Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

ЦКБ "Рубин": Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки

Войдут ли подлодки в состав флота в этом году? Какой может быть подлодка пятого поколения? На эти вопросы РИА Новости ответил главный конструктор ЦКБ "Рубин", руководитель группы, отвечающей за создание атомных подводных лодок, Сергей Суханов.

ЦКБ "Рубин": Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки


— Сергей Оттович, первая серийная атомная подлодка проекта 955 "Борей" по плану должна быть передана ВМФ РФ в середине ноября этого года. Не задержат ли передачу "Александра Невского" дополнительные пуски ракеты "Булава"?


— "Александр Невский" прошел все виды испытаний, с него был осуществлен пуск "Булавы", завершающий испытания. Я был на борту, там же находился наш генеральный директор Игорь Вильнит и главком ВМФ Виктор Чирков. Все прошло в штатном режиме, после успешного старта главком произвел осмотр корабля. Когда вернулись в центральный пост, для нас несколько неожиданным стало сообщение, что полет ракеты был неудачен.

Главком поздравил экипаж, отметил, что кораблем доволен и его можно принимать в состав флота. В дальнейшем, по результатам работы комиссии по расследованию причин неудачного пуска было определено, что корабль отработал штатно.

— А как же официально озвученная в Минобороны информация о том, что должны быть произведены пять дополнительных пусков?

— Просто есть определенная процедура — каждая партия ракет должна подтверждаться практическим пуском. Если что-то случилось, то количество дополнительных пусков определяет комиссия. Действительно, Минобороны приостановило испытания второго и третьего "Бореев", но сейчас, с учетом выводов комиссии, эти решения корректируются. Сколько будет пусков — это будет определено отдельно. И по крайней мере не с "Александра Невского".

Задача "Невского" сейчас — поднять флаг и в этом году уйти к основному пункту базирования. Экипажу надо будет сдавать задачи боевой подготовки. Это достаточно длительный процесс — нужно походить в море, выполнить все положенные нормативы.

ЦКБ "Рубин": Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки


— Успеет ли "Владимир Мономах" пройти до конца этого года госиспытания?

— "Мономах" сегодня завершает заводские ходовые испытания и по плану, в декабре, он должен провести госиспытания. В принципе, времени хватает, поскольку это серийный корабль, и программа испытаний у него немного отличается от программы испытаний головного.

Если все пройдет по плану и не подведет погода, в конце декабря "Мономах" будет завершать госиспытания. Вместе с тем, возможно, с учетом дополнительных пусков окончание испытаний "Мономаха" перейдет на 2014 год.

— Насколько вероятен вариант, что сдача второго "Борея" "уедет" на следующий год?

— Я сейчас не берусь это прогнозировать, но в плане обеспечения готовности техники и корабля в целом мы прикладываем все усилия, чтобы сдача подлодки могла быть произведена до 2014 года.

— Ледовые условия в Белом море, кстати, позволят работать в ноябре?

— Бывали случаи, что и в январе в Белом море ходили. Это зависит от ледовой обстановки. Если зима более суровая придет, то и в ноябре уже нельзя будет самостоятельно пробиться сквозь льды.

— Получается, что небольшой сдвиг по срокам закладки "Бореев" все равно сохраняется?

— Закладка корабля — это вещь условная, потому что процесс строительства, в частности, состоит из предварительного корпусообрабатывающего производства: изготовления деталей металлоконструкций, формирования секций, и этот процесс уже запущен на всю серию. Это стандартная практика. Другое дело — торжественная церемония закладки корабля. Закладка "Князя Владимира" была осуществлена в срок.

— Значит, неудачи с "Булавой" не помешают "Бореям" нормально вступать в строй?

— Неудач с "Булавой" не было никогда. У ракет тоже свой цикл создания. Прежде чем серийная ракета попадет на корабль, она проходит цикл испытаний, в том числе летные испытания с наземного и морского стенда. В советское время у ВМФ был морской стенд в Балаклаве, и на нем проходили испытания все те ракеты, которые стоят на атомоходах третьего поколения. Там они падали, с ними тоже что-то случалось.

Поскольку теперь стенда у нас нет, было принято решение для испытаний использовать ракетоносец "Дмитрий Донской", опытная "Булава" проходила летные испытания на нем. Она падала, был резонанс в прессе, но мало кто знает, что у нее соотношение в пользу успешных пусков гораздо лучше, чем у ракет предыдущих поколений, то есть летные испытания она, по сути дела, прошла "на ура".

— Устраивают ли моряков бытовые условия на "Бореях"?

— Бытовые условия жизнедеятельности моряков вполне устраивают. Есть кают-компания, столовая, комфортные каюты. По некоторым показателям у американцев на лодках условия гораздо скромнее наших.

— Согласны ли вы с критикой Минобороны относительно многообразия головных моделей кораблей, например, тех же самых "Бореев"? Когда наша промышленность сможет перейти к единообразию?

— Это давнишняя мечта, но пока реализовать ее не получается во всем мире. Всегда будут разные типы кораблей для разных задач. Нет необходимости доказывать, что специализированное изделие (в данном случае — корабль) всегда обладает более высокой эффективностью в решении конкретных задач, чем универсальный образец.

Информация о том, что "Бореи" разные, не соответствует действительности. Мы сделали "Юрия Долгорукого", он сейчас служит, и следующие за ним лодки идут совершенно одинаковые. Другое дело, что на них внедряются определенные улучшения, которые мы отрабатывали на головном корабле.

— Каким будет подводный корабль пятого поколения?

— От первого до третьего поколения размеры лодок росли, и апофеозом стал наш проект "Тайфун", который занесен в книгу рекордов Гиннесса как самая большая подлодка в мире. То же самое относится и к многоцелевым — "Ясень" довольно большой корабль, превосходящий по размерам своих предшественников.

Дальше, я полагаю, размеры лодок все-таки будут уменьшаться как в связи с большим технологическим совершенством, так и для удешевления их создания. Насколько и как — вопрос открытый. Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. Что касается силовой установки, то они могут быть нового типа, в том числе полностью электрическими. Изменения могут коснуться и других подсистем подводной лодки, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик.

— От использования ядерной энергии возможно отказаться?

— Такой вариант в перспективе может быть, поскольку параллельно с атомной энергетикой развивается тема неатомных лодок. На них создаются воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) различных типов. Автономность лодок с такими установками может быть вполне достаточна — месяц и более.

— В ЦКБ "Рубин" уже работают над созданием подлодок пятого поколения?

— Предпроектные работы по перспективным кораблям постоянно ведутся как ЦКБ "Рубин", так и другими конструкторскими бюро.

— Когда пятое поколение может быть реализовано "в железе"?

— Сейчас сдан головной "Борей". По завершению его срока службы необходимо будет поднять флаг на корабле пятого поколения. Так всегда было у четырех предыдущих поколений. Чтобы это произошло, предпроектные работы должны вступить в фазу разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На это нужно несколько лет. И потом уже будет этап проектирования, разработки рабочих чертежей и строительства — не менее семи-восьми лет. Закладка корабля пятого поколения, согласно таким нормативным расчетам, наверное, может произойти лет через десять — пятнадцать. Отвечая на ваш вопрос, скажу так: пятое поколение может быть реализовано "в железе" своевременно.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. 10kAzAk01 18 ноября 2013 07:09
    ........... тянут потянут.......... вытянуть не могут...........
    10kAzAk01
    1. Canep 18 ноября 2013 07:42
      Это во время войны за три месяца делали новый проект. Да и техника сейчас в разы сложней, кругом компы, а для них нужно написать программное обеспечение, и обязательно протестировать его, на это нужно много времени.
    2. бывалый 18 ноября 2013 08:57
      Цитата: 10kAzAk01
      ........... тянут потянут.......... вытянуть не могут...........

      ВПК из структуры, которая обеспечивает обороноспособность страны превратилась в первую очередь коммерческое предприятие, это очень хорошо видно по "поколениям" на которое стали подразделять всю технику. Вспомним например автостроение, выпускается модель и пользуется спросом, но через какое-то время изменяют форму бампера или блок-фару (рестайлинг) где-то баксов на 50 и вуаля новый старт продаж (с + к цене в 500 баксов)...
      А вообще достало уже читать "дифирамбы" Рогозина и других, какое "суперпупер" у нас СКОРО БУДЕТ. Сделайте, испытайте, поставьте в нужном количестве в войска и МОЛЧИТЕ!!! hi
    3. Булава 18 ноября 2013 12:11
      10kAzAk01, так Вы потяните и вытяните....А то получается разглагольствование...недовольное да и только.
      Булава
      1. 10kAzAk01 18 ноября 2013 15:35
        10kAzAk01, так Вы потяните и вытяните....А то получается разглагольствование...недовольное да и только.

        Дорогой мой человек! 19 марта 2014 года будет 10 лет как её строят!!! и тут выясняется, что "может быть" её в этом году сдадут!!! и скажите в чём я не прав.......... вытянут к новому году или нет???? вот что я хочу узнать!!!
        10kAzAk01
        1. andrey682006 23 декабря 2013 13:06
          В чём Вы неправы?
          Может быть в этом:
          .......
          ???
          !!!
          Не слишком ли много эмоций?
          У Вас всё хорошо?
        2. Комментарий был удален.
    4. Йошкин Кот 21 ноября 2013 09:49
      Отчего в самые критические моменты в современном обществе выдвигаются полярные точки зрения, как это случилось, например во время событий на Дубровке? Они свидетельствуют о принципиально различных философских основах сознания. «Hамеpено ли руководство быть последовательным и окончательно подавить уголовный террор без оглядки на морально изолгавшихся правозащитников и -«мировую закулису» или оно будет по-пpежнему pасточать усилия в поиске мнимого согласия с бандитами?» - спрашивали одни. «Прекратить преступную войну против собственных граждан или, более того, - «героических горцев», сражающихся против империи-угнетательницы» - требовали другие. Ряды последних в течение второй половины 90-х годов заметно поредели, но именно они оказывали самое непосредственное влияние на формирование общественного мнения в первой половине 90-х годов. Именно они осуществляли беспримерное в истории глумление над собственным государством и армией, превзойдя, пожалуй, даже финансированную кайзеровской Германией через миллионера Парвуса революционную кампанию шельмования власти, государства и армии в годы Первой мировой войны. Н.Нарочницкая
      Йошкин Кот
  2. a52333 18 ноября 2013 07:15
    Неудач с "Булавой" не было никогда. У ракет тоже свой цикл создания.
    А мы то панику подняли. Получается - ничего страшного - стандартная "дошлифовка" со стандартными недочетами.
    1. Корсар 18 ноября 2013 12:57
      Цитата: a52333
      А мы то панику подняли. Получается - ничего страшного - стандартная "дошлифовка" со стандартными недочетами.

      Ну с "стандартами" Вы" подзагнули",и вообще :"гладко на бумаге"...
    2. Sirocco 18 ноября 2013 15:40
      Цитата: a52333
      стандартная "дошлифовка"

      Ну а Вы то как хотели??? Все мы тут сегодня и вчера злорадствовали по поводу аварии Американского беспилотника, никто не сказал про то что это и есть "дошлифовка", Зато как стоит вспомнить наши ракеты, все плюют в себя как в колодец. request
  3. luta 18 ноября 2013 07:28
    Прикольная дошлифовка. лодки есть, но пока пустые. И что-то сроков никто не ставит конкректных.одни сплошные вопросы
    luta
    1. varov14 18 ноября 2013 15:20
      Сроки и не ставят и не дают поэтому страна в бессрочном дрейфе, куда прибьет.
    2. одинокий 18 ноября 2013 19:54
      интересен цикл дошлифовки.при каждой дошлифовке приходится жертвовать ракетой.а нельзя сделать так,чтобы дошлифовка обходилась без жертвования ракет?
      1. Комментарий был удален.
  4. makarov 18 ноября 2013 07:58
    Давно читал про воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) различных типов. Работы были начаты еще во времена СССР. И то , что проекты в данном направлении идут семемильными шагами, - есть хорошо. Поскольку РФ в этом направлении далеко впереди идущая.
    makarov
    1. Фин 18 ноября 2013 11:01
      Цитата: makarov
      Поскольку РФ в этом направлении далеко впереди идущая.

      Вы это серьезно? ПЛ с ВНЭУ имеют Германия, Франция, Швеция, Япония, Китай..., а мы до сих пор одну лодку до ума довести не можем.
      1. makarov 18 ноября 2013 13:19
        Ув. Сергей.
        Даже более чем серьезно. Вы понимаете, что например под ДВС подразумевается обобщенно разные типы и конструкции двигателей. То же самое и под ВНЭУ . Данная система имеет абсолютно разные направления. И система которая осуществляется в РФ, это еще советская система, и только развал СССР приостановил ее окончательное внедрение. И подобных систем ВНЭУ в мире просто не существует.
        makarov
  5. moremansf 18 ноября 2013 10:38
    Вот и ответ подводникам: - "Закладка корабля пятого поколения, согласно таким нормативным расчетам, наверное, может произойти лет через десять — пятнадцать."
  6. Асан Ата 18 ноября 2013 12:27
    Ну и слава богу. Ответ профи.
    Асан Ата
  7. томич 18 ноября 2013 13:45
    Про "Булаву" смешно уже слышать.
    Главная целевая функция БРПЛ – точность стрельбы – подчиняет себе все тактико-технические элементы атомной подлодки, включая навигационный комплекс (НК), математическую модель (фильтр Калмана), систему выброса (пороховой аккумулятор давлении – ПАД – или парогазогенератор, обтюрацию потока газов, мембрану, гидродинамическую защиту ракеты). А также подготовленные в навигационном отношении районы боевого патрулирования. Где тщательно изучены ориентиры на морском дне и влияющие на точность инерциальных систем гравитационные аномалии.
    Контент-анализ весьма скудных официальных данных позволяет поставить диагноз детской болезни «Булавы». Главной причиной грандиозного провала явилось нежелание разработчика привлечь к созданию новой системы оружия технологические заделы и богатый отечественный и зарубежный опыт морского ракетостроения.
    О том, что в «Тополе» отсутствуют модернизационные запасы и инновационная составляющая для прогресса БРПЛ, было известно не только независимым экспертам. Хорошо об этом знало и руководство МИТа, в кооперации с которым давно находится Свердловское НПО автоматики Н.А.Семихатова – создатель системы наведения для первого ПБРК «Темп-С» Московского института теплотехники и всех БРПЛ Виктора Макеева.
    Наивно полагать, что специалисты МИТа не провели расчеты баллистики по Циолковскому и не установили факт: при мизерном забрасываемом весе изделия и при отсутствии надежной системы управления выполнить заданные требования по количеству, мощности, точности доставки к цели и способности к маневру боевых блоков нереально.
    Без согласования программного продукта, расчетных и математических моделей «Тополя» с устройством формирования каверны, астрокорректором, системой ГЛОНАСС и с другими присущими межконтинентальным ракетам морского базирования элементами сотворение «Булавы» выглядит как попытка переделать автомобиль в самолет или паровоз в электровоз.
    томич
    1. Оникс 18 ноября 2013 14:57
      Цитата: томич
      при мизерном забрасываемом весе изделия

      1150 кг - это мизерный вес? Уважаемый, технологии не стоят на месте, заряды, системы управления и пр. компоненты становятся компактнее. Поэтому нет необходимости в забрасывании 3 т.
      Оникс
    2. bootlegger 18 ноября 2013 18:50
      Ставьте уж ссылку тогда откуда текст скопипастили.
      Поставлю, так и быть, за вас.
      http://www.lenpravda.ru/blog/1754
      Кроме главной целевой функции БРПЛ есть и еще одна дополнительная, но не менее важная.
      И складывается впечатление что ради ее все и затевалось.
      Задача Булавы не просто точно доставить БЧ до цели,но сделать это по такой, траектории которая обеспечит эффективное противодействие системе ПРО.
      Ведь сделать просто баллистическую ракету с максимальным забрасываемым весом не сложно.Это уже давно отработанные технологии.
      Но какой смысл создавать ракету для которой уже существует и активно продвигается система противодействия?Под такую стандартную траекторию уже созданы и активно совершенствуются SM3.
      Булава же следует по низкой траектории, не расчетной для SM3.Она энергетически более затратная и поэтому такой, относительно небольшой, забрасываемый вес.
    3. Аскет 19 ноября 2013 00:18
      Цитата: томич
      Без согласования программного продукта, расчетных и математических моделей «Тополя» с устройством формирования каверны, астрокорректором, системой ГЛОНАСС


      Для этого на Булаве имеется оптико-электронный блок 3Н30 ас­т­ро­кор­рек­ции тра­ек­то­рии по­ле­та по ре­зуль­та­там из­ме­ре­ния ко­ор­ди­нат на­ви­га­ци­он­ных звезд. Плюс к нему ап­па­ра­ту­ра ра­дио­кор­рек­ции по ре­зуль­та­там об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей с на­ви­га­ци­он­ны­ми спут­ни­ка­ми сис­те­мы ГЛО­НАСС.
      ОЭС 3Н30 обеспечивает формирование на светочувствительной площадке фотоприемной ПЗС-матрицы изображения расположенных в зоне поиска навигационных звезд, его обработку и выдачу в БЦВК измерительной информации для определения угловых координат навигационных звезд в приборной системе координат и реализации режима астрокоррекции. В составе системы управления используются две ОЭС. Каждая ОЭС включает прибор оптический, блок электронного обрамления и устройство обмена. Для ослабления посторонних засветок разработано светозащитное устройство
  8. Асан Ата 18 ноября 2013 14:42
    "...при мизерном забрасываемом весе изделия..." - а каков опыт тех же амеров в этом?
    Асан Ата
  9. томич 18 ноября 2013 15:36
    ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-1»(1,36x24) -32,6 т
    ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-2» (2,8x24)- 67,2 т
    ПЛ проекта 955 с твердотопливной ракетой «Булава» (1,15x16) - 18,4 т
    томич
    1. Оникс 18 ноября 2013 17:27
      И что с этого? Большая забрасываемая масса - это самоцель? Если ракета обеспечивает поражение целей в условиях всяческого противодействия (противоракеты, лазеры и т.д), то без разницы какая у нее забрасываемая масса: 3 тонны или 1 кг
      Оникс
    2. viktorR 18 ноября 2013 20:44
      А дальности для трайдентов с такими весами почему не указали? Ай, как не хорошо...
  10. Pilat2009 18 ноября 2013 17:20
    Огласите пжста мощность БЧ,количество блоков и дальность
    А потом массу ракет сравнивайте
    Да и водоизмещение ПЛ не забудте привести
  11. томич 18 ноября 2013 17:59
    если вы внимательно читали мой комментарий, то я говорил не только про вес изделия
    томич
    1. andrey682006 23 декабря 2013 13:21
      Вы писали :
      при мизерном забрасываемом весе изделия

      а потом сообщили:
      ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-1»(1,36x24) -32,6 т
      ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-2» (2,8x24)- 67,2 т
      ПЛ проекта 955 с твердотопливной ракетой «Булава» (1,15x16) - 18,4 т

      Что же ещё Вы сообщили?
    2. andrey682006 23 декабря 2013 13:21
      Вы писали :
      при мизерном забрасываемом весе изделия

      а потом сообщили:
      ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-1»(1,36x24) -32,6 т
      ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-2» (2,8x24)- 67,2 т
      ПЛ проекта 955 с твердотопливной ракетой «Булава» (1,15x16) - 18,4 т

      Что же ещё Вы сообщили?
  12. томич 18 ноября 2013 18:41
    аргументированной позиции я так и не услышал, только и можете, что минусы ставить
    томич
    1. bootlegger 18 ноября 2013 20:27
      То есть, по вашему получается, лучшая ракета та, которая при минимальной массе доставляет максимальную БЧ на максимальную дистанцию?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня