 ноября 2013 18:06
    Цитата: баклан
    Понятно,что обеспечить просторные и комфортные каюты на корабле нет возможности. Ну уж элементарное кондиционирование воздуха вполне можно предусмотрет


    В 1989году пришли в Камрань(Южный Вьетнам),чтобы забрать оттуда наш МРК.
    Пока заводили тросы,чтоб утащить его домой,заглянул в каюту матросов... Матом ругаться не буду, но и промолчать не могу.
    Каюта на 6(шесть) человек с КОНДИЦИОНЕРОМ!!! И это не взирая на то,что за переборкой проходит труба выхлопа.
  11. gameover_65 2 ноября 2013 18:21
    На старых судах, которые строились как морские, все нормы международных конвенций, санитарные правила соблюдались на приличном уровне. Условия для проживания были вполне допустимыми. В настоящее время не так много строится новых судов, и проявилась тенденция заказчика отходить от международных норм. Это вызвано тем, что был ослаблен контроль над соблюдением существующих требований.


    я более 10-ти лет отработал на промысловых судах. был и на гейропейских, был и на пиндо.сских, так что есть с чем сравнивать. на наших условия проживания вполне приличные и не не надо ляля. это корабли и созданы они не для комфорта, а для выполнения определённых задач.
    рыболовные (минимум комфорта) - недостаток комфорта компенсируется зарплатой.
    торговые (очень комфортные каюты)
    военные -(комфорт на уровне рыбаков) - очень не плохо получают, причём в отличии от рыбака, постоянно.)
  12. alex86 2 ноября 2013 19:55
    Гальюн на "Катти Сарк" - это я так, вообще...
  13. Комментарий был удален.
  14. alex86 2 ноября 2013 20:03
    Кают-компания на "Катти Сарк". Это я так, вообще...
  15. Комментарий был удален.
  16. alex86 2 ноября 2013 20:17
    Кают-компания на "Катти Сарк". Это я так, вообще...
    А вообще на "Катти Сарк" всё было вполне прилично, правда, койки коротковаты...
    Я там когда был, всю руками погладил, слёзы на глазах, лет тридцать пять назад я бы кисть руки отдал, что бы потрогать...
    1. Bear52 2 ноября 2013 23:43
      бы кисть руки отдал,
      Зря Вы так,товарищ...Без кисти - отставка и непригодность в случае чего...снятие с учета belay stop
      1. alex86 3 ноября 2013 20:18
        Ну, 35 лет назад я ни о чем таком и не думал, а после 86 года практически всё это и получил : отставка (демобилизация) в звании лейтенанта, непригодность в мирное время, да и в учёте меня с тех пор ни разу не беспокоили. Только не подумайте, что когда либо мечтал о карьере военного - так сложилось...
        А "Катти Сарк" - это для меня, совершенно сухопутного (Волга, конечно, лодка с парусом, конечно...) мальчишки - практически икона, даже слов нет, как рассказать...
  17. masterovoy 2 ноября 2013 20:40
    Довелось посетить корабли ВМС США, Италии, Аргентины, Дании, при заходе с визитами в Севастополь. Каюты офицеров не лучше наших, живут по 4-5 человек, в каютах кроме коек и шкафчиков для формы ничего, даже столов банок нет, сидеть не на чем, кроме коек. Уютнее и просторнее у аргентинцев, но и корабль старенький (лет 30-40). Но кают-компании (салоны) для отдыха прекрасно оборудованы и удобны. в них офицеры и проводят время отдыха, а работают на боевых постах и командных пунктах.
    1. Наган 4 ноября 2013 04:05
      Бывал я на подлодках USS Ling и USS Growler (середина 1940х и 1950х, соответственно) и авианосце USS Intrepid (все 3 - музеи).
      На подлодках все весьма по-спартански, отдельная каюта только у капитана, да и то закуток , койка, стул, столик, правда есть дверь закрыться от всех и поспать спокойно. Офицеры по 2 или по 4 на каюты типа купе в поезде, а матросы спят где место есть - возле торпедных аппаратов, дизелей, и чего там еще, и вроде даже посменно. Ели точно посменно, потому что мест в кают-компании - всего ничего. Как ухитрялись в такой мини-кухоньке готовить на 10 офицеров и 70 нижних чинов - не понимаю, в моем доме кухня в разы больше, народу 4 человека, а жена жалуется что ей на кухне тесно.
      На авианосце вроде просторно, но тоже без изысков, особенно для нижних чинов.
  18. krasstar 2 ноября 2013 21:08
    Надуманная проблема.Надо спрашивать о качестве обитаемости корабля тех,кто на этих кораблях выполняет свои боевые задачи.Сознаюсь,что в 1984 г.был несколько ошарашен,прочитав тематический выпуск журнала ЦКБ МТ РУБИН об ОГАЙО.Там самими американскими инженерами и конструкторами признавалось,что советские ПЛ пр.667 по уровню обитаемости и автматизации превосходят ОГАЙО.И это не были пустые слова.За 13 лет службы на пл пр.667 ни разу не приходилось жаловаться на обитаемость этих кораблей.Это корабли 21 века,особенно когда сойдешь с корабля и пройдешься по "базе"и Гаджиевке-там-каменный век.
    krasstar
    1. jjj 4 ноября 2013 03:11
      Да, а пр. 971 вообще поначалу казался круизным лайнером.
      jjj
  19. unsermann 2 ноября 2013 21:41
    Я начинал морскую карьеру с ледоколов. Ледоколы финской постойки - очень комфортные, просто заповедный край. Ледоколы советской постройки типа "Арктика" - дубовее, но по простору там все на уровне, место есть для всего. Хотя именно на "Арктике" в большинстве кают гальюнов не было. На модернизированных советских ледоколах "Советский Союз", "Ямал" - все путём, уже есть и гальюны почти во всех каютах, и отделка отличная.

    Что касается грузовых судов, то удивили суда японской постройки - это сама аскетичность (в отличие от их автомобилей), отделка однотонная, достаточно унылая, хотя просторно. Южнокорейские не радуют отделкой. Гейропейские (немецкие, финские, голландские) - здесь дела обстоят лучше, отделка хорошая. Но в целом места на судах торговых флотов всегда хватает, каюты одноместные с полным санузлом.

    Если и военные корабли станут комфортнее без ущерба их основному назначению - это плюс.
    1. Starina_Hank 4 ноября 2013 12:03
      Был однажды на финском ледоколе.В каюте была постоянно горячая и холодная вода,а "пол" в каютном душе был с подогревом !
  20. Kassik 3 ноября 2013 15:31
    В начале 90-х был на ССВ-33 "Урал" (тогда его называли "каютоносец"). Офицерские каюты действительно были просторными и удобными (на двоих). Про матросов сказать не могу, не видел.
    По разговорам, многие моряки с других кораблей завидовали такому положению дел...
    Но где теперь этот "Урал"?...
    Думаю, что бытовые условия для проживания очень важны и не только на Флоте...
    И благоустроенность, и эргономичность боевого места тоже важны!!! Всётаки 21 век...
  21. kirpich 3 ноября 2013 16:30
    Во Владивостоке в 80-х,90-х годах в ДВ БАСУ(ЭО АСПТР)работал океанский буксир-спасатель "Барс". При численности экипажа 30человек мог свободно принять на борт до 120 спасённых и разместить всех в каютах.Экипаж размещался по два человека в каюте,капитан и штурмана по одному.Примерно 15 кают были оборудованы всем неоходимым для размещения по восемь человек и были постоянно заперты.Но и оставшихся кают нам хватало за глаза.Я обитал в каюте размером 3х4(приблизительно) с напарником.
  22. xomaNN 3 ноября 2013 20:35
    Ежу понятно,то если матрос плохо спит и прочие условия обитаемости скверные - отдача от него будет сомнительная. Не всё же на голом энтузиазме должно строиться.
  23. coserg 2012 3 ноября 2013 21:54
    Вспоминается старый морейман,отпахавший на флоте 42года.Срочную служил 7лет в ВМФ.Как он тепло отзывался о морских охотниках(американской постройки)внутри отделанных красным деревом.Это в 47м году!Лично мне в кубрике душевая и гальюн совсем не нужны.Матрос не зек, в душ и гальюн пройдет по палубе не растает.Это так же как в жд вагоне у туалета места.Каюты-для офицеров это одно,а для остального экипажа это не только геморой для конструкторов но и для тех кто это оборудование будет эксплуатировать.Сплит система-да.Сатураторы(или как там они по современному)-да.Мягкое ковровое покрытие палубы в кубрике-да.Тепло и шумоизоляция кубриков-да.Возможность над коичкой включить освещение,не мешающее рядом лежащему,или наушники -да.
    coserg 2012
  24. Ols76 4 ноября 2013 05:50
    хорошо,что хотя бы говорить об этом начали, может будут какие-то подвижки.
  25. abrakadabre 4 ноября 2013 08:32
    Лорд Фишер в период Первой мировой войны говорил, что Британский королевский флот всегда путешествует первым классом.
    Возможно я очень и очень ошибаюсь, но сдается мне что лорды и офицеры в британском флоте действительно всегда первым классом путешествовали в то время. Но нижние чины - очень сомневаюсь.
  26. moremansf 4 ноября 2013 16:25
    Имел честь служить под командованием Владимира Дмитриевича Верегина на РКР "Маршал Устинов" Лично им было очень много сделано для улучшения условий быта личного состава крейсера... Он постоянно "воевал" со строителями по данному вопросу, и благодаря этому в отличие от первого корпуса РКР "Слава", теперь "Москва" в этом направлении было сделано очень много...Конечно условия быта экипажей наших кораблей далеки от совершенства и поднятая тема весьма своевременна, моряки надводных кораблей всё время службы находятся на корабле, это их второй дом, следовательно условия должны в чём-то быть улучшены... Будем верить, что от слов перейдут к делу!!!!
  27. EdwardTich68 4 ноября 2013 17:33
    Смешно читать , сам работаю в море уже 24 года.добавлю wassat смайлик
    EdwardTich68

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня