И чтец, и жнец

И чтец, и жнец


Британская компания BAE Systems рассказала о некоторых технологиях, которые могут быть использованы в военной авиации 2040-х годов. Речь идет о возможности трехмерной печати беспилотных летательных аппаратов прямо на борту самолета, самовосстановлении аэродинамических поверхностей и лазерах большой мощности. Разработка этих технических решений уже ведется, однако на какой стадии находятся проекты, пока неизвестно. Если подобные технологии действительно будут созданы, они позволят значительно продвинуть несколько уже действующих проектов перспективной боевой авиационной техники, часть из которых реализуется в интересах Пентагона.

«Корабль-матка»


Одну из предполагаемых перспективных технологий британские инженеры окрестили The Transformer. Она не имеет отношения к вымышленным американцами инопланетным разумным машинам. Суть перспективной технологии заключается в возможности соединения нескольких независимых летательных аппаратов в единое целое. Каждый из таких аппаратов (пилотируемых или беспилотных, BAE Systems не уточнила) будет предназначен для выполнения конкретной задачи: разведка, наблюдение, рекогносцировка, нанесение ударов или доставка провизии. Пока эти беспилотники объединены, они способны преодолевать значительные расстояния, экономя топливо.

По оценке BAE Systems, объединение летательных аппаратов в один позволит значительно снизить лобовое сопротивление (по сравнению с несколькими разрозненными самолетами), а значит, и уменьшить расход горючего на преодоление этого сопротивления. Согласно общей идее, по достижении заданной точки летательные аппараты смогут разъединяться для выполнения поставленных перед каждым из них задач. Затем беспилотники или самолеты смогут объединиться вновь. BAE Systems представила короткий ознакомительный ролик The Transformer, в котором показала чисто гуманитарную миссию — доставку провизии. Однако такая технология определенное перекликается с одним из проектов Пентагона.



Речь идет о семействе авиационных ударных систем, разработку которого в 2011 году планировали начать ВВС США. В сентябре 2010 года генерал Нортон Шварц, командовавший тогда американскими ВВС, рассказал, что в состав нового семейства войдет и дальний бомбардировщик, который сам по себе не будет универсальной машиной, способной производить радиоэлектронную борьбу, точную бомбардировку и прорыв противовоздушной обороны противника. Годом ранее Министерство обороны США объявило, что военным необходимо отказаться от традиционного понимания дальней авиации.

В конце 2010 года американские военные объясняли, что некоторые компоненты нового «семейства» не будут заходить в зону противника, другие, наоборот, будут действовать на территории врага; некоторые из них можно будет использовать повторно, в то время как другие станут «расходными». Перспективный комплекс авиационных систем, предполагалось, будет действовать как одно целое и наносить удары в абсолютно любой точке мира в относительно короткие сроки. При этом, вероятно, большая часть летательных аппаратов (если не все) в «семействе» должны были бы стать беспилотными. Впрочем, из-за финансовых ограничений в 2011 году Пентагон приостановил проект в пользу создания обычного дальнего бомбардировщика.

Печать на лету

Если говорить о проекте семейства ударных авиационных систем, то для Пентагона может представлять интерес и еще одна технология, о которой рассказала BAE Systems. Это технология печати беспилотников прямо на борту других летательных аппаратов. В данном случае предполагается использовать производительные 3D-принтеры и автоматизированную сборку. В будущем человек-оператор, находящийся в центре управления где-то на земле, будет выбирать тип беспилотника в зависимости от конкретной задачи. После передачи команды «летающему производству» на борту самолета в воздухе будет послойно и быстро напечатан беспилотник, предназначенный для выполнения строго определенной задачи.

Инженеры BAE Systems уверены, что печатать в воздухе можно будет как беспилотники самолетного типа для разведки и наблюдения, так и беспилотники-мультикоптеры, способные эвакуировать раненых солдат или терпящих бедствие. После выполнения поставленной задачи напечатанные беспилотники смогут либо самоуничтожаться, либо приземляться в безопасном месте — как решит оператор. Предположительно, эта технология позволит создать универсальный летательный аппарат с функцией производства, который можно будет использовать в миссиях с неопределенным кругом задач. Какие именно технологии трехмерной печати могут быть использованы, BAE Systems не уточнила.



Существующие уже сегодня технологии 3D-печати считаются достаточно надежными, чтобы использоваться в военных целях. В частности, в январе 2014 года совершил первый полет истребитель Tornado GR.4 ВВС Великобритании, на который были установлены несколько «распечатанных» металлических деталей. Испытания, которые также проводились BAE Systems, были признаны успешными. В перспективе часть запчастей для британских истребителей планируется производить именно методом послойной печати. По оценке министерства обороны Великобритании, применение на истребителях типа Tornado «распечатанных» деталей позволит сэкономить до 1,2 миллиона фунтов стерлингов за четыре года.

В конце 2013 года американская компания Solid Concepts «напечатала» из металла действующую модель армейского пистолета M1911 калибра .45 ACP. Испытания оружия прошли успешно. Детали для истребителя Tornado и «напечатанного» пистолета объединяет технология — метод прямого металлического лазерного спекания, при котором «печать» осуществляется лазером послойно путем расплавления металлического порошка. Изготовленные таким методом детали не требуют дополнительной механической обработки. В мае 2013 года при помощи 3D-принтера был напечатан и пластиковый однозарядный пистолет The Liberator, испытания которого также прошли успешно.

Направленная энергия

Еще об одной авиационной технологии будущего, представленной BAE Systems, в разных странах военные говорили уже давно. Имеются в виду боевые лазеры, которые можно было бы использовать на различных летательных аппаратах. По оценке британской компании, использование мощных лазеров на самолетах или беспилотниках позволит быстро, точно и относительно дешево поражать различные классы воздушных целей, включая ракеты. Эта технология, предположительно, появится благодаря успешным разработкам наземных лазерных средств поражения, которые уже сегодня применяются американскими военными для уничтожения самодельных взрывных устройств.



В конце ноября 2013 года командование ВВС США обнародовало запрос на информацию о возможности создания лазерного оружия для перспективных истребителей. Самолеты с таким вооружением военные планируют получить после 2030 года. Было также объявлено, что первые испытания нового боевого лазера желательно провести в 2022 году. ВВС США интересуют три вида лазеров: маломощные установки для подсветки цели и наведения оружия, средней мощности — для самозащиты самолетов от ракет противника и высокомощные установки для поражения других летательных аппаратов и наземных целей.

Перспективные лазеры предполагается использовать на высотах от уровня моря до 19,8 тысячи метров на скоростях полета от 0,6 до 2,5 числа Маха (около 690-2900 километров в час). Согласно требованиям военных, вооруженные лазерами самолеты должны свободно действовать в закрытых для полетов зонах или зонах, где запрещены или ограничены маневры (A2/AD, anti-access / area denied operational environment). Формирование списка требований к перспективным самолетам ведется с 2011 года.

Самолечение

Наконец, британские инженеры объявили и о возможности использования в самолетах будущего технологии «самозаживления». Такие летательные аппараты смогут «залечивать» повреждения во время полета. Суть технологии заключается в том, что фюзеляжи и крылья самолетов будут изготовлены из композиционных материалов, в основе которых предполагается использовать углеродные нанотрубки. В этих нанотрубках будет находиться легкая клеящая жидкость. При получении повреждения нанотрубки разрушатся и жидкость, быстро застывая, начнет вытекать из них.



В BAE Systems уверены, что применение технологии «самозаживления» позволит в несколько раз повысить живучесть военной авиации, благодаря чему она сможет действовать даже в самых опасных районах. Впрочем, очевидно, что «самозаживление» будет полезно лишь при повреждении немеханизированных аэродинамических поверхностей самолета. Как она поможет при частичном или полном повреждении, скажем, элерона или предкрылка, BAE Systems не уточнила. Вероятно, в этом случае поможет другая технология, разработкой которой занимается японская компания Mitsubishi Heavy Industries в рамках проекта истребителя — демонстратора технологий ATD-X Shinshin.

Речь идет о самовосстановлении управления полетом (SRFCC). Суть этой технологии заключается в том, что бортовой компьютер летательного аппарата сможет автоматически определять повреждения различных аэродинамических элементов конструкции и корректировать работу оставшихся целыми элементов таким образом, чтобы полностью восстановить управляемость. Предположительно, SRFCC появится на ATD-X в 2016-2017 году, однако завершение ее разработки могут отложить на несколько лет. С большей долей вероятности она будет реализована на перспективном истребителе Mitsubishi F-3, который планируется впервые поднять в воздух в 2024-2025 году.
Автор: Василий Сычев
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2014/07/08/aerial/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. Alez 12 июля 2014 08:07
    Сегодня фантастика, завтра обыденность.
    1. mark1 12 июля 2014 22:17
      Цитата: Alez
      Сегодня фантастика, завтра обыденность

      Скорее всего послезавтра. На сегодняшний день по определению друга всех авиаторов Иосифа Виссарионыча - это "Мюр и Мерелиз" - дело интересное, нужное но на сегодня просто откачка бабла и ресурсов, если война скоро не предвидится а "купюры ляжку жгут" то можно и вложиться...
    2. rrrd 13 июля 2014 06:03
      до такой фантастики только мои правнуки доживут! посмотрел видио-клипы лет 100
      rrrd
  2. GRAY 12 июля 2014 08:20
    "По оценке BAE Systems, объединение летательных аппаратов в один позволит значительно снизить лобовое сопротивление"
    Почему птицы летят клином? П. А. Мантейфель
    Ходим мы по земле, и почти не замечаем воздуха. Лёгкий и прозрачный, он как будто совсем не мешает нашему движению. Но стоит побежать, и ты сразу почувствуешь воздух. Попробуй, высунь руку ладонью вперёд из окна быстро идущего поезда. Тебе сразу покажется, будто ладошка твоя упирается во что-то. Это воздух давит на ладонь. При большой скорости он оказывает движущемуся телу очень сильное сопротивление.
    Существует особая наука – аэродинамика, – изучающая, что происходит с воздухом вокруг быстро движущегося тела. Начало ей положил замечательный русский учёный, академик Жуковский. Без этой науки не могут шагу ступить ни лётчики, ни конструкторы самолётов, ни конструкторы автомобилей.
    Птицы, конечно, не знают аэродинамики, но они летят так, как легче, чтобы зря не терять силы.
    Самая первая птица в стае рассекает воздух, и за ней углом, будто две невидимые воздушные тропинки, остаются завихрения и разреженный воздух. Две следующие птицы пристраиваются за первой так, чтобы лететь по этим "тропинкам ". Тогда лететь легче, воздух оказывает меньше сопротивления, а завихрения как бы подталкивают птиц вперёд. В завихрениях, оставляемых парой, летящей за вожаком, следуют еще две птицы, за ними ещё две. Так образуется клин.
    Но как же летит головной, вожак стаи? Головной первым рассекает плотный воздух, и ему достаётся самая трудная работа. Может быть, это самая сильная птица, богатырь? Ничего подобного. Ни в одной стае не найдётся такой птицы, которая бы весь путь смогла пролететь впереди. Головной сменяется. Когда устанет, он замедляет свой полёт, пропускает остальных и становится в хвосте стаи, на одной из сторон клина. А его место занимает одна из двух птиц, летевших следом за ним. Этого головного через некоторое время сменяет следующий по порядку.
    Сходную с этим картину ты можешь наблюдать на пруду, где плавает утиная семья. Попробуй, последи как-нибудь при случае за уткой с утятами. Плывёт она, покрякивая, рассекает воду широкой грудью, разгребает сильными перепончатыми лапами, а жёлтенькие пушистые утята тянутся за нею клином.
    Когда утка плывёт быстро, стороны клина расходятся острым углом, а уменьшит она свою скорость, угол увеличивается. Вместе со скоростью утки меняется форма клина, по которому плывут утята.
    1. Siberia 9444 12 июля 2014 12:25
      Считается что дозаправка в воздухе архи сложная задача а тут ! А просто нельзя скажем трем истребителям лететь клином. Головной тратит больше топлива и через какое время меняются местами и дальше по кругу. request
    2. Комментарий был удален.
  3. sv68 12 июля 2014 09:57
    гарбатому показали сои-компьтерную пугалку а нам показывают новый вариант развода на деньги или новой гонки вооружений.в ближайшие десятилетия это не будет реализовано-все технологии для подобных аппаратов нужно создовать заново с нуля так как имеющееся не дают приемлимых результатов.короче-это развадилово на мани мани мани.америка уже не одно десятилетие визжит о боевых лазерах-я раньше дома сделаю антигравитационный двигатель чем янки настоящий боевой лазер сбивающий скоростные и манёвренные цели а не очередную игрушку-пукалку способную прожечь резиновую лодку практически в упор
  4. cryloff.il 12 июля 2014 10:53
    Если это всё когда нибудь и полетит,то думаю будет это не скоро. А вообще всё это очередной понт от амеров. Как бы ответ на наших подводных летающих беспилотников.
  5. Carbon40 12 июля 2014 12:18
    Фуфляндия. Туман,дождь,снег- и вся лазерная хрень отдыхает...
    Одна бандура,за пару ярдов,никогда не заменит 100 самолетов попроще.
    Carbon40
  6. nod739 12 июля 2014 12:19
    Цитата: sv68
    я раньше дома сделаю антигравитационный двигатель чем янки настоящий боевой лазер сбивающий скоростные и манёвренные цели а не очередную игрушку-пукалку способную прожечь резиновую лодку практически в упор

    поделись идеей, я тоже хочу антиграв))
  7. Комментарий был удален.
  8. GHOST29RUS 12 июля 2014 12:46
    Мечтать не вредно smile
  9. boozer 12 июля 2014 13:31
    3D принторы в 1990 году были чем-то не достижимым, фантастичным. Сегодня можно купить, хотя пока и дороговато. Идея очень интересная. Надеюсь будет реализована! Так и дойдем до технологии "печати" целого живого организма имея только ДНК, как в фильме Люка Бессона "Пятый элемент"!
    1. К-50 12 июля 2014 21:09
      Душу не напечатать, а без души человек -это животное.
      1. Kir 12 июля 2014 21:18
        Больше того без "души" это уже даже не животное, а какой-то механизм, да ещё и не факт что Природа такого выродка стерпит.
        Kir
      2. макс702 13 июля 2014 22:25
        Кто знает ..кто знает..
  10. Kir 12 июля 2014 16:42
    Прочитав вторую часть опуса из "недалёкого будущего" мировой авиации, поймал себя на мысли, нет даже мыслях:
    1 Где-то завалялись на складах чудо 3D принтеры, которые ну почти от чистого сердца, и почти за так отдать......
    2 К моменту появления скажем так "репликантов" (предполагая что это даже сложнее чем двигатель) скорее всего претерпят весьма существенные изменения и принципы на основе которых будут созданы "двигатели"

    P.S благодетелей от "науки" просьба не беспокоить, на ближайшие...... лет 100 как минимум!!!
    Статье Жирный минус,так как всё есть это уже в достаточной мере в роликах на Ю.Тубе.
    Kir
  11. Lone gunman 12 июля 2014 17:03
    интересно , а у нас хотя бы идеи на беспилотники будущего есть?!
    1. Kir 12 июля 2014 17:21
      Только Не надо путать Идеи с тем что написано , так как здешнее из разряда футурологии на грани с маниловщиной, да и к тому-же реальные проекты на широкое обозрение выставлять явно не станут.
      Kir
  12. К-50 12 июля 2014 20:54
    С 3D печатью полный бред :).
    Ни один пистолет, напечатанный на 3D принтере, не выдержал больше одного выстрела. Из-за аморфной структуры получаемого материала, для обеспечения той же прочности необходимо сильно увеличивать размеры (толщину)ствола, что отрицательно сказывается на конечных размерах изделия и его весе.
    По самозалечивающимся поверхностям летательных аппаратов.
    Если бы урон , наносимый самолётам , вертолётам ,БПЛА и ещё чему-нибудь летающему ограничивался только поверхностным слоем ещё куда ни шло, но ведь при атаке чего летающего основной урон получают внутренности ( системы управления, двигатели, датчики , исполнительные механизмы и многое другое) и что на всё на это самолечащее устанавливать и сколько это будет весить, стоить и как всё это контролировать в процессе эксплуатации?
    У Пиндо.стана и так всё оружие безмерно дорогое, так ещё хотят "улучшить"? Флаг им в Ж.пу и барабан на шею.
    Про трансформеры вообще бред, мультик сплошной. Такое впечатление , что они там детишек садят на проектирование после просмотра очередной мути голливуда.
    Опять всё упрется в стоимость изготовления, производства и эксплуатации.Здесь мне кажется даже печатный станок уже не поможет. Всё таки реальная жизнь очень далека от кино.ИМХО
    1. Kir 12 июля 2014 21:13
      А им простите и не привыкать, у них начиная от холодного и кончая технически сложными системами часто можно найти сходство со всяким фантастическим скажем так бредом, тут главнее другое чтобы всяко прогрессисты и паникёры Нас не ввергли в создание нечто подобного.
      Kir
    2. Styx 12 июля 2014 22:07
      Цитата: К-50
      С 3D печатью полный бред :).

      Крупнейшая деталь ракетного двигателя, созданная с помощью 3D-печати, успешно испытана в НАСА.
      http://zoom.cnews.ru/rnd/news/line/pechatnye_detali_dlya_raket_rabotayut_luchshe
      _obychnyh

      3D-принтер ARCAM
      Styx
      1. Kir 12 июля 2014 22:12
        Однородная Деталь, а тут планер и не он один, да кстати а как у них с заменой наших ракетных, а? Да и ещё то что так активно навязывается уже это одно должно вызывать подозрение!!!
        Kir
  13. saag 13 июля 2014 09:43
    Побольше фантазии, господа, иначе опять в догонялки играть придется
    1. Васёк 16 июля 2014 00:25
      Цитата: saag
      Побольше фантазии, господа, иначе опять в догонялки играть придется

      И побольше внимания долгосрочному планированию и развитию фундаментальной науки.
      Не соглашусь с иронизирующими коллегами - всё начинается с фантастики (или бредовой идеи).
      А время и опыт отфильтруют тупиковые направления, ведь отрицательный результат - тоже результат!
  14. 1536 13 июля 2014 10:23
    Сегодня говорится о востребованности образования, о реальности создаваемых разработок, чтобы, значит, они, эти разработки, применение находили. Это общемирования тенденция.
    Эти мерзавцы, что, воевать собрались, раз НИОКРы военные такие ведут? (Только о технологиях двойного применения не надо, пожалуйста, говорить.) Мы бомбу сделали, страну восстановили после нападения немцев, армию перевооружаем, и этим голову сломим. До 2040 года они, вишь, все расчитывают свои самолетики клепать.
    Самолеты и у нас не хуже. Только мы не кричим об этом на каждом углу и голову никому не дурим. Англичанишки никогда в самолетостроении ведущих позиций не занимали. К стати, хотел найти упоминание об английских космонавтах в сети. Не нашел. Видать так обманывать привыкли, что как только найдут, где можно в космосе обмануть, сразу полетят. А пока никак.
  15. воронбит 13 июля 2014 13:08
    около научное фэнтези ...пока 3д принтеры научат печатать ЛА с необходимой скоростью и ттх методы ведения войны и характеристики вооружения изменятся до неузнаваемости
    воронбит
  16. Altona 13 июля 2014 15:11
    Статью заминусовал, потому что она вызывает много экономических вопросов...Имеющаяся космическая разведка дает такие данные, что дополнительно определяться в необходимости того или иного беспилотника нет нужды, тем более засылать "дизайнера" в зону боевых действий, который будет "определяться" какой беспилотник печатать- квадратный или треугольный...В последнее время США создали много "чудо-аппаратов", таких как Б-117, Б-2 и прочих, включая "шедевры" Ф-22 "Раптор" и Ф-35 "Лайтнинг 2"...Все эти "воздушные змеи" в настоящих боевых условиях толком и не опробованы, да и на бомбежки летают "старые добрые" "Торнады", Ф-15 и Ф-16...Мне кажется, что для начала из американских КБ надо выгнать несколько "дизайнерских" бюро и будет создаваться что то более работоспособное...
  17. ViRUS-007 13 июля 2014 15:20
    Не то что на 3D принтере можно "напечатать" деталь из пластика это понятно, но что касается деталей подверженных нагрузкам, перепадам темп. или давления то это чуть сложней. Но я почти уверен на 90%, что это будущее, конечно не все детали или же агрегаты (в том или ином виде) можно будет распечатать в силу состава материала иле же чего то ещё, но со временем это технология будет развита. С её помощью можно печатать "полые" или же детали с "матрицей по отношению к нагрузке", за этим будущее, так как эконимя материала и веса детали, а также оптимизация процессов "печати" и универсальные станки...
    1. viktor_ui 14 июля 2014 06:03
      Уважаемый ViRUS-007... это уже не ближайшее будущее,а есть свершившийся факт. Для примера, элементы закрылок для Boeing 787 Dreamliner уже несколько лет как печатают на сём принтере и имеют существенную экономию как в весе, так и в конечной цене отпечатанного элемента. Поройтесь на досуге, какую комплектацию уже печатают для боевых истребителей Европейцев... что уже печатает для авиации наш старший брат Китай.
      Будут печатать всё, начиная от жратвы и заканчивая космическими платформами... а мож кому и утерянные конечности печатать в скором времени начнут drinks
  18. gregor6549 13 июля 2014 16:55
    Можно , конечно, в очередной раз похихикать над "тупыми бритами" или "еще более тупыми америкосами", но тут нужно учитывать, что такие фирмы как BAE Systems, Lockheed Martin, Boeing и им подобные просто так СВОИ денежки на ветер не выкидывают. Ключевое слово здесь "свои", т.к. такие фирмы обычно делают то, что финансируется из бюджета. Если же они рискнули вложить свои деньги в разработку новых технологий, то риск связанный с такими инвестициями просчитан и не один раз и компании надеются что разработанные в инициативном порядке технологии или хотя бы часть их будут востребованы Заказчиком. Конечно людям свойственно ошибаться и не всегда задумки удается реализовать. Но другого пути нет. Если хочешь быть востребованным в будущем, нужно рисковать сегодня. В той же Америке значительная часть рисков связанных с разработкой новых технологий компенсируется госпрограммами поддержки таких разработок, в том числе черех известное агентство ДАРПА.
    Возьмем например идею с разделающимися и воссоединяющимися еропланами. Идея сама по сенбе неплохая. Например позволяющая долететь до удаленной цели в одной связке, затем от связки отделяются ударно разведувательные элементы, делают свое черное дело, пока танкер ждет ихвдали от зоны действия ПВО, затем все опять стыкуются и летят домой. Вариантов тут масса, Да и с точки зрения реализации ничего свехмудренного здесь нет. То жэе и другими идеями. Пока технологии еще сырые, но лет через 10 вполне могут стать на крыло.
    Я к чему? А к тому что технологии нужно отделять от наших симпатий и антипатий и зрить в корень. И помнить что и Сталин не чурался заимствовать передовые технологии у своих, более чем вероятных противников
  19. трассер 14 июля 2014 08:32
    Как то странно, самолёт на видео рану в крыле залечил, носом даже повернулся. А языка не видно было лижущего рану. Видимо там внутри встроенные собаки эту рану зализывают.Странно однако....Может это намёк на (английских свирепых "той терьеров"). Если насыпать этих свирепых животных в крыло, то они залижут рану самолёта... Да и о Лазерах- Шмазерах . Уже 30 лет как болтают, а толку? Не всё так однозначно в этом мире..В случае чего. Контакты на уазике почистил и поехал дальше, дизель без электроники и не всхлипнет, а калаш не вздрогнет. Думайте сами.
  20. waggish 19 июля 2014 17:06
    Хорошо, что у нас с ними совместное сп!!!!!!!!!!! УСПЕШНОЕ!!!!!!!!!!!!!1
    waggish

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня