Military Review

Parity creators

3
Parity creators



In the spring of 2014, 55 marks the anniversary of the formation of KB-11 - the oldest and largest nuclear weapons center in Russia, a separate design bureau No. 1 for charge development. Now, the Charger KB-1 is one of the leading teams of the Russian Federal Nuclear Center, the All-Russian Research Institute of Experimental Physics in Sarov (Arzamas-16). The chargers of Sarov - nice история, large-scale contemporary tasks and their problems, which must be solved jointly ...

FROM THE CHARGE "MIMOZY" TO THE CHARGE "KOLYZHNIKU"

The history of the development of the nuclear design component armory work logically follows from those new defense tasks that were formed towards the end of the 40s, when Russia became nuclear. From the first, highly sensitive to external influences, designs of charges to structures, which, figuratively speaking, can be beaten with a sledgehammer without fear of abnormal operation - this is the path that the Arzamas-16 designers-chargers have traveled in more than half a century of their work.

However, their tasks, deepening and expanding over the years, remained the same as at the founding of the KB. This is a design development of nuclear and thermonuclear charges for domestic systems of nuclear weapons, including laboratory design and ground testing, and the author's support during mass production and military operation at all stages of the life cycle.

The Decree of the USSR Council of Ministers of 9 on April 1946 of the year marked the beginning of Design Bureau No. 11 - a research and development complex with an experimental plant to develop the design and ensure the testing of an atomic bomb. Gen. Pavel Mikhailovich Zernov was appointed head of KB-11, Professor Yu. Khariton was appointed Chief Designer. There were no such complex organizations in the country before.

On August 29, 1949, the RDS-1 Soviet atomic bomb was successfully tested. The US atomic monopoly was liquidated, and now it was necessary to develop success - physicists had original ideas for improving weapons, but designers also had them. At the same time, the experience of the first works showed that new forms of relationships are needed between scientists who acted as participants in all stages of the work from a scientific concept to a specific product, and charging designers. Through the designers, the connection of scientists with production also extended.

From the very beginning, experienced, talented designers who have already established themselves in other areas of engineering came into the new business. The future three times Hero of Socialist Labor Nikolai Leonidovich Dukhov was a famous designer of heavy tank "IS", the future Hero of Socialist Labor Vladimir Fedorovich Grechishnikov also worked the whole war in "Tankograd". Nikolai Aleksandrovich Terletsky, who was awarded the Order of Lenin after the RDS-1 test and was awarded the title of Stalin Prize laureate, later received two more orders of Lenin and twice became a Stalin Prize laureate, but received his first modest Order of the Red Star in 1944 for weapons work during the war ...

Each of the "founding fathers" contributed to the formation of a common style and organizational and psychological principles of design development charges. And if in the initial period the theoretical physicists played the leading role in shaping the appearance of the charge, over time these issues began to pass into the hands of designers. It is indicative that just such a turn of affairs was foreseen by the outstanding gunsmith three times Hero of Socialist Labor Andrei Dmitrievich Sakharov.

By 1955, the period of initial “storms and onslaught” in nuclear weapons work was over, the country and its main gunsmiths could breathe a little freer. Not long ago, one of the leaders of the First Main Directorate at the Council of Ministers of the USSR, Avraamy Pavlovich Zavenyagin, said: “We must hurry. Otherwise, they will bombard us, crush us. ” And by the year of 1955, Russia's capability for a nuclear response to a potential aggressor was no longer in any doubt.

The first serial nuclear charges were already developed, the affectionate name “Tatyana” appeared in the slang of gunsmiths - this is how the tactical was called aviation a bomb that went into service with the troops. The first Soviet thermonuclear charge RDS-6s was successfully tested.

In 1953, work began on the RDS-9 charge for nuclear combat equipment of the Soviet Navy's weapon systems fleet. The charge was tested in the charge compartment of a torpedo in an underwater position at a depth of 12 meters in the area of ​​Novaya Zemlya on September 21, 1955. During the tests, experimental ships located at different distances from the detonated torpedo were damaged to one degree or another, and the Reut squadron destroyer, which was 250 m from the epicenter of the explosion, sank, receiving great damage to the hull in the middle part. Thus was created the first torpedo in the country with an atomic charge.

On the basis of the RDS-9 charge, the combat unit of the Zen-215 anti-aircraft guided missile was also developed. After successful tests at the 19 anti-aircraft test site in January 1957, the combat unit was put into service. The launch of the missile defense system and the active explosion of a nuclear charge were the final stage of the state flight tests. As a result, two IL-28 radio-controlled target aircraft, located approximately 600 – 1000 m from the epicenter, were destroyed. RDS-9 was also in service with the tactical missiles Mars and Luna.

A special place in the history of Sarov chargers took the development of a charge for our first intercontinental ballistic missile - the famous royal P-7, the "seven". This epic deserves not only a separate article, but also a whole book about how “charitons” and “queens” “gotten together” to each other ...

And the above is only a part of what was done then in Sarov. At the same time new charges became more and more unpretentious, more and more safe and more and more perfect. We can say that the charge "mimosa" was replaced by the charge "cobblestone".

NEW TASKS - SEPARATE KB

The tasks became more complex, the armaments nomenclature grew and it became clear that a new field of engineering activity in the country, charge engineering, had emerged. New cadres were needed for only the emerging design directions, for laboratory and field testing and charge tests. New design methods, new test methods and structural studies, linking the characteristics of charges and their carriers, new technologies and equipment were also required.

In 1959, two separate design bureaus were formed in KB-11 - in charge and in combat units, 38-year-old Hero of Socialist Labor Yevgeny Negin (1921 – 1998) —the future academician — was appointed chief designer, and 42 was his first deputy -year-old Hero of Socialist Labor Professor David Abramovich Fishman.

Then they were replaced in 90 and zero years by Lenin and State Prize of the USSR, Honored Designer of the Russian Federation, Corresponding Member of RARAN Stanislav Nikolaevich Voronin and Laureate of State Prizes of the USSR and Russia, Honored Designer of the Russian Federation Yevgeny Dmitrievich Yakovlev.

Currently, the design bureau is headed by Honored Designer of the Russian Federation Viktor Yulianovich Verezhansky.

For more than half a century, hundreds of experimental and dozens of serial nuclear and thermonuclear charges have been developed at the Charging Bureau of the Russian Federal Nuclear Center, All-Russian Research Institute of Experimental Physics (RFNC VNIIEF). Many of them are in service to this day. However, it is impossible to tell in detail about the modern work of nuclear charge designers. This is a very delicate matter - information about the nuclear weapons sphere, especially about the development of nuclear weapons themselves.

Even the closest associates of nuclear-weapon warheads, the developers of nuclear warheads working with them in the same walls of the same nuclear center, do not immediately recognize in detail what they place in their combat units.

The warhead developer needs to work for quite a few years, to reach such a position in his profession, when you are invited to the great scientific and technical councils of the entire institute, held under a high neck, in order to be able to see detailed design diagrams, cuts and drawings of a nuclear or thermonuclear charge. Yes, and many of the nuances remain unknown to him - they are known only to those who design the charges and conducts their laboratory and design testing.

Today, in open museums of nuclear weapons (there are only two of them in Russia - in two nuclear weapons centers) one can see real nuclear combat units and at least make an external view of them. However, in no museum of nuclear weapons, you will not see a single “bare” nuclear charge, except for the very first, hopelessly outdated, nuclear weapons in the early years. This refers to the first Soviet charge of the RDS-1, which was tested in the USSR at the Semipalatinsk test site 29 in August 1949, and is now on display in the RFNC VNIIEF museum. At the same time, the declassification of the appearance of even this oldest nuclear charge was a problem even when quite modern nuclear warheads were openly presented in the museum.

ALL SOLVE COMPETENT SHOTS

However, there is a certain professional peculiarity in the work of domestic battery kits in Sarov and in the Urals, about which it is not only possible, but necessary to speak openly, and the jubilee of the leading battery charger gives a good reason for this. We are talking about the problem of the formation of professional competence, which has a special coloring for designers-chargers. The creation of a nuclear warhead is a complex and knowledge-intensive process. At the same time, work in the nuclear weapons complex differs from all other modern scientific engineering spheres with a completely specific personnel specificity - only for developers of nuclear charges a full-fledged preliminary university preparation is impossible due to the high level of secrecy of the subject matter.

Perhaps, this needs to be repeated once again: only in the field of nuclear charging, preliminary specialized university training is impossible due to the high level of closeness of the subject matter.

A graduate is becoming a specialist in the field of nuclear weapons development in the process of direct communication with experienced professionals and acquaintance with closed scientific and technical reports.

The exit in this situation has always been post-graduate training. Not just the traditional implanting of a young specialist into a team, but precisely his training. However, the armory CB is still not a university. He has other tasks, and therefore the transformation of just an engineer into a charger engineer should take place “in battle”, in the process of work, the essence of which the young specialist didn’t know recently!

For example, rocket specialists are trained from the student’s seat. So, any graduate of an aviation institute with a degree in liquid rocket engines knows well what it is like an liquid propellant rocket engine, what are its design features, how to design it, improve it, work it out.

Already by students, the future rocket engineers leaf through top-secret rocket design bureau albums with detailed drawings of the LRE; they know the physical fundamentals of their work, study the real constructions, test the nozzles of the very engines that raised the Vostok Gagarin into space, the newest Soyuz, dispersed the interplanetary automatic stations to Mars.

The construction of those nuclear charges, in the development of which some of them will participate in a year or two, they have no more an idea than life on distant Mars. Nuclear weapons work from them is as professionally and psychologically distant as this Mars.

In all other areas of the scientific and engineering activities of the society, a university graduate is already largely formed as a professional. And only the designer-charge builder, the designer of the battle charge, the experimental engineer, the charge tester were and remain specialists, in some respects, "homegrown."

The personnel engineering core of the current KB-1 is the well-trained 70 – 80-s graduates from the best engineering universities in the country. However, it was only within the walls of his native KB, in daily live communication with elder comrades, that young specialists learned to turn physical and engineering ideas into such a unique military-political means of ensuring national security and global stability, like nuclear weapons.

The circle of nuclear charge builders - scientists, engineers and technologists - is very narrow. It is difficult, almost impossible, even for an excellent “just” engineer “from the outside”, using only reports, documentation sets, etc. Including because the subtle features of a particular charge are known only to its developers themselves. Only this relatively narrow layer of specialists possesses experience in charge design development after receiving a technical assignment from theoretical physicists. The release of a complete, up to the last screw, set of working and assembly drawings, control of manufacturing and assembly of the charge, sending it to the landfill to conduct full-scale tests, experience in improving the developed charges and the final result — transfer of charges into serial production with the implementation of designer supervision — all this is full of thin nuances ...

And all this can be fully transferred only “from hand to hand”, from specialist to specialist.

It’s customary to ask ourselves: “What about them?” And this approach is quite legitimate if we don’t stray into the path of stupid monkeys and non-critical copying. So, back in the middle of the 90s, the US Department of Energy declared that "the continued provision of reliable and safe nuclear deterrent potential is the cornerstone of US national security policy." To this end, pursuant to the directive of the President of the United States and the decision of Congress, the Ministry launched a program to preserve the core of US intellectual and technical competence in the field of nuclear weapons.

At the same time, the state of the US nuclear arsenal was directly and unequivocally associated with the problem of competent personnel. In particular, it was emphasized: “Confidence in the deterrence potential will be based on confidence in the competence of people who will form scientific and technical conclusions regarding the safety and reliability of nuclear weapons ... Confidence is a subjective concept and, therefore, based on the judgments of people ... This relationship between confidence, judgment, and people is the reason why the competence and experience of our nuclear weapons experts are so important to the US nuclear program ... PS competence, concentrated mainly in the nuclear weapons laboratories, is one of the top priorities. "

This is how they look at the problem. And they look, it must be noted, absolutely true! In this case, the essence of scientific and engineering problems and problems and they, and we are similar. Both there and there a nuclear or thermonuclear charge is the most subtle and systemically significant element in the nuclear weapons system. And the charger design bureau turns out to be the link in the general scheme of development, where the efforts of theoretical physicists, researchers, gas dynamics, materials scientists, technologists and many external suppliers are synthesized and combined.

KEEP NUCLEAR "Hilarion"

As should be clear from what has been said above, it is the designer-charger that turns out to be the most vulnerable value in the personnel chain of nuclear weapons work, especially in the absence of field tests. Both in Russia and in the United States, as well as in France, China or the United Kingdom, generations of chargers have grown that do not have any really tested charge in their professional account. This situation, in my opinion, is fraught with dangers from any point of view, and the most sensible way out for everyone, not only the nuclear powers, but the world community as a whole, would be an awareness of the benefits to the global stability of the resumption of limited testing activities in the nuclear powers.

The United States and China have not ratified the Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty, Russia has ratified it, but all nuclear powers adhere to the test moratorium. However, the topic of the CTBT is a separate large topic, and although it is closely connected with personnel problems of chargers, we will limit ourselves here to what has been said.

At the same time, the Russian personnel problem has a number of peculiarities, in my opinion, only to its features. It is no secret that in the past decades the USA allocated much more funds for the provision of nuclear weapons work and its personnel component than Russia. In our country, being a nuclear weapon maker is no longer prestigious. And this is at a time when the recent events around the Crimea and Ukraine clearly showed that Russia has only two reliable allies - “Her army and navy”. To this long-standing formula of Emperor Alexander III, the nuclear age added two more allies — powerful and reliable: the Nuclear Shield and the Nuclear Sword. But systematically, these allies of Russia are, above all, mighty the nuclear “spool” that is the nuclear charge in the nuclear weapons system.

Taking care of this “zolotnik” is a professional everyday task for Sarov’s chargers, which they have been performing for more than half a century only as part of a separate charging KB, and almost 70 years already - as part of the legendary KB-11, now called the Russian Federal Nuclear Center - All-Russian Research Institute of Experimental Physics .

The creators of parity - this is the state essence of their work, and those professional, moral and human problems that have accumulated over the decades should be made the subject of special public and state attention. The chargers of Sarov have, I repeat, a glorious history, and this story should continue no less gloriously, for the world and the future of Russia depend on the reliability and quality of the Russian nuclear Sword and Shield.
Author:
Originator:
http://www.ng.ru/armament/2014-05-23/8_paritet.html
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kot28.ru
    kot28.ru 24 May 2014 08: 48
    0
    Something like this!! soldierAnd not only!!!
  2. Andrey160479
    Andrey160479 24 May 2014 09: 51
    0
    It’s interesting that the 12th glaucus then does what. It seems like under their auspices all this.
    1. Morgan
      Morgan 25 May 2014 16: 41
      0
      Not sure, seems to be serving.
  3. corporal
    corporal 26 May 2014 08: 18
    0
    The author advocates the resumption of testing request , Well I do not know. Better them nafig. The Yankees, in general, simulate the explosion processes on a supercomputer, even if ours are the same.
  4. aspid21
    aspid21 29 May 2014 15: 08
    0
    Can we, if we want?

Творцы паритета

Творцы паритета


Весной 2014 года исполняется 55 лет со дня образования в составе КБ-11 – старейшего и крупнейшего ядерного оружейного центра России, отдельного конструкторского бюро № 1 по разработке зарядов. Ныне зарядное КБ-1 – один из ведущих коллективов Российского федерального ядерного центра, Всероссийского НИИ экспериментальной физики в Сарове («Арзамас-16»). У зарядчиков Сарова – славная история, масштабные современные задачи и свои проблемы, решать которые необходимо сообща…

ОТ ЗАРЯДА «МИМОЗЫ» К ЗАРЯДУ «БУЛЫЖНИКУ»


История развития конструкторской составляющей ядерной оружейной работы логично вытекает из тех новых оборонных задач, которые сформировались к концу 40-х годов, когда Россия стала ядерной. От первых, весьма чувствительных к внешним воздействиям конструкций зарядов к конструкциям, по которым, образно говоря, можно бить кувалдой без опасения нештатного срабатывания – вот тот путь, который прошли конструкторы-зарядчики «Арзамаса-16» за более чем полвека своей работы.

Однако в своей основе их задачи, с годами углубляясь и расширяясь, остались теми же, что и при основании КБ. Это конструкторская разработка ядерных и термоядерных зарядов для отечественных систем ядерных вооружений, включая лабораторно-конструкторскую и полигонную отработку, и авторское сопровождение при серийном производстве и войсковой эксплуатации на всех этапах жизненного цикла.

Постановление Совета министров СССР от 9 апреля 1946 года положило начало Конструкторскому бюро № 11 – научно-исследовательскому и конструкторскому комплексу с опытным заводом для разработки конструкции и обеспечения испытания атомной бомбы. Начальником КБ-11 был назначен генерал Павел Михайлович Зернов, главным конструктором – профессор Юлий Борисович Харитон. Подобных комплексных организаций в стране до этого не было.

29 августа 1949 года прошло успешное испытание советской атомной бомбы РДС-1. Атомная монополия США была ликвидирована, и теперь надо было развивать успех – у физиков имелись оригинальные идеи по совершенствованию оружия, однако они были и у конструкторов. При этом опыт первых работ показал, что необходимы новые формы взаимоотношений между учеными, которые выступали как участники всех этапов работы от научного замысла до конкретного изделия, и конструкторами-зарядчиками. Через конструкторов протягивалась и связь ученых с производством.

В новое дело с самого его начала пришли опытные, талантливые конструкторы, уже зарекомендовавшие себя в иных областях инженерной деятельности. Будущий трижды Герой Социалистического Труда Николай Леонидович Духов был известным конструктором тяжелого танка «ИС», будущий Герой Социалистического Труда Владимир Федорович Гречишников тоже всю войну проработал в «Танкограде». Николай Александрович Терлецкий, награжденный после испытания РДС-1 орденом Ленина и удостоенный звания лауреата Сталинской премии, позднее получил еще два ордена Ленина и еще дважды стал лауреатом Сталинской премии, но первый свой скромный орден Красной Звезды получил в 1944 году за оружейные работы времен войны…

Каждый из «отцов-основателей» вносил свое в формирование общего стиля и организационно-психологических принципов конструкторской разработки зарядов. И если в начальный период ведущую роль в формировании облика заряда играли физики-теоретики, то со временем эти вопросы стали переходить в руки конструкторов. Показательно, что именно такой поворот дел предвидел выдающийся физик-оружейник трижды Герой Социалистического Труда Андрей Дмитриевич Сахаров.

К 1955 году период начальных «бури и натиска» в ядерной оружейной работе завершился, страна и ее главные оружейники смогли вздохнуть чуть свободнее. Еще недавно один из руководителей Первого Главного управления при Совете министров СССР Авраамий Павлович Завенягин говорил: «Надо спешить. Иначе нас закидают бомбами, сомнут». А к 1955 году способность России на ядерный ответ потенциальному агрессору уже ни у кого не вызывала сомнений.

Были уже разработаны первые серийные ядерные заряды, в жаргоне оружейников появилось ласковое имя «Татьяна» – так между собой называли тактическую авиационную бомбу, пошедшую на вооружение в войска. Прошло успешное испытание первого советского термоядерного заряда РДС-6с.

В 1953 году начались работы по заряду РДС-9 для ядерного боевого оснащения систем оружия советского Военно-морского флота. Заряд испытали в составе зарядного отделения торпеды в подводном положении на глубине 12 метров в районе Новой Земли 21 сентября 1955 года. При проведении испытаний подопытные корабли, расположенные на различном расстоянии от подрываемой торпеды, были в той или иной степени повреждены, а эскадронный миноносец «Реут», отстоящий от эпицентра взрыва на 250 м, затонул, получив большое разрушение корпуса в средней части. Так была создана первая в стране торпеда с атомным зарядом.

На основе заряда РДС-9 разрабатывалась и боевая часть зенитной управляемой ракеты ЗУР-215. После успешных испытаний на зенитном полигоне 19 января 1957 года боевая часть была передана на вооружение. Пуск ЗУР и активный взрыв ядерного заряда явились заключительным этапом государственных летных испытаний. В результате два управляемых по радио самолета-мишени Ил-28, находящиеся на расстоянии примерно 600–1000 м от эпицентра, были уничтожены. РДС-9 находился также на вооружении тактических ракет «Марс» и «Луна».

Особое место в истории зарядчиков Сарова заняла разработка заряда для нашей первой межконтинентальной баллистической ракеты – знаменитой королевской Р-7, «семерки». Эта эпопея заслуживает не только отдельной статьи, но и целой книги о том, как «притирались» друг к другу «харитоны» и «королевцы»…

И перечисленное лишь часть того, что было сделано тогда в Сарове. При этом новые заряды становились все более неприхотливыми, все более безопасными и все более совершенными. Можно сказать, что заряд «мимозу» сменил заряд «булыжник».

НОВЫЕ ЗАДАЧИ – ОТДЕЛЬНОЕ КБ

Задачи усложнялись, номенклатура вооружений росла и стало ясно, что произошло становление новой области инженерной деятельности в стране – зарядостроения. Потребовались новые кадры для только возникавших направлений конструирования, для лабораторной и полигонной отработки и испытаний зарядов. Потребовались также новые методы конструирования, новые методики испытаний и исследования конструкций, увязка характеристик зарядов и их носителей, новые технологии и оборудование.

В 1959 году в КБ-11 образовались два отдельных конструкторских бюро – по зарядам и по боевым частям, главным конструктором по зарядам был назначен 38-летний Герой Социалистического Труда Евгений Аркадьевич Негин (1921–1998) – будущий академик, а его первым заместителем – 42-летний Герой Социалистического Труда профессор Давид Абрамович Фишман.

Затем в 90-е и нулевые годы им на смену пришли лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ, член-корреспондент РАРАН Станислав Николаевич Воронин и лауреат Государственных премий СССР и РФ, заслуженный конструктор РФ Евгений Дмитриевич Яковлев.

В настоящее время КБ руководит заслуженный конструктор РФ Виктор Юлианович Вережанский.

За более чем полвека в зарядном КБ Российского федерального ядерного центра, Всероссийского НИИ экспериментальной физики (РФЯЦ ВНИИЭФ), были разработаны сотни экспериментальных и десятки серийных ядерных и термоядерных зарядов. Многие из них стоят на вооружении и по сей день. Однако о современной работе конструкторов ядерных зарядов нельзя рассказать подробно. Очень уж деликатное это дело – информация о ядерной оружейной сфере, особенно о разработках непосредственно ядерных зарядов.

Даже ближайшие соратники зарядчиков по ядерной оружейной работе, разработчики ядерных боевых частей, работающие с ними в одних и тех же стенах одного и того же ядерного центра, далеко не сразу узнают в деталях, что же они размещают в своих боевых частях.

Разработчику боевой части надо проработать немало лет, достичь такого положения в своей профессии, когда тебя приглашают на большие научно-технические советы всего института, проходящие под высоким грифом, чтобы получить возможность увидеть подробные конструкторские схемы, разрезы и чертежи ядерного или термоядерного заряда. Да и то многие нюансы останутся для него неизвестными – их знают только те, кто конструирует заряды и проводит их лабораторно-конструкторскую отработку.

Сегодня в открытых музеях ядерного оружия (их в России всего два – в двух ядерных оружейных центрах) можно увидеть реальные ядерные боевые части и составить хотя бы внешнее представление о них. Однако ни в одном музее ядерного оружия вы не увидите ни одного «голого» ядерного заряда, кроме самого первого, безнадежно устаревшего уже в первые годы ядерной зарядной работы. Имеется в виду тот первый советский заряд РДС-1, который был испытан в СССР на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и ныне экспонируется в музее РФЯЦ ВНИИЭФ. При этом рассекречивание внешнего вида даже этого старейшего ядерного заряда представляло собой проблему даже тогда, когда в музее открыто были представлены достаточно современные ядерные боевые части.

ВСЕ РЕШАЮТ КОМПЕТЕНТНЫЕ КАДРЫ

Есть, однако, у работы отечественных зарядных КБ в Сарове и на Урале некая профессиональная особенность, о которой не только можно, но и нужно говорить открыто, и юбилей ведущего зарядного КБ дает для этого хороший повод. Речь о проблеме формирования профессиональной компетентности, имеющей для конструкторов-зарядчиков особую окраску. Создание ядерного боезаряда – процесс сложный и наукоемкий. При этом от всех остальных современных научно-инженерных сфер работа в ядерном оружейном комплексе отличается совершенно конкретной кадровой спецификой – только для разработчиков ядерных зарядов полноценная предварительная вузовская подготовка невозможна ввиду высокого уровня закрытости тематики.

Пожалуй, это надо повторить еще раз: только в сфере ядерного зарядостроения предварительная специализированная вузовская подготовка невозможна ввиду высокого уровня закрытости тематики.

Специалистом в области разработки ядерных зарядов выпускник вуза становится уже в процессе прямого общения с опытными профессионалами и знакомства с закрытыми научно-техническими отчетами.

Выходом в такой ситуации всегда была послевузовская подготовка. Не просто традиционное вживание молодого специалиста в коллектив, а именно его доучивание. Однако оружейное КБ – это все же не вуз. У него другие задачи, и поэтому превращение просто инженера в инженера-зарядчика должно происходить «в бою», в процессе работы, о сути которой молодой специалист еще недавно не знал ничего!

Скажем, специалистов-ракетчиков готовят со студенческой скамьи. Так, любой выпускник авиационного института по специальности «жидкостные ракетные двигатели» хорошо знает, что это такое – ЖРД, каковы его конструктивные особенности, как его надо конструировать, совершенствовать, отрабатывать.

Уже студентами будущие ракетчики листают совершенно секретные альбомы ракетных КБ с подробными чертежами ЖРД; знают физические основы их работы, изучают реальные конструкции, щупают сопла тех самых двигателей, которые поднимали в космос «Восток» Гагарина, новейшие «Союзы», разгоняли к Марсу межпланетные автоматические станции.

О конструкции же тех ядерных зарядов, в разработке которых некоторым из них предстоит участвовать через год-другой, они имеют представление не большее, чем о жизни на далеком Марсе. До попадания на объект ядерная оружейная работа от них так же профессионально и психологически далека, как этот самый Марс.

Во всех остальных сферах научно-инженерной деятельности общества выпускник вуза уже во многом сформирован как профессионал. И только проектант-зарядостроитель, конструктор боевого заряда, инженер-экспериментатор, испытатель заряда были и остаются специалистами, в некотором отношении, «доморощенными».

Кадровое инженерное ядро нынешнего КБ-1 – это отлично подготовленные выпускники 70–80-х годов из лучших инженерных вузов страны. Однако только в стенах родного КБ в повседневном живом общении со старшими товарищами молодые специалисты научились превращать физическую и инженерную идею в такое уникальное военно-политическое средство обеспечения национальной безопасности и глобальной стабильности, как ядерное оружие.

Круг ядерных зарядостроителей – ученых, инженеров и технологов – весьма узок. Войти в него даже отличному «просто» инженеру «со стороны», пользуясь лишь отчетами, комплектами документации и т.п., сложно, практически невозможно. В том числе и потому, что тонкие особенности конкретного заряда знают только сами его разработчики. Лишь этот относительно узкий слой специалистов обладает опытом конструкторской разработки заряда после получения технического задания от физиков-теоретиков. Выпуск полного, до последнего винта, комплекта рабочих и сборочных чертежей, контроль изготовления и сборки заряда, его отправка на полигон для проведения натурных испытаний, опыт совершенствования разработанных зарядов и конечный результат – передача зарядов в серийное производство с осуществлением авторского надзора – все это полно тонких нюансов…

И все это полноценно может быть передано лишь «из рук в руки», от специалиста к специалисту.

У нас принято задаваться вопросом: «А как там у них?» И такой подход вполне правомерен, если мы не сбиваемся на путь неумных обезьян и некритического копирования. Так вот, еще в середине 90-х годов Министерство энергетики США заявило, что «постоянное обеспечение надежного и безопасного потенциала ядерного сдерживания является краеугольным камнем политики США в области национальной безопасности». С этой целью во исполнение директивы президента США и решения Конгресса министерство приступило к выполнению программы сохранения ядра интеллектуальной и технической компетентности США в области ядерного оружия.

При этом состояние ядерного арсенала США прямо и однозначно связывалось с проблемой компетентных кадров. В частности, подчеркивалось: «Уверенность в потенциале сдерживания будет основываться на уверенности в компетентности людей, которые будут формировать научные и технические заключения, касающиеся безопасности и надежности ядерных боеприпасов... Уверенность является субъективным понятием и, следовательно, основывается на суждениях людей... Эта связь между уверенностью, суждениями и людьми является причиной того, что компетентность и опыт наших специалистов в области ядерного оружия столь важны для ядерной программы США... Поддержание базы компетентности, сосредоточенной в основном в ядерно-оружейных лабораториях, является одним из высших приоритетов».

Вот как смотрят на проблему у них. И смотрят, надо заметить, абсолютно верно! При этом суть научных и инженерных задач и проблем и у них, и у нас сходны. И там и там ядерный или термоядерный заряд является наиболее тонким и системно значащим элементом в системе ядерных вооружений. А зарядное КБ оказывается тем звеном в общей схеме разработки, где синтезируются и сводятся воедино усилия физиков-теоретиков, исследователей, газодинамиков, материаловедов, технологов и многих внешних смежников.

БЕРЕЧЬ ЯДЕРНЫЙ «ЗОЛОТНИК»

Как уже должно быть ясно из сказанного выше, именно конструктор-зарядчик оказывается наиболее уязвимой величиной в кадровой цепи ядерной оружейной работы, особенно в условиях отсутствия натурных испытаний. И в России, и в США, равно как и во Франции, Китае или Великобритании, выросли поколения зарядчиков, не имеющих на своем профессиональном счету ни одного реально испытанного заряда. Подобная ситуация, по моему глубокому убеждению, чревата опасностями с любой точки зрения, и наиболее разумным выходом для всех, не только ядерных держав, но и вообще всего мирового сообщества, было бы осознание благотворности для дела глобальной стабильности возобновления ограниченной испытательной деятельности в ядерных державах.

США и КНР не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, Россия ратифицировала, но все ядерные державы соблюдают по факту мораторий на испытания. Однако тема ДВЗЯИ – отдельная большая тема, и хотя она тесно связана с кадровыми проблемами зарядчиков, здесь ограничимся тем, что сказано.

В то же время у российской кадровой проблемы есть ряд свойственных, на мой взгляд, только ей особенностей. Не секрет, что США выделяли за последние десятилетия на обеспечение ядерной оружейной работы и ее кадровой компоненты намного больше средств, чем Россия. В нашей стране быть ядерным оружейником уже не престижно. И это в то время, когда последние события вокруг Крыма и Украины внятно показали, что у России есть лишь два надежных союзника – «ея армия и флот». К этой давней формуле императора Александра III ядерная эпоха прибавила еще двух союзников – могучих и надежных: Ядерный Щит и Ядерный Меч. Но системно эти союзники России могучи прежде всего тем ядерным «золотником», которым является ядерный заряд в системе ядерных вооружений.

Забота об этом «золотнике» – профессиональная повседневная задача зарядчиков Сарова, которую они выполняют более полувека только в составе отдельного зарядного КБ, и уже чуть ли не 70 лет – в составе легендарного КБ-11, ныне именуемого Российским федеральным ядерным центром – ВНИИ экспериментальной физики.

Творцы паритета – вот государственная суть их работы, и те профессиональные, нравственные и человеческие проблемы, которые накопились за десятилетия, надо бы сделать предметом особого общественного и государственного внимания. Зарядчики Сарова имеют, повторяю, славную историю, и эта история должна продолжаться не менее славно, ибо от надежности и качества российских ядерных Меча и Щита зависят мир и будущее России.
Автор: Сергей Брезкун
Первоисточник: http://www.ng.ru/armament/2014-05-23/8_paritet.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. kot28.ru 24 мая 2014 08:48
    Как-то так!! soldierИ не только!!!
  2. Andrey160479 24 мая 2014 09:51
    Интересно а 12-й главк тогда что делает. Вроде как под их эгидой всё это.
    1. Морган 25 мая 2014 16:41
      Не уверен, кажется, обслуживает.
  3. капрал 26 мая 2014 08:18
    Автор ратует за возобновление испытаний request , ну не знаю. Лучше ну их нафиг. Янкесы-те вообще моделируют процессы взрыва на суперкомпьютере, пусть уж и наши так же.
  4. aspid21 29 мая 2014 15:08
    Можем, если захотим?
    aspid21

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня