Исполнилось 95 лет со дня рождения Михаила Калашникова

Исполнилось 95 лет со дня рождения Михаила Калашникова


Михаил Калашников – конструктор с мировым именем. Главное его детище – автомат Калашникова – признан изобретением века и изображен на знаменах и гербах некоторых стран. На сегодняшний день около ста стран мира приняли на вооружение и используют автоматы Калашникова.

Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края. В 1936 году, окончив 9 классов школы, Михаил уехал в Казахстан, где работал в железнодорожном депо станции «Матай». Осенью 1938 года он был призван в армию и служил в Киевском особом военном округе, окончив школу механиков-водителей танка.


Уже там Калашников проявил свои изобретательские способности – разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ, создал прибор для учета моторесурса танкового двигателя. За последнее изобретение в январе 1941 года генерал армии Г.Жуков вручил Калашникову именные часы и командировал его в одну из частей Московского военного округа, на базе которой проводились испытания прибора.



После завершения испытаний Михаила направили на Ленинградский завод им.Ворошилова, для доработки и внедрения его изобретения в производство. Великую Отечественную войну Калашников начал в августе 1941 года командиром танка, но в октябре под Брянском был тяжело ранен и несколько месяцев провел в госпитале, где и загорелся идеей создания своего образца автоматического оружия, делал наброски и чертежи.

После госпиталя Михаил, находясь в отпуске на долечивании, вернулся в Матай, где в мастерских депо он создал опытный образец пистолета-пулемета. Этим изобретением Калашникова заинтересовался известный ученый в области стрелкового вооружения А.Благонравов. В 1942 году Калашников был направлен на службу в Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления Красной Армии. Там с 1945 года Михаил начал разработку своего автоматического оружия.

После конкурса проект его автомата был признан достойным для изготовления, и в 1949 году автомат был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» (АК), а Калашников командирован в Ижевск для работы на машиностроительном заводе, где проработал практически до конца жизни. В последующие годы на базе АК в конструкторском бюро Калашникова были разработаны десятки образцов автоматического стрелкового оружия, впоследствии принятых на вооружение.

Также Михаил Тимофеевич известен и как конструктор пулеметов, а его охотничьи самозарядные карабины «Сайга» завоевали огромную популярность у любителей охоты в нашей стране и за рубежом. Более десятка модификаций карабинов выпускаются и ныне. Генерал-лейтенант и доктор технических наук Калашников имел 35 авторских свидетельств на изобретения и являлся академиком 16 различных российских и зарубежных академий.

Он - Почетный гражданин Ижевска, Удмуртии, Алтайского края и села Курья, был Депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов. Лауреат многих государственных премий, Герой России, Калашников был награжден многими советскими и российскими орденами и медалями, а также государственными наградами других стран. Несмотря на возраст, в последние годы (до 2012 года) Михаил Тимофеевич не оставлял работу в КБ Ижевского машиностроительного завода, являясь главным конструктором по стрелковому оружию, консультантом генерального директора «Рособоронэкспорта» и президентом Союза российских оружейников.

Он - автор нескольких книг воспоминаний, являлся членом Союза писателей России. Калашников был женат. Его супруга Екатерина, с которой он познакомился в конце войны, умерла в 1977 году. В этом браке родилось четверо детей – сын Виктор и три дочери: Нелли, Елена и Наталья (погибла в 1983 году). Помимо работы Михаил Тимофеевич увлекался классической музыкой и поэзией, любил охоту и рыбалку. До последних дней он и по дому старался все делать сам, считая, что труд – это лучшее лекарство от всех болезней и старости... Скончался легендарный конструктор-оружейник Михаил Тимофеевич Калашников 23 декабря 2013 года в Ижевске в возрасте 94 лет, после тяжелой болезни.
Первоисточник: http://www.calend.ru/person/6150/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 49
  1. Волосатый сибиряк 10 ноября 2014 10:52
    Человек прожил достойную жизнь. Помянем.
    1. nikrandel 10 ноября 2014 11:02
      Калашников – алтайский гений,
      Светило оружейных дел.
      Поток его изобретений
      Порой не ведает предел.
      «АК» на злобу конкурентам,
      Прослыл достойным аргументом
      Одним из символов борьбы.
      В нём простота, надёжность, сила
      Прославив имя Михаила,
      Лёг силуэтом на гербы!
      1. yushch 10 ноября 2014 12:17
        Таких людей,обычно называют коротким,но веским русским словом-ГЛЫБА!!!
      2. кот бегемот 10 ноября 2014 18:03
        Самое интересное,что он был сержантом и академий не заканчивал,а ведь стал генералом! А я считаю что за такие заслуги можно дать звание и выше,но дело не в звании а в авторитете. Так Калашников М.Т. мог любой кабинет откывать ногой ,но этого не делал потому как был наделн скромностью и немного стеснялся своей популярности. Вот такой был одаренный и скромный человек.
    2. МИХАН 10 ноября 2014 11:03
      Настоящий русский мужик был ..! Бескорыстие честность преданность Родине!Мы в России (и не только) Вас помним и всегда будем помнить и гордится..! hi Настоящий человек! Помянем... drinks
      1. major071 10 ноября 2014 11:11
        Помянем...
        Конструктора и Человека!
    3. Комментарий был удален.
    4. Interface 10 ноября 2014 11:47
      Не дотянул немного до юбилея. Хороший был человек.
    5. макс702 10 ноября 2014 14:53
      Вот все знают что он создал лучший автомат АК47 , но почему то забывают что он и создатель лучшего пулемета ПК! Понятно что данный вид оружия не такой массовый как АК но именно в ПК Калашников подтвердил свою оружейную гениальность!
      1. Siberiya 10 ноября 2014 22:53
        Замечательный человек и замечательное стрелковое оружие
    6. Altona 10 ноября 2014 15:44
      Цитата: Волосатый сибиряк
      Человек прожил достойную жизнь. Помянем.

      ---------------------------
      Я ещё не осознал, что Михаил Тимофеевич умер...Как то долго воспринимаешь человека как живого...
      1. СОБ 10 ноября 2014 21:25
        Согласен, у меня такое же ощущение. Однако земля пухом.
      2. Viktortopwar 10 ноября 2014 23:47
        Он навсегда вошел в историю страны!
        Viktortopwar
  2. Гигант мысли 10 ноября 2014 10:53
    Природа мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни.
  3. ispaniard 10 ноября 2014 10:54
    Эх "Дед", "Дед"... Жалко, что ушёл из жизни не дожив до юбилея. Пусть земля тебе будет пухом Михаил Тимофеевич, помним тебя любим, ровняемся.
  4. Дмитрий 2246 10 ноября 2014 10:57
    Великий, талантливый самородок России.
    Создал оружие перевернувшие весь миропорядок.
    1. bazilio 10 ноября 2014 14:20
      Цитата: Дмитрий 2246
      Создал оружие перевернувшие весь миропорядок.

      Согласен, от себя добавлю- он создал оружие, ставшее символом и эталоном. Легендарный человек. Вечная память.
    2. Комментарий был удален.
  5. SAM 5 10 ноября 2014 11:00
    Честь и слава Михаилу Тимофеевичу!
  6. митридат 10 ноября 2014 11:01
    Калашников - человек-легенда
  7. RBLip 10 ноября 2014 11:05
    М.Т.Калашников - "убивает не оружие, убивает человек". точнее не скажешь...
  8. ArtyByrd 10 ноября 2014 11:06
    Интересно ваше мнение по данному поводу: http://grani.ru/blogs/free/entries/222745.html
    Взял первый попавшийся материал по теме из Интернета.
    Как вы думайте, какова реальная заслуга М.Т. в создании АК? (звучит провокационно, знаю). И какое место во всей этой истории занимает Шмайссер?
    1. Майор_Вихрь 10 ноября 2014 11:16
      Цитата: ArtyByrd
      http://grani.ru/blogs/free/entries/222745.html



      Автор опуса по Вашей ссылке вообще плавает в истории оружия, что советского, что американского. Там даже обсуждать нечего. Очередной "диванный эксперт" с альтернативным виденьем истории.
    2. SAM 5 10 ноября 2014 11:19
      ИМХО За основу может и был взят "Шмайссер"(здесь ничего зазорного), Но доводили до ума и совершенствовали люди во главе с Калашниковым.
      1. Майор_Вихрь 10 ноября 2014 11:28
        Цитата: SAM 5
        ИМХО За основу может и был взят "Шмайссер"(здесь ничего зазорного), Но доводили до ума и совершенствовали люди во главе с Калашниковым.


        Вояки захотели "такой как Шмайссер",изучив немецкий трофей, а у Калашникова получился еще лучше laughing
      2. Morfius 10 ноября 2014 16:08
        Сэм 5, вы очень верно подметили "доводили до ума и совершенствовали люди во главе с Калашниковым."
    3. bunta 10 ноября 2014 12:31
      Цитата: ArtyByrd
      мнение по данному поводу:


      Уж в такой-то день!

      http://topwar.ru/40021-hu-iz-gerr-shmaysser.html
      http://topwar.ru/56746-shmaysser-v-izhevske.html
    4. bunta 10 ноября 2014 12:31
      Цитата: ArtyByrd
      мнение по данному поводу:


      Уж в такой-то день!

      http://topwar.ru/40021-hu-iz-gerr-shmaysser.html
      http://topwar.ru/56746-shmaysser-v-izhevske.html
    5. Старый Циник 10 ноября 2014 13:49
      Догорой Вы мой человечек!
      Юзайте "Грани" и далее, они Вас до цугундера доведут. Вернее - до Болотной...

      Вы, случаем, не из "Блевада-Центра"?
      Старый Циник
    6. bazilio 10 ноября 2014 14:30
      Цитата: ArtyByrd
      Как вы думайте, какова реальная заслуга М.Т. в создании АК? (звучит провокационно, знаю). И какое место во всей этой истории занимает Шмайссер?

      по данному вопросу есть масса статей с поровержением подобных слухов. Не буду кидать ссылки, скажу проще- сравните узлы газоотвода, УСМ, и принципы запирания затвора у обоих образцов- штурмгевера и АК. Само краткое описание систем запирания говорит о различии- у штурмгевера запирание перекосом, у АК запирание поворотом затвора вокруг продолной оси. В противном случае можно заявлять что все, не только АК, но и М16, ХК Г3, ФН ФАЛ и прочие автоматы скопированы со штурмгевера потому что- 1. есть ствол, 2. есть магазин, 3. есть газоотвод, 4. есть прклад и пистолет. рукоятка))))
      1. fennekRUS 10 ноября 2014 16:55
        Да ребята в механике плавают, зря вы бисер мечете. Если б у СКС был отъемный секторный магазин и пистолетка-можно было холиварить на тему-Шмайсер спер идею у Симонова wink
        Поддерживаю ваши выводы, на все 100 % .
      2. 538246 12 ноября 2014 07:44
        У меня вопрос к специалистам.Всегда интересовало как поучалось что на поле боя в Афганестане по сути встечались не АК и М-16 а АК против
        АК? Ведь политики по большому счету уровняли шансы. Да нужно помогать
        братьям по оружию Китай, Египет итд .Но как потом оказалось воевали клоны КАЛАШНИКОВА?Очень интересная тема.
        1. fennekRUS 13 ноября 2014 01:25
          Доказательства есть ? Развлекуха на лагерном стрельбище с трофеями не в счет. А муджахеды были не настолько богаты, чтобы покупать м-16 , да еще и снабжение к ним. Трофейные боеприпасы, более дешевое и простое оружие. Оттого АКМ воевали против АКМ.
          Цитата: 538246
          Очень интересная тема.

          тема бесспорно интересная, напишите свою статью-обсудим!
  9. Витёк 10 ноября 2014 11:06
    Гениальный человек! Вечная память талантливуму самородку РОССИИ!
  10. baraban 10 ноября 2014 11:07
    Вечная память !
    baraban
  11. Майор_Вихрь 10 ноября 2014 11:09
    Читаешь историю создания автомата Калашникова и понимаешь, что помимо упорства и настойчивости самого конструктора, его еще и окружали не менее талантливые люди, которые помогли ему избежать критических ошибок в конструкции и сделать революционный по своей сути образец ручного стрелкового оружия.

    Пока АК дошел до серийного образца, он претерпел множество серьезных изменений в конструкции - а это колоссальная работа по своим объемам.

    Хотя, идею "автомата" под промежуточный патрон нашим военным подкинули конечно немцы. Правда, довести до ума они его уже не успели. Американский легкий карабин M-1 был менее интересен.
    1. МихалЪiч 10 ноября 2014 12:24
      Идею промежуточного патрона обосновал еще Федоров, но тяжелое военное положение вынудили применить в его автомате доступный японский патрон.
      1. Старый Циник 10 ноября 2014 13:46
        Браво, МихалЪiч!!!

        Приятно лицезреть образованного человека...
        Старый Циник
        1. Майор_Вихрь 10 ноября 2014 14:33
          Только кому нужен был Фёдоров со своим автоматом после революции? Пока немцы конкретно не прижали и не поставили перед фактом, что у ПП дальность эффективного огня маловата, а у точной и дальнобойной винтовки, в том числе и у самозарядной, плотность огня уже не отвечала возросшим требованиям к индивидуальному стрелковому оружию.
          Калаш создавался на основании опыта и статистики применения огнестрельного оружия в двух последних мировых войнах. И ближе АК-47 всё-таки к немецкому образцу, чем к автомату Федорова. Автомат Фёдорова - это Прародитель автомата, который успешно был похоронен на долгие годы "Маршалами-Каваллеристами".
          1. вдв 10 ноября 2014 15:48
            Почитай создание автомата Федорова и причину его не распротронения
            вдв
            1. Майор_Вихрь 10 ноября 2014 16:41
              Цитата: вдв
              Почитай создание автомата Федорова и причину его не распротронения



              Спасибо, читал. Но устройство автомата Федорова и технологии его производства в корне отличны от таковых у АК-47.

              Федоров впервые предложил сам термин "автомат" применительно к стрелковому оружию и его концепцию, как оружия, совмещающего в себе возможности самозарядной винтовки и легкого пулемета. Планировал он и создание специального боеприпаса под такое оружие. Но успел выпустить только небольшую серию своих автоматов под японский винтовочный патрон.

              Видел фотографии, где автоматы Федорова использовали в Советско-Финскую войну. Но выпущено их было мало и саму конструкцию автомата не совершенствовали.
    2. Игорь39 10 ноября 2014 13:24
      АК,АК все про АК,ПК машинка тоже хорошая!
    3. Morfius 10 ноября 2014 16:12
      его еще и окружали не менее талантливые люди, которые помогли ему избежать критических ошибок в конструкции и сделать революционный по своей сути образец ручного стрелкового оружия.

      Если не сказать больше.
  12. renat.004 10 ноября 2014 11:10
    Калашников-наш герой!!!
  13. Хубун 10 ноября 2014 11:11
    Гордость нашей Родины
  14. сибирский 10 ноября 2014 11:12
    Талантливый человек-алмаз-самородок....ОРУЖЕЙНЫЙ СУВОРОВ..............Таких родить может только российская земля..........
  15. Александр В 10 ноября 2014 11:13
    От простой пехоты БОЛЬШОЕ СПАСИБО.
  16. Обер.К 10 ноября 2014 11:21
    От всех кто использовал его изобретения в утверждении мира на земле НИЗКИЙ ПОКЛОН!!! soldier
    Вечная ему память и всенародная любовь!!! drinks
  17. pahom54 10 ноября 2014 11:22
    Калашников - это человек-легенда не только советско-российского, но и мирового масштаба...
    Светлая и долгая память ему, и огромное спасибо за созданное им оружие...
    pahom54
  18. a.s.zzz888 10 ноября 2014 11:26
    Его имя - на еще многие поколения! И как бы там ни было, а все семейства АК так же еще на многие поколения!
  19. ArtyByrd 10 ноября 2014 11:43
    Спасибо за мнение!
  20. bionik 10 ноября 2014 11:45
    Человек эпоха!!!
  21. nnz226 10 ноября 2014 11:50
    Человек - национальное достояние России!!
  22. Izhevec 10 ноября 2014 11:57
    Вечная память великому Человеку!Мы тебя помним Михаил Тимофеевич!
  23. ODERVIT 10 ноября 2014 12:22
    Я горжусь тем, что держал в руках и нёс службу с автоматом Михаила Тимофеевича Калашникова. Вечная память.
  24. Колян 2 10 ноября 2014 12:34
    Самый вкус АК-47 машинка ёёёёёёё одни маты плюсом
  25. Loner_53 10 ноября 2014 12:57
    Царствие Небесное!И Вечная память!Такие Люди гордость РОССИИ! hi
  26. Огонь 10 ноября 2014 12:59
    ЭТО НЕ ПРОСТО ЧЕЛОВЕК ЭТО СИЛА ДАРОВАННАЯ С ВЕРХУ !!!
  27. Серый 43 10 ноября 2014 13:04
    Он создал оружие,пусть и с не самыми выдающимися параметрами,зато простое и надёжное,отлично выполняющее свою работу.
  28. Старый Циник 10 ноября 2014 13:43
    Текст статьи принципиально не читал.
    Михаил Тимофеичу - Царствие Небесное!!!
    И низкий поклон...

    Коллеги, много слов не надь... Лучше давайте так: каждый сегодня после работы не будет лететь домой, а хотя бы на пять минут заскочит в Храм, и поставит там свечку за упокой Души раба Божиего Михаила, а?

    Этим мы отплатим ЕМУ в 100500 раз больше, чем славословиями...
    Старый Циник
  29. bunta 10 ноября 2014 14:13
    Сегодня мы с сыном провели в его 4-м классе клубный час на тему о Калашникове и его автомате. Всем понравилось. Вот так и отметили день рождения.
  30. ежик в тумане 10 ноября 2014 15:53
    долго думал,что написать но потом понял,не нужно ничего,все и так уже сказано,ведь кто держал в руках АК любой модификации запомнит эти ощущения на всю жизнь,я со своим акс 74 прошел огонь и воду.ни разу не подвел, Слава Вам Михаил Тимофеевич и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ..
  31. кот бегемот 10 ноября 2014 17:52
    Вечная память и Слава легендарному "левше"! Он сделал то оружие которое стало легендой, безотказное как 3х-линейка но автоматическое. Именем этого человека можно гордится ,и шейхи арабских стран называли своих сыновей КАЛАШНИКОВЫМ.
  32. Zoldat_A 10 ноября 2014 20:39
    Спасибо ему за жизнь. Поклон земной. Память на века.
  33. Вожик 11 ноября 2014 08:50
    Такие, как Калашников - вот элита России и веха истории человечества!
  34. БезРодины 11 ноября 2014 21:13
    Гениальнейший человек, создал гениальное оружие! Вечная память ему!
  35. 538246 12 ноября 2014 07:17
    Легендарная личность!Алтайский самородок ограненый руками народа!ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
  36. 538246 12 ноября 2014 08:04
    У меня вопрос к специалистам.Всегда интересовало как поучалось что на поле боя в Афганестане по сути встечались не АК и М-16 а АК против
    АК? Ведь политики по большому счету уровняли шансы. Да нужно помогать
    братьям по оружию Китай, Египет итд .Но как потом оказалось воевали клоны КАЛАШНИКОВА?Очень интересная тема.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня