«Редут» – надёжная защита

«Редут» – надёжная защита


«Время «Ч» – 13.00», – возвестила корабельная трансляция, что означало: до ракетной стрельбы, подготовка к которой вступила в завершающий этап, остался ровно час. Стрельба была плановой, однако речь шла о новом, не успевшем ещё продемонстрировать все свои возможности оружии: зенитном ракетном комплексе (ЗРК) морского базирования «Редут». Нужно ли говорить, сколь пристальное внимание уделялось этому огневому упражнению.

Наследники гвардейской славы


Если в ходовой рубке, на главном командном пункте и в боевом информационном посту ощущалась вполне объяснимая нервозность, то несколькими палубами ниже, в корабельном посту энергетики и живучести корабля (ПЭЖ), внешне царило спокойствие. Подчинённые командира электромеханической боевой части (БЧ-5) гвардии капитан-лейтенанта Александра Синицына, главная обязанность которых – обеспечение корабля бесперебойными ходом и электропитанием, привычно контролировали показания приборов. Здесь же находился и сам командир подразделения.

Как рассказал Александр Николаевич, офицерскую службу по окончании в 2006 году Военно-морского инженерного института он начинал командиром БЧ-5 на малом противолодочном корабле в Кронштадте. Сюда, на гвардейский корвет «Сообразительный», пришёл в конце 2011 года и будто попал в другой мир.

– Это сейчас всё ясно и понятно, а поначалу многое было в новинку. Все системы управления автоматизированы, людей непривычно мало. Тем более не мог не порадовать высокий уровень подготовки каждого.

В числе лучших своих специалистов командир боевой части называет командира машинной группы гвардии старшего лейтенанта Фарида Касымова, командира трюмной группы гвардии старшего лейтенанта Ярослава Щёкина, старшин команд мотористов – гвардии старшего мичмана Геннадия Бондаря и гвардии мичмана Андрея Скабелина, электрика гвардии матроса контрактной службы Евгения Булаева. Особенно тепло командир БЧ отзывается о Бондаре: профессионал каких поискать. На флоте Геннадий Александрович служит уже 26 лет, причём всё это время – в плавсоставе.

Небезынтересен и такой факт: отец Ярослава Щёкина в прошлом служил на Черноморском флоте командиром БЧ-5 на гвардейском большом противолодочном корабле (БПК) «Сообразительный», том самом корабле, преемником гвардейского звания и флага которого стал нынешний одноимённый корвет. Родоначальником же гвардейской династии кораблей был легендарный эскадренный миноносец Черноморского флота «Сообразительный», прошедший Великую Отечественную начиная с первого её дня.

За годы войны эсминец «Сообразительный» совершил 218 выходов в море, отконвоировал 59 транспортов с находившимися на их борту 70.000 человек и 150.000 тонн грузов, перевёз около 13.000 солдат и эвакуированных. Провёл 56 обстрелов боевых порядков противника, уничтожил 10 батарей, более 30 танков и автомашин, 8 батальонов пехоты. Произведя свыше 100 стрельб по самолётам, совместно с другими кораблями сбил 5 вражеских бомбардировщиков. 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз – в одиночестве. Враг в общей сложности сбросил на эсминец 70 авиабомб, выпустил по нему 23 торпеды. Потери экипажа за годы войны составили 5 человек. В 1943 году эсминцу было присвоено гвардейское звание.

В списки экипажа корвета «Сообразительный», так же как и раньше в списки экипажа БПК (корабль был исключён из состава ВМФ в 1992 году), навечно зачислен Герой Советского Союза старший матрос Валентин Васильевич Ходырев – участник морского десанта, павший смертью храбрых в 1944 году.

Готовность – полная

– Личному составу – в укрытия… Осмотреть район стрельбы.

«Редут» – надёжная защита


Мерам безопасности при проведении стрельб, особенно ракетных, на Балтике уделяется серьёзное внимание: едва ли не всё море – зона интенсивного судоходства, рядом пролегают международные воздушные трассы. Трудность ещё и в том, что районы выполнения огневых упражнений, надёжное закрытие которых обеспечивают корабли и авиация Балтийского флота, ограничены в размерах, что предъявляет повышенные требования к точности навигационного обеспечения и, конечно же, самих ракетных пусков.

Корвету «Сообразительный» предстоит стрельба по низколетящей скоростной воздушной цели – ракете-мишени. Ею станет крылатая ракета, выпущенная с ракетного катера Р-257 (нелишне отметить: экипаж Р-257 не так давно успешно отстрелялся по морской мишени в составе корабельной тактической группы). Стрельба – сложная, требующая от всех её участников не только хороших знаний, практических навыков, но и чёткого взаимодействия расчётов, которое достигается интенсивными тренировками. Особая ответственность, понятное дело, лежит на «именинниках» сегодняшнего события – личном составе ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2).

«Редут» – надёжная защита


Командир БЧ-2 гвардии капитан-лейтенант Иван Дьячков в своих подчинённых уверен: расчёт ЗРК, по его мнению, хорошо натренирован и полностью готов к выполнению стрельбы, в чём немалая заслуга старшины зенитной ракетной команды гвардии мичмана Эдуарда Мартенса и техника команды гвардии мичмана Георгия Веремеенко. Оба, проявив настойчивость, самостоятельно изучили комплекс, активно готовились к стрельбе сами и помогали другим. Что же касается командира подразделения, то он в своём деле далеко не новичок: по окончании в 2008 году Балтийского военно-морского института служил командиром артиллерийской батареи на корвете «Стерегущий» – головном корабле проекта 20380. Через четыре года принял командование БЧ-2 на «Сообразительном», являющимся вторым корветом проекта 20380 и первым серийным кораблём этого проекта.

Проект один и тот же, а разница ощутимая. На «Стерегущем» в отличие от «Сообразительного» установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик». Являясь в сравнении с ним более высокотехнологичным и автоматизированным, ЗРК «Редут» многократно превосходит предшественника по основным тактико-техническим характеристикам. Неоспоримые его достоинства – многоканальность, то есть возможность стрелять различными типами ракет, а также способность работать в разных режимах.

Комплекс встроен в единую боевую информационно-управляющую систему корабля и может принимать целеуказания от различных информационных средств, при этом цифровые технологии позволяют обрабатывать максимум информации. Ориентированный на уничтожение скоростных низколетящих целей, прежде всего крылатых ракет, комплекс при необходимости может использоваться для поражения целей широкого спектра, включая надводные корабли, и одновременно может обстреливать до шестнадцати различных целей.

Служить на корабле, где имеется такое мощное, не имеющее аналогов в мире вооружение, престижно и интересно, считает Иван Дьячков. И он в своём мнении не одинок.

Всё по-другому

«Редут» – надёжная защита


Командир штурманской боевой части (БЧ-1) гвардии капитан-лейтенант Иван Рябов – выпускник Тихоокеанского военно-морского института 2008 года, офицерскую службу начинал на ракетном катере.Придя на «Сообразительный» в сентябре 2012-го, технику был вынужден изучать почти с нуля. О том же самом применительно к себе говорит и инженер БЧ-1 гвардии лейтенант Вячеслав Шалобанов, окончивший Морской корпус Петра Великого всего лишь в прошлом году.

Оба офицера высоко оценивают надёжный и простой в обращении навигационный комплекс, завязанный на навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS, новейшие радионавигационные системы и системы электронной картографии. Благодаря всей этой технике местоположение находящегося в море корабля может быть определено с точностью менее двух метров, а навигационная прокладка детально отображается на электронном экране в режиме онлайн. Скажу как причастный к штурманской профессии человек: в былые времена такое нельзя было себе даже представить…

«Редут» – надёжная защита


– На этом корабле действительно всё по-другому, – соглашается старший помощник командира корабля гвардии капитан 3 ранга Роман Довгайлов.

Офицеру есть с чем сравнивать. До прихода на «Сообразительный» Роман Петрович служил командиром зенитной ракетной батареи на сторожевом корабле (СКР) «Пылкий», командиром БЧ-2 и старпомом на СКР «Неукротимый».

– Поскольку уровень автоматизации очень высок, – продолжает рассказ старпом, – большинство должностей на корабле, включая офицерские, операторского профиля, многие специалисты прошли обучение на специальных тренажёрных комплексах в Санкт-Петербурге. Требования к уровню образования жёсткие: не ниже среднего специального. К нам часто обращаются уволенные в запас и не служившие у нас ранее военнослужащие, желающие заключить контракт. Как правило, вынуждены отказывать, хотя толковые парни нужны, контрактников у нас лишь 25 процентов от общего числа матросов и старшин. Отслужив на корабле срочную службу, они тут же, за редким исключением, уходят на «гражданку». Лишь потом некоторые из них возвращаются и заключают контракт. Причём количество таких потихоньку растёт, так что тенденция в целом положительная.

Бытовые условия на корабле хорошие. Кубрики личного состава (самый большой рассчитан на 16 человек) разделены на носовой и кормовой блоки, к которым подведены все бытовые коммуникации. Пресной воды, благодаря испарителям, в достатке. Во всех кранах, в душевой и пищеблоке круглосуточно горячая вода. Вместо рефрижераторов – промышленные и бытовые холодильники, позволяющие хранить продукты более рационально.
Корабль экологичен: льяльные воды собираются и затем сдаются, а не сливаются за борт, слив из гальюнов осуществляется через очистительные устройства. Мощная система кондиционирования заменяет иллюминаторы: их на корабле, корпус которого выполнен с учётом требований малой радиолокационной заметности (по так называемой технологии «Стелс»), просто нет. Мнения по поводу того, хорошо это или плохо, разные.

Универсальные возможности

Корветы проекта 20380 – первые в истории отечественного флота многоцелевые корабли ближней морской зоны. Не будет преувеличением сказать, что корабли этого проекта отвечают ведущим тенденциям современного мирового кораблестроения, оптимально сочетая в себе высокую степень вооружённости, технической оснащённости, хорошие динамические качества при небольшом для кораблей такого класса водоизмещении.

Круг задач, которые способны решать корветы, весьма широк: борьба с надводными кораблями и подводными лодками, авиацией и другими средствами воздушного нападения противника, ракетно-артиллерийская поддержка высадки морских десантов, проводка конвоев, патрулирование зоны ответственности с целью блокады, охрана морской государственной границы и экономической зоны, борьба с морским пиратством.

«Редут» – надёжная защита


Важная особенность кораблей этого проекта – модульный принцип архитектуры, позволяющий при строительстве новых корветов и модернизации уже существующих устанавливать на них более совершенные оружие и технические средства. Что, собственно, и делается: в каждый последующий корабль серии вносятся доработки, а каждый выход в море для выполнения задач боевой подготовки имеет и определённое испытательное значение, способствуя выявлению недостатков и точек дальнейшего качественного роста.

– На сегодня корветы проекта 20380, обладающие универсальными возможностями, являются одной из основных ударных группировок Балтийского флота, – считает командир Балтийской военно-морской базы капитан 1 ранга Игорь Осипов, он же руководитель нынешней ракетной стрельбы. – За непродолжительное время своего существования корабли с успехом участвовали в мероприятиях оперативной боевой подготовки, в совместных стратегических учениях «Запад-2009» и «Запад-2013», в международных морских учениях, представляли нашу Родину в иностранных портах, демонстрировали Андреевский флаг в балтийской морской зоне. В общей сложности экипажи выполнили свыше 10 ракетных, более 20 торпедных и около 200 артиллерийских стрельб. Ныне в составе Балтийского флота три корвета – «Стерегущий», «Сообразительный» и «Бойкий». На подходе ещё один – «Стойкий».

…Развязка между тем приближается. Как стало известно, ракетный катер Р-257 уже произвёл пуск крылатой ракеты.
– Воздушную цель уничтожить!

Начинается обратный отсчёт времени:

– Десять… девять… восемь…

В иллюминатор ходовой рубки хорошо видно, как зенитная ракета, оставляя за собой тёмный дымный след, стремительно подскакивает вверх (так называемый холодный старт: на первых секундах полёта используется не твёрдое топливо, а заряд сжатого воздуха, выбрасывающий ракету на высоту тридцать метров) и, развернувшись, устремляется к цели.
Спустя короткое время становится известно: цель уничтожена.
Автор: Владислав ПАВЛЮТКИН
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/16857-redut-nadjozhnaya-zashchita


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. Platoon 28 июня 2014 08:15
    Семь футов вам под килем, мужики!
    Platoon
  2. vic.danilow2014 28 июня 2014 08:15
    Такие корабли с широким спектром действия очень нужны флоту.Надеюсь "Стойкий" не последний корабль этого проекта.И побольше проводить учения,довести действия экипажа до автоматизма.Семь футов под килем!!!!
    1. No Name 29 июня 2014 23:57
      Дальше идет пр.20385 - до 20 одиниц ЕМНИП.
      No Name
  3. sv68 28 июня 2014 08:43
    вот и осваевайте технику-успехов вам-точных стрельб и пусков ракет.тренирутесь сейчас чтобы не воевать никогда
  4. Wiruz 28 июня 2014 09:24
    Такие корабли нужно было ещё вчера строить.
    Никто не в курсе, планируется ли постройка вот такого корвета (см. ниже)? А то конкурс был, победитель был, информации о постройке нет.
    1. зокняй82 28 июня 2014 11:54
      wiruz О по моему сей корабль плод воображения дизайнера айтишника не имеющего отношения к кораблестроению. Данный конкурс был объявлен правительством на красивый кораблик "от юдашкина".
    2. Dart2027 28 июня 2014 13:37
      Такие проекты хороши только для голливудских блокбастеров.
  5. Wiruz 28 июня 2014 09:27
    Кстати, как-то говорили, мол Редут на корветах 20380 может только ракеты 9М100 использовать. Решили эту проблему?
    1. ilya_oz 28 июня 2014 11:22
      Вряд ли это можно решить. Там нет места для РЛС "Полином", а "Фуркэ" недостаточно мощная, чтобы подсвечивать цели для ракет большой дальности.
      1. SSeT 28 июня 2014 17:19
        Совершенно верно! Проблема нерешаемая в принципе, поэтому только 9М100
      2. No Name 29 июня 2014 23:55
        Цитата: ilya_oz
        Там нет места для РЛС "Полином"

        В смысле "Полимент"?
        No Name
  6. лёшка 28 июня 2014 10:38
    хорошему кораблю хорошее плаванье good
    лёшка
  7. Антон Гаврилов 28 июня 2014 14:28
    Есть 1 беда-их нужно бооооооооооооооооольше и намного!Динамика положительная срок постройки первого корвета на СФ 7 лет,последнего уже ужали до 5.А головной проекта 20385 вообще примерно за 3 года сделают,уже сейчас готов корпус и смонтирована весомая часть оборудования,на днях на завод надстройку поставили,это очень радует,но мало....
  8. The Art of War 28 июня 2014 14:33
    Пуск ракеты с Корвета Сообразительный! soldier
    The Art of War
  9. sub307 28 июня 2014 19:28
    Позвольте внести немного "дёгтя" в "бочку слатенького мёда":
    -"Установка двух ЗАК АК-630М снижает и модернизационный потенциал корвета. Работы по дальнейшему совершенствованию АК-630М являются бесперспективными (в частности, из-за размещения РЛС управления на значительном удалении от оси стрельбы), и поэтому практически не ведутся (основные усилия сосредоточены на модернизации ЗРАК 3М87 "Каштан"). "Каштан" имеет значительную массу (масса боевого модуля с боекомплектом - 12 т), что не позволяет размещать его вместо комплексов АК-630М (масса установки с боекомплектом - 3,8 т).
    Таким образом, конструкторы изначально заложили не только низкие возможности по отражению атак ПКР в кормовой верхней полусфере корабля, но и по модернизации.Ситуация еще более усугубится с принятием на вооружение стран НАТО сверхзвуковых ПКР. ". (http://shipbuilding.ru/rus/articles/20380/);
    - " Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности".
    Хотелось бы помимо "мажорных" статей увидеть и статьи, отражающие "работу над ошибками".
    А так, безусловно моряки задачи будут решать поставленные задачи на всём, что есть в наличии. Вот им то как раз и "семь футов под килем" весьма кстати будут.
  10. Rarahin 28 июня 2014 21:27
    Когда будут в строю вот такие уникальные красавцы? Корабль скегового типа: катамаран+воздушная подушка. До 50 узлов в 4х бальный шторм.
    1. sivuch 29 июня 2014 17:28
      Думаю,что уже никогда.А ведь когда-то Ельский обещал утыкать ими все Черное море.И с 4-го или 5-го(уже не помню)корпуса планировались большие изменения и по вооружению и по движителю
  11. Saireg 28 июня 2014 22:18
    Цитата: Rarahin
    Когда будут в строю вот такие уникальные красавцы? Корабль скегового типа: катамаран+воздушная подушка. До 50 узлов в 4х бальный шторм.

    Тупик как и FSF-1Морской боец. Сейчас перспективны тримараны
  12. ded10041948 29 июня 2014 07:09
    Цитата из статьи:
    " Неоспоримые его достоинства – многоканальность, то есть возможность стрелять различными типами ракет, а также способность работать в разных режимах."
    Многоканальность не имеет отношения к типам ракет. Это способность системы ОДНОВРЕМЕННО (по разным каналам) управлять определенным количеством ракет и обрабатывать не одну цель.
    Повнимательнее надо быть.
    ded10041948
  13. Takashi 29 июня 2014 08:29
    Странно, я всегда считал что с ростом автоматизации - наоборот убирается этая пресловутая "сложность".
  14. Saireg 29 июня 2014 19:39
    Цитата: Takashi
    Странно, я всегда считал что с ростом автоматизации - наоборот убирается этая пресловутая "сложность".

    Да нет просто снижается роль человеческого фактор ошибок, но растет техногенный в связи с шаблонизацией операций...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня