«Тергдалеулеби»
Здесь стоит напомнить, что Грузия длительное время оставалась периферийным регионом. Отдельные выходцы из Грузии, конечно, учились в столичных университетах, бывали и за границей, но в целом этот регион Российской империи обладал собственным национальным колоритом, который был мало совместим с анархистской идеологией. Оппозиционные и радикальные настроения в Грузии проявлялись, прежде всего, в форме грузинского национализма, отчасти — народничества. Кстати, некоторые грузины участвовали в деятельности народнических организаций на территории собственно России.
В Грузии революционное движение, вплоть до начала ХХ века, в его российском понимании практически отсутствовало. Тем более был удивительным тот факт, что в первое десятилетие ХХ века здесь активизировались анархистские организации, причем активизировались настолько, что борьба против них стала одним из ключевых направлений деятельности для местных большевиков. В частности, критике анархистов посвятил серию статей под названием «Анархизм или социализм?» сам Иосиф Джугашвили — Сталин. Они были опубликованы в 1906-1907 гг. в грузинских социал-демократических газетах «Ахали Цховреба» («Новая жизнь»), «Ахали Дроеба» («Новое время»), «Чвени Цховреба» («Наша жизнь») и «Дро» («Время»).
Длительная изолированность Грузии от общероссийского революционного движения обусловливалась тем, что вплоть до конца 1850-х — начала 1860-х гг. практически вся грузинская аристократическая молодежь направлялась на учебу в военно-учебные заведения — кадетские корпуса и военные училища. В гражданские вузы, являвшиеся цитаделью свободомыслия, молодых грузин учиться не отправляли — по крайней мере, в значительном количестве. В 1860-е годы в Петербурге получало высшее образование лишь около тридцати молодых грузин. Однако даже эти скромные цифры играли очень большую роль в распространении в Грузии революционных идей, поскольку грузинская молодежь, обучаясь в Петербурге, воспринимала модные в то время радикальные взгляды своих русских ровесников и, возвращаясь на родину, привносила их в среду грузинской интеллигенции. С начала 1860-х годов отмечаются факты участия грузин в общероссийском революционном движении.
Так, в 1861 г. за участие в студенческих демонстрациях было привлечено к ответственности 13 студентов — выходцев из Грузии. Спустя восемь лет, когда студенческие волнения повторились, за участие в них 27 марта 1869 г. были высланы в Грузию Николай Орбелиани, Виссарион Джапаридзе и Фаддей Бебуришвили.
Для обозначения грузинских интеллигентов, получивших образование в России, даже существовал особый термин — «тергдалеулеби» (учившиеся за рекой Терек). Постепенно его стали применять и ко всему поколению грузинской интеллигенции, усвоившей либеральные и, в меньшинстве, радикально-демократические воззрения своих российских сверстников. Некоторым грузинам было суждено сыграть видную роль в российском народничестве, в том числе поучаствовать и в становлении общероссийского анархистского движения. Об одном из них следует рассказать более подробно, поскольку долгое время он оставался вторым по старшинству после Петра Кропоткина ветераном российского анархизма.

Гогелиа и зарубежные анархисты
Ситуация изменилась после того, как в Женеве, которая к началу ХХ в. стала центром русской анархической эмиграции, появилась Группа русских анархистов-коммунистов за границей. В числе ее непосредственных организаторов и руководителей был Георгий Ильич Гогелиа (1878-1924), известный также как Оргеиани. Ко времени создания группы, которая придерживалась кропоткинского направления в анархо-коммунизме, двадцатидвухлетний Гогелиа успел поучиться в Кутаисской духовной семинарии и затем, бросив учебу, эмигрировать за границу.

В 1903 году Гогелиа и его супруга Лидия Владимировна Иконникова создали Женевскую группу анархистов-коммунистов «Хлеб и воля». Собственно говоря, именно с этого небольшого кружка началась история организации хлебовольческого направления в русском анархо-коммунистическом движении. Будучи сторонником Кропоткина, Гогелиа достаточно прохладно относился к радикальным методам борьбы — терактам, в особенности безмотивным, направленным против обезличенных представителей «эксплуататорских классов». Занимаясь издательской деятельностью в Женеве, Гогелиа наладил связи и со своими земляками из других революционных течений. Поскольку в самой Грузии в описываемый период активность проявляли социал-демократы с националистическим оттенком, единственным шансом на ознакомление грузинской радикальной интеллигенции с анархизмом оставалась пропаганда идей последнего в социал-демократической среде. «Анархизация» части грузинской молодой интеллигенции началась с того, что среди социал-демократической молодежи получили распространение неонароднические идеи, казавшиеся более приемлемыми для Грузии, нежели марксизм.
В Париже появилась газета «Сакартвело» («Грузия»), призывавшая к национальной автономии Грузии в составе Российской империи и установившая связи с другими грузинскими оппозиционерами, проживавшими в эмиграции. Именно по инициативе издателей «Сакартвело» в 1904 году в Женеве была созвана конференция грузинской оппозиции. В ней участвовали социал-демократы, националисты, автономисты, были даже четыре анархиста. По мнению Георгия Гогелиа, состоявшаяся конференция стала точкой отсчета истории анархистского движения в самой Грузии, поскольку на ней произошла кристаллизация анархистов в качестве особого направления грузинской радикальной оппозиции. Сам Гогелиа под псевдонимом Оргеиани выступил на конференции с докладом «Новое течение в рабочем движении — синдикализм». Другой анархист — Тергели — представил доклад «Революция и революционная тактика». Оба текста были напечатаны на грузинском языке и привезены в Грузию, где началось их распространение среди революционной молодежи.
Базой формирования грузинского анархистского движения стала Партия социалистов-федералистов Грузии, основанная издателями «Сакартвело» и интегрировавшая в свои ряды представителей самых разных идейно-политических течений — от грузинских националистов до анархистов. Последние играли в партии очень заметную роль, до середины 1906 года едва ли не контролируя ее руководство. Так, видными активистами Партии социалистов-федералистов являлись сам Георгий Гогелиа, Г.Г. Деканозов, А.Т. Габуния и даже ветеран анархизма Варлаам Черкезов. На конференции грузинской оппозиции в Париже, которая состоялась 30 сентября — 4 октября 1904 года, Партию социалистов-федералистов Грузии представляли именно анархисты — Деканозов и Габуния.
Комиссия по разработке партийной программы, сформированная в июле 1906 года на второй конференции Партии социалистов-федералистов, также состояла из двух анархистов и трех максималистов (социалисты-революционеры максималисты в идеологическом отношении были наиболее близки к анархизму). Непосредственным составителем проекта программы партии был Георгий Гогелиа.

Однако, несмотря на то, что анархистских или, по крайней мере, децентралистских и антигосударственных идей, в Партии социалистов-федералистов придерживались очень многие видные активисты и рядовые члены, превратить ПСФ в сугубо анархистскую организацию так и не удалось из-за противодействия националистического и автономистского крыла. Поэтому в конечном итоге анархистам не оставалось другого выхода, как покинуть ряды ПСФ и создавать собственные политические организации на территории Грузии.
Кутаиси, Тбилиси, Батуми…
Первым центром распространения анархизма на грузинской земле стал Кутаиси. К началу ХХ века это был малоразвитый в индустриальном отношении город, где действовали предприятия пищевой и легкой промышленности. Прибывшие из Европы с целью агитации на родной земле грузинские анархисты вышли на связь с кутаисским единомышленником Шалвой Гогелиа и начали пропаганду анархистских идей в рабочей среде. В 1905 году им удалось создать анархистские кружки работников табачной фабрики Пиралова и завода минеральных вод Лагидзе. Рабочие кружки объединились в общегородскую организацию, получившую название Кутаисская группа анархистов-коммунистов «Коммуна». Как и другие анархистские организации, существовавшие в тот период в Российской империи, «Коммуна» начала свою деятельность с экспроприации типографского оборудования. Создав собственную подпольную типографию, кутаисские анархисты начали печать собственных листовок, призывавших рабочих, ремесленников и крестьян к анархической революции. Таких прокламаций было выпущено семь видов.
Именно в Кутаиси в описываемый период действовали три ведущих грузинских анархиста — Варлаам Черкезов, Шалва Гогелиа и Михако Церетели, благодаря участию которых в политических дебатах с социал-демократами значительно увеличилось влияние и численность анархистской организации в городе. Георгий Гогелиа объяснял это тем, что анархистам была присуща гибкость мышления, тогда как социал-демократы, костяк которых составляли бывшие ученики духовных семинарий, если и владели предметными знаниями, то лишь механически усвоенными.
Как и в других регионах Российской империи, анархисты в Кутаиси отметились серией экспроприаций и убийств. Так, за время деятельности группы было убито четыре буржуа. Жертвами анархистского террора стали богатейшие люди Кутаиси Камулларий и Мунджиев. В дни революционных событий 1905 года анархисты построили собственную баррикаду на кутаисской улице. Боевики группы были вооружены огнестрельным оружием и даже имели небольшую полевую пушку.
В Тбилиси (Тифлисе) инициатором распространения анархистских идей стал Георгий Гогелиа, вернувшийся из Швейцарии. После декабрьского восстания 1905 г. в Тбилиси перебрались также некоторые видные анархисты из Кутаиси, в связи с чем к началу 1906 г. анархистское движение в городе также получило большое развитие. Хотя анархистская группа в Кутаиси еще оставалась более многочисленной, именно за Тбилиси постепенно закрепилась роль основного организационного и идеологического центра грузинских анархистов. Как и в Кутаиси, анархисты начали активную агитацию в тбилисской рабочей среде, прежде всего — среди работников железнодорожных мастерских, а также на предприятиях Монташева и Адельханова. Была создана Группа анархистов-коммунистов «Интернационал», в которую и вошли рабочие указанных предприятий, а также небольшая группа рабочих — наборщиков, незадолго до этого покинувшая ряды социал-демократов.
Тбилисская группа анархистов, игравшая роль своеобразного интеллектуального центра для грузинского анархизма, вплотную занималась издательской деятельностью. Было создано собственное издательство, специализировавшееся на выпуске анархистской литературы на грузинском и русском языке. Всего было издано около двадцати книг — как переводов иностранных авторов, так и работ грузинских анархистских теоретиков. В 1906 г. тбилисские анархисты начали выпуск и собственных печатных изданий. Некоторое время еженедельно выходила газета «Нобати» («Призыв»). Всего вышло 14 номеров — с 25 марта по 2 мая, после чего газета была запрещена властями города. Однако уже 9 мая 1906 г. Георгий и Шалва Гогелиа выпустили газету «Хма» («Голос»), которая также вскоре была запрещена. 6 июня 1906 г. на смену «Голосу» пришла газета «Муша» («Рабочий»), выпускавшаяся каждый день под редакцией Георгия и Шалвы Гогелиа. Активная издательская деятельность анархистов вызывала резко негативную реакцию не только со стороны властей, но и со стороны социал-демократов, являвшихся в тот период основными конкурентами анархистов в сфере агитации в рабочей среде города.
Что касается террористической активности тбилисских анархистов, то, как и в других городах империи, она также имела место. Среди наиболее громких акций анархистов Тбилиси: убийство предпринимателя Гамрикалова, ряда полицейских офицеров, крупнейшая на территории России анархистская экспроприация казначейства в городе Душети, откуда боевикам удалось похитить 250 тысяч рублей.
Достаточно активная анархистская группа появилась и в портовом Батуми (тогда он назывался Батум). Во главе группы под названием Батумский рабочий союз анархистов-коммунистов «Интернационал» встал местный активист анархистского движения Давид Ростомашвили, известный также под прозвищем «Черный Датико». Установив союзнические отношения с местными социалистами-революционерами, батумские анархисты печатали на их типографии воззвание «Товарищи революционеры!», ставшее своеобразным манифестом анархо-коммунистов в этом портовом городе. Главной движущей силой истории батумские анархисты считали творческую энергию революционного народа, который должен был низвергнуть политические институты и взять господство над землей и предприятиями в свои руки. Именно в Батуми одно время активно действовал легендарный анархист Нестор Каландаришвили — будущий партизанский командир, о котором речь пойдет ниже.
Девять месяцев коммуны в Гулгуле
Рассказывая об анархистском движении в Грузии в годы революционных событий 1905-1907 гг., нельзя обойти вниманием и события в сельской местности. Анархистских групп здесь не существовало, но сами идеи анархизма получили распространение среди некоторых крестьянских вождей. Создавались т.н. «красные сотни» — крестьянские повстанческие отряды, которые занимались поджогами помещичьих усадеб, полицейских участков и волостных управ, убийствами провокаторов и отдельных особо ненавистных чиновников и помещиков. Так, было утоплено в реке четверо полицейских провокаторов, пойманных «красной сотней».
В небольшом селе Гулгул в революционный период была создана коммуна. К ее созданию крестьян подтолкнул местный помещик, который симпатизировал идеям анархизма. Он раздал земли крестьянам, после чего последние уничтожили все межи и заборы, объявили землю общественной собственностью. Было создано крестьянское самоуправление. На собранные со всего селения деньги были приобретены сельскохозяйственные орудия, построены пекарни, школа и общественные дома. Также была пересмотрена продолжительность рабочего дня — установлен свободный график, сочетающийся с коммунистическим распределением продуктов «по потребностям». Членами коммуны постепенно стали все жители Гулгула, в том числе и зажиточные крестьяне, которые после коллективного бойкота со стороны селян начали терпеть постоянные убытки и были вынуждены присоединиться к коммунарам. Анархистский эксперимент продолжался в горном грузинском селении девять месяцев. В конечном итоге в село вошли правительственные войска, которые арестовали наиболее активных участников коммуны. Для обеспечения порядка в селе в общественных домах разместили казачьи подразделения.
В период 1905-1907 гг. партизанская война против власти шла на территории практически всей горной Грузии. Движение «красных сотен» приобрело такой размах, что царскому правительству пришлось ввести на территорию Грузии десятитысячный корпус генерал-майора Алиханова-Аварского. Солдаты Алиханова-Аварского уничтожали не только революционеров, но и поддерживавших их мирных жителей. Масштабы жертв достигли таких размахов, что позволили современникам сравнивать действия правительственных войск с оккупацией грузинских земель турецкими и персидскими захватчиками в предыдущие века.
Серьезный удар был нанесен и по анархистскому движению в крупнейших городах Грузии. В Тбилиси, Кутаиси, Батуми производились аресты активистов революционных организаций. Георгию Гогелиа удалось покинуть страну, однако большинство анархистов было арестовано. Такие видные активисты движения как Гугушвили и Ростомов были приговорены к каторжным работам, Квелиссиани сослан в Сибирь. Таким образом, анархистское движение на территории собственно Грузии оказалось фактически полностью разгромленным. Большинству уцелевших анархистов пришлось покинуть грузинские города и переехать в эмиграцию или, по крайней мере, в другие регионы Российской империи.
Здесь стоит отметить, что, помимо собственно Грузии, грузинские революционеры традиционно играли заметную роль в деятельности революционных организаций соседних регионов, в том числе — Северного Кавказа. Так, в Армавире, где действовала одна из наиболее активных в регионе анархистских групп, в ее составе были грузины А. Гобеджишвили, М. Метревели, Д. Мохналидзе. Непосредственно же у руля руководства группой стоял бывший официант Антон Мачаидзе, после разгрома армавирских анархистов и ареста приговоренный в Екатеринодаре к высшей мере наказания — смертной казни.
Ростов-на-Дону также являлся в 1907-1908 гг. одним из центров регионального анархистского движения. По данным историков, значительную роль в революционных организациях, в том числе и в анархистских группах, в Ростове играли выходцы с Кавказа, включая и грузин. Их удельная доля в некоторых анархистских группах составляла до 70 % активистов. Так, в первой половине 1908 г. под руководством грузина Нестора Сургуладзе действовала анархистская группа, которая планировала убийство начальника местного охранного отделения подполковника Карпова. Ростовские анархисты поддерживали связи с земляками — грузинами из других кавказских городов.
Удивительно, но грузинским анархистам было суждено сыграть заметную роль и в революционном движении в Сибири и на Дальнем Востоке. Появление здесь внушительной по численности колонии грузинских революционеров было обусловлено тем, что после подавления революции 1905-1907 гг. в Иркутск и другие города Иркутской губернии были высланы многие активные социалисты-революционеры, социал-демократы, анархисты. В ссылке многие из революционеров не порывали с прежней деятельностью и, отдохнув, занимались изданием подпольной литературы, пропагандой на местных предприятиях.
Сибирский батька
Среди переселившихся в Иркутскую губернию грузинских анархистов был и Нестор Александрович Каландаришвили, прославившийся в годы Гражданской войны как один из крупнейших партизанских командиров Восточной Сибири. Это — едва ли не единственный грузинский анархист, в силу его революционных заслуг в Гражданскую включенный в пантеон советских героев — про него писали книги, ему ставили памятники даже в Советском Союзе, правда стремясь всячески «затушевать» его анархистское прошлое и подчеркнуть вступление в партию большевиков незадолго до гибели.

Переехав из Тбилиси в Батуми, Каландаришвили работал там учителем, затем служил клерком в заводоуправлении на одном из предприятий Ротшильдов. В 1904 г. Нестор перешел на позиции Партии социалистов — федералистов, о которой мы писали выше. В 1905 году он участвовал в знаменитом батумском восстании, был активным боевиком местной дружины. Разгром восстания заставил его бежать в Кутаиси, где Нестор устроился актером в местный театр и, одновременно, познакомился с кутаисскими анархистами. Последним удалось сагитировать Каландаришвили и он, покинув ряды социалистов-федералистов, окунулся в деятельности группы анархистов-коммунистов. В своей автобиографии он затем вспоминал: «началась памятная для каждого старого революционера жизнь со всеми ее «прелестями»: скрыванием, отстреливанием, лазанием через трубы, перепрыгиванием через заборы и т.д.» (Кожевин В.Е. Легендарный партизан Сибири. Иркутск, 1971. Стр.11.).
Нестор Каландаришвили создал небольшой партизанский отряд анархистов, который под его руководством принимал участие в экспроприациях и нападениях на полицейских и жандармов. Неоднократно Нестора задерживала полиция, благодаря чему он побывал практически во всех тюрьмах Грузии — Батумской, Кутаисской, Сухумской и Тбилисской. Тем не менее, всегда ему удавалось выйти «сухим из воды», избегая наказания за недостаточностью улик. В 1907 году, после окончательного подавления революционного движения в Грузии, Каландаришвили бежал в Сибирь. В 1908 году он остановился в Иркутске, где женился на Христине Леонтьевне Мкеравали. Друг Каландаришвили С.И. Назьмов помог беглому анархисту устроиться работать фотографом. Одновременно революционер участвовал в деятельности иркутского театра.
В Иркутске Каландаришвили связался с местной диаспорой грузинских ссыльных революционеров, вышел на связь и с действовавшими в городе анархистами. Внимание Нестора привлекли шахты Черемховского бассейна, на которых трудились многие высланные из Грузии грузины и осетины — участники революционных событий 1905-1907 гг., воевавшие в составе «красных сотен». Каландаришвили часто бывал в Черемхово, что отмечает и его тогдашний соратник М.В. Церетели — бывший кутаисский гимназист, работавший шахтером в Черемхово.
Революционная деятельность в Иркутске также не оставалась без внимания со стороны местных властей. Несколько раз Каландаришвили был арестован, но с помощью опытного адвоката О.Б. Патушинского выходил на свободу за недоказанностью преступления. Последний суд над Нестором Каландаришвили и его товарищами Мачавариани, Соломоном Орджоникидзе, Горгеладзе, Цейтлиным, Томашевичем, Завьяловым и Белослюдцевым состоялся в мае 1914 года, но, как и прежде, закончился оправдательным приговором.
Когда в 1917 г. произошла революция, грузинские революционеры, проживавшие в Иркутске, включились в активную деятельность. Был создан красногвардейский отряд грузинских анархистов из шестидесяти человек. Командование отрядом принял Нестор Каландаришвили, его помощниками стали: бывший рабочий батумского завода Ротшильда и боец «красной сотни» Михаил Асатиани, участник Гурийского восстания Иосиф Кигурадзе, бывший пастух из Мегрелии Вано Харчилава, кутаисский анархист Михаил Церетели, крестьянин — «красносотенец» из Гурии Герасим Зоидзе. Именно отряд Каландаришвили составил костяк прославленной впоследствии партизанской армии, которая воевала по всей Восточной Сибири — против войск Семенова, Каппеля и Унгерна.

Судьбы других лидеров грузинского анархизма сложились по-разному — кто-то безвестно сгинул на каторге, кто-то погиб в огне Гражданской. Что касается наиболее значимых фигур: В 1925 году в возрасте 79 лет скончался Варлаам Черкезов — легендарный основоположник анархистской тенденции в грузинском народничестве. В 1924 году в туберкулезной больнице Тифлиса (Тбилиси) скончался 47-летний Георгий Гогелиа. Показательно, что его похороны были организованы советской властью — видного анархиста хоронили как выдающегося революционера при отсутствии его единомышленников, большая часть которых была репрессирована уже новой революционной властью.
Несмотря на распространение анархизма в Грузии, сторонникам абсолютного безвластия так и не удалось не только реализовать свои идеи на практике, но и осуществить в Грузии нечто, подобное анархистским экспериментам Нестора Махно на Украине или испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании. Нестора Каландаришвили, тезку Махно, иногда называют «сибирским батькой». Но не следует забывать, что в историю он вошел как военный, партизанский командир, а не как воплотитель социального эксперимента. В то же время идеологическим оппонентам анархистов Грузии — грузинским социал-демократам и впоследствии большевикам удалось сыграть в истории России роль, непропорциональную ни их количеству, ни, собственно, значению Грузии в отечественной истории. Именно из Грузии, как все прекрасно знают, вышла целая плеяда титулованных большевиков, включая такие известные персоны как Енукидзе, Орджоникидзе, Джапаридзе, Берия и, разумеется, сам Иосиф Виссарионович Сталин — Джугашвили.