Новый, тяжелый, свой

Новый, тяжелый, свой


Минобороны России формулирует техническое задание на перспективный транспортный самолет, который сможет заменить в составе ВВС тяжелые машины типа Ил-76 и Ан-22 «Антей». Разработка нового самолета поручена Авиационному комплексу имени С. В. Ильюшина. Первый полет нового самолета должен состояться в середине 2020-х годов, запуск в серию — к концу десятилетия.

Кто поднимет новый танк


Упоминания о новой машине пока что достаточно скудны. Впервые о ней 18 марта 2014 года сообщил генеральный конструктор «Ила» Виктор Ливанов. «Точного названия у проекта нет, пока условно называем его ПАК ТА — перспективный авиационный комплекс транспортной авиации» — сказал он. Подробностей об облике и характеристиках новой машины не сообщалось, однако имеющиеся данные о требованиях к перспективной машине позволяют достаточно точно опознать корни концепции и, следовательно, облик. 16 мая 2014 года о разработке новой машины упомянул, выступая в эфире "Эха Москвы", замглавкома ВДВ. Он сообщил, что новый самолет должен прийти на смену таким машинам, как Ан-12, Ил-76 и Ан-22, а также назвал его индекс — Ил-90.

По словам Ливанова, точные требования к ПАК ТА будут известны после консультаций с возможными заказчиками, прежде всего — Министерством обороны. «Первые результаты «продувок» показали возможные варианты, сейчас ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского) более глубоко займется этим проектом», — сказал он.

Ливанов уточнил, что по перспективному авиакомплексу ведутся научно-исследовательские работы. Помимо ЦАГИ этим занимаются также специалисты ОКБ Мясищева и других предприятий.

Новый, тяжелый, свой

Ан-22
Фото: архив журнала «Огонек»


Упоминание о замене Ил-76 и Ан-22 позволяет достаточно точно определить требования к перспективному военно-транспортному самолету, исходя из принципов, в соответствии с которыми создавались его предшественники. В настоящее время основным ВТС Российской военно-транспортной авиации является Ил-76, при этом данная машина была разработана исходя из тактико-технических требований 1970-х годов и модернизация при переносе производства в Ульяновск не слишком сильно увеличила ее возможности. Ил-76 способен перевезти один основной боевой танк Т-72 (перевозка Т-90 требует частичного разукомплектования танка ввиду его большей ширины по бортовым экранам) или технику мотострелкового взвода — три боевых машины пехоты (до БМП-3 включительно).

При освоении производства новой техники сухопутных войск эти ограничения станут еще более существенными: Ил-76 не сможет поднять взвод на перспективных БМП «Курганец» массой по 25 тонн в силу максимальной нагрузки этого самолета, ограниченной 60 тоннами. Сомнительны также его возможности по перевозке перспективного основного боевого танка «Армата» как по массе, так и по габаритам (ширина корпуса), а также других машин на данной платформе.

Процесс роста массы и габаритов военной техники нового поколения стал заметен еще в 70-80-х годах прошлого века, особенно после появления американских и западноевропейских бронированных машин третьего поколения — танков М1 «Абрамс», «Леопард-2», БМП «Брэдли» и других. Основной на тот момент американский ВТС С-141 «Старлифтер», нагрузка которого не превышала 40 тонн, не мог поднять перспективный основной боевой танк М1 или взвод на новых БМП «Брэдли», и именно данные требования привели к созданию С-17 «Глобмастер» с нагрузкой 80 тонн.

Исходя из этого, перспективный советский самолет должен иметь нагрузку и габариты грузовой кабины, превышающие таковые у Ил-76 и примерно соответствующие Ан-22 либо С-17 Globemaster. Проект соответствующих характеристик в истории отечественного авиапрома уже был — это тяжелый ВТС Ил-106, разработка которого с целью замены Ил-76 и Ан-22 началась в 80-х годах.

Новый советский самолет должен был подняться в воздух ориентировочно в 1995-1996 годах и к началу 2000-х пойти в серию, одновременно с создававшимися тогда же новыми боевыми машинами для сухопутных войск, однако «Глобмастер» остался в своем поколении без одноклассника.

Новый, тяжелый, свой

Ан-124
Фото: Сергей Михеев / «Коммерсантъ»


Отчасти решить эту проблему могло бы возобновление производства Ан-124. Такая возможность обсуждается уже второе десятилетие, однако характеристики данной машины и ее стоимость не предполагают крупносерийного производства в силу экономических причин. Для решения задач массовой переброски сухопутных войск с новой бронетехникой по воздуху ВВС России нуждаются именно в однокласснике С-17 или, иными словами, в реинкарнации проекта Ил-106.

Продай слона

Разработка новой машины имеет и еще одно, неочевидное, значение — освоенные в ходе этой программы материалы и технологии могут сыграть ключевую роль в создании перспективного широкофюзеляжного пассажирского лайнера, договор о совместной разработке которого был подписан в Шанхае руководством объединенной авиастроительной корпорации и китайской компании COMAC 20 мая 2014 года в ходе визита Владимира Путина в КНР.

Пока рано говорить о заводе, серийно производящем подобные машины, однако представляется логичным, что ПАК ТА сменит в производстве Ил-76МД-90А, чья серия сейчас разворачивается на «Авиастаре». В конструкцию Ил-76 за это время, очевидно, будут вноситься изменения, связанные с появлением новых технологий, материалов, двигателей по мере разработки новой машины.

Новый, тяжелый, свой

C-17 Globemaster
Фото: Jason Reed / Reuters


Оценивая перспективный рынок ПАК ТА, можно прогнозировать потребности ВВС РФ примерно в 100-120 самолетах данного класса, еще 12-15 машин могут «взять на себя» партнеры России по ОДКБ примерно так же, как европейские члены НАТО организуют совместную эксплуатацию «Глобмастеров», еще около 30-40 машин возможно поставить другим госструктурам РФ (ФСБ, МЧС, президентский авиаотряд) и российским авиакомпаниям, занятым на грузовых перевозках. Зарубежный рынок для подобных машин, пока монопольно занятый «Глобмастером», может «открыться» в начале 30-х годов, когда самолеты этого типа начнут списывать по исчерпании ресурса, особенно если новый российский транспортник будет иметь конкурентоспособную стоимость. Относительно текущих цен, она ориентировочно не должна превышать 180 миллионов долларов за машину. В этих условиях не исключено, что РФ удастся возобновить борьбу за индийский рынок ВТС, где к 30-40 годам встанет вопрос о замене С-17, а также предложить новую машину Китаю. Там перспективный ВТС Y-20 создается в категории нагрузки до 60 тонн.

Не исключено, что, как и в случае с перспективным широкофюзеляжным самолетом, Китай может стать партнером России по разработке ПАК ТА, однако для этого Пекину необходимо будет доказать реальность данного проекта как минимум в виде завершенного технического проектирования и подготовки к постройке опытного экземпляра машины. Вместе с тем ни в коем случае нельзя ставить ПАК ТА в зависимость от иностранного инвестора или партнера, учитывая его стратегическое значение.

Немаловажно также и обстоятельство, что реализация этого проекта обеспечит значительный спрос на авиационные двигатели (тяжелые ВТС по определению четырехмоторные) российского производства, идентичные двигателям для гражданских самолетов, — не менее 600 двигателей без учета экспортных поставок. Общая же стоимость программы разработки и производства такой машины может составить оценочно до 40 миллиардов долларов за 30 лет, при этом цена каждого отдельного самолета, как показывает практика, непосредственно зависит от масштабов производства, уменьшаясь по мере роста серии.

Говоря о линейке российских серийных транспортных самолетов в случае реализации ПАК ТА, представляется, что в идеале к середине 30-х годов она должна выглядеть следующим образом: ЛВТС (6-8 тонн — Ил-112), средний ВТС (18-20 тонн — МТС/МТА), средний ВТС короткого взлета и посадки (30-47 тонн в зависимости от режима эксплуатации — Ан-70), тяжелый ВТС (80 тонн — ПАК ТА), который к тому времени сменит в серии Ил-76МД-90А, и, наконец, сверхтяжелый ВТС на основе Ан-124.

Подобная линейка позволит полностью обновить нынешний парк, обеспечив как решение тактических и оперативных задач (Ил-112, МТС, Ан-70) на театрах военных действий, так и стратегических (тот же Ан-70, ПАК ТА, Ан-124) на межтеатровых перебросках. Включая как переброски в границах бывшего СССР, так и в дальнее зарубежье, в случае необходимости. При этом практически все названные самолеты должны иметь коммерческий потенциал, позволяющий удешевить реализацию данной программы за счет привлечения гражданских эксплуатантов. Это повысит и экспортный потенциал самолетов, особенно на рынках стран третьего мира. Кроме того, необходима проработка организационных схем коллективной эксплуатации транспортных машин, делающих их доступными для относительно небогатых стран «вскладчину». Пример подобной кооперации уже есть в виде упоминавшихся программ совместной эксплуатации ВТА НАТО.

Реализация транспортной программы даст завершенную структуру ВВС, которые таким образом к концу следующего десятилетия будут иметь серийные машины нового поколения во всех категориях авиации — от армейской до стратегической — и боевые возможности, сравнимые с ВВС США или объединенными ВВС европейских стран НАТО, даже при количественном превосходстве последних. Общая численность российской военно-транспортной авиации после обновления парка может составить до 250-300 машин в боевом составе и резерве первой категории, в том числе до половины — тяжелых и сверхтяжелых самолетов. Такой парк обеспечит как постоянное выполнение задач в рамках поддержания боевой готовности вооруженных сил, так и оперативное развертывание мобильных сил на двух изолированных друг от друга ТВД (условно — Дальний Восток и Центральная Азия). В мирное время самолеты ВВС из резерва первой категории могут также привлекаться для выполнения задач в интересах экономики страны — как на условиях коммерческого фрахта, так и за государственный счет при необходимости.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2014/05/20/newcargo/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. Cosmos1987 22 мая 2014 08:27
    Вот и построят широкофюзеляжный с китайцами как в прицепе и говорил ранее. Может это будет КР-860, но лучше конечно фрегат Экоджет с доработанным двигателем НК-93 самолет получиться очень даже экономичным. это есть гуд!
  2. tchoni 22 мая 2014 09:03
    Даже и не знаю что сказать: новый транспортник нужен - спору нет. Однако, лично у меня, вызывает много вопросов такое колличество класов и подкласов вта: Легкий, средний, средний с коротким взлетом, тяжелый, сверхтяжелый. Целых пять штук. При этом, опять же личное мнение, нужным будет легкий- в качестве генеральского и для переброски небольших формирований в интересах сил специальных операций(можно не делать отдельно а взять пассажирский и переделать, но это вопрос нужно изучать), тяжелый ВТА - способный перебросить хотя бы взвод с техникой, и, может быть, сверхтяжелый, (но здесь опять есть возможность объединения с тяжелым)
    1. fleks 22 мая 2014 12:57
      а чего пугаться количеству типов-до сего дня было точно так же -по массе ан2 ан26 ан72 ан12 ил76 ан22 ан124 -так что как было так и будет
  3. silberwolf88 22 мая 2014 09:07
    Транспортные самолёты необходимы и для армии и для коммерческого использования ... причём с разными характеристиками под разные задачи.
    А в условиях больших пространств России ... задач по освоению Севера и Арктики ... роль транспортной авиации повышается.
  4. jayich 22 мая 2014 09:50
    Эх жаль про ЭКИП походу дела совсем забыли.
    Вот я не понимаю зачем пять типов ВТС? По-моему это излишне, максимум лёгкий и ЭКИП.
  5. rugor 22 мая 2014 10:20
    Эх жаль про ЭКИП походу дела совсем забыли.
    Вот я не понимаю зачем пять типов ВТС? По-моему это излишне, максимум лёгкий и ЭКИП.


    Пять потому что экономика должна быть экономной при эксплуатации.
  6. Миротворец 22 мая 2014 11:51
    Эх жаль про ЭКИП походу дела совсем забыли.
    Вот я не понимаю зачем пять типов ВТС? По-моему это излишне, максимум лёгкий и ЭКИП.
    Сейчас почему то выгодно делать гиганских монстров с огромными крыльями. Я все же надеюсь, что увижу аппараты по этой схеме... По схеме ЭКИП можно сделать от авиамобиля до гиганского авиагрузовика, маневренного и экономичного и главное без гигантских крыльев и аэродромов
    1. jayich 22 мая 2014 13:34
      Да вот же специально перечитал всю доступную мне инфу по ЭКИПу, там в принципе уже есть проработки по лёгкой, средней и тяжёлой машине, даже бизнес план есть, а движения нэту, самое интересное он на природном газе может работать, а газ раза в 4-5 дешевле авиационного керосина, уже блин рентабельно по сравнению с обычным самолётом такой же грузоподъемности.
    2. Комментарий был удален.
    3. super-vitek 22 мая 2014 19:38
      Маленькое исправление"гигантских монстров с огромнЫМ КРЫЛОМ!!!У самолетов крыло с правым и левым ОЧК(отстыковываемая часть крыла)у транспортников!;-)
  7. Chicot 1 22 мая 2014 13:29
    ...что новый самолет должен прийти на смену таким машинам, как Ан-12, Ил-76 и Ан-22, а также назвал его индекс — Ил-90

    Подобный самолет (тяжелый стратегический военно-транспортный грузоподъемностью до 80 т.) разрабатывался у нас еще с начала 1980-х гг. (параллельно с С-17). Проект тянули КБ Ильюшина и Антонова. Предпочтение было отдано ильюшинской машине... Сейчас работы по проекту заморожены из-за отсутствия финансирования...
    Но назывался он не Ил-90, а Ил-106 (я упоминал про него на страницах сайта, и упоминал неоднократно). Так что тут неувязочка однако...
    1. mkpda 22 мая 2014 18:19
      Весьма логичное действие - получить средства на проектирование Ил-90 в полном объёме и задействовать задел по Ил-106.
      1. Chicot 1 22 мая 2014 18:48
        Цитата: mkpda
        Весьма логичное действие - получить средства на проектирование Ил-90 в полном объёме и задействовать задел по Ил-106

        А не логичнее ли будет просто продолжить работы по т.н. Ил-106?.. Тем более, что (если исходить из информации в открытых источниках, а она правда, скупа) в проект Ил-106 вносились изменения с учетом появляющихся новинок в авиастроении...
        1. mkpda 23 мая 2014 16:18
          Это и сделано, но только с другим индексом. С учётом хронического недофинансирования КБ "Ильюшин", относительно честный способ получить деньги за проделанную работу и для выполнения полного цикла работ по данной теме.
          Формально, можно было продолжить тему Ил-106, но тогда задел приняли бы за нулевой уровень и из сметы работ вычеркнули...
  8. Серый 43 22 мая 2014 15:17
    Статья интересная,большое спасибо! Видимо,не зря Путин выбрал самолёт марки "Ил" в качестве своего " борта",хоть тут обошлись без иностранцев. Согласен с тем,что транспортники уже не отвечают требованиям военных-надо разрабатывать новое поколение машин,надеюсь,что успеют построить до того как иссякнет энтузиазм
  9. Связист 22 мая 2014 15:56
    Интересная статья. . Главное- что пока не определено-какой самолет. вот это и есть самое главное. Тут недавно-по зиме учения ВДВ были. То да сё. Высадка штурмовой группы, захват аэродрома и потом......( Я конечно понимаю, но не на столько же) командир докладывает-весь десант перед посадкой бортов собирает гильзы от холостых патронов. Не дай бог она в турбину попадет." Вот вам Бабушка и Юрьев день". Ил 76 - турбореактивный-десант сбросить с высоты 700-800 метров-Да на раз -два. А посадить на аэродром захваченный-с техникой-турбинам хана придет. Вот и думайте. Ан 70 или тот же АН 12-22-8 на порядки лучше окажется ,в этом случае. Ан 70 - подойдет, но его всего 2 экземпляра и судьба неясная.
  10. Wiruz 22 мая 2014 17:02
    Я в этом деле дилетант, но разве не лучше просто подождать пока ОКБ Антонова станет российским и возобновить производство Ан-225?
    1. svyach74 9 июня 2014 22:34
      Нет, не лучше, тем более, что это вообще нернетабельно! Ан 225, на фиг не нужен, его в мире всего несколько аэродромов принять могут!
      svyach74
  11. Cristall 22 мая 2014 21:01
    Ан 225 по моему слишком избыточен для этих задач.
    Купить проще КБ Антонова с потрохами..и подрядчиков.
  12. Kronos 29 мая 2014 15:29
    Согласен на счет покупки КБ Антонов, да и выкупить тех документацию на АН 70 было бы гуд! (Отличная машина!)
    1. svyach74 9 июня 2014 22:35
      Ан70 это да, это надо!
      svyach74

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня