В Петропавловске-Камчатском начинаются антитеррористические учения с участием России, Канады и США
Как сообщили «Известиям» в штабе ВВС России, по сценарию учений «террористы захватывают» сразу два самолета — Боинг-757, летящий из Анкориджа в Токио, и Ил-62, двигающийся из Петропавловска-Камчатского в Анадырь.
Оба самолета, как и Боинг-747 в 1983 году, не отвечают на вызов диспетчеров и изменяют первоначальный маршрут с попыткой выйти из воздушного пространства своей страны.
Чтобы образумить нарушителей, ВВС России и Командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) поднимут в воздух истребители и направят к нарушителям перехватчиков, патрулирующих воздушную границу стран.
— Истребитель обязан перехватить цель. Маневрами или огнем своего вооружения принудить к посадке. Если же это не проходит, то, по моему мнению, нужно пойти на поводу террористов и выполнить все их требования. Сопроводить до места посадки и уже на земле разбираться, не подвергая опасности ни в чем не повинных пассажиров, — заявил «Известиям» маршал авиации Евгений Шапошников.
С российской стороны в учениях будут задействованы пять истребителей Су-27 и два самолета радиолокационного дозора и наведения А-50, которые уже прибыли на военный аэродром в Петропавловск-Камчатский. Американцы и канадцы планируют задействовать перехватчики F-15 и самолет связи AWACS E-3B.
Учение будет состоять из двух этапов. На первом этапе американский «Боинг» «нарушит» воздушную границу России, на втором этапе российский «Ил» — американскую.
Любопытно, что первый сценарий почти полностью повторяет реальную ситуацию, которая произошла 1 сентября 1983 года с южнокорейским Боинг-747, летевшим из Анкориджа в Сеул. Тогда пассажирский лайнер отклонился от разрешенного маршрута и вошел в воздушное пространство СССР.
На сигналы советских наземных служб экипаж «Боинга» не реагировал. На его перехват были подняты сверхзвуковой истребитель Су-15 летчика Геннадия Осиповича. Выпущенные им по нарушителю госграницы ракеты поразили хвост и крыло пассажирского лайнера. Машина упала в океан с высоты 11 тыс. км. Погибли 269 человек.
По словам маршала Шапошникова, сегодня повторение сценария 1983 года в реальной жизни маловероятно.
— Тогда Советский Союз рассматривал южнокорейский «Боинг» не только как самолет — нарушитель госграницы, но в первую очередь как воздушного шпиона. Сегодня между Россией и США налажено взаимодействие, позволяющее избежать крайних мер, — говорит Шапошников.
Это уже вторые учения ВВС России и NORAD с целью поддержания усилий по укреплению сотрудничества в области воздушной безопасности. Кроме военных к ним привлекаются соответствующие гражданские агентства России (Росавиация) и США (Федеральное управление гражданской авиации), что должно обеспечить отработку взаимодействия авиационных властей на всех уровнях при возникновении нештатных ситуаций с пассажирскими самолетами в этом районе.
Информация