Воздушные «Терминаторы»

Воздушные «Терминаторы»Военный аэродром на окраине Ростова-на-Дону из-за сооружений и деревьев даже с близкого расстояния было не видно, но отлично слышно – его выдавал рокот работающих двигателей многочисленных вертолётов. Периодически из этой симфонии разбуженного улья отделялись один за другим звучащие особенно отчётливо «аккорды» – сливающиеся воедино рёв вертолётных двигателей и шелест рубящих воздух лопастей. Это в небо поднимались винтокрылые машины. На авиационной базе под командованием полковника Игоря Романова шли плановые полёты.

- К счастью, мы начинаем забывать времена, когда в программе подготовки лётного состава полёты были большим дефицитом. Сегодня наши вертолётчики летают много. Причём всё больше на новых современных машинах, - отмечает заместитель командира авиационной базы по работе с личным составом подполковник Евгений Докучаев.

Это сказано отнюдь не для красного словца. В части 4-го командования ВВС и ПВО в течение нескольких лет поставлены десятки винтокрылых машин. Это вертолёты Ми-28Н, Ми-35М, Ми-8АМТШ. Вот и на ростовской авиабазе наряду с привычными вертолётами Ми-8, Ми-24 и Ми-26 эксплуатируются их более современные боевые и транспортно-боевые «коллеги».


- В училище мы знакомились с новинками российской авиатехники, но тогда могли лишь мечтать работать на современных вертолётах вроде Ми-8АМТШ «Терминатор» или Ми-28Н «Ночной охотник». Я и первые годы после окончания военно-учебного заведения летал на более привычной всем нам «восьмёрке». А затем я прошёл переучивание и теперь выполняю полёты на Ми-8АМТШ, - рассказывает старший лётчик звена капитан Артём Сильванский.

Сегодня в его арсенале уже порядка 1.100 часов общего налёта, он подготовлен до уровня 1-го класса. А первым серьёзным испытанием для офицера и его сослуживцев стал перегон машины с Улан-Удэнского авиапредприятия на родную авиабазу.

Перегон состоял из семи сложных этапов, но дело даже не в расстоянии. Просто маршрут пролегал по незнакомой местности, внизу простиралось безбрежное море тайги. А это значит, что в случае чрезвычайной ситуации вертолётчикам сложно было бы найти подходящую для вынужденной посадки площадку. Но техника не подвела. Более того, пилоты уже тогда оценили новые возможности машины. Прежде всего «отзывчивость и мягкость» управления вертолёта и его обновлённое спутниковое навигационное оборудование. Не менее важны в полёте позволяющая прекрасно ориентироваться в самых сложных метеоусловиях метеорадиолокационная станция и три радиостанции, обеспечивающие устойчивую связь экипажа с землёй. В том первом полёте погода словно оценивала новую машину.

Ещё серьёзнее тестировали её вертолётчики в ходе плановой отработки различных учебно-боевых задач. Очень полезным было решение установить на «Терминатор» вторую лебёдку, трос которой длиннее и позволяет поднимать более тяжёлые грузы. Во время тренировок с помощью этого устройства на борт поднимали сразу двух «эвакуируемых» военнослужащих.

Лётчик-штурман старший лейтенант Виктор Безруков меньше чем за три года успел увеличить свой налёт на 400 часов. Более того, принял участие в серьёзном тактическом учении, где армейская авиация продемонстрировала боевые возможности. Но, что гораздо ценнее для молодого вертолётчика, он летает на столь удивительной машине. И не может, глядя на неё, нарадоваться:

- Разница между Ми-8 и Ми-8АМТШ колоссальная. Кто-то из специалистов при характеристике этих вертолётов использовал следующее сравнение: отечественный автомобиль и иномарка. Я бы немного подкорректировал: простенькая машина ведущего иностранного автоконцерна и их же ВИП-вариант. Ведь предыдущие модификации вертолётов ОКБ Миля тоже были надёжными и хорошими машинами. Но «Терминатор» - это что-то особенное…

Не случайно ведь его сделали многоцелевым. Ми-8АМТШ «Терминатор» предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, неподвижными и подвижными малоразмерными целями, поражения живой силы противника, для перевозки военных грузов, десанта и раненых, а также для выполнения поисково-спасательных и эвакуационных операций. Немаловажно, что у нового вертолёта сделаны две двери и аппарель. И, что очень важно, он позволяет выполнять полёты днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях в различных климатических зонах.

Старший лейтенант Безруков продолжает описывать новшества, установленные в вертолёте. Это и система спутниковой навигации, помогающая лётчику-штурману точно и вовремя выводить машину в заданный район, и метеолокатор, подсказывающий изменения в погодных условиях, оборудование для проведения поисково-спасательных работ: управляемый с пульта прожектор, лебёдки, позволяющие в режиме висения поднимать людей с нескольких точек.

Наиболее явно плюсы «Терминатора» ощущаются в особых условиях эксплуатации. Например, ночью. Кабина экипажа адаптирована для использования очков ночного видения. На этом вертолёте можно самостоятельно вести полноценные боевые действия в тёмное время суток, что вносит новизну в тактику боевых действий армейской авиации. В настоящее время ведётся подготовка пилотов Ростовской авиабазы по использованию очков ночного видения при выполнении задач по предназначению. Одновременно с этим экипажи готовятся для действий в горах, где Ми-8АМТШ тоже чувствует себя уверенно. Этому способствует установка на машине мощного двигателя, вместительных баков для горючего, нового доплеровского измерителя скорости и угла сноса и других приборов. Не менее важна и забота о безопасности вертолётчиков: создатели вертолёта предусмотрели установку бронезащиты членов экипажа (бронёй покрыты пол и остекление кабины экипажа). Появился на «Терминаторе» и более эффективный в применении комплекс устройства выброса ложных тепловых целей. Для дислоцированных на Юге России вертолётчиков полёты в горах – едва ли не обязательное условие профессиональной деятельности. Эти навыки очень пригодятся и в ходе обеспечения безопасности проведения Сочинской Олимпиады. Пока же пилоты совершенствуют своё мастерство. И первыми помощниками в этом являются лётчики-инструкторы: заместитель командира авиабазы подполковник Олег Авраменко, командиры вертолётных эскадрилий подполковники Александр Халимендик, Олег Лобов и Олег Есман, ряд командиров звеньев.

- По моей службе тоже нет замечаний к машине, - берёт слово бортовой авиационный техник старший лейтенант Егор Нейверт. - И не потому, что машина совсем новая. Просто в ней огромный потенциал, который будет служить нам верой и правдой ещё многие десятилетия.

Это подтверждают и представители инженерно-авиационной службы авиабазы. Не случайно ведь заметно сокращено время обслуживания Ми-8АМТШ в эскадрильях. Как подчеркнул инженер группы обслуживания вертолётных двигателей старший лейтенант Алексей Карпушин, за время эксплуатации вертолётов Ми-8АМТШ не было причин усомниться в их надёжности. Отказов в работе систем не было. И это при том, что в «Терминаторе» по сравнению со «старшим братом» немало новинок: существенные изменения претерпело радиооборудование, установлены новые радиокомпасы, появился дополнительный указатель высотомера.
Помимо техники Улан-Удэнского авиапредприятия, в часть поставлена и продукция предприятия «Роствертол»: вертолёты Ми-28Н и Ми-35М. Они пришли прежде всего на вооружение сформированной совсем недавно третьей авиационной эскадрильи. Это подразделение боевых машин укомплектовано в основном молодыми офицерами. Однако они успели сдружиться и стать крепким коллективом. В авиации индивидуализм и обособленность недопустимы. К тому же все лётчики – это романтики, влюблённые в небо и профессию. Один из них – командир «Ночного охотника» капитан Станислав Атапин.

После окончания военно-учебного заведения офицер успел послужить в другом военном округе, где летал на вертолётах Ми-8 и Ми-24. Теперь укрощает сложную, но очень интересную машину. В этом ему и другим пилотам помогает командир эскадрильи подполковник Олег Есман, который освоил различные типы винтокрылых машин: Ми-8, Ми-24, Ми-35М, Ми-28Н, Ка-52. К тому же ему довелось послужить и в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке, и он может доходчиво объяснять нюансы эксплуатации вертолётов и на земле, и в полёте.

Хорошо справляются с обязанностями лётчиков-инструкторов и командиры звеньев майоры Сергей Голубев и Владислав Шаронов – участники боевых действий в Северо-Кавказском регионе.

Совершенствованию мастерства способствует и интенсивность боевой подготовки. В конце лета, например, с эскадрильей боевых машин было проведено лётно-тактическое учение, в ходе которого экипажи отрабатывали на полигоне практические задачи по уничтожению бронированной техники условного противника, прикрытию высаженного десанта. Экипажи вертолётов Ми-28Н, Ми-24 и Ми-35М отработали на отлично. Справился со своими задачами в ЛТУ и штурман-оператор вертолёта Ми-28Н лейтенант Егор Познобишин. Офицер рвался служить именно в ЮВО, потому что ещё в училище знал, что это самый летающий округ. И это оказалось правдой. В том «бою» Егор работал вместе с опытным лётчиком капитаном Виктором Решетниковым: вертолётчики использовали проверенный ещё в Афганистане тактический приём - карусель, поэтому все цели были уничтожены. Притом что пока молодыми вертолётчиками не в полной мере освоен весь потенциал вертолёта. Личный состав эскадрильи отрабатывает и другие важные задачи. Например, взаимодействие с представителями Сухопутных войск и другими воинскими формированиями на объектах олимпийского комплекса (от перевозки руководящего состава до выполнения специальных задач).

И вновь вертолётчики говорят о боевых возможностях доверенной им машины. Немаловажно, что ею довольны не только лётчики, но и представители ИАС. К примеру, конструкторы предусмотрели на «Ночном охотнике» средства встроенного контроля – дублирующие друг друга бортовые цифровые вычислительные машины.

- Вертолёт, по сути, может диагностировать себя сам, давая объективную информацию о работоспособности системы, - отмечает начальник группы обслуживания авиационного оборудования старший лейтенант Максим Шевнин. – Это очень кстати, особенно когда экипаж работает в отрыве от основных сил.

К тому же заводчики оперативно реагируют на высказываемые вертолётчиками замечания. Это уже седьмая серия «Ночного охотника». За шесть лет, прошедших с момента поставки первой серии Ми-28Н, многое сделано в плане модернизации. По сути, устранены все первоначально имевшиеся в машине недостатки.

- Молодёжь, а её в эскадрилье порядка 80 процентов, стремится поскорее «встать на крыло». Этот процесс ускорился бы, если бы в училище курсанты проходили специализацию на вертолётах Ми-35М. Тогда бы не приходилось тратить дополнительное время и усилия на то, чтобы обучать их азам в эксплуатации этих машин, - уверен заместитель командира авиабазы по работе с личным составом подполковник Евгений Докучаев.

Пришедшие в 2012 году на авиабазу лейтенанты Иван Галкин и Александр Андрианов ещё в вузе прошли переучивание на вертолёт Ми-35М, что способствовало их скорейшему вводу в строй. Радует и тот факт, что ОАО «Роствертол» совместно с ОАО «МВЗ им. Миля» разработало учебно-боевой вертолёт Ми-28УБ с двойной гидромеханической системой управления (он был представлен на МАКС-2013). Этой машиной можно управлять как из кабины лётчика, так и лётчика-оператора, выполняющего функции инструктора. Вертолётчики уверены, что Ми-28УБ уже вскоре поступит в войска. Пока же подготовка лётчиков Ми-28Н на первом этапе проводится на вертолётах Ми-24 и Ми-35М, где есть двойное управление.

Наряду с другими военнослужащими представители армейской авиации ЮВО сдали главный экзамен года - итоговую проверку. Уже совсем скоро начнётся новый учебный период, который тоже обещает быть насыщенным различными мероприятиями боевой подготовки. Все вертолётчики нацелены на дальнейшее совершенствование своего профессионального мастерства.
Первоисточник: http://www.redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Ингвар 72 12 ноября 2013 11:16
    Интересно бы услышать комментарии человека, поставившего статье минус.
    1. Ингвар 72 12 ноября 2013 12:02
      И мне минус? Сильный аргумент. lol
    2. Krasnoarmeec 12 ноября 2013 14:09
      Предполагаю это одни из жителей близ лежащих домов laughing В тот район частенько к другу в мастерскую приезжаю, каждые два три часа небеса наполняет оглушительный рокот good Молодцы!!!! В последнее время гораздо чаще летать стали, а это безусловно радует!!!!
      Krasnoarmeec
  2. Чёрный Полковник 12 ноября 2013 11:19
    Хорошая новость может только радовать.
  3. DDHAL 12 ноября 2013 11:26
    Наша авиация прогрессирует последнее время. Это не может не радовать.

    Касательно самой статьи. Знакомый стиль Александра Пинчука (см "Вертолетчики живут службой"). Возможно многие со мной не согласятся, но читать то, как это было изложено, утомительно и откровенно скучно..
    Пахнуло дешевой, с размазывающимся текстом, газетой..
    DDHAL
  4. Migari 12 ноября 2013 11:49
    Ми-8АМТШ - транспортно-штурмовой вертолет, разработанный на Улан-Удэнскиом заводе. Машина сделана на основе военно-транспортной "восьмерки". Вертолет оснащен бронезащитой членов экипажа (броней прикрыты днище и передняя часть пилотской кабины, между кабиной и грузовым отсеком, в грузовом отсеке бронеплита установлена под местом стрелка); подвесное вооружение размещается на шести узлах подвески, заднюю полусферу прикрывает дистанционно управляемый пулемет ПКТ.
    1. shtanko.49 12 ноября 2013 14:46
      Теперь можно не только перевозить, но и по зубам дать если надо.
      1. clidon 12 ноября 2013 19:58
        Где то уже был репортаж с базы, где получали эти АМТШ. ВВС закупает их без систем управляемого вооружения для транспортных задач. Так подешевле, да и готовить пилотов проще.
  5. Комментарий был удален.
  6. А Нас Рать 12 ноября 2013 14:24
    Фоток бы побольше в статью, фотки оживляют атмосферу.
  7. А Нас Рать 12 ноября 2013 16:20
    Тайный минусователь продолжает свой крестный ход как я посмотрю laughing
  8. А Нас Рать 12 ноября 2013 16:20
    Тайный минусователь продолжает свой крестный ход как я посмотрю laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня