В России создадут сверхтяжелую ракету на метановом топливе

16
В России ведутся работы по разработке новых метановых двигателей, которые предназначены для ракет-носителей сверхтяжелого класса. Об этом журналистам рассказал Олег Остапенко, занимающий пост главы Роскосмоса. Данное заявление он сделал, выступая в Таврическом национальном университете им. Вернадского. При этом он отметил, что санкции со стороны США никак не отразятся на выполнении российских космических проектов и программ. Отметив, что Роскосмос готов справиться с данными проблемами, а у страны есть очень большой потенциал для освоения космоса и без зарубежных партнеров. Согласно имеющимся у Роскосмоса планам новая сверхтяжелая ракета, которая должна быть создана в нашей стране, должна будет выводить в космос до 190 тонн полезной нагрузки.

Олег Остапенко напомнил, что в России работы по разработке новых тяжелых и сверхтяжелых ракет уже ведутся. По его словам, на первом этапе реализации данной программы Роскосмос надеется получить ракету, которая сможет вывести в космос от 80 до 85 тонн полезной нагрузки. По словам Остапенко, на первом этапе не ставится задача создать ракету-носитель грузоподъемностью 120 тонн, так как для таких ракет пока просто нет целей. В то же время ракеты грузоподъемностью 85 тонн пока что вполне достаточно для российской лунной программы.

При этом глава Роскосмоса отметил, что в будущем сверхтяжелая ракета будет непрерывно модернизироваться «за счет замены систем управления, двигателей и т.д.». По его словам, на первом этапе двигатели ракеты-носителя будут работать на керосине, кислороде и водороде, но в дальнейшем планируется перейти на метановые двигатели, которые еще предстоит разработать. Использование таких двигателей должно позволить выводить на орбиту до 190 тонн полезной нагрузки. При этом Олег Остапенко проинформировал журналистов о том, что стартовый комплекс для запуска новых российских ракет должен будет появиться на строящемся в настоящее время космодроме «Восточный».

В России создадут сверхтяжелую ракету на метановом топливе

Если верить официальному сайту космодрома и сюжетам на российском телевидении, строительство космодрома на Дальнем Востоке ведется рекордными темпами. А это значит, что будущий основной российский космодром, который строят в Амурской области недалеко от поселка Углегорск, будет готов уже в 2015 году. Общая площадь зарезервированной территории «Восточного» составляет 1035 кв. километров. При этом первый запуск ракеты-носителя с нового космодрома должен произойти в конце 2015 года, а первый запуск в космос пилотируемого корабля – в 2018 году.

Ранее Олег Остапенко в рамках пресс-конференции, которая состоялась в ИТАР-ТАСС, говорил о том, что проект создания новой российской сверхтяжелой ракеты-носителя был включен в федеральную космическую программу, рассчитанную на 2015-2025 годы, при этом сама программа еще до конца не утверждена. Говоря о том, какое именно отечественное предприятие займется разработкой новой ракеты, Остапенко отметил, что будет принято взвешенное решение. В настоящее время есть прекрасное предложение по Центру им. Хруничева, по ЦСКБ «Прогресс» и РКК «Энергия». Чиновник не исключил того, что данный проект будет комплексным, а не проектом лишь одного предприятия. При этом, по словам главы Роскосмоса, для создания новой ракеты не будет разрабатываться какая-то отдельная площадка, будут задействованы уже существующие. В качестве пример Остапенко привел производственные мощности ЦСКБ «Прогресс» (город Самара).

Информация о том, что ЦСКБ «Прогресс» презентовало модель собственной ракеты будущего, появилась в конце мая 2014 года. Ракета представляет собой носитель сверхтяжелого класса, который призван реализовать амбициозную российскую программу по колонизации Луны. Самарские конструкторы предложили достаточно оригинальную идею – спроектировать «метановую ракету», двигатели которой работали бы на сжиженном газе, который дополнял бы жидкий кислород. Данное горючее в настоящее время характеризуется, как достаточно перспективное, оно уже осваивается в других отраслях промышленности. От более традиционного керосина это топливо отличает богатая сырьевая база и низкая стоимость. Принимая в расчет сроки разработки, время эксплуатации ракеты и будущие проблемы с керосином, все это приобретает большое значение.


В ЦСКБ «Прогресс» хорошо знают обо всех минусах керосина. Сегодня ракеты-носители «Союз», выпускаемые самарцами, работают на искусственном топливе, но первоначально они летали именно на керосине, который производят из определенных сортов нефти. При этом месторождения нефти данного типа постепенно истощаются, по этой причине дефицит керосина со временем будет ощущаться лишь все сильнее.

По словам Александра Кирилина, возглавляющего ЦСКБ «Прогресс», при использовании сжиженного газа вместо керосина для выведения на орбиту одной и той же полезной нагрузки требуется на 6-7% меньшее количество топлива. В планах предприятия сегодня значится создание новой двухступенчатой ракеты-носителя, которая пока что носит название «Союз-5». Разработкой ее эскизного проекта предприятие из Самары в настоящее время занимается в инициативном порядке. При этом сообщается, что данная ракета должна будет работать на новом полностью экологичном виде топлива – сжиженном природном газе (СПГ) и жидком кислороде.

Однако и керосин с кислородом, на которых сегодня летают в космос российские «Союзы», нельзя отнести к неэкологичным видам топлива. Но сжиженный газ еще чище и эффективнее. По словам специалистов, содержание токсичных веществ в продуктах сжигания СПГ примерно в 3 раза меньше, чем при применении керосина, который и сам считается достаточно экологичным видом топлива. Если же говорить об эффективности, то, как уже писалось выше, применение в ракетных двигателях СПГ способно дать экономию 6-7% топлива при выводе на орбиту одного и того же груза, чем в случае с использованием традиционного керосина.


При этом разработка двигателей, которые работали бы на сжиженном природном газе, сегодня ведется и за рубежом. К примеру, по заказу NASA проводились работы по разработке жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) малой тяги, а также с тягой 340 кгс. Помимо этого компания Space-Х при поддержке агентства NASA ведет работы по созданию ЖРД, работающего на СПГ тягой порядка 300 тонн, данные двигатели планируется использовать в программах по исследованию Марса и Луны. Помимо этого по заказу Итальянского космического агентства компания AVIO совместно с ОАО «КБХА» ведет работы над метановым ЖРД для ракеты-носителя «Вега».

В настоящее время ведущие западные разработчики чаще всего применяют для ракет-носителей среднего класса углеводородное горючее (керосин), для ракет-носителей тяжелого класса (чаще всего) жидкий водород, а также твердотопливные ускорители, которые устанавливаются на первой ступени ракет. Наряду с этим в современной космонавтике на первый план начинает все отчетливее выходить стоимость космического запуска. Именно по этой причине многие конкуренты начинают делать ставку именно на дешевые ракетные двигатели, технологии подготовки, компоненты топлива. По мнению специалистов «Прогресса», создание ракет-носителей сверхтяжелого класса на базе метановых двигателей – это один из возможных путей развития. Такие ракеты не будут уступать по своей эффективности водородному носителю, но при этом будут гораздо более дешевыми в производстве и эксплуатации, что сегодня особенно важно.

Источники информации:
http://itar-tass.com/nauka/1246949
http://vpk-news.ru/news/20669
http://www.mk.ru/science/2014/06/03/v-rossii-mogut-sozdat-sverkhtyazheluyu-raketu-na-baze-metanovogo-dvigatelya.html
http://norilskonline.ru/v-mire/kosmos/810-v-rossii-nachalas-razrabotka-metanovoy-rakety.html
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 июня 2014 09:15
    Это конечно всё прекрасно, но хотя бы одну программу до ума довести надо. Запуск Ангары уже лет 10 переносят. Планов громадьё, а вот результата со времён Бурана - нет.
  2. yurik
    +1
    17 июня 2014 10:23
    В России создадут сверхтяжелую ракету на метановом топливе

    главное что бы у них не получилась Булава № 2
    1. Никита_Летчик
      +3
      17 июня 2014 10:37
      190 тонн ядерного оружия am .Это не Булаба и даже не Сатана- это Армагедон версии 2.0 со штампом "Сделано в Российской Федерации".
      1. 0
        22 июня 2014 00:17
        "Булава" здесь выступает не как оружие, а как пример БЕЗДАРНОЙ И БЕСПЕРСПЕКТИВНОЙ разработки ... по всем параметрам хуже прежних ... да еще и не летающая ... да еще и 25 лет РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ ... Вот в каком контексте (не к ночи упомянута) "Булава".
        1. Комментарий был удален.
        2. воронбит
          0
          28 июня 2014 09:24
          ну.что с тобой говорить....ты просто-глубокий некопенгаген
    2. воронбит
      0
      28 июня 2014 09:14
      простой поклёп7 или знаешь. чем Булава плоха
  3. -8
    17 июня 2014 11:15
    "Российские разработчики ракетной техники" это уже почти мем, как "английские учёные". Вся их работа сводится к тем же нелепым и бесполезным результатам, за те же серьёзные деньги.
    1. -1
      22 июня 2014 00:20
      Так както и результатов то не видно ВОВСЕ! Где оне эти результаты? Союз как сделал Королев так он до сих пор и летает, а больше и ничего не летает (не будем же мы считать полетами "пРолеты" "Протонов")
    2. воронбит
      0
      28 июня 2014 09:32
      я тоже иногда люблю высказаться о дамских шляпках....думаю.что шляпницы на меня не обижаются
  4. +3
    17 июня 2014 12:17
    Цитата: Никита_Летчик
    190 тонн ядерного оружия am .Это не Булаба и даже не Сатана- это Армагедон версии 2.0 со штампом "Сделано в Российской Федерации".

    а вот цитата из статьи
    Помимо этого компания Space-Х при поддержке агентства NASA ведет работы по созданию ЖРД, работающего на СПГ тягой порядка 300 тонн, данные двигатели планируется использовать в программах по исследованию Марса и Луны.
    Так что они поднимут те же 150 - 200 тонн.Поэтому от шапкометательства, надо переходить к делу начинать исполнять программу определяться с ведущим разработчиком, проектно-макетые стадии, создавать изделия, проводить испытания, разворачивать мощности, запускать в серию. Ведь иначе это просто будет пустой треп , опять "коммунизм к 2000 году", дешевая пропаганда - если нет новостей хороших сейчас обещай их средне-перспективном будущем или не дай Бог вместо "даешь" в очередной раз будет "пилешь". От слов к делу, пора бы уже.
    1. 0
      27 апреля 2016 11:37
      Специально для Pyjama Первого: тяга 300 тонн и полезная нагрузка, - два разных понятия. Например у древнего "Протона" тяга 900 тонн. Это значит, если следовать вашей логике, что как бы США не напрягались, мы еще в 70-е их три раза сделали...
  5. МВВ
    +2
    17 июня 2014 13:02
    экономию 6-7% топлива при выводе на орбиту одного и того же груза
    Только забывают сказать что стенки для хранения керосина и сжиженого газа в РАЗЫ толще также необходима тепоизоляция а соответственно и тяжелее.
    1. Никита_Летчик
      0
      17 июня 2014 16:43
      Ну зачем же утолщать стенки? Если можно натыкать на гибкий материал ребер жесткости да по больше.Легкие и прочные конструкции получаются.
    2. воронбит
      0
      28 июня 2014 09:41
      да вообще это какой-то пи ар....можно и из коровова какаши топливо делать...был бы окислитель.........да и здоровые ракеты строить сегодня дело то не особливо хитрое...нябось Ясень понавороченей будет
  6. +1
    17 июня 2014 13:30
    А главное - перенос центра производства полностью в Россию. Нужны целиком СВОИ разработки!
  7. +1
    17 июня 2014 17:15
    В СССР не делали громких заявлений, а просто работали. И ракеты в космос летали. и самолеты были отличными. И военная техника была великолепная. А сейчас одно заявление за другим. Мы создадим. мы приступим к разработкам и тд и тп. Мне кажется что подобные разработки это госсударственная тайна. А если об этом трепятся на столь высоком уровне. то треп он и есть треп.
  8. Hajdeger
    +1
    17 июня 2014 18:33
    Одни намерения, одни пожелания! Хоть бы взглянуть на проблемы с Протоном, с Булавы, с Ангары. Системный кризис - с етим нужно начинать боротся!
  9. xprokt
    +2
    18 июня 2014 11:02
    Подобные разработки в нашей стране не являются гос тайной, об их просто мало пишут. Неразбериха с русским космосом была в связи с делёжкой власти. А разработки двигателей на СПГ идут уже давно. КБХА совместно с итальянской фирмой AVIO уже запускают в производство двигатели II ступени на СПГ http://sdelanounas.ru/blogs/49863/.
    Первый пробный шар запустят на орбиту луны с туристами 2017-1018.
    Включайте мозги. Если говорят, что после 2020 года на МКС лететь не планируем, а на луну полетим в 2035 году, то куда уйдут 15 лет пилотируемой космонавтики, летать то мы всё равно будем, и даже больше , чем сейчас. А "Ангара 7" в начальных проектах подразумевала вывод нагрузки до 70 тонн. "Ангара" уже полетит 25 июня.
    В русском космосе сейчас идет глобальная перестройка сознания его использования. Идёт развитие инфраструктуры для дальнего космоса. Ядерный двигатель уже сделали, теперь докручивают его в Роскосмосе.
    По поводу тяги в 200 тонн на 1 движке НК-33 запускают малые КА http://www.samspace.ru/products/launch_vehicles/rn_soyuz_2_1v/.
    Для полетов на Луну по уму должны быть использованы движки с тягой до 1000 тонн на основе РД-170/171. А штатовские телодвижения на создание НК-33 или РД-180, для наших разработчиков уже прошлый век. У нас разработки идут строго по ТРИЗ.
  10. 0
    3 октября 2014 02:09
    Пока в Роскосмосе менеджеры, а не инженеры, ракеты летать не будут! Так что, пора от слов переходить к делу, выработать четкую программу, а не обращаться к народу, Вы нам скажите, что и как, а мы, что нибудь слепим, авось и полетит, и не полетит, тоже не беда, ведь деньги уже распилили! Вот так и топчемся вокруг идеи Королева, ни шага в сторону!