Не потерять «золотой запас»

Не потерять «золотой запас»


Как умелый хирург предпочтёт проверенную в тысяче сложных операций медсестру иному титулованному ассистенту, так и понюхавший пороху командир вертолёта не променяет «рукастого и головастого» техника ни на какого инженера. Но бортовые техники – особая категория и лётного, и инженерно-технического состава вертолётных частей сегодня оказались в дефиците.

Вполне очевидно, что армейская авиация сегодня поднимается на совершенно новый уровень технического оснащения. В особой мере это касается вертолётных частей и подразделений. «Аллигатор», «Ночной охотник», «Терминатор» - это не просто звучные названия боевых винтокрылых машин, а вполне ёмкая форма отражения современных вертолётов Ка-52, Ми-28Н, Ми-8 АМТШ. Но какой бы совершенной ни была винтокрылая техника, её жизнеспособность обеспечивают люди, а конкретно – специалисты инженерно-технической службы. А к сегодняшнему дню в их профессиональной подготовке накопились и проблемные аспекты.


Кадровики и командиры вертолётных частей выпускников Кировского авиционно-технического училища считают «золотым запасом» среди специалистов наземных служб. К сожалению, запас этот заметно идёт на убыль. Реформаторство, не выверенное практикой, привело к тому, что многие из них безвозвратно ушли в другие ведомства и в гражданскую авиацию, где этот образовательный уровень ценится по достоинству. Мне довелось обсуждать проблему со многими вертолётчиками – командирами подразделений, пилотами, инженерами, и все они добрым словом отзываются о кировских «технарях».

- Уже перешагнув КПП авиаполка, выпускники-лейтенанты этого училища готовы были сдавать зачёты по самостоятельной подготовке техники к полётам, – делится своим мнением заместитель командира авиационной базы по инженерно-авиационной службе подполковник Эдуард Харченко. - Закрытие этого учебного заведения породило острый дефицит хороших авиатехников. Военно-воздушная академия не может пока выполнить кадровые заявки вертолётчиков на авиаинженеров. К тому же там пока не выпускаются специалисты вертолётного профиля.

На переучивание самолётного «технаря» уходит немало сил и времени. Должность инженера авиационного комплекса, и тем более бортового техника, предполагает не только доскональное знание конкретного типа вертолёта, но и овладение должностными контрольными функциями по самым разным системам оборудования и вооружения боевой машины, умение самостоятельно работать в отрыве от своего аэродрома на площадках временного базирования. Поэтому воронежского выпускника-инженера в вертолётных частях, как правило, сначала назначают в ТЭЧ или группу технического обслуживания эскадрильи, где он практически с нуля осваивает буквально всю разноплановую начинку вертолёта, учится в одинаковой мере работать с техдокументацией и «железом», осваивает контрольные функции над результатами работы всех специалистов. Ведь если хоть один элемент в этом деле хромает – это прямая угроза безопасности полётов. Только после всесторонней обкатки практикой молодой офицер способен сдать зачёт по допуску на должность инженера авиакомплекса или борттехника. В среднем на это уходит два-три года – почти столько же, сколько в Кировском училище готовился авиатехник. Ещё сложнее обстоит дело с призываемыми из запаса специалистами. К примеру, мне в одной из вертолётных эскадрилий довелось убедиться, как выпускник Казанского авиационного института при всём высказываемом им желании уже второй год не может освоиться в инженерной офицерской должности. Понимаю, почему схватился за голову командир вертолётной части, когда услышал, что к нему направлен на должность инженера авиакомплекса добровольно призванный из запаса учитель географии. Добровольца понять могу – денежное содержание и соцпакет военных профессионалов сегодня вполне привлекательны. А вот кадровиков, подкинувших такой «сюрприз» боевым вертолётчикам, – понимать отказываюсь. Не думаю, что тем самым они поднимут коэффициент укомплектованности инженерно-техническим составом, который во многих вертолётных частях не дотягивает до единицы. То есть борттехникам приходится летать с подменой в составе разных экипажей, а наземным инженерам обслуживать не только свои штатные авиакомплексы, но и работать за того парня, которого вовсе нет, или который годами не может получить допуск «на самостоятельность». Между прочим, «географ» направлялся на вакансию в эскадрилью Ка-52. А ведь «Аллигатор» - это вертолёт новейшего поколения, отличающийся от предшественников как вазовская «шестёрка» от «лексуса» нынешнего года выпуска.

Когда должности авиамехаников было решено комплектовать контрактниками, вертолётчики понимали, что никто готовых специалистов им не даст, поэтому сами взялись за интенсивную подготовку этой категории специалистов. И хотя почти половина новичков не имела технического образования, за счёт индивидуального наставничества, чёткого планирования и реализации поэтапной теоретической и практической подготовки каждого младшего авиаспециалиста по методике Кировского ВАТУ уровень механиков в вертолётных подразделениях вполне соответствует требованию дня.

А вот бортовые техники – особая категория и лётного, и инженерно-технического состава вертолётных частей – оказались в дефиците.

- При любых лётных нагрузках, как бы далеко от авиабазы ни работал экипаж, вертолёт всегда должен быть готов к выполнению задачи, - говорит бортовой техник Ми-35 капитан Сергей Стасько. – Ответственность борттехника – такое же профессиональное качество, как и доскональное знание машины, умение приложить в деле и руку, и смекалку.

Опытный борттехник устанавливает с вертолётом режим круговой поруки (в хорошем смысле): его умение и самоконтроль гарантируют живучесть боевой машины, а профессиональная надёжность техники обеспечивает живучесть экипажа.

Авиатехник при желании инженером вполне может стать. А вот инженеру «обратный» ход уже как бы и не по статусу будет. И когда лучшие техники становятся отличными инженерами – это куда больше идёт на пользу вертолётам, чем «инженеризация» технических должностей с дефицитом «рукастых» спецов, способных, как говорится, заставить и табуретку летать, если запасной винт найдётся. Так всё же, может быть, имеет смысл восстановить училище вертолётных техников. К тому же с возвращением института прапорщиков логично было бы вспомнить и о былых двухгодичных школах техников ВВС для подготовки надёжных профессионалов этой незаменимой пока категории вертолётных специалистов. Ведь новому облику армейской авиации вполне может ещё пригодиться выверенная практика подготовки заботливых и надёжных хозяев винтокрылых машин.
Автор: Владимир СОСНИЦКИЙ
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-32/item/18153-ne-poteryat-zolotoj-zapas


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Бессребреник 28 августа 2014 09:16
    А где технарей взять?. Я сам заканчивал ТВВАИУ в 2000г. На момент поступления в 95г. РЭОшников и оружейников не набирали.Факультет РЭО был самым сильным в училище по технической подготовке. Училище больше нет, преподов нет.Контингент год от года все хуже становился. К примеру наш выпуск , технарей , дай бог, только процентов 30 выпустил (остальные инженеры negative ), из них остались служить еще 30 процентов.Далее кто остался должен был двигаться по службе на менее пыльные должности. Выпуск был большой около 500чел.
    Дальше было хуже и с количеством и с качеством.
    А-Уууу, технари!!! Куда пропали?!
    Бессребреник
    1. AYUJAK 28 августа 2014 09:33
      Правильный повпрос поставиили. События на окраине показывают как тяжко сказывается наличи спецов по обслуживанию техники, отсутсвие запчастей, гсм и тд. Каждый элемент в армейской структуре важен для боеспособности армии.
    2. Starover_Z 31 августа 2014 22:17
      И приходится теперь искать ...
      — Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?

      — Он кто?
      — Слесарь.
      — А откуда он взялся?
  2. Комментарий был удален.
  3. Добрый кот 28 августа 2014 10:00
    Острый дефицит квалифицированных инженерных кадров ощущается во всех областях, зато "менеджеров" всеразличных девать некуда
  4. La-5 28 августа 2014 10:12
    При табуреткине училища для подготовки боевых офицеров сокращали и закрывали, что говорить про техников.
    1. vladimirZ 28 августа 2014 18:34
      "Потерявши голову по волосам не плачут." Русская пословица, как нельзя лучше передаёт ситуацию в Армии, не только в ВВС.
      Кто ставил табуреткиных "рулить" в Армии, кто бездумно с высоким самомнением закрывал авиационные и прочие училища, кто на 3 года подряд прекратил прием курсантов в военные училища, а офицеров в военные Академии?
      Кто этот великий комбинатор? И ответит ли он со своими подельниками табуреткинами за развал и хаос, порожденный некомпетентностью руководства, за миллиардные финансовые потери в связи с закрытием, сокращением, уничтожением, а потом с возрождением ранее утраченного, в связи с глупостью и некомпетентностью табуреткиных?
      Беда России - дураки и дороги, извечные неразрешимые проблемы.
      "Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади... Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа... Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер..." (Н.В. Гоголь "Мертвые души")
  5. Бессребреник 28 августа 2014 10:20
    "так и понюхавший пороху командир вертолёта не променяет «рукастого и головастого» техника ни на какого инженера."

    Кстати тоже проблема. Движуха по службе командиром будет очень ограничена. Для технарей нужна другая градация. Технарь тоже должен иметь шанс дослужиться до"генерала" на своем поприще.
    Бессребреник
    1. Shkodnik65 28 августа 2014 15:43
      Как говорилось в авиации, когда в 70 - 80-х годах провожали 45 -летнего техника самолета на дембель: "Прошел славный путь от лейтенанта до старшего лейтенанта". Особо заслуженых в ТЭЧ полка отправляли за капитаном на дембель. Ну а потом уже должность капитанскую сделали. А на самом деле это проблема: приходят в полк 2 лейтенанта - летчик и технарь, один хоть до главкома рости, а второй - вечный капитан.(а ведь без техника самолета(вертолета) летчик просто статист. Чисто по человечески обидно.
  6. Rigla 28 августа 2014 10:35
    ИМХО техник в ином случае важнее пилота. Оба важны и занижать значение тех. персонала недопустимо.
  7. тундряк 28 августа 2014 10:50
    Есть интересная интернет- книга , Прогулка с борттехником, читается на одном дыхании.
    А отношение к технарям другой раз странное. Как то в одной тёплой компании, летёха- технарь, пожаловался что у их замполита частенько проскакивает такая фраза, товарищи офицеры и техники.Желание служить унего было близко к нулю, тут и очерёдность получения жилья и пр казусы. А было это примерно в 84-м году.
  8. Горный стрелок 28 августа 2014 12:49
    Еще одно обвинение в адрес Сердюкова. Вот за это его надо судить, как за измену Родине. Такие долгоиграющие "занозы" оставил в российской армии. Ломал, сливал, закрывал. Восстанавливать - дороже вдесятеро будет.
  9. АлНик 28 августа 2014 16:08
    Цитата: Бессребреник
    А где технарей взять?.

    Выпуск Даугавпилсского высшего военного авиационного инженерного училища 1980 года - курсантов примерно 600 человек (5 рот по 120 человек). Из них: 2 роты - специалисты самолет-двигатель и по 1-й роте - авиационное вооружение, авиационное оборудование, радио-электронное оборудование. Плюс 2 группы слушателей получивших высшее образование (офицеры со средним образованием).
    Следующий 1981 года выпуск аналогично, но потом стали поменьше.
  10. Sma11 28 августа 2014 17:46

    Эх, привязать бы всех этих мебельщиков-реформаторов к лопастям и на газовочку.
    1. туполев-95 29 августа 2014 22:03
      Спасибо за клип и отдельно за дальников. После училища в 2001-м попал на авиабазу "Украинка" и "медведи" для меня теперь навсегда любимые самолеты.
  11. silver_roman 28 августа 2014 18:11
    все просто: поднимите ЗП механиков до уровня инженеров или рядом. Я лично считаю, что это справедливо.
    Сталкивался с подобной проблемой, только не в военном деле,а в более гражданской отрасли. Инженеров хватало,а вот КИПовцев(контрольно-измерительные приборы и автоматизация) попробуй сыщи!
  12. ODERVIT 28 августа 2014 19:55
    Инженерно-авиационное обеспечение, обеспечение специфическое и узкопрофессиональное. Знаю тему тему не понаслышке- Рижское ВВАИУ, ВВИА им. Жуковского,ПРИС. Так вот любая ИАС части должна быть строго сбалансирована по составу инженеров, техников и младших авиационных специалистов. Ни кто меня не сможет перерубить, что хороший техник заменит инженера или выдающийся механик техника. Каждый на своём месте и выполняет свои обязанности.
    А падение роли ИАС началось задолго до прошлого министра обороны. Первым толчком стало понижение статуса руководящего инженерного состава. И сдал всех генерал-полковник Шишкин. При нём ГИ объединений, заместители командующего по ИАС стали простыми начальниками службы. Дальше по нарастающей. Кризис усугубился в начале 90-х публика начала увольняться или убегать в не залежную. Потом кризис образовательной системы. Додумались техника самолёта сделать сержаном. Итак далее. Надеюсь, что всё же кадровые и образовательные проблемы разрешат. Без ИАС ещё не одна ВВС мира не смогла научиться летать.
  13. tuareg56 28 августа 2014 21:57
    Своевременная и продуманная статья. Наши вожди увлеклись реформами, толком не понимая, к чему они приведут. Желание сделать всех офицеров с высшим образованием породило уродливую ситуацию, когда выпускник-инженер, изучая все и вся не способен обслуживать конкретный летательный аппарат. Более того, психология этого юноши с "поплавком" входит в противоречие с конкретными решаемыми задачами. Уж очень не хочется таскать водило, не на то он учился. Поэтому и расходуются огромные деньги в пустоту. Раньше было все логично: отучился в среднем училище, получил "бычий глаз" и в войска, показал себя-через три года в Академию. Во это инженер, так инженер - все умеет и все знает. Сломали систему, тупые, создали проблему на ровном месте. Лишний раз убеждаешься, что рулят сейчас в Армии крайне недалекие и случайные людишки. Стыдно.
  14. туполев-95 29 августа 2014 21:53
    Вот наконец-то статья о родном до боли.Ситуация после "рхформы" просто плачевная.Раньше у меня в группе обслуживания ИАС было 4 офицерские должности плюс 2 прапорские, после сокращений осталось 2 офицерские и 3 сержантские(на которые должны были прийти супер-пупер контрактники-профи,но что-то не срослось).Два года на сержантские должности присылали срочников и я работал в режиме ШМАСа-полгода учил бойца обслуживать технику,попутно исполняя все обязанности пехотного комвзвода(внешний вид,дисциплина,казарма,оружейка,бирки,порт
  15. туполев-95 29 августа 2014 22:17
    Места не хватило или затупило чего.Короче боец уходил на дембель.Я видел все-идиотов,дагестанцев,уголовников,разбирал мордобои и "отжимы" мобил,ходил ответственным по казарме,проводил занятия по строевой и еще черти-че. При этом мы обслуживали полеты,несли боевое дежурство, сдавали и принимали технику из ремонта-чем и должен заниматься ИАС. Среди срочников попадались и толковые ребята,желавшие заключить контракт, но тут начинались трудности,преодолеть которые смогли единицы. И тут новый виток реформ и - та-дам!-сержантские должности опять стали прапорскими, а прапорщиков давно уволили и ребят, заключивших контракт,надо куда-то девать.И само собой-полеты.
  16. kirpich 30 августа 2014 20:07
    Цитата: туполев-95
    . И тут новый виток реформ и - та-дам!-сержантские должности опять стали прапорскими, а прапорщиков давно уволили и ребят, заключивших контракт,надо куда-то девать.И само собой-полеты.



    Ну и? Полетели?
    1. туполев-95 30 августа 2014 21:42
      А куда мы нахрен денемся)))
      1. kirpich 31 августа 2014 01:29
        И вот так всегда - куда мы нахрен денемся.


        Есть хорошая пословица - Под лежачий камень вода не течёт
      2. Sma11 1 сентября 2014 18:58
        А куда мы нахрен денемся)))

        Средина 90-х. В моем родном городе стоял ИАП. Полк расформировали, а аэродром достался пограничникам со всеми разгромленными службами и недвижимостью. Волею судьбы в конце ''диких'' 90-х и я попал туда. В конце концов определили в ТЭЧ. Народ набрался разный по образованию и специальностям. С миру по нитке - голому рубашка. Опыт набирали под "чутким" руководством "сенсеев" и самообразовываясь.
        Было время и были подвалы, Было дело и цены снижали.
        И текли, куда надо, каналы И в конце, куда надо, впадали

        К началу очередных реформ, ТЭЧ обслуживала более сотни авиатехники за год. Да и разнообразия хватало. Ил-76, Ан-72(74), Ан-26, Ми-26, Ми-8, Ка-226, Ансат - (со всеми буквенными индексами). Такая универсальная ТЭЧ. И вот что я хочу заметить. Обучить грамотного авиатехника нужно года 3-4 + желание обучаемого. Потихоньку, помаленьку от одной операции к другой, сначала под контролем - потом самостоятельно. А после такой школы эскадрильи брали СДшников в бортачи на УРА. Даже молодые лейтенанты год-два привыкали к железу перед самостоятельным плаваньем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня