Космос и авиадвигатели. Китайский парадокс

20
Космос и авиадвигатели. Китайский парадоксКитай может отправить человека в космос и направить ракеты на окололунную орбиту, но, как ни парадоксально, его оборонно-промышленный комплекс не может создать современные двигатели для самолетов и вертолетов, танков и надводных кораблей.

Справедливости ради следует сказать, что оборонная промышленность Китая способна производить силовые установки для относительно простых военных платформ – некоторых типов транспортных самолетов, патрульных катеров, некоторых образцов основных боевых танков и бронетранспортеров. Но создание двигателей для высокотехнологичных боевых самолетов, эсминцев и других систем наталкивается на серьезные трудности. Только подводные лодки являются исключением из этого правила, хотя доподлинно неизвестно, откуда произрастают истоки этих технологий.

Отставание Китая в области авиадвигателей было еще раз подтверждено закупкой в России 123 ТРДДФ АЛ-31ФН общей стоимостью более 500 млн долл США. С учетом прошлых поставок (начиная с 2001 года) количество купленных двигателей этого типа составило 930 единиц.

Двигателями АЛ-31ФН оснащаются истребители J-10, J-11A/B и разрабатываемый палубный истребитель J-15. Российские двигатели РД-93 стоят на истребителях JF-17. Французскими двигателями оснащены вертолеты Z-11, американскими – гражданские реактивные авиалайнеры ARJ-21.

ДЭПЛ типа Song оснащена дизельными двигателями производства немецкой компании MTU, эсминцы класса Luhai имеют украинские газовые турбины и немецкие дизели. Восьмиосная БМП ZBL-09 оснащена немецким двигателем Deutz, основной боевой танк Тип 99 имеет двигатель, разработанный на основе немецких технологий.

Дело состоит в том, что лишь несколько компаний в мире по-настоящему освоили инженерные задачи по разработке высокопроизводительных двигателей, и зависимость Китая от иностранных поставщиков глубоко задевает Пекин. Но американские исследователи Гейб Коллинз (Gabe Collins) и адъюнкт-профессор Эндрю Эриксон (Andrew Erickson) в своем обширном докладе, опубликованном в специализированном веб-сайте China SignPost, пишут, что Китай начал сфокусировать работы на развитии заводов для производства военных двигателей. «Развитие китайской аэрокосмической промышленности обусловлено четырьмя стратегическими императивами, так как она преследует цель производить как можно больше высокопроизводительных авиационных двигателей – 1) избегать зависимости от иностранных поставщиков, 2) нежелание иметь российские двигатели, 3) добиться независимости в экспортных продажах самолетов, 4) распрощаться с неудовлетворительным российским послепродажным обслуживанием двигателей», утверждают авторы.

По мнению исследователей, Китай сталкивается с проблемами по контролю качества и надежностью лопаток турбин авиадвигателей, ограничен в выборе материалов, имеет не самую современную систему проектирования, интеграции и управления разработкой и производством изделий.

Прогресс идет неравномерно, пишут авторы. Доминирующий конгломерат китайской авиапромышленности – корпорация авиационной промышленности Китая (Aviation Industry Corporation of China - AVIC) с 10 филиалами и 400 тысячами сотрудников – в настоящее время уделяет большое внимание исследованиям и разработке реактивных двигателей и в ближайшие пять лет намерена инвестировать в это направление 10 млрд юаней (1,5 млрд долл США).

Это особенно важно потому, что Россия все более неохотно выполняет роль поставщика двигателей, отчасти из-за увеличения спроса внутри страны, а также из-за повышения международной конкурентоспособности Китая. Такая политика может серьезно препятствовать модернизации истребителей J-10, J-11, J-15 и J-20 ВВС Китая. Последний из них является истребителем пятого поколения и находится в разработке, но Москва, кажется, не решается поставить для этого самолета двигатели 117С, которые необходимы J-20, так как обладают требуемой тягой.

Американские исследователи считают, что Китаю нужны еще два-три года, чтобы освоить производство современных двигателей, понадобится еще от пяти до десяти лет, чтобы организовать серийное производство «первоклассных турбовентиляторных двигателей для истребителей пятого поколения». «Если Китай сможет достичь уровня США 20-летней давности и освоить производство двигателей четвертого поколения, то такое развитие событий будет иметь жизненно важное значение для Китая как региональной военной авиационной державы и заслуживает пристального внимания со стороны политиков», пишут авторы.

Коллинз и Эриксон характеризуют нынешнюю неспособность Китая организовать массовое производство передовых реактивных двигателей требуемого качества как «ахиллесову пяту» ее аэрокосмической промышленности. Тем не менее, активизация деятельности корпорации AVIC в этом направлении может иметь успех, результаты этих работ могут быть применены к разработке двигателей для наземных и военно-морских систем оружия.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. merkawa
    +2
    27 июля 2011 13:06
    Это говорит о том что не всё скомуниздить и подделать можно wink
    1. svvaulsh
      0
      27 июля 2011 14:09
      Найдут у нас продажного чинушу и купят технологию производства.
      1. Джокер
        +1
        27 июля 2011 15:03
        Ну до сих пор же не нашли, или думаешь не пытались?

        Да и контрразведка не дремлет.
        1. svvaulsh
          0
          27 июля 2011 15:51
          Хотелось бы верить........ к сожалению, при нынешнем уровне коррупции ничто исключать нельзя.
    2. 0
      27 июля 2011 15:56
      Оказывается не все могут украсть китайские мастера ушу
  2. 0
    27 июля 2011 15:11
    странно все это, вроде и двигатели сериями поставляли и документацию и специалистов возят, а не могут, дело наверно в какой-то критической технологии, которую никто не продает, что тоже очень странно
    1. svvaulsh
      0
      27 июля 2011 15:56
      Там все дело в лопатках турбин. Еще в училище препод рассказывал, что они работают при температуре, выше температуры плавления, за счет уникальной системы охлаждения. Так вот этот момент китайцы уловить и не могут.
      1. 0
        27 июля 2011 16:14
        об этом слышал в очень давние времена, однако это слишком простое объяснение, неужели за столько лет не смогли решить проблему.... темнит китай
        1. svvaulsh
          0
          27 июля 2011 16:32
          Возможно это и есть то ноу-хау, которое они постичь не в состоянии на данном этапе.
    2. 0
      27 июля 2011 16:34
      Никто им современные технологии не продает. Все воровано и незаконно
      1. svvaulsh
        0
        27 июля 2011 17:15
        Кто-бы сомневался!
  3. +2
    27 июля 2011 15:17
    Проблемма Китая не в том, что не всё украли, а в том, что уровень современной металлургии не достаточен. Формально, они изготавливают двигатели по скоммуниздиным технологиям, но качество используемых материалов крайне низко. В этом основная проблемма. К примеру, когда в СССР создавали "Золотую рыбку", под неё была создана титановая промышленность с нуля. А такими технологиями не делится никто. Поэтому ресурс китайских движков крайне низкий. Вот и бьются в истерике наши жёлтые "Братья".
    1. 0
      27 июля 2011 16:36
      Они тупо копируют, не понимая сущности, смысла. Не знают состав металла. Все у них китайское, одноразовое
  4. 0
    27 июля 2011 16:32
    Китайцы видно мало предложили в качестве взятки.Уверен,скоро какая -нибудь чиновничья морда точно "засветится" в такой афере.И бесценные чертежи укатят в Китай. У нас в России одному все-$$$$$$$$$$$$,а большинству- х...!Вот так и живем...Обидно с...ка...
  5. Джокер
    +4
    27 июля 2011 16:38
    Думаю тут дело вот ещё в чём, к технологии производства, имеет доступ не такой большой круг людей, как правило энтузиастов своего дела, и её-то родимую выкрасть нереально. Как простейший пример буллатная сталь, даже завладев мечом не поймёте как повторить его.
    1. 0
      27 июля 2011 16:56
      Джокер,Бесспорно прав!
  6. Leo848
    0
    27 июля 2011 16:57
    Джокеру.К великому сожалению,доступ к производству имеют назначаемые властью и ничего не смыслящие в производстве *стоп-менеджеры*и оптимизаторы производства,вот они и сливают инфу,т.к.основная задача набить карман,сливают всем ,кто платит,а если кто не знает скажу еще.что у компетентных органов убрали из обязанностей во многих регионах надзирать за объектами ВПК,контроль наверное какой то остался,но не тот,что был и который нужен.
    1. 0
      27 июля 2011 17:10
      компетентные органы уже реформируют, а вот эффективных менеджеров растили 20 лет, эти еще покажут...
  7. SuperDuck
    +1
    27 июля 2011 17:17
    Думаю что не только в лопатках дело. СССР же тоже имея образцы немецких двигов в 50-е закупал на миг-15 ролсовские, потому что отечественные были как чичас китайские. Это всё шаманство просто, вся технология на кончиках пальцев, чертежами не опишешь.
  8. vecrud
    0
    27 июля 2011 22:31
    Насколько я помню, японцы тоже не выпускают реактивных двигателей....