О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

Намедни высокопоставленный источник bmpd в авиационной промышленности рассказал некоторые, быть может, не сильно сенсационные, но небезынтересные подробности текущей ситуации. Спешим поделиться оными с нашими читателями.

Программа ПАК ФА

В 2013 году завершены заводские испытания, в этом году начаты Государственные совместные испытания, которые планируется завершить в 2015 году. С 2016 года начнется мелкосерийное производство. В этом году основные усилия на испытаниях будут направлены на отработку БРЭО, особенно тех его режимов, которые обеспечивают малозаметность. В ближайшее время начнется также отработка применения АСП. В 2014 году к испытаниям присоединится еще одна, шестая по счету машина, в следующем - еще две, потом серия. Для подготовки к производству в Комсомольске расширена механо- и термообработка, создано новое гальваническое производство. Расширяется и модернизируется испытательная и полигонная база, поскольку старая не может обеспечить испытания комплекса пятого поколения. При создании ПАК ФА, как и Су-35С, отказались от использования опытного производства, машины для испытаний производятся на серийном заводе, что облегчает подготовку к серии.


О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

Пятый опытный образец истребителя ПАК ФА - самолет Т-50-5. Жуковский, ноябрь 2013 года (с) Роман Трегубов / russianplanes.net


Вопрос о создании легкого истребителя пятого поколения.

Наши боевые авиационные комплексы всегда были и будут тяжелее западных, причем не только из-за иной технологической среды, но и по условиям эксплуатации, поэтому склонность военных к более тяжелым машинам понятна. Сейчас главное – это развивать технологическую среду, чтобы, когда встанет такая задача, быть в состоянии создать адекватные технические решения. Может быть, это будет не легкий истребитель пятого поколения, а беспилотники и продвинутые машины четвертого поколения. Для решения задачи создания легкого истребителя нужно добиться значительного прогресса в миговской кооперации – и по двигателям, и по БРЭО, и по радару. То есть сначала – технологии, а уже потом технические решения. На сегодня основная задача - это развитие МиГ-29 в направлении МиГ-35. А вообще, будущая группировка ВВС скорее всего будет представлять собой смесь ПАК ФА, Су-35 и беспилотников.

ЛВТС и перспективный штурмовик.

МО РФ все еще не определилось окончательно с этой темой, рассматриваются различные проекты. Главный вызов для фаворита - Ил-112В - это контроль стоимости. При этом в ОАК уже думают о создании семейства сверхтяжелых ВТС, но понятно, что все надо делать не одновременно, а последовательно - сначала ЛВТС и МТА, потом тяжелые машины. Равным образом военные еще не определились и по перспективному штурмовику. Рассматриваются варианты глубокой модернизации Су-25, создания легкого штурмовика на базе Як-130 и разработки принципиально новой машины.

Вопрос о восстановлении производства МиГ-31

Если уж возобновлять производство МиГ-31, то только глубочайшим образом модернизированного. Но в принципе сейчас, с увеличением дальности пуска ракет нужны не скоростные, а способные к длительному барражированию машины.

ПАК ДА

Имеется контракт на разработку эскизного проекта. По результатам создания эскизного проекта военные выдадут ТЗ. В работе по ПАК ДА будет использован потенциал не только Туполева, но и всего ОАК, в частности, технический и ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ потенциал «Сухого», созданный в ходе реализации проекта ПАК ФА. Видимо, именно в проекте ПАК ДА, а не на легкого истребителя будут использованы инженерные и конструкторские ресурсы, которые освободятся после окончания основного объема работ по ПАК ФА.

Проблема разнотипности парка

Вообще это вопрос к военным. В принципе задача сокращения типажа стоит, и на каком-то этапе количество типов будет снижено. Но сейчас Су-30М2 выполняет функцию учебно-боевого самолета для Су-27СМ, с которым имеет унифицированное информационно-управляющее поле. Су-30СМ дополняет Су-35С, который станет базовым самолетом четвертого поколения для ВВС РФ. Закупки Су-30М2 – это следствие острого дефицита УБС в ВВС РФ. Отчасти избыточная разнотипность - это следствие отсутствия закупок в 90-е и начале нулевых годов. Когда у военных появились деньги, они начали закупать все, что может предложить промышленность, в том числе из заделов.

Главная задача по ГОЗ

Приоритет на сегодня – обеспечение исправности парка. До передачи ремзаводов в состав ОАК показатели исправности были на уровне 40%, сейчас вышли на 50%, задача на этот год – выйти на 60% исправности. Контракты на ремонты только начали массово подписываться, цикл ремонтов – 5-6 месяцев, так что радикально ситуация улучшится только в следующем году. Доля новых самолетов в ВВС РФ – всего 10%, так что ремонты необходимы (для сравнения – доля новых вертолетов – 40%). Только по двигателям на этот год законтрактован ремонт 600 моторов, контракты подписаны на 95%. Всего предполагается отремонтировать 200 самолетов. Абсолютный приоритет – ремонт (с одновременным обновлением БРЭО) машин Дальней авиации.

Развитие программы Су-35С

Главное в прошлом году – началась интеграция АСП, всего интегрировано 14 типов АСП. Теперь задача – расширение области применения АСП. Но и интеграция новых типов АСП продолжается. В этом году будет поставлено 12 Су-35С (не считая официально переданных в феврале), а главное – ожидается заключение нового контракта еще на 48 единиц. Срок гарантии для машин в Дземгах – три года, это беспрецедентно. Сейчас параллельно продолжаются ОКР, идет серийное производство и развертываются мероприятия по поддержанию парка. Восстановление после выявления неисправности – не более 5 часов. Отчасти благодаря близости завода, но там также сидит гарантийная бригада, группа техподдержки и развернута техаптечка. По организации программа отличается высоким уровнем интеграции - главный конструктор Игорь Демин стал руководителем всей программы Су-35С, и теперь отвечает не только за ОКР, но также серийное производство и поддержку эксплуатации.

Ситуация в ОАК

Источник категорически опроверг слухи о переезде ОАО "Туполев" в Казань. На московской площадке сейчас работает 1,5 тыс человек, и никто никуда их отправлять не собирается. Еще тысяча человек занято на филиале Туполева на КАПО, и 500 – в Ульяновске, эти два подразделения будут расти, но не за счет перевода людей из Москвы. Объединение ОАО "Туполев" и КАПО в один экономический субъект нужно для более оперативного решения вопросов выполнения ГОЗ, прежде всего в части Дальней авиации. Это объективно назревшая реструктуризация, подобно созданию вертикально-интегрированной компании «Сухой» или РСК «МиГ». Объединение облегчит жизнь военным. Сейчас МО РФ заключает контракты с двумя экономическими субъектами, которые при возникновении проблем кивают друг на друга. После объединения будет единственный ответственный за выполнение ГОЗ.

По ОАК в целом. Ежегодно на работу принимается 1,5 тыс человек. За семь лет существования ОАК инвестиции в перевооружение выросли с 1 до 10 млрд рублей, всего за семь лет инвестировано 45 млрд рублей, то есть грубо около 1,5 млрд долл. Проводится политика опережающего роста зарплаты у рабочих основных специальностей по сравнению с управленцами. Стратегическая цель - довести объем производства ОАК до 350 млрд рублей, только тогда компания станет эффективной. При создании ОАК два завода - Комсомольск и Иркутск, имея 40% персонала ОАК, давали 85% продукции, остальные 60% занятых - всего 10% продукции. Сейчас положение выравнивается, начали дышать Воронеж (10 млрд рублей продаж в этом году) и Ульяновск, растет производство в Новосибирске.
Первоисточник: http://bmpd.livejournal.com/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. svp67 8 апреля 2014 09:46
    Не статья - конспект какой то... Что о чем?

    А вообще, будущая группировка ВВС скорее всего будет представлять собой смесь ПАК ФА, Су-35 и беспилотников.


    То есть МиГам дорога в небо - заказана...а жаль.
    1. авангард 8 апреля 2014 09:48
      Цитата: svp67
      Что о чем?

      О своеобразии текущего момента в российском авиастроении laughing
      1. svp67 8 апреля 2014 09:50
        Цитата: авангард
        О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

        Как то не очень радует... "Су" - конечно бренд, но и другие КБ не мешало бы подымать...Хотя бы для того, что бы больше самолетов продавать за рубеж - так глядишь и "вытянем" страну из "нефтяной трясины"
        1. Nayhas 8 апреля 2014 10:37
          Цитата: svp67
          "Су" - конечно бренд, но и другие КБ не мешало бы подымать...

          Это глупо, подымать только ради не растерять. Парк машин формируется по потребностям заказчика. Если ВВС МиГ-35 не нужен, то предлагаете их закупать только ради МиГа? Если ВВС объявит тендер на закупку легкого истребителя с финансированием НИОКР, то у МиГа будет шанс на жизнь и то если предложат лучше чем кто либо. Если нет, то все скажут ему до свиданья ибо кроме МиГ-35 у него в загашнике ничего нет.
        2. velikoros-88 8 апреля 2014 12:48
          Цитата: svp67
          "Су" - конечно бренд

          Собственно как и МиГ, причём были времена когда МиГ имел рейтинг значительно превосходящий Су(давненько это было, времена Вьетнамской войны) и тем не менее МиГ и на сегодняшний день бренд, хотя немного и поутухший стараниями недоброжелателей, а иногда и изменчивой фортуной.
          1. Летунъ 8 апреля 2014 13:30
            Цитата: velikoros-88
            причём были времена когда МиГ имел рейтинг значительно превосходящий Су(давненько это было, времена Вьетнамской войны)

            А в Корее? Именно в Корее МиГи в боях завоевали мировую извесность. Да еще какую!
            1. velikoros-88 8 апреля 2014 21:53
              Корея само собой. Я намеренно указал последние годы периода, когда МиГ был во всём мире советской истребительной легендой №1, далее эстафету переймёт Су.
      2. inkass_98 8 апреля 2014 10:42
        Цитата: авангард
        О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

        Как-то галопом по Европам, немного, но обо всем...
        Да, по МиГам как-то тревожно, или губят контору целенаправленно или сами себя топят кривым менеджментом.
    2. maks-101 8 апреля 2014 13:58
      может миГ и будет производить беспилотники
  2. Самаритянин 8 апреля 2014 09:48
    Когда не знаешь про что написать, пиши про самолеты их в России все любят...Без обид ))))
    1. W1950 8 апреля 2014 10:36
      Это точно,с детства мечтал,но не прошел медкомиссию,пришлось идти в техническое.Но мечту не забыть никогда.
      W1950
      1. Самаритянин 8 апреля 2014 14:56
        А я летаю на одномоторных в Петербурге!!! Когда все надоедает и хочется послать всех и вся, еду на аэродром и летаю вокруг Петербурга... Я вам скажу это такое удовольствие управлять стальной птицей ...
  3. Хранитель 8 апреля 2014 09:48
    Лучше бы начали разрабатывать защиту от электронных помех...
  4. Комментарий был удален.
  5. alexneg 8 апреля 2014 09:53
    Вроде, как все КБ охвачены работой. Бог Вам в помощь.
  6. olp 8 апреля 2014 09:59
    ПАКФА красавец
    вот ведь даже на земле у него силуэт стремительный, а F-22 сразу кругузым становится

    olp
    1. Самаритянин 8 апреля 2014 10:29
      А если еще фотошоп добавить, то ваще ...
  7. SKaunov 8 апреля 2014 10:37
    Сравниваете не сравненное, Т-50 супер красавец! Да и по характеристикам я думаю превосходит любой самолет!
    SKaunov
  8. Wiruz 8 апреля 2014 10:39
    Что-то о МиГ-41 ни слова. Что так? А беспилотники, это вообще несбыточная мечта
  9. Siberia 9444 8 апреля 2014 10:46
    Да хотелось бы увидеть МИГ41 !!!
    1. винторез 8 апреля 2014 11:19
      Эта штука на картинке не полетит,или полетит но медленно.Слишком мал воздухо-заборник,природу не обманешь.
  10. Nayhas 8 апреля 2014 10:51
    При создании ПАК ФА, как и Су-35С, отказались от использования опытного производства, машины для испытаний производятся на серийном заводе, что облегчает подготовку к серии.

    У нас всё на авось... Авось ПАК-ФА получился и тогда.... А если нет? Всё равно "конвейер запустят"?
    В далеком 1976г. на заводе который теперь КнААЗ начали подготовку к производству некоего самолёта Т-10. К 1979г заводчане проделав гигантский объём работ подготовили завод к выпуску данной машины. Но оказалось, что Т-10 мягко говоря не получился и вместо него нужно делать другую машину, Т-10С по абсолютно другому техническому процессу...Пришлось перестраивать производство и в 1982г. начался серийный выпуск Т-10С, он же Су-27. Во сколько это обошлось стране? Х/з... Но страна то была другая, побогаче. Товарищ Погосян устроил откровенную авантюру поставив себя в заранее выигрышное положение. Даже если ПАК-ФА не будет соответствовать ни одному пункту ТТЗ акт о его приемке всё равно подпишут ибо на перепроектирование машины и перестройку производства денег уже не будет...
    1. olp 8 апреля 2014 11:51
      но ведь Погосян помог не только себе но и "критикам" вроде вас, за что вы должны быть ему благодарны)
      даже если ПАКФА будет не только полностью соответствовать ТЗ, но и превосходить его, то вы всё равно сможете сказать что ТЗ подогнали потому что выбора не было)
      olp
    2. BerXen 8 апреля 2014 13:05
      Что значит на авось? Был эскизный проект, был технический, были НИРы, все согласовывалось и утверждалось военными. Если подход Сухого к радиозаметности не сработает, то это все равно выгодно отрасли. На ошибках одних учатся другие.
      Несоответствие ТТЗ это Первый перечень - заказчик никогда такое не подпишет, даже по команде.
      1. Nayhas 8 апреля 2014 14:23
        Цитата: BerXen
        Что значит на авось?

        А то и значит. Организовывать серийное производство без опытного это авось. Можно назвать по другому конечно, "полагаясь на авторитет"...
        Цитата: BerXen
        Несоответствие ТТЗ это Первый перечень - заказчик никогда такое не подпишет, даже по команде.

        Да ладно... Начнется типичная песня "Вы не понимаете политический момент! Стране нужен истребитель пятого поколения!Главное начать производство, а походу всё исправим...."
    3. Роман-kzn 9 апреля 2014 00:24
      Не торопись, вспомни, был такой самолёт с обратной стреловидностью С-37 ( Су-47), сейчас немногие помнят про него, так это и был аналог Т-10 из 80-х, а Т-50 думаю как раз и есть полностью перепроектированный самолёт, доведенный до ума который пойдёт в серию.
      Роман-kzn
  11. Gagarin 8 апреля 2014 10:58
    Увидим!
    Они скоро в фотошопе ещё и Миг-44 НАРИСОВАТЬ обещали! Короче "работают"...
    Цитата: Siberia 9444
    Да хотелось бы увидеть МИГ41 !!!
    Gagarin
    1. Самаритянин 8 апреля 2014 14:53
      И я про тоже))) а вам в уважуху. За акк и флаг фото - крутизна которого просто зашкаливает)
      1. velikoros-88 9 апреля 2014 19:04
        фото шикарное, за него от меня большой плюс.
  12. Nayhas 8 апреля 2014 11:14
    Наши боевые авиационные комплексы всегда были и будут тяжелее западных, причем не только из-за иной технологической среды, но и по условиям эксплуатации, поэтому склонность военных к более тяжелым машинам понятна.

    Они тяжелее из-за отсталости отечественной промышленности, зачем сюда приплетать военных? Типа ВВС РФ заказывает по ТТЗ машины сухой массой не менее 20 тонн? Военным наоборот требуются машины полегче дабы требования по ВПП были попроще! Легкая машина и топлива потребляет меньше отсюда меньшие эксплуатационные расходы.
    Сейчас главное – это развивать технологическую среду, чтобы, когда встанет такая задача, быть в состоянии создать адекватные технические решения. Может быть, это будет не легкий истребитель пятого поколения, а беспилотники и продвинутые машины четвертого поколения.

    Ага, замахнулся на беспилотные истребители, разведывательные БПЛА создать не способны, а прожекты беспилотные истребители... И что это за намёки по поводу "продвинутых машин четвертого поколения", нам для этого требуется "развивать технологическую среду"? Т.е. в МиГ-35 используются технические решения не соответствующие даже 4 поколению?

    Если уж возобновлять производство МиГ-31, то только глубочайшим образом модернизированного. Но в принципе сейчас, с увеличением дальности пуска ракет нужны не скоростные, а способные к длительному барражированию машины.

    Не понял, есть Су-35С для этого...
    Проблема разнотипности парка. Вообще это вопрос к военным.

    Зашибись... Наклепали машин которые никому в мире не пригодились и потом втюхали их в ВВС и они же виноваты в разнотипности?
    Развитие программы Су-35С. Главное в прошлом году – началась интеграция АСП, всего интегрировано 14 типов АСП.

    Давайте по списку, а не голословно! А то в буклетиках ваших всё красиво, а в реальности...
    При создании ОАК два завода - Комсомольск и Иркутск, имея 40% персонала ОАК, давали 85% продукции, остальные 60% занятых - всего 10% продукции. Сейчас положение выравнивается, начали дышать Воронеж (10 млрд рублей продаж в этом году) и Ульяновск, растет производство в Новосибирске

    Заводы в Комсомольске и Иркутске полностью переоборудованы новейшими станками, закуплены передовые технологии включая безплазовую сборку отсюда и высокие показатели. За счёт чего будет рост на остальных заводах ОАК? Где ОАК собирается закупать станки в условиях санкций со стороны стран производителей передового оборудования?
    1. olp 8 апреля 2014 11:55
      вы уже вчера сели в лужу с тяжёлым БРЭО и ПГО, опять туда же)

      ...очередное бла-бла-бла..

      открою вам секрет, никто нам после развала СССР станки для нашей оборонной промышленности официально не поставлял)
      olp
  13. Berkut-UA 8 апреля 2014 11:48
    А кто что знает о Су-47 "Беркут"?
    1. wizarden 8 апреля 2014 13:17
      Экспериментальная машина, ей и осталась. Никакого развития нет и не будет. Единственный летающий экземпляр использовался для отработки технологий и узлов для ПАКФА.
      1. Berkut-UA 8 апреля 2014 21:03
        А жалко
        красивая машина
        да и название, что не говори - очень современное wink
  14. Nitarius 8 апреля 2014 12:31
    Надо заказы ВСЕМ ДАВАТЬ и НЕ ТАК ЧТО -СУХОЙ все на СЕБЯ ТЯНЕТ!
    1. BerXen 8 апреля 2014 13:07
      В заметке про это есть - почитали бы что-ли ).
    2. wizarden 8 апреля 2014 13:24
      Кроме МиГ (и то, возможно просто нет данных в открытых источниках), сейчас все основные КБ при делах:

      - Ильюшин: Ил-476, Ил-112, Ил-114, МТА
      - Туполев: ПАК ДА, модернизация Ту-160, Ту-204СМ
      - Яковлев: Як-130, МС-21
      - Сухой: ПАК ФА, Су-35С, перспективный БПЛА
  15. Антон Гаврилов 8 апреля 2014 13:29
    МИГ обещают на ноги поставить-в ближайшие годы они без работы сидеть не будут-уже выдан заказ на 25 Миг-29К/КУБ,в этом году выдан заказ на 16 Миг-29СМТ,через год планируется выдать заказ на 60 Миг-35.
    1. Berkut-UA 8 апреля 2014 21:05
      Самое главное - все это должно идти в СВОЮ армию
      а не за бугор

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня