США впервые испытали наземный боевой лазер против воздушных целей

США впервые испытали наземный боевой лазер против воздушных целей

Американская армия провела первые испытания наземной передвижной лазерной установки высокой мощности для уничтожения воздушных целей, сообщается в пресс-релизе вооруженных сил США.

В документе говорилось, что во время испытаний, которые проходили с 18 ноября по 10 декабря на полигоне в штате Нью-Мексико, боевой лазер (High Energy Laser Mobile Demonstrator, HEL MD) мощностью 10 киловатт уничтожил более 90 минометных снарядов и несколько беспилотников.

Ожидается, что в будущем на подвижной платформе будет установлен лазер мощностью 50 киловатт, который сменит установка на 100 киловатт. Повышение мощности лазера позволит ему уничтожать цели с более высокой скоростью движения.


Разработку программы HEL MD по заказу военных ведет корпорация Boeing.
Первоисточник: http://ria.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 40
  1. Фкенщь13 13 декабря 2013 10:34
    будущее наступило?
    1. Арон Заави 13 декабря 2013 10:49
      Нет. Но то что к этому потихоньку идут, несомненно.
      1. А.ЯРЫЙ 13 декабря 2013 11:12
        Враг нам ещё покажет кузину маму,и победит он нас не на поле боя! А за ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ.
        То что знал Кенеди,теперь узнаем и мы.
        Дегенераты необразованные немогут противостоять ЗНАНИЯМ- а ЗНАНИЯ рождают интерес к более обширным ЗНАНИЯМ,а обширные ЗНАНИЯ рождают интерес к ЭКСПЕРИМЕНТУ - так всё и развивается......

        Если конечно ВЫ не менагер или мезкийдайзер!
        А.ЯРЫЙ
        1. Амфицион 14 декабря 2013 09:37
          А что такого знал, делал или хотя бы хотел сделать Кенеди?
          Амфицион
      2. Гражданский 13 декабря 2013 11:25
        Что творят канадские профессионалы...(с)

        Решили сразу на пару поколений обогнать наши наработки по ПВО
        1. Gluxar_ 13 декабря 2013 17:40
          Цитата: Гражданский
          Что творят канадские профессионалы...(с)

          Решили сразу на пару поколений обогнать наши наработки по ПВО

          Главное что они точно указали рабочее расстояние этой установки. Уничтожить 90 минометных снарядов можно и на столе. Проблема лазерных систем ПВО в их радиусе действия.
          Gluxar_
      3. А Нас Рать 13 декабря 2013 19:53
        Цитата: Арон Заави
        Нет. Но то что к этому потихоньку идут, несомненно.


        Угу, и не только юсовцы. "Рафаель" тоже вроде с чем то копошиться, в 2006 они сделали лазерный девайс Thor мины взрывать, скоро обещают что то более реальное.

    2. AVV 13 декабря 2013 12:16
      Будущее наступит завтра!!!
      AVV
  2. Sterlya 13 декабря 2013 10:36
    ну если минометные снаряды были сложены стопкой. сверху лежали беспилотники...
  3. saag 13 декабря 2013 10:36
    Стекловолоконный лазер, штука конечно интересная, беспилотники пилить на лету к примеру, эдакое оружие гражданской обороны:-)
    1. clidon 13 декабря 2013 10:40
      Или уничтожить атакующую ракету. Много чего можно натворить.
      1. Gluxar_ 13 декабря 2013 17:48
        Цитата: clidon
        Или уничтожить атакующую ракету. Много чего можно натворить.

        Я бы поправил. Не атакующую, а подлетающую. Но часто это не помогает, произойдет просто ранний подрыв ,но урон все равно будет получен.
        Лазерные технологии очень интересны, но нужно уделять больше внимания не рекламе, а физике. Против крылатой ракеты или боеголовки даже 100кВт лазера будет недостаточно. Он сможет нанести "какой то ущерб" цели только на подлете ,в лучшем случае на расстояние нескольких сот метров. При скорости в 2-6 Маха время воздействия будет меньше доли секунды. При условии попадания прожжёт несколько миллиметров обшивки. Для подрыва минометного снаряда этого хватит , ракете или боеголовки никакого урона не нанесет.
        Gluxar_
  4. bubla5 13 декабря 2013 10:55
    Если не ошибаюсь про это уже писали лет 5 назад ,только в ВМФ ,зачем же повторять,и про недостатки тоже.
  5. SlavaS 13 декабря 2013 11:12
    10 кв это мало ведь, чайник на кухне 2 кв, 5 мин 2 литра воды кипятит
  6. стер 13 декабря 2013 11:17
    Интересно, что в этом направлении делается в России? Кроме создания Сколково и разворовывания бабла, конечно...
    1. А Нас Рать 13 декабря 2013 20:10
      Цитата: стер
      Интересно, что в этом направлении делается в России? Кроме создания Сколково и разворовывания бабла, конечно...


      Ничего внятного, хотя в 80-тых были очень неплохие наработки, вот нашел один девайс Х2-М, в 1982 мог сбивать аэромишени на небольших дистанциях, но судя по всему тоже забросили.


      Мишень:
  7. 787nkx 13 декабря 2013 11:19
    Что-то не пойму ,как они минометные снаряды сбивали.
    Стреляли что-ли на луч ,или снаряды лежали ,а лучем светили ?
    1. clidon 13 декабря 2013 12:11
      А что тут такого? Мина летит медленно, секунд 15-25 пока прилетит к цели на 3-5 километров.
      1. 787nkx 13 декабря 2013 12:43
        Вот тут хотелось бы больше информации ,какие мины ,на какой траектории, с какого расстояния.Вообщем сомнения имею ,думаю испытания имели лабораторные условия.
        1. clidon 13 декабря 2013 12:55
          Даже если так, то это достижение, о чём нам и сообщили. "Наcколько оно применимо практически покажет время" <C>
          1. Gluxar_ 13 декабря 2013 18:01
            Цитата: clidon
            Даже если так, то это достижение, о чём нам и сообщили. "Наcколько оно применимо практически покажет время" <C>

            Ну это достижение применяется при раскройке металла уже лет 40. Важны как раз конкретные условия применения.
            Gluxar_
      2. DEfindER 13 декабря 2013 21:42
        Цитата: clidon
        Мина летит медленно, секунд 15-25 пока прилетит к цели на 3-5 километров.

        Мне вот непонятно как они на такую маленькую цель как мина наводились, это даже не ракета воздух воздух ближнего боя, а гораздо меньше, а навести на неё лазер да ещё удерживать его, это по моему из области фантастики..
        А вообще оружие такого типа очень важно, т.к. против него не поможет никакой манёвр, надеюсь у нас что то подобное разрабатывают..
        1. clidon 17 декабря 2013 08:46
          А чего тут такого фантастического? Точные системы наведения, дальность не десятки км...
    2. Gluxar_ 13 декабря 2013 17:59
      Цитата: 787nkx
      Что-то не пойму ,как они минометные снаряды сбивали.
      Стреляли что-ли на луч ,или снаряды лежали ,а лучем светили ?

      Тоже интересно на самом деле. Но скорее всего система проста. РЛС ближнего радиуса действия и система наведения по координатам. При входе в радиус действия лазера производится залп продолжительностью в 1 секунду, за это время минометный снаряд налетает на пучёк и теоретически происходит детонация. Но зная как в США принимаются "нужные системы" ,могу предположить что под минометным снарядом понимается безоболочный заряд взрывчатки, подбрасываемых катапультой...
      Gluxar_
      1. clidon 13 декабря 2013 20:10
        Смотрите ниже видео испытаний. Стандартная мина используется. Мину "ведут" нагревая и спустя несколько секунд происходит подрыв.
    3. А Нас Рать 13 декабря 2013 20:25
      787nkx:
      Что-то не пойму ,как они минометные снаряды сбивали. Стреляли что-ли на луч ,или снаряды лежали ,а лучем светили ?


      В 2004-ом вот так (на видео Наутилус - предидущее поколение технологии):



      Ну и сейчас наверное так же, только точне и быстрее.
      1. Аскет 13 декабря 2013 23:41
        Цитата: А Нас Рать
        Ну и сейчас наверное так же, только точне и быстрее.

        Да.именно Наутилус, предшественник.что касается ТТХ то они не раскрываются что по NED?что по Локхидовской ADAM
      2. SlavaS 14 декабря 2013 19:17
        Теплоизоляцию на снаряды и дождик небольшой
  8. S-200 13 декабря 2013 11:20
    неужели 10 кВт мощности хватает, чтобы выжечь(поджечь.) ВВ(или детонатор) мины в полёте ? what а КАКОЙ мины ??? Импульсный лазер наверное...
    S-200
    1. полный ноль 13 декабря 2013 14:28
      для детонации ГТП (технологическое ВВ) используют детонатор (импульсный) ему достаточно мощности телефонной батареи
  9. Eugeniy_369 13 декабря 2013 11:49
    Здесь чуток подробней wink
    Армия США на протяжении почти месяца проводила испытания нового боевого лазера HEL MD (High Energy Laser Mobile Demonstrator, мобильный демонстратор высокоэнергетического лазера). Согласно сообщению Армии США, испытания проводились с 18 ноября по 10 декабря 2013 года на ракетном полигоне «Уайт-Сэндз». За это время система поразила более 90 минометных выстрелов и несколько беспилотных летательных аппаратов.
    В состав испытываемой системы входила радиолокационная станция EMMR, которая обнаруживала воздушные цели и передавала их параметры боевой системе управления огнем, контролирующей лазер. Мощность испытанного лазера составила десять киловатт. В перспективе на мобильное шасси системы планируется установить лазер мощностью 50 киловатт, который затем будет модернизирован до ста киловатт. Одновременно будут улучшены системы энергообеспечения.
    HEL MD разрабатывается специально для защиты важных военных объектов от минометных выстрелов, крылатых ракет, артиллерийских снарядов и беспилотников. Именно такие цели, по мнению военных, являются основными угрозами, с которыми сталкивается Армия США. Основным исполнителем контракта по разработке лазерной установки является американский концерн Boeing.
    Сегодня американские военные рассматривают различные типы лазеров в качестве перспективного высокоэффективного оружия. В конце ноября 2013 года командование ВВС США обнародовало запрос на информацию о возможности создания лазерного оружия для перспективных истребителей шестого поколения, которые поступят на вооружение после 2030 года. Такое оружие будет, в частности, использоваться против наземных целей и других самолетов.
    Eugeniy_369
  10. КАМС 13 декабря 2013 12:14
    да бред полный, представьте какую надо установку для эффективного поражения ракет и у нас, кстати, велись разработки в конце 70-х начале 80-х, не скажу где читал, и пришли к выводу полной бесперспективности, пока не будет решен вопрос энергии
    1. clidon 13 декабря 2013 12:25
      А было время когда компьютеры были величиной с дом и считалось, что более 600 кб памяти должно хватить всем. )
      На самом деле, лазеры прогрессируют конечно не так быстро как электроника, зато наводятся они теперь куда более точно чем раньше, да и задачи перед ними ставятся не всегда такие же как и перед советскими учёными объекта "Терра".
    2. Аскет 13 декабря 2013 18:10
      Цитата: КАМС
      да бред полный, представьте какую надо установку для эффективного поражения ракет и у нас, кстати, велись разработки в конце 70-х начале 80-х, не скажу где читал, и пришли к выводу полной бесперспективности, пока не будет решен вопрос энергии


      Лазерная пушка 10квт это курам на смех..Порог поражения воздушно-космических целей, таких как самолеты, крылатые ракеты и стенки топливных баков существовавших МБР с ЖРД, согласно материалам американской печати, оценивали в 0,5-1,0 Дж/см2. Боевую устойчивость МБР с двигателями на твердом топливе посчитали более высокой из-за большей толщины и прочности стенок. Предполагалось, что порог поражения можно повысить до 10-20 кДж/см2 за счет применения отражающих и абляционных покрытий. Дальнейшее его повышение осложнялось из-за весовых ограничений на данные элементы конструкции. Устойчивость к поражению покрытия головных частей (ГЧ) МБР была существенно выше, поскольку их рассчитывали на большие тепловые нагрузки при входе в атмосферу. В качестве примера можно отметить, что разрабатывавшийся для проекта «Галилей» зонд, входящий в атмосферу Юпитера, должен выдерживать нагрузки порядка 100 МДж/см2 в течение 2-х минут. Поэтому сделали вывод, что уничтожение МБР лазерным оружием наиболее эффективно на активном участке траектории. В расчетах учитывали, что время прохождения этого участка составляет около 100 с.
      По программе, начатой в 1981 г., армией США разрабатывалась подвижная лазерная установка, и был создан демонстрационный образец (MAD), в котором первоначально использовался DF-лазер мощностью 100 кВт, в дальнейшем - мощностью 1,4 МВт. По этой программе на первом этапе исследовался лазер, изучались условия хранения топлива для него и сигнатуры целей. DF-лазер использовался в качестве опытного образца для систем ПВО. С концентрацией усилий на СОИ в 1983-1984 гг. программу закрыли, однако фирма Bell Aerospace Textron продолжала разработку многоцелевого химического лазера MPCL.
      в 1978 г. в испытательном центре Сан Хуан Капистрано был испытан стационарный лазер. Он оказался весьма успешным: НХЛ NACL, установленный на испытательном стенде HATS (High-Altitude Test Stand - стенд для испытаний в высотных слоях атмосферы), разрушил в полете четыре противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) TOW (длина - 1,5 м, диаметр - 0,15 м, скорость - 720 км/ч).
      В 1980 г. этим же лазером был уничтожен вертолет UH-1 на привязи, выведенный из строя вследствие повреждения топливного бака. Лазеры воздушного базирования замкнутого цикла на двуокиси углерода размещаемые на ЛЛЛ NKC- 135A,наиболлее перспективные ГДЛ (лазер с использованием напора набегающего воздушного потока), в котором для получения рабочего газа (СО2) и одновременно его нагрева происходило сгорание углеводородного топлива JP-4 в набегающем потоке воздуха со скоростью 3-6 М.обеспечивали мощность 4 МВт в течение 30 сСистема состояла из газодинамического СО2-лазера типа TRL (Tri-Service Laser) мощностью 150 кВт и разработанной ВВС подсистемы прицеливания. В качестве цели использовалась беспилотная воздушная мишень MQM-61A «Cardinal» длиной 4,5 м с поршневым двигателем. Во время эксперимента мишень летела со скоростью 320 км/ч на высоте около 60 м. Луч лазера был наведен на хвостовое оперение мишени, в результате чего она загорелась и упала на землю.
      1. Аскет 13 декабря 2013 18:12
        Потом началась эпопея с СОИ благополучно канувшая в небытие. В 1987г. ученые-физики отметили:
        «Каков бы ни был порядок усовершенствования оперативных параметров, потребуется много новых открытий и изобретений. Несоответствие между нынешним этапом развития оружия направленной энергии и требованиями к нему настолько велико, что для достижения намеченных целей необходимо ликвидировать крупные пробелы в технических знаниях».

        доклад «Научно-технические аспекты оружия направленной энергии»
        В 1991 г. началась совместная программа США и Израиля, направленная на создание лазерной пушки, способной поразить ракеты и снаряды малой дальности. Программу финансировало Управление СОИ, основным подрядчиком являлась фирма TRW, а три израильские компании -субподрядчиками: фирма Rafael занималась созданием компактных СО2-лазеров; военный дивизион МВТ израильской авиационной промышленности проектировал датчики и элементы контроля и управления; фирма Tadiran работала над блоками управляющих сигналов и команд для мощного лазера. Задачей обеих стран являлось стремление создать и установить два прототипа боевого высокоэнергетического лазера (БЛВЭ) в системе ПВО к 1999 г.
        6 и 8 февраля 1996 г. на полигоне Уайт Сэндз прошли два успешных демонстрационных испытания лазерной пушки Nautilius. В первом эксперименте лазерная пушка «блокировала» на подлете невооруженную ракету за 15 с. Утверждали, что ракета была поражена. Во втором испытании лазерный луч поразил вооруженную ракету и также вывел ее из строя.
        Так что особо ничего нового в создании обьектовой лазерной ПВО/ПРО нет.
        HEL MD - мобильный боевой лазер армии США

        А это мобильная ЛУ от Локхид Мартин ADAM (Area Defense Anti-Munitions), специально предназначенную для уничтожения ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) противника. Технически ADAM способна обнаружить потенциальную угрозу в радиусе более чем 5 км и уничтожить цель непрерывным лучом лазера на расстоянии от 2 км.
      2. alex86 14 декабря 2013 19:50
        Цитата: Аскет
        10-20 кДж/см2

        Не совсем понятно, Дж - это работа, для приведения к мощности пусть будет 10-20 кДж/с2*сек, т.е. 10-20 кВт/см2, если они смогли сфокусировать до 0,5х0,5 см, то получили 10/0,25= 40 кВт/см2 - и это очень прилично. А все здешние презрительные отклики - попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Как-то слышал от якобы участника испытаний лазерной установки на Ил-76 об очень высокой эффективности (названные цифры приводить не буду звучали очень пропагандистски) с сожалениями об уничтоженном наследии СССР.
        1. alex86 14 декабря 2013 21:46
          Отвечая сам себе - а с другой стороны, возьмем электродуговую сварку - напряжение 40 V, ток 400 А -электрод 4-5 мм, пятно горения дуги 0,3*0,3 см=0,09 см2 приведенная к см2 - грубо 160 кВт/см2, при потолочном расположении 8 мм стали (простой) сварщик дырку прожжет секунд за 30-40 - и выходит, что мои 40 кВт/см2 - не так уж и много. И если боеголовка вращается, и учитывая сложность с удержанием зоны нагрева на одном месте (унос тепла набегающим потоком не считаю существенным - он больше поможет уносу материала боеголовки), и при фокусировке в 0,25 см2 самофокусировка произойдет с значительным влиянием поперечного движения луча вслед за целью - сбиваться он должен начать ("мне так каатца" - Райкин). Так что вопросов больше, чем ответов. Главное, не прохлопать выход технологии на реальное применение под девизом - "это они нам голову дурят!"
  11. синоби 13 декабря 2013 12:55
    Против таких лазеров есть простенькая защита,стоит на всей нынешней бронетехнике.Дымовые шашки.Эффективность лазера падает до нуля.В запылённой атмосфере аналогично.Это первое.По скоростным низко летящим целям не попадает в принципе.Не работает система наведения.Не видит и не успевает.Это второе.По кинетическим болванкам не эффективен в принципе.То есть ахнет танковая пушка или самоходки по такому лазерному девайсу и очень большая куча денег вылетит дымом на ветер.Это третье.Ну это если глобально подходить к вопросу.Если подходить пакостно к вопросу то достаточно одного выстрела из обычной снайперской винтовки по выводу оптического канала лазера простой пулей.Вывод:Очень дорогая и бесполезная игрушка для широкого воискового применения требующаая очень серьёзной охраны.На перспективу будет выгодно только если по цене сравнится с обычными зенитными артсистемами.
    1. Rus2012 13 декабря 2013 13:16
      Цитата: синоби
      Вывод:Очень дорогая и бесполезная игрушка для широкого воискового применения требующаая очень серьёзной охраны.На перспективу будет выгодно только если по цене сравнится с обычными зенитными артсистемами.

      в то же время, лазерное оружие на боле боя имеет место быть в качестве наводящей помехи на системы наблюдения, прицеливания...вплоть до вывода из строя оптических элементов наблюдения и ГСН...
      Подробнее, о советских лазерных системах - http://www.laser-portal.ru/content_650
    2. clidon 13 декабря 2013 17:45
      Так технику и не предполагается обстреливать. А вот как раз по КР, минам, ракетам реактивных залповых систем вполне может быть эффективен. Как средство тактической ПВО штука будет отличная (если получится). Болванки и встречи с танками противника этой штуке грозить не будут априори - её задача стоять позади передовых позиций и оборонять их от всего баллистически летающего и крылатого.
  12. днх1970 13 декабря 2013 13:02
    похоже на враньё или выдают желаемое за действительное....совсем зап..делись.
    днх1970
  13. Realist 13 декабря 2013 13:10
    скептицизм всегда шел впереди всех открытий,будь то паровая машина,танк или реактивный двигатель - однако научный прогресс не остановить,а иначе досих пор дубинками бы бились )))))
    Realist
    1. Sterlya 13 декабря 2013 13:40
      Цитата: Realist
      скептицизм всегда шел впереди всех открытий,будь то паровая машина,танк или реактивный двигатель - однако научный прогресс не остановить,а иначе досих пор дубинками бы бились )))))

      никто не говорит что лазеры бесперспективны. просто не в данный момент.
      А так во всех фантастических фильмах воюют исключительно лазерами. почти.
      В космосе его будущее. а в атмосфере потери большие. если только не придумают способ какой снижения потерь. или уж увеличения мощности. но компактный генератор большой мощности при нынешних технологиях мне плохо представляется. это уже нужны технологии на пару тройку выше существующих. в тех же фильмах это кристаллы пример.
  14. JonnyT 13 декабря 2013 13:55
    Лазерное шоу))) Мне кажется нас разводят.
  15. Averias 13 декабря 2013 14:11
    Точно Вам говорю други - У них и квантовый компьютер есть, и термоядерный реактор карманный, и вундервафли антигравитационные, пушки протонные и позитронные. А еще "крыша" у них поехала и бабло они пилить умеют, почище нашего.
    1. военный 13 декабря 2013 14:46
      Цитата: Averias
      и бабло они пилить умеют, почище нашего.

      хлопотно это - "почище нашего"...
      1. Averias 13 декабря 2013 14:56
        Пааардон, они просто пилят. У них для этого все организовано. Одно выссказывание, что, цитирую: "Пентагон не коммерческая организация и аудит там проводит не целесообразно" заслуживает оваций.
  16. 1c-inform-city 13 декабря 2013 14:57
    Долго улыбался! С мощностью 10кв и на расстоянии 1 км они эту мину должны кипятить минут 20. По поводу снарядов вообще нереально поскольку они как правило вращаются и точку нагрева создать не возможно.Кстати вв как правило от нагрева не детонирует , а плавится. Вот если бы написали 10 мегаватт тогда может быть , но с таким источником энергии эта штука явно мало транспортабельна. И стоит вопрос в её скорострельности поскольку она должна быть явно импульсной. А про мины написано потому, что они в верхней точке траектории зависают , а дроны летают как черепахи и не маневрируют. По большому счёту стрельба по минам это как стрельба по тарелочкам. В общем дайте денег и мы вам обеспечим пиар на уровне фантастики . Пусть ещё напишут во сколько обойдётся один выстрел . В общем пока нет малогабаритных термоядерных источников энергии всё это фуфел , тем более в атмосфере .
    1. Averias 13 декабря 2013 15:10
      Молодца, держите +. Такое впечатление, что вот такие "сенсационные" сообщения, американцы пишут для самих себя. Что говорит об уровне их образования. Так как любой человек, который изучал физику в школе и ВУЗах, прекрасно понимает, что всё кроме слова лазер, фантастика выдаваемая за действительность. Хотя, если они месяц проводили эти испытания. То вполне возможно, что и 90 мин(на веревочках висели и нагревались) подорвали и БПЛА из бумаги пожгли.

      А если серьезно, давно еще, слышал у нас, вот про такую штуку: Создание локального(в точке пространства) вихревого эл.магнитного поля большой напряженности(могу в формулировке напутать немного, но сути не меняет). Если пораскинуть мозгами, то штукенция знатная выходит. А как на самом деле обстоят дела, к сожалению не в курсе.
  17. механник водитель 13 декабря 2013 15:10
    Цитата: стер
    Интересно, что в этом направлении делается в России? Кроме создания Сколково и разворовывания бабла, конечно...

    Да наши ещё в СССР испытывали боевой лазер ,даже где то есть видео сбили самолёт.
    механник водитель
  18. MolGro 13 декабря 2013 15:37
    да да лазеры)))
  19. clidon 13 декабря 2013 15:40
    Вот видео испытаний:
    1. MolGro 13 декабря 2013 16:21
      наши лазер шатлы п и н д о со в портили ))
  20. 787nkx 13 декабря 2013 16:24
    Ерунда какая ,луч при такой мощности должен быть не больше миллиметра ,а тут как у прожектора.
    1. BlackMokona 18 января 2014 09:10
      Таки на видео не луч, а нагретый воздух от луча.
  21. Sterlya 13 декабря 2013 18:07
    точно фигня какая то.
  22. APASUS 13 декабря 2013 22:36
    На хитрую жо .... всегда найдется болт с резьбой!
    Нанести на мину гальваническим способом отражающее покрытие зеркального типа - устанут нагревать!
    Дешево и сердито! what
  23. sasska 14 декабря 2013 11:10
    Цитата: JonnyT
    Лазерное шоу))) Мне кажется нас разводят.

    им бы Толстого почитать, "Гиперболоид инженера Гарина", может и результаты появятся.
    sasska
  24. DmitriVoronez 14 декабря 2013 14:25
    Ни один лазер против нашей Комулятивной установки "рельса" не сравниться!
    DmitriVoronez

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня