17 июля. День рождения морской авиации ВМФ России

53
Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.



Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация — воздушным флотом, небо — пятым океаном, а тяжелые самолеты — кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912—1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

17 июля. День рождения морской авиации ВМФ России


Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах,, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.



Этот день — 4 июля 1916 г. — день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для истории России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа — Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. — авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9


На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия — звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и оружия, а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия — традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.



Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми — в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте — командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них — Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков — дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это — Л. Г. Белоусов, на Черном море — И. С. Любимов, на Северном флоте — 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения — глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации — корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.



Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря — Северный и Тихоокеанский — поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.



Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы — летчики, инженеры и техники — проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков — элита палубных летчиков.
Морская авиация - На службе флота

Флотские учения 70-х гг. Сотни кораблей, тысячи летательных аппаратов морской авиации. Место действия - моря и океаны. Амфибии, проводящие разведку, противолодочные самолёты и вертолёты, несущие на борту оборудование для поиска и уничтожения субмарин. Ракетоносцы, работающие с берега, способны уничтожить авианосец потенциального противника. А на вооружение вот-вот будут приняты палубные самолёты. Советская морская авиация в 70-х гг. представляла грозную силу.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    17 июля 2012
    С Праздником!
    1. +38
      17 июля 2012
      Вечная память первому нашему летчику совершившему посадку на авианосец

      Апакидзе Тимур Автандилович

      В 1991 году после распада СССР 100-й авиаполк, которым он командовал, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. "Присягают только один раз", - объяснил он, и вместе с летчиками полка и боевым знаменем самочинно улетел в Североморск. Там он был назначен командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а в 1994 году - командиром смешанной корабельной авиационной дивизии Северного флота. В следующем году за отличное освоение Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для авианосца "Адмирал Кузнецов" Апакидзе был удостоен звания Героя России.

      17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом Тимур Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, повёл себя неустойчиво. После доклада об этом на пункт управления полётами лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться, и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Самолет упал на нежилые хозяйственные постройки на окраине деревни Черепягино и загорелся. Как позже установила государственная комиссия, Апакидзе погиб "вследствие психофизической перегрузки". Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа, и в результате во время одного из манёвров испытал восьмикратную перегрузку,
      1. +12
        17 июля 2012
        Вечная память!
      2. +13
        17 июля 2012
        Патриот , Герой, Человек с большой буквы , настоящий Мужчина и воин!
        Пример для подражания ! В его честь просто необходимо назвать любой новопостроенный Авианосец!
        Вечная память ему и его родителям кто воспитал такого Человека!
        1. +16
          17 июля 2012
          Был знаком лично.Прилетал к нам на фабрику на приемку "спарок" .Да и в последствии встречались.Подписываюсь под каждым словом...
          1. +3
            17 июля 2012
            Цитата: Устин
            Был знаком лично.



            Завидую
      3. +7
        17 июля 2012
        Вечная память,земля пухом.
  2. +17
    17 июля 2012
    Храбрые мужики. Жаль что нашей элиты стало меньше. Но все равно с праздником!!!!!!!! drinks
  3. +15
    17 июля 2012
    С праздником!!! Удачи вам во всем мужики!!!
  4. +19
    17 июля 2012
    Поздравляю всех морских летунов с праздником!
  5. Yarbay
    +13
    17 июля 2012
    С праздником!!
  6. SenZey
    +12
    17 июля 2012
    С праздником морские авиаторы! Новых авианесущих кораблей и новых самолетов вертолетов! Чистого неба и сем футов под килем!!!

  7. +12
    17 июля 2012
    Спраздником, воины-авиаторы. Чистого неба, мягкой посадки и всех человеческих благ!!!
  8. +11
    17 июля 2012
    Здоровья и благополучия любящим небо и море, любви и верности ждущим их на берегу. С праздником! Удачи!
  9. Мои наилучшие пожелания ! Море удачи и дачу у моря, счастья личного, наличного и безналичного! Чтобы взлетов было много, но и посадок - столько же ! А еще хотел Вам пожелать чистого неба...но Вы ведь и сами от кого хочешь небо очистите !:)))
  10. патриот2
    +8
    17 июля 2012
    С праздником Вас - морские лётчики.
    Здоровья Вам, и чтобы количество взлётов совпадало с количеством посадок.
    Автору спасибо за верное видение истории морской авиации. +
  11. lotus04
    +8
    17 июля 2012
    С праздником! Наша "ДЛИННАЯ РУКА" ВМФ!
  12. borisst64
    +8
    17 июля 2012
    Испытываю искреннее уважение к летчикам. Морская авиация сложнее при отсутствии ориентиров в полете, а они и в 21 веке иногда нужны. С праздником, мягкой посадки!!
  13. +8
    17 июля 2012
    Поздравляю морских летчиков с праздником.
    Всех благ им.
    Вот они - действительно элита.
  14. +8
    17 июля 2012
    в детстве читал книжку про Бориса Сафонова. Когда он вылетал, немцы передавали по рациям что то типа "Внимание, внимание, Сафонов в воздухе" и шхерились кто как мог
  15. ТехнарьМАФ
    +7
    17 июля 2012
    Всех,имеющих отношение к АВИАЦИИ ФЛОТА,поздравляю с ПРАЗДНИКОМ!! Отдельное поздравление Авиаторам КТОФ. Удачи Вам,чистого
    неба,полётов в удовольствие,равенства взлётов и посадок,новых машин и верных подруг! Тем кто не вернулся из крайнего полета-ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! С праздником! drinks drinks good
  16. Капитан Врунгель
    +7
    17 июля 2012
    Всех, кто служил, служит и готовится служить в Морской Авиации. с ПРАЗДНИКОМ. Чистого неба.
  17. Vito
    +6
    17 июля 2012
    С огромной радостью присоединяюсь ко всем поздравлениям! С праздником ВАС летчики морской авиации! Пусть количество взлетов ВСЕГДА равняется количеству приземлений. ОТ себя лично хочу добавить. ПУСТЬ ВАШИ РЯДЫ НЕУКЛОННО РАСТУТ!
    Не очень умело, НО ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА!
  18. drossel81
    +6
    17 июля 2012
    С Праздником Дорогие Вы Наши!!!! drinks
  19. +10
    17 июля 2012
    Поздравляю элиту ВВС с праздником!

    Правда жалко, что праздник есть, а кого чествовать почти нет.

    ДАЕШЬ АВИАНОСЦЫ!!!!!!
    1. М.Пётр
      +6
      17 июля 2012
      Морская авиация, это не только одни авианосцы вообще то.

      А так присоеденяюсь. Всех морских лётчиков с их праздником!
  20. +7
    17 июля 2012
    С праздником! Счастья, Здоровья, Успехов!
  21. vbhljvectve
    +6
    17 июля 2012
    Поздравляю
  22. Nubia2
    -2
    17 июля 2012
    На заглавном фото изначально был F-14 Tomcat
    1. +9
      17 июля 2012
      Так на фото видно что его с легкостью сбил наш СУ. Что не ясно?

      Всех с праздником ! УРА! drinks
    2. ТехнарьМАФ
      +6
      17 июля 2012
      Эт что,натура такая или бронеподросток умничает? Обязательно нас..,извините,помню предупреждение,ложку дегтя в бочку меда! Показывайте свою осведомленность в подходящее время.
  23. USNik
    +6
    17 июля 2012
    Присоединяюсь к поздравлениям!
    (ПС картинка плагиат фотошопный, там в оригинале Фе-14 бороздит над океаном)
  24. +6
    17 июля 2012
    Моли искренние поздравления!
    Но как ни вспомнить былого величия Великой страны...
    "К моменту распада СССР в 1991 г. мощная морская авиация советского ВМФ насчитывала в своем составе 1702 самолета, включая 372 дальних бомбардировщика, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами, 966 тактических боевых самолетов и 455 вертолетов. Эти летательные аппараты составляли боевую мощь 52 авиационных полков и десяти отдельных эскадрилий и групп. Новая российская морская авиация унаследовала львиную долю советского наследия, но практически сразу приступила к серии масштабных сокращений, выводя из боевого состава самолеты устаревших типов.
    К началу 1995 г. в составе морской авиации находилось 63 дальних бомбардировщика Ту-22М2 (из них 52 боеготовых), 82 бомбардировщика Ту-22М3 (52 боеготовых), 67 патрульных самолета Ту-142 (19 боеготовых), 45 патрульных самолетов Ил-38 (20 боеготовых), 95 вертолетов Ка-27 (75 боеготовых) и 128 вертолетов Ми-14 и Ка-25 (68 боеготовых).
    К 1997 г. уровень боеготовности упал до 35%, но к 2000 г. ситуация стала улучшаться, и он вырос до 45-50%. Эти показатели остаются более или менее стабильными и по настоящее время..."
    Пришли фельдмебели и иже с ними... "
    "В соответствии с приказом Генерального штаба Вооруженных сил, вышедшим в марте 2011 г., авиация флота в сжатые сроки должна была передать в состав ВВС всю ракетоносную авиацию в составе трех эскадрилий дальних бомбардировщиков Ту-22М3, основную часть ударных и истребительных частей, а также большую часть транспортной авиации. В результате таких разительных перемен морская авиация России в настоящее время концентрируется на задачах противолодочной обороны (ПЛО), патрулирования, поисково-спасательных операциях, при этом сохраняя в своей структуре единственный полк истребителей корабельного базирования и ограниченные возможности по выполнению ударных задач с сухопутных аэродромов
    К середине 2011 г. в составе российской морской авиации насчитывалось более 300 летательных аппаратов, из которых боеготовыми было примерно 130, таким образом уровень боеготовности составил 43%. По большей части средний возраст самолетов ВМФ ускоренными темпами приближается к 30-летнему рубежу, примерно половина самолетного парка выпущена более 25 лет назад..."
    1. +3
      17 июля 2012
      Стало быть, в Монгохто теперь только 142-е остались? Или 22М остались, но переподчинились? Поражаюсь полной безграмотности высших руководителей, такое впечатление, что им здесь не жить.
  25. +16
    17 июля 2012
    Волна — волной, война — войной,
    Над Балтикой — воздушный бой,
    Остался в памяти народа
    Тот бой шестнадцатого года:

    Морские летчики вступили
    С врагами в бой и победили.
    Над морем воспарил орел,
    И крылья русский флот обрел.

    Устроим летчикам овацию!
    За морскую авиацию!
    1. +3
      17 июля 2012
      Аскет,

      Станислав, приветствую и рад твоему возвращению в " строй"! Пост - отличный!
  26. Fox 070
    +7
    17 июля 2012
    От всей души поздравляю наших морских асов и желаю им удачи в нелегкой работе!!!
  27. +5
    17 июля 2012
    s prazdnikom : )
    http://www.youtube.com/watch?v=aP0N8VC4Y7A
    http://www.youtube.com/watch?v=PZcEMEOrSKc
    Timur apakidze :)
    1. +6
      17 июля 2012
      Я надеюсь памятник стоит в Грузии?


      Памятник Т. А. Апакидзе (Новофёдоровка)
      Бюст и памятная композиция в честь выдающегося морского корабельного летчика СССР и РФ, одного из пионеров освоения ТАКР "Кузнецов" и первого командира полка 100 киап, строевые летчики которого освоили полеты с ТАКР "Кузнецов" на самолетах Су-27К (Су-33) и Су-25УТГ, Героя России, генерал-майора авиации Тимура Автандиловича Апакидзе. Он трагически погиб 17 июля 2001 г. во время выполнения демонстрационного полета над аэродромом Остров Псковской области на воздушном празднике, посвященном Дню рождения морской авиации Российской империи.
      1. +5
        17 июля 2012
        конечно же нет :)
        он для Россий трудился, а не для Грузий.
        для Грузинскаго народа это человек не Герои и не Предател :) проста восхишение и симпатия конечно.
        1. +5
          17 июля 2012
          Вообщето он воевал и сражался за весь Советский народ и ни важно, в какой из Советских республик проживает человек. Он воевал за всех нас!!
          1. +6
            17 июля 2012
            да,но после распада я говорию.
            мы же своих Героияв не помнем :(
            вот мои отец кардиолог(известни в регион аджарий) у него был пациент ветеран афганскои воинй, он инвалид , у него воений пенсий нету,нету и почти пенсий.он потирал ноги спасая друзеи .афганская воина осталось для Грузий чужим. наших же Героев(каторие сражалис в абхазий и в самачабло(Южнои Осетий) правителства и сами люди забивают, их споминают по политическим факторах.Надеюс иванишвили и его партия ( и Люди) все это изменит :)
            Конечна же есть Многие каторий чтиат помит Героев и Гордимся :)
            Вопшеста я Горжус что он был знаменитним и Героем :)
        2. +4
          17 июля 2012
          GEOKING95,

          Приветствую llo. Приятно видеть такие комментарии с вашей стороны. Было бы удобнее для всех, если бы они у вас всегда были писаны кириллицей.
          1. +6
            17 июля 2012
            спасиба,я всегла говорию Правду и что думаю
            :) drinks
  28. +7
    17 июля 2012
    Семь футов под килем и чистого неба! smile С праздником Вас! love Успехов в службе и крепкого здоровья! drinks
  29. Сокерин
    +3
    17 июля 2012
    Здесь достоверная информация:

    Что мы знаем о "морской авиации" ?

    http://forum.evvaul.com/index.php?topic=45.135


    17 июля - ПРАЗДНИК Морской Авиации, но никак не День Рождения,
    как из публикации в публикацию пишут журналисты.

    "событие, принятое за дату рождения Морской Авиации, якобы, произошедшее 4 июля по ст.стилю, или 17 июля по н.стилю, 1916 года произошло совсем в другой день, а именно 21 июня 1916 года, и всё равно было уже далеко не первым на БФ, тем более по всей МА того периода. "
  30. Одесситка
    +6
    17 июля 2012
    Всех поздравляю с праздником!
    1. ТехнарьМАФ
      +6
      17 июля 2012
      Спасибо Естер! Вот такая машина -мечта морского летчика!
      1. +2
        18 июля 2012
        Дружище!
        Перед ВОВ, Морская авиация СССР чуть не стала и подводной.
        Технологии подвели. А может и нет!?

        "Летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищённых минными полями и бонами. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой ЛПЛ не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном квадрате (районе действия) лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на линии пути корабля. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабилизированном положении, не расходуя энергию лишними ходами.
        В случае допустимого отклонения неприятеля от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке.
        Возможное повторение захода на цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного торпедоносца перед традиционными субмаринами. Особенно эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер шириной до девяти миль. ЛПЛ могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров и при удобном случае атаковать."

        Летно-тактические характеристики ЛПЛ Б.П.Ушакова, СССР 1935-1938

        Экипаж, чел. 3
        Взлетная масса, кг 15 000
        Скорость полета, уз. (км/ч) 100 (~200)
        Дальность полета, км 800
        Потолок, м 2 500
        Кол-во и тип авиамоторов 3xAM-34
        Мощность на взлетном режиме, л.с. 3x1200
        Макс. доп. волнение при взлете/посадке и погружении, баллы 4-5
        Подводная ск-ть, уз 2-3
        Глубина погружения, м 45
        Запас хода под водой, миль 5-6
        Подводная автономность, ч 48
        Мощность гребного мотора, л.с. 10
        Продолжительность погружения, мин 1,5
        Продолжительность всплытия, мин 1,8
        Вооружение:
        - 18-дюйм. торпеда, шт. 2
        - спаренный пулемет, шт. 2


        По испытанию в бассейне данные есть, по лётным качествам - отсутствуют. Каких -то резолюций тоже нет. В производство не поступила.
        Возможно, что создание подводных авианосцев чем занимались и Франция и США и Германия, Япония и СССР казалась более перспективным.
  31. +4
    17 июля 2012
    Поздравлять некого! Все морские летчики на Кузнецове в количестве (не буду называть, это ПОЗОР). Вот и вся наша морская авиация. Спасибо хоть тем ребятам, которые на починенные своими руками Су-33 и Миг-27К взлетают иногда с Кузнечика.
    1. +3
      17 июля 2012
      Цитата: Андрей77
      Поздравлять некого!

      Андрей, ну зачем-же так! Морская авиация не всегда палубники. Да и вертолётчики на БПК и проч. тоже авиация.
      С праздником всех ребят.
  32. +4
    17 июля 2012
    Чистого неба! и спокойного моря!
    С Праздником Мужики!
    И большое спасибо за Вашу работу!
    За Ваш нелёгкий труд!
    drinks
  33. +2
    17 июля 2012
    С Праздником всех летчиков морской авиации!!!
  34. +5
    17 июля 2012
    Всех,кто связан с МОРСКОЙ АВИАЦИЕЙ поздравляю с ПРАЗДНИКОМ.Всего самого хорошего,крепкого здоровья и чистого неба!


    Я не моряк, но флаг Андреевский – мой флаг.

    Его я поднял в поднебесье, ближе к богу,

    Чтоб честь России видел всякий: друг иль враг –

    Одним в надежду, а другим пускай в тревогу.

    Мне говорят с усмешкой иногда:

    «Морской, а не ходил не разу в море».

    А я морской лишь для того, чтоб никогда

    В дом моряка не постучалось горе.

    Я не моряк, но видел море не в кино

    И не на пляже любовался я волной,

    Шторма на море не испытывал я, но

    Не зря зовусь я Авиацией Морской.

    Пусть корабли, блуждая средь чужих морей,

    Спокойны будут, с неба ангелы помогут:

    Спасут, прикроют и отгонят всех чертей,

    А надо будет, и глаза откроют богу.

    Вот положеньице: меж небом и водой.

    Своих во мне бог моря не признал,

    А бог небес сказал мне: «Бог с тобой».

    Я, как байстрюк – не знаю: кто меня зачал.

    Я не моряк, погоны ж я ношу морские,

    Но чтоб не спутали меня с морской братвой –

    Полоски неба на погонах голубые,

    Омытые солёною водой.

    Но кто б я ни был: авиатор иль моряк,

    Или всё вместе: авиатор, но морской,

    Я для того встал под Андреевский наш флаг,

    Чтоб развивался он над гордою страной.

    Чтобы те окна, что мой предок прорубал

    Смотрели в даль морскую, а не в стены,

    И чтобы сын мне с гордостью сказал:

    «Спасибо, батя», - в руки взяв морскую пену.

    «Морская Авиация

    Страшней, чем радиация»

    Пусть говорят, но не в обиде я.

    Морские авиаторы

    Воздушные кильватеры

    Прокладывают в небе день ото дня
  35. walter_rus
    0
    17 июля 2012
    Поздравляю всех, кто причастен и кому просто небезразлично, с днем авиации ВМФ!
    Вот техника, которую в свое время делали для нашей морской авиации. (По возможности залью видео).
    А вот современные будни морской авиации.
  36. walter_rus
    0
    17 июля 2012
    Поздравляю всех, кто причастен и кому просто небезразлично, с Днем авиации ВМФ! Вот такая техника поступала на вооружение флота (по возможности залью фильм).

    А вот это современные будни морской авиации.
  37. walter_rus
    +4
    17 июля 2012
    Поздравляю с Днем авиации ВМФ всех, кто причастен и кому просто небезразлично. Вот такая техника поступала в свое время на вооружение флота (по возможности скину фильм).
    1. TIT
      +3
      17 июля 2012
      посмотри на сайте в архиве про экранопланы тут много ,статей было ,

      но их и\экипажи так к ВВС и не приписали они по ,так и относились к морякам ,(мгогу конечно ошибаться ,но по началу так и было)
  38. Мирослав
    +4
    17 июля 2012
    Морская авиация - самая романтическая и героическая авиация, - синоним морской души. Успехов и чистого неба!
  39. Евгений Б.
    +4
    17 июля 2012
    Всех летчиков - праздником! Остальные жители сайта - празднуют вместе с ними!
    Здоровья Всем и успехов!
  40. +4
    17 июля 2012
    С праздником всех служащих и служивших в морской авиации России! Здоровья и чистого неба! И чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок! УРА!
  41. +3
    17 июля 2012
    С Праздником!!! Настоящая мужская работа!!! УРА!
  42. +1
    18 июля 2012
    Статья плюс жалко свидетеле что могли поптвердить свои попеды
  43. ZLU
    ZLU
    0
    21 июля 2012
    Цитата: Vadivak



    Vadivak 17 июля 2012 09:15 ↑ ↓


     35 

    Распирает от гордости за родину. Ведь только у нас такие люди






    Вечная память первому нашему летчику совершившему посадку на авианосец Апакидзе Тимур АвтандиловичВ 1991 году после распада СССР 100-й авиаполк, которым он командовал, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. "Присягают только один раз", - объяснил он, и вместе с летчиками полка и боевым знаменем самочинно улетел в Североморск. Там он был назначен командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а в 1994 году - командиром смешанной корабельной авиационной дивизии Северного флота. В следующем году за отличное освоение Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для авианосца "Адмирал Кузнецов" Апакидзе был удостоен звания Героя России.17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом Тимур Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, повёл себя неустойчиво. После доклада об этом на пункт управления полётами лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться, и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Самолет упал на нежилые хозяйственные постройки на окраине деревни Черепягино и загорелся. Как позже установила государственная комиссия, Апакидзе погиб "вследствие психофизической перегрузки". Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа, и в результате во время одного из манёвров испытал восьмикратную перегрузку,
  44. ZLU
    ZLU
    +1
    21 июля 2012
    Цитата: Vadivak
    Vadivak 17 июля 2012 09:15 ↑ ↓


     35 








    Вечная память первому нашему летчику совершившему посадку на авианосец Апакидзе Тимур АвтандиловичВ 1991 году после распада СССР 100-й авиаполк, которым он командовал, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. "Присягают только один раз", - объяснил он, и вместе с летчиками полка и боевым знаменем самочинно улетел в Североморск. Там он был назначен командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а в 1994 году - командиром смешанной корабельной авиационной дивизии Северного флота. В следующем году за отличное освоение Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для авианосца "Адмирал Кузнецов" Апакидзе был удостоен звания Героя России.17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом Тимур Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, повёл себя неустойчиво. После доклада об этом на пункт управления полётами лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться, и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Самолет упал на нежилые хозяйственные постройки на окраине деревни Черепягино и загорелся. Как позже установила государственная комиссия, Апакидзе погиб "вследствие психофизической перегрузки". Он отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа, и в результате во время одного из манёвров испытал восьмикратную перегрузку,


    Рапирает гордость, Ведь только у нас такие люди
  45. Витальевич
    +1
    25 августа 2012
    смотрю старую документалистику с большим интересом ) спасибо

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»