Китай попросил у России помощи в разработке двигателей для истребителя

Китай попросил у России помощи в разработке двигателей для истребителяКитай провел с Россией предварительные переговоры о возможности совместной разработки новых двигателей для перспективного китайского истребителя J-20, сообщает Want China Times. Переговоры состоялись в ходе визита китайской делегации во главе с заместителем председателя Центрального военного совета Китая генерал-полковника Сюя Циляна в научно-производственный центр газотурбостроения «Салют».

О визите делегации сообщалось на сайте «Салюта» 31 октября 2013 года, однако подробности посещения не раскрывались. Сообщалось только, что «Салют» заинтересован «в сотрудничестве с Китаем в области авиационного двигателестроения». Китайская делегация также осмотрела производственные мощности российского предприятия, посетила испытательный и механосборочный цех и музей трудовой славы научно-производственного центра.

Китай занимается разработкой истребителя J-20, который по китайской классификации относится к боевым самолетам четвертого поколения, а по западной ─ пятого, с середины 2000-х годов. Самолет выполнил первый полет в январе 2011 года. К настоящему времени собрано четыре летных прототипа истребителя, оснащенных двигателями АЛ-31Ф или АЛ-41Ф российского производства. На одном из самолетов стоят и китайские силовые установки WS-10A.


Китайским предприятиям пока не удается разработать собственные силовые установки для истребителей, которые бы обладали высокой мощностью и значительным межремонтным ресурсом. По этим показателям они значительно уступают российским двигателям, поэтому большая часть китайской авиационной техники, поставляемой на экспорт, оснащается силовыми установками российского производства.

В феврале 2012 года Китай приобрел у России 140 авиадвигателей АЛ-31Ф, устанавливаемых на истребители Су-27/30, а также китайские измененные копии таких самолетов J-11. Сумма сделки составила 700 миллионов долларов. Годом ранее Китай приобрел у России 150 двигателей АЛ-31Ф, 123 АЛ-31ФН (устанавливаются на китайские истребители J-10) и 184 силовые установки Д-30КП-2 для транспортников Ил-76, бомбардировщиков H-6 (копия Ту-16) и нового транспортника Y-20.
Первоисточник: http://lenta.ru/news/2013/11/14/engine/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 55
  1. Alez 15 ноября 2013 06:49
    Если кооперироваться силовые установки должны производиться у нас, техническая документация не должна передаваться вообще, все патентоваться. А то получится как обычно, через три года Китай заявит - А теперь с нашим делом я справлюсь сам.
    1. mirag2 15 ноября 2013 06:51
      Абсолютно верно-да только мне думается,что все равно Китаю нужно в этом отказать.
      Не такой уж он серьезный союзник.
      Поживем-увидим.
      1. Canep 15 ноября 2013 07:31
        Цитата: mirag2
        Не такой уж он серьезный союзник.

        А кто серьезный тогда Белоруссия или Таджикистан?
        Мое мнение такое, построить завод (собственник Россия) на территории Китая по производству этих движков. И делать эти движки на территории Китая ситами китайских рабочих и наших спецов. Они все равно лет через 10 сами освоят и разработку и производство этих двигателей и без нашей помощи. А так хоть прибыль можно получить да и дополнительные связи появятся.
        1. Geisenberg 15 ноября 2013 12:43
          Цитата: Canep
          Цитата: mirag2
          Не такой уж он серьезный союзник.

          А кто серьезный тогда Белоруссия или Таджикистан?
          Мое мнение такое, построить завод (собственник Россия) на территории Китая по производству этих движков. И делать эти движки на территории Китая ситами китайских рабочих и наших спецов. Они все равно лет через 10 сами освоят и разработку и производство этих двигателей и без нашей помощи. А так хоть прибыль можно получить да и дополнительные связи появятся.


          По китайским законам только китаец может быть собственником завода. И тербуется передача всех конструкторсих документов и даже программного обеспечения в исходниках ...

          Ничего они не освоят. Чтобы что-то освоить надо сначала 50 лет что-то проектировать и вести фундаментальные исследования в материаловедении и многих других областях.

          Максимум на что можно пойти открыть сборочный завод из наших комплектующих.

          И да Белорусия с Казахстаном наши союзники и слава богу, что хоть они.
        2. Пупырчатый 15 ноября 2013 20:23
          Китай с его проблемами и необходимостью их куда-то направить крайне сложно назвать союзником России
      2. aktanir 15 ноября 2013 07:44
        Какой бы он ни был нам союзник, а он самый непосредственный наш сосед, в отличие от США и Западной Европы. Причем страдающий от огромного избытка населения. Поэтому тут и дружить "сильно" надо и как-бы чего лишнего не делать. Технологии такому соседу отдавать - не самая удачная затея, но и отказывать одному из самых крупных наших заказчиков военной техники, стратегическому партнеру как-то некрасиво. В общем, все как обычно сложно, вот пусть МИД и думает.
        1. Пупырчатый 15 ноября 2013 20:24
          Он был крупнейшим заказчиком в 90-х. Сейчас это конкурент, причем конкурент активный.
      3. Терский 15 ноября 2013 08:11
        Цитата: mirag2
        Поживем-увидим.

        Уже жили и уже видели, 60-70 г.г.Расхождения между «братьями» стало увеличиваться когда, Мао Цзэдун принял решение о проведении своего «большого скачка» в экономике. В процессе его реализации китайские товарищи старались добиться высоких показателей различными способами, в том числе и отказом от «слепой веры в установленные технические нормы и правила». Понимая, что это создает серьезную угрозу выхода из строя важнейших видов оборудования советские специалисты, обслуживавшие сложную технику на ряде оборонных предприятий КНР, пытались не допускать подобного, что было расценено китайскими товарищами как попытка помешать реализации внутриэкономической политики Мао. В 1958 г. Мао Цзэдун в откровенном разговоре с советским послом в Пекине П.Ф.Юдиным заявил: «Вы никогда не доверяли китайцам! Для вас русские – люди первого класса, а китайцы – это низший сорт… Если у вас есть несколько атомных бомб, то вы думаете, что можете контролировать нас». И это было только начало.
        1. Одиссей 15 ноября 2013 15:46
          Цитата: Терский
          Уже жили и уже видели, 60-70 г.г.Расхождения между «братьями» стало увеличиваться когда, Мао Цзэдун принял решение о проведении своего «большого скачка» в экономике.

          Расхождение между братьями начались после предательства Хрущева и его подельников нанесших удар в спину всем социалистическим странам своим докладом о "культе личности" в 1956 году.Помимо предательства это была еще и несусветная глупость-вдвоем с КНР мы бы сокрушили Западный мир.
          1. Пупырчатый 15 ноября 2013 20:25
            Цитата: Одиссей
            Помимо предательства это была еще и несусветная глупость-вдвоем с КНР мы бы сокрушили Западный мир.

            8) Шутите?
      4. Geisenberg 15 ноября 2013 12:39
        Союзник или нет, отказать адназначна.

        Это же притча про лягушку и скорпиона, в полном соотвествии с текстом. Дать им двигатель это всеравно, что добровольно встать на пути движущегося поезда.
    2. SAG 15 ноября 2013 07:21
      Сотрудничество маловероятно, но возможно при условии что Китай подпишет обязательства в отказе от копирования любой российской техники и агрегатов с огромными неустойками
      Тогда Рюский и Хань - дрюжба навекdrinks
      SAG
      1. Bober 15 ноября 2013 10:02
        На сотрудничество надо идти, но сначала Китай пусть оплатит все копии и не лицензии, чтобы впредь знали, что так будет и дальше. Если это что-то изобретено у нас и хочется им, сразу смотрим на то кто и как себя вел до этого. Путание белого и черного это добрая китайская традиция и современная сегоднящняя логика. Разбивание проблемы на много маленьки отрезков это правильный путь беседы с китайцем. Если ему дать все проблему целиком, он её не переварит. В конце будем снова удивляться, мол как из череды взвимосвязанных факторов выплывает совсем не логичный вывод. Но это Китай.
    3. Наган 15 ноября 2013 09:56
      Цитата: Alez
      Если кооперироваться силовые установки должны производиться у нас, техническая документация не должна передаваться вообще, все патентоваться. А то получится как обычно, через три года Китай заявит - А теперь с нашим делом я справлюсь сам.
      А в чем тогда смысл кооперации? Тогда уж назовите это проще - производство двигателей по китайским заказам. И, кстати, насчет "патентоваться" - китайцы на патенты всегда плевали, а если патент содержит в себе know-how, будьте уверены - изучат и воспользуются, не спросивши, и не то что заплатят - спасибо и то не скажут.
    4. Max_Bauder 15 ноября 2013 10:33
      Китайцы совсем ох...енели,
      двигатель подавай, может еще ключи от страны?
      Китай просит Россия дает, просит Россия а Китай фигу.
      Напоминает анекдот, едут в поезде в одном купе х.охол и негр, негр достает банан, : а что это? тот - банан! дай попробовать, негр дает половину и оба жрут. Потом х.охол достает сало, теперь негр спрашивает: а что это? тот - сало!, - дай попробовать, а шо ее пробовать сало как сало. =)
      вот так и здесь.
      В наглую копируют еще и просят показать как это делается.
      Яб у них, у этого генерала Как Тя Бл-я, так спросил: а где гарантии что вы потом сами не будете делать? давай так!
      через несколько лет я приду к вам и лично осмотрю заводы, попробуй отказать, а потом если обнаружу что вы делаете копии, то отниму у вас какойнить город, идет? так пропишем в договоре сейчас, А? что? тебе не нравится так? а кули ты хотел?! тогда х...ен тебе а не технологии.
    5. ПВОшник 15 ноября 2013 11:55
      Двигатель - сердце самолета, и если хотят иметь здоровое сердце для своих, самолетов, то пусть закупают двигатели, а не новейшие технологии. В добропорядочность китайцев я не верю. Восток - дело тонкое, а азия - хитро.опая, тем более со своими копиями уже много раз нам переходили дорогу.
      ПВОшник
    6. одинокий 15 ноября 2013 18:46
      В феврале 2012 года Китай приобрел у России 140 авиадвигателей АЛ-31Ф, устанавливаемых на истребители Су-27/30, а также китайские измененные копии таких самолетов J-11. Сумма сделки составила 700 миллионов долларов. Годом ранее Китай приобрел у России 150 двигателей АЛ-31Ф, 123 АЛ-31ФН (устанавливаются на китайские истребители J-10) и 184 силовые установки Д-30КП-2 для транспортников Ил-76, бомбардировщиков H-6 (копия Ту-16) и нового транспортника Y-20.


      У них помоему что то не получается,а то скопировали бы давно.вот поэтому и обратились о совместном производстве.
      1. Касым 15 ноября 2013 20:56
        Одинокий , добрый вечер ! Самый главный секрет в двигатели это лопатки , насколько я знаю . Конечно , жаростойкие материалы и т.д. . Но стоимость одной лопатки , что-то около малолитражки . Это чуть-ли не выращенный кристалл . Я конечно не спец , но тем не менее думаю , что китайцам это пока не по-плечу . И у них видимо безвыходка - вот и просят помощи или хотябы технологические подсказки . Типа деньги наши , мозги и руки ваши . Наработки в позапрошлых технологиях еще как-то можно на взаимовыгодных условиях продать . А вот кристаллы , прошлые(АЛ-31Ф) и современные технологии(АЛ-41Ф) уж извините . Такие только тройка стран мира делает .
        Можно еще один вариант . Завод на территории России за счет КНР . И продажи только с "нужными" характеристиками или машинокомплекты для сборки в Китае . hi
        1. одинокий 15 ноября 2013 21:00
          спасибо Вам Даурен за коммент.значит я оказался прав в том что,не сумели скопировать.теперь полностью понятно зачем им совместное производство.
        2. APASUS 15 ноября 2013 21:48
          Цитата: Касым
          Конечно , жаростойкие материалы и т.д. . Но стоимость одной лопатки , что-то около малолитражки . Это чуть-ли не выращенный кристалл . Я конечно не спец , но тем не менее думаю , что китайцам это пока не по-плечу . И у них видимо безвыходка - вот и просят помощи или хотябы технологические подсказки

          Я немного уточню.Лопатка турбины современного двигателя и есть напрямую монокристал.Материалам в турбине современного самолета приходиться работать на пределе расчетных возможностей и выше температуры плавления этого материала.Не расплавиться лопатке в турбине помогают внутренние каналы специальной формы охлаждающие лопатку при перегреве.Китайцы очень долго не могли освоить технологию производства этих каналов,вот отсюда проблемы и минимальный ресурс.
          1. Касым 16 ноября 2013 00:02
            APASUS . Спасибо , конечно же эти каналы охлаждения . Лет несколько назад читал , что предел в реактивных двигателях достигнут и что теперь надо создавать "импульсно-детанационный" двигатель . Ан нет . Кулибины найдут выход из положения . То каналы охлаждения высверлят , да так что повторить никто не может (а может кристалл уже с ними выращивают - кто знает). Теперь вот умудряются повысить тягу так , что и без форсажа на сверхзвуке летают . Просвещенный запад на своих суперкомпьютерах получают ответ , что такое создать не возможно . А Кузнецов в ответ РД-180 замкнутого цикла делает .
            Вот , что мешает российским властям с десяток авиазаводов со смежными отраслями создать . Такое кол-во рабочих высококвалифицированных мест . Все же есть , по крайней мере потенциал и возможности . Это же такая прибавка в бюджет , такие деньги .Я помню 40% мир. рынка было . Судостроение тоже не на последнем месте . До властей начало доходить видимо . Какие-то телодвижения наблюдаются ."Долго запрягаем , да быстро едим" - будем надеяться . hi
            1. Касым 16 ноября 2013 00:14
              А если по существу . То РФ должна жестка сказать . Мы и так весь ширпотреб в КНР покупаем . А Вы будьте добры двигатели и др. оборудование в нагрузку к сырью . А так не справедливо получается . stop
  2. Sirs 15 ноября 2013 06:53
    открыть совместный завод по производству где нибудь в Сибири например в Улан-Удэ.
    1. predator.3 15 ноября 2013 07:35
      Цитата: Sirs
      открыть совместный завод по производству где нибудь в Сибири например в Улан-Удэ.


      Не надо никаких совместных заводов,пусть покупают готовые изделия, как говорится,и волки сыты и овцы целы, а то чуть что, сразу лезут в Россию, отдай это,продай то ! А почему они не обращаются с такой просьбой другим странам, к тем же США ?Да потому что,те покажут им неприличный жесть !
      predator.3
  3. makarov 15 ноября 2013 06:54
    Ты ему хлебушек на руке подашь, а он так и норовит руку по локоть отхватить.....
    makarov
  4. Сосед 15 ноября 2013 07:02
    Скопировать они и так скопируют, а вот технологии рулеткой не померяешь. Пущай сами нарабатывают, если смогут.
    1. Александр романов 15 ноября 2013 07:08
      Цитата: Сосед
      . Пущай сами нарабатывают, если смогут.

      Не могут,лопатки у них не получаются. Мировой ксерокс потерпел фиаско laughing
      1. Сосед 15 ноября 2013 07:12
        Вот вот. В крайнем случае можно готовые лопатки продать.
        1. Наган 15 ноября 2013 19:47
          Цитата: Сосед
          Вот вот. В крайнем случае можно готовые лопатки продать.
          Китайцам лопатки? Только если саперные. А так - хренушки, пусть в комплекте с двиглом берут. А на какие надо болты - пломбы. И проверять, проверять, проверять. Если пломба сорвана - платите неустойку. А чтоб точно заплатили, будьте любезны положите оговоренную сумму куда-нить в швейцарский банк, на счет того типа что по-английски называется "escrow account", увы, не знаю банковскую терминологию по-русски, уехал до того как в России нормальные банки появились.
  5. Нагайбак 15 ноября 2013 07:10
    Где то читал про китайцев. Представьте битком набитый вагон. Освободился краешек сидения- китаец присел. Скромно так на краешек. Люди выходят он подвигается. Все нормально. В конце маршрута он уже восседает на 2-х сидениях и не думает уступать кому либо место. Поэтому нечего им помогать. Будем слабы- они нас подвинут легко и непринужденно. А о том, что мы им когда то помогали никто и не вспомнит.
  6. андрей юрьевич 15 ноября 2013 07:17
    в данном случае библейская мудрость не работает:тут лучше рыбы дать,чем удочку...
  7. ЗУ-23 15 ноября 2013 07:31
    Ну можно дать союзнику двигатель 21го мига легко, а дальше пущай сами развиваются laughing
  8. Скандинав 15 ноября 2013 07:35
    Ребята! Обращаюсь к нашей стороне, сделайте все по уму, а не через одно место как обычно делается. Чтобы через пару лет китайцы не сказали До свидос, у нас собственные движки, и вы нам больше не нужны.
    1. ЗУ-23 15 ноября 2013 07:59
      Да поможем по любому, началось дай списать. Интересно, возможно ли перевести на китайский язык что же сидит в головах наших конструкторов)))
  9. zvereok 15 ноября 2013 08:16
    По уму не получится, Китайцы и так нас доят, нефть по 70 баксов при рыночной цене больше 100 закупали, и недавно еще закупили лет на 10 вперед (правда по чем Сечин скромно промолчал), за воровство технологий и нарушение контрактов не ответили, территории от нас получили, рынок сбыта получили. В общем единственная возможная кооперация - мы по крупному пред заказу, по складской программе делаем для них движки по льготным ценам, на построенных за их деньги заводах. Прибыль тоже с ними делим. Все довольны.

    PS:Все это хорошо, но когда сердюкова посадют?
    1. андрей юрьевич 15 ноября 2013 09:50
      PS:Все это хорошо, но когда сердюкова посадют?zvereok, а Вы часть себя сможете посадить? вот то то и оно...табуреткин-часть системы.
  10. awg75 15 ноября 2013 08:48
    в данный момент Китай беззастенчиво копирует планеры любого интересного им самолёта--поможем с двигателями, будут копировать целиком.
  11. T-130 15 ноября 2013 08:54
    Даже если дать патент через пару лет освоив технологию скажут что сами разработали новый двигатель и будут копированные движки толкать!
    1. zvereok 15 ноября 2013 08:59
      Угу, шипи, как они любят на кожух движка налепят и скажут - принципиальное отличие и ниипет, китайцы ребята упертые, им ныне никто не указ.

      Кстати узкоглазые видимо усвоили, что пугая наше руководство своей мощью, они могут раз в 3-5 лет получать с России какие либо ништяки.

      PS:Все это хорошо, но когда сердюкова посадют?
  12. Мирный военный 15 ноября 2013 09:11
    Эва как, копировать уже не получается... Может по этому и нагнетается психоз о китайской угрозе, типа, не поможете, направим сотни миллионов осваивать Сибирь и Дальний Восток.
    Мирный военный
  13. SAM0SA 15 ноября 2013 09:18
    Оперяются***...Растет опухоль на нашей заднице...
  14. SAM0SA 15 ноября 2013 09:18
    Оперяются***...Растет опухоль на нашей заднице...
  15. fzr1000 15 ноября 2013 09:44
    Заманали уже желтолицые. Интересно, прогнутся наши "эффективные менеджеры" или все же еще есть там парни со стальными яйцами?
  16. moreman78 15 ноября 2013 09:51
    Ни в коем случае ни какой кооперации в ВПК с узкоглазыми! Дружба дружбой, а табачок ВРОЗНЬ!
  17. skiffdv 15 ноября 2013 09:52
    Совершенно согласен с мнением о постройке завода (собственник Россия) на территории Китая по производству этих движков,делать движки на территории Китая ситами китайских рабочих и наших спецов. Они все равно лет через 10 сами освоят и разработку и производство этих двигателей и без нашей помощи, или просто перекупят наших спецов и технологическую документацию. А так хоть прибыль можно получить для развития своих технологий.
    skiffdv
  18. Mairos 15 ноября 2013 09:54
    А пошли они (китайцы) в опу с таким предложением.
  19. archi.sailor 15 ноября 2013 09:56
    Китай попросил у России помощи в разработке двигателей для истребителя

    А вот не надо им в этом помогать. Я может не очень в авиации,но вот по теме ДВС и ГТД кое что знаю. Слышал,что вроде китайцы не могут повторить сплав некоторых деталей российских самолетных движков. Поэтому считаю, что помощи им не оказывать,т.к. они(китайцы) начнуть продовать свои самолеты всем кто может заплатить дешевле, чем наши самолеты. А это может нарушить экспорт вооружения из РФ
    . с уважением
  20. Stinger 15 ноября 2013 09:57
    Дать иль не дать, вот в чём вопрос. Китайцы, в отличии от нас, не занимаются пустой болтовнёй о необходимости перехода к инновационному развитию, а всеми путями стремятся получить новые технологии. Без всяких Сколково. И правильно делают.
  21. Chicot 1 15 ноября 2013 10:03
    А больше им ни в чем не надо помочь этим узкопленочным ксероксам?.. Шиш с маслом, а не технологии. Пусть (если такие умные как они про себя говорят) сами допетрят и до всего додумаются...
    Да и вообще, любая помощь "великому" Китаю должна рассматриваться как предательство национальных интересов...
  22. calocha 15 ноября 2013 10:08
    Чревато это последствиями для нас со временем, очень опасно..
    calocha
  23. Netto 15 ноября 2013 10:13
    Технологии нельзя продавать, деньги против технологий просто бумажки. Это всё равно чтобы Интел продал нам технологию 14нм процессоров. Пусть Китай взамен например передаст технологии беспилотников.
    Netto
    1. Ram Chandra 15 ноября 2013 11:36
      В беспилотниках никаких особых технологии нет. Это не равноценный обмен.
  24. ППС 15 ноября 2013 10:15
    У Китайцев тяму хватает только на копирование.
    ППС
  25. Сочи 15 ноября 2013 10:37
    Такс... Скопировать не получилось... украсть не дали... теперь пришли проситься в "кумпанство"? А как насчёт тертого хрена в раскосые глазки? Технология производства лопаток турбин - строго охраняемая тайна у всех производителей!!! И между прочим я не слыхал чтоб кто-то кому-то её продал, вот стянуть - было.
  26. avg 15 ноября 2013 11:12
    Смотрел с внуками мультик "Маша и медведь". Так вот Маша,в отличии от некоторых взрослых, в подобных случаях, мыслью по древу не растекается, а формулирует предельно ясно - НЕ ДАМ! sad

    P.S. Может кто мне подскажет, где и когда китайцы пошли нам на уступки?
    avg
  27. Ram Chandra 15 ноября 2013 11:40
    Я так понимаю, они хотят получить официально™ полностью всю технологию по производству этих двигателей.
    Нет. Нельзя давать. Тогда у России практически не останется больше секретов в воен. технологиях.
  28. Одиссей 15 ноября 2013 15:41
    Название у статьи не соответствует ее содержанию.Китайцы предлагают совместную разработку двигателей для J-20.Не ясно из чего следует,что они просят о помощи.Следуя такой логике можно сказать,что Россия просит Индию помочь с разработкой ПАК ФА.
    Что касается существа вопроса,то единственным сдерживающим фактором против КНР является ЯО,появление J-20 баланс сил в этом отношении не изменит,но с другой стороны одновременное появление J-20 и Т-50 может убить для нас экспортный рынок.Так что если и стоит идти на совместную разработку (а дело ,конечно,выгодное)то следует включить в договор соглашение о невозможности реэкспорта этого движка в третьи страны,разумеется максимально затруднив при этом возможность появления в будущем чисто китайских вариаций этого двигателя.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня