Стальные динозавры

Стальные динозавры


Необходимость в создании поездов с повышенным уровнем защиты в России появилась одновременно с началом перевозок военного назначения. А начались эти перевозки с того момента, как железные дороги перешли из разряда аттракционов для именитой публики в разряд самого перспективного вида транспорта XIX века. Изначально такие поезда мало чем отличались от своих гражданских собратьев. Ведь их основной функцией в первую очередь было строительство железнодорожных путей в суровых условиях военного времени.

Блиндажи на рельсах


Однако первые прототипы бронепоездов появились не в России. Называли их тогда блиндированными поездами. От известного слова французского происхождения «блиндаж», то есть покрытый заслонками. Заслонки эти вовсе не обязательно были бронированными. Первые блиндированные поезда представляли собой обычные составы, на платформах которых из шпал, мешков с песком и прочих подручных материалов были сооружены эти самые блиндажи-укрытия. Первые вооруженные поезда появились во время Гражданской войны в США (1861-1865). В 1882 году их применяли англичане в Египте. Позже блиндированные составы успешно укрывали английских солдат от пуль бурских стрелков-снайперов во время Англо-бурской войны в Южной Африке (1899-1901).

У российского военного руководства отношение к блиндированным поездам было скептическое. Но ровно до тех пор, пока не возникла необходимость передвижения воинских составов по враждебной территории. Произошло это во время так называемой Китайской войны, известной еще как «восстание боксеров». В 1898 году китайские повстанцы — ихэтуани (буквально — отряды гармонии и справедливости) подняли мятеж против европейского и японского вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Особенно досталось представителям различных христианских конфессий, в том числе и православным. Когда возникла реальная опасность физического уничтожения всех инородцев и христиан-китайцев на охваченной восстанием территории, была создана международная коалиция. Европейские державы и Япония направили свои вооруженные силы в Китай. Не осталась в стороне и Российская империя.

В мае 1900 года русская эскадра подошла к китайским берегам и высадила десант в провинции Тангу. Отряд с лету захватил несколько поездов. На их базе и был создан первый русский вооруженный блиндированный поезд. В течение нескольких недель он осуществлял сообщение между эскадрой и ушедшими вглубь территории русскими войсками.

Не прошло и года, как блиндажи на колесах оказались снова востребованы. И опять в Китае, для обеспечения безопасной перевозки грузов в Порт-Артур по Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). На этот раз импровизацией и не пахло. Госзаказ был размещен на питерском Путиловском заводе. Это были уже бронепоезда в самом прямом смысле этого слова. Но назвать их боевой единицей, способной самостоятельно вести бой, нельзя. Пока это были лишь защищенные броней транспортные средства, грозные на вид, но совершенно безответные — бойницы для ведения огневого боя конструкцией предусмотрены не были.

После Русско-японской войны напряженность на Дальнем Востоке несколько спала, и уже построенные, но не оправдавшие надежд поезда, отогнали на «запасный путь»…

Стальные динозавры

Французская подвижная батарея с двумя 200-миллиметровыми пушками и наблюдательной башней, 1914 год
Изображение из журнала «Великая война в образах и картинках», 1914 год


Крейсера степей

Ситуация изменилась с началом Первой мировой. Уже в первый месяц войны активно наступающим частям русской армии удалось захватить несколько австро-венгерских броневагонов и бронированных паровозов. Дополнительная прелесть этих трофеев заключалась в том, что вся захваченная техника была рассчитана под западноевропейскую колею, которая была заметно уже российской (соответственно 1435 миллиметров и 1524 миллиметра). Довольно быстро на базе трофеев был сформирован первый бронепоезд, вполне успешно проявивший себя в условиях мобильного характера войны на юго-западном фронте. Учитывая его успехи, началось строительство новых бронепоездов. Тем не менее трофейные бронированные паровозы высоко ценились в Русской армии. Ведь одно дело — при переходе на «западную» колею заменить колесные пары под вагонами и совсем другое — изменить ширину колеи для паровоза.

Вне зоны боевых действий драгоценные бронепаровозы отдыхали — их в составе бронепоезда таскали обычные гражданские, так называемые черные паровозы.

Довольно быстро в Российском военном ведомстве прочувствовали все основные плюсы бронепоездов как ударных боевых единиц. В первую очередь это оперативное, не имеющее аналогов в то время, перемещение артиллерии и пулеметных команд. Впоследствии из этой ниши бронепоезда вытеснят танки, но тогда они были большой редкостью и заметно проигрывали по маневренности. Неожиданное появление бронепоезда наводило ужас на противника. Словно огромный броненосный корабль вдруг начинал двигаться по суше, обрушивая всю свою огневую мощь на неприятеля.

Те, кто пережил атаки бронепоездов, почти одинаково описывали свои ощущения: появившаяся из-за горизонта маленькая точка с дымком быстро увеличивалась, постепенно обретая очертания стального чудища, мчащегося в клубах пара и изрыгающего лавину снарядов, картечи и пуль…

Поезд просто приезжал, уничтожал все вокруг и дожидался подхода пехоты. Единственным недостатком была ограниченность маневра и зависимость от состояния пути и живучести паровоза. Потеряв ход, бронепоезд по мере расхода боеприпасов превращался в стационарную мишень для вражеской артиллерии. Это и стало основной причиной их гибели. Для предотвращения таких ситуаций на каждом уважающем себя бронепоезде имелся специальный, максимально унифицированный комплект для быстрого ремонта железнодорожных путей и команда обученных людей. Но все же командиры поездов старались не врезаться далеко в тыл к противнику, отрываясь от следующей за ним пехоты.

Оснащались бронепоезда обычным, стандартным вооружением, способным разместиться в ограниченных габаритах поезда. Чаще всего это были компактные горные пушки. Разборные, предназначенные для транспортировки посредством вьючных животных, имевшие неподвижный лафет, они лучше всего подходили для обеспечения боевой мощи первых бронепоездов. Впоследствии к ним присоединились небольшие казематные (капонирные) орудия.

Экипажи бронепоездов по составу и специализации можно было сравнить лишь с экипажами боевых кораблей. Видимо, поэтому во время Гражданской войны так много революционных матросов переквалифицировались в военных железнодорожников. Командовал бронепоездом обычно офицер в звании не выше капитана.

Стальные динозавры

Сборка бронепоезда в железнодорожном депо во время Великой Отечественной войны, 1941 год
Фото: Иван Шагин / РИА Новости


Кстати, до лета 1917 года существенным недостатком в организации боевой работы бронепоездов являлся принцип комплектования экипажей. Дело в том, что экипажа как единого целого не существовало, а были представители различных воинских специальностей, прикомандированные из совершенно разных частей и даже родов войск. Артиллеристы — из артиллерии, саперы — из инженерных частей, ремонтники — из железнодорожных батальонов, пулеметчики — из пулеметных команд, хозяйственники — из интендантов. Особенно такая разнородность била по снабжению продуктами личного состава, получению вещевого и денежного довольствия.

В 1917 году, после Февральской революции, под воздействием буржуазно-революционно-патриотического подъема в войсках в Русской армии стали формироваться специальные части смерти, или, как их официально называли в то время, — ударные части. Обычно «ударниками» становились наиболее боеспособные, неподверженные разложению подразделения. Не обошла стороной эта тенденция и экипажи крепостей на колесах — борта нескольких бронепоездов украсили символы ударных частей: черно-красная галочка и череп в терновом венке на фоне двух скрещенных мечей. Особенно отличился в боях бронепоезд полковника Н.И. Кондырина «Генерал Анненков».

Вдохновленный успехами, он обратился к военному министру Временного правительства с предложением сформировать не просто «бронепоезд смерти», а целый ударный комплекс, включающий в себя, кроме самого бронепоезда, еще и вспомогательный поезд с тяжелой дальнобойной артиллерией, мотоброневагон и несколько разведывательных бронированных дрезин, а для поддержки с флангов — бронеавтомобили. Плюс к этому для корректировки огня дальнобойной артиллерии предлагалось придать поездам привязной аэростат, а для разведки и поддержки с воздуха — парочку аэропланов.

Получив одобрение министра, Кондырин начал формирование ударного комплекса. На первых порах ему в придачу к бронепоезду «Генерал Анненков» выделили два бронеавтомобиля, бронедрезину и даже подогнали знаменитый мотоброневагон «Заамурец» — уникальный плод совместного труда боевых офицеров и профессиональных инженеров.

Эту боевую машину по автономности и эффективности можно было сравнить разве что с подводной лодкой. Благодаря небольшим габаритам и высоте, отсутствию демаскирующего, свойственного паровозам пара и шума, появление «Заамурца» всегда становилось неожиданностью для противника. Толщина и просчитанный угол наклона брони, два автономных двигателя внутреннего сгорания добавляли живучести этому рельсовому кораблю. Да и экипажу там было вполне уютно — тепло- и звукоизоляция, отопление, телефонная связь между отсеками, электрическое освещение и даже принудительная вентиляция.

Начав свой боевой путь в Одессе в 1916 году, «Заамурец» закончил его, затерявшись где-то в Маньчжурии в начале 30-х годов. За это время он успел побывать в руках: у войск украинской Рады; у красных и у белых; у бандитов-анархистов и у белочехов; у харбинских белоэмигрантов и у китайцев. На последнем его фотоснимке на борту броневагона красуются японские иероглифы.

К сожалению, создание ударной группировки полковника Кондырина в задуманном им виде прервали революционные события осени 1917-го.

Тем не менее за время Первой мировой войны в России было построено около 15 бронепоездов, один мотоброневагон и несколько бронированных дрезин. Потери составили три бронепоезда: два на Юго-Западном фронте и один на Кавказском.

Что касается армий противника, то там, несмотря на наличие «классических» бронепоездов приоритет отдавался поездам-транспортерам тяжелой и сверхтяжелой артиллерии, которая становилась главным средством прорыва вражеской обороны.

От Украины до Чечни и Китая

С окончанием Первой мировой и началом Гражданской бронепоезда Русской армии растащили по частям различные противоборствующие стороны. На их базе создавались новые кустарные бронепоезда, носившие звучные имена и ставшие впоследствии одним из ярких символов Русской смуты. Число действовавших в Гражданскую войну бронепоездов исчислялось десятками с каждой воюющей стороны.

В годы Великой Отечественной войны бронепоезда пережили второе рождение в качестве передвижных зенитных батарей. Но существовали и классические, ударные составы.

После войны, до 1953 года, несколько бронепоездов курсировали по железным дорогам Западной Украины, охраняя их от нападений отрядов УПА.

К концу 50-х необходимость в стальных рельсовых мастодонтах полностью исчезла. В бою их функции взяли на себя танки, а появление нового типа боевой авиации — вертолетов — сделало бронепоезда уязвимыми до полной обреченности. Бронепоезда окончательно сняли с вооружения. Но не прошло и 10 лет, как о них вспомнили вновь.

В связи с резким ухудшением отношений с Китаем возникла необходимость в обороне прилегающих к границе участков Транссибирской магистрали, проходившей через районы, где железная дорога была единственной коммуникацией. Для этого были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых бронелетучек. Они представляли собой небольшой бронированный тепловозик, к которому с обеих сторон были прицеплены платформы с расположенными на них танками и бронетранспортерами. На каждой из этих платформ имелась бронированная будка для размещения мотострелкового отделения.

Но прошло время, советско-китайские отношения наладились, и всю железнодорожную бронетехнику отправили на консервацию.

Еще раз бронированные монстры проявили себя на Кавказе. В 1990 году, во время беспорядков в Азербайджане. Там они охраняли важные железнодорожные узлы и сопровождали грузы и воинские эшелоны. После небольшого перерыва для выполнения аналогичных задач бронепоезда перебросили в Нагорный Карабах.

Стальные динозавры

Бронепоезд «Байкал» в Ханкале, 2003 год
Фото: Максим Крылович


Участвовали бронепоезда и в обеих Чеченских кампаниях. Поезда, действовавшие в Чечне, были удивительно похожи на своих далеких предков — блиндированные поезда Англо-бурской войны. Кроме основного, «заводского» броневагона и бронеплощадки с установленными на ней зенитными установками, все остальные вагоны представляли собой сплошную импровизацию. На их блиндирование шли мешки с песком, шпалы, танковые траки, толстые железные пластины, предназначенные для крепления рельсов к шпалам. Функцию артиллерии на этих поездах выполняли поставленные на платформы танки или БМП. За радиосвязь отвечал намертво прикрепленный к платформе стандартный армейский автомобиль-радиостанция. Таскали такие составы обычные тепловозы, дополнительно обшитые стальными листами. Для защиты от радиоуправляемых мин весь поезд по периметру был увешан специальными «глушилками».

Бронепоезда занимались перевозкой личного состава, сопровождением грузовых эшелонов и восстановлением железнодорожных путей. Кстати, в Чечне сбылось то, о чем мечтал в далеком 1917 году полковник-ударник Кондырин — поезда получили надежную поддержку с воздуха в виде постоянного сопровождения штурмовыми вертолетами. По этой причине в нелетную погоду поезда с базы не выходили.

В наши дни бронепоезда в очередной раз оказались не востребованы. В 2015 году последние из них планируется снять с вооружения. Надолго ли?
Автор: Максим Крылович
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2014/11/01/armadilo/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. sv68 8 ноября 2014 07:57
    мы по моему-единственная страна в мире где бронепоезда стоят на вооружении.их-бы сейчас в Новороссию! angry
    1. svp67 8 ноября 2014 13:49
      Цитата: sv68
      мы по моему-единственная страна в мире где бронепоезда стоят на вооружении
      Страна с ТАКОЙ территорией, развитой сетью железных дорог и большим количеством неспокойных соседей, по иному и не может. Просто надо к этому вопросу подходить уже на ином уровне, более современном. Оснастить БэПэ современными средствами разведки (вплоть до БПЛА) и связи, создать нормальные условия жизни для экипажа и тд и тп...
    2. 1976AG 8 ноября 2014 16:07
      А вас бы в бронепоезд!!! Чтобы вы на себе прочувствовали возможности бронепоезда в современном вооруженном конфликте и больше не писали подобную ересь!
      1. Steel Loli 8 ноября 2014 16:29
        Честно говоря, я всегда недоумевал, почему на поездах нельзя разместить современные комплексы ПВО, типа того же дивизиона С-400.
        Учитывая развитость железнодорожной сети в нашей стране - это хорошо бы сказалось обороне страны.
        Steel Loli
      2. Aleks тв 9 ноября 2014 02:48
        Цитата: 1976AG
        А вас бы в бронепоезд!!! Чтобы вы на себе прочувствовали возможности бронепоезда в современном вооруженном конфликте и больше не писали подобную ересь!

        Тезка, вы это кому написали ?
        Автору статьи или кому то из коментируемых ?
        Непонятно.
        ..........................

        Сама статья - общий обзор и ничего более.
        Нужны ли бронепоезда ?
        У нас действительно БОЛЬШАЯ Страна, и у неё много различных, абсолютно разных потенциальных ТВД (Театр Военных Действий). В некоторые их них БП очень неплохо вписываются. И задачи у них могут быть разные - от боевых и ПВО, до транспортного снабжения.
        Применять просто нужно с умом.

        Короткий пример:
        Под Читой до сих пор стояли в консервации несколько составов БТЛ и БП. Кроме броневагонов с автоматическим оружием и платформ с Т-62 и ПТ-76, они были укомплектованы БТР-40ЖД на стандартном ходу и с оборудованием для движения по жд.колее.
        Для сопок и бездорожья тех краёв - это и сейчас достаточно серьезная сила.
        Команда из мотострелков, разведчиков, саперов - под прикрытием бронетехники и современных средств ПВО, используя БП как "матку"... могут в тех краях нехилый шухер навести.

        ... На каждом ТВД у каждого оружия есть СВОЁ применение.
        wink
      3. svp67 9 ноября 2014 04:27
        Цитата: 1976AG
        А вас бы в бронепоезд!!! Чтобы вы на себе прочувствовали возможности бронепоезда в современном вооруженном конфликте и больше не писали подобную ересь!

        Похоже Вас где то БэПэ "обидел".Что Вы так о них отзываетесь, не лестно. Не хочется вступать в дискуссию, я остаюсь при своем мнении, что для нашей страны, с её очень протяженными ж.д. магистралями бронепоезда останутся актуальны, в любом конфликте. Ведь сами магистрали как то защищать надо. Просто сейчас необходимо их создавать на ином технологическом уровне, чем то, что имеется.
    3. Гражданский 8 ноября 2014 20:26
      предлагаю придумать и сделать железнодорожный авианосец! Представляете?! Сам по себе катается туда сюда с однодвигательными самолетами 5 поколения с укороченным взлетом и посадкой! Со скоростного поезда- скоростной взлет кстати!
      1. Штык 9 ноября 2014 13:19
        Цитата: Гражданский
        предлагаю придумать и сделать железнодорожный авианосец!

        Не забудьте пообрывать все контактные провода, а то у нас почти все ЖД электрифицированы!
      2. svp67 9 ноября 2014 13:20
        Цитата: Гражданский
        предлагаю придумать и сделать железнодорожный авианосец!
        Да, а если его еще сделать "подводным", то ценны ему не будет...ни в одном бюджете ни одной страны денег не хватит.
      3. gizz 10 ноября 2014 00:42
        Смех смехом, а идея вполне имеет место быть. http://topwar.ru/15879-bezaerodromnyy-start.html - статья о безаэродромном старте с эстакады. Самолет с вертикальным стартом можно использовать как таковой только с вертикальной посадкой. Экономия горючки %30 за вылет, или увелич. дальности оного. А мобильный аэродром с обслугой во всяких лесах/горах/болотах многого стоит. Как говориться, хороша ложка к обеду.
  2. kripto 8 ноября 2014 08:32
    В Чечне импровизация была в основном на бронепоездах относившихся к МВД, а армейские были оборудованы значительно лучше. Хотя если учесть сколько сил задействовали вдоль железки на каждый выход бронепоезда, эффективность я бы поставил под сомнение (сугубо личное мнение). Да и весь день тащиться в железной коробке со скоростью сапера и собаки идущих перед ним удовольствие ниже среднего. А в Новороссии они не только в данный момент не нужны, но и будут представлять отличную мишень.
    kripto
    1. Yarhann 8 ноября 2014 22:55
      как по мне в чечне связки броневагонов и танка или БМП на платформе были чисто как охрана колонны по сухопутке когда идет танк или БМП а за ними уралы и др небронированная техника с людьми и провизией . То есть это как средство обеспечение безопасности колонны или состава в данном случае не больше и не меньше но никак не для ведения боевых действий . В Новоросии это ненужно просто потому что несоизмеримые силы армии новоросии и ВСУ - вот ВСУ может использовать такие поезда для обеспечения войск находящихся в окружении или в полуокружении . Вообще именно доставка провизии и боеприпасов окруженным подразделениям и отличает хорошо организованную армию от плохой армии . НЕмецкая ставка расчитывала держатсмя в окружении под салинградом очень долго до создания ударных группировок войск на тыловых наших направлениях - а обеспечение они собирались проводить исключительно по воздуху в распоряжении того участва фронта было несколько сотен бомбардировщиков не111 их же юзали как грузовики - но наши дорблесные воины вовремя уничтожили большую часть этой машины снабщжения в тылу у немцев и недали возможности немцам эффективно оборпонятся в окружении в итоге была проиграна битва решившая ход всей войны . Война это в первую очередь логистика провизии и оружия и маневр войск - и уже конечный результат всего этого это боевой контакт .Посмотрите что случилось с ВСУ летом когда ои понесли огромные потери при многократном примуществе в технике и живой силе - они просто несмогли обеспечяить доставку провизии горючего и боеприпасов своим войскам - в итоге с течением времени боеспособные войска превратились в обычных туристов которых взяли в плен а многих уничтожили .Вспомните против чего боролись наши партизаны особенно в Белорусии - именно нарушение логистики нападали на колонны на дорогах и пускали поезда под откос с провизией и техникой . И германская армия превосходила армию СССР особено в начале войны именно по логистическим возможностям и возможности маневра - они могли быстро создавать в нужных сестах фронта численное приимущество в итоге выходили в тылы нашим основным силам . Так что война это всегда маневр и логистика и такие бронепоезда как раз обеспечивают возможность доставки грузов .
  3. leron 8 ноября 2014 09:01
    помимо бронепоездов в РФ есть и бронированные спец. вагоны, их всегда можно в случае чего поставить в состав поезда а на платформу поставить танк или БМП делов на час. вот вам и бронепоезд)
    leron
  4. da Vinci 8 ноября 2014 09:36
    Если"Байкал" бронепоезд, то дельтаплан - истребитель. Это просто 1 броневагон + серийный танк на платформе. Сравнивать ЭТО с бронепоездом 1 или 2 мировых войн просто не корректно.
    1. Ежак 8 ноября 2014 12:55
      Цитата: da Vinci
      Если"Байкал" бронепоезд

      В 1990, в феврале м-це, довелось видеть советский бронепоезд недалеко от Сумгаита, на станции Насосная. Там был достаточно приличный состав из вагонов и платформ с танками. Впечатление хорошее техника оказала.
    2. lilian 8 ноября 2014 13:38
      Во времена, когда классические бронепоезда исчезли, и упоминание "Байкала" необходимо, как нечто, отдаленно или не так и уж отдаленно схожее по назначению с бронепоездами.
  5. pahom54 8 ноября 2014 09:48
    " В 2015 году последние из них планируется снять с вооружения. Надолго ли?"...

    Мне кажется - навсегда.
    Еще по опыту становления первой ракетной дивизии (БЖРК) могу сказать, что проблем с движением тяжелых поездов по железнодорожной сети - масса... И одну из основных проблем автор указал в своем обзоре - необходимость вслед за бронепоездом или БЖРК следования восстановительного поезда, потому что тяжесть этой махины намного превосходит вес обычного грузового эшелона...
    Ну и вдобавок: бронепоезд или БЖРК очень уязвим в местах постоянной дислокации или на временных стоянках как для авиации и крылатых ракет, так и для ДРГ предполагаемого противника...
    pahom54
    1. cosmos111 8 ноября 2014 11:59
      Цитата: pahom54
      Мне кажется - навсегда.

      классические наверно- ДА...

      во всегда нужны будут подвижные мобильные точки,для прикрытия ж/д узлов,как против воздушных целей так и против,мотопехотных подразделений,террористических групп.....

      скрытое бронирование,нужно при при постановке на вооружение БЖРК,нового поколения,систем ПРО(((от обстрела,состава террористами из антиматериальных винтовок))))))

      что необходимо:подготовить съёные броне-комплекты,с быстрой установкой на ,подвижной состав и тепловозы,все огневые средства поражения,монтируются на базе серийных БМ....((стратегов и ПРО,не затрагиваю))))

      вот такие броне-комплекты должны находиться на базах хранения Ж/Д войск---как сейчас хранятся мостовые конструкции....
      бронепоезд 21 века-будет модульным, по конструкции и бронированию!!!((по крайней мере должен быть)))
      1. pahom54 8 ноября 2014 12:06
        Цитата: cosmos111
        классические наверно- ДА...

        во всегда нужны будут подвижные мобильные точки,для прикрытия ж/д узлов,как против воздушных целей так и против,мотопехотных подразделений,террористических групп.....


        Опять таки - слишком большая привязка к рельсам, как у трамвая...
        для прикрытия крупных ж/д станций сейчас существует масса вариантов гораздо лучше бронепоездов, который "размалывает" путевое хозяйство... Были бы гроши, а нормальную замену всегда найти можно... в том числе и мобильную...
        pahom54
        1. cosmos111 8 ноября 2014 13:32
          Цитата: pahom54
          "размалывает" путевое хозяйство

          Юрий,я сам путеец...это хозяйство и ремонтирую(ПМС)....у нас в конце -80-х проходили БЖРК и нечего не сломалось.....напомню ,что каждая цистерна 60- тонн,а сдвоенная 120 и таких в составе до***-много.....
          на сроки кап ремонта,это не как не влияет....но и т.д.....
          Цитата: pahom54
          слишком большая привязка к рельсам, как у трамвая...

          это не наступательное вооружение,а чистая оборона космическая ПВО-ПРО(ещё нет,но обязательно будет)))именно на Д/Ж носителях....
          чем оборудовать,оборонительный пункт на узловой ст....тратить средства и время....легче подогнать два-три бронепоезда....
          при выполнении задачи,простая копеечная передислокация.....

          а если оборудовать,средствами защиты как "Железный Купол "или немецкая система ближней защиты ,от миномётных мин-"Богомол"...но и т.д...
          и всё это монтируется ,на одном подвижном составе,что не нужно просто отцепил вагон....
          системы MANTIS

          ракета EAPS от Lockheed Martin была успешно испытана против минометного выстрела в 2013 году....
          1. pahom54 8 ноября 2014 15:10
            Цитата: cosmos111
            и всё это монтируется ,на одном подвижном составе,что не нужно просто отцепил вагон....


            Ну собственно БЖРК и состоял из трех модулей, которые растаскивали тепловозы...
            На боевом патрулировании они идут вместе, а уж затем - разбегаются в разные места и происходит запуск...
            pahom54
      2. Ежак 8 ноября 2014 14:33
        Цитата: cosmos111
        съёные броне-комплекты,с быстрой установкой

        В советские годы, это всем известно, вдоль ж\д путей лежали без охраны ремонтные комплекты из рельсов и шпал. И их НИКТО не трогал. Ну, разве изредка, а попавшийся получал под самую завязку. Сегодня ничего этого не существует!
        Теперь о съёмных комплектах. Их необходимо где-то хранить, Так, чтобы не повреждалось лако-красочное покрытие, не портился внешний вид и т.д. Нужны складские помещения. Необходима охрана! Охране нужно платить зарплату. Сами знаете, металлисты не дремлют, и пункты приёма металлолома процветают. Даже в армии воруют, без зазрения совести.
        Вопрос, где взять и кто выдаст деньги для этого? Тьфу, опять я на деньги съехал. А зарекался о них ни слова.
  6. leron 8 ноября 2014 10:16
    можете пояснить зачем восстановительный поезд нужен))) а то сейчас лопнем со смеха с коллегами)))) п.с. разгрузка веса идёт по осям вагона и она в любом случае не превышала 23,5 тонны. рельсам пофиг.
    ну и ещё, как вы собственно будете наводить крылатые ракеты ( я не говорю про их радиус применения ) если вы не знаете где поезд будет остановлен на стоянку? а мест для стоянок было ну оооооооченб много.
    leron
    1. pahom54 8 ноября 2014 12:21
      Цитата: leron
      а то сейчас лопнем со смеха с коллегами))))


      Вы в какой дивизии в свое время "лопались" от смеха, когда возникали проблемы с БЖРК именно с путевым хозяйством? Правильно, ремонтировали гражданские... А курочил пути "бронепоезд"...
      И смеяться тут нечему. Кстати, от действий ДРГ он практически не защеищен, взвод охраны из пацанов срочников - это не охрана...

      Если Вам смешно, то мне, служившему на этом "бронепоезде", вовсе не смешно. Само изделие - ракету - америкосы очень боялись, а вот вся эта маета с передвижением по путям, с обеспечением, с охраной - это нечто...
      Смейтесь дальше, на диване так хорошо это делать...
      pahom54
      1. cosmos111 8 ноября 2014 13:44
        Цитата: pahom54
        А курочил пути "бронепоезд

        бронепоезд и не только он "курочил" пути, потому,что там в чечне не было как ремонта с начала 90-х,шпалы попросту сгнили ,а ж/б пришли в негодность(трещины и т.д)))
        Цитата: pahom54
        И смеяться тут нечему. Кстати, от действий ДРГ он практически не защеищен, взвод охраны из пацанов срочников - это не охрана...

        по паре тепловизоров, в голове и хвосте состава и тема закрыта...а вместо срочников контрактники....
        1. pahom54 8 ноября 2014 15:18
          Цитата: cosmos111

          по паре тепловизоров, в голове и хвосте состава и тема закрыта


          К стыду для советской оборонной промышленности, ордена и медали за систему охраны С5 (с тепловизорами) получили, а вот до ума ее довели... Говорю о том, что твердо знаю...
          И так она, бедная С5 якобы с тепловизорами, просуществовала до конца существования БЖРК, считаясь новейшей суперсистемой охраны позиционного района БЖРК... А охраняли все те же солдатики, которые ездили в последнем вагоне поезда, и которых "снять" любому диверсанту не стоило никакого труда...

          Да и собственно, о чем мы спорим? Разговор шел о бронепоездах и будут ли они существовать... Вот Вы, если как раз занимаетесь ремонтом путей сообщения, скажите - пути сообщения сейчас соответствуют предъявляемым к ним требованиям?
          И, как развитие темы: если начнется мобилизационная катавасия и нагрузка в движении поездов увеличится, современная система МПС справится?
          Почему я затронул БЖРК - да потому, что там, помимо всего, ну ОООччень много проблем было, и связано было в первую очередь именно с путевым хозяйством и согласованием между МО и МПС...
          pahom54
          1. cosmos111 8 ноября 2014 17:09
            Цитата: pahom54
            И, как развитие темы: если начнется мобилизационная катавасия и нагрузка в движении поездов увеличится, современная система МПС справится?


            я маленький человек,но сейчас вводятся новые технологии уклдадки ....это скорее вопрос к инженерам и руководителям подразделений Ж/Д транспорта,у нас,что сказали окно,с таки,до стольки,кинули новые решётки и смоталисть-ВСЁ....


            но скорости и протяжённость перегонов увеличились и тоннажность так же.....
            Цитата: pahom54
            Почему я затронул БЖРК - да потому, что там, помимо всего, ну ОООччень много проблем было, и связано было в первую очередь именно с путевым хозяйством и согласованием между МО и МПС.

            не знаю,просто для всех служб напряг,а чисто технически не было проблем...я не вагонник,но вагоны там были не простые,расчитаны на вес изделия и с минимальнолй вибрацией и раскачиванием....
            и с каждым осмоторщиком шёл спец....
  7. Вадим237 8 ноября 2014 11:34
    Бронепоезд самая эффективная по тяговооружённости боевая платформа.
    1. leron 8 ноября 2014 11:49
      можно и ОТРК на них размещать и дальнобойные РСЗО, особенно в районах БАМа. да много чего можно... хоть ПВО. правильно сказано, тепловоз много сможет увезти и достаточно быстро по сравнению с грунтовыми платформами.
      leron
  8. leron 8 ноября 2014 12:49
    Цитата: pahom54
    Цитата: leron
    а то сейчас лопнем со смеха с коллегами))))


    Вы в какой дивизии в свое время "лопались" от смеха, когда возникали проблемы с БЖРК именно с путевым хозяйством? Правильно, ремонтировали гражданские... А курочил пути "бронепоезд"...
    И смеяться тут нечему. Кстати, от действий ДРГ он практически не защеищен, взвод охраны из пацанов срочников - это не охрана...

    Если Вам смешно, то мне, служившему на этом "бронепоезде", вовсе не смешно. Само изделие - ракету - америкосы очень боялись, а вот вся эта маета с передвижением по путям, с обеспечением, с охраной - это нечто...
    Смейтесь дальше, на диване так хорошо это делать...

    как прокомментируете про 23,5 на ось? и причём тут вообще восстановительный поезд? у вас вагоны падали? ну и дам вам вводную) тепловоз весит 123тонны и имеет 6 колесных пар, вагон ПУ имел схожий вес и имел 8 колесных пар ( плюс часть веса приходилась через догружатели на соседниий вагон). про доворачиваемость тележек будем говорить? пожалуй пропустим ибо по ЖД курсируют и 16 осные вагоны.
    я если что, я машинист 2 класса и уж мне то не знать что и как воздействует на путь;-) по поводу охраны, спросите у тех кто охраняет тополя и ярсы и про уязвимость спросите))) им далеко до скоростей по ЖД.
    leron
    1. cosmos111 8 ноября 2014 13:56
      Цитата: leron
      я если что, я машинист 2 класса и уж мне то не знать что и как воздействует на путь;

      наконец то хоть один с железки.....я путеец 6-го разряда.....
      2-й класс,значить лет 10-ть работаете???
      1. FoMaS 8 ноября 2014 14:16
        Ну, раз путеец, то объясни машинисту, какое воздействие на путь производит прохождение 200т вагонов при скорости 80км/ч.
        Особенно отметим метал на стрелочных переводах, как там сердечники крестовин и боковые рамы(даже при 40км/ч) себя чуствуют??
        Нормы по шаблону и износу посмотрим через пару месяцев и...
        задумаемся, а наработают они хотя-бы гарантийный заводской тоннаж ?? winked
        1. Siberia 9444 8 ноября 2014 14:39
          Все зависит от крутизны стрелочного перевода hi Больший износ идет в кривых участках пути ( а именно когда неправильный профиль бандажа или колёсного диска после ТО4 это уменьшает износ )
        2. Комментарий был удален.
      2. Siberia 9444 8 ноября 2014 14:37
        Коллеги ! drinks Старший дежурный по депо. ( Локомотивного Новосибирск). По поводу скорости это факт с Новосибирска до Омска скорость пассажирских до 120 км\ч по станциям до 100 км\ч со стрелочной крутизной 1\11 грузовые до 90 км\ч ну если нет ремонтный ограничений. drinks
        1. cosmos111 8 ноября 2014 15:15
          Цитата: Siberia 9444
          Новосибирска до Омска скорость пассажирских до 120 км\ч по станциям до 100 км\ч со стрелочной крутизной 1\11 грузовые до 90 км\ч ну если нет ремонтный ограничений

          бригадир ПМС.....всё абсолютно точно,запостили...от тоннажности состава,скорость не меняется,только если негабарит перевозят,или сдвоенный состав(((поправте если не прав))),ещё влияет на скорость износ пути,там ставят ограничения в скорости-износ пути это главное,что ограничивает скорость...но и рельеф местности..в гору не поедешь на скорости 80 кл/час уклон в 10 град уже 2-а тепловоза/электровоза цепляют-не тянет один))) .....
      3. Комментарий был удален.
  9. leron 8 ноября 2014 13:14
    Цитата: pahom54
    Цитата: cosmos111
    классические наверно- ДА...

    во всегда нужны будут подвижные мобильные точки,для прикрытия ж/д узлов,как против воздушных целей так и против,мотопехотных подразделений,террористических групп.....


    Опять таки - слишком большая привязка к рельсам, как у трамвая...
    для прикрытия крупных ж/д станций сейчас существует масса вариантов гораздо лучше бронепоездов, который "размалывает" путевое хозяйство... Были бы гроши, а нормальную замену всегда найти можно... в том числе и мобильную...

    только в воспаленных умах бандура типо тополь-м ломиться напролом через лес.... взгляните на карту сети ж.д. дорог для начала...
    leron
    1. Комментарий был удален.
      1. ТОР2 8 ноября 2014 14:22
        Цитата: cosmos111
        ,но дежурная о прохождении литерного состава,знает минимум за 3-4 часа.....если завербована боевиками...могут и успеть....

        если нужно пройдёт под № почтово-багажного
        1. cosmos111 8 ноября 2014 15:10
          Цитата: ТОР2
          если нужно пройдёт под № почтово-багажного

          ну конечно,а как же органичения по скорости,хотя участок св 80 кл/час и все службы на ушах...все начальники ПЧ ,ШЧ,сидят у телефонов.....

          вся станция знает(кто в смене ДС,ВЧД-осмоторщики)),что и во сколько пройдёт...так же в чечню составы шли и на учения в Ашулук сейчас идут...
  10. ТОР2 8 ноября 2014 14:40
    Цитата: pahom54
    для прикрытия крупных ж/д станций сейчас существует масса вариантов гораздо лучше бронепоездов

    ни один грунтовый комплекс не сможет перемещаться с такой скоростью. Современный военный конфликт начнётся с сражения за жизненно важные центры. Сколько нужно времени что бы перезарядить "Панцирь" или "ТОР"? А если эти системы интегрированы в бронепоезд, проблема решается автоматической подачей. К тому же на поезде можно разместить мощную энергетическую установку, что открывает возможности для использования оружия на новых физических принципах. Так что бронепоезда будут и в будущем, только разных классов и под разные задачи.
  11. leron 8 ноября 2014 15:20
    Цитата: Ежак
    Цитата: cosmos111
    съёные броне-комплекты,с быстрой установкой

    В советские годы, это всем известно, вдоль ж\д путей лежали без охраны ремонтные комплекты из рельсов и шпал. И их НИКТО не трогал. Ну, разве изредка, а попавшийся получал под самую завязку. Сегодня ничего этого не существует!
    Теперь о съёмных комплектах. Их необходимо где-то хранить, Так, чтобы не повреждалось лако-красочное покрытие, не портился внешний вид и т.д. Нужны складские помещения. Необходима охрана! Охране нужно платить зарплату. Сами знаете, металлисты не дремлют, и пункты приёма металлолома процветают. Даже в армии воруют, без зазрения совести.
    Вопрос, где взять и кто выдаст деньги для этого? Тьфу, опять я на деньги съехал. А зарекался о них ни слова.

    1. так называемые вами рем. комплекты как лежали так и лежат. только шпал там нету) их и при советах унесли бы.
    2. броне модули ( если они были бы ) должны храниться в войсках ж.д. а ни как не на балансе РЖД.
    3. у меня в городе часть ж.д. стоит, нормально там все храниться, подкрашивают по необходимости)
    leron
  12. leron 8 ноября 2014 15:39
    Цитата: FoMaS
    Ну, раз путеец, то объясни машинисту, какое воздействие на путь производит прохождение 200т вагонов при скорости 80км/ч.
    Особенно отметим метал на стрелочных переводах, как там сердечники крестовин и боковые рамы(даже при 40км/ч) себя чуствуют??
    Нормы по шаблону и износу посмотрим через пару месяцев и...
    задумаемся, а наработают они хотя-бы гарантийный заводской тоннаж ?? winked

    ну тогда поясните мне глупому какое воздействие на путь от поезда весом 7000т.)? причём дополню вас, вы про кривые забыли))))
    касаемо стрелок.... на главных путях везде марка 1/11 скоростях до 160км/ч, на приёмов отправочных 1/9 собственно тут то и будет скорость около 60-40км/ч. транспортеры 16 осные проходят через 1/9 без снижения скорости.
    про вес в 200тонн, честно убили, погуглите про 16 осные транспортеры на 250тонн.... после их прохода всех с выходных ( да же дворников ) вызывают крестовины менять.....
    leron
    1. FoMaS 8 ноября 2014 23:38
      Вы путаете распределённую нагрузку и одиночное воздействие от удара массой более 25тонн при соответствующей скорости,
      сердечник крестовины - перерыв сплошной поверхности катания (это удар!)
      и даже высокомарганцевая сталь сердечника крошится и слоится, да при одиночном проходе не смертельно, но плюсуем общий трафик по данному направлению из Ваших поездов по 7000т и видим что гарантийной наработки тоннажа для крестовин Р-65 1/11, а это 120млн.тонн не получается, нужно менять раньше ибо сердечник в труху.
      А, это-ли не дополнительная нагрузка на инфраструктуру пути??
      Тоже самое по острякам и кривым участкам пути, да ездить можно, но межремонтный период такие нагрузки значительно сокращают.
      -
      По скоростям: по ПТЭ - 1/11 40км/ч, 1/9 25км/ч по боковому,
      Пора Ваши ленты глянуть, раз так легко цифрами разбрасываетесь. winked
  13. leron 8 ноября 2014 15:44
    Цитата: FoMaS
    Ну, раз путеец, то объясни машинисту, какое воздействие на путь производит прохождение 200т вагонов при скорости 80км/ч.
    Особенно отметим метал на стрелочных переводах, как там сердечники крестовин и боковые рамы(даже при 40км/ч) себя чуствуют??
    Нормы по шаблону и износу посмотрим через пару месяцев и...
    задумаемся, а наработают они хотя-бы гарантийный заводской тоннаж ?? winked

    ну тогда поясните мне глупому какое воздействие на путь от поезда весом 7000т.)? причём дополню вас, вы про кривые забыли))))
    касаемо стрелок.... на главных путях везде марка 1/11 скоростях до 160км/ч, на приёмов отправочных 1/9 собственно тут то и будет скорость около 60-40км/ч. транспортеры 16 осные проходят через 1/9 без снижения скорости.
    про вес в 200тонн, честно убили, погуглите про 16 осные транспортеры на 250тонн.... после их прохода всех с выходных ( да же дворников ) вызывают крестовины менять.....
    leron
  14. dipqrer 8 ноября 2014 21:00
    Ж/Д тяга может быть востребована разными военными комплексами,поскольку за подлетное время может
    переместиться на десятки километров.Передвижные узлы связи,РЛС,пусковые установки,командные пункты и т.д.
    dipqrer
  15. leron 8 ноября 2014 23:21
    Цитата: cosmos111
    Цитата: leron
    я если что, я машинист 2 класса и уж мне то не знать что и как воздействует на путь;

    наконец то хоть один с железки.....я путеец 6-го разряда.....
    2-й класс,значить лет 10-ть работаете???

    ну вот уже и не один))) классы у нас получают после курсов повышения квалификации
    leron
  16. Strashila 9 ноября 2014 05:29
    Учитывая наши расстояния и отсутствия автодорог... они жизненно важны, мобильные центры тактического оружия или ПВО, РЭБ или просто огневой поддержки.
  17. chinArmy 9 ноября 2014 14:50
    Первоисточник http://lenta.ru/articles/2014/11/01/armadilo/


    Уже не единожды замечаю, что некоторые статьи тупо копируются с Ленты
  18. TribunS 9 ноября 2014 15:44
    Был и другой "тихий" поезд с рефрижераторными вагонами, - железнодорожный передвижной ракетный поезд "Молодец", наводящий страх на США и пущенный на переплав в мартены по договору России с США о СНВ во времена космополита Горбачева и хроника Ельцина... Сейчас военным руководством России принято решение возобновить проектирование и производство таких "молодцов"...
    TribunS
  19. Bosk 9 ноября 2014 17:44
    А почему и нет?, ведь что такое танк, самолёт, корабль...- это платформа для вооружения, а железнодорожный состав тоже в некотором смысле платформа, опять же тем же железнодорожным войскам во время конфликта ремонтировать железнодорожное полотно как то спокойнее, в той же самой Сибири как обеспечить ПВО составов?, ведь там ест такие места где единственное место где можно проехать а то и пройти только по железной дороге...
  20. 31rus 9 ноября 2014 19:45
    Работал в вагоном хозяйстве 15 лет автоматчиком,кто в теме тот поймет и не надо городить чушь про вес ,габариты ,скажу одно когда шел действительно бжрк,а не "пустышка",знали не многие и отличить визуально,без навыков очень проблематично.Кстати много тысячные перевозки,с запада на восток и обратно,как прикрываются,вот и думайте какие спец.поезда больше необходимы,это так к размышлению
  21. leron 9 ноября 2014 22:03
    Цитата: Штык
    Цитата: Гражданский
    предлагаю придумать и сделать железнодорожный авианосец!

    Не забудьте пообрывать все контактные провода, а то у нас почти все ЖД электрифицированы!

    таки все электрофицированы)))?
    во время ядерной войны электростанции не беруться в расчет на ж.д. в резерве почему о стоят тепловозы))))))
    leron
  22. leron 9 ноября 2014 22:10
    Цитата: FoMaS
    Вы путаете распределённую нагрузку и одиночное воздействие от удара массой более 25тонн при соответствующей скорости,
    сердечник крестовины - перерыв сплошной поверхности катания (это удар!)
    и даже высокомарганцевая сталь сердечника крошится и слоится, да при одиночном проходе не смертельно, но плюсуем общий трафик по данному направлению из Ваших поездов по 7000т и видим что гарантийной наработки тоннажа для крестовин Р-65 1/11, а это 120млн.тонн не получается, нужно менять раньше ибо сердечник в труху.
    А, это-ли не дополнительная нагрузка на инфраструктуру пути??
    Тоже самое по острякам и кривым участкам пути, да ездить можно, но межремонтный период такие нагрузки значительно сокращают.
    -
    По скоростям: по ПТЭ - 1/11 40км/ч, 1/9 25км/ч по боковому,
    Пора Ваши ленты глянуть, раз так легко цифрами разбрасываетесь. winked

    пора вам не в теории а на практике побывать на ж.д. транспорте))))))) :
    -РЕЛЬСЫ И СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

    3.13. Рельсы и стрелочные переводы на главных и станционных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов).

    Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются инструкцией МПС.

    3.14. Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок:

    на главных и приемо-отправочных пассажирских путях - не круче 1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, - не круче 1/9; стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовины марки 1/9. Допускается отклонение пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки 1/9, если замена таких переводов на марку 1/11 вызывает переустройство стрелочных горловин, осуществить которое в данное время не представляется возможным;
    на приемо-отправочных путях грузового движения - не круче 1/9, а симметричные - не круче 1/6;
    на прочих путях - не круче 1/8, а симметричные - не круче 1/4,5.
    Примечание: Для определения фактической марки крестовины необходимо найти отношение ширины сердечника (b) к его длине (l) от математического центра крестовины (А) до "хвоста" (Рис.3.14).
    идите на !!!!!!!!!!!!
    leron
  23. leron 9 ноября 2014 22:13
    Господа, я рад за вас что вы каким то образом знаете что то поверхностно о ж.д. транспорте. послушайте 3ёх человк, реальных работников РЖД а не выпускников МИИТ которые о ж.д. слышали только на лекциях, но не судите о ом чего не знаете о РЖД и о её возможностях по пропуску БЖРК....
    leron
    1. dimasialyt 10 ноября 2014 14:55
      Юнош,Вы успокойтесь уже,не бейтесь лысиной о паркет. Я в 1993-м сел за правое крыло локомотива,3-й млн.км. пошел,до-сих пор вылезти не могу! Вы несете бредятину,просто так,видимо,руки чешутся,видимо...НЕ ПОЗОРЬТЕ ПРОФЕССИЮ,МАШИНИСТ!
    2. dimasialyt 11 ноября 2014 03:01
      Цитата: leron
      жду вашу версию ПТЭ

      Не ждите. Достаточно последней версии ПТЭ,кастрированной в пользу коммерсантов от ж/д. Просто основной массе форумчан эти Правила крайне фиолетовы,Вы-же нахламили кучу дров мимо темы статьи. В любой отрасли существуют свои буквари,но для чего их здесь постить?! fool Ну,а по поводу позора и неважности стажа/опыта...Промолчу.
  24. ТОР2 10 ноября 2014 19:37
    Народ, а чего Вы ругаетесь. Из Ваших коментов ясно, что людей беспокоит повышенное воздействие на путь, с последующим его износом. Так при разработке новых БЖРК или других бронепоездов будут даны соответствующие задания профильным НИИ. Пути решения этой проблемы могут быть самыми разными. От применения лёгких и прочных материалов, до создания новых элементов механической части уменьшающих воздействие на путь и облегчающих прохождение кривых и стрелочных переводов. При правильном подходе эти разработки можно будет использовать и на гражданке.
  25. leron 10 ноября 2014 19:46
    Цитата: dimasialyt
    Юнош,Вы успокойтесь уже,не бейтесь лысиной о паркет. Я в 1993-м сел за правое крыло локомотива,3-й млн.км. пошел,до-сих пор вылезти не могу! Вы несете бредятину,просто так,видимо,руки чешутся,видимо...НЕ ПОЗОРЬТЕ ПРОФЕССИЮ,МАШИНИСТ!

    жду вашу версию ПТЭ, у вас видимо альтернативная? я ссылку на официальный документ дал.... хотя вы уже опозорились... стаж не значит знания, давно доказано....
    leron
  26. Lance 11 ноября 2014 13:04
    Как ударную единицу БП современными средствами ЦУ и поражения разнесут из за горизонта. А как платформа для средств ПВО, КР, РЭБ и проч -годится. Только бронировать уже не нужно. Будет Боевой Поезд ))
  27. казак волгский 6 февраля 2015 12:37
    хорошая статья. по - делу. но думаю бронепоезда еще переживут второе рождение по - крайней мере у нас.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня