Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

Российские и американские конструкторы строят амбициозные планы использования советского двигателя НК-33 на современных ракетах. На заводе «Кузнецов» думают над восстановлением его серийного производства, говорится в публикации «Независимой газеты».

Исполнилось 45 лет с момента первого старта знаменитой советской ракеты Н-1. Ее собственная судьба оказалась печальной. А вот ее двигатели продолжают жить. Более того, шаг за шагом укрепляют успех отечественной космонавтики как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 2013 году двигатели НК-33 трижды использовалась при запуске новых ракет – российской «Союз-2-1в» и американской Antares. Благодаря этим удачным стартам, у двигателей НК-33 появилась перспектива восстановления в серийном производстве. А ведь 40 лет назад их чуть было не уничтожили – из-за закрытия в СССР лунной программы.


В 60–70-х годах прошлого века у Сергея Королева и его коллектива возникла идея построить ракету для полета на Марс. Потом цели были пересмотрены, и конфигурацию ракеты изменили под задачи «лунного» проекта.

«Для полета в космос нужны были двигатели с высокой степенью эффективности, надежности, с большой отдачей каждого килограмма топлива в тягу, – говорит главный конструктор ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» Валерий Данильченко. – Королев считал, что для этого требуется реализовать замкнутую схему двигателя, чтобы все топливные компоненты поступали через камеру сгорания, создавали повышенный удельный импульс».

Сергей Павлович начал искать конструктора, который бы смог приступить к подобной разработке. Общался он и к авиаконструктору Андрею Туполеву. Но в итоге работать над проектом было предложено конструктору авиационных двигателей – Николаю Кузнецову.

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

«Особенностью Николая Дмитриевича Кузнецова было то, что он, помимо конструкторского таланта, оставался и великолепным организатором – создал уникальный коллектив, который с полной отдачей работал над поставленной задачей, – вспоминает начальник отдела опытно-конструкторского бюро ОАО «Кузнецов» Александр Иванов. – Узлы двигателя создавались командой специалистов, которые работали до этого над авиационной газотурбинной техникой, именно это определило его особые свойства».

В конструкторском бюро на предприятии под названием «Почтовый ящик 276», которое специализировалось на разработке авиационных моторов, шло создание двигателей, которые затем серийно производились на заводе № 24 имени М.В. Фрунзе. Конструкция НК-33 проста, но обеспечивает высокую надежность. Минимальная стоимость подготовки производства и изготовления при высокой надежности и простоте конструкции – до сих пор один из главных секретов востребованности НК-33.

В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Это чуть не привело к трагедии – созданную партию НК-33 было приказано уничтожить. Кузнецову еле удалось их спасти.

То, что произошло спустя 40 лет, символично, ведь фактически состоялся отложенный триумф уникального двигателя. В 90-е годы НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров. И у двигателя началась новая жизнь.

В 1992 году российские специалисты совместно с американской двигателестроительной компанией Aerojet Rocketdyne подписали протокол о применении НК-33 на ракетах-носителях США. Причем подписывал соглашение еще сам Кузнецов.

Прошло 15 лет, прежде чем и отечественные заказчики обратились к разработке. Американский и российский проекты вышли на стартовую линию практически одновременно.

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

2013-й стал важнейшим с точки зрения реализации работы по НК-33. В апреле прошлого года в США два модернизированных двигателя НК-33 обеспечили первый успешный старт ракеты Antares. Второй ее запуск состоялся 18 сентября – на МКС был доставлен груз для экипажа станции. А 28 декабря 2013 года двигатели НК-33 обеспечили старт новейшей российской ракеты легкого класса «Союз-2-1в».

Американцы обратили внимание на НК-33 по нескольким причинам.

Во-первых, он сохранился в материальном заделе, вследствие чего не требовал большого срока воспроизводства. На отработку такого проекта с нуля ушло бы много времени. А ракета Antares, по сути, была создана за пять лет – фантастически короткий срок. «Работы по американской ракете-носителю начались в 2008 году, а в 2013-м мы уже осуществили старты, – отмечает исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. – НК-33 дождался своего космического полета».

Во-вторых, двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность – 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, – рассказывает Александр Иванов. – Были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».

В-третьих, особенности конструкции. Умеренное по сравнению с аналогами давление в камере сгорания двигателя НК-33 (150 атмосфер) позволяет с высокой степенью безопасности использовать его в пилотируемой космонавтике.

Двигатель НК-33 готовят к серийному производству

Фото Vitaly V Kuzmin


Разработчики НК-33 возлагают большие надежды на проект его возрождения. «Нашему коллективу крайне важно, чтобы НК-33 был востребован и в России, – делится Александр Иванов. – Я часто говорю нашей молодежи: когда мы уйдем, вы будете работать с этим изделием еще долго – это источник для многих технических решений. Существующие ракетные двигатели вышли на предел своих энергетических характеристик. У НК-33 огромное будущее, и работы по его модернизации и восстановлению в серийном производстве имеют огромное значение».

Мечта заводчан – добиться пуска НК-33 в серию. «Мы сохранили двигатель в чертежах и товарном заделе, – говорит конструктор Данильченко. – И сегодня наша цель – восстановить его серийное производство. Эта работа уже началась. Реализуется она руками молодых специалистов на современном оборудовании».

Поскольку на ракетные двигатели есть спрос, на ОАО «Кузнецов» уже сформирован график восстановления их производства. «В настоящий момент вопрос воспроизводства двигателя мы решаем совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией, куда входит предприятие. Мы говорим о начале поставок новых двигателей с 2017–2018 года, – отмечает Якушин. – С учетом прогноза востребованности изделий, к 2020 году мы должны выйти на уровень производства 15–20 двигателей в год».

Есть у завода и другой перспективный проект – НК-39, еще один «лунный» двигатель. Объект пристального внимания со стороны европейских заказчиков. Но об этом речь впереди.

ОАО «КУЗНЕЦОВ» – одно из крупнейших предприятий авиационного и космического двигателестроения. Входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации».

«ОБЪЕДИНЕННАЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ» – интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. Объединяет более 85% ведущих предприятий отрасли.
Первоисточник: http://rostec.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 37
  1. Влад Гор 24 февраля 2014 11:17
    Отличный двигатель. Спасибо за это конструкторскому коллективу под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова.
    Влад Гор
    1. ShturmKGB 24 февраля 2014 12:12
      не нужно их показывать американцам...пусть к черту идут...
      1. киргиз 24 февраля 2014 12:57
        Цитата: ShturmKGB
        не нужно их показывать американцам...пусть к черту идут...

        Они к черту не пойдут, они полетят на другом двигателе, ОДК останется без покупателя то бишь без возможности развиваться
        1. Pilat2009 24 февраля 2014 17:21
          Цитата: киргиз
          Они к черту не пойдут, они полетят на другом двигателе

          Интересно,китайцы еще не скопировали?На чем на Луну летали?
        2. timer 24 февраля 2014 20:55
          Во первых,это очень хорошо,что вернулись к теме НК-33.
          Во вторых, не забывайте-США наш главный враг и спит и видит как Россия развалиться на мелкие куски.
          В третьих,США-это не планета земля.Есть платежеспособные клиенты и в других странах(китай,евросоюз,индия,бразилия).
          В четвертых-как мне ОЧЕНЬ ХОЧЕТЬСЯ,ЧТОБЫ РОССИЯ ЭКСПОРТИРОВАЛА В ОСНОВНОМ НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ 2 И 3-ГО ПЕРЕДЕЛА, А НЕ СЫРЬЕ!
          timer
      2. Cherdak 24 февраля 2014 17:16
        Цитата: ShturmKGB
        не нужно их показывать американцам


        Они уже давно и любовно все размеры в дюймы перевели, а Вы такое говорите...
      3. dmitrij.blyuz 25 февраля 2014 00:00
        Дык они и летают на наших 180-х! wassat
        dmitrij.blyuz
    2. А Нас Рать 24 февраля 2014 20:58
      Стендовые испытания НК-33.
      1. Семен Семеныч 25 февраля 2014 00:47
        Представляю картину-как она отрывает часть конструкции и уходит на орбиту)))
    3. Реалист58 24 февраля 2014 22:30
      Меня в теме российского космоса волнуют три вещи;
      Возобновление проекта МАКС, космодром на "Африканском Роге", и увеличение тяги ЭРД с Нм на Кгм.
  2. Дюк 24 февраля 2014 11:18
    НК-33 (11Д111) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный СНТК им. Н.Д. Кузнецова.
    Тип: ЖРД
    Топливо: керосин
    Окислитель: жидкий кислород
    Камер сгорания: 1
    Страна: СССР
    Использование:
    Время эксплуатации: 2013 год — настоящее время
    Применение: «Н-1» (первая ступень) «Антарес» (первая ступень) «Союз-2.1в» (первая ступень)
    Развитие: НК-33-1
    Производство:
    Конструктор: СНТК им. Н.Д. Кузнецова
    Производитель: ОАО «Моторостроитель»
    Варианты: НК-33-1 AJ-26
    Массогабаритные
    характеристики
    Масса: 1393 кг
    Сухая масса: 1240 кг
    Длина: 3705 мм
    Диаметр: 1490,5 мм
    Рабочие характеристики
    Тяга: 171 Тс в вакууме
    154 Тс на уровне моря
    Удельный импульс: 331 с в вакууме
    297 с на уровне моря
    Время работы: 365 с
    Давление в камере сгорания: 142 кгс/см2 (147 атм.)
    Тяговооружённость: 136
    Зажигание: химическое
    1. theadenter 24 февраля 2014 17:50
      Смотришь на фото, и думаешь - вот ведь сложная штуковина!
      Сразу гордость за отечественное ракетостроение!
  3. Дмитрий 2246 24 февраля 2014 11:23
    Серийный космический двигатель - что может быть технологичнее?
  4. ЗУ-23 24 февраля 2014 11:23
    Беспредельно рад за новое конструкторское совершенство в отечественной космонавтике hi fellow
    1. андрей юрьевич 24 февраля 2014 11:29
      за новое конструкторское совершенство wassat насчёт "нового" поподробнее...
  5. UREC 24 февраля 2014 11:38
    а причём тут планы амерских конструкторов
    1. киргиз 24 февраля 2014 12:57
      Им подходит такой двигатель и они готовы его покупать
      1. edeligor 24 февраля 2014 15:51
        Цитата: киргиз
        Им подходит такой двигатель и они готовы его покупать

        Только бы он после не в Х-37 работал против нас.
  6. propolsky 24 февраля 2014 11:57
    Гении жили и работали вместе с нами в одну эпоху. 40 лет назад создать то, что в современной жизни пользуется успехом, это надо было уметь! За полследние 15-20 лет мир прошел путь от деревянных счетов до планшетов и сотовых телефонов, а тут 40 лет и безоговорочный успех... Жаль, что америкосы свой "клюв" в нашей тарелке держат, но наверное без их денег пока нельзя.
    1. киргиз 24 февраля 2014 12:59
      Цитата: propolsky
      Жаль, что америкосы свой "клюв" в нашей тарелке держат, но наверное без их денег пока нельзя.

      Нефтью торгуем - плохо, газом торгуем - плохо, двигателями тоже плохо, хрень какая то не находите?
      1. Реалист58 24 февраля 2014 21:51
        Торгуем продуктами переработки нефти -хорошо.
        Торгуем продуктами переработки газа -хорошо.
        Торгуем местом на наших ракетоносителях и КК - хорошо.

        Или вы не согласны?
  7. AlexxxNik 24 февраля 2014 12:59
    а если Роскосмос попросит амеров восстановить производство Ф-1 для закупки, интересно было бы послушать их откорячки. тут помним, тут не помним
    1. Starover_Z 24 февраля 2014 23:12
      Обама из Барака уже запретил базовые станции "Глонасс" на "полосатой" территории, какие ещё могут быть к ним вопросы ?
  8. predator.3 24 февраля 2014 12:59
    Цитата: propolsky
    Гении жили и работали вместе с нами в одну эпоху. 40 лет назад создать то, что в современной жизни пользуется успехом, это надо было уметь! За полследние 15-20 лет мир прошел путь от деревянных счетов до планшетов и сотовых телефонов, а тут 40 лет и безоговорочный успех... Жаль, что америкосы свой "клюв" в нашей тарелке держат, но наверное без их денег пока нельзя.


    Вот именно, Вы еще забыли упомянуть о логарифмических линейках !( хотя нынешняя молодежь даже не знает, что это такое)
    И что за 40 лет не смогли изобрести лучше чем НК-33 ? вот оно советское качество !
    predator.3
  9. птс-м 24 февраля 2014 13:03
    всё « НОВОЕ» хорошо забытое старое.плохо когда историю технику выбрасывают на свалку ИСТОРИИ!
  10. Vita_vko 24 февраля 2014 14:19
    Американцы вынуждены брать заказы на российские ракетные двигатели иначе эти заказы будет брать Китай, Иран и другие "дружественные" США страны.
    Vita_vko
  11. Реалист58 24 февраля 2014 15:13
    Серийный НК-33 это хорошо.
    Но, будущее космонавтики - электрохимические двигатели.
    http://www.findpatent.ru/patent/232/2328616.html

    Очень жаль, что нет новостей по это теме.
  12. AlexA 24 февраля 2014 15:57
    Машина хорошая. Удельные параметры и по сю пору приличные. Компоненты нетоксичные. Для первой ступени пилотируемых полетов - самое то.
    Хотя, говорить о какой-то уникальности вряд ли приходится. Моторы Воронежского КБ химавтоматики (не знаю, как оно нынче называется) и того же КБ Энергомаш (это который в Химках) - ничем не хуже. А у воронежцев имеется и приличный кислородно-водородный двигатель для второй ступени.
    Вопрос - остались ли кадры и оснастка для серийного производства? Оборудование нынче принципиально иное, чем 40 лет назад. Переделка и отладка технологии под него - нетривиальная и сложная задача. Если решат эту задачу - дай то Бог.
  13. jagdpanzer 24 февраля 2014 16:52
    надо же 40 лет прошло а приблизиться до сих пор никто не смог к этому результату.
    1. aviator_ИАС 24 февраля 2014 23:39
      Тут дело случая. Королеву для Н-1 (лунной программы) требовался мощный движок, а с главным конструктором советских ЖРД В.П. Глушко он был мягко говоря не в ладах. Глушко наотрез отказался делать двигатель для Н-1. Даже вышестоящие инстанции не смогли помирить двух конструкторов. Как потом горько шутили сотрудники КБ - "уж Сталин бы их точно помирил бы". Королеву пришлось обращаться к Н.Д. Кузнецову чисто авиационному двигателисту. Движок получился очень оригинальным, высокоэффективным для своего веса, но маломощным. Поэтому пришлось лепить их аж 30! штук в первую ступень. Это решение и создало определенные проблемы с взаимным влиянием двигателей друг на друга приведшие к аварии ракеты. Неленивый найдет в интернете не только описание, но и документальный фильм. А движок получился гениальным, хорошо что вспомнили про него сейчас.
  14. duche 24 февраля 2014 17:03
    МОЛОДЦЫ, ЧЕСТЬ И ХВАЛА ТРУЖЕНИКАМ СОЗДАВШИЕ ТАКИЕ ДВИГАТЕЛИ!! Их скопировать никто не может.Вот такие у нас были , есть и будут светлые и гениальные головы. good
    1. Andriuha077 24 февраля 2014 19:31
      AJ-26 — разработанная компанией Аэроджет и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Antares), создаваемая путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1).
      Первый полет ракеты Antares с двумя двигателями AJ-26 состоялся 21.04.2013 года.
      An Antares rocket being rolled out for testing, showing the two NK-33 engines.
  15. polkovnik manuch 24 февраля 2014 18:38
    Лозунг:"советское - значит лучшее"!- по сей день актуален , но если кто читал внимательно, двигатель модернизирован , а это значит что технологию изготовления продали (или прос....),что в очередной раз говорит о недальновидности кое-кого, или еще хуже,о наличии "пятой" колонны в научных или около научных кругах.
  16. леликас 24 февраля 2014 19:02
    Цитата: киргиз
    Нефтью торгуем - плохо, газом торгуем - плохо, двигателями тоже плохо, хрень какая то не находите?

    Не , ну если-бы двигатели шли в Венесуэлу или во Вьетнам на худой конец .. laughing
    А тат заклятым друзьям . negative

    На самом - же деле , Янкесы хоть не будут его копировать , до срока истечения патента , в отличии от проворных Китайцев .
    1. КапЯр 48315 24 февраля 2014 19:37
      продавать -не продавать, янкесам -не янкесам. Захотят- скопируют(ЕСЛИ СМОГУТ) Нам главное своё иметь в серии а за счёт новых модификаций и разработок всегда быть на шаг впереди. Так что продавать надо и доходы с умом тратить надо
      КапЯр 48315
  17. колдун 24 февраля 2014 21:15
    одно только плохо что запад тоже и тут получает плюсы от наших разработок.задел наш а у них финонсирование лучше чем у нас.я бы в этом плане кукиш им все казал.а вот в своей стране стоит развернуть серийно и улучшать.
  18. voliador 24 февраля 2014 22:23
    Российские и американские конструкторы строят амбициозные планы использования советского двигателя НК-33 на современных ракетах

    А каким боком здесь срамеры оказались? Они просто взяли и содрали у нас их как какие-нибудь китайцы (смотри чуть выше комментарий Andriuha077). Это же настоящее предательство!
  19. Антоха 24 февраля 2014 22:34
    http://www.youtube.com/watch?v=ikrMTorTGL4
    Антоха
    1. Комментарий был удален.
    2. Andriuha077 24 февраля 2014 23:43
      http://topwar.ru/37566-proton-m-zhdet-sereznaya-konkurenciya-s-amerikanskoy-rake
      toy-falcon-9.html#comment-id-1792637
  20. Комментарий был удален.
  21. Oops 24 февраля 2014 22:47
    В США есть программа оттеснить Россию от коммерческих запусков на околоземную орбиту. Так было создано несколько фирм пытающихся с нами конкурировать. Самые известные - Antares и SpaceX. Наиболее коммерчески-эффективные ракеты - кислородно-керосиновые. Но американцы пока неспособны сами делать хорошие двигатели, хотя попытки продолжаются уже много лет. Так США закупили несколько десятков НК-33 и покупают РД-180, но скопировать пока не могут.
    1. Starover_Z 24 февраля 2014 23:37
      Ну и отлично, что
      Цитата: Oops
      В США есть программа оттеснить Россию от коммерческих запусков на околоземную орбиту.
      Но американцы пока неспособны сами делать хорошие двигатели, хотя попытки продолжаются уже много лет. Так США закупили несколько десятков НК-33 и покупают РД-180, но скопировать пока не могут.

      Продавать нужно, для получения денег для поднятия производства этих двигателей и проектирования перспективных, но продавать непосредственно под установку на ракету.
      И пора развивать свои защитные технологии, подобные чипированию западной электроники, и подключая молодежь и не жалея для них ничего, ибо при настоящем развитии, получаем на выходе больше вложенных затрат !
  22. Комментарий был удален.
  23. Антоха 24 февраля 2014 22:54
    Антоха
  24. dmitrij.blyuz 24 февраля 2014 23:56
    У нас в "четверке"п.Подгорный,когда-то ракеты для АПЛ делали.А что главное,на "столе"№1 испытывали подруливающие для "Бурана"!Еще тот вид!Реву и грохоту-восторг!Тесть генералил тогда на заводе!
    dmitrij.blyuz
  25. dmitrij.blyuz 25 февраля 2014 00:04
    Вот бы еще НК-25 для ТУ-22М3 и НК-32 для ТУ-160.Тогда и стэп сбацать можно будет на радостях!
    dmitrij.blyuz

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня