На чьей ты стороне, «российский капитал»?



«Шапкозакидательскую позицию оптимистов относительно возможной экономической войны против нашей страны полностью опровергает анализ международной инвестиционной позиции. На начало текущего года вероятность масштабных экономических санкций Вашингтона против России была очень высока. Казалось бы: надо действовать, срочно исправлять «перекосы» международной инвестиционной позиции: сворачивать наши зарубежные активы, переводя часть их в более безопасные финансовые инструменты, изменять географию размещения этих активов…


Частный капитал ускоряет свое бегство

Сегодня мы уже можем сделать некоторые выводы о том, как менялась инвестиционная позиция России в обстановке резкого усиления международной напряженности, поскольку недавно Банк России опубликовал данные о платежном балансе РФ за первое полугодие 2014 года.

Судя по всему, в первом полугодии 2014-го наблюдался масштабный отток капитала из экономики России. Справедливости ради следует признать, что и в прошлом году имел место чистый отток капитала из страны. В прошлом году можно было списывать чистый отток капитала из России на неблагоприятную экономическую и финансовую конъюнктуру.

В то же время уже в самом начале 2014 года стало очевидно, что против России может быть развязана экономическая война в связи с событиями на Украине. Поэтому можно было бы ожидать какой-то реакции со стороны российских и иностранных инвесторов. Реакции, которая неизбежно отразилась бы на платежном балансе и международной инвестиционной позиции России. Реакция иностранных инвесторов была вполне логичной: они затормозили прирост своих активов в российской экономике. А в банковском секторе иностранные инвесторы за первое полугодие сократили свои активы на 10 млрд. долл.

Российские инвесторы в условиях надвигающейся экономической войны активизировали экспорт капитала. Превышение вывоза капитала над его импортом в рамках частного сектора российской экономики – хроническое состояние. Мы уже к нему стали привыкать, хотя вещь эта ужасная – обескровливание национальной экономики.

Только за последние шесть лет чистый вывоз капитала в рамках частного сектора составил 417 млрд долл. Неслабо! Это равняется всем нашим сегодняшним валютным резервам. За первое полугодие 2014 года суммарный чистый прирост зарубежных активов частного сектора российской экономики оценивается уже почти в 70 млрд долл. А за год получается около 140 млрд долл. Может быть превзойден рекорд 2008 года (133,6 млрд), но тогда грандиозные масштабы чистого оттока капитала были обусловлены острым финансовым кризисом. Сегодня, слава Богу, такого кризиса нет. И тем не менее, частный капитал уходит в ту сторону, откуда исходит угроза экономической войны против России. Трудно сказать, на что он рассчитывает, но это, как говорится, - «медицинский факт».

Наблюдается процесс обратный тому, который нужен для подготовки России к эффективному противостоянию Западу в экономической войне.
А наше правительство с невозмутимым спокойствием наблюдает за этим процессом. Не говоря уже о нелегальном вывозе капитала. Только за первую половину нынешнего года по этому каналу из страны утекло 6,6 млрд долл. С учетом этого, банки и предприятия вывели из страны в первом полугодии 76,4 млрд долл. Чистый же отток частного капитала за год может составить более 150 млрд. долл.

Кстати, говоря о бегстве капитала из России, нельзя недооценивать роль такого канала, как трансграничные операции физических лиц (резидентов и нерезидентов). Туда денег физических лиц уводится гораздо больше, чем их вводится в Россию.

И наблюдается дальнейшая тенденция нарастания чистого оттока денежных средств физических лиц из России. В первом квартале обычно величина трансграничных денежных операций физических лиц минимальная по сравнению с другими кварталами. Однако в 1 квартале 2014 года отток был рекордно высоким – почти 12 млрд. долл. При этом особенно возросло количество трансграничных операций с дальним зарубежьем, куда обычно выводятся капиталы физических лиц для последующего размещения в различных зарубежных активах (банковские счета, ценные бумаги, недвижимость и т.п.). Трансграничные операции со странами СНГ – преимущественно перевод денег, заработанных трудовыми мигрантами в России, которые впоследствии используются для личного потребления.

Если отталкиваться от показателей первого квартала, то можно ожидать, что в нынешнем году чистый отток денежных средств физических лиц из России окажется максимальным за всю историю России.

А именно: не менее 50 млрд долл. в целом и не менее 40 млрд долл. – по операциям с дальним зарубежьем.

Слово о золотовалютных резервах


Зарубежные активы РФ складываются не только из активов банков и предприятий. На начало 2014 года 42,3% зарубежных активов приходилось на международные резервы Банка России. в первом полугодии Банк России проводил сворачивание международных резервов. За первое полугодие их объем сократился на 37,7 млрд долл. По отношению к сумме резервов на начало года сокращение составило 8%. Темпы сворачивания валютных резервов явно недостаточные. А в целом платежный баланс по разделу финансовых операций за первое полугодие уменьшился на 38,7 млрд долл. В переводе на язык экономической войны это означает, что за полгода наши потенциальные потери в этой войне возросли почти на четыре десятка миллиардов долларов!

Впрочем, в условиях экономической войны страна не может оставаться без валютных резервов. Нужен какой-то неприкосновенный запас. У нас валютные резервы до сих пор выполняли функцию «денежной базы» для эмиссии рублей и использовались как средство проведения «валютных интервенций» для поддержания курса рубля. В чрезвычайных условиях резервы должны стать «стратегическим резервом», выполнять иные функции, прежде всего, использоваться для закупок на мировом рынке жизненно необходимых товаров. Такие резервы должны быть максимально защищены. Необходим радикальный пересмотр структуры валютных резервов с точки зрения видов валют, финансовых инструментов и географии. Банк России опубликовал следующие данные о структуре международных резервов РФ на середину нынешнего года.

За первое полугодие 2014 г. Центральный банк РФ в валютных резервах снизил долю ценных бумаг с 75,7% до 72,0%. Доля наличной валюты и депозитов выросла с 13,0% до 15,6%. В принципе тенденции изменения структуры международных резервов РФ с точки зрения основных видов инструментов позитивные. Ценные бумаги – инструмент, достаточно уязвимый в условиях экономической войны. Они депонированы в западных банках, находящихся под контролем Вашингтона. Наличная валюта и банковские депозиты – несколько менее рискованные инструменты, но лишь при грамотном выборе банков и депозитариев. Они должны находится вне сферы контроля со стороны Вашингтона.

В любом случае желательно, чтобы валютные резервы Банка России не размещались в казначейских бумагах США и на счетах американских банков.

Наиболее проверенным и безопасным в условиях экономических войн является золото.

В физическом выражении запас монетарного золота в международных резервах РФ вырос за полгода с 33,3 до 35,2 млн. тройских унций, т.е. на 5,8%. Доля золота за указанный период возросла с 7,8% до 9,7%. Однако это все еще очень низкий показатель. Для сравнения: в международных резервах стран ЕС этот показатель в среднем составляет около 50%. Прирост золотого запаса Банка России, по данным его годового отчета, в 2013 году составил 80 тонн, практически весь прирост был обеспечен за счет металла, добытого в России. Между тем, объем российской добычи в прошлом году составил 254 т. По нашим подсчетам, если бы Банк России закупал бы 100% внутренней добычи золота, начиная с середины прошлого десятилетия, то золотые резервы РФ были бы равны как минимум 2000 т (на начало нынешнего года эти резервы немного превысили 1000 т). Напомню, что в 2005 году в Магадане президент РФ В. Путин проводил совещание по вопросу развития золотодобычи. Тогда же была поставлена задача превращения отечественной золотодобычи в «валютный цех» страны. Конкретно Банку России было предложено рассмотреть возможность 100-процентной закупки продукции отечественной золотодобычи. Банк России это поручение президента фактически саботировал. Этот саботаж продолжается даже в условиях предвоенной обстановки.

Война на носу, а программы экономической мобилизации нет

Итак, подведём итоги.

1. Позиции России, в том числе ее банковского сектора в ожидаемой экономической войне Запада достаточно уязвимы (вопреки оптимистическим настроениям в наших СМИ).

2. Более того, даже в 2014 году, когда угроза экономической войны была уже очевидна, уязвимость России продолжала возрастать. Так называемый «российский» капитал резко активизировал своей бегство из страны за рубеж. Фактор угрозы экономической войны работает на «обескровливание» российской экономики.

3. Анализ данных Банка России за первое полугодие 2014 года показывает, что наши денежные власти (ЦБ и Минфин) реагируют на угрозы экономической войны крайне вяло. По сути дела занимаются имитацией практических шагов. Никаких конкретных полномасштабных программ подготовки нашей финансово-банковской системы к условиям экономических санкций денежные власти не предлагают.

4. С учетом этого необходимо срочно разработать такую программу. Вероятно, разработка возможна с помощью тех специалистов и экспертов, которые не связаны никакими интересами с нынешними денежными властями РФ.

5. При разработке программы исходить из того, что нам нужна финансово-банковская система (ФБС), которая готова обеспечить наше противодействие Западу не только в экономической войне, но также и «горячей» войне. Т.е. это должна быть ФБС, которая будет составной частью экономической модели мобилизационного типа.

6. Программа должна в обязательном порядке включать следующие направления:

- срочные меры по ликвидации оффшорного характера нашей экономики (включая банковский сектор);

- комплекс мероприятий по возвращению зарубежных активов в российскую экономику и/или переводу этих активов в безопасные зоны;

- введение ограничений и запретов на трансграничные операции с капиталом;

- ограничение присутствия иностранного капитала в российской экономике (особенно в банковском секторе);

- перестройка механизма денежной эмиссии (выпуск рублей не под валютные резервы, а под потребности национальной экономики);

- создание централизованного государственного валютного резерва (выведение валютных резервов из-под контроля ЦБ, изменение статуса и целевого назначения валютного резерва);

- переход к государственной валютной монополии (все операции с валютой осуществляет государство в лице уполномоченных правительством банков и организаций).
Автор:
Валентин Катасонов
Первоисточник:
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/na_chjej_ty_storone_rossijskij_kapital_669.htm
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти