Южнокорейские авианосцы: боевые корабли или вступление в гонку вооружений?

В конце октября зарубежные средства массовой информации сообщили о новых планах южнокорейского военного ведомства. Со ссылкой на представителей министерства обороны Южной Кореи утверждалось, что до 2036 года военно-морские силы этого государства получат два собственных авианосца. Кроме того, южнокорейские военные намерены в среднесрочной перспективе усилить свой флот, построив несколько кораблей различных классов. В качестве повода для подобной модернизации ВМС называлась угроза со стороны КНДР и других соседних государств.

Уже к 2019 году судостроители Южной Кореи могут завершить строительство второго универсального десантного корабля типа Dokdo в соответствии с доработанным проектом. Предлагается оснастить корабль трамплином, что позволит использовать его в качестве легкого авианосца с самолетами укороченного или вертикального взлета. К тому же времени возможно начало строительства еще одного десантного корабля подобного класса с характеристиками на уровне зарубежных кораблей аналогичного назначения.



ROKS Dokdo


Однако наиболее интересным шагом в деле модернизации военно-морских сил являются намерения разработать и построить один или два авианосца. В настоящее время лишь несколько стран располагают кораблями такого класса и расширение этого списка привлекает внимание специалистов и любителей военного дела. Уже известны некоторые подробности подготовки к созданию проекта и строительству корабля, что позволяет делать некоторые предварительные выводы.

На данный момент все работы по проекту перспективного авианосца касаются предварительной проработки облика и изучения возможностей промышленности. В октябре прошлого года Национальная ассамблея (парламент) Южной Кореи одобрила поправки к военному бюджету на 2013 год, в которых, среди прочего, предусматривались затраты на изучение перспектив и целесообразности разработки и последующего строительства кораблей с авиационной группой. Необходимо отметить, что подобные поправки не были инициативой военных, а появились по настоянию парламентского Комитета по обороне. Депутаты Комитета поддерживают связи с военными и поэтому, вероятно, пошли им навстречу.

Южнокорейские авианосцы: боевые корабли или вступление в гонку вооружений?


На работы, планировавшиеся на 2013 год, Национальная ассамблея выделила 100 млн. вон (около 93 тыс. долларов США). Эти деньги пошли на обеспечение работы специальной комиссии, которая исследовала современное состояние и перспективы ВМС страны и ее вероятных противников. К настоящему времени специалисты пришли к некоторым выводам. Так, в последнее время южнокорейские военные все чаще говорят о необходимости строительства авианосца легкого класса. Кроме того, в зарубежной прессе утверждается, что сейчас специальная комиссия изучает концепции применения легких авианосцев.

Создание перспективных авианосцев, вероятнее всего, будет идти в три этапа. В ходе первого этапа предполагается достроить и принять в строй ВМС второй универсальный десантный корабль типа Dokdo, оснащенный трамплином и оборудованием, необходимым для базирования палубных самолетов. Второй этап подразумевает продолжение работ по десантным кораблям, способным нести самолеты различного назначения. Новый УДК может получить развитый комплекс оборудования для обеспечения работы самолетов разных типов. Наконец, в середине следующего десятилетия может начаться строительство перспективного авианосца.

Вся информация о возможном техническом облике новых авианосцев ограничена буквально парой предположений. Перспективные южнокорейские авианосцы могут быть похожими на итальянский корабль Cavour. В таком случае водоизмещение новых кораблей дойдет до 30 тыс. тонн, а в ангарах и на палубе смогут разместиться до 30 летательных аппаратов.


Aircraft Carrier Cavour


Большие вопросы вызывает состав авиационной группы нового корабля. Южная Корея не располагает собственной развитой авиационной промышленностью, способной разрабатывать и строить палубные самолеты. По этой причине уже сейчас высказываются предположения о возможной закупке самолетов за рубежом. В таком случае, вероятно, южнокорейский авианосец будет нести самолеты американского производства. Учитывая сроки строительства и начала службы, можно предположить, что южнокорейским летчикам придется использовать американские истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35C Lightning II.


Lockheed Martin F-35C Lightning II



Отдельного рассмотрения стоит политический подтекст южнокорейских планов на строительство авианосцев. Южная Корея имеет натянутые отношения сразу с несколькими своими соседями по региону. Поэтому повод для строительства авианосцев в виде возможной угрозы со стороны КНДР или Китая выглядит вполне реально и обосновано. Северная Корея по мере сил и возможностей старается развивать свои вооруженные силы и считается главным геополитическим противником своего южного соседа. Больше того, именно некие агрессивные планы Пхеньяна объявляются основным поводом для перевооружения южнокорейской армии.

Пока южнокорейские военные и политики обсуждают саму возможность строительства авианесущих кораблей, Китай достроил, испытал и ввел в эксплуатацию свой первый авианосец «Ляонин», а также заявил о планируемом строительстве новых кораблей этого класса. Таким образом, перспективным южнокорейским авианосцам придется конкурировать еще и с китайскими кораблями.

Примечательно, что Сеул ведет сразу несколько территориальных споров с соседними государствами. Помимо давней вражды с КНДР он спорит с Японией из-за архипелага Токто в Японском море, а также пытается отобрать у Китая остров Иодо. Последний, однако, является подводной скалой, из-за чего территориальные претензии на этот объект выглядят, по меньшей мере, странно. Наконец, сразу несколько стран спорят друг с другом по поводу эксклюзивных экономических зон.

Строительство авианосцев пока можно отнести к отдаленному будущему. Пока же южнокорейские военные и судостроители намерены воплощать иные проекты, связанные с обновлением и модернизацией военно-морских сил. До 2023 года предполагается заказать постройку трех новых эсминцев, оснащенных боевой информационно-управляющей системой Aegis американского производства. Далее корейская промышленность должна начать строительство шести эсминцев нового проекта KDDX с водоизмещением около 5900 тонн и современным управляемым ракетным вооружением. До 2026 года ВМС Южной Кореи должны получить не менее двух десятков фрегатов FFX.



В ближайшем будущем Южная Корея намерена построить несколько дизель-электрических подводных лодок проектов «Тип 214» и KSS-III. Введение в состав ВМС лодок второго типа с водоизмещением около 3 тыс. тонн позволит атаковать цели при помощи крылатых ракет с дальностью полета до 1500 км.

Также предполагается обновить авиацию военно-морских сил. В рамках этой программы Южная Корея собирается приобрести некоторое количество самолетов и вертолетов различного назначения. При помощи этой техники ВМС смогут с большей эффективностью выполнять патрулирование акваторий и поиск подлодок противника.

Нельзя не признать, что планы Южной Кореи, касающиеся строительства новых авианосцев, являются самым интересным пунктом долгосрочной программы развития ВМС. Однако при этом южнокорейские военные намерены активно развивать и другие направления. Причиной такой активности в деле модернизации вооруженных сил в целом и ВМС в частности можно считать общую обстановку в регионе. Сразу несколько стран активно развивают свои армии и флоты, из-за чего Южная Корея тоже вынуждена уделять большое внимание своим вооруженным силам. В отдаленной перспективе все нынешние подобные процессы могут принять самые разные формы, в том числе и перерасти в настоящую гонку вооружений. При этом лидерами в такой гонке станут Китай и, возможно, Япония. Южной Корее и другим восточноазиатским странам придется догонять их, создавая новые вооружения и оснащая ими армию и флот.


По материалам сайтов:
http://defensenews.com/
http://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://aex.ru/
http://armstrade.org/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти