С Крыма по «Нитке»

С Крыма по «Нитке»


Тренажер палубной авиации «Нитка» в Крыму бесплатно возвращается в собственность Вооруженных сил России. В чем состоит уникальность этого полигона, об использовании которого Россия в прошлом году так и не смогла договориться с Украиной.

Вхождение Крыма в состав России не только облегчит жизнь группировке Черноморского флота ВМФ России, базирующейся в Севастополе, но и позволит российским военным вновь получить доступ к уникальному в своем роде тренажеру палубной авиации «Нитка» (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), который располагается на берегу Черного моря вблизи города Саки.


«Нитка» представляет собой уникальный учебно-тренировочный комплекс в виде стальной взлетно-посадочной полосы, размеры которой примерно соответствуют палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», являющегося единственным полноценным российским авианосцем. Комплекс оснащен взлетно-посадочным блоком (ВПБ) с аэрофинишерами (устройства для торможения самолета при посадке на палубу авианесущего корабля), трамплинами и разгонным устройством — катапультой. Таким образом,

на нем можно отрабатывать как взлет, так и посадку на авианосец.

«Уникальность «Нитки» заключалась в том, что невозможно иметь палубную авиацию, не имея подобного наземного полигона для тренировки летчиков. Он у нас был, у американцев есть, имеется у англичан. Китай недавно построил самостоятельно подобный объект. А Индия возводит его с помощью российской стороны», — рассказал инженер-судостроитель, бывший начальник конструкторского бюро в отделе главного конструктора Черноморского судостроительного завода в Николаеве по авианесущим кораблям и наземному комплексу испытаний корабельной авиации «Нитка» Валерий Бабич.

С Крыма по «Нитке»
Наземный испытательный тренировочный комплекс корабельной авиации «Нитка» // Андрей МАНЧУК, Газета по-киевски


Имелась и система имитации различных погодных условий. Так, во взлетно-посадочный блок были интегрированы паровые машины, к которым поступала морская вода. Обращенная в пар вода, в свою очередь, подавалась на цилиндры, работа которых позволяла симулировать качающуюся на волнах палубу.

В целом большинство механизмов, установленных на «Нитке», действовало как раз за счет парогенераторов, что благодаря близости моря позволяло не тратить большое количество средств на другие энергоносители.

«Кроме того, на «Нитке» имеется недостроенная часть. Это катапульта. Уже завезли даже блоки для этой катапульты, все делали, но не успели достроить — СССР развалился. Должны были установить катапульты на атомном авианосце «Ульяновск», а их собирали и испытывали в Крыму», — добавил Бабич.

Изначально предполагалось, что «Нитка» станет аналогом американского комплекса Lakehurst, являвшегося в 1980-х единственным в мире наземным тренажером палубной авиации. Отечественный полигон был построен уже к 1980 году. Власти Советского Союза планировали, что на нем будут оттачивать свои навыки летчики и инженеры, которые будут служить на авианосцах. Так, в июле 1982 года на комплексе начались первые испытания прототипов палубных Су-27 и Миг-29. «Нитка» успешно функционировала вплоть до распада СССР, за которым последовало множество проблем.

Первые годы оставшийся на территории обретшей независимость Украины полигон простаивал: не было ни самолетов, ни летчиков, которые могли бы них тренироваться. А самое главное — не было и авианосца, посадку на который можно было бы отрабатывать.

В свете этого Россия в 1994 году договорилась с Украиной об использовании комплекса и начала его активно использовать для обучения личного состава Черноморского флота ВМФ России.

Более того, в 2007 году был подписан новый договор, согласно которому украинская сторона должна поддерживать комплекс в исправном состоянии, в то время как Россия обязуется поставлять ей документацию, запасные части, агрегаты и комплектующие изделия к самолетам типа «Су». Если переводить это в денежный эквивалент, то данная сумма равнялась $700 тыс. ежегодно.

Так продолжалось вплоть до сентября 2008 года, когда после грузинской агрессии в отношении Южной Осетии и Абхазии власти Украины отказали российским военным в использовании комплекса, несмотря на то что Россия оплатила аренду на несколько лет вперед.

После победы на президентских выборах на Украине Виктора Януковича позиция Киева изменилась и с 2010 года полеты возобновились. Тем не менее уже в 2012 году украинская сторона потребовала пересмотра старых договоров: отныне стоимость использования «Нитки» для России составляла $2 млн. Это произошло после того, как российская сторона решила обучать экипажи не только «Су», но и самолетов других типов.

Из-за этого Россия была вынуждена отказаться от дальнейшего использования тренажера палубной авиации.

Украина пыталась договориться, чтобы комплекс использовали китайские или индийские военные, однако консенсуса по деньгам сторонам достичь не удалось.

После этого власти страны приняли решение расформировать тренировочный авиационный полигон. В то же время Минобороны России озвучило планы по созданию под кубанским Ейском аналога «Нитки» — Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ. Предполагалось, что комплекс окончательно будет построен уже к 2020 году, а частично функционировать он начал уже в июле 2013 года.

«Конечно, сейчас крымский объект можно использовать. Ничего там не разрушили. «Нитка» использовалась в штатном режиме для тренировки летчиков. Однако столько лет прошло, его нужно доводить, проверить, чтобы оборудование работало. Он пригоден для испытаний. Но необходимо сделать технический регламент, и довольно большой», — резюмирует Бабич.

В пятницу, 21 марта, Главный штаб ВМФ России сделал официальное заявление, согласно которому полигон «Нитка» ожидает глубокая модернизация.

«Годы, проведенные под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта.

Фактически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — цитирует «Интерфакс» представителя Главного штаба ВМФ.

Предполагается, что «Нитка» будет модернизироваться применительно к проекту нового российского авианосца.
Автор: Владимир Корягин
Первоисточник: http://www.gazeta.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 21
  1. Esso 24 марта 2014 08:43
    Во как повернулось все!Как говориться,что не делается,то к лучшему!Дай Бог комплекс начнут использовать и модернизируют,а персонал не потеряет работу!Как всегда Украинские власти в лице Тимощенко и этого клоуна Яценюка допрыгались,все профукали и флот и Крым,что дальше,увидим,но главное,как сказал Персонаж Балбес:Только без жертв!
    1. Гражданский 24 марта 2014 13:11
      Сухопутный авианосец наш!
    2. андрей юрьевич 24 марта 2014 18:32
      то есть что бы тут не писали, а нашей АУГ-БЫТЬ !!! good
  2. Умник 24 марта 2014 09:39
    не видать хохлам больше халявных денег...за базирование флота рф и за "нитка"...лишь дыра в бюджете размером с посадочную полосу "нитка")))
    1. elmi 25 марта 2014 11:08
      За прокачку газа на запад ещё получают, но надеюсь что скоро халява закончится-с введением в строй южного потока в обход Украины.
  3. рюрикович 24 марта 2014 10:17
    Как показывала история, наличие обученных и подготовленных экипажей самолётов есть необходимое условие для существования авианосца. Ибо потеря опытных лётчиков равносильна потери боеспособности корабля. Работа должна быть поставлена на поток.Что бы "Кузнецов" при потере(гипотетически) своих пилотов не превратился в кучу железа на плаву (притом дорогого в обслуживании), а был введён в дальнейшее использование после быстрого пополнения уже подготовленными пилотами.
  4. mojohed2012 24 марта 2014 11:03
    Все последние новости свидетельствуют об одном: Руководство Украины, начиная с Кравчука и заканчивая действующей хунтой делало все, для разграбления скромных ресурсов страны. В связке с олигархами руководство обогащалось и сейчас обогащается добивая последнее. На горизонте виден уже масштабный дефицит всего и вся и возможно голод.
    О тщательно кулитивируемой разрухе свидетельствуют состояние всего вооружения и военной техники ВС Украины. Танки горят от искры, самолеты падают при экстренных проверках боеготовности, САУ рвется по непонятным причинам и БТРы выходят из строя. Такой армией могла стать и российская, но вовремя одумались.
  5. TAMERLAN 7 24 марта 2014 11:11
    Украина предлагала на "Нитке" китайцев и индусов учить, но запросила столько, что те отказались! Можно и денег заработать и связи укрепить!
    1. негоро 24 марта 2014 17:50
      А не надо жадничать!
      негоро
  6. Gagarin 24 марта 2014 11:53
    Спасибо за вложенное видео - теперь имею полное представление.
    Gagarin
  7. Irokez 24 марта 2014 12:19
    Была одна нитка теперь две.
    Можно смело договариваться с Индией и новыми собственниками авианосцев об аренде или использовании.
    Кроме того одну можно переоборудовать под другой тип авианосцев без трамплина или переделывать не затрагивая другую нитку.
    В общем всё что не делается всё к лучшему. Крым дорогого стоит и присоединив его многие проблемы решились и много чего приобрелось и даже оценить щас это сложно.
  8. Военрук 24 марта 2014 12:20
    И чего не хватало украинским руководителям? Это же золотая жила, главное всё есть - пользуйся грамотно, следи за состоянием и стриги деньгу с России великодушной. Всё мало, лишь бы насолить подлым ям, а вот как оно вышло.
    Военрук
  9. Buran 24 марта 2014 13:28
    "Нитка" это хорошо, а вот с Крымом вернулся Центр Дальней Космической Связи в украинскую бытность Национальный Центр Управления и испытания космических средств (НЦУИКС), вот это новость.
    1. biglow 24 марта 2014 18:38
      Цитата: Buran
      "Нитка" это хорошо, а вот с Крымом вернулся Центр Дальней Космической Связи в украинскую бытность Национальный Центр Управления и испытания космических средств (НЦУИКС), вот это новость.

      с Крымом столько всего вернулось что уйдет не один год на реконструкцию и востановление всего этого....
      biglow
  10. полковник 24 марта 2014 14:41
    Вообще-то правильное, первоначальное название комплекса - ИУТККА (испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации). Но позже, для удобства произношения аббревиатуру переделали.
  11. tolancop 24 марта 2014 17:59
    На ВО статьи по кругу пошли...
  12. rasputin17 24 марта 2014 18:55
    Фактически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии»


    Удручает одно что после себя незалежная ничего не оставила нового за что могла бы гордиться!! Дожималось лишь то что ей досталось в наследство от СССР!
    Кроме своих амбиций и понтов независимости ничего не было построено, ничего созидательного кроме идеологии которая уничтожила порядок и продолжает уничтожать и разваливать страну!!!
    1. papik09 25 марта 2014 05:05
      В Крыму? Не было построено?! Та ты шо?! А дачи? wassat А дворцы? wassat А резиденции? wassat А частные пляжи?! wassat А ты говоришь, что ничего не было построено. laughing Весь мир с этого оборжется. А в остальном Вы правы. hi drinks
  13. Foxmara 24 марта 2014 20:06
    За Севастополь платить не надо, "Нитку", по которой годами не могли договориться -вернули, на прокладке южного потока через Крым опять же сэкономим, газовые месторождения - это все плюсы, которые полагаю легко перекроют минусы, о которых уже навзрыд рыдают креаклы.
  14. russsian 24 марта 2014 21:38
    Вот и у РФ будет свой авианосец. Когда же будет настоящий, потопляемый?
    russsian
    1. Viktor.N.Aleksandrov. 24 марта 2014 23:49
      Выражение неверно.Если уж на то пошло,плавающий, а не "потопляемый" (пусть меня поправят военморы).
  15. piter7778 26 марта 2014 09:43
    тоже хорошая новость по крыму!
  16. pt730 26 марта 2014 18:32
    Цитата: Foxmara
    За Севастополь платить не надо, "Нитку", по которой годами не могли договориться -вернули, на прокладке южного потока через Крым опять же сэкономим, газовые месторождения - это все плюсы, которые полагаю легко перекроют минусы, о которых уже навзрыд рыдают креаклы.


    С Южным Потокм все не так просто)
    pt730

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня