Корабельный ренессанс России

Корабельный ренессанс России

Впервые Объединенная судостроительная корпорация закончила год с прибылью

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) закончила 2013 год с прибылью более 1,2 миллиарда рублей. А в этом году планирует получить прибыль уже около 6 миллиардов рублей.

Положительные изменения в судостроительной отрасли начались в прошлом году: Военно-морской флот получил новые атомные подводные лодки и корветы, успешно выполнялись экспортные контракты, началось строительство атомных ледоколов нового поколения. Эксперты связывают это с тем, что первые лица страны уделили особое внимание судостроительной отрасли. Достаточно сказать, что глава государства в прошлом году провел два совещания (в мае в Сочи и в августе во Владивостоке), посвященные развитию судостроения как военного, так и гражданского. Более того, президент поручил кураторство над оборонно-промышленным комплексом вице-премьеру правительства России Дмитрию Рогозину. Положительные изменения в отрасли это и результат непосредственного участия вице-премьера в процессе ее восстановления.


Под его руководством удалось окончательно вернуть в прежние графики программы развития подводного и надводного флотов в рамках программы вооружения. Как было отмечено в конце прошлого года в ходе одного из правительственных часов в Госдуме, государство пока не может отказаться от управления судостроением в ручном режиме.

- Проблема в том, что в России принята очень амбициозная программа военного кораблестроения, - сказал Дмитрий Рогозин. - У нас "Севмаш" сегодня просто перегружен работой. Не хватает производственных мощностей, чтобы реализовать все задуманное. Поэтому говорить о том, что мы можем отпустить данную ситуацию с ручного режима, я не могу.

Специалистам не надо пояснять, что означает фраза "Севмаш" перегружен: на этом заводе выпускают новейшие атомные подводные лодки. В прошлом году Военно-морской флот России получил первые серийные атомные подводные лодки проекта 955 "Борей" ("Юрий Долгорукий" и "Александр Невский"). Кроме того, 30 декабря Севмаш сдал в опытную эксплуатацию "Северодвинск" - головную из восьми многоцелевых АПЛ проекта 885М "Ясень".

"Бореи" - первая постсоветская серия подводных ракетных крейсеров, которые должны составить костяк подводного флота стратегического назначения, придя на смену АПЛ проектов "Акула", "Кальмар" и "Дельфин" ("Тайфун", "Дельта-3" и "Дельта-4" по классификации НАТО). Всего до 2020 года планируется построить восемь "Бореев". Третья подлодка этой серии "Владимир Мономах" готовится к заводским приемным испытаниям.

Многоцелевые атомные подводные лодки серии "Ясень" относятся к четвертому поколению АПЛ этого типа и обладают оригинальной архитектурой. Это касается и внешнего корпуса корабля, и его внутренней компоновки. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. За счет того, что передняя часть корабля стала "аккустически чистой", существенно увеличился поисковый потенциал гидроакустического комплекса, обеспечивая важнейшее для кораблей такого класса превосходство в дуэльной ситуации: "Ясень" должен "услышать" корабли противника раньше, чем будет обнаружен сам. По словам специалистов, подобных лодок в мире нет, они имеют четыре типа вооружения, могут стрелять с любой глубины. Ряд западных СМИ уже окрестили подлодку "зверем из глубины" и признали Россию мировым лидером в подводном флоте. А вообще строить атомные подводные ракетоносцы с новейшим вооружением способны только две страны в мире: Россия и США.

В рамках программы перевооружения Вооруженных сил России, рассчитанной до 2020 года, активно строятся и надводные корабли. В прошлом году "Северная верфь" передала Военно-морскому флоту корвет "Бойкий" проекта 20380. А в Финском заливе уже проходят испытания кораблей проекта "Стойкий" этой серии. Корветы данного проекта являются многоцелевыми боевыми надводными кораблями для действий в ближней морской зоне государства. Они могут вести борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника, поддерживать ракетно-артиллерийским огнем морской десант.

В прошлом году успешно выполнялись и экспортные контракты: индийскому флоту был передан авианосец "Викрамадитья" (бывший авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", прошедший модернизацию на "Севмаше"). Также Индия получила последний, предусмотренный контрактом, корабль проекта 11356: многоцелевой фрегат для дальней морской зоны. А ВМС Вьетнама приняли на вооружение первую дизель-электрическую подводную лодку "Ханой" проекта 06361 "Варшавянка", построенную на "Адмиралтейских верфях". Подводные лодки данного проекта считаются самыми малошумными из отечественных кораблей. В общей сложности Вьетнам должен получить шесть подлодок проекта. В середине января судостроительное предприятие передало Вьетнаму уже вторую из заказанных подлодок, а до конца текущего года планирует поставить третью.

В интересах российского военно-морского флота в этом году также намечена большая программа по строительству надводных кораблей и подводных лодок - как атомных, так и дизельных.

Важным событием 2013 года для Объединенной судостроительной корпорации стало принятие стратегии своего развития на период до 2030 года. Как сообщил в августе прошлого года на совещании у главы государства президент ОСК Владимир Шмаков, стратегия задает основные векторы развития корпорации, определяет перспективы как военного кораблестроения, так и гражданского судостроения, переход на дивизиональную структуру управления и развития инжиниринга (от территориального принципа управления на продуктовый принцип).

По словам экспертов, многие проблемы судостроительной отрасли связаны с тем, что после распада Советского Союза был провал: государство более 20 лет не выделяло денег на судостроение. Лишь 2-3 года назад началось серьезное финансирование отрасли, деньги выделяются и на строительство, и на ремонт кораблей. Однако многие накопившиеся проблемы в одночасье не решить. По большому счету, работа по возрождению отрасли только начинается.

"Сейчас корпорацией подводятся итоги проведенного финансового и корпоративного аудита деятельности холдинга, - рассказывал на совещании у президента Владимир Шмаков. - На основе предварительных результатов этой работы сформулированы ключевые направления стратегии. Они учитывают новые вызовы, ставшие перед нашими корабелами. Это резкое увеличение объема государственного оборонного заказа, быстрый рост темпов развития нефтегазового сектора в связи с началом практического освоения шельфовых участков и активизация судоходства по Северному морскому пути". ОСК совместно с министерством обороны проведен аудит всех контрактов, подписанных судостроителями с военным ведомством при прежнем руководстве (о просчетах, допущенных в то время, уже немало говорилось). По словам руководителей корпорации, работа по ревизии всех контрактов потребует еще несколько месяцев, но главное, что судостроителям удалось найти общий язык с нынешним руководством военного ведомства. Сейчас идет поиск того ценового диапазона, который устроит все стороны.

Как сообщили в ОСК, сейчас корпорация вместе с минобороны работает над пилотными проектами по единому жизненному циклу кораблей: судостроители будут сопровождать корабль от момента проектирования до его утилизации. Ведь, по словам экспертов, затраты на эксплуатацию корабля в течение жизненного цикла могут в два раза превышать стоимость строительства, и от этого никак не уйти. Каждые 10 лет надо проводить полную модернизацию корабля, она обходится порядка 60 процентов стоимости корабля. Плюс еще плановые ремонты. А для них нужна современная инфраструктура, которую необходимо создавать практически заново.

Совершенствование системы организации и проведения плановой системы ремонта боевых кораблей и подводных лодок - одно из основных направлений работы. В настоящее время совместно с минобороны идет работа над воссозданием этой системы.

Но главное, как считают в ОСК, российские судостроители за трудные для отрасли годы не потеряли своей компетенции. Именно поэтому сейчас не все так плохо, как порой пытаются представить некоторые скептики. И даже есть чем гордиться. Например, фрегаты, которые заказывает Индия, имеют коэффициент оперативного напряжения 280 суток. Где еще можно встретить корабли, которые так долго ходят? По мнению экспертов, удалось сохранить потенциал конструкторских бюро - и это чрезвычайно важно. Между прочим, зарплата в них выше, чем даже в коммерческих организациях, - это достижение. Например, в Санкт-Петербурге молодые инженеры буквально в очереди стоят, чтобы устроиться в ЦКБ "Рубин", где специалисты получают больше, чем в среднем по городу.

Чем может грозить потеря компетенции, можно увидеть на примере других стран. Во Франции на какое-то время приостановили проектирование авианосцев, а затем после долгого перерыва взялись за строительство авианосца "Шарль де Голль". Первые же испытания выявили массу дефектов. В результате продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20 процентов. Когда же авианосец попытался выйти в первое дальнее плавание, у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта, и кораблю пришлось возвращаться в порт приписки. В Англии также после долгого перерыва приступили к постройке трех авианосцев. Эксперты уже сейчас прогнозируют массу проблем из-за потери компетенций. У нас же опыт модернизации "Викрамадитья" показывает, что России подобные задачи по силам.

Немало внимания у нас уделяется и строительству гражданских кораблей. Например, в августе прошлого года было подписано постановление правительства о строительстве двух атомных ледоколов нового поколения ЛК-60Я для обеспечения провода судов по Северному морскому пути. Головной ледокол серии был заложен на Балтийском заводе в ноябре прошлого года.

- Необходимо уже сейчас разворачивать новый потенциал гражданского судостроения, - считает Дмитрий Рогозин, - создавать новые платформы, суда, морскую технику для арктического шельфа и иных крупных проектов, в коих заинтересованы наши крупнейшие и частные, и с государственным участием нефтегазодобывающие компании. Все это должно быть связано с оптимизацией развертывания производственного потенциала, чтобы после 2020 года мы не оказались в ситуации, когда построили огромное количество судоверфей, а занять их нечем.

Вице-премьер отметил, что гражданское судостроение крайне важно для баланса распределения нагрузки на производственный потенциал ОСК, чтобы не зависеть полностью от оборонных заказов.

В целом перед российским судостроением стоит масштабная задача: войти в число ведущих стран по строительству судов гражданского назначения. Исходя из этого, в стратегии ОСК в качестве важнейших задач определены: обеспечение мирового уровня качества и сроков создания морской и речной техники; достижение объемов производства на уровне первой двадцатки крупнейших судостроительных компаний; закрепление объединенной судостроительной корпорации на мировом рынке высокотехнологичной морской техники.

В руководстве ОСК осознают, что достижение столь амбициозных целей невозможно без оптимизации структуры управления корпорацией, усиления вертикальных и горизонтальных кооперационных связей, внедрения современных и высокоэффективных форм менеджмента, оптимизации производственной структуры и избавления от непрофильных активов, проведения последовательной кадровой политики.

На совещании в Сочи 21 мая 2013 года президент ОСК Владимир Шмаков заявил: "Все задачи, стоящие перед Объединенной строительной корпорацией, реалистичны и реализуемы. Уверен, что опыт и наработанная компетенция команды смогут помочь достигнуть целей, стоящих перед Объединенной судостроительной корпорацией".
Первоисточник: http://vpk.name/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Арчиках 29 января 2014 11:47
    Это перепост с сайта сделано у нас.
    1. Волхов 29 января 2014 11:55
      Значит хотят узнать мнение народа про ренессанс - как придут из обменников так сразу и выскажут.
      В кораблях тоже есть как прибыль так и убыток. Какой баланс?
      Волхов
      1. Ингвар 72 29 января 2014 12:02
        Прибыль в 35 миллионов долларов, это конечно лучше чем ничего, но при таком объеме экспорта маловато. Выводы делать рано, посмотрим как дальше дела пойдут.
        1. Gluxar_ 29 января 2014 15:00
          Цитата: Ингвар 72
          Прибыль в 35 миллионов долларов, это конечно лучше чем ничего, но при таком объеме экспорта маловато. Выводы делать рано, посмотрим как дальше дела пойдут.

          Прибыль такого производства показывает загруженность завода заказами и рост производительности труда. Иными словами обычно на "госпредприятиях тяжелого машиностроения" убытки возникали из-за того что завод простаивает, а администрация не увольняет людей для "сохранения потенциала" и для поддержания "социальной стабильности", то есть уменьшения безработицы. Так как все это пререготива и ответственность государства. Отсюда и убытки заводов "ничего не производящих", но банкротить которые нельзя. Отсюда и миф о неэффективность госуправления экономикой, на самом деле убыточность госкомпаний вызвана не коррупцией, а социальными обязательствами перед работниками... отсюда и "неэффективность".

          То что заоды выходят в плюс показывает что каждый работник начинает приносить прибыль ,то есть работает и производит больше , чем ему платят... Это начальная точка роста всей отрасли. Так что новость однозначно позитивная.
          Gluxar_
    2. kris 29 января 2014 12:16
      Читая данную статью, сначала кажется что всё как в сказке, но потом открываешь статью про китайцев и начинают мучить сомнения.
      Цитата:
      Всего с февраля по октябрь 2013 года в состав китайского флота было введено восемь корветов проекта 056, и еще два - в январе 2014 года (Jieyang и переданный флоту 8 января Ji'an постройки Hudong Shipyard). Еще минимум десять корветов данного типа сейчас находятся в КНР в различных стадиях строительства (в том числе восемь - в достройке на плаву или на ходовых испытаниях).
      http://topwar.ru/39048-kitayskiy-flot-poluchil-desyatyy-korvet-proekta-056.html
      1. bif 29 января 2014 12:36
        Всего с февраля по октябрь 2013 года в состав китайского флота было введено восемь корветов проекта 056, и еще два - в январе 2014 года (Jieyang и переданный флоту 8 января Ji'an постройки Hudong Shipyard). Еще минимум десять корветов данного типа сейчас находятся в КНР в различных стадиях строительства (в том числе восемь - в достройке на плаву или на ходовых испытаниях).
        Возможности китайского "ксерокса" позволяют такое делать, остается порадоваться за них. Что же будем пока довольствоваться малым и брать не количеством, а качеством, т.е эффективностью и боевыми качествами.
        bif
  2. Алексей М 29 января 2014 11:54
    Впервые Объединенная судостроительная корпорация закончила год с прибылью.
    Всё дальше можно не читать что бы не расплакаться.
  3. 10kAzAk01 29 января 2014 11:55
    проекта 06361 "Варшавянка", построенную на "Адмиралтейских верфях". Подводные лодки данного проекта считаются самыми малошумными из отечественных кораблей

    НЕ знаю как насчет отечественных, а в мире они считаются САМЫМИ малошумными....
    10kAzAk01
    1. пацантрэ 29 января 2014 13:47
      Считаются кем?
  4. Роман 1977 29 января 2014 12:01
    Ну, что ж неплохо: из боевых один РПКСН (для ТОФ), одна МПЛАТРК проекта 885 (для СФ), 1 корвет проекта 20380(для БФ), 3 проекта 21980 "Грачонок" (для ЧФ, ТОФ, КФЛ), 1 ДКА проекта 11770 "Серна"; отремонтирована 1 ДЭПЛ проекта 877 "Калуга", 1 ПЛАРК проекта 949А "Смоленск (все для СФ) . Ожидается в начале 2014 года: 2 МРК проекта 21631, 2 ДКА проекта 11770 "Серна" (все для КФл), 1 корвет проекта 20380 для БФ ("Стойкий" завершил первый этап ходовых испытаний) , 1 ДКА "Денис Давыдов" проекта 21820 "Дюгонь"(на испытаниях).
    В следующем году еще ожидаются:
    1 РПКСН проекта 955 "Борей"-"Владимир Мономах" для ТОФ;
    1 УДК "Мистраль"-"Владивосток" для ТОФ (возможно, но скорее всего в 2015 году);
    3 ДЭПЛ проекта 636.3 для ЧФ (первая из них "Новороссийск"-уже спущена на воду);
    1 фрегат проекта 22350-многострадальный "Горшков" для СФ, планируется вывести на ходовые испытания в январе 2014 года:
    24 декабря 2013 года, вторник
    Фрегат «Адмирал Горшков» выйдет на заводские ходовые испытания сразу после монтажа артустановки А-192
    ЦАМТО, 24 декабря. Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», строящийся на «Северной верфи», выйдет на заводские ходовые испытания в Балтийское море в начале 2014 года, сразу после монтажа артустановки А-192, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник на предприятии...
    Представитель петербургского КБ «Арсенал» сообщил «РИА Новости», что артустановка А-192 для фрегата будет поставлена «Северной верфи» в первые дни нового года.

    http://armstrade.org/includes/periodics/news/2013/1224/133021912/detail.shtml


    Но пока артустановка к сожалению не установлена. Последняя фотография "Адмирала Горшкова"
    еще 1 фрегат проекта 22350 "Адмирал Касатонов", для ЧФ (возможно);
    3 фрегата проекта 11356 для ЧФ (возможно), первый "Адмирал Григорович" планируется к сдаче в июле 2014 года;
    1 корвет проекта 20380 "Совершенный" для ТОФ (возможно);
    1 БДК проекта 11711, еще один "страдалец" "Иван Грен"(возможно, но по последним сведениям сдадут флоту в 2015 году);
    Передача большого десантного корабля "Иван Грен" Военно-морскому флоту (ВМФ) России сдвигается на 2015 год..."Швартовые испытания предполагается начать в августе - сентябре 2014 года. А передача корабля Военно-морскому флоту запланирована на 2015 год", - сказал пресс-секретарь ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" Сергей Михайлов, не уточнив причины переноса срока. Он отметил, что сейчас большой десантный корабль "Иван Грен" достраивается на воде, у причальной стенки судозавода "Янтарь".

    http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/45839-flotu-pridetsja-podozhdat-bdk-ivan-gr
    en-eshhe-dva.html

    3 МРК проекта 21631 для КФл: 2 "Град Свияжск" и "Углич" на испытаниях;
    2 ПрДКА проекта 21980 "Грачонок": 1-для ТОФ, 1-для КФл;
    3 ПКа (2 проекта 12150А "Мангуст" и 1 проекта 03160 “Раптор”- проходит испытания).
    1. Комментарий был удален.
    2. Роман 1977 29 января 2014 12:32
      По вспомогательному флоту планы на будущий год:
      БРЗК проекта 18280 "Юрий Иванов" (для СФ), спущен на воду 30.09.2013 года, достраивается на плаву;

      спуск на воду БРЗК проекта 18280 "Юрий Иванов"
      КаСВ проекта 1388НЗ, спущен на воду 20.06.2013 года, проходит испытания в Новороссийске (возможно для ЧФ);

      катер связи проекта 1388НЗ на испытаниях в Новороссийске
      МТВ (морской транспорт вооружения) проекта 20180ТВ "Академик Ковалев";
      МТВ проекта 20183ТВ "Академик Александров";
      МТ (морской танкер) проекта 23130 (для СФ)

      НИС проекта 22010 "Янтарь" (для БФ) должны были сдать в прошлом году, но данных о передаче флоту нет.
      Спасательное судно проекта 21300 "Юрий Белоусов", спущен на воду 30.10.2012 года, для СФ;

      СС "Юрий Иванов" проекта 21300 у стенки "Адмиралтейских верфей"
      5 водолазных катеров проекта 14157 (1 для ТОФ должны были сдать в прошлом году, данных о сдаче нет);
      4 аварийно-спасательных катера проекта 23040 (для ЧФ)-спущены на воду;
      1 многофункциональный спасательный катер проекта 23370 (для БФ), спущен на воду 28.09.2013 года;
      4 МСНБ проекта 03180 "Умба" "Печа"- спущены на воду;
      3 рабоче-разъездных катера проекта 21770 «Катран» (для СФ), 1-носитель СС "Игорь Белоусов", спущены на воду;
      1 судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" (для СФ).
  5. Jarik56 29 января 2014 12:05
    "У России два союзника- армия и флот". Всё, что делается в области их усиления (особенно флота) - это необходимость. Те правители, кто это понимал (Пётр Первый, Екатерина Великая, Александр Третий (кого я, собственно и процитировал, И.В. Сталин)это понимали. И побеждали! Кто не понял - Николай 2, Хрущёв, Горбачёв - ничего(очень мягко говоря) не достигли.
    Jarik56
  6. Опасный 29 января 2014 12:05
    Для полного эффекта, во время прочтения этой статьи надо включить какой-нибудь марш из парада победы
  7. гора 29 января 2014 12:22
    Этот пессимизм и критику, туда бы на заводы, глядишь и на пользу бы пошло. А так мелкая рябь в стакане.
  8. 1c-inform-city 29 января 2014 12:52
    Я конечно понимаю , что всем хотелось бы большего ( и мне тоже ). Вот только судостроение довольно инертная отрасль и за три четыре года её не разгонишь . Тем более когда экономика не мобилизационная . И самое главное не надо на данный момент сравнивать нас и Китай.Просто сейчас мы в разных весовых категориях. И они своё судостроение начали разгонять лет на десять раньше нас. Один товарищ здесь написал , мол зачем тратить 50 миллиардов на ремонт Нахимова , лучше построить новые корабли .Вот только не учёл,что даже корвет 20385 стоит 18 миллиардов и он корабль ближней зоны. То есть строительство эсминца обойдётся в 50-70 лярдов . Поэтому правильно делают , что собираются модернизировать БПК.Вот только сроки ремонта надо сокращать.И всё таки выкупить несчастную Украину.
  9. пацантрэ 29 января 2014 13:50
    "Например, фрегаты, которые заказывает Индия, имеют коэффициент оперативного напряжения 280 суток. Где еще можно встретить корабли, которые так долго ходят?"
    Что,ЧТО Я СЕЙЧАС ПРОЧИТАЛ???КАК МОЖНО СМОРОЗИТЬ ТАКОЙ БРЕД?Не удивлюсь,если эта ахинея сказана Рогозиным.В его стиле.Не понимаю,за какие заслуги этого бездаря взяли на его пост.
  10. kelevra 29 января 2014 13:51
    Получите удар под дых паникёры и либералы,которые утверждают,что Российские ВМС разваливаются!В таких масштабах,как наша страна,нельзя сразу все ВС обновлять,это даже дураку понятно!Но,в общей тенденции,мы идём вверх и укрепляемся!Слава России!!!!!!!!
    kelevra
  11. slavik_gross 29 января 2014 16:48
    Одни пишут, что "шеф всё пропало", другие, что вроде всё не плохо потихоньку поднимаем судостроение... Кому верить!?
    1. coserg 2012 29 января 2014 17:05
      Не верьте ни кому,живите своим умом-как то так.
      coserg 2012
  12. лёшка 29 января 2014 19:06
    всё таки авианосцы строить будут
    лёшка
  13. voliador 29 января 2014 20:35
    У нас же опыт модернизации "Викрамадитья" показывает, что России подобные задачи по силам.

    Какой, в баню, опыт?! Практически готовый корабль еле-еле довести до ума смогли. С бесконечными отсрочками и удорожанием! Облажались перед индусами по полной! Всю отрасль "Дэффективные" менеджеры с молотка распускают. Сторожевики по времени как авианосцы строим, а почитаешь эту статейку - прямо как в песне - "всё хорошо, прекрасная маркиза". Статейка - "розовые очки" для ура-патриотов. Потому - большой и жирный минус.
  14. AVV 29 января 2014 23:30
    Корабли военные или гражданские всегда будут нужны государству!!!А сейчас с проектом освоения Арктического шельфа,тем более!!!
    AVV

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня