Зенитные танки Германии

С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и непосредственно на поле боя. Сначала для этого использовались главным образом пулеметы, а также автоматические орудия калибра 20 и 37-мм. С развитием штурмовой авиации появились и самоходные зенитные установки, которые сначала изготавливались на базе полугусеничных тягачей. Эти машины имели значительно большую маневренность, чем буксируемые орудия, и требовали небольшого времени для приведения их в боевое положение.

В конце 1943 года началась разработка зенитных самоходок на танковых шасси. В Германии эти машины назывались «зенитные танки (Flakpanzer). В 1944 году в серию были запущены Flakpanzer на шасси 38 (t) с 20-мм зениткой, а также Flakpanzer IV «Wirbelwind» (со счетверенной установкой 20-мм орудий), «Mobelwagen» и «Ostwind» (с 37-мм пушкой Flak 43). Однако вскоре от использования 20-мм орудий для вооружения зенитных танков отказались в пользу более крупных калибров - 30, 37 и 55-мм.


Зенитные танки на шасси «Пантеры»

С самого начала производства «Пантеры» на ее базе проектировались зенитные танки, вооруженные различными орудиями от 20 до 88-мм. Однако это проекты не вышли из стадии чертежей и деревянных макетов.

21 декабря 1943 года «танковая комиссия» на своем заседании пришла к выводу, что вооружение зенитного танка на базе «Пантеры» должно состоять из спарки 55-мм автоматических пушек.

55-мм зенитка, получившая обозначение Flak 58, разрабатывалась с 1942 года. В ее конструкции использовалось большое количество технических новинок: электрогидравлический привод механизмов наводки, гидравлические домкраты для вывешивания орудия при стрельбе, использование радиолокационной станции для управления огнем. Орудие имело скорострельность 450 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда достигала 1050 м/с.

8 мая 1944 года отдел испытания танкового вооружения уведомил компании Krupp и Rheinmetall о том, что необходимо проектировать зенитные танки на базе «Пантеры» под 55-мм автоматические пушки. При этом требовалось использовать базовое шасси без каких-либо изменений (особенно это касалось диаметра погона) или с минимальным их числом, чтобы облегчить серийное производство зенитных танков, а вооружение планировалось устанавливать в полностью бронированных башнях. При этом Rheinmetall оказалась в более выигрышном положении, так как она уже имела опыт подобных работ, в отличие от «крупа».


Зенитный танк Flakpanzer IV «Wirbelwind» со счетверенной установкой 20-мм пушек Flak 38, подбитый во время боев на улице Берлина Май 1945 года (АСКМ)


Компания Rheinmetall, а точнее, фирма Vereinigte Apparatebau AG - так к этому времени называлось конструкторского бюро «рейнметалла» из соображений секретности,- 23 октября 1944 года представила свой проект и модель в масштабе 1:10 на рассмотрение отдела испытаний танкового вооружения. Обсуждение прошло на специальном заседании отдела 8 ноября.

Flakpanzer V Zwilling 5,5 cm Gerat 58 представлял собой шасси «Пантеры» Ausf. G со смонтированной на нем довольно массивной башней, в которой устанавливались два 55-мм орудия Flak 58 с углом возвышения от -5 до +72 градусов (больше «поднять» пушки было невозможно из-за конструкции установки). В целом проект получил одобрение военных, но они предложили внести в конструкцию машины ряд изменений. Прежде всего, представителям фирмы Rheinmetall нужно было рассмотреть возможность установки броневых листов башни (особенно переднего) под большими углами наклона к вертикали. Кроме того, было рекомендовано перенести вентиляторы с крыши башни. Один из них нужно было установить под маской пушек (для более быстрого удаления пороховых газов при стрельбе), а второй - в нижней части башни у погона (для удаления газов из стрелянных гильз, которые ссыпались вниз).

19 декабря 1944 года представителей фирмы Vereinigte Apparatebau вновь пригласили в отдел испытания танкового вооружения для дальнейшего обсуждения проекта зенитного танка на базе «Пантеры». На этом заседании военные потребовали от конструкторов установить в башне, помимо двух 55-мм пушек, дополнительное вооружение: спар-ку 20-мм орудий MG 151 и 7,92-мм пулемет MG 42, два MG 42 и одну MG 151 или двеMG 151. Предполагалось использовать это вооружение в качестве пристрелочного и для экономии расхода 55 выстрелов для Flak 58 (возимый боекомплект последних составлял чуть больше 100 штук).


Цех сборки зенитных танков Flakpanzer IV на заводе фирмы Deutsche-Eisenwerke. 1944 год (ЯМ)


Для наблюдения за полем боя требовалось установить на крыше командирскую башенку от «Пантеры» Ausf. G. Кроме того, обсуждался вопрос об использовании дополнительного двигателя для вращения башни и наведения орудий на цель — из-за возросшей массы использование привода от двигателя танка оказалось неэффективным. По предварительным расчетам, требовался дополнительный мотор мощностью порядка 42 л. с. и небольших размеров. Обсуждались варианты использования двигателей фирм Hirth и Volkswagen, но они оказались слабоватыми для этого, да к тому же имели довольно большие размеры и не умещались в боевое отделение танка. В результате было принято решение отказаться от использования дополнительной силовой установки и вращение башни осуществлять по-старому — путем отбора мощности от основного двигателя танка.


После обсуждения своего проекта и получения необходимых рекомендаций фирма Vereinigte Apparatebau AG (читай -Rheinmetall) должна была изготовить полномасштабный деревянный макет башни, после утверждения которого планировалось построить опытный образец.

Почти одновременно с фирмой Vereinigte Apparatebau проект своего зенитного танка на шасси «Пантеры» представила и компания Кшрр. Спарка 55-мм зениток монтировалась в башне, имевшей толщину брони 15-40 мм. Углы возвышения орудий составляли от -5 до +80 градусов, боекомплект -104 выстрела. В башне размешалось четыре человека - командир (он имел в своем распоряжении командирскую башенку от «Пантеры» Ausf. G), наводчик и два заряжающих. Проект фирмы Кшрр не имел каких-то особых преимуществ перед проектом Vereinigte Apparatebau, но после его обсуждения в конце декабря 1944 года «крупповские» инженеры получили «добро» на доработку своего зенитного танка и изготовление деревянного макета башни.


Деревянная модель зенитного танка Flakpanzer IV с двумя 30-мм пушками в башне «Kugelblitz» («Шаровая молния»)



Проект монтажа установки «Шаровая молния» на шасси Jagdpanzer 38 D



Вид сверху зенитной установки «Шаровая молния» с двумя 30-мм пушками Мк 103. Хорошо виден 30-мм защитный броневой кожух, а также открытые лючки для загрузки боекомплекта (ЯМ)


Для ускорения готовности зенитного танка на шасси «Пантеры» еще в ноябре 1944 года отдел испытания танкового вооружения заключил с фирмой Duerkoppwerke договор на изготовление четырех 55-мм орудий Flak 58 - по две для компаний Кшрр и Vereinigte Apparatebau.

14 февраля 1945 года представитель отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) полковник Крон сообщил представителям фирм о том, что разработка зенитного танка с 55-мм орудиями на шасси «Пантеры» не является приоритетной. Тем не менее, фирме Vereinigte Apparatebau предписывалось закончить изготовление деревянной модели башни. Однако до конца войны эту работу завершить не удалось.

Зенитный танк «Шаровая молния» (Kugelblitz)

Еще в начале 1944 года возникло предложение об использовании в качестве вооружения для зенитных танков 30-мм авиационной пушки Мк 103. Орудие имело довольно высокую скорострельность (темп стрельбы 425 выстрелов в минуту) и мощные боеприпасы.

Летом 1944 года инженер Йозеф фон Глаттер-Гоц, работавший в автомобильном отделе инспекции Генерального штаба, спроектировал шарообразную башню для использования ее на зенитных танках. После рассмотрения данного предложения, отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) поручил компании Daimler-Benz доработать проект и изготовить опытный образец установки.

14 июля 1944 года управление вооружений утвердило план выпуска «Шаровой молнии» на шасси Pz. IV начиная с 5 сентября 1944 года. Планировалось к декабрю достиг-нутьвыпуска 30 машин в месяц. 5 сентября эти цифры скорректировали - фирма Daimler-Benz должна была собрать две первых машины в октябре, а завод Stahlindustrie - три в ноябре. Затем выпуск должен был возрастать, достигнув в феврале 1945 года 100 машин в месяц.

Однако обстановка внесла свои коррективы. Первый опытный образец установки был изготовлен на заводе Deutsche Eisenwerke фирмы Daimler-Benz в октябре 1944 года. «Шаровая молния» представляла собой башню сферической формы из 20-мм брони, установленную при помощи карданной подвески в неподвижном защитном 30-мм броневом кожухе в виде усеченного конуса. Первоначально башню предполагалось установить на танке Pz.IV.

В качестве вооружения «Шаровой молнии» использовалась спарка 30-мм автоматических орудий Мк 103/38, являвшихся вариантом авиационной пушки, поработанным специально для установки в зенитный танк.

Общая высота «Шаровой молнии» составляла 2300 мм, а высота башни - всего 600 мм. Таким образом, установка была достаточно компактной. По первоначальному проекту вращение установки должно было вестись при помощи механических приводов и двумя маховиками, как на обычных зенитных орудиях. Но расчеты показали, что получаемая скорость недостаточна для сопровождения самолетов штурмовой авиации. Поэтому научно-исследовательский институт авиации в Берлин-Адлерсхофе спроектировал гидравлический привод для вращения башни. При этом вращение осуществлялось при помощи специального джойстика, похожего на штурвал управления истребителем. В результате, теперь для наведения установки на цель требовался только один человек. Скорости вращения башни «Шаровой молнии» оказались очень высокими - 45 градусов в секунду по вертикали, и 22 градуса в секунду по горизонтали. Боекомплект составлял 1200 выстрелов, уложенных в специальных коробах. Стрелянные гильзы и звенья лент ссыпались в специальные холщевые мешки. Каждое орудие оснащалось вентилятором для отвода пороховых газов при стрельбе.


Схема размещения расчета в башне «Шаровая молния»


В башне размещалось три человека — командир, он же наводчик, и два заряжающих. При этом экипаж помещался полулежа, рядом друг с другом, что облегчало передачу команд. В качестве средств наведения предполагалось использование специального перископического прицела и стереоскопического дальномера. Кроме того, для использования на «Шаровой молнии» проектировался специальный механический прибор для сопровождения цели. Предполагалось, что после того, как командир «захватит» самолет противника прицелом и включит прибор, последний сможет «вести» стволы орудий за воздушной целью.

Однако наладить выпуск установки «Шаровая молния» так и не удавалось. 30 января 1945 года был утвержден новый график изготовления установок на заводе Stahlindustrie — по 10 в феврале и марте, и 40 в апреле. В уже упоминавшемся документе «Обзор состояния вооружения по танкам, штурмовым, самоходным орудиям и тягачам до августа 1945 года», датированном концом февраля, по «Шаровой молнии» присутствуют такие цифры: 8 машин в марте, 10 в апреле и начиная с мая - по 30 штук в месяц (по август включительно). При этом указано, что установки должны монтироваться на шасси Pz. IV. Кроме того, есть такое примечание: «Будут ли вообще строить «Шаровую молнию» еще не определено».


Общий вид установки«Шаровая молния с двумя 30-мм пушками Мк 103. Снизу виден броневой короб для размещения расчета (ЯМ)


Дело в том, что несмотря на казалось бы неплохие характеристики, эта установка обладала целым рядом недостатков: была очень тесной, имела малый боезапас и ограниченные углы обзора командира. Что касается использования прибора для сопровождения цели, то его так и не изготовили, да и его эффективность представлялась весьма сомнительной. Интересно мнение инженера Циммер (он работал в компании Rheinmetall и спроектировал башню для танка «Пантера»). По поводу «Шаровой молнии» он заявил что, по его мнению, только не профессиональный инженер мог разработать такую башню.

Тем не менее, несколько «Шаровых молний» было изготовлено. Так, немецкий исследователь В. Шпильбергер пишет о пяти изготовленных машинах, собранных заводом Deutsche-Eisenwerke AG в начале 1945 года и переданных в учебную часть в Ордруфе, Тюрингия.

В работах другого авторитетного исследователя немецкой бронетехники, Т. Йен-ца, приведены другие данные. В одной из своих работ он приводит данные допросов союзниками представителей компании Daimler-Benz. Согласно показаниям инженера Эбеля, только три полностью готовых «Шаровых молнии» были изготовлены заводом Deutsche-Eisenwerke. А представитель Deutsche-Eisenwerke инженер Сполдер сообщил, что только два образца установки были собраны и направлены в Берлин.

Однако есть и другие данные. В одном из документов рейхсминистерства вооружений, захваченных частями Красной Армии в 1945 году, есть сведения о производстве танков и самоходок за февраль 1945 года, причем по дням. Так вот, согласно этому документу, на заводе Stahlindustrie было изготовлено 7 «Шаровых молний» - 2 до 10 февраля, 2-13 февраля, 2-19 февраля и 1-20 февраля. Хотя возможно, что в этом документе речь идет об изготовлении установок (башен), а в приведенных выше данных - о сборке машин в целом.


Готовая броневая башня установки «Шаровая молния» на заводе фирмы Deutsche-Eisenwerke. Весна 1945 года. В борту видно отверстие для крепления элементов карданной подвески (ЯМ)


Помимо шасси танка Pz. IV, установку «Шаровой молнии» планировали и на других танковых шасси. 4 сентября 1944 года фирма ВММ завершила проект установки такой башни на базе «Хетцера». При этом у последнего бортовые листы корпуса установили вертикально.

Но после принятия в качестве основного шасси Jagdpanzer 38 D истребителя танков, последовало решение об установке «Шаровой молнии» на этой базе.

План выпуска, утвержденный 30 января 1945 года, предполагал изготовить первые 5 «Шаровых молний» на Jagdpanzer 38 D в июле 1945 года, 20 — в августе с последующим увеличением до 100 машин в месяц в декабре. Однако генерал-инспектор танковых войск 14 марта 1945 года на встрече с начальником Генерального штаба армии высказался против изготовления «Шаровых молний». По его мнению, в первую очередь Jagdpanzer 38 D нужно выпускать в варианте истребителя танков. В результате обсуждения, было решено использовать для установки «Шаровой молнии» ремонтные Jagdpanzer 38 (t).

В результате появился план переделки «хетцеров» в зенитные танки по 35-45 штук в месяц. При этом, так как они должны были использоваться вместе с Jagdpanzer 38 D (8 зенитных танков на каждый батальон), то их скорость должна была быть такой же. В результате, помимо установки «Шаровой молнии» на «хетцеры» при ремонте планировалось монтировать и дизель Tatra. Однако до конца войны проект переделки так и не был завершен.

Одновременно с «Шаровой молнией», фирма Vereinigte Apparatebau (конструкторское бюро компании Rheinmetall) предложила свой вариант зенитного танка на шасси Jagdpanzer 38 D. Он представлял собой 37-мм пушку Flak 44, установленную в полуоткрытую башню. Проект рассматривался отделом испытания танкового вооружения (WaPruf 6) 13 января 1945 года, и в целом получил одобрение. Однако военные потребовали упростить форму башни для облегчения производства.


Проект зенитного танка Flakpanzer V Zwilling 5,5 cm Gerat 58 с двумя 55-мм орудиями, разработанный фирмой Vereinigte Apparatebau AG осенью 1944 года


14 февраля 1945 года фирма Vereinigte Apparatebau сообщила, что у них готов проект упрощенного зенитного танка на базе Jagdpanzer 38 D с минимальными переделками последнего. Вооружение - 37-мм пушка Flak 44 - осталось прежним, а вращение орудия осуществлялось гидроприводом при помощи дополнительного автомобильного двигателя. При этом скорость поворотов составляла 40 градусов в секунду. Орудие устанавливалось в открытой сверху башне с толщиной брони 16 мм. Экипаж танка составлял 4 человека, возимый боезапас - 200 выстрелов, масса 15 тонн.

Получив эти сведения, представители WaPruf 6, заявили, что из-за неясности с выпуском Jagdpanzer 38 D, никакого решения об изготовлении зенитного танка на данном шасси сейчас принято быть не может.

Таким образом, работы по новым зенитным танкам не вышли из серии проектов и опытных образцов. И едва ли можно было бы ожидать появления каких-то новых образцов этих машин в первой половине 1945 года. Устранение недостатков и испытание опытных образцов 55-мм зенитного танка на базе «Пантеры» и «Шаровой молнии» на Jagdpanzer 38 D требовало много времени. Да и едва ли можно было выделить нужное количество шасси, необходимое для серийного выпуска этих машин. В лучшем случае, с серию мог пойти вариант Jagdpanzer 38 D с 37-мм пушкой в открытой башне.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти