ОПК проверили и завели 48 уголовных дел. Выводы: надо ужесточать контроль и ответственность
В Генпрокуратуре прошла первая совместная коллегия ключевых ведомств (Генеральной прокуратуры, Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ), где обсуждались проблемы в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК). На данный момент выявлено значительное количество нарушений законодательства на предприятиях ОПК (причём в основном при исполнении гособоронзаказа), возбуждено полсотни уголовных дел. В итоге решено, что отношения предприятий ОПК и Минобороны нуждаются в корректировке и большем контроле.
О том, что первые же проверки на предприятиях ОПК выявили большое число нарушений законодательства, заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Он напомнил, что сейчас властями предпринимаются значительные меры по развитию ОПК и только госпрограмма вооружения на 2011–2020 годы предусматривает финансирование гособоронзаказа в размере более 20 трлн рублей. В связи с этим «важно не допустить нецелевого и нерационального использования указанных средств, предотвратить иные нарушения, а при необходимости принять меры к их пресечению, возмещению причинённого вреда и привлечению виновных к ответственности», — приводит слова Чайки ИТАР-ТАСС.
Генпрокурор напомнил также, что надзорные мероприятия проводятся «во исполнение поручения президента России». Выявленные нарушения федерального законодательства получили наибольшую распространённость «при исполнении гособоронзаказа»: систематически нарушаются сроки, в качестве соисполнителей привлекаются предприятия, не способные самостоятельно выполнить договорные обязательства, а также не имеющие необходимых лицензий.
Кроме того, вскрыты многочисленные факты завышения цены контрактов, хищений бюджетных средств. «Только по результатам проведённых в прошлом году проверок в авиастроительной и судостроительной корпорациях было возбуждено 48 уголовных дел, связанных с хищениями, преднамеренным банкротством промышленных предприятий. Ещё 43 материала находятся на стадии доследственной проверки», — доложил генпрокурор.
Чайка напомнил, что в Генпрокуратуре образовано подразделение по надзору за исполнением законов в сфере ОПК, разработан план совместных мероприятий с Минобороны, МВД, ФСБ, ФНС России и Росфинмониторингом, кроме того создана и функционирует межведомственная рабочая группа.
Для осуществления контроля за исполнением программ в сфере ОПК Юрий Чайка считает необходимым вернуть соответствующие функции Минпромторгу. По словам генпрокурора, необходимо совершенствовать осуществляемое Министерством промышленности и торговли нормативно-правовое регулирование и управление госимуществом в сфере ОПК.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в ходе коллегии также подчеркнул необходимость чёткой координации при исполнении гособоронзаказа.
«Что касается разнообразных форм контроля за гособоронзаказом, мы прежде всего должны договориться о координации взаимодействия, об отсутствии дублирующих функций, о том, чтобы нацеленность этих проверочных мероприятий была направлена на рост эффективности исполнения госпрограммы вооружения и гособоронзаказа», — сказал он.
Существенной корректировки, по словам вице-премьера, требует и деятельность по реализации контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
По словам министра обороны Сергея Шойгу, также принявшего участие в заседании коллегии, отношения Минобороны и ряда промышленных предприятий нуждаются в серьёзной корректировке. Как он пояснил, с кем-то ведомство находит общий язык довольно быстро, и принимаются оперативные решения, «но есть компании, которые на сегодняшний день продолжают торг — не торги, а именно торг», что неприемлемо.
Министр отметил при этом, что сделано всё, чтобы уже в 2014 году перейти фактически на полное обеспечение по контрактам жизненного цикла для авиации, автомобильной техники и ещё ряда производств. Как он выразился, «речь идёт о государственном оборонном заказе, речь идёт об обороноспособности страны, речь идёт о перевооружении, на которое страна напряглась, собрала те самые 20 трлн рублей и представила возможность получить к 2020 году фактически новую армию».
По словам министра обороны, его ведомство подготовило план освоения средств и получения техники, необходимой на данный момент вооружённым силам в части и перевооружения, и ремонта. ВС в 2015 году должны иметь 30% новой техники, к 2020 году — 70–100%. В целом, описывая состояние техники российских ВС на настоящий момент, Шойгу привёл данные, согласно которым исправность техники превышает 80%, а по некоторым видам вооружений — 90%.
Коснулся министр обороны и схем финансирования проектов. Как он напомнил, на сегодняшний день действует механизм авансирования практически в 100%. «Мы пересмотрели эти планы и договорились о том, что 100-процентное финансирование будет в исключительных случаях. Поэтому большая часть контрактов у нас идёт с авансированием до 80%, но при этом мы хотели бы иметь чёткие этапы по выполнению, освоению этих авансов», — сказал он и добавил, что правительство РФ приняло решение о возможности кредитования предприятий через уполномоченные банки.
Также Шойгу рассказал о восстановлении военной приёмки. По его словам, в 2013 году были восстановлены фактически более 14 тысяч должностей в этой области.
Кроме того, в начале 2013 года Министерство обороны заявило о намерении максимально освобождаться от несвойственных ему функций. «Именно поэтому мы передаём промышленности 99 заводов Министерства обороны, которые занимаются сегодня ремонтом техники. Мы же оставили за собой текущее обслуживание и сервисный ремонт», — пояснил министр.
Прокомментировала ER.RU итоги первой совместной коллегии Генпрокуратуры, Минобороны и Минпромторга, посвящённой состоянию законности в оборонно-промышленном комплексе, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. По её словам, никаких компромиссов и полутонов при контроле за исполнением гособоронзаказа быть не может:
— Общую жёсткую, принципиальную позицию Генпрокуратуры РФ и Министерства обороны по срокам исполнения оборонного заказа, эффективности использования бюджетных средств, ответственности за исполнением контрактов считаю абсолютно правильной и полностью её разделяю. Ведь здесь речь идёт об интересах национальной безопасности, а значит, никаких компромиссов и полутонов в этом вопросе быть не может.
Более того, считаю, что наши предложения, которые оформлены в качестве законодательной инициативы и которые в ближайшее время будут рассмотрены Госдумой, позволят установить систему контроля за использованием бюджетных средств с момента заключения госконтракта.
Как напомнила И. Яровая, речь идёт о законодательных инициативах, которые вводят понятия коррупционного преступления и усиливают ответственность за хищение средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций, средств при исполнении оборонного заказа, где в качестве субъектов ответственности будут выступать не только должностные лица, но и фирмы-однодневки. Также указываться будут все субъекты-соисполнители, а не только те, кто будет выполнять подрядные работы на сумму свыше 1 млрд рублей.
Информация