Почему подписание политической Ассоциации с ЕС не делает меня оптимистом

Почему подписание политической Ассоциации с ЕС не делает меня оптимистом


Подписание политической части договора с ЕС прошло уже почти неделю назад. Но текущие события не давали мне возможности оперативно отреагировать на данное действие. Впрочем, и спустя несколько дней эта тема не утратила актуальности.


А начнём мы, пожалуй, с красноречивой цитаты из известного издания «Sunday Telegraph».

«Лидеры ЕС едва могут позволить себе быть чересчур агрессивными, когда Евросоюз импортирует 30% своего природного газа из России, – отмечается в статье Sunday Telegraph. – Так что украинцы оказываются зажатыми между скалой и местом, которое оказывается слишком мягким, чтобы им помочь. 21 марта, когда их и.о. премьер-министра Арсений Яценюк приехал в Брюссель подписать Соглашение об ассоциации, ЕС был в таком стеснении, что церемонию пришлось проводить за закрытыми дверями, не на глазах СМИ.

Бедняге даже не дали микрофон, ему пришлось выкрикивать свое пожелание все же увидеть Украину в качестве члена ЕС»,
– пишет Sunday Telegraph.

Первая часть Марлезонского балета

На самом деле, ЕС имеет договора об ассоциации с несколькими десятками стран, для них это ничего не значащая обыденность. Это украинская оппозиция раздувала из этого нечто особенное, чтобы было о чём рассказывать своему «лохторату». Ну, и еврокомиссары просто немного им подыграли, поскольку это было им выгодно.

Ведь изначально вся эта движуха вокруг соглашения об Ассоциации с ЕС задумывалась с европейской стороны исключительно как способ «втюхать» украинцам побольше европейских товаров, и желательно беспошлинно. Только в процессе оказалось, что подавляющее большинство украинцев неплатёжеспособно, и даже кредитами нельзя стимулировать потребление европейских товаров, поскольку страна (и государство, и корпорации, и народ) уже закредитованы по полной программе.

И вся эта «евроинтеграция» стала для еврокомиссаров подобна пятому колесу у телеги – и нести тяжко, и бросить нельзя – не поймут (будут имиджевые потери). Особенно с того момента, когда к власти в Киеве временное правительство Турчинова пришло на плечах у ультраправых боевиков из Правого сектора и других националистических группировок.

Европейцы в ужасе, что к ним хотят интегрироваться все эти толпы боевиков в шлемах, масках, бронежилетах, с дубинками и автоматами. Но не только от боевиков они в ужасе. Многочисленные делегаты и депутаты, которые сейчас ездят в Брюссель и различные европейские столицы с фразой «Же не манж па сис жур», наводят на них не меньше страха.

У ЕС огромные финансовые проблемы, которые они хотели немного подправить за счёт доверчивых туземцев, а тут получается наоборот – туземцы рассчитывают решать свои проблемы за счёт ЕС. На такое в Европе никто не рассчитывал и не подписывался. Но и прямо послать навязчивых просителей тоже как-то «невдобно».

Вторая часть Марлезонского балета

Что же из себя представляет политическая часть Договора об ассоциации с ЕС, подписанного Яценюком в Брюсселе?

Собственно, поскольку договор изначально торгово-экономический, то без своей экономической части – это просто набор красивых слов о дружбе, жвачке и «Передай свой король наш пламенный привет».

Те же моменты, которые реально на что-то влияют, откровенно не на пользу Украине. Так, по ряду направлений отменены пошлины (что вроде бы хорошо), но зато введены ограничивающие квоты. Квота на экспорт зерна называется на уровне 2 миллиона тонн при возможностях около 3,5 миллиона тонн. То есть преимущества снижения пошлин достаточно сомнительны.

Другим примером может служить экспорт сахара. Ранее Украина экспортировала около 100 тыс. тонн сахара в год, но теперь квота составляет всего 20 тысяч тонн. Аналогичная ситуация наблюдается и в некоторых других отраслях.

В результате европейцы купят украинские товары по сниженным ценам, но и в меньшем количестве. А это сокращение объёмов экспорта и дальнейшее ухудшение торгового баланса (который и без того ужасен).

Третья часть Марлезонского балета

Между тем, Кабинет министров подготовил новую, скорректированную редакцию основных макропоказателей экономического и социального развития Украины.

По ней, ожидается падение экономики на 3% и высокая инфляция на уровне 12% (что, на самом деле крайне оптимистично). Предыдущее правительство ожидало рост ВВП на 3% и инфляцию 8,6%.

По прогнозу правительства, номинальный ВВП составит 1,574 трлн грн, а не 1,653 трлн грн (соответственно, сократятся и поступления в бюджет, увеличивая его дефицит).

Уровень безработицы вырастет до 8,2%, а количество работающих граждан составит 20,15 млн человек. При этом, с учетом ожидаемой инфляции, номинальная зарплата сократится почти на 5%.

Импорт товаров в Украину прогнозируется на уровне $95,3 млрд, экспорт товаров – $82,7 млрд. Сальдо торгового баланса, по прогнозу Кабмина, будет отрицательным и составит $12,6 млрд.

Сразу отмечу, что при всей пессимистичности и мрачности этого прогноза, реальность может быть ещё хуже. Экспорт однозначно будет ниже – поскольку и ЕС вводит квотирование, и РФ периодически перекрывает поставки украинских товаров на свои рынки (а это более четверти всего экспорта). Поэтому торговый баланс будет ещё хуже.

Причём, величина импорта, превышающая 60% от ВВП – это ужасающая зависимость украинской экономики от внешних поставщиков, делающая невозможным реальный суверенитет. В той же соседней Российской Федерации этот показатель колеблется от 10 до 15%, и это, в основном, - некритичные предметы роскоши, без большинства из которых вполне можно обойтись.

Отдельно нужно обратить внимание на то, что большинство аналитиков сегодня игнорирует – ВВП рассчитывался из курса доллара в 8,25 на начало года и его дальнейшего роста к концу года до 8,5-8,8 грн/доллар. А сегодня на межбанке курс составляет уже 11 или даже 11,1 грн/доллар. Соответственно, фактически ВВП в долларах упадёт до конца года на 25-30% (это если доллар не продолжит и дальше расти).

Ну и, как видим, правительству нужно изыскать до конца года как минимум 12,6+7,3+2 миллиарда долларов (покрытие дефицита торговли + текущие выплаты по долгам + выплата задолженности за газ). То есть в сумме, по скромному, порядка 22 миллиарда долларов. А всё обещанное Западом кредитование, даже если будет полностью обеспечено (в чём я сомневаюсь), составит всего порядка 11 миллиардов, то есть только половину от необходимого.

И если для гривны ещё можно запустить инфляцию, включив станок, то с долларом такой номер не пройдёт.

Четвёртая часть Марлезонского балета

Почему я настолько скептичен относительно европейских кредитов? Потому что согласно п. 3 ст. 106 Конституции Украины «виключно Президент представляє державу в міжнародних відносинах, здійснює керівництво зовнішньополітичною діяльністю держави, веде переговори та укладає міжнародні договори України».

Поэтому подписанные Яценюком в Брюсселе бумажки ничего не значат, они не имеют никакой юридической силы. И могут быть оспорены в любом суде и признаны недействительными в любой момент.

А поскольку Президента у нас по факту нет, а полномочия «и.о.» согласно Конституции очень сильно урезаны, то и любые взятые этим правительством долги, заключённые этим правительством договора купли-продажи и прочие сделки и соглашения также могут быть признаны недействительными.

Поэтому давать реальные деньги под призрачные обязательства никто не будет. Потому что завтра может прийти любое новое правительство, которое скажет «Временные, слазь» и «Кому вы давали деньги? Самозванцам?», и тогда уже никто никому ничего не докажет. И в ЕС или МВФ это прекрасно понимают...
Автор:
Александр Роджерс, специально для Полемики
Первоисточник:
http://polemika.com.ua/article-142131.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

69 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти