«Мы их делаем до сих пор». В Индии случилось новое ЧП с подлодкой советского производства

23
«Мы их делаем до сих пор». В Индии случилось новое ЧП с подлодкой советского производстваВ индийском Мумбаи произошло задымление на подводной лодке «Синдуратна». Известно о двух пропавших без вести и семерых пострадавших моряках. Вероятной причиной ЧП уже называется утечка водорода в аккумуляторном отсеке. Похожие проблемы с аккумуляторами в 2010 году были на другой индийской подлодке российского производства.

Два офицера ВМС Индии из числа экипажа дизель-электрической подводной лодки «Синдуратна» (Sindhuratna), на которой во время испытаний произошло задымление, числятся пропавшими без вести. Информацию о пропавших моряках обнародовал индийский телеканал NDTV.

Семеро пострадавших

При этом близкий к ВМС Индии источник ИТАР-ТАСС сообщил, что в результате задымления на лодке пострадали семь человек. Они потеряли сознание и были доставлены на вертолетах в больницы Мумбаи (Бомбея). О точном числе моряков, находившихся на борту, ни СМИ, ни официальные представители органов власти Индии пока не сообщают.

В свою очередь газета The Hindu уточняет, что ЧП случилось 26 февраля в 6.00 по местному времени (4.30 мск). Причиненный ущерб в целом оценивается как незначительный. В настоящий момент подлодка находится на плаву.

Как сообщает NDTV, в момент инцидента «Синдуратна» была в 40–50 км от побережья Мумбаи на испытаниях после ремонта. Подлодка была вынуждена всплыть на поверхность, после того как на борту обнаружилось задымление. Индийские СМИ также отмечают, что российские представители (строившие лодку) к расследованию ЧП не допускаются.

Что касается вероятной причины задымления, то, как сообщило крупнейшее информагентство Индии PTI, оно произошло из-за утечки водорода в аккумуляторном отсеке. По данным ряда индийских СМИ, также имели место небольшой взрыв и пожар.

Отметим, что похожие проблемы с аккумуляторами были на подлодке «Синдуракшак» – аналогичном корабле российской постройки. В феврале 2010 года на ее борту произошел пожар, в результате которого один моряк погиб, а двое получили ожоги. Комиссия пришла к выводу, что причиной возгорания стала неисправность клапана одной из батарей, что привело к выбросу водорода. Такой выброс обычно происходит при зарядке аккумуляторных батарей. Каждые несколько месяцев их нужно перезаряжать, при этом на лодках проекта 877 ЭКМ это делается частично вручную.

Как рассказывал позже один из членов экипажа, выделяемый аккумуляторами при зарядке водород откачивается при помощи насосов через гибкие воздуховоды, положение которых необходимо постоянно контролировать. Если за положением эти воздуховодов не проследить, то водород начинает смешиваться с воздухом и скапливаться в отсеках, где может воспламениться от любой искры.

«Подводные лодки класса Kilo не имеют автоматических систем мониторинга, и уровень заряда каждой батареи необходимо проверять вручную», – заявил один из индийских моряков, служивший на лодке. Он пояснил, что 500 батарей лодки необходимо заряжать несколько раз в год, именно большое количество ручных операций объясняет тот факт, что в отсеках лодки находилось много людей.

В августе прошлого года на «Синдуракшаке» произошло сразу несколько взрывов, после чего лодка загорелась и затонула на мелководье. Погибли все 18 находившихся на борту моряков. Это была крупнейшая трагедия для ВМС Индии почти за полвека.

Что касается инцидента с субмариной «Синдуратна», то ее экипаж проводил ходовые испытания после ремонта, на подлодке не было вооружения. В настоящее время лодка в сопровождении кораблей ВМС Индии возвращается к побережью страны.

Николай Жарков, директор завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, где строилась субмарина, заявил в среду, что подлодки проекта 877 абсолютно надежные, а причиной возгорания на «Синдуратне» мог стать «человеческий фактор». По его словам, завод «Красное Сормово» строил такие подлодки многие годы. «Мы строили их как для своего военно-морского флота, так и для других стран, в частности для Китая и Индии, – сказал он. – Претензий по качеству постройки к нам не было».

«Нет аварийности оправданной»

А председатель Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин рассказал газете ВЗГЛЯД, что пока о причинах ЧП говорить рано, нужно дождаться хотя бы официальных выводов местных властей. Но в целом он тоже не исключает «человеческого фактора».

«Мы строим хорошо, а большинство всех аварий – на 90% – происходят по вине личного состава. В свое время адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков говорил: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварийность и условия ее возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью». Когда-то эта цитата висела в каждом отсеке подводных лодок и на каждой палубе надводного корабля и служила напоминанием об этом», – отметил Курдин.

Он также рассказал, что лодки класса Kilo строятся уже много лет и хорошо зарекомендовали себя. «Лодка модернизированного проекта 636.6 «Краснодар» буквально на прошлой неделе была заложена на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге. И если мы их делаем до сих пор, причем и для себя тоже, то это говорит о многом. А экспортный вариант, может быть, собирается даже и более скрупулезно, потому что иначе будут имиджевые потери и т. д.» – добавил эксперт.

Наконец, Курдин отметил, что индийцы не являются разгильдяями, а «человеческий фактор» сказывается на аварийности в любой стране: «Индийцы – вполне аккуратные и скрупулезные», – резюмировал он.

Уже получала повреждения

На сайте российского проекта «Штурм глубины», посвященного подводному флоту, приводятся точные данные об этой субмарине.

Это подводная лодка Б803, S59 Sindhuratna проекта 877 «Палтус» (или Kilo), модернизированного его варианта – 877ЭКМ. ЭКМ расшифровывается как «экспортный капиталистический модернизированный» вариант. Она была заложена по заказу правительства Индии на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (тогда городе Горьком) 15 мая 1986 года.

15 апреля 1988 года спущена на воду. 14 августа 1988 года вступила в строй в составе ВМФ СССР. 22 декабря 1988 года передана ВМС Индии и переименована в S59 Sindhuratna. В 1989 году осуществила переход в Индию, стала базироваться в Мумбаи.

В 2001–2003 годах прошла средний ремонт и модернизацию на российском судостроительном заводе «Звездочка» в городе Северодвинске. В декабре 2010 года центр судоремонта «Звездочка» был назначен головным исполнителем по перевооружению этой лодки, равно как и ряда других советского и российского производства, находящихся в составе индийских ВМС (S57 Sindhuraj, S58 Sindhuvir, S65 Sindhushastra).

Эта модернизация должна проводиться на индийских верфях в течение пяти лет. Достоверно известно о том, что «Звездочка» уже начала модернизацию аналогичной подлодки S61 Sindhukirti на базе ВМС Индии Визакхапатнам.

В период с 1983-го по 2000 год в общей сложности было построено 18 подобных лодок. Одна из них была построена для ВМФ СССР и использовалась для подготовки экипажей, остальные ушли за рубеж. Они были приписаны к флотам Индии, Китая, Алжира и Ирана. Часть индийских субмарин проходили средний ремонт на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге, часть – на «Звездочке» в Северодвинске.

«Варшавянка» – так еще называют подлодки этой серии – является самой современной и малошумной дизельной подводной лодкой отечественного производства, за что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра». Надводное водоизмещение лодки – 2300 тонн, длина – 72,6 м, дальность подводного плавания – 6000 миль, скорость в подводном положении – 18 узлов.

По данным «Штурма глубины», в августе прошлого года при стоянке в Мумбаи «Синдуратна» получила незначительные повреждения (их характер не сообщается – прим. ВЗГЛЯД) при взрывах на «Синдуракшаке».

Добавим также, что сотрудничество России и Индии в военной сфере омрачалось проблемами с передачей ВМС Индии авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). В ноябре прошлого года он начал переход в Индию, а в январе нынешнего, наконец, прибыл на военно-морскую базу Карвар.

Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по продаже и модернизации «Адмирала Горшкова» был заключен с Индией еще в 2004 году. Российские власти должны были передать «Викрамадитью» в 2008 году. Однако ремонт и модернизация судна серьезно затянулись.

В конце 2012 года, за несколько месяцев до передачи корабля индийской стороне, во время ходовых испытаний в Баренцевом море на нем произошла авария – у авианосца вышли из строя котлы, которые обслуживают паровые турбины корабля.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ser 190
    +8
    27 февраля 2014 12:38
    Брахмапутры жопорукие накосячили с батареями там, сто пудов !!!!!
    1. +3
      27 февраля 2014 18:39
      Примерно в 1969-1970 Индонезия купила у нас артиллерийский крейсер и сколько-то там миноносцев. Экипаж привезли свой, приемка-передача происходила во Владивостоке. Я разговаривал с нашими флотскими специалистами, обучающими индонезийцев. Их мнение было следующим - мы очень удивимся и обрадуемся если они благополучно дойдут до Индонезии.
    2. 0
      28 февраля 2014 19:23
      Российских экспертов не допускают к экспертизе, значит диверсия с целью дискредитировать российских производителей и российскую технику в целом на мировом рынке. И аккурат когда американцы забеспокоились, что на рынке вооружений они начали сдавать свои позиции. "Это жжжж не спроста" (с)
  2. Gagarin
    +22
    27 февраля 2014 12:39
    Фраза о ДВУХ ПРОПАВШИХ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ просто убила, к ней нужно обязательно дописать - ведутся организованные поиски, лодка прочесывается поисковыми группами!
    1. +2
      27 февраля 2014 14:08
      Цитата: Gagarin
      Фраза о ДВУХ ПРОПАВШИХ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ просто убила, к ней нужно обязательно дописать - ведутся организованные поиски, лодка прочесывается поисковыми группами!

      Тоже порвало - не ежики -же в тумане пропасть без вести .
      Зацепился матрос чалмой за вентиль - и понеслась цепь беззакония .
      1. 0
        27 февраля 2014 20:32
        Лодка на поверхности. Все люки открыты для проветривания, пожар. Два человека загорелись и не выдержав боли ринусь к воде. А там акулы в Индийском океане. А тут прямо в пасть прыгают два окровавленных куска мяса. Неужто у Вас фантазии не хватает, что люди пропали в океане?
    2. 0
      27 февраля 2014 20:31
      Хоть Вы и Гагарин, но не летать Вам, а ползать. Лодка на поверхности. Пожар, все люки открыты для проветривания. Два человека загорелись и не выдержав боли ринусь к воде. А там акулы в Индийском океане. А тут прямо в пасть прыгают два окровавленных куска мяса. Неужто у Вас фантазии не хватает, что люди пропали в океане?
  3. +8
    27 февраля 2014 12:40
    Боцман тумблер не включил по откачке, вечером получил конверт и медаль конгресса! Следующий тендер пошел в сша. Как вариант ....
  4. largus886
    +1
    27 февраля 2014 12:52
    Ну вот зачем папуасам сложное вооружение, вполне могут обойтись дубьём!
  5. 0
    27 февраля 2014 13:20
    дальность подводного плавания – 6000 миль

    поправьте пожалуйста.
    1. +1
      27 февраля 2014 13:48
      Дальностьт по запасу топлива. Под РДП (шнорхель) можно и 6000 под водой пройти.
      1. 0
        27 февраля 2014 20:34
        А зачем в мирное время использовать шнорхель? Только для тренировки.
  6. Dreamer
    +2
    27 февраля 2014 13:23
    Цитата: Gagarin
    Фраза о ДВУХ ПРОПАВШИХ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ просто убила, к ней нужно обязательно дописать - ведутся организованные поиски, лодка прочесывается поисковыми группами!

    надо сша включить в район поиска lol
    1. 0
      27 февраля 2014 20:35
      Лодка на поверхности. Все люки открыты для проветривания, пожар. Два человека загорелись и не выдержав боли ринусь к воде. А там акулы в Индийском океане. А тут прямо в пасть прыгают два окровавленных куска мяса. Неужто у Вас фантазии не хватает, что люди пропали в океане?
  7. Vita_vko
    +1
    27 февраля 2014 13:48
    Почти уверен, что сообщения об аварии стали распространяться в СМИ Индии еще до самой аварии.
  8. Gagarin
    +3
    27 февраля 2014 14:13
    Частота чп на отечественных лодках в Индии наводит на не хорошие догадки, настойчиво пытаются дискредитировать нашу продукцию.
    Понять происходящее очень просто, формула стара как мир: ИЩИ КОМУ ЭТО ВЫГОДНО!
    1. 0
      27 февраля 2014 20:25
      Просто те КОМУ ЭТО ВЫГОДНО - уже даже не стараются это скрывать, а заявляют об этом через СМИ.
  9. +1
    27 февраля 2014 14:18
    Читал я как-то записки нашего инженера про то ,как брахмапутры на нефтепромыслах работают-тихий ужас-нефть кругом ,а оне кувалдами искру высекают . После того ,как он оттуда сбежал -то прочитал о взрыве на этом нефтепромысле
  10. 0
    27 февраля 2014 14:18
    Не, ну я фигею - цыган на подлодку пускать к аккумуляторам. Им бы еще торпеды бы выдали. И как можно там "пропасть без вести"? Подожгли и сдристнули на берег в табор?
  11. Gagarin
    0
    27 февраля 2014 14:35
    А вдруг форточки не были закрыты?
    Цитата: nikcris
    И как можно там "пропасть без вести"?
  12. +1
    27 февраля 2014 15:21
    Я уже писал, но мне не поверили.
    Наши лодки не хотят, что бы в их названиях присутствовали словосочетания в виде "дура".
  13. +2
    27 февраля 2014 16:03
    Большая проблема - постоянная ротация кадров. С одним поработаешь, вроде все понял. Через некоторое время приезжаешь - все офицеры сменились и начинаешь все заново. Ну а вообщето они молодцы, стараются. А условия проживания нашим специалистам в Вишакхапатнаме создали как на курорте.
    1. 0
      27 февраля 2014 18:53
      готовят вам отдельно или всё таки садите печень из общего котла?
      1. 0
        1 марта 2014 19:26
        Есть и наша кухня и Индийская.
    2. 0
      27 февраля 2014 20:38
      Ну так арендовали бы еще и экипажи к лодкам - и нам проще обслуживать и у них техника в порядке и боеспособна.
  14. 0
    28 февраля 2014 01:25
    Цитата: Gagarin
    Фраза о ДВУХ ПРОПАВШИХ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ просто убила, к ней нужно обязательно дописать - ведутся организованные поиски, лодка прочесывается поисковыми группами!

    Поговорка " Куда он денется с подводной лодки " становится не актуальной

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»